Вся суть христианства заключена в Кресте и Пасхе, этом едином процессе изменения человеческого естества во Христе, в Боге-Слове. Апостол Павел пишет об этом: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:17-26 ). Обо всем сказанном, Боговоплощении, Жертве и Пасхе, говорится в Святом Евангелии. Глава 14. Евангелие Воскресение – суть и основа всех первохристианских проповедей. Именно это и было Евангелием, Благой Вестью, которую несли христиане . Как-то в годы воинствующего атеизма было решено провести атеистическую демонстрацию, высмеивающую православную веру. Шутовской «крестный ход» предполагалось завершить в театре, где известный молодой артист должен был выйти в черном костюме и со сцены так прочитать Евангелие, чтобы зал покатился со смеху. Все ждали этого кульминационного момента и представляли, как сейчас будет очень смешно. Артист подошел к Святой Книге и начал читать. Мы не знаем, что произошло в душе этого человека, но вместо язвительного пародийного сарказма зазвучала Сама Истина. Зал замер в благоговейном оцепенении, артист преобразился в убежденного благовестника. Ведущие уверяли, что артист болен, но Слово Жизни нельзя было подавить. Люди расходились в потрясении и думали, что раз существует Евангелие, значит, есть Бог. Если есть Слово, значит должен быть Тот, Кто его произнес. «Ευαγγλιον» (греч.) означает «добрая весть», это первые четыре книги новозаветного канона, посвященные земной жизни, учению, смерти и Воскресению Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Далее, как пишется, был в повиновении у них, то есть у матери и мнимого своего отца (Лк. 2:51). Повиновался людям Тот, Которому Ангелы со страхом и трепетом повинуются и вся тварь служит. Нас ради, меня ради и тебя, грешник, повиновался Создатель наш созданию Своему, нас ради, говорю, которые Богу, Создателю своему, не хотели повиноваться. Сатаной, противником Своим искушаем был, так что и на крыле церковном поставил Его, и сказал Ему: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, – и на гору высокую возвел, и показал Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:5-6, 8-9). Такую дерзость и неистовство претерпел Господь и Создатель всех от злого духа, которому мановением одним запретить мог. Нас ради претерпел, человек, чтобы нам, искушаемым, помочь (Евр. 2:18). Странствуя по земле и проповедуя Божественное слово Свое, страшно фарисейскими языками хулим был. Божественные Его чудеса веельзевулу, князю бесовскому, приписали (Мф. 9:34; 12:24; Мк. 3:22; Лк. 11:15). Святое Его и небесное учение хулою на Бога почитали (Мф. 26:65; Мк. 2:7; 14:64; Лк. 5:21). Изрыгали на Него хулы и, как стрелы язвительные, бросали языками своими: В Нем бес; Он самарянин; Он вышел из себя; человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам, и прочее (Ин. 8:48, 52; Мк. 3:21-22; Мф. 11:19; Лк. 7:34). Хулы и клевету претерпел един Благословенный вовеки, дабы нас от клеветы дьявольской защитить. Пожил в нищете, так что не имел, где приклонить голову Тот, Кто Имеет престолом небо и землю подножием (Мф. 8:20). Нас ради, будучи богат, обнищал, чтобы мы нищетою Его обогатились (2 Кор. 8:9). Сюда относится и то, что Он ясно предвидел имеющие быть в свое время и ему предстоящие жесточайшие и умом человеческим непостижимые страдания. Посему апостолам и предсказывал о них: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Для некоторых знатных и образованных причиною неверия их во Христа служит неудовлетворительная форма, в какой предлагается им то или другое учение христианства, – несогласная с их требованиями защита дела Христова пастырями Церкви. Но припомните, что говорил еще апостол Павел тем из коринфских христиан, которые не верили проповеди его ради того, что она была не в убедительных словах человеческой мудрости ( 1Кор.2:4 ). Сокровище сие, то есть учение Христово, мы носим, говорит он, в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Подобно сему и мы, пастыри Церкви, можем сказать о себе, что мы носим сокровище Христовой веры в глиняных сосудах, – но должно ли терять от этого свою цену и достоинство самое дело? Изменяете ли вы науке потому только, что в ней по временам о тех или других предметах говорится не совсем удовлетворительно, или потому, что она здесь или там имела и имеет недостойных представителей, слабых защитников и сотрудников? О, не смотрите в деле христианства на несовершенные формы и слабые сосуды, смотрите больше на его зерно и содержание, на Самого Христа. Мы, слабые сосуды Его благодати, далеки от того, чтобы обращать вас к себе и приобретать для себя, – но для Него, для Господа Самого и Его Царства желали бы мы всех вас приобрести – к Нему, к Нему одному хотелось бы нам всех вас привести!.. Есть между знатными и образованными и такого рода люди, у коих причина отпадения от Христа еще иная. Многие из начальников иудейских, говорится в Евангелии, веровали в Него, но открыто не исповедовали Его из-за фарисеев, боясь подвергнуться анафеме, то есть отлучению от синагоги ( Ин.9:22 ). Этот же человеческий страх и человекоугодничество и сейчас составляют одну из главных причин, почему некоторые знатные и образованные не приходят к Христу. Если бы мир не был настолько склонен осыпать разного рода язвительными насмешками последователей Христа, обзывая ханжою, пустосвятом, суевером всякого, обнаруживающего набожность и благочестие, то, без сомнения, многие из наших образованных не стали бы удаляться от Христа и Его Церкви. Но послушайте, что говорит о таковых Спаситель: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святым и Ангелами ( Мк.8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Еккл.10:20 . Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою. В уме твоем не злословь царя, и в тайне спальни твоей не злословь богатого: потому что птица небесная перенесет речь, и пернатая возвестит слово. И простое наставление назидает слушателей. Не будем под влиянием гнева и раздражения позволять себе брань и злословие на царя и начальников; потому что иногда сверх нашего ожидания случается, что это доносится тем, которых мы злословим, и мы, за невоздержность языка, подвергаемся опасности. А сказанное: «птица небесная перенесет речь, и пернатая возвестит слово» нужно понимать в смысле гиперболы, подобно тому, как и мы обыкновенно говорим, что и стены при которых мы говорим, не скроют сказанного. Но лучше это наставление принимать в смысле заповеди, что не только ничего не должно говорить неразумного против Христа, но и в тайне сердца не должно помышлять ничего нечестивого, ничего богохульного, хотя бы мы и удручались различными испытаниями И так как мы обязаны и ближнего любить так же, как Христа, ибо «возлюбиши Господа Бога твоего и ближняго твоего, яко сам себе»: то нам повелевается, чтобы, кроме Царя, мы легкомысленно не поносили и святых и язвительным языком не грызли тех, кого увидим обогатившимися мудростью, знанием и добродетелями: потому что ангелы, которые обходят землю, которые суть служебные духи и которые говорят у Захарии: «обыдохом всю землю, и се, вся земля населена есть, и молчит» ( Зах.1:11 ), – ангелы, наподобие птиц, доносят на небо слова и помышления наши, и от ведения Божия не сокрыто что мы помышляем в тайне. 6 Буква, о значении которой неоднократно упоминалось уже в примечаниях к переводу бл. Иеронима, – правая сторона которой служила аллегорическим выражением добродетели, а левая – порока. 7 По-видимому и бл. Иероним, сообразно с мнением многих как греческих, так и латинских отцов, признает здесь самого Соломона автором книги Премудрости Иисуса сына Сирахова. Предисловие к толкованию на Екклезиаст, где он исчисляет все книги Соломона, но не говорит о принадлежности ему этой книги, противоречит однако же такому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ему-то станем и мы подражать. Чрез это мы в состоянии будем избавиться и от всякого оскорбления. В самом деле, не тот, кто оскорбляет, но кто малодушествует и огорчается оскорблением, – бывает причиною оскорбления, так как придает ему язвительность. Ведь если бы ты не огорчился, – оскорбление не было бы для тебя и оскорблением. А чувствовать огорчение от оскорблений, – это зависит не от тех, которые причиняют их, но от тех, которые им подвергаются. Да из-за чего тебе и огорчаться? Если тебя оскорбили несправедливо, в таком случае приличнее всего не негодовать, а жалеть о том (оскорбителе); если же справедливо, то тем более надобно быть спокойным. Как в том случае, когда кто-нибудь назовет тебя богатым, между тем, как ты беден, – такая похвала нисколько не относится к тебе, а скорее служит для тебя насмешкой, так и тогда, когда оскорбляющий тебя скажет что-нибудь такое, чего на самом деле нет, – его порицание также нисколько не относится к тебе. Но если совесть укоряет тебя в том, что сказано (обидчиком), в таком случае не огорчайся его словами, но исправься в своих делах. Это я говорю об оскорблениях действительных. Если же кто станет укорять тебя за бедность и незнатное происхождение, – ты посмейся над ним. Это служит бесчестием не для того, кто слышит, но для того, кто говорит, так как он не умеет любомудрствовать. Но когда это говорится, скажешь, в присутствии многих, которые не знают истины, тогда рана бывает невыносима? Напротив, тогда-то особенно это и выносимо, когда предстоит пред тобой множество свидетелей, которые тебя хвалят и одобряют, а того укоряют и осмеивают. Ведь у людей рассудительных не тот пользуется почтением, кто мстит, но тот, кто ничего не говорит в ответ на обиду. Если же между присутствующими не найдется ни одного рассудительного, в таком случае еще более посмейся над своим обидчиком и порадуйся зрелищу небесному, потому что там все тебя похвалят, будут рукоплескать тебе и одобрять тебя. А между тем, достаточно и одного ангела, в сравнении с целой вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Епитимья Бог не творил пандемию, но закрыл для нас храмы 31 марта, 2020 Бог не творил пандемию, но закрыл для нас храмы В истории уже были эпидемии, войны и иные катастрофы, когда народ, прозрев, шел в храмы с покаянием и молитвой. Мы эти дни даже особо празднуем. Но мы отличаемся от наших благочестивых (и не очень) предков. Отступая от правды, они по крайней мере понимали, что они от чего-то (и от Кого-то) отступают. Мы же — горды собой. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) С чего все началось? Со взаимных оскорблений из-за небезызвестного выступления в храме Христа Спасителя на масленицу 2012 года? С проклятий в адрес «укропов» или «колорадов»? С оправдания неправедных законов и судов? С поигрывания мускулами — про «ядерную пыль» с одной стороны и «хорошие, новые и умные ракеты» с другой? С чего все началось?  С презрения в адрес «молчаливого большинства»? С насмешек над «хомячками»? Со злорадства вокруг гибели доктора Лизы или Бориса Немцова? С «можем повторить»? С восхваления нацистов? С чего все началось? С изгнания онкологических больных из съемной квартиры? С возмущения из-за пандусов для инвалидных колясок? С хамства в адрес замотанной продавщицы? Или с хамства в адрес уставшего покупателя? Скажем: «Это не про нас!», — но сами поймем, что это неправда. Сколько раз мы оставляли язвительные комментарии в соцсетях? Сколько раз высказывались с осуждением и без любви? Сколько раз под видом обличения грехов занимались злословием и сплетнями? Сколько раз про себя думали: «Я не таков, как другие люди»? Сколько раз лгали по мелочам и не только? Я перебираю свои собственные слова, мысли и дела в памяти — и мне страшно. Я смотрю в новости — и мне страшно. Я пролистываю ленту в Фейсбуке — и мне страшно. Странно, что коронавирус, а не саранча с человеческими лицами. Впрочем, как знать? Корона у той саранчи тоже будет. «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

http://pravmir.ru/epitimya/

Еще одно принципиальное отличие – все другие учителя человечества умерли. С ними невозможно вступить в прямое общение. Христос умер на Кресте – и на третий день воскрес из мертвых. Он жив сейчас и пребывает с теми, кто верит в Него. Как сказал Он сам, «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ) Какое отношение Церковь имеет ко Христу? Этот риторический вопрос можно встретить довольно часто. У людей есть некий смутный, но в целом положительный образ Христа, составленный из случайно и краем уха воспринятых обрывков информации, и есть тоже смутный, но в целом негативный образ Церкви, тоже слепленный из обрывков разнородного материала – от антирелигиозных карикатур советских времен, до язвительных публикаций в интернете, прочитанных, как правило, не дальше заголовка. Но что если мы проявим немного больше интереса к личности Христа, и встретим Его таким, каким Он описан в Евангелии – Господом, Богом и Спасителем? Если то, что Он говорил о Себе – правда, и Он действительно пришел даровать нам жизнь вечную и блаженную, то как нам встретить Его? Где пролегает мост между событиями почти двухтысячелетней давности – и вашей и моей жизнью? Завершилась ли история спасения когда-то в прошлом, или она продолжается сейчас и мы можем быть ее частью? Евангельский Христос остался где-то в прошлом – или Он жив и сейчас, и мы можем обратиться к Нему? В Евангелии Господь посылает учеников с миссией – ее иногда называют «Великим Поручением»: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19:20 ), или, у Евангелиста Марка, «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:15:16 ) Продолжается ли эта миссия сейчас, и, если да, кто ее продолжает? С кем Христос пребывает во все до скончания века? Где нам найти этих людей? Кроме Крещения, в Евангелии Христос устанавливает еще одно Таинство – Евхаристию. « И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19:20 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Еще постоим, христианин, на лобном месте и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распятого уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинного, насмехаются над терпящим такое лютое мучение. Проходящие злословили Его, – повествует евангелист, – кивая головами своими и говоря: «Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со Креста». Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк. 15:29-32). Об этом Он Сам через пророка к Небесному Отцу Своему говорит: Все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: «Он уповал на Господа; пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему». И ниже: Окружило Меня множество тельцов, тучные волы обступили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, похищающий добычу и рыкающий. И еще там же: Окружили Меня множество псов, скопище злых обступило Меня, они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчитали все кости Мои, а сами смотрели презрительно на Меня (Пс. 21:8-9, 13-14, 17-18). Нашу совесть, человек, это страшное позорище уязвляет. За нас такие язвительные насмешки и ругань терпит страждущий Сын Бога Живого (Мф. 16:16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий – тела наши – разорили грехами и закон Божий нарушили, за что должны быть отданы в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и поруганием платит, чтобы нас от вечного посмеяния и укоризны избавить. Слышит неповинно: Э! Разрушающий храм, – да нас храмами Духа Святого сделает (1 Кор. 6:19). Слышит с насмешкой: Спаси Себя Самого (Мф. 27:40), – да нам вечное спасение устроит. Слышит: Если Ты Сын Божий, сойди с Креста (Мф. 27:40), – да мы усыновление получим (Гал. 4:5), да мы будем сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя В земле пустынной, непроходимой и безводной. 3 Так являлся я к Тебе и в святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою; 4 Ибо милость Твоя лучше жизни, уста мои будут славить Тебя. 5 Так буду славить Тебя во всю жизнь мою, во имя Твоё воздевать руки мои!  6 Как лучшей пищей насыщается душа моя и в радости восхваляют Тебя уста мои, 7 Когда я вспоминаю Тебя на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи. 98 8 Ибо Ты стал помощником моим, под тенью крыльев Твоих я буду радоваться; 9 Стремится к Тебе душа моя, десница Твоя поддерживает меня. 10 А те, что без причины ищут души моей, да сойдут в глубины земли, 11 Да будут преданы силе меча, станут добычей шакалов! 12 А царь да веселится пред Богом, да ликует всякий, кто клянётся Им, ибо заградятся уста говорящих ложь. Псалом 63 (64) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, голос мольбы моей, [когда я молюсь Тебе!] Избавь душу мою от страха перед врагом! 3 Укрой меня от сборища злодеев, от множества делающих беззаконие, 4 Которые, как меч, точат языки свои; Как из лука своего, целятся язвительным словом, 5 Чтобы скрытно застрелить непорочного; внезапно стреляют в него и не боятся. 6 Они подбадривают друг друга в злодействе, обсуждают, как лучше скрыть западню, говорят: «Кто нас увидит?» 7 Ищут пути к совершению беззаконий, изнуряют себя усердными поисками. Поистине, какая бездна в человеке, в глубинах его сердца!  8 Но Бог поразит их стрелой, внезапно будут они сражены; 9 Погубит их язык их, все видящие их покачают головой. 10 И убоятся все люди, и возвестят, что это – дело Божие, поймут, что это – Его дело. 11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него, восторжествуют все чистые сердцем. Слава Кафисма 9 Псалом 64 (65) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь [Иеремии и Иезекииля в начале странствия, когда народ собирался отправиться в путь]. 2 Тебя, Боже, ожидает хвала моя на Сионе и обет мой Тебе будет исполнен в Иерусалиме. 3 Услышь молитву мою, ибо Ты – прибежище для всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Откуда такая строгость к словам? Точнее не к словам даже, а к нам – грешным и немощным людям? Неужели слово это так важно, так серьезно, так страшно, в конце концов? Что же это – и не говорить, может, лучше вообще ничего? Но это невозможно… Кто же тогда вообще спасется? Такие вопросы рождаются чаще всего в сердце и поднимаются к устам человека, который, читая Евангелие, впервые всерьез задумывается об этом предостережении Спасителя. И, конечно, они требуют разрешения, потому что вопрос, оставшийся без ответа, сначала мучает, беспокоит, а потом… забывается. Нет, наверное, ни у кого сомнения, что вообще грехи словом могут быть очень и очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, речи недобрые, язвительные, ранящие сердце человека… Но ведь Господь говорит не об этом лишь, но и о праздных словах. Какой в них заключен грех, какое они в себе таят зло – для окружающих и для самого человека, их произносящего? И вообще – какое слово праздное ? Если посмотреть на контекст евангельской цитаты, то можно увидеть, что прежде речь идет о хуле на Святого Духа , об устах, которые говорят от избытка сердца, о «злом сокровище» – то есть о том недобром, которое может быть в человеке сокровенно, о его внутренней сущности. А о словах праздных и об оправдании или осуждении «от слов» – уже после всего. Окружавшим Господа в этот момент книжникам и фарисеям, в присутствии которых Он исцелил одержимого бесом слепого и немого, было невыносимо видеть дивящийся этому чуду народ и слышать то и дело раздававшийся вопрос: «Не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф. 12: 23). Они лихорадочно искали: что противопоставить тем делам, которые творил Спаситель, что возразить людям? Искали, но не находили, потому что в глубине души прекрасно понимали, что «таких чудес, какие» Он творил, «никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3: 2). И только одно «возражение» родилось у них, вопреки этому пониманию: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12: 24).

http://pravoslavie.ru/57969.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010