Евсевий (Никольский) Евсевий (Никольский Евгений), митр. Крутицкий. Родился в 1861 году в семье священника Тульской епархии, день Ангела 22 июня. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1885 году окончил Московскую духовную академию магистрантом и назначен учителем русского языка в Могилёвское духовное училище. С 1888 года – помощник смотрителя Могилёвского духовного училища. 3 авг. 1893 года пострижен в монашество, а 6 авг. – рукоположен в сан иеромонаха. С 11 сент. 1893 года – член СПб. Духовно-цензурного Комитета в сане архимандрита. С 18 окт. 1893 года – ректор Иркутской духовной семинарии. 26 янв. 1897 года хиротонисан в Иркутске в Вознесенском монастыре во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротонию совершали: Тихон, архп. Иркутский и Верхоленский; Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский; Георгий, епископ Забайкальский и Нерчинский и Никодим, епископ Якутский и Вилюйский. В Иркутске состоял председателем Епарх. училищного Совета и редактором «Иркутских Епархиальных Ведомостей». 4 окт. 1897 года – епископ Камчатский. С 1899 года – епископ Владивостокский и Приморский. Будучи на этой кафедре построил более ста церквей и сам все освятил. 6 мая 1906 года возведён в сан архиепископа. Назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям. В 1915 году награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был членом Всероссийского Церковного Собора в 1917–1918 гг. Остался в Москве и жил при Патриархе, был постоянным членом Св. Синода. В 1919–1920 гг. не имея возможности возвратиться во Владивосток, временно управлял Смоленской епархией. В 1920 году назначен Наместником Патриаршего престола в Москве с возведением в сан митрополита Крутицкого. В последующие годы до своей кончины проживал в Москве. Скончался 18 января 1922 года. Погребён в Новодевичьем монастыре. Будучи епископом Владивостокским, много потрудился по управлению Приморской епархией. При его содействии выстроено много церквей, церковно-приходских школ и два монастыря; он поднял миссионерское дело в Уссурийском крае и на Камчатке на недосягаемую высоту. В частной жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим. Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Якутске Иван завален разными преподаваниями и замерзать некогда ему. От всей моей души прошу принять мой привет Вас с семейством. Постоянный богомолец за вас архимандр[ит] Екзакустодиан. 1893 года. 9-го апреля. P.S. Иереям Ник[олаю] Кирикову и Дмитрееву мой привет.   Помета И. Н. Суворова: Ответч. 24 февраля, получ. 21 февраля 1885 г. С этим утверждением Екзакустодиана можно поспорить: Ивановский монастырь, хоть и являлся в XIX в. заштатным, относился к числу древнейших в Казанском крае, был основан сщмч. Германом вскоре после взятия Казани Иваном Грозным. Об этом упоминается в Житии самого Германа (Жития св. святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа. Казань, 1871. С. 147; Азлецкий П. Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Казани. Казань, 1898. С. 4). Еще до секуляризации он сильно запустел, а в 1819 г. на средства императора Александра I и некоторых жителей началось его возрождение. Определенный драматизм его ситуации, как считает А. В. Рокщетаев, заключался в том, что мощи основателя сщмч. Германа находились не в нем, а в Богородицком Свияжском монастыре, также основанном им, немного ранее Ивановского (Рокщетаев А. В. Монастыри Казанской епархии в XIX – начале ХХ в. Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2001. С. 105). К моменту прихода Екзакустодиана размер земельных угодий Ивановского монастыря составлял 178 десятин, численность насельников – до 28 человек, банковский капитал – 20 тыс. рублей (Там же. С. 58, 106, 130, 156). Скорее всего, имеется в виду книга военного историка, генерала М. И. Богдановича о Крымской войне 1853–1856 гг. (СПб., 1876). Имеется в виду Иван Николаевич Суворов, сын Н. И. Суворова. Николай Васильевич Кириков, в 1866–1874 гг. наставник в Вологодском духовном училище, затем студент и выпускник семинарии, позднее протоиерей и ключарь Софийского кафедрального собора в Вологде, казначей Вологодского комитета Православного миссионерского общества (ВГИАХМЗ, ф. 13, оп. 1, 37, л. 1; Вологодские епархиальные ведомости. 1884. Прибавления к 11. С. 235, 237; Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования. Вологда, 1914. С. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским. С 14 окт.1896 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 1897 года – почетный член Казанской духовной академии. Скончался 14 января 1900 года. Погребен в гор. Рязани. Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван «Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибирии и Азии». Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике. Труды: «Древние церковные грамоты Восточного Сибирского края 1653–1726 г. и сведения о Дауровской миссии”. Казань, 1875. «Православие и устройство церковных дел в Даурии». (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столет.” (Историческое исследование). Рязань, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к ”ЦВ” 1901, 42, стр.1558–1560. «Пустынник Зарлаам – основатель Иоанно-Предтеч. монастыря на границах Китайской Монголии и Чикойских горах за Байкалом”. Рязань, 1901. «О переводной церковно-канонической литературе в древней России». (Кандидатское сочинение). «Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования». «Якут. Еп. Вед.» 1890, 7–20. Кроме того, много трудов, проповедей, миссионерских записок и отчетов, которые перечислить не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1845–1883 Написание и публикация архимандритом (позднее митрополитом Московским и Коломенским) Макарием 12 томов “Истории Русской Церкви”. Учреждена Русская Миссия в Иерусалиме, при содействии которой вскоре открывается эллино-арабское училище и духовная семинария Св. Креста (деятельность Миссии была прервана Восточной войной 1854–1856 гг., после чего она возобновила работу). 1847–1848 Издание “Истории Русской Церкви” архиепископа Харьковского Филарета (Гумилевского). Открытие миссии на Чукотке для обращения чукчей, ламутов, юкагиров и других народностей. Введение новой расширенной программы религиозного обучения для гимназий и реальных училищ. Обер-прокурором Синода назначается А.И. Карасевский. Присоединение Амурского края к Камчатской епархии и основание Амурской миссии. Обер-прокурором Синода назначается граф А.П. Толстой. Основан Палестинский Комитет. По представлению митрополита Московского Филарета (Дроздова) Синод рассматривает вопрос о целесообразности перевода Ветхого Завета на русский язык и решает его положительно. Осуществление перевода поручено четырем духовным академиям. Синод в порядке опыта учредил приходские советы для храмов Приамурского края. Учреждение Таврической, Уфимской и Якутской епархий. Начало издания публицистического “Православного Обозрения”. Начинают открываться епархиальные женские училища. Присоединение к России Уссурийского края и начало просветительской работы по обращению гиляков, ороченов, гольдов, маньчжур и корейцев. Начало миссионерской деятельности в Японии. После практически закончившегося замирения Кавказа открывается Общество восстановления христианства на Кавказе, взявшее на себя все функции Осетинской миссии. Протоиерей В. Нечаев основывает в Москве журнал “Душеполезное чтение”. Впервые в Ярославле выходят в свет “Епархиальные ведомости”. В дальнейшем этот печатный орган начинает издаваться практически во всех епархиях. 1860–1866 Разработка и обсуждение реформы духовных школ. Учреждение Енисейской епархии. Канонизация святителя Воронежского и Задонского Тихона (Соколова).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Жизнь показала правильность вывода Иннокентия. Литература об Иннокентии (Вениаминове) Она довольно обширна. Описание встречи с ним в середине 50-х годов XIX в. оставил известный русский писатель И.А. Гончаров: «Здесь есть величавые, колоссальные патриоты. В Якутске, например, преосвященный Иннокентий: как бы хотелось мне познакомиться с ним. Тут бы увидели русские черты лица, русский склад ума и русскую коренную, но живую речь. Он очень умен, знает много и не подавлен схоластикою, как многие наши духовные, а все потому, что кончил учение не в академии, а в Иркутске и потом прямо пошел учить и религии, и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов. Вот он-то патриот» (И.А. Гончаров. Путевые заметки//Собрание сочинений. т.3, М., 1978). Его миссионерская, научно-исследовательская деятельность рано интересовала и зарубежных авторов. Так, еще в 1877 г. в Лондоне была издана работа К.Хейля «Innocent of Moscow the Apostle of Kamchatka and Alaska». Зарубежная литература об Иннокентии дана в библиографии к книге доктора С.А. Муссалимаса «The Transition from shamanizm to Russian Orthodoxy in Alaska» (1994). В издание трудов и биографии Святителя Иннокентия внес огромный вклад его первый биограф И. Барсуков, издавший уже в 1883 г. в Москве объемную монографию «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по сочинениям, письмам и рассказам современников». Отдельные материалы, посвященные жизни и деятельности Иннокентия, постоянно публиковались в «Якутских епархиальных ведомостях». Таким образом, в дореволюционное время об Иннокентии (Вениаминове) писалось достаточно много. В советское время до 1970-х гг. о нем почти не писали. Одним из первых советских исследователей о своем знаменитом земляке восторженно писал академик А.П. Окладников, который в 1974 г. участвовал в первой совместной экспедиции советских и американских археологов на Алеутские острова. В том же году по возвращении из экспедиции Окладников в соавторстве с Р.С. Васильевским издали научно-популярные очерки «По Аляске и Алеутским островам», где посвятили отдельную главу «апостолу Америки» Иннокентию Вениаминову . Спустя 3 года, в 1977 г. в 7 журнала «Вопросы истории» была опубликована статья А.П. Окладникова «Удивительная судьба Ивана Попова», а уже в 1983 г. в сборнике «Первопроходцы» серии биографий «Жизнь замечательных людей» его же статья « Иннокентий Вениаминов ». В 1986 г. на международной церковно-исторической конференции в Киеве, посвященной 1000-летию Крещения Руси, с докладом «Митрополит Иннокентий – миссионер-пророк» выступил протоиерей Димитрий Григорьев, профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне (США), подробно осветил аляскинский период жизни и деятельности Иннокентия. В 1991 г. в 3 журнала «Полярная звезда» была опубликована документальная повесть Николая Якутского «Святой Иннокентий». В дальнейшем появились газетные и журнальные статья Д.К. Сивцева – Суорун Омоллона, народного писателя Якутии, Е.С. Шишигина, Н.А. Шиндялова и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Джерба, урочище. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1851 - 1880. Год утраты:1941 (сгорел) Адрес: Россия, Республика Саха (Якутия), Ленский район, урочище Русская Джерба Координаты: 60.442342, 116.751399 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 2 июля 2013 г. из Иркутска отправляется теплоход, на борту которого находился Иркутский викарный епископ Евгений (Зернов). Его миссионерский путь лежал в Киренский уезд - самый удалённый уголок Иркутской епархии. Сопровождал епископа Евгения в поездке священник Николай Александрович Пономарёв, который не только фотографировал, но и вёл дневник, в котором описывал все события миссионерской поездки, свои впечатления и многое дугое. Этот интересный и довольно просторный материал публиковался на страницах православной газеты «Иркутские епархиальные ведомости» в 1913 и 1914 годах. Вот что пишет Н. Пономарёв: «... Из Нюи нам путь лежал обратно, но Владыке сказали, что за 35 верст ниже по Лене в с. Жербинском есть приписной к Нюйскому храм и насельники Жербы были бы глубоко осчастливлены посещением своего Владыки. Желая доставить духовную радость своей далекой пастве, Владыка охотно согласился навестить жербинцев и вместе с ними помолиться. Жерба - селеньице в 25 дворов, с 140 жителями обоего пола; последнее селение Иркутской епархии, соседнее с епархией Якутской. Прибыли туда в 10 час. вечера. Жители быстро собрались и с факелами сопровождали Владыку. Храм стоит на горе, в сосновом бору, подъем к нему длинный, песчаный. Владыка совершил молебен Божией Матери и св. Иннокентию и сказал поучение о необходимости веры в Бога и молитве ко Пресвятой Богородице. С жадностию ловили жербинцы поучительные слова Архипастыря… Можно с уверенностью сказать, они встречали у себя Епископа впервые. А как дорого им слово Архипастыря, оно ляжет в их сердца до гробовой доски… И как необходимо чаще согревать это загрубелое сердце Архипастырским словом любви и научения...

http://sobory.ru/article/?object=53921

Надо сказать, что на уровне улусов, городов, сел действуют довольно много волонтерских движений – здесь надо отдать должное местным отделам по работе с молодежью. Но у православного человека должен быть очень трезвый взгляд на эту деятельность: нельзя делать добрые дела ради заслуг, ради похвалы, ими нельзя тщеславиться. Делать добрые дела можно лишь для того, чтобы выполнять прямое человеческое призвание – быть полезным нуждающемуся ближнему. Крещение на берегу реки Лены. Фото Анны Гальпериной Не прекращается и будет углубляться взаимодействие со школами в области преподавания основ православной культуры. На уровне епархии мы сейчас готовим соглашение с Министерством образования республики, включающее в себя дорожную карту взаимодействия со школами на всех уровнях – республиканском, городском, районном, сельском. Отцы благочинные получили рекомендацию епархиального собрания заключить соглашение с улусными отделами образования. Мы готовы оказывать помощь школам в области обеспечения учебными материалами. Уже почти два с половиной года существует перевод учебника основ православной культуры на якутский язык, Министерством образования РС(Я) рекомендована книга для чтения Ирины Дмитриевой «На Север сквозь века». Сейчас продолжается работа над второй частью — историей Якутской епархии Синодального периода. К этому процессу активно подключилась Инна Юрганова – пожалуй, лучший историк православия в Якутии. Надеемся, что новое издание увидит свет в этом году. Затем начнется работа над третьим томом, посвященным советскому и современному периоду. Просветительская и издательская деятельность остается для Якутской епархии, как и для Церкви в целом, особенно важной. Ставшее известным за пределами нашей республики издание «Логос» получило благословение на выход в формате цветного журнала, а не газеты, как раньше, и епархия будет продолжать поддерживать этот замечательный проект. Надеемся, что новое дыхание получат наши «Якутские епархиальные ведомости», начинавшиеся исключительно как дайджест материалов о церковной жизни в Якутии.

http://pravmir.ru/episkop-roman-o-tom-ch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕЛЕТИЙ (ЯКИМОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Мелетий (Якимов) Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский. Икона работы Елены Андрюшиной Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским . Прибыл в Якутск 16 сентября. С 14 октября 1896 года - епископ Рязанский и Зарайский . 27 ноября отбыл из Якутска и прибыл в Рязань 17 февраля 1897 года. С 1897 года - почетный член Казанской духовной академии . Скончался 14 января 1900 года. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля . В 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий был причислен к Собора Сибирских святых . Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий. 18 июня 1998 года обретены мощи святителя Мелетия. 18 сентября 1998 года мощи были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь . Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван " Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии " . Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.

http://drevo-info.ru/articles/12141.html

Чтобы не разойтись нам далеко в мнениях, я просил бы вас принять во внимание мою статью: «Обязанности русского государства по обращение иноверцев к православной русской церкви», еще речь о. Аф. Виноградова по случаю сибирского юбилея, в которой выражены мои мысли. А я приму во внимание ваш отчет за прошлый год. Не беда будет, если выйдет и небольшое разногласие, только бы в существенном сойтись. Прошу вас по отсылке вашего мнения обер-прокурору копию с него прислать ко мне, а я вам пошлю копию с своего мнения. Если хотите поскромничать, можете свое мнение написать епархиальному своему владыке, а он при своем отношении в подлиннике препроводит его обер-прокурору. Я не думаю, чтобы Анучин просил у меня мнения с благою целью. Мне, напротив, думается, что он просит его для того, чтобы разбить его (он считает себя гением, способным опровергнуть очевидную истину), а может быть чует, что это дело страшного для него Победоносцева, и потому думает воспользоваться моим мнением, перетолковавши его по-своему. Поэтому-то я и хочу копию со своего мнения послать обер-прокурору. Что Анучин желает привилегированного положения не христианам, а язычникам, это он доказал тем, что настоящее дело, до поднятия его министром, своею рукою вычеркнул из ведомости о нерешенных делах, посылаемой в министерство. След., если министерство вспомнило о нем, то не иначе, как по напоминанию Победоносцева, которому я писал о нем в частном письме. Се время благоприятно, се день спасения для наших новых христиан. Воспользуемся им, потому что другого такого же случая трудно ожидать. Вчера я получил от обер-прокурора телеграмму для сообщения пр. Дионисию такую: «Прошу известить преосвященного якутского, что на телеграмму его Государь изволил отозваться: «Очень тронут пожертвованием и прошу передать мое сердечное спасибо». Пожертвование это 2000 р. на стипендию в Якутском дух. училище имени Государя по случаю коронации. Нельзя не порадоваться, что Государь с такими чувствами принимает и малую лепту от духовенства. Видно К. П. Победоносцев с успехом предстательствовал пред ним за дух. ведомство. Не знаю, был ли когда такой благожелательный обер-прокурор св. синода. В газете «Восток» уже напечатано об открытии второго викариатства Иркутской епархии 489 , только кандидат на кафедру указан не тот. О нашем сибирском гении о. Иакове пишут, что будто бы он назначается настоятелем Данилова монастыря в Переяславле Залесском 490 . А сам он в письме ко мне хвалится, что все любят и ценят его таланты. Видно оставаться ему до гроба недорослем. Преосв. Мартиниан отправился в Камчатку. А начальник Амурской миссии архим. Геронтий живет здесь в Вознесенском монастыре до решения о нем св. синода. От питья он дошел до белой горячки и пр. Мартиниан вынужден был выпроводить его, представив св. синоду о возвращении его на родину в Псковскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получались в дар следующие периодические издания в 1901 и 1902 г.: 1) Allgemeine Bibliographie; 2) Bookseller; 3) Catalogo mensile della libreria italiana; 4) Wöchentliches Verzeichnis; 5) Славянский Век (Вена); 6) Американский Православный Вестник; 7) Вера и Церковь ; 8) Душеполезное Чтение; 9) Радость Христианина (1901 г.); 10) Руководство для сельских пастырей; 11) Русское Обозрение 1901, 1, 12) Церковные Ведомости; 13) Московские Церковные Ведомости; 14) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; и Епархиальные Ведомости: 15) Архангельские; 16) Благовещенские; 17) Екатеринбургские; 18) Калужские; 19) Кишинёвские; 20) Нижегородские; 21) Оренбургские; 22) Орловские; 23) Саратовские; 24) Смоленские; 25) Ставропольские; 26) Тверские; 27) Уфимские; 28) Якутские и 29) Ярославские“. Определили: Благодарить жертвователей. 1348 См. напр. иером. Григория. „Сочинение Бл. Августина „О граде Божием“ (De civitate Dei), как опыт христианской философии истории“ – в ж. Вера и Разум 1891, 15 и 17. Особенно достойны внимания две последние страницы статьи, горячо осуждающие отрицание всех сторон человеческой жизни во имя христианской религии и указывающие христианский идеал в служении всех и всего, – науки, искусства, государства, всей культуры, – одному только Христу, – в превращении нынешней науки в христианскую науку и т. д. и всей культуры вообще – в христианскую культуру. „Пусть Христос“, говорится здесь, „пусть Его царство будет везде и во всём; в этом единственный смысл истории человечества“. Прекрасно сказано!.. 1349 Реферат, прочитанный с сокращениями 7 августа 1896 года в наседании отделения церковных древностей X археологического съезда в г. Риге. 1350 Подробнее об этом в статье иером. Арсения: Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре, напечат. в Сборнике Общ. древне-русск. искусства на 1873 г., стрр. 119–121. 1351 В разрешении вопроса о характере древней лаврской иконописи важное значение должна иметь большая, на четырёх досках или своего рода затворах икона с изображением, в 20 отделах, всей истории явления Аврааму трёх странников. Эта превосходная по отличной сохранности, свежести и яркости красок и выдержанности стиля икона почти недоступна для научного её обследования, находясь теперь в глухой арке стены за новой ракой преп. Никона. Раньше, когда надгробие преп. Никона стояло в самом северо-западном углу храма, а не посредине его северной стены, икона помещалась как бы над ракой, была виднее, быв лучше освещена и вся обращена лицевой своей стороной к молящемуся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010