праведнаго Лазаря четверодневнаго, и пожертвовал 500 пудов хлеба на содержание больных. Минувшим летом приехал и врач Дм. Самойлович Гимер, знакомый с таким делом по службе в Ташкенте. Он уже водворился там пока в доме сестер милосердия, построенном по распоряжению г. якутскаго губернатора В. Н. Скрипицына. На первых порах своей деятельности он предлагает построить зимний лазарет, превратив ранее построенныя юрты в летнее помещение для больных. По делу открытия приюта прокаженных в Ви- люйском округе, преосвященнейшему архипастырю якутскому, при письме г. Обер-Прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева от 30 октября 1892 года, изявлена благодарность от архиепископа кентерберийскаго, примаса всей Англии и митрополита. Обезпечивая дело в Вилюйском округе, где вместо 100 явно зараженных, окажется зараженного, вероятно, целая тысяча инородцев, преосвященный заботится в то же время о прокаженных Колымскаго округа, и поставляет дело гораздо проще. Заботу о прокаженных он возлагает на приходское попечительство Средне-Колымскаго Покровскаго собора; при чем ходатайствует об ассигновании из сборной суммы 5.000 руб., дабы из % оной оказывать пособие страждущим, и устроить для них богадельню, или юрту в качестве приюта в местности, отвечающей санитарным условиям такому назначению. Путешествуя летом 1893 года па Булун, т.е. к Северному Ледовитому океану, преосвященный по течению Лены видел до 5 человек, пораженных головною проказою и послал им смоляные колпаки для скорейшаго заживления шелудей и струпьев на голове. Несмотря на свои неутомимыя занятия делами миссионерства и епархиального управления, преосвященный Мелетий успел ознаменовать свое служение многими литературными трудами. Кроме проповедей, мпссионерских записок и отчетов по Забайкальской и Иркутской миссиям, которые с 1864 г. печатались в «Иркутск. Еп. Ведомостях» и перепечатывались в «Страннике» и «Прав. Обозрении», полных исторического и этнографического интереса 17 , им были напечатаны: «Торжество христианства в Тугнце и храм Христа Спасителя» («Ирк.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

по 24 декабря 1853 г. Даровитый по природе и всесторонне образованный высокопреосвященный Нил много путешествовал по дальневосточным окраинам и был отличным знатоком инородческих вероучений. Его сочинение «Буддизм, рассматриваемый в отношении к исследовании его обитателей в Сибири», считается до сих пор выдающим капитальным трудом. Также замечателен отчет владыки Нила Св. Синоду, напечатанный в «Хр. Чтении» за 1849 г, и много интересного представляют все его записки, помещенные в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1868,9–10 гг. Его личность и высоко-художественный талант по части оценки иконописного творчества и глубокого понимания ближайших задач истинного миссионерства охарактеризованы в удивительных чертах нашим знаменитым писателем H. С. Лесковым в прекрасном рассказе «На краю света». Владыка Нил основал в 1845 г. в 257 вер. от Иркутска на левом берегу р. Иркута при Туранских минеральных источниках Нило-Столбенскую пустынь, служащую благоустроенным пристанищем для больных. Он оставил в наследие петербургскому университету собранный при путешествиях по Сибири прекрасный минералогический кабинет. В заботах о нуждах диких северо-восточных окраин Сибири он исходатайствовал учреждение с 1852 г. Якутского викариатства, в чем ему помог тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири H. Н. Муравьев – граф Амурский, с которым высокопреосвященный Нил состоял в большой дружбе. Встретив в 1841 г. Иннокентия Вениаминова , возвращавшегося из Петербурга в сане епископа Камчатского, архиепископ Нил в сослужении с ним рукоположил 6 апреля 1841 г. ревностного миссионера из воспитанников Рязанской семинарии Дмитрия Хитрова в священники якутской Преображенской церкви. Впоследствии Дмитрий был походным протоиереем-миссионером в Якутском крае, потом ректором семинарии, а с 9 февраля 1868 г. под именем Дионисия викарным епископом сначала Иркутской, затем Камчатской епархии и, наконец, с 12 января 1870 г. епархиальным епископом Якутским и Вилюйским. Преосвященный Дионисий оставил по себе славу истинного просветителя якутов, как составитель азбуки и грамматики их языка и переводчик для них Евангелия, Апостола и некоторых богослужебных и общеполезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

– Судя по тому, что и те якутяне, которые были в Церкви в советское время, и те, кто ещё только на пути к Богу, и профессионалы-историки, и прихожане, являющиеся непосредственными участниками событий, со слезами на глазах благодарят, восхищаются, радуются, – что-то нам удалось. Хотя, конечно, я понимаю сейчас: о чём-то не сказала, кого-то не упомянула или слишком вскользь… А о ком-то ещё пока нельзя говорить так, как хочется, – как мы могли сказать о незабвенном владыке Зосиме (Давыдове). Время не пришло. Да и его, времени, как всегда не хватало – не можем мы угнаться за епископом Романом ( улыбается) . Недаром главку, посвящённую его периоду, мы назвали «На высоких скоростях». Много сил ушло на выяснение дат, деталей событий, потому что некоторые документы не сохранились, мало кто думал о них в начале пути, или же в них был разнобой, а уж про воспоминания, что и говорить… Татьяна Данилевская расшифровывала километры записей, а потом выяснялось, что на эти рассказы почти нельзя опереться – или всё одно и то же, или, напротив, одни и те же события совершенно по-разному вспоминаются. Причём каждый настаивает на своей версии. Татьяна Данилевская         – В чём была главная задача юбилейного выпуска «Логоса»? Ведь вы сразу предупредили читателей, что полной картины происходившего в епархии за 20 лет они не найдут, но надеетесь, что смогут ощутить главное: возрождение Православия в Якутии – это дело Божие и человеческое, дело веры во Христа и попытки жизни по Евангелию. – Преосвященный владыка Роман благословил сделать спецвыпуск, посвящённый юбилею Якутской епархии, точнее множеству юбилейных дат. Поскольку сами праздничные мероприятия были уже описаны в «Епархиальных ведомостях», мы решили рассказать о людях, хранивших и возрождавших православную веру в нашем крае, о дне прошедшем и сегодняшнем. Причём так, чтобы это было интересно постоянным читателям «Логоса». Книга по истории, даже написанная для широкого круга читателей, всё равно крайне ограничивает автора – таковы законы жанра. Здесь же мы с Татьяной попытались основной, более или менее официальный, текст разбавить журналистскими материалами – живыми воспоминаниями, интервью, маленькими эссе, наполненными юмором, размышлениями, рассуждениями, пусть спорными, зато искренними, – то есть всем, что в книге было бы неуместно. Мы делали материалы с теми, кто откликался на наш зов, и с кем была возможность связаться (а это тоже оказалось непросто!). В результате получилось то, что получилось. И мне кажется, что этот сборник, кроме того, что представляет интерес сам по себе, является ещё и хорошей основой для третьей части книги по истории Православия в Якутии.

http://pravoslavie.ru/71972.html

На страницах «Якутских епархиальных ведомостей», структурно разделенных на официальный и неофициальные отделы, публиковались как правительственные и епархиальные распоряжения, отчеты о служении, о работе открываемых школ и библиотек, слова поучения и речи, так и разнообразные историко-философские и богословские сочинения, записки и исследования. На протяжении двух лет (начиная с 12 за 1887 г.) редколлегия знакомила читателей и подписчиков с записками епископа Иакова (Домского), сделанными во время его путешествия и многочисленных пастырских поездок по территориям вдоль р. Лены. Нельзя не процитировать слова, с которых начинался рассказ владыки: «Лена – величайшая река на свете. Она замечательнее всех сибирских рек по своему пространству или протяжению. […] Такое чудо природы не всякий может оценить без научной подготовки и относящихся к этому предмету специальных знаний. За недостатком специальных знаний требуется, по меньшей мере, любовь к красотам природы и наблюдательность, но эта наблюдательность дается немногим» 83 . Очарованный за годы своего служения мощью сибирской реки, красотой природы, суровостью климата, испытав «одолевающее чувство сиротства и одиночества», епископ Иаков (Домский) не постеснялся признаться в том, что он «не сразу оценил особенности» предназначенной для его пастырского служения земли, не сразу осознал, что это за замечательный край, «где села и города редки и представляются взору сразу, как говорится, без предисловий» 84 . При первом знакомстве с местом своего служения и осмотре епархии, делая заметки в дневниках, архипастырь сформулировал первые ближайшие цели своего служения в Якутии. Он, встречаясь людьми, живущими на огромной территории, изучая их быт и нравы, писал: «Все это побуждало меня осуществить благие намерения о просвещении страны, нравственном возвышении ее, учреждении приходских и миссионерских школ, церковной и внебогослужебной проповеди, церковных библиотек, увеличении числа благочинных, учреждении годичных ревизий и многое другое. Конечно, вводя эти улучшения, я должен был во всех отношениях служить примером благотворения, заботливости, просветительной деятельности» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Син. от 2/23 июля 86 г. 226 , а в клировых ведомостях старой формы сии сведения о недвижимой собственности духовных лиц помещать в графе о прохождении службы (опред. Син. 1886 г. 227 . §6. Переход священно-церковнослужителей на службу в другие епархии. Лица, имеющие права на занятие священно-церковнослужительских мест, в случае желания поступить на службу в пределах Сибирских епархий, Камчатского края и Якутской области, обращаются с просьбами о сем к своим епархиальным преосвященным, по принадлежности, и при этом представляют в подлинниках или засвидетельствованных копиях документы о происхождении, образовании и поведении. Преосвященные, по получении таковой просьбы, входят в сношения с Преосвященными тех епархий, куда кто просится, и о последствиях своих сношений, буде получится согласие на принятие просителя, доносят Синоду для распоряжений об ассигновании прогонов 228 . Права и преимущества службы на должностях священно-церковнослужителей в Сибирских епархиях по существующим законоположениям изложены в Определении Синода от 1891 г. за 229 . В рассматриваемый же нами период по данному вопросу состоялись следующие постановления: 1) в 1882 г. Марта 30-го положено: «кандидатам священства, отправляющимся из внутренних губерний России на служение в Тобольскую, Томскую и Енисейскую епархии, выдавать путевое содержание и единовременное пособие на первоначальное обзаведение в тех же размерах, какие установлены 26 янв. 1863 г. для кандидатов священства, поступающих на службу в Иркутскую епархию, т.е. сверх установленных прогонов по 60 коп. в сутки на путевое содержание и по 300 руб. в пособие на первоначальное обзаведение, с тем, чтобы означенные прогонные и суточные деньги, а также пособие на первоначальное обзаведение были выдаваемы отправляющимся в вышеупомянутые епархии, применительно к Высочайше утвержденному, 18 февр. 1858 г., положению Сибирского Комитета, на местах отправления 230 ; 2) в 1884 г. мая 8-го в изменение и дополнение Высочайше утвержденного, 18 февр. 1858 г., положения Сибирского Комитета о представлении духовенству Камчатской епархии некоторых прав и преимуществ относительно пенсий, добавочного жалованья, путевых и других пособий (П.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Археологии Императ. Русского Археологического Общества; 18) Записки вост. отделения того же Общества; 19) Учёные Записки Импер. Юрьевского Университета; 20) Известия отделения Русского языка и словесности Импер. Академии Наук; 21) Известия Русского Археологического Института в Константинополе; 22) Известия Восточного Института; 23) Известия СПб. Лесного Института; 24) Руководство для сельских пастырей; 25) Душеполезное Чтение; 26) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 27) Сообщения Импер. Православного Палестинского Общества; 28) Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских; и Епархиальные Ведомости: 29) Архангельские; 30) Благовещенские; 31) Екатеринбургские; 32) Калужские; 33) Кишинёвские; 34) Нижегородские; 35) Оренбургские; 36) Орловские; 37) Саратовские; 38) Ставропольские; 39) Тверские; 40) Уфимские: 41) Якутские и 42) Ярославские. —274— 95 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1903 и 1904 года. 96 . Поступили в дар библиотеке бумаги и книги покойного профессора Академии Д. Ф. Голубинского ; они пока не приведены в полную известность. Определили: Благодарить жертвователей. VI. а) Отзыв о. Инспектора Академии Архимандрита Иосифа о кандидатском сочинении действительного студента Академии Владимира Цветкова на тему: „Диаспора“: „Довольно солидное – как по объёму, так и по содержанию – сочинение г. Цветкова (686 стр.) состоит из 7 глав с небольшими – предисловием в начале и заключением в конце. В предисловии (1–11 стр.) автор устанавливает точку отправления для внешней истории диаспоры, ведя её начало, главным образом, от двух массовых переселений евреев из Палестины – при Салманассаре и Навуходоносоре. Упомянув кратко о дальнейших, отчасти насильственных, отчасти добровольных рассеяниях евреев по известнейшим странам древнего мира, на основании сообщений Сивиллы, Страбона, Флавия, Филона и др., а также Деяний Апостольских, автор переходит в I главе (11–150 стр.) к рассмотрению внешних судеб еврейской диаспоры, начиная с Азии, продолжая – в Африке (Египте) и затем в Европе (Рим и др. пункты), причём временной границей обзора судеб вне-Палестинского еврейства служат события Палестинской войны, положившие конец политической жизни Израиля и начало его настоящему состоянию в безнадёжно-общем рассеянии среди всех народов земли. Предметом II и III глав (151–214 и 214–262 стр.) служит вопрос о внутренней организации и гражданской правоспособности еврейских общин, рассматриваемой довольно научно и с достаточною полнотой и основательностью. В этом отделе автор даёт ряд обстоятельных картин из жизни рассеянного еврейства при различных условиях, определявшихся характером и различными отношениями к евреям эпох, правителей, стран и народов. Здесь мы знакомимся с важнейшими изменениями в судьбах и жизни евреев не только за время до разрушения Иерусалима, но и далее – до Юстиниана. IV глава

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва, 1911, три экз.; х) Cruautés Bulgares en Macedoine Orientale et en Thrace 1912–1913. Athènes, 1914, два экз.; ц) Fac-similés de certaines lettres trouvées dans le courrier du 19-me régiment de la VII-me division grecque, saisi par les troupes bulgares dans la region de Razlog. 1913. Sofia, 1913; ч) Documents sur les atrocités grecques. Sophia, 1913; ш) Atrocités Bulgares en Macédoine. Athènes. 1913, пять экз.; щ) Réponse а la brochure «Atrocités Bulgares en Macédoine». Sophia, 1913. 116) От Библиотеки Студентов Академии – а) журнал: Православная Урмия 1913–1914 гг., и б) 31 название Епархиальных Ведомостей 1913 и 1914 гг. 117) Получались в дар следующие периодические издания: а) La Bibliographie: б) Allgemeine Bibliographie; в) Current Literature of the mont; г) Mitteilungen B.G. Teubner der Neuigkeiten des Deutschen Buchhandels; д) Wöchentliches Verzeicbniss; e) The Church Union Gazette; ж) Вестник «Народного Дома»; з) Американский Православный Вестник; и) Гость; i) Отклики; к) Китайский Благовестник (1914 г.); л) Итоги жизни (1914 г.); м) Вестник Психологии (1914); и) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник; и Епархиальные Ведомости: о) Архангельские; п) Екатеринбургские; р) Оренбургские; с) Орловские; т) Ставропольские; у) Тверские; ф) Якутские. 118) В Библиотеку практических занятий; а) от и.д. Доцента Академии Свящ. И.М. Смирнова – его брошюра: Древне-церковно-славянский язык и его возможное жизненное применение. Сергиев Посад, 1913; и б) От Профессора Академии С.И. Смирнова – его книга: Древнерусский духовник. Москва, 1913. Справка: 1) Устава духовных академий § 213: «Состояние библиотеки и наличность библиотечного имущества ревизуются ежегодно ревизионной комиссией, особо назначаемой Советом —766— Академии». – 2) По § 109, лит. б п. 13, того же устава «назначение ревизионной комиссии для проверки библиотеки (§ 213)» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки ординарному профессору Академии С.П. Соболевскому и доценту Академии иеромонаху Варфоломею (Ремову) , – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IX. Предложение Преосвященного Ректора Академии: «В текущем первом полугодии 1914–1915 учебного года, и особенно к концу его, учрежденная по § 210-му академического устава для руководства выпискою различных изданий в библиотеку и для предварительного рассмотрения библиотечных вопросов Библиотечная Комиссия не имела возможности правильно функционировать, так как назначенный Советом председатель Комиссии – ординарный профессор А.А. Спасский, – к сожалению, тяжко заболел и вынужден был взять для лечения 4-месячный отпуск. – В виду сего предлагаю Совету Академии пополнить, на время болезни профессора А.А. Спасского, состав Библиотечной Комиссии еще одним лицом и возложить на того или иного из членов Комиссии обязанности председателя оной».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В авг. 1850 г. ему присуждена степень кандидата богословия. 3 мая 1851 г. назначен секретарем правления Иркутской ДС с сохранением учительских должностей. 21 янв. 1854 г. согласно решению правления назначен преподавателем французского языка во всех отд-ниях семинарии. С 9 окт. 1857 г.- помощник инспектора семинарии. 13 июня 1858 г. переведен на должность преподавателя словесности в открытую в том же году Томскую ДС, с 8 сент. 1858 г. назначен ее экономом. Домский также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии). Благодаря всестороннему образованию, эрудиции, умению ясно выражать свои мысли, он блестяще читал лекции, которые вызывали интерес студентов. ( Верещагин. 1889. 18. С. 281-282). В семинарии у Домского сложились дружественные отношения с ректором архим. Вениамином (Благонравовым ; впосл. архиепископ). 17 июня 1860 г. по благословению Томского архиеп. Парфения (Попова) и согласно решению Правления ДС назначен членом Комитета по составлению церковно-исторического и статистического описания Томской епархии. С архиеп. Парфением Домского связывали близкие духовные отношения. 8 окт. 1860 г. Домский был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Иакова, 10 окт. 1860 г. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея. 24 окт. того же года за труды в Томской ДС награжден набедренником. 25 нояб. 1861 г. И. переведен инспектором, преподавателем Свящ. Писания и др. богословских дисциплин в Иркутскую ДС. Также был цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска. 30 апр. 1865 г. «за отличную и ревностную службу» был возведен в сан архимандрита. Исполнял должность ректора Иркутской ДС с 3 сент. 1866 г. по 23 мая 1867 г., с 12 марта по 1 сент. 1868 г.- ректор ДС. С 1868 г. был цензором «Иркутских епархиальных ведомостей» . С 1 янв. 1868 г. по 15 авг. 1870 г.- член строительного Комитета по исправлению здания Иркутского ДУ. В окт. 1870 г. был назначен и. о. ректора Якутской ДС и ДУ, к-рые после пожара были переведены (3 окт.

http://pravenc.ru/text/200275.html

Владыка Иаков (Домский), согласившийся принять архиерейскую кафедру в 60-летнем возрасте и ставший вторым епископом Якутской епархии в 1884 г., также был незаурядным человеком. Он прослужил в Якутске до самой смерти. Выезжая в 1884 г. в Якутию на место своего последнего пастырского служения, епископ Иаков (Домский) не торопился сразу прибыть в столичный город этой далекой сибирской провинции России. Он принял решение объехать весь край, познакомиться с людьми, его населявшими, с их языком, бытом, верованиями, привычками, взглядами, узнать, каковы природа и климат Якутии. Необходимо было понять, как следует выстраивать христианскую проповедь . Почти 7 тысяч километров пути остались за его плечами. И как результат – подлинные знания и представления о народе, среди которого ему предстояло проповедовать и которому предстояло нести свет христианского вероучения и современные научные знания 73 . Это первое внимательное знакомство позволило епископу впоследствии грамотно и правильно выстраивать свои проповеди, обращенные к жителям Якутии. Во все последующие годы своего служения он постоянно совершал длительные миссионерские поездки по территории епархии, делал разнообразные заметки и путевые записки (опубликованы в 33 номерах «Якутских епархиальных ведомостей» за 1887−1889 гг.). На новом месте владыка, в первую очередь, позаботился о распространении грамотности среди якутского населения, об устройстве народных школ и библиотек. Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1884 г. возрождалась Якутская духовная семинария. В 1885 г. при Спасском мужском монастыре г. Якутска открыли миссионерскую школу с пансионом. При поддержке губернатора К.Н. Светлицкого и по инициативе владыки 9 апреля 1886 г. здесь была создана также бесплатная городская публичная библиотека-читальня. Библиотеке епископ Иаков подарил несколько сотен книг, пожертвовал крупную сумму денег на покупку литературы, а также постоянно жертвовал личные средства на выписку журналов и газет и на жалованье библиотекарю. В 1888 г. в Якутске учредили епархиальное женское училище, в котором обучались как дети местного духовенства, так и якуты. В итоге, за годы его епископства (всего за шесть лет) в епархии было создано 18 церковно-приходских школ и построено 6 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Я думаю, если бы какой фотограф снял картину моего владычня странствия, многие и премногие удивились бы этим ужасам, и тогда только могли бы оценить тяжести моего служения в сравнении с блаженным шествием иерархов, покоящихся в рессорной карете или в коляске. Если бы кто из таковых чем-либо провинился, то не нужно бы ему измышлять никакого рода наказаний, а достаточно было бы поручить ему хоть раз совершить странствие владычне по Якутской епархии в какое угодно время года. Холодно и мучительно зимой, но еще тошнее и мучительнее летом по причине жаров (солнце в некоторых местах целые два месяца не закатывается) и бесчисленного множества комаров. Вот какова жизнь Вашего дядюшки. Впрочем, я так свыкся с этими невзгодами, что мне жалко расстаться с Якутском. Здесь совсем другая жизнь, чем в благословенном нашем отечестве: много лишений, но немало и доброты и радушия, чего на родине не всегда можно обрести. При всем том, всем существом своим стремлюсь положить кости свои не где-либо, а непременно на родине; обаче предаю себя в волю Божию. Поклон твоей жене и детям. Любящий тебя Епископ Дионисий. Любезный племянник, Иван Григорьевич! на днях получил я 21 Рязанских епархиальных Ведомостей и с оскоминою прочитал извещение о несостоятельности пресловутого Скопинского банка. У меня там 6 т. рублей и процентов за два года 840 рублей. 8-го января послал я в Рязанский Окружный Суд два заявления: одно телеграммою – другое письменное с приложением самих билетов. Будет ли что толку из того? Как это все так провалилось вдруг? – и что за колодезь, поглотивший в себя такую массу капиталов? По закону, я обязан представить от себя доверенного, или, говоря нынешним языком, адвоката. Да что сделает адвокат, когда ничего нет? – в математике мудрецы как-то выводят, что минус на минус дает плюс; но простой ум не верит и тому, что плюс на плюс дает плюс. Ты ближе живешь к Рыкающему, проведай и извести меня, получат ли вкладчики хоть что-нибудь и есть ли из чего получить? Вопросы эти даю для того, чтобы знать; не лучше ли отказаться совсем от иску? Срок выдачи по моим билетам 8 марта 1883 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010