- Заговоры и повязки с целью врачевания больных. - О гадателях. - Не следует заботиться о деньгах.    1. Учитель ничего не должен считать для себя обременительным, что клонится к спасению учеников. Если блаженный Иаков днем и ночью до изнурения трудился на страже овец, то тем более должен делать все тот, кому вверены души, (хотя бы) занятия его были изнурительны или унизительны, имея в виду только одно – спасение поучаемых и проистекающую отсюда славу Божию. Смотри поэтому, как и Павел, будучи проповедником и апостолом вселенной и удостоившись столь высокой чести, работал собственными руками, чтобы не отяго­тить поучаемых. " Ибо вы помните " , – говорит, – " братия, труд наш и изнурение " . Выше сказал он: " мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы " (ст. 7). То же говорит и в послании коринфянам: " Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования " . (1Кор.9: 13,14). Но я, говорит, не хотел этого, а трудился сам. И не просто трудился, но с великим старанием. И смотри, что говорит: " вы помните " ,– не сказал: благодеяния мои, но: " труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие " . Но коринфянам говорит иное: " Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам " . (2 Кор. 11: 8). Там он тоже работал, но не упомянул об этом, а употребил другое (выражение), более язвительное, как бы говоря: вам служа, я питался от других. Но здесь (говорит) не то, – а что же? – " ночью и днем работая " . Хотя и там он говорит: " Будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал " , и: " Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам " (2Кор.11:9), но здесь показывает, что люди (которым он пишет) находятся в бедности, а там нет. Поэтому-то он постоянно призывает их самих в свидетели: " Вы " , – говорит, – " свидетели и Бог " , доставляя чрез это словам своим большую степень достоверности и присовокупляя (доказательство), которое особенно могло их убедить, так как первое для несведущих может показаться неверным, а последнее не оставляет никакого сомнения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Знать, что все учение Христа есть абсолютная божественная истина – это значит всегда иметь под ногами твердую несокрушимую скалу, а впереди пред собой положительную реальную цель своих стремлений и своего бытия. Вся жизнь осведена ярким небесным светом и спокойно течет по прямой и гладкой дороге к вечному идеалу вечной жизни.   в) В смерти Христа раскрываются все совершенства Бога   В страданиях и крестной смерти Христа полнее раскрываются свойства и совершенства божественной природы, чем в грозных наказаниях за грех. Мы видим здесь милующего, любящего Отца, спасающего греховный мир от вечного проклятия такою необъятною Жертвою, как смерть Христа. Среди проклятий, язвительных издевательств и кощунственного богохульства разъяренной до безумия толпы слышится успокоительное веяние божественной любви Отца Небесного! Слышится молитва со креста – «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят», – молитва – это чудо из чудес, каких мир еще не знал! Умирающий за грешный мир на кресте Своею чудною молитвою к Отцу, испрашивая прощение виновным, примиряет Бога с грешным человеком! Т эта молитва к Отцу, и это примирение Бога с человеком ясно и неопровержимо говорит, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ), а не грозный каратель преступников. «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него» ( Ин. 3:17 ). И эту любовь Божию запечатлел Христос Своею смертию: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). «Но Бог Свою любовь к нам доказал тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). «Любовь Божия к нам открылась в том... что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, чтобы мы получили жизнь чрез Него» ( 1Ин. 4:9, 10 ).   В крестной смерти Христа Спасителя не возмездие за грех воздается, а средство к исправлению грешника подается. Если бы это было возмездием за грех, то должны были бы подвергнуться ему все виновные, т. е. сами грешники, а не Христос, безгрешный и ни в чем неповинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

И если мы по нашей духовной скудости не можем всегда вещать ближним нашим слово нужное, полезное, назидательное; то всемерно будем пещись о том, чтобы по нашему легкомыслию отнюдь не исходило из уст наших слово разорительное, жестокое и язвительное, лживое и обольстительное. Злоречием языка обнаруживая в себе мрачное чувство, суровый нрав, строптивое сердце, мы оскорбляем своих домашних, раздражаем посторонних, тяготим подчиненных, огорчаем равных, прогневляем высших и во всяком случае унижаем самих себя. Поскольку же и за всякое праздное слово должны будем отдать слово в день судный: то при нашей строптивости, непрестанно говоря ближним и о ближних наших слова оскорбительные, поносные, для чувства возмутительные, какому множеству подвергаем себя геенн? И потом есть о чем просить нам, Господа, чтобы Он положил хранение устам нашим и дверь ограждения о устах наших, и не уклонил сердца нашего в словеса лукавствия. Блажен человек, который устрояет словеса свои рассудительно. Кто в слове не согрешает, тот, по слову Апостола Иакова, совершен человек, может и все тело существа своего обуздать ( Иак. 3:2 ). Кольми же паче тот совершен, которого слово всегда в благодати, как поток чистый, прежде всего источает хвалу и благословение имени Божия, а о имени Божием во благовремя изливает благопотребный совет, наставление, утешение ближним своим. Подлинно – много мы согрешаем, много делаем зла и себе и ближним, когда делаем слово наше не вестником мира и благословения, но орудием хулы, осуждения, клеветы; когда часто в одно и тоже время языком нашим и благословляем Бога и Отца, и клянем человеков, братию нашу, созданных по образу Божию. Не должно быть так, братия мои, кротко и трогательно увещевает нас Апостол, не должно из одного и того же источника уст наших исходить сладкое и горькое, благословение и клятва, добро и зло ( Иак. 3:9–11 ). Нет; да не исходит слово гнило из уст наших, а только полезное для взаимного назидания в вере и благоустроении жизни, дабы оно доставляло благодать слышащим ( Ефес. 4:29 ), дабы впечатлевало в слух и сердце здравые мысли, добрые чувствования, благие намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными. Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. Не таковаго поста Аз избрах, - говорит Господь через пророка Исаию, - но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7). Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если чт!о имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25). Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею: Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь (ср.: Лк. 18, 11); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина: Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не замечая бревна в своем глазу? О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез Пророка: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и устами своими почитают Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, напрасно почитают Меня (ср.: Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

И когда они были приведены, царь с рыданием упал к сыну на грудь и затем стал лобызать его. У злого же волхва Феодора Сантаварина за клевету были избодены очи, он был бит и, наконец, сослан в заточение. Смотрите же: Лев и Феофания смирились, молились, постились, вооружились терпением, не думали мстить своему клеветнику, и невинность их обнаружилась, а враг их за клевету получил должное возмездие и был наказан. А отсюда при страданиях от неё научитесь и вы поступать так же, как поступили упомянутые Лев и Феофания; и Господь и вашу невинность откроет, и с ваших клеветников их клевету взыщет. Да, и взыщет непременно; ибо что говорит слово Божие? «Они, [то есть клеветники], – говорит оно, – изострили язык свой, как меч, стрелою мстят язвительными словами, дабы втайне поразить непорочного. Внезапно поражают его и не боятся. Говорят: кто увидит их? Но Бог поразит их; они будут уязвлены стрелою внезапно. Низложат друг друга языком своим» ( Пс.63:4–9 ). Апостол Павел такой изрекает суд: «Клеветники, ложные доносители, выдумщики зла – достойны смерти» ( Рим.1:30–32 ). «[Таковые] Царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Итак, в скорби и страданиях от клеветы – к Богу поскорее, и они пройдут; а клеветники ваши, повторяем, возмездие за клевету примут. «Призови Меня, – говорит Господь страждущим от клеветы, – в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс.49:15 ). А клеветнику говорит: «Сидишь и говоришь на брата твоего ... изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» ( Пс.49:20–21 ). Помните же это и, при страданиях от клеветы прибегая к Богу, предоставьте и весь суд Ему. Аминь. 17-й день 111. Против гордости (Из жизни святого пророка Даниила. Чет. Мин. дек. 17) Предостерегая нас от гордости, слово Божие говорит, что «всякий возвышающий сам себя унижен будет» ( Лк.14:11 ); что то, «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» ( Лк.16:15 ); что Бог «над кощунниками посмеивается» ( Притч.3:34 ); и что, наконец, очи надменные Он уничижает ( Пс.17:28 ). Во всех этих изречениях слова Божия, как видите, братие, проходит та мысль, что Господь гордости не терпит и строго за неё наказывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И о а н н. Учитель, мы любим Тебя как друга — и как господина. И и с у с. Только помните, что Я сказал: слуга — не больше хозяина. Если мир вас ненавидит, первым он возненавидел Меня. Вас будут выгонять из синагог, преследовать, и придет время, когда, убивая вас, люди будут думать, что служат Богу. Но не бойтесь, Я победил мир. П е т р. Учитель, что бы ни случилось, слова Твои дадут нам силу и смелость. И и с у с. Станьте со Мной на колени, и Я помолюсь о вас, Мои дорогие друзья, Мои дети… Отец, час настал. Я прославил Тебя на земле. Я сделал то, что Ты Мне заповедал. Теперь прославь Меня славой, которую Я имел с Тобой до основания мира. Я открыл имя Твое тем, кого Ты дал Мне; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили Твое слово. Пока Я был с ними, Я соблюдал их и никого не потерял, кроме одного, который сам нас бросил, ибо так должно быть. А сейчас, когда Я должен уйти, Я приношу их снова к Тебе. Благослови их и охрани, чтобы они были едины, как Мы с Тобой. Я не прошу, чтобы Ты забрал их из мира, — только охрани их от мирского зла, ведь Я посылаю их в мир, как Ты Меня послал. Молю Тебя не за них одних, но за всех, кого они научат и приведут к Тебе, чтобы они все были едины — Я в них, и Ты во Мне, все вместе. Аминь. У ч е н и к и. Аминь. Хвалебные псалмы; постепенно затихают. 5. У Пилата П и л а т (не без раздражения). Да, да, дорогой мой Кайяфа. Конечно, подпишу любой приговор местного суда, если он не противоречит имперскому праву, а суд соответствует закону данной страны. Но зачем мне вставать затемно? К а й я ф а. Ваша милость, чем быстрее, тем лучше. У Него немало сторонников. Если дать им время, могут быть большие неприятности. А кроме того — только вам, в обвинение это не входит — у меня есть основания полагать, что Он связан с националистами Баруха–зелота и на сегодняшнюю ночь намечен мятеж. П и л а т. Вот как! К а й я ф а. Пожалуйста, запись. П и л а т. Спасибо. (Язвительно). Кесаря тронет твоя забота о благополучии Рима. Хорошо, я разберусь. К а й я ф а. А приговор?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал; исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал; исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. Научая людей понимать предписания Закона о пище не плотским образом, Господь начинает здесь постепенно раскрывать смысл Закона и говорит, что ничто, входящее внутрь, никого не оскверняет, но сквернит то, что исходит из сердца. Под «завистливым оком» разумеет или зависть, или распутство: потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь своими очами, стремится к делу лукавому. «Богохульством» называет оскорбление Бога: если, например, кто станет говорить, что нет Промысла Божия, то это будет хула: почему Господь и совокупляет с ней «гордость». Гордость есть как бы пренебрежение Бога, когда кто, сделав доброе дело, приписывает его не Богу, а собственной силе. Под «безумством» разумеет обиду против ближних. Все эти страсти оскверняют душу, и возникают, и исходят из нее. К народу Господь говорил таким образом не довольно ясно, почему и заметил: «кто имеет уши слышать, да слышит», то есть: понимающий пусть понимает. Что же касается апостолов, которые глубже понимали речь Господа и подошли спросить Его о «притче», то есть об этой прикровенной речи (притча есть прикровенная речь), то Господь сначала упрекнул их, сказав: «неужели и вы так непонятливы?», но потом разрешил им то, что было для них неудобовразумительно.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И св. Павел неумолчно благовествует неизмеримое сокровище Евангелия Христова, какая-то сверхчеловеческая сила наполняет его душу. Явившийся ему в одно время Господь ободряет, утешает его и повелевает: «говори и не умолкай» ( Деян. 18:9 ). И св. Павел говорил и не умолкал, – говорил перед царями и владыками, пред мудрыми и невеждами, пред иудеями и эллинами. Сам он свидетельствует, что он более других Апостолов потрудился; «не я, впрочем, – прибавляет, – а благодать Божия, которая была со мною» ( 1Кор.15:10 ). А сколько бед и страданий пришлось перенести св. Павлу за дело Христово! Эти страдания, можно сказать, неисчислимы!.. «Я, – пишет Апостол, – каждый день умираю» ( 1Кор.15:31 ). «Нам Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти… Терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся» ( 1Кор.4:9, 11 ). В одном месте своих посланий св. Апостол довольно подробно перечисляет свои страдания, испытанные им в его благовестнических трудах. «Я, – говорит он, – был в трудах безмерно, в ранах… в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, – в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:23–27 ). Подлинно сверхчеловеческая энергия!... В одно время св. Павел был выведен в Ефесе на арену цирка для борьбы со зверями ( 1Кор.15:32 ); однажды в корзине был спущен из окна и только таким образом избежал рук своего преследователя ( 2Кор.11:32 ). Не забудем, что св. Павел был немощен по плоти, невзрачен по виду ( Гал. 4:13 ), скудельный сосуд в собственном смысле ( 2Кор.4:7 ), что не один раз служило предметом язвительности его врагов, старавшихся всячески подорвать его апостольский авторитет в глазах верующих. Сам св. Павел говорит, то ему дано «жало в плоть, ангел сатаны», удручать его, чтобы он не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Много различных взглядов существует по вопросу, что такое «жало в плоть», данное св. Павлу, но наиболее представляется вероятным, что здесь разумеется физическая болезненность, физические страдания, переживаемые Апостолом и ставившие ему препятствия в деле проповеди . Но, однако, в том немощном теле был величайший дух; сила Божия, по слову самого Апостола, в немощах совершается ( 2Кор.12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Издевательства над лицами, лишенными прав состояния, свойственны не только грешникам, но и многим праведникам. При этом предполагается, что осужденный уже не имеет права приносить кому-либо жалоб и что лица, издевающиеся над ним, во всяком случае не подлежат строгой ответственности. Внутреннее чувство, чувство стыда, требования совести заглушаются грубостью и жестокостью естественного человека, и он делается подобным хищному зверю, чуждому всякого сострадания и милосердия. А религиозная ненависть всегда бывает сильнее, чем какая бы то ни была другая. Все это и было причиной, почему Христос теперь подвергся поруганию. Ему плевали в лицо для выражения презрения, ударяли кулаками ( κολφισαν ατν) и заушали ( ρπισαν – в русском переводе пропущено), т.е. били ладонями по щекам, но, может быть, не только ладонями, но и палками или хлыстами, прутьями, розгами ( απζω имеет и такое значение). Неясно, принимали ли участие во всех этих издевательствах члены синедриона. Но, судя по тому, что Мф.26:67 и Мк.14:65 являются продолжением предыдущих стихов, в этом нет ничего невероятного. Мф.26:68 .  и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Ср. Мк.14:65 ; Лк.22:64 ). Ко Христу окружавшие Его люди относились не только так, как обыкновенно относятся к осужденному преступнику, но и как они ведут себя по отношению к осужденному и, следовательно, ложному Мессии и Пророку. Оплевания, удары и заушения перемешивались с еще более грубыми, особенно при тех обстоятельствах, издевательствами над Его личным достоинством как Мессии. Это были нравственные оскорбления, не лишенные язвительности, но грубые и циничные. Мф.26:69 .  Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (Ср. Мк.14:66–67 ; Лк.22:56 ; Ин.18:17 ). В то время, когда Христос подвергался поруганию, в том же дворе первосвященника совершались события, которые во всякой другой истории показались бы микроскопическими. Но в истории страданий Христа в них заметен страшный ужас и кровавый трагизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 63-го. Пс.63:1 .   Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец, псалом Давиду». И сей псалом имеет то же содержание. Описывает же злоумышления Сауловы, и предсказывает избавление от оных. Пс.63:2 .   Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага. «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою». Приими молитву мою, Владыка, и укрепи ум мой, чтобы не бояться мне вражеских нападений. Пс.63:3 .   Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев. «Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду». Сонмом называет Пророк собрание единомысленных и согласных на зло, и умоляет, чтобы ему, как бы некоею стеною, оградясь Божиим попечением, соделаться победителем сего сонма. Потом описывает различныя их ухищрения. Пс.63:4 .   Которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово. Пс.63:5 .   Чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся. «Иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку». «Состреляти в тайных непорочна». Соплетают они клеветы, говорит Пророк, для уготовляемой против меня брани, между тем как не подал я к тому никакой причины. Ибо непорочным называет здесь невиннаго. Вместо «вещь горьку» Акила сказал: «речь горькую», а Феодотион: «слово горькое»; Симмах же перевел: «наполнили лук свой словом горьким». «В тайных» : по переводу Симмаха, «тайно», то есть, употребив засады и подстерегательство. Сие показывает и присовокупляемое: «Внезапу состреляют его, и не убоятся». Из скрытной засады нападают внезапно, не боясь назирающаго Бога. Пс.63:6 .   Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит? «Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть». Сие яснее выразил Симмах: «утвердили слово лукавое, удумали скрыть сети». Умышляя о моей смерти, удумали и уговорились, какия ухищрения употребить против меня, и слова подтвердили самым делом. Но отваживаются они на сие, думая, что никто не промышляет о делах человеческих. Сие показывает и присовокупленное:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010