По молитвам ее, как Милостивый, спаси наши души».     Прокимен, гл. 4: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».     Стих: «В собраниях благословите Бога Господа, вы от семени Израилева» (Пс. 67:36, 27),     Тропарь, Преподобному и Преподобной, гл. 8: «В тебе, отче (или матерь), сохранилось неповрежденным сотворенное по образу Божию, ибо, взявши крест, ты последовал за Христом и жизнью учил презирать плоть, ибо она тленна; заботиться же о душе — творении бессмертном. Поэтому и радуется с Ангелами, преподобный (имя), дух Твой».     Тропарь преподобному, гл, 8: «Потоками слез своих ты возделал бесплодную пустыню и сильными воплями сделал ее во сто крат плодоносною и явился светильником вселенной, сияя чудесами (имя), отче наш, моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь преподобному, гл. 1: «Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш (имя), постом, бдениями, молитвою приобретши небесные дарования, ты исцеляешь болящих телом и духом, прибегающих к Тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеления».     Прокимен, гл. 8: «Дорога в очах Господних смерть святых Его».     Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115:6, 3).     Величание: «Прославляем Тебя, преподобный отче наш (имя), ш почитаем святую память Твою, наставник монахов и собеседник Ангелов».     Стихи псалмов: «Твердо уповал я на Господа и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой. Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 39:2-3). «Далеко удалился бы я и оставался бы в пустыне» (Пс. 54:8). «Я уподобился пеликану в пустыне. Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» (Пс. 101:7-8). «Колена мои изнемогли от поста и тело мое лишилось полноты» (Пс. 108:24). «Слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:7). «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня» (Пс. 21:17). «Напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы в тайне стрелять в непорочного» (Пс. 63:4-5). «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он по правую сторону меня; не поколеблюсь» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почему же не имеем того приговора в памяти? Почему не готовимся к исходу? Почему обещаем себе долго дней – что не в нашей власти, но в Божией только состоит? Почему столько богатства собираем, столько домов строим, столько утех заводим, как будто вечно в мире этом жить надеемся? Почему за честью и славой мира сего гоняемся, которая сегодня или завтра от нас отойдет и сделает нас жалкими, хуже пса живого? Почему язвительными и мстительными челобитными друг на друга наполняем судебные места? Почему друг на друга злимся и проклинаем? Почему друг у друга похищаем добро, друг на друга клевещем, обманываем? Почему чужого ложа беззаконно касаемся и душу и тело наше скверним? Сегодня или завтра позовет нас отсюда глас Божий, который всегда гремит всякому: прах ты и в прах возвратишься. О, горе нам, если с этим тяжким бременем отойдем отсюда! Непременно погрузит оно обремененных на дно адово: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 25, 30 ). Этот случай и рассуждение увещевает тебя всегдашнюю память о смерти иметь. Она научит тебя во всегдашнем быть покаянии; она не допустит тебя собирать богатства, искать чести и славы и сладострастием утешаться; угасит пламень нечистой похоти; укротит гнев, в сердце твоем дымящийся; увещевает тебя простить ближнему всякие долги согрешений; отвратить руки свои от хищения и язык от сквернословия, злословия, клеветы и осуждения, и устам твоим положит хранение; подвигнет к усердной молитве, воздыханию и теплым слезам. Ибо страх будущего суда и боязнь мучения сердце связывает, и не допускает хотеть того, что Богу противно и к вечному суду приводит, и колеблющуюся и падающую душу удерживает и восставляет, ибо в чем застанет нас Бог при кончине, в том и судит. Блажен и мудр, кто всегда помнит смерть! Помни последние четыре: смерть, суд Христов, ад и Царство Небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на тот век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. После суда того две дороги откроются: одна в ад, которой повлекутся грешники нераскаянные; другая в Царство Небесное, и пойдут ею праведники и святые. Избавленные Господом придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их ( Ис. 35, 10 ). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 46 ). Размышление об этом – истинная христианская философия, которая учит не природу вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимого к невидимому и от временного к вечному. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь ( Сир. 7, 39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Представлена " Третья книга " игумена Силуана (Туманова) октября 2020 " Как и положено людям благочестивым, начну с цитаты из Священного Писания, - сказал отец Силуан. - " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе " (Пс. 1:1). Кто же эти " губители " ? В еврейском тексте это " лецим " - насмешливые люди, пренебрежительные, издевающиеся. В греческом это " лимон " - озорники, насмешники, находящие удовольствие в причинении неприятностей другим людям. Несмотря на разницу оттенков, общий смысл предельно ясен: боящимся Бога, ищущим Его путей и расположения, ищущим ответа на молитвы не следует быть " губителями " и насмешниками. Нельзя насмехаться презрительно над тем, что дорого и свято благочестивому человеку. Так зачем же я написал уже две книги, наполненные множеством шуточек, подчас довольно ехидных и язвительных, в том числе описаний предельно дорогого для верующего - храмового богослужения и имен священнослужителей? Я священник, а не писатель. И даже когда шучу, задача моя не просто рассмешить, а напомнить о том, о чем священник должен говорить всегда, - о вере, надежде, покаянии. Напомнить о подлинном смысле затертых до неузнаваемости слов и понятий. Напомнить, чтобы понять что-то важное в общении с Богом. Ради любви и покаяния " . Автор напомнил, что еще в Византии бытовали  пародии, высмеивающие неблаговидные стороны церковной жизни. Вопрос состоит не в том, можно ли смеяться вообще, а в том, для чего мы это делаем. С одной стороны, христианин часто слышит, что главное, что он должен делать в жизни, - плакать о своих грехах. Между тем апостол Павел недвусмысленно говорит: " Всегда радуйтесь " (1Фес. 5:16). В этом нет противоречия: мы одновременно испытываем радость о том, что мы призваны Богом, и печаль о том, что не соответствуем христианскому идеалу. В романе Умберто Эко " Имя розы " один из героев заявляет, что Христос никогда не смеялся, но это не так: Спасителю не был чужд юмор. Доказательством может служить отрывок из Евангелия от Иоанна: " Тут опять иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? " (Ин. 10:31-32). Это целомудренный юмор перед лицом смертельной опасности, который не развлекает, а возвращает человеку разум.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Преподобный Евфимий родился от благочестивых родителей Местом его рождения и воспитания был Нижний Новгород. Когда он пришел в возраст, то родители отдали его в научение Божественных Писаний, и блаженный отрок вместе со сверстниками своими изучал их с большим прилежанием, причем совершенно чуждался детских игр. Имея склонность к молчанию и повинуясь во всем своим родителям, он часто посещал храмы Божии, где любил стоять, уединившись в темное место, чтобы никто не мог развлекать его беседами о тленных предметах мира сего и чтобы ему можно было с полным вниманием слушать пение и чтение церковное. Однажды он пришел в святой храм и услышал в Евангелии слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною и прочее ( Лк.9 и след.). Услышав эти слова, блаженный Евфимий решил отречься от благ мира сего и ушел в находившийся вблизи Нижнего Новгорода печорский монастырь Вознесения Господня 2347 , где от настоятеля этого монастыря, по имени Дионисия, и принял иноческое пострижение. Поступив в монастырь, Евфимий стал предаваться великим подвигам. При постоянном пении псалмов Давида день он обычно проводил в трудах, усердно исполняя различные монастырские работы, а ночью удалялся в пещеру и там со слезами возносил Богу всенощные моления. Эти подвиги блаженный инок совершал, повинуясь во всем наставнику своему, преподобному Дионисию. В дальнейшей жизни своей он дошел до такой степени подвижничества, что иногда всю ночь проводил без сна в молитве и подвергал себя такому подвигу часто. При этом он был настолько воздержен в пище, что употреблял ее в таком количестве, какое необходимо было для того, чтобы не изнемочь от голода, и не пил ничего другого, кроме воды, да и то только тогда, когда чувствовал сильную жажду. После сего наставником его ему было назначено послушание служить при пекарне. Здесь он еще более увеличил свои подвиги, так как постоянно носил воду и рубил дрова. Вскоре ему велено было служить в самой пекарне. Работая здесь, преподобный всегда приводил себе на память вечные мучения от неугасимого огня и язвительного червя. Часто, смотря на огонь, он говорил самому себе: «Терпи, Евфимий, чтобы чрез этот огонь ты мог избежать огня вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При последних словах старца поселянин проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон и с того времени никогда больше не роптал на Бога. Выступление на учёном симпозиуме Как-то раз на один симпозиум приехал учёный с научным докладом. Там собралось много любителей острых дискуссий. Как только коллега вышел на трибуну и открыл рот, из зала раздались возгласы учёных мужей: - Неверно! Неправильно! Докладчик поспешил закрыть рот, и снова раздались крики: - Это тоже неправильно! Тогда докладчик не удержался и воскликнул: - Так я же ещё ничего не сказал! - Вот это правильно! - услышал он из зала. " Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас " (Мф. 7:6). Выступление старого профессора Одного старенького профессора любили и студенты, и коллеги. Но особенное признание он получил после одного выступления перед многочисленной аудиторией, где также присутствовали учёные, придерживавшиеся иных научных воззрений. Один за другим, они находили слабые места в докладе профессора и язвительными репликами довели старика до того, что слёзы побежали по его щекам. Тем не менее, он нашёл в себе силы и прерывающимся голосом поблагодарил коллег за их ценные замечания, пообещав внести их поправки в свою работу. Позже, когда удручённый профессор шёл по коридору, к нему подходили разные люди и пожимали руку. В их глазах он был настоящим победителем. " Торжествуйте, все правые сердцем " (Пс. 31:11). Вяз и виноград Однажды, когда Ерм, прогуливаясь по полю, увидел вяз и виноградное дерево, и размышлял о плодах их, явился пастырь ему и сказал: - Что ты думаешь об этом виноградном дереве и вязе? - Думаю, как они пригодны друг для друга. И сказал он Ерму: - Эти два дерева представляют рабам Божьим глубокий смысл. Виноградное дерево имеет плод, а вяз - дерево бесплодное; но это виноградное дерево не может приносить обильного плода, если не будет опираться на вяз. Ибо лёжа на земле, оно даёт гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то даёт плод и за себя и за вяз. Итак, видишь, что вяз даёт плод не меньший, даже гораздо больший, чем виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи подвешена на вязе, даёт плод и обильный и хороший; но лёжа на земле, даёт плод плохой и малый. Это служит уроком для рабов Божьих, для бедного и богатого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

прим. к Мф.20:3 и дал.). – «Была тьма»: это не было обыкновенное, по известным естественным законам совершающееся солнечное затмение; против сего – и время (полнолуние, когда не бывает солнечных затмений) и продолжительность затмения (ср. Злат.). Это было чудесное затмение, которое, вместе с другими последующими чудными явлениями в природе, свидетельствовало о смерти возлюбленного Сына Божия. О затмении необыкновенном, в продолжение которого видны были даже звезды, в это время, свидетельствует римский астроном Флегонт. – «По всей земле»: чудесный характер затмения требует принять слова сии в точном их значении. «По всей земле была тьма, а не в части какой-либо» (Феофил., ср. 3лат.). Вероятно, эта тьма настала вслед за повествуемым глумлением над повешенным Господом; может быть, она и прекратила эти глумления и вызвала в народе то тягостное чувство, о котором замечает ев. Лука в своем повествовании о сем ( Лк.23:48 ). Мф.27:46 . а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! ламá савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? «Боже мой» и пр.: слова с некоторым изменением буквы, а не смысла взяты из пророческого Пс.21 . Весь гнев Божий, который должен был излиться на все человечество за грех, теперь сосредоточился, так сказать, на одном Христе, приносящем своею смертью искупительную жертву за грехи всего мира, и Бог как бы оставил Его теперь, чтобы принять благоволительно жертву сию во искупление всех грехов. В тяжких мучениях телесных и душевных это оставление было самым тяжким и вызвало это болезненное восклицание. Мф.27:47 . Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. «Илию зовет Он»: со стороны понимавших еврейский язык это была новая насмешка над страдальцем; если так, то надобно предположить, что это была насмешка со стороны таких обезумевших фанатиков, которых не могут образумить никакие знамения. Сходство слова Или с именем Илия подало повод к этой насмешке. Они считали ее тем язвительнее, что пред пришествием Мессии иудеи ожидали пришествия Илии, и теперь насмехались, что вот оставленный Богом, распятый, но все еще считающий себя Мессиею, зовет Илию, чтобы он помог Ему теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пс.104:34 .   Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа. Пс.104:35 .   И съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. «Рече, и приидоша прузи и гусеницы, им же не бе числа» : «И снедоша всяку траву в земли их». Градом и огнем истребил Бог дерева, а пругами и гусеницами – болота, луга, и жатвы; потому что погубил у Египтян не только плоды, но и всякую траву. Пс.104:36 .   И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их. «И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их». Это была последняя казнь, наложенная на Египтян, после которой Бог понудил Иудеев выходить из Египта. Всякий дом наполнился слезами и рыданиями, когда все первенцы прияли внезапную смерть; потому что Бог наказал в том, что было для Египтян всего любезнее, поражая самыми язвительными стрелами оказавшихся нечувствительными к прежним казням. Пс.104:37 .   И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего. «И изведе я с сребром и златом». поскольку Египтяне не позволяли Евреям брать и своей собственности; то сверх собственности взяли они и богатство Египтян, как бы в некую плату за тяжкое рабство, уносили с собой золото и серебро. И Бог не вопреки справедливости повелел быть сему, но для вразумления обижавших и в утешение обиженным. «И не бе в коленах их боляй;» потому что не испытывали казней, налагаемых на Египтян. Пс.104:38 .   Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него. «Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня». Но Египтяне до того устрашены были всякаго рода наказаниями, что освобождение Евреев почли благодеянием для себя самих. Пс.104:39 .   Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью. «Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию». Ибо тоже облако днем служило для них сению, и не допускало до них палящих лучей солнечных, а ночью, делаясь огневидным, доставляло им освещение. Пс.104:40 .   Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их. «Просиша и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я». поскольку Евреи вожделели и мяс; то Бог послал им птиц, которыя сами отдавались в добычу, и имевшим нужду в хлебах подал их свыше, даруя из облаков, не дождь, но сию пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ради страданий и смерти Господа нам дано покаяние в живот вечный и все истинно покаявшиеся спасутся, и только нераскаянные вовеки погибнут. После бичевания Господа, по приказу Пилата, у позорного мраморного столба и по венчании Его головы язвительным тернием и ругательном облачении в грубую багряницу наподобие царской Пилат вывел неповинного и безгрешного Страдальца Иисуса напоказ первосвященникам, книжникам и народу, чтобы разжалобить их, и сказал: «Се вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в нем никакой вины». И вот вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и сказал им Пилат: «Се человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни Его!» Остановимся на этих словах и спросим себя: кто были эти исступленные крикуны? Люди или злые демоны? Это были бешеные человеки, по виду люди, а по духу демоны, ибо они были в это время сосуды диавола. И всякий человек, возлюбленные братия и сестры, подверженный страсти или имеющий земное, а не небесное мудрование, есть бес или сын сатаны, ибо даже одному из апостолов, имевшему только в данную минуту земное, человеческое мудрование, именно Петру, Господь с негодование сказал: «Иди от Меня, сатана: ибо ты мыслишь не о том, что Божие, а что человеческое» (см.: Мф.16:23 ; Мк.8:33 ). ВОПРОС: Кто такой священник? ОТВЕТ: Мы, пастыри, – уполномоченные от Пастыреначальника Христа на просветительную деятельность в народе, должны день и ночь, как некогда апостолы, поучать вверенный нам от Бога народ истинам и правилам веры, отводя его от гибельных путей греха и направляя к христианской жизни в страхе Божием. Сам Господь наш Иисус Христос самолично невидимо присутствует среди собравшихся во имя Его, как Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди их» ( Мф.18:20 ). ВОПРОС: Где же мир на земле, о коем пели ангелы? ОТВЕТ: В нынешний день Восточная Церковь , – говорит о.Иоанн под Рождество Христово в 1895 году, – во всей вселенной совершает празднественное торжество в честь и славу Рождества по плоти Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Это – величайшее из чудес, бывших когда-либо на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделивши одежды Иисуса Христа, воины сели стеречь Его там. На верхнем конце креста, над головою Иисуса Христа, прикреплена была дощечка с надписью: «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Такая надпись была сделана по приказанию Пилата, для изображения вины Распятого. Эту надпись читали многие из Иудеев (и из пришельцев): потому что место распятия было недалеко от города; а написано было и по-Еврейски, и по-Гречески, и по-Римски. Первосвященники Иудейские возражали Пилату: «не пиши: – Царь Иудейский; – но, так, как Он Сам говорил: – Я Царь Иудейский». – (В первом виде надпись показывала истину, открывала невинность Иисуса, и изобличала измену народа Иудейского своему Мессии; а в том виде, как хотели бы ее изобразить члены Синедриона, она говорила бы, что распят самозванец). Пилат отвечал на их возражения: «что я написал, то написал». 3-я четверть дня – полдень. Осмеяние; и исповедание разбойника. Усыновление Иоанна Богоматери. Тьма. (Лк. 23:35, 39–43; Μф. 27:39–44; Мк. 15:29–32) На Голгофе толпился народ. Сходились смотреть на распятого Иисуса, кто из праздного любопытства, кто с тем, чтобы отягчить еще больше Его страдания язвительным злословием. Проходя мимо, кивали головами своими, и говорили: «э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий – сойди с креста». Подобно тому и первосвященники с книжниками и старейшинами, с насмешливостью, говорили между собою: «других спасал; а Себя Самого не может спасти. Если Он Христос, Царь Израиля; пусть теперь сойдет с креста, при наших глазах: тогда поверим Ему. (Видите), Он уповал на Бога: – пусть теперь избавит Его, если Он, как Избранный Божий, угоден Ему. Он же говорил: – Я Сын Божий». – Между прочим, и один из повешенных с Ним злодеев, с ругательством говорил Ему: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой унимал его: «Бога ты не боишься; (говоришь такие речи,) когда и сам осужден на ту же казнь. Но мы осуждены справедливо; и несем то, что заслужили своими делами; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу Христу: «вспомни меня, Господи! когда придешь на царство Свое!» Иисус Христос дал ему ответ: – «истинно говорю тебе: ныне же со Мною будешь в раю».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Самуил негативно реагировал на эту попытку, поскольку они говорили, ты «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8:5). Сама по себе эта формулировка достаточно неблагозвучна, ее можно сформулировать и так: «хотим жить, как все». И сказал тогда Господь Самуил: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, как Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня, так поступают они и с тобой. Итак, послушай голоса Моего, представь им и объяви права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар. 8:7–9). И Самуил представляет им права царя, говоря о тех тяготах, которые цари на них наложат: «Восстенаете тогда от царя вашего, которого избрали, и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар. 8:11–18). Но народ не согласился и сказал: «Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы, будет судить нас царь наш и ходить пред нами и вести войны наши» (1 Цар. 8:19–20). После чего Самуил избирает на царство Саула. В законе предусмотрена ситуация поставления царя и даже даются определенные по этому поводу заповеди, среди которых, в частности, говорится о том, что царь не должен себе умножать количество коней и колесниц, и не должен собирать много золота в доме своем. В Пятикнижии указание относительно царства вполне нейтральное. В связи с попыткой воцарения Авимелеха в книге Судей приводится язвительная притча о терновнике, который хотел воцариться над другими деревьями. Здесь реакция Самуила болезненно и ответ Господа на отказ народа, от порядка, установленного во время Исхода. Тем не менее, и в этом отступлении Господь промыслительно для них совершать добро. Как сказал Иосиф братьям: вы сделали зло, но Бог обратил его в добро. Греховное и неправедное по своим посылкам деяние Господь исправляет; и результатом этого установления царского правления является появление Давида, который стал потом образцом царя, образцом праведности для последующих поколений, и с которым Господь заключил завет, что именно из потомков Давида, произойдет истинный царь Израиля, Сын Божий, Которого престол Господь укрепит вовеки.

http://sedmitza.ru/lib/text/431096/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010