В 1918 г. М. был оккупирован англо-инд. войсками, в 1920 г. вошел в состав мандатной территории Ирак (с 1932 - независимое королевство Ирак). В мандатный период за чертой исторической цитадели Баш-Табия вырос новый город, строившийся в соответствии с требованиями регулярной планировки (архит. Р. Сквайр и др.). В 40-50-х гг. XX в. представители знатных семейств стали крупными латифундистами, ведшими широкомасштабную торговлю зерном, фруктами, скотом. Их недовольство Иракской революцией 1958 г. выплеснулось в 1959 г. в восстание, подавленное правительством Абд аль-Карима Касема. Расширение совр. застройки в М. относится к 60-70-м гг. XX в.; тогда же были основаны ун-т (один из крупнейших иракских вузов) и музей с богатой коллекцией ассирийского и парфянского искусства. Последствия Кувейтского кризиса 1990-1991 гг. и вызванных им санкций против Ирака, а с 2003 г.- оккупация страны коалицией НАТО привели к упадку городской экономики. Начались регулярные атаки исламских экстремистов на христ. церкви в М. и показные расправы над христианами: в окт. 2006 г. был обезглавлен сиро-яковитский свящ. Полус Искандер Бехнам, в июне 2007 г. убиты халдейский свящ. Рагид Азиз Канни и 3 сопровождавших его диакона. В 2008 г. череда убийств и угрозы в адрес мосульских христиан вынудили тысячи представителей их сообществ покинуть город и переехать в Сирию и Турцию или искать убежища при загородных церквах и мон-рях. С 2014 г. М. контролирует террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ; запрещена законодательством РФ), боевики которой систематически разрушают историко-культурные памятники: церкви, мечети, мавзолеи; было уничтожено крупнейшее собрание араб. и сир. рукописей Мосульской б-ки (февр. 2015). Террор заставил бежать из города сотни тысяч жителей - как христиан, так и мусульман. В ночь на 17 окт. 2016 г. началась операция по освобождению М. от ИГ. В конце янв. 2017 г. ирак. командование объявило о возвращении контроля над вост. частью города, 9 июля - о полном освобождении М. В ходе боев старый город, в к-ром укрепились силы ИГ, подвергся сильным разрушениям. Католическое присутствие в М.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

556 – 557). 27 Вот что пишет преосв. Софония о яковитах (Совр. быт и литургия яковитян и несториан, СПБ. 1876, стр. 36 – 37). «Таинство елеосвящения совершается не над больными только, но и над здоровыми. Все готовящиеся к причащению должны елеосвящаться, по подобию православных патриархата Константинопольского, и елеосвящаются в самый день приобщения, пред литургией. Обыкновение елеосвящаться здоровым и у нас есть в Москве и Одессе; но наше елеосвящение во многом различно от упоминаемого и по времени, и по цели. Впрочем, яковитское елеосвящение пред приобщением св. тайн ни в каком случае не заменяет собою таинства покаяния, как у армян, которое само собою и в свое время совершается над каждым причастником порознь и довольно строго. Впадшие в смертные грехи, особенно плотские, не разрешаются и не удостаиваются причащения, доколе не покажут верных плодов сердечного раскаяния и сокрушения о своих согрешениях». 28 См. ряд наших статей в «Хр. Чт.» за I868, 1869 и 1870 гг. под заглавием: «Очерк истории литургии нашей православной церкви» и «Очерк истории древних национальных литургий Запада». 29 См. Писания св. Отц. и учит. церкви, относящиеся к истолкованию прав. богосл. (Спб. 1855, т. 1, стр. 266). 30 Гоар (Euchol. edit. Paris 1647, р. 44О) пишет в примечании к 5-й молитве: «древнейший барберинов евхологий, третий мною виденный, признает автором сей молитвы И. Златоуста; в надписи над сей молитвою читается: π ρρ οτοις εχ το Χρισοστμου. В примечании же к 6-й молитве у того же Гоара читаем: «что эта молитва завещана св. Василием, об этом свидетельствуют древние венецианские издания, в которых существует надпись: х α ερες το μ_ γαλου Βασιλεο__. Христ. Чтен. 7–8. I880 г. 32 В галликанском сакраментарие у Мабильона (Mus. ital., t. 1, p. 392) правда находится Ritus benedicendi oleum, содержащий две молитвы, из которых одна на заклинание елея, а другая на благословение елея (exorcismus olei, benedictio olei), но, как справедливо замечает Бинтерим (р. 266), эти молитвы относятся к епископскому освящения елея для домашнего употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сирии министр по религиозным вопросам и великий муфтий встретились с лидерами монофизитов 17.01.2015 Министр по религиозным вопросам Сирии Мохаммад Абдул-Саттар аль-Сайед встретился с лидерами христианских монофизитских Церквей страны, сообщило Ассирийское международное новостное агентство (AINA News). Во встрече также приняли участие исламские лидеры Сирии во главе с великим муфтием Ахмедом Бадр-Эддином Хассуном. Мохаммад Абдул-Саттар аль-Сайед подчеркнул, что, кто бы ни пытался оправдать и узаконить убийство, терроризм и насилие, не имеет никакого отношения к подлинным религиозным учениям, морали или человеческим ценностям. Министр посетил патриархию Сиро-Яковитской Церкви и митрополию Армянской Апостольской Церкви в Дамаске по случаю столетней годовщины османского геноцида армян, ассирийцев и других христианских народов Османской империи . Аль-Сайед заявил, что геноцид столетней давности и нынешние события в Сирии имеют много общего. Это доказывает всему миру, что то, что имеет место в Сирии в наше время — убийства и разрушения от рук «новых османов», доказывает, что они не имеют никакого отношения к настоящему исламу . Министр отметил, что происходящее в Сирии является явным доказательством того, что терроризм и преступность очень далеки от всех религий, и что подлинный ислам не виноват в том, что США и их западные союзники пытаются дискредитировать его, используя в своих целях экстремистов, объявляющихся себя ревнителями ислама. Со своей стороны, патриарх Мор Игнатиус Афрем II, сиро-яковитский патриарх Антиохийский и всего Востока, подчеркнул, что братские отношения исторически связывали сирийских христиан и мусульман, которые всегда вместе защищали Сирию как свое общее отечество. Патриарх Афрем II напомнил, что около полумиллиона ассирийских христиан было убито сто лет назад в устроенной младотурками резне. Патриарх Афрем II также подчеркнул, что то, что происходит в Сирии сегодня, мало отличается от того, что произошло сто лет назад.

http://drevo-info.ru/news/18324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНЫЙ ПАПСКИЙ ИНСТИТУТ [лат. Pontificium Institutum Studiorum Orientalium Ecclesiarum], высшее учебное и исследовательское заведение Римско-католической Церкви, созданное для подготовки специалистов по богословию, догматике, литургике, каноническому праву и истории Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей ( Армянской Апостольской Церкви , Коптской Церкви , Эфиопской Церкви , Сирийской Яковитской Церкви , сир. Маланкарской Церкви , Эритрейской Церкви ) и ассирийской Церкви Востока . Учреждению В. п. и. предшествовало начавшееся в католицизме с кон. XIX в. усиление внимания к миссионерской работе среди христиан Восточных Церквей. 30 нояб. 1894 г. апостольским посланием «Orientalium Dignitas» папа Римский Лев XIII подчеркнул важность сохранения в католицизме различных вост. обрядов и обычаев как «средств, наиболее пригодных для воссоединения» вост. христиан с Римско-католической Церковью и отметил необходимость подготовки униатского духовенства из числа принявших унию вост. христиан. Непосредственно перед созданием В. п. и. 1 мая 1917 г. папа Бенедикт XV учредил Конгрегацию по делам Восточной Церкви (см. ст. Восточные католические Церкви ), к-рая столкнулась с необходимостью изучения и систематизации знаний о Восточных Церквах для более успешной прозелитской деятельности. В том же году был организован В. п. и., общее руководство к-рым поручалось Конгрегации по делам Восточной Церкви. Первоначально цели и задачи ин-та не были четко определены, и помимо исследовательской деятельности В. п. и. осуществлял подготовку католич. клириков для миссионерства среди вост. христиан. В энциклике папы Пия XI «Ecclesiam Dei» (12 нояб. 1923) прямо указывалось, что В. п. и. должен служить цели воссоединения «восточных схизматиков» с Римско-католической Церковью. Однако со временем ин-т отошел от непосредственной подготовки католич. миссионеров, сконцентрировавшись исключительно на научных исследованиях христ. Востока.

http://pravenc.ru/text/155380.html

Подробнее о Мелетии см. в замечании на 5-й ответ и в книге моих сочинений, ч. 1, гл. 48. Замечание на ответ сорок третий По поводу написанного в Стоглаве: «аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестного знамения, да будет проклят, св. отцы рекоша», предлагается, во-первых, указать «святых отец имена и главы и места, и на каковых соборех проклинали»; во-вторых, требуется показать от писания, «когда и кого Христос благословлял каковым сложением перстов?» Денисов на первое ответил, что когда Стоглавого собора отцы сослались на св. отцов, то они, без сомнения, знали оных св. отцов, хотя и не назвали их, посему свидетельство их с ссылкою на св. отцов достоверно и не может быть зазрено. Но, как ни восхваляет Денисов ведение отцов Стоглавого собора, имевших якобы бесчисленные книжные сокровища, однако же, если они ссылались во свидетельство и на таких писателей, как сочинитель Жития преп. Евфросина, проповедовавший злые ереси, то весьма позволительно усомниться и в правильности их ссылки на не названных ими святых отцов. Впрочем, и сам Денисов не удовольствовался только требованием полного доверия Стоглавому собору; он указывает, что проклятие на не крестящихся, якоже и Христос, двема персты, положено в чине проклятия приходящих от яковитской ереси, а яковитов чин составлен-де в Греции, и посему креститься двема персты есть-де греческой церкви узаконение. Но, как мы показали уже в замечании на пятый ответ, не только в первых переводах оного чина, но даже во многих 15 и 16 века списках 76 этих слов: «аще кто не крестится двема персты» и проч. – не обретается, посему это место в чиноприятии не есть греческой церкви произведение, но русская самовольная, а не соборная вставка, ибо никаким собором оный чин исправляем не был. Потому анафема на не крестящихся двема персты произошла не от св. отец, а от некоего неизвестного, осмелившегося внести оную в древлеизложенный чин. А притом и в старинных рукописях написано: «аще кто не крестит двема перстома» (то есть не благословляет), а не так: «аще кто не крестится» или «аще кто не воображает двема персты крестнаго знамения».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Источники христианского Востока и Запада при формальной схожести понятий, обозначавших женские служения в Церкви, очевидно, по-разному их характеризуют, что напрямую зависело от принятого в соответствующих традициях церковного взгляда на женщину. Мы видим, что безусловным авторитетом для всех авторов церковных текстов являлись апостольские послания, в частности соответствующие упоминания о Фиве, вдовах, а иногда и о женах из 1Тим.3:8–11 , которые станут эталонными для обоснования женского диаконата. Что, собственно, представлял собой функционал диаконисс к IV веку, нам подробно известно лишь благодаря во многом совпадающим по содержанию «Дидаскалии» и «Апостольским постановлениям». Дополнительные свидетельства фрагментарны: к VI веку о помощи в Крещении свидетельствуют лишь «Новеллы» и Псевдо-Иероним, а современник «Апостольских постановлений» свт. Епифаний и « Церковные каноны апостолов» того же времени – о помощи при Крещении и уходе за больными женщинами, передаче через служительниц каких-то поручений. Все эти данные локализуются в небольшой период IV–VI веков: не исключено, что эта традиция отражала определенный этап (как, собственно, «Дидаскалия» и «Апостольские постановления») развития христианских общин, в которых существовала потребность в посредничестве через женщин с определенным церковным статусом между мужским клиром и женской частью общин. С другой стороны, упоминания диаконисс в восточных церковных общинах с этого же времени становятся повсеместными. Уже распространенные к тому времени церковные институты дев, вдов и диаконисс объединяло лишь одно неукоснительно соблюдавшееся правило – обязательность безбрачия, которое в соединении с высокой молитвенной и подвижнической жизнью признавалось для женщины наилучшим состоянием, равносильным церковному служению. Этим условиям в наибольшей мере отвечало монашество, со временем вобравшее в себя все перечисленные формы служений. Собственно, об этом и свидетельствуют многочисленные упоминания на Востоке в позднеантичное и средневековое время различных женщин-подвижниц в сане диаконисс, о практической деятельности которых, по сути, ничего не известно. Возможно, что в таком статусе они могли претендовать на включение в клир, естественно без права участия в совершении таинств, на что могут указывать чины посвящения диаконисс. Может быть, наиболее ярко это проявилось в рамках нехалкидонитской традиции (в частности, сиро-яковитской), в которой диакониссы в большей мере, чем в ортодоксальной, могли претендовать на литургические функции вплоть до Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIV-XV вв. активизировалось вмешательство в политическую жизнь И. суфийских братств ( тарикатов ) и различных шиитских сект. Наиболее значительными были восстания сербедаров в Хорасане в 1330-1380 гг., когда восставшие создали свой султанат, и движение сеидов в Мазендеране и Гиляне в 1350-1390 гг., где образовались т. н. гос-ва сайидов с центрами в Амоле и Лахиджане. С сер. XIV в. активно продолжалась тюркизация иран. земель. На северо-западе еще ок. 1375-1380 гг. огузы, оттесненные сюда в XIII в. монголами, образовали 2 объединения - Кара-Коюнлу («Чернобаранных») и враждебное ему Ак-Коюнлу («Белобаранных»). В этих объединениях появились наследственные владения землей с правом раздачи пожалований нижестоящим, с налоговым и судебным иммунитетом (союргаль). Во 2-й пол. XIV в. на службе у ханов Чагатайского улуса выдвинулся Тимур Ланг (ланг - «хромой»; европ.- Тамерлан). Подчинив себе весь Мавераннахр, он в 1370 г. объявил законным государем одного из Чингизидов, а сам принял титул эмира эмиров, его резиденция была в Самарканде. В 1380 г. Тимур начал покорение И. Его войска опустошили Систан, ликвидировали султанаты сербедаров в Себзеваре и Куртов (Картов) в Герате, уничтожили эмират Вали в Горгане. В 1385 г. Тимур прошел от Дамгана до Султании. Навстречу ему в Азербайджан вторгся джучидский хан Тохтамыш, к-рый разрушил Тебриз. В 1386 г. ограбление полуразрушенного города довершил Тимур, он забрал в Самарканд лучших ремесленников. В 1387 г. восстал Исфахан, на к-рый была наложена тяжелая контрибуция. Восстание было подавлено, а город разрушен. В 1392 г. Тимур ликвидировал Сайидские гос-ва, а в 1393 г. сокрушил Музаффаридов. В 1397 г. оба Ирака и Азербайджан с Тебризом Тимур отдал в удел старшему сыну Миран-шаху, а младший Шахрух получил Хорасан, Горган, Мазендеран и Систан с Гератом. От нападений Тимура страдали все жители И. вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, многие погибли. Христиане, проживавшие в таких городах, как Тебриз и Мараге, где при Хулагуидах находились престолы католикоса Церкви Востока и мафриана Сирийской яковитской Церкви, переселились в менее доступные для тюрк. войск округа Загроса (к западу от оз. Урмия) и Азербайджана (окрестности Сельмаса).

http://pravenc.ru/text/673877.html

в сирийских Церквах, каноническое право Церкви Востока о К., каноническое право Сиро-Яковитской Церкви о К.: Codex Liturgicus Ecclesiae universae/Ed. J. A. Assemani. R., 1749-1750. T. 1-3; Ritus orientalium, Coptorum, Syrorum et Armenorum, in administrandis Sacramentis/Ed. H. Denzinger. Würzburg, 1863. T. 1. P. 267-316, 361-383 [лат. пер.]; Nomocanon Gregorii Barhebraei/Ed. P. Bedjan. Parisiis; Lipsiae, 1898; Ecclesiae Antiochenae Syrorum Nomocanon a Gregorio Abulpharagio Bar-Hebraeo syriace compositus et a Iosepho Aloysio Assemano in latinam linguam conversus// Mai. SVNC. 1838. T. 10. Pars 2. P. 2-268 [лат. пер.]; Diettrich G., ü bers. Die nestorianische Taufliturgie. Giessen, 1903 [нем. пер.]; Brock S. A New Syriac Baptismal Ordo Attributed to Timothy of Alexandria//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 1970. Vol. 83. P. 367-431; idem. Studies in the Early History of the Syrian Orthodox Baptismal Liturgy//JThSt. N. S. 1972. Vol. 23. P. 16-64; idem. The Anonymous Syriac Baptismal Ordo in Add. 14518//PdO. 1977/1978. Vol. 8. P. 311-346; The Synodicon in the West Syrian Tradition/Ed. and transl. A. Vööbus. Louvain, 1975-1976. (CSCO; 367, 368, 375, 376. Syr; 161-164); Varghese B. Les onctions baptismales dans la tradition syrienne. Leuven, 1989. (CSCO; 512. Subs.; 82); idem. La structure des liturgies sacramentelles//Les liturgies syriaques/Éd. F. Cassingena-Trévédy, I. Jurasz. P., 2006. P. 145-172. (Etudes syriaques; 3); Бухингер Х. Крещение и Миропомазание в сир. традиции III-V вв.//Православное учение о церковных таинствах: Мат-лы V Междунар. конф. РПЦ, Москва, 13-16 нояб. 2007 г./Ред.: свящ. М. Желтов. М., 2009. Т. 1. С. 220-233; Желтов М., свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греч. рукописи Sinait. NE МГ 93//ВЦИ. 2014. N 1/2(33/34). С. 116-126; К. в Армянской традиции: Маштоц. Венеция, 1831. C. 1-28 (на арм. яз.); Issaverdens J. The Divine Ordinances According to the Armenian Ritual. Venice, 18732; Rituale Armenorum Being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church Together with the Greek Rites of Baptism and Epiphany/Ed.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

правосл. Церкви Святогробское братство стремилось удержать Иерусалимский престол под своим контролем и избежать вмешательства К-польского патриарха в избрание Иерусалимского первосвятителя. Т. о., в ИПЦ сложилась практика офиц. назначения преемника действующего патриарха и зачастую даже передачи ему власти при жизни предшественника. Так, Хрисанф Нотара в 1730 г. вызвал М. в К-поль и представил К-польскому Синоду и фанариотской знати (великому драгоману Высокой Порты, господарям Дунайских княжеств и др.) свое завещание, в к-ром указывал на Кесарийского митрополита как на наследника и угрожал Божиим гневом тем, кто осмелятся отстранить М. от Патриаршества. Как впосл. писал М. российской имп. Анне Иоанновне , патриарх Хрисанф ввиду ухудшения здоровья сложил с себя сан и возвел на Патриаршество М., «по малых же днях успокоился в Господе». Хрисанф скончался 7 февр. 1731 г., т. о., вступление М. на престол должно относиться приблизительно к нач. февр. Его избрание по ходатайству К-польского патриарха Паисия II было утверждено бератом османского султана. Благодарственная грамота М. Паисию датирована 23 февр. Бóльшую часть Патриаршества М. провел в К-поле, что к этому времени вошло в традицию у Иерусалимских первоиерархов. Однако между концом лета 1732 г. и концом весны 1734 г. он находился в Палестине, где в очередной раз обострилась борьба за контроль над св. местами между греч. и арм. церковными структурами. Армяне, к сер. XVII в. утратившие мн. позиции у св. мест, добивались возвращения под свою юрисдикцию копт., эфиоп. и сиро-яковитской общин Иерусалима, пребывавших под «покровительством» правосл. патриарха, а также требовали паритета с греками при получении Благодатного огня. В 1730 г. арм. знать, апеллировавшая к поддельным грамотам османских султанов о привилегиях Армянской Апостольской Церкви в Иерусалиме, смогла получить соответствующий фирман от везира Ибрагим-паши Невшехирли. В том же году в К-поле произошло восстание, которое привело к казни везира и отречению султана Ахмеда III; однако при новом султане Махмуде I позиции армян только укрепились.

http://pravenc.ru/text/2629635.html

Одной из целей визита стала передача гуманитарной помощи для пострадавших жителей Сирии. На этот раз она была распределена для последующей раздачи нуждающимся между Антиохийской Православной Церковью, Сиро-Яковитской Церковью и Сирийским муфтиятом. Часть помощи, переданная в Сиро-Яковитскую Патриархию, адресно предназначалась для населения города Эль-Карьятейн, освобожденного от террористов несколькими днями ранее. В рамках пребывания на сирийской земле российская делегация также посетила лагерь внутренне перемещенных лиц в пригороде Дамаска Аш-Шам и школу-интернат для детей, чьи родители погибли, защищая родину от террористов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Президента О.Г. Лукашенка Кирилу з Днем та та звернення] Кирила Тамашу Шуйоку обранням на посаду Президента Угорщини : та звернення] Кирила Туреччини Реджепу Ердогану з дня народження : та звернення] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами глави держав – – церковно-державнийЦерква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4430293...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010