24 апреля 1917 г. Из глубины России съезд духовенства и мирян Полтавского уезда выражает Временному правительству с его девизом: «война до победного конца» – свое доверие, желая ему одержать победу над теми, которые криками: «Долой Временное правительство», «долой Милюкова, долой Гучкова», позорят Россию и служат ее врагам немцам. 760 Да здравствует свободная честная 761 Россия! Да здравствует Временное правительство! ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 156. Л. 25. Подлинник; Полтавские епарх. ведомости. Полтава. 1917. 9. Часть неофиц. С. 719. 490. Телеграмма князю Г.Е. Львову съезда православного и униатского Духовенства и мирян Галиции, проживающих на Волыни 762 Не позднее 24 апреля 1917 г. Съезд Галицкого православного и униатского духовенства и мирян, проживающих на Волыни, единогласно постановил приветствовать в вашем лице Временное правительство свободной России и выражает Вам полную преданность и готовность всеми силами содействовать закреплению завоеванной свободы. Дай Бог, чтобы луч этой свободы засиял и над родной Галичиной. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 102. Л. 220. Подлинник. 491. Телеграмма председателю Совета министров Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян Путивльского уезда Курской губернии 28 апреля 1917 г. Граждане духовенство и миряне Путивльского уезда, собравшись [для] обсуждения церковных дел, восторженно приветствуя свободу народа и церкви, в настоящие тревожные дни горячо желают твердости и успеха Временному правительству и всем министрам, принявшим на себя тяжелое бремя власти. В победе над внешним врагом [и] внутренними безответственными силами – залог свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 151. Л. 20. Подлинник. 492. Телеграмма первоприсутствующему члену Св. синода архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону (Рождественскому) священно- и церковнослужителей г. Якутска Вторая половина апреля 1917 г. Духовенство [и] младший клир города Якутска после молитв [о] утишении страстей в единодушном радостном порыве решили приветствовать в вашем лице, владыко, новый состав Святейшего синода 763 обновленной Русской церкви. С нетерпением ждем исполнения нашей заветной мечты созыва Всероссийского [Поместного] собора, который выведет нас на путь мира и вечной правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так в поездку архипастыря по Якутскому тракту в 1874 году, в селе Манзурском, купец Голдобин, в бытность у него Архипастыря, пожертвовал 300 рублей в пользу миссии и обязался делать таковые же взносы в течении трех лет; в селе Заложном, купец М. А. Сапожников пожертвовал в пользу миссии 300 рублей и изъявил усердие выдать 13 тысяч рублей в обеспечение одного из миссионерских станов. Повторялось тоже и в других местах. Некоторые из спутников Архипастыря просматривали церковные архивы и сообщали из них исторические сведения в местные Епархиальные ведомости. Поездки Архипастыря по епархии часто были продолжительны и продолжались более месяца. Проезжал он иногда не одну тысячу верст. Так поездки его по Забайкалью до конца епархии имели протяжение вперед и обратно более 3000 верст, по Ангарскому и Илимскому трактам – до 1988 верст, по Московскому тракту – более 1000 верст, по Якутскому тракту – более 2000 16 . Не говорим уже о поездках владыки в ближайшие округа и ежегодных путешествиях с целью миссионерской. В продолжительные свои поездки по епархии Архипастырь, по словам очевидцев, бывал во многих трудах и лишениях, по местам довольствовался самой скудной пищей; в иных местах ему доводилось спать не более четырех часов в сутки. Свита Архипастыря часто изнемогала от ежедневных трудов; сам же Архипастырь всегда был бодр и весел. Были случаи во время путешествия по епархии, когда и самая жизнь Архипастыря подвергалась опасности. Так в поездку по Забайкалью, в сентябре месяце 1877 года, было два таковых случая и оба в Нерчинском округе. 9сентября, в проезд архипастыря от станции Князе-Урульгинской до Байцетуя, во тьме ночной, ямщик опрокинул экипаж владыки, наехав на откос дороги. При падении владыка рассек себе пополам верхнюю губу; 13 сентября в селении Старо-Оловском в экипаж владыки были впряжены дикие лошади, непривычные к экипажной езде, и разбили экипаж его, изувечили трех ямщиков и искалечили себя, набежав на забор. К счастью, владыка замедлил сесть в экипаж, что и послужило к спасению его от неминуемой опасности 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Все реформы и мероприятия, проведенные ректором, позволили изменить учебный процесс в лучшую сторону. Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов) в числе важнейших педагогических заслуг архимандрита Иакова (Домского) на посту ректора назвал «проведение во время каникул экскурсий для старших воспитанников в Китай с целью изучения маньчжурского языка», а также «участие хора воспитанников в деятельности Японской духовной миссии» и практику в Русской духовной миссии в Китае 56 . В ходе этих поездок учащиеся смогли обрести «достаточные этнографические познания», фиксируя их в своих сочинениях 57 . Путевые заметки семинаристов неоднократно публиковались в «Иркутских епархиальных ведомостях». Собранные в поездках разнообразные материальные предметы («чучела особенно замечательных птиц, зверей и рыб, растения и произведения морского царства, искусства, живописи, окаменелые вещества, минералы и т.п.»), нумизматическая коллекция составили основу семинарского музея 58 , который, к сожалению, вскоре после отъезда архимандрита Иакова прекратил свое существование. В 1878 г. отца Иакова (Домского) перевели на должность ректора старейшего учебного заведения на Урале − Пермской духовной семинарии. При прощании с ним благовещенские семинаристы, «орошаясь слезами неподдельной скорби», говорили: «Нашей семинарии не нажить более такого ректора!» 59 . Духовное учебное заведение в Перми, которое в течение четырех лет возглавлял архимандрит, было достаточно благополучным. С момента открытия в 1800 г. оно находилось под пристальным вниманием епархиальных архиереев, часто посещавших его и строго следивших за характером и ходом преподавания. Большое внимание уделялось подготовке миссионеров, поэтому к традиционному набору предметов с учетом специфики региона был добавлен татарский язык (татары − вторая по численности национальность в Прикамье) и открыта противораскольническая миссия для обращения в православие «отпадших от нее раскольников» 60 . Среди необходимых изучаемых предметов также была медицина. Учили семинаристов и оспопрививанию, т.к. большинство выпускников направлялись в сельские приходы, где, как правило, священник был единственным образованным человеком. Был разработан и опубликован необходимый комплекс учебников и учебных пособий. Для воспитанников выпускался журнал «Школа» со статьями воспитательного характера или рассказами из жизни семинаристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Жаль мне преосв. Мелетия. В Питере так много грязи набросал на него барон Корф, а между тем он уже скучает на одном месте. Пора бы в епархиальные, хоть в Якутск. Там теперь выходят Епархиальные ведомости. Владыка 566 не стыдится сам себе писать похвалы. Между тем в тоже время читает всем и каждому мои письма с очень нелестными замечаниями ему. Вот что значит недостаток какой-то клеточки! Не слышно, чтобы тяготились его управлением, но уважать его все-таки не могут. У него страсть рассылать циркуляры и иногда очень странные. Недавно напечатал он сам, что разослал 45 предписаний по епархии. Недавно получил я от Константина Петровича письмо с препровождением письма к нему аляскинского протоиерея Вечтомова, жалующегося на недостаток порядочных священников в Америке и просящего себе увольнения. Константин Петрович жалуется мне на митр. Исидора, что ничего знать не хочет, и потому просит меня: аще что можеши, помози нам. Я отрекомендовал ему на место о. Вечтомова преподавателя здешней семинарии Брызгалова, а священников советовал вызвать через «Церковный вестник». О преосв. Дионисие пишет мне, что он болен ногами и не скоро поправится. Сообщает о перемещении Кавказского и Казанского и о вызове в синод пр. Леонтия 567 , по настоянию м. Исидора, а предполагался пр. Алексий 568 . Простите и молитесь о мне грешном. 66 Иркутск. 21 янв. 1888 г. Письмо ваше от 16 дек. дошло до меня 18 янв. Следующая почта от вас до меня и обратно идет немного более месяца, а след. и настоящий ответ мой до вас дойдет не позже 20 февраля, а никак не к 1 апреля, как вы предполагаете, с обидою для почтового ведомства. Фотографии давно мною получены и давно розданы по принадлежности, также вероятно и вы давно получили уведомление о получении их мною. Я писал уже вам, как я скорблю о м. Михаиле. Хочется мне написать ему, но выражение соболезнования не будет ли неприятно ему. Вероятно немало выражено ему их и вероятно они изрядно уже надоели ему; особенно неприятны соболезнования после обманутых надежд. Из газет видно, что и так называемые радикалы в Сербии пляшут под дудку Милана. «Новое Время» даже думает, что и они скоро заменены будут министерством Горашанина. Видно Милан заручился в Австрии слишком серьезными гарантиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. не позже 1 Октября текущего года, для выработки же таковых предположений необходимо иметь в виду общую сумму потребную к новому ассигнованию на обеспечение содержанием всех вообще причтов по всем епархиям, – предложить Епархиальным Преосвященным, за исключением епархий Камчатской, Якутской, Рижской, Холмско-Варшавской и Финляндской, доставить, не позже 1 Сентября сего года, сведения о самых беднейших причтах епархии, коим содержание следовало бы назначить в первую очередь, т. е. с 1894 года и, независимо от сего, впредь до составления согласно вышеупомянутой ведомости общего списка всех причтов по епархии, коим потребуется назначение содержания, сообщить Хозяйственному при Святейшем Синоде Управлению, хотя по приблизительному расчёту, какая общая сумма и на какое число причтов потребуется к новому ассигнованию на улучшение содержания духовенства всей епархии, принимая за среднюю цифру содержания священнику 300 р., диакону (где есть) 150 руб. и псаломщику 100 рублей. Для надлежащих распоряжений и исполнения по сему определению, Епархиальным Преосвященным, за исключением вышеуказанных пяти епархий, послать печатные циркулярные указы с приложением при них печатных форм ведомостей, согласно коим Епархиальные Преосвященные должны представлять в Хозяйственное при Святейшем Синоде Управление затребованные от них Святейшим Синодом сведения. Июня 9 дня 1893 года. 7. -имели суждение по возбуждённому некоторыми Консисториями вопросу о том, распространяется-ли Высочайше утверждённое 14 Декабря 1892 года мнение Государственного Совета о расторжении браков лиц, ссылаемых в Сибирь по судебным приговорам и на браки таких супругов, из коих один, по лишении его Уголовным Судом всех особенных прав и преимуществ и по отбытии присуждённого ему сим судом наказания, будет затем сослан в Сибирь по приговору общества, не пожелавшего принять его в свою среду. Приказали: При применении Высочайше утверждённого 14 Декабря 1892 года мнения Государственного Совета о расторжении браков лиц, ссылаемых в Сибирь по судебным приговорам, в некоторых Консисториях возникают недоразумения по вопросу о том, могут ли, на основании приведённого закона, быть расторгаемы браки и тех супругов, из коих один, по лишении его Уголовным Судом всех особенных прав и преимуществ и по отбытии присуждённого ему сим судом наказания, будет затем сослан в Сибирь по приговору общества, не пожелавшего принять его в свою среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81) С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие книги и брошюры: а) Мелиоранский, О троичности. Спб., 1907; б) Мелиоранский, Теоретическая философия С.Н. Трубецкого. Москва, 1906; в) Степанов, Новый стиль и православная пасхалия. Москва, 1907; г) Астров, По поводу книги Н. Морозова «Откровение в грозе и буре». Москва, 1908; д) К. Благоверная княгиня Анна Кашинская. Ярославль, 1908. Два экз.; е) Православное Братство в борьбе за веру Православную и Русскую народность. Книгоиздательство «Союза Русских Людей», Москва, 1906; ж) Отчет Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908; з) По поводу отчета Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908. 82) От библиотеки студентов Академии – а) Лекции по церковной истории проф. А.А. Спасского 1907–1908 г., литограф. курс; б) Конспект лекций по патрологии проф. И.В. Попова 1907–1908 г., литограф. курс; в) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1907 и 1908 г. 83) Получались в дар следующие периодические издания в 1907 и 1908 г.: 1) Allgemeine Bibliographie (1907 и 1908 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1907 и 1908 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1907 и 1908 г.); 4) Pareistizigo Latwe- —334— eschu Wehstnesis (1907 и 1908 г.); 5) Српски Сион (1907 и 1908 г.); The Church Union Gazette (1907 г.); 7) Вестник «Народного Дома» (1907 и 1908 г.); 8) Американский Православный Вестник (1907 и 1908 г.); 9) Церковно-Общественная Жизнь (1907 г.); 10) Церковно-Общественная Мысль 1908 г. 1–2; 11) Братский Листок и Россиянин (1907 и 1908 г.); 12) Колокол (1908 г.); 13) Руководство для сельских пастырей (1907 и 1908 г.); 14) Душеполезное Чтение (1907 г.); 15) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1907 и 1908 г.); 16) Саратовский Духовный Вестник (1907 и 1908 г.); 17) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1907 и 1908 г.); и Епархиальные Ведомости: 18) Архангельские (1907 и 1908 г.); 19) Благовещенские (1907 и 1908 г.); 20) Волынские (1907 и 1908 г.); 21) Екатеринбургские (1907 и 1908 г.); 22) Кишиневские (1907 г.); 23) Оренбургские (1907 и 1908 г.); 24) Орловские (1907 и 1908 г.); 25) Ставропольские (1907 и 1908 г.); 26) Тверские (1907 и 1908 г.); 27) Уфимские (1907 и 1908 г.); 28) Якутские (1907 и 1908 г.) и 29) Ярославские (1907 и 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На 136 страницах красочного журнала предлагаются лучшие материалы официального сайта Якутской епархии: беседы о важнейших событиях церковного года, о миссионерских поездках, церковных праздниках, Таинствах Церкви, социальном служении, совместных церковно-общественных проектах и многом другом. 13 ноября. ПРАВМИР. По благословению епископа Якутского и Ленского Романа редакторская группа епархии подготовила и выпустила первый дайджест материалов за прошедший год в новом формате. Издание получило название первого церковного печатного органа Якутии, основанного в 1887 году — «Якутские епархиальные ведомости», сообщает сайт Якутской епархии . На 136 страницах красочного журнала предлагаются лучшие материалы официального сайта Якутской епархии: беседы о важнейших событиях церковного года, о миссионерских поездках, церковных праздниках, Таинствах Церкви, социальном служении, совместных церковно-общественных проектах и многом другом. Тираж издания будет распространяться в храмах Якутской и Ленской епархии. Несколько экземпляров будут направлены в библиотеки Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, а также в библиотеки городов и сел республики. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vozobnovleno-izdanie-s...

В некоторых Е. в. в офиц. части помещались также журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц др. исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов, местных отд-ний Палестинского православного общества и др. церковно-общественных орг-ций. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. части, а также в виде приложений к той или иной части, с отдельной пагинацией и иногда со своим титульным листом. Неофиц. часть содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве, об иноверии и т. п. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. писателях, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения. Тематические предпочтения, количество переводных статей (печатались переводы творений св. отцов, а также совр. западноевроп. сочинений по библеистике, апологетике, нравственному богословию, истории Церкви и др.), соотношение оригинальных текстов и перепечаток из др. журналов изменялись в разных Е. в. и в разные годы их издания. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. части статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев и их дневники, содержащие описание приходов и характеристику священнослужителей; дневники и отчеты о миссионерских поездках; этнографические заметки, относящиеся к местному населению; исторические статьи о епархиальных учреждениях, о духовно-учебных заведениях, о мон-рях, о приходах и об их святынях, о кладбищах; жизнеописания местных святых и подвижников благочестия, некрологи, воспоминания. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва (напр., Комиссия для разбора консисторского архива в Астрахани, Епархиальный церковно-историко-статистический комитет во Владимире, Воронежский историко-археологический церковный комитет), такие материалы публиковались в неофиц. части Е. в. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском (в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917), грузинском (в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата»), якутском«Якутских епархиальных ведомостях» ), на др. языках иногда печатались отдельные молитвы и словарные материалы (напр., на калм. языке в «Донских ЕВ»).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Опыт церковно-исторической и статистической работы в Комитете пригодится впоследствии епископу Иакову (Домскому) во время его, к сожалению, недолгого (с 1884 по 1889 гг.) служения в Якутии, уже при первом знакомстве с подопечной территорией и в миссионерско-просветительской деятельности среди коренного населения огромного российского региона. Преподавание в Томской семинарии было недолгим. После пострижения в 1860 г. в монашество с наречением имени в честь апостола Иакова и последовавшего рукоположения во диакона, а затем во пресвитера, его направили вновь на службу в Иркутскую семинарию, где он, занимаясь инспектированием учебной работы, сам с удовольствием преподавал Священное Писание и другие богословские дисциплины. Вспоминая о годах его наставничества и учительства, его ученики отмечали, что он «большею частию поучал и обращался со словом вразумления к падшим, имел ревность говорить, обнимать предметы и легко выражать свои мысли живым словом» 40 . В 1860-е гг. началось сотрудничество отца Иакова с периодическими изданиями РПЦ: его назначили цензором «Иркутских епархиальных ведомостей». Опыт цензорской работы в церковной периодике, а также работы цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска, пригодятся владыке Иакову (Домскому) в годы его архипастырского служения в Якутии. Но до отъезда в Якутию, на место своего последнего служения, еще были 20 лет, 10 из которых он отдаст ректорству в новооткрытой Благовещенской семинарии (1870−1879 гг.), затем четыре года будет возглавлять Пермскую семинарию (1879−1883 гг.). Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях В 1870 г. по инициативе епископа Вениамина (Благонравова) в Благовещенске открыли Духовную семинарию. Как свидетельствовал выпускник этой семинарии священник Николай Верещагин, «открытие семинарии в Приамурском крае, безлюдном, неустроенном и удаленном от центров просвещения, составляет видную эпоху в истории края, как по важности самого события, так и по характеру тех обстоятельств и неблагоприятных условий, при которых оно совершилось» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Пермская семинария имела также новоотстроенные и старые отремонтированные учебные корпуса и семинарский Иоанно-Богословский храм. Гордостью Пермской семинарии была библиотека, созданная в 1866– 1868 гг. одним из предшественников отца Иакова (Домского) архимандритом Александром (Иваном Андреевичем Хованским). К моменту приезда архимандрита Иакова (Домского) 11-летнюю историю имели «Пермские епархиальные ведомости», с которыми он стал активно сотрудничать. Опыт работы Пермской семинарии с иноверцами, как и опыт организации учебного процесса и хозяйственной деятельности, Иаков, став епископом Якутским, смог использовать несколько лет спустя при открытии в 1884 г. духовной семинарии в Якутске, а его подвижнический труд в «Иркутских епархиальных ведомостях» помог при создании якутской периодической епархиальной прессы. Церковная научно-исследовательская деятельность преосвященного Иакова (Домского) 1870-е гг. в жизни и служении преосвященного Иакова (Домского) были сопряжены с научно-исследовательской работой, связанной с изучением истории христианского проповедничества и пастырского служения. В 1871 г. в типографии журнала «Странник» увидела свет книга архимандрита Иакова (Домского) «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», в которой отец Иаков, «внимательно изучив памятники церковного учительства», древние рукописные сборники, Великие Четьи-Минеи, летописи, исторические акты и многие другие памятники древнерусской письменности 61 , попытался, как отмечалось в газете «Воскресное чтение» за январь 1872 г., «привести в некоторую систему еще мало разработанные и довольно скудные материалы русского проповедничества». Изданный труд был встречен православной прессой с одобрением. В опубликованных рецензиях неоднократно подчеркивалось, что это был «первый и единственный опыт» подобного «почтенного и обстоятельного» исследования истории и систематизации русского проповедничества» 62 . Развитием идей, связанных с периодизацией христианско-византийского и русского православного проповедничества, с пониманием основных задач миссионерской деятельности, которые были представлены в опубликованной книге, стала магистерская диссертация архимандрита Иакова (Домского) на тему «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление», которая была защищена в Санкт-Петербургской духовной академии в 1872 г. и опубликована в 1878 г. Диссертация стала первым опытом в «уяснении характера русского проповедничества», «обнимающим судьбу русской проповеди за 1000 лет» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010