130 Название улуса происходит, возможно, от Хайта – приток реки Белой и гора Хайта, в Черемховском районе. На тувинском и якутском языках кая, кия, хая, хайа означают «скала», «утес», «гора с крутым скалистым склоном». 131 Рафаэль Санти (Rafaello Santi) (1483–1520) и Корреджио, (Correggio), Антонио Аллегри (1494–1531). Знаменитые итальянские живописцы эпохи Возрождения. 132 В Евангелии от Матфея ( Мф. 21:19 ) говорится о том, как Иисус подошел к придорожной смоковнице (инжирное дерево), но, не найдя на ней плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И эта смоковница тотчас засохла. В древних аллегорических толкованиях под смоковницей понимали Израиль, не «принесший плода», отвергнув Спасителя. В более общем понимании – притча о человеке, чья деятельность лишена смысла, не приносит результатов. 133 Возможно, точное название Ноэтский улус (при реке Иркуте и ручье Ноэ) в Тункинском районе. Население улуса к концу XIX в., по данным Патканова, составляло около 280 человек, исключительно бурятов. Источником названия также может быть название бурятского рода нойот, проживавшего в Тункинском районе. 134 Перевод православного катехизиса на монгольский язык. Установить достоверно, о каком переводе идет речь и кто его автор, нам не удалось. Возможно, это один из переводов, выполненный сотрудниками Библейского общества, отделение которого было открыто в Иркутске в 1830 г. Известен перевод катехизиса на монгольский язык, выполненный уже в 60-е годы наставником гимназии протоиреем Александром Орловым, о чем было помещено объявление в Иркутских Епархиальных ведомостях (ИЕВ. – 1864. – 48. – С. 727). Перевод Орлова был предоставлен на рассмотрение Священного Синода. Кроме того, Орлов составил две грамматики бурятского и маньчжурского языков. 136 Первое упоминание о деревне Залари относится к 1734 г. В 1740 г. Залари получают статус села. Легенды происхождения названия две. Наиболее вероятной версией является объяснение географическим положением села: «селение, находящееся по дороге за Аларью». Аларь – сухое безлесное пространство. По другой легенде – от слова «ларь», хранилище для зерна, которое построили казаки по пути к месту возникновения будущего поселка.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В качестве государственного контролера являлся защитником староверов, ратовал против ограничения их в правах; активно печатался в «Гражданине» и других изданиях консервативного направления. 213 Княгиня Наталья Борисовна Шаховская – основательница и настоятельница общины «Утоли моя печали» в Лефортове (Москва); основной деятельностью общины был уход за больными. Когда в 1892 году английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден с разрешения королевы Виктории и Российской императрицы Марии Александровны посетила Якутию для поиска трав, якобы излечивающих проказу, и для ознакомления с положением прокаженных и, вернувшись в Москву, рассказала о ужасных условиях их жизни, пятеро сестер общины отправились в Сибирь: двое из них стали ухаживать за прокаженными в Якутской больнице, где было специальное отделение, а трое – в Вилюйской колонии. По одним сведениям, именно община устроила лепрозорий в Вилюйске. Сама мисс Кэт Марсден собрала от сострадательных людей около двадцати тысяч рублей на устройство церкви и бараков для вилюйских прокаженных. В том же 1892 году на Волге, в четырех верстах от Нижнего Новгорода, община устроила плавучий госпиталь для борьбы с наступающей на Россию холерой, где трудилось сорок семь сестер во главе с настоятельницей. 214 Мельницкий был казначеем Московского воспитательного дома; уже пожилой человек, имеющий взрослых детей, прослуживший на этом месте долгие годы, он пользовался абсолютным доверием. Тем неожиданнее была совершенная им кража 400 тысяч рублей. По решению суда был сослан в Сибирь. 215 Чиншевик – бессрочный наследственный арендатор, отбывающий денежную или натуральную повинность (чинш) в пользу собственника земли. 216 Прасковья Ильинична Медынцева – богатая купчиха, потомственная почетная гражданка Москвы. На ее средства было построено немало храмов в различных городах России. 217 Смоленский Степан Васильевич (1848–1909) был директором Синодального училища церковного пения в 1889–1901 годах. 218 «Помощник заведующего Катехизаторским училищем священник Леонид Покровский перешел на службу в Киргизскую миссию» («Томские епархиальные ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

53 В биографии преосвященного Амвросия упоминается, что монастырские покои, в которых он поселился в 1825 году и называвшиеся Никоновыми палатами, находились в бывших помещениях духовного училища. 54 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 51 и 25. Воспоминания такого же плана о пребывании уже непосредственно в Кирилловском духовном училище (конец 60-е – 70-е годы XIX века) см.: Климановский С.Я. Из далёкого прошлого училища и семинарии./Новгородские епархиальные ведомости. 1902, С. 1304–1310. 58 К вопросу о постройке нового здания общежития при Кирилловском духовном училище./Новгородские епархиальные ведомости. 1896, 60 Макаренко Николай. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. Выпуск 1. Белозерский край. Издание А.А. Жукова. 1914 г. С.14. 61 Посещение Его Высокопреосвященством экзаменов в Духовной Семинарии». – Новгородские епархиальные ведомости. 1900, 12. С. 786−787. 62 Отчет по Новгородской Духовной семинарии за 1897−1898 учебный год./Новгородские епархиальные ведомости. 1898, 22. С. 1484. 63 Иннокентий (Александр Пустынский, 1869−1937), закончил Киевскую духовную академию (1893); псаломщик кафедрального собора в Сан-Франциско (1893−1895); помощник инспектора Новгородской духовной семинарии (1895–1897); на той же должности в Московской духовной семинарии (1897−1899); защита магистерской диссертации, ректор Тверской духовной семинарии (1900); епископ Аляскинский, первый викарий Северо-Американской епархии (1903); Якутский и Вилюйский (1909); Туркестанский и Ташкентский (1912−1923); Курский обновленческий (1924). В конце жизни пребывал на покое в Алма-Ате. Осуждён тройкой по статье 58–10; 2–11, расстрелян в Алма-Ате 12 декабря 1937. 64 Новгородские епархиальные ведомости. 1895, С. 1109. О епископе Никоне (Бессонове) и о любви к нему новгородских семинаристов см.: Воскресный день. 1913, С.135. Его жизнь оказалась длиннее её достойной части. О последующих обстоятельствах его жизни см.: Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.,1994. С. 266.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

131) Из канцелярии Академии получены академические издания и диссертации на ученые степени – девять названий в 19 томах и тетрадях. 132) Бесплатно высылались из редакций: 1) газета: «Московские Ведомости» и 2) журналы: а) «Церковные Ведомости»; б) «Вера и Церковь »; в) «Американский Православный Вестник»; г) «Душеполезное Чтение»; д) «Руководство для сельских пастырей»; е) «Московские Церковные Ведомости»; ж) «Радость христианина»; з) Church union gazette; и) Hochsehul-Nachrichten, и i) «Епархиальные Ведомости»: аа) Архангельские, бб) Благовещенские, вв) «Духовный Вестник Грузинского Экзархата», гг) Екатеринбургские, дд) Калужские, ее) Кишиневские, жж) Нижегородские, зз) Оренбургские, ии) Орловские, Саратовские, кк) Смоленские, лл) Ставропольские, мм) Тверские, нн) Уфимские, оо) Якутские и пп) Ярославские. Определили: Благодарить жертвователей. —225— XIV. Представление библиотекаря Академии Константина Попова: «На основании 53-го § инструкции библиотекарю, имею честь представить в Совет Академии отчет по библиотеке за 1900–1901 академический год. I. Пополнение библиотеки. В 1900–1901 академическом году библиотека пополнилась 1401 названием книг, журналов и брошюр в 5117 томах и тетрадях и портретом. Из них 586 названий в 919 томах и тетрадях приобретены покупкой, а 815 названий в 4198 томах и тетрадях и портрет поступили в библиотеку, как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. Из приобретенных покупкой, как наиболее ценные, можно отметить следующие книги: а) Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. I-VI (репродукция издателя Welter в Париже – 300 франков), б) Harduin, Collectio regia conciliorum, 12 voll. – 486 м. 70 п., и в) Kuno-Fischer, Geschichte d. neuern Philosophie, Iubiläums-Ausgabe, 43 Lff., – 129 м. Из пожертвований на первом месте нужно поставить присланный из Министерства Императорского Двора Коронационный Сборник, в двух томах; издание в продажу не поступило; на книжном рынке предлагают экземпляры по 1000 рублей. Нельзя не отметить пожертвований а) почетного члена Академии проф. E. Е. Голубинского , принесшего в дар 17 названий книг и журналов в 223 томах, и б) студента LVI курса Академии Н.Г. Высоцкого, пожертвовавшего три тома ценного иллюстрированного издания I. J. Scheuchzer’a Physica sacra и рукопись конца XVIII ст., на 58 листах, под названием: «Денница Премудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сразу по прибытии на якутскую кафедру, «вполне сознавая необходимость местного духовного органа, который бы служил проводником здравых понятий среди язычествующих инородцев о предметах веры и нравственности» 74 , епископ Иаков (Домский) обратился в Святейший Синод с ходатайством о разрешении издания «Якутских епархиальных ведомостей». В своем представлении в Синод он, в частности, писал: «Вследствие незнания русского языка и догматов христианских большая часть якутов придерживается суеверий и шаманства. Лучшим проводником христианского просвещения для якутов, разбросанных на огромной территории, послужат местные Епархиальные ведомости, издаваемые по программе, примененной к нуждам населения, и проводимой в народ церковным причтом» 75 . И хотя прошение епископа было «немедленно уважено», выход первого номера ведомостей состоялся только в апреле 1887 г. Выход первых номеров «Якутских епархиальных ведомостей» пришелся на дни празднования дней памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Об их служении епископ всегда говорил и писал с особым трепетом и уважением. В пятом номере «Якутских епархиальных ведомостей» за 1887 г. редакция поместила отчет о состоявшемся в дни памяти святых Кирилла и Мефодия празднике, организованном Якутским миссионерским Обществом в старейшем в Якутии Спасском монастыре. «Одушевленный торжеством дня, многочисленным собранием молящихся, воспоминанием о заслугах Кирилла и Мефодия, и о нуждах инородцев» 76 , владыка Иаков (Домский) произнес «обширное слово, приличное торжеству дня» 77 . В этом слове, напомнив собравшимся о миссионерской деятельности солунских братьев Кирилла и Мефодия, о главном их творении – славянской азбуке, он раскрыл значение их творений для всех народов, населяющих Россию, в т.ч. и для якутов. Указав на миссию России по отношению к другим народам, епископ в произнесенном слове подчеркнул следующее: «Возвысив Россию просвещением, заимствованных у других народов, особенно у православных греков, Господь поставил ее светильником веры и цивилизации для прочих и, преимущественно, азиатских народов, коснеющих в суеверии, невежестве и неразлучной с ним нищете. И вот Россия выполняет миссионерскую деятельность в Азии, 200 лет, и в Якутской области 256 лет» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Некоторое время правящим епископом в Вологде был Иннокентий (Борисов , † 1857), который с любовью относился к ссыльному архиерею, а последний, в свою очередь, питал к преосвященному Иннокентию чувство глубокой благодарности за его участливое внимание. Епископ Иннокентий был для преосвященного Иринея вестником радостного сообщения о разрешении в священнослужении. Это известие преосвященный встретил с такой радостью, какую трудно передать словами. Он залился слезами и потом долго не мог успокоиться. Теперь, когда преосвященному Иринею было разрешено архиерейское служение и выход из обители, он перезнакомился чуть ли не со всеми жителями Вологды, много помогал бедным. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз. В Толгском монастыре архиепископ Ириней вел тот же суровый образ жизни. Труды: Инструкция миссионеру среди бурят. О происхождении двуперстного, троеперстного и имясловного крестного сложения. Письма к Иннокентию Херсонскому // Барсов Н. И. Материалы для биографии Иннокентия. См. также: Киевские и Вологодские епархиальные ведомости. – 1861. Статьи и проповеди//Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23; 1870, 2. Русская старина. – СПб., 1872. – Т. 5; 1878. – Т. 23; 1879. – Т. 24, где напечатано также подлинное судное дело о нем. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 632. Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. – М., 1889. – С. 58–64 (и прим.), 95–96. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 252.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ранее «Черниговские епархиальные ведомости», 1861–1900 Далее «Вера и жизнь», 1912–1917 Черниговский церковно-общественный вестник. Еженедельное издание при Черниговском князе-Михайловском братстве. Чернигов, 1914–1917. С 1915 года – 2 раза в неделю, с 1/108 1916года – 3 раза в неделю, с 136/239 – еженедельно Якутские епархиальные ведомости. Якутск, 1887–1917. 2 раза в месяц Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль, 1860–1917. Еженедельно Балашовский пастырский листок. Балашов (Саратовская губерния), 1910–1911. Неопределенно Библиотека церковного реформатора. Бесплатное приложение к журналу «Луч света». СПб., 1908 2 раза в месяц Благая весть (Религиозно-нравственный журнал). СПб., 1913–1917. Ежемесячно Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией. Сергиев Посад, 1892–1917. Ежемесячно. Ранее: Прибавления к «Творениям святых отцов в русском переводе», 1843–1891. Божия нива. Троицкий собеседник для церковно-приходских школ. Сергиев Посад, 1902–1917. Ежемесячно. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. С 1906 года – подзаголовок «Троицкий собеседник для православной школы и семьи» Братский листок. Бесплатное приложение к «Христианину». СПб., 1906–1910. Ежемесячно. Далее печатался на страницах журнала «Христианин», 1911–1916. Братский листок. Еженедельная народная газета. Минск, 1907–1910, в 1910 году – 2 раза в месяц Изд.: Минское православное братство С 1910 года – без подзаголовка Братский листок. Для религиозно-нравственного и патриотического чтения. Саратов, 1904–1912. 2 раза в неделю, с 93 1905 года – еженедельно Изд.: Совет Общества религиозно-нравственного просвещения при братстве Святого Креста. С 93 1905 года – без подзаголовка; с 1908 года подзаголовок – Чтение религиозно-нравственное, патриотическое, бытовое Братское слово. Журнал, посвященный изучению раскола. М., 1875–1876; 1883–1899; 1906–1917. 1875–1876 – 4 раза в год, 1883–1894 – 2 раза в месяц, 1895–1896 – 2 раза в неделю, с 1897 года – ежемесячно, с 1906 года – 2 раза в месяц, в 1907 и в сентябре 1916 года – ежемесячно

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Было продолжено дело перевода и издания книг на языках народов Севера. Теперь в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Томске, Казани и в самом Якутске постоянно издавались книги богослужебного, нравственного и учебного содержания. При епископе Иакове (Домском) был поднят вопрос об издании «Якутских епархиальных ведомостей». В октябре 1884 г. он писал в Святейший Синод: «В Якутской епархии число крещеных якутов простирается до 250 000, из них одна восьмая часть знает русский язык… Лучшим проповедником христианского просвещения для якутов, разбросанных на огромной территории, послужат местные епархиальные ведомости, издаваемые по программе, примененной к нуждам населения и проводимой в народе церковными причтами» . Первый номер епархиальных ведомостей увидел свет в апреле 1887 г. Святитель Мелетий (Якимов) В начале 1886 г. по ходатайству епископа Иакова перед губернатором К.Н. Светлицким в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня. Она расположилась в общественной зале якутской городской управы и ее фонды уже к концу первого года существования составили более 570 книг. При этом сам владыка пожертвовал на библиотечное дело личные средства, – как на выписку журналов и газет, так и на жалование библиотекарю Н.Н. Москвину. При святителе Мелетии (Якимове) и при его деятельном участии в Якутске был открыт областной музей. В результате целенаправленной деятельности Русской Православной Церкви Якутская область к началу XX в. «в церковно-административном отношении, представляла собой разветвленную, четко организованную систему духовных органов и учреждений, оказывающих влияние на жизнедеятельность населения области» . Однако в начале XX в. в Якутию вместе с ссыльными стали проникать новые веяния из России, которая теперь находилась накануне революции. Это, конечно, не могло не отразиться на положении дел в крае. Якутский ученый-лингвист С.А. Новгородов в 1916 г. писал, что «в результате пастырских попечений якутская масса фанатично верит в существование Бога, называя его по-старому Тангара айыы, Айыы тойоном… интеллигенция же обратилась к атеизму» .

http://pravoslavie.ru/684.html

История служения епископа Иакова (Домского) нашла краткое отражение в исследованиях обобщающего характера, посвященных истории Якутской и Вилюйской епархий. Прежде всего необходимо указать на труды И.И. Юргановой, в которых представлен добротный историографический обзор миссионерской деятельности РПЦ на территории Восточной Сибири, проанализированы процессы распространения государственного православия на территории Якутии в дореволюционный период 17 . Источниками для настоящей статьи стали ученые труды архиепископа Иакова (Домского), его проповеди , заметки, записи, указы. Основные богословские труды и работы по истории Церкви, написанные архиереем, увидели свет как отдельные книги 18 или были опубликованы на страницах «Якутских епархиальных ведомостей» 19 . В этой же газете размещены его указы, проповеди, слова и поучения 20 . После кончины епископа комплекс воспоминаний и прощальных слов также сочли необходимым поместить на страницах «Якутских епархиальных ведомостей» 21 . Основной комплекс письменных источников, раскрывающих особенности формирования Якутской епархии и содержащих информацию о служении епископа Иакова (Домского) на Якутской земле, отложился в документах духовного ведомства дореволюционной Якутии в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). Цель статьи – показать жизненный путь и особенности служения преосвященного епископа Иакова (Домского) и на этом фоне раскрыть смыслозначимость трудов архиерея как организатора церковного образования, региональной церковной печати, создателя музеев и библиотек. Начало церковного служения Епископ Иаков (Иероним Петрович Домский) был одним из «живых и деятельных» 22 представителей Русской Православной Церкви последней трети XIX в. Исследователь, просветитель, миссионер, преподаватель и наставник, известный своим даром проповедничества, он стал одним из организаторов духовного и церковного образования в российской глубинке и дальневосточных регионах. «Мудрый архипастырь, отец и благодетель сирот и бедных, добрый начальник и вертоград Слова Божия. Град, стоящий на верху горы!» ( Мф.5:14 )» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище. В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.

http://pravenc.ru/text/190001.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010