А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Или как скажешь брату твоему...» Продолжая пояснять предыдущие слова о сучке и бревне, Иисус Христос сказал: «Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Матф.7:4–5 ). Как нужно понимать эти слова? При помощи иносказательных образов, сучка и бревна, в этих словах говорится о том, что человек не имеет права судить ближнего, указывая на его сучок (недостатки), так как сам грешен (имеет бревно в своем глазу). Нарисовав образ человека, который находит недостатки у других людей и не замечает свои собственные, Спаситель спрашивает о том, что если человек сам грешен, где же будет его совесть, когда он будет критиковать ближнего своего за меньшие недостатки, когда сам повинен в больших. То есть как обличитель скажет о том, что выймет сучок из глаза брата своего, когда в его собственном глазу бревно. Однако нарисованный словами Спасителя тип человека не только не хочет замечать свои собственные недостатки, но и со злорадством обличает ближнего, повинного в меньших грехах чем сам обличитель, потому что такой человек ставит целью своей жизни находить изъяны в характере и поступках ближних и берется без зазрения совести их обличать. Доказательством того, что в разбираемой фразе говорится о человеке-обличителе, есть его слова, адресованные ближнему «дай я выну сучок из глаза твоего». Как видим этими словами обличитель указывает в образе сучка на недостатки ближнего, при этом не замечая своих, более значительных недостатков. Именно такого человека Спаситель справедливо назвал лицемером. Кто такой лицемер? Это тот, кто знает, что он не прав, однако делает неправое дело, это тот, кто знает истину и сознательно искажает её. «Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью» (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», указанное издание, стр. 329). В разбираемых словах лицемерие проявляется в том, что зная о своих собственных недостатках, которые превышают недостатки ближнего, человек молчит о своих грехах, и став в позу показной добропорядочности, язвительно уличает ближнего, стараясь не перевоспитать, а упрекнуть ближнего, и от этого издевательства получает удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Александр Твардовский дал гениальную характеристику русского человека: В бой, вперёд, в огонь кромешный Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек. С одной стороны, русский – чудо-человек, святой, человек готовый, спасая других идти в огонь кромешный, а с другой стороны – грешный. У русского человека имеются безусловные достоинства, но имеются и несомненные недостатки. Рядом со Святой Русью темной тенью шествовала и шествует и Русь окаянная. Салтыков-Щедрин, человек язвительный, очень умный и горячо любивший свою Родину, как-то сказал: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: «Пьют и воруют». Сейчас, спустя сто лет после того, как он произнес эти слова, они звучат страшно, как погребальный колокол. Мы должны знать свои недостатки и должны их исправлять, чтобы не погибнуть под их тяжестью. Мы не должны быть агрессивными и злобными, ведь от злобы человек глупеет. Очень часто озлобляются на человека, который думает иначе, для этого достаточно посмотреть Интернет: «Ты думаешь не так, как я – значит, ты плохой». Нет, это совсем не так. Каждый имеет право на свое мнение, каждый имеет право и на ошибку. Самое страшное, когда стреляют по своим. Хочу подчеркнуть очень важную мысль, которую еще в XVIII веке высказал гениальный немецкий поэт и драматург Шиллер: «Русских победить могут только русские». Должны мы помнить еще и то – на кого воззрит Бог? Только на кроткого и смиренного. Наши предки создали самую великую державу, не потому что были агрессивными, гордыми и даже не потому, что были воинственными, а потому что были кроткими. И по слову Евангелия, будучи кроткими, «наследовали землю». «Если Бог за нас, кто против нас?» Только бы нам быть с Ним… Наши великие предки во время трудных испытаний являли великую мудрость, умели договариваться друг с другом, умели объединяться перед лицом общей опасности. «Любовью и единением спасемся», как говорил Преподобный Сергий Радонежский. Вот, если мы эти слова воспримем и воплотим в жизнь, то тогда мы сможем построить настоящий, прекрасный, уютный, теплый дом, в котором всем будет жить хорошо.

http://pravmir.ru/lyubovyu-i-edineniem-s...

Благородно ли толкать брата, несущего свое бремя по тернистому пути жизни? Благородно ли смеяться друг над другом и с злобой в сердце бороться на ножах? Прости нам, Боже, наши жалкие распри, нашу дикую радость при виде заблудившихся, погибающих под своей ношей, уязвленных в сердце. Язвительные слова острие стали и их боль значительно сильнее, чем от ножа. Не лучше ли на этом кратком жизненном пути и на суше, и на воде подавать рыбу вместо змеи (Мф. 7, 10) и, схватившись руками, прожить всю бренную жизнь вместе, бок о бок? Посмотрите на розы, кивающие друг другу, на мирно пасущиеся стада; человек, и только человек, воюет с своим братом и смеется над его опасностью и страданиями; животные, пасущиеся в долине, могут пристыдить его. Благородно ли нам стараться унизить какого-нибудь несчастного или бедняка до праха? Слишком скоро всех вместе низвергнет нас время, как листья порывом ветра. дд) В-пятых, как в делах Церкви и государства, так и в обыкновенном обществе будем избегать всякой искажающей и стесняющей приверженности к известной партии. Ничто не может сравняться с жестокой презренной партийностью, погрязшей в предрассудках. Предрассудок – болезнь ума, представляющая людей и их поступки в том цвете, в который их окрашивает их собственное недовольство. Отсюда все эти ложные слухи, распускаемые одной партией, чтобы убить другую. Одна партия называет другую невежественной и суеверной, другая же возражает, что все ее противники лицемеры; и обе страдают от взаимных колкостей; страдает у них правда и гибнет милосердие. Постыдимся, братия, и спросим: разве таков путь к распространению дела Божия и Царства Христова? Нуждается ли Христос в вашей лжи? Будете ли вы ради Бога говорить нечестиво или обманывать ради Него? «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5, 14 и 15). (См. «Духовно-нравственные беседы» Фаррара). III. Умоляем вас, братия, «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3, 12 и 13). И кроме всего этого, проникайтесь любовью, она условие совершенства; читайте как можно менее дурного, не верьте ничему дурному, пока оно не доказано; если же оно и доказано, то не повторяйте его. Ваше милосердие покроет множество грехов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Больно было Спасителю нашему от гвоздевых язв на руках и ногах, но еще больнее было Ему, когда один из висевших близ Него разбойников, ввиду собственной смерти презирая последний призыв благодати и милости, примкнул к числу насмешников и в язвительною остротою сказал: «если Ты Сын Божий Христос, то спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но вот среди насмешек долетает до Его слуха слова совершенно другого характера: «Или ты не боишься Бога, – слышится Ему, – когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Кто такой этот герой веры, который отважился так открыто высказаться за этого жалкого Страдальца и исповедать Его Царем Иудейским в то время, когда молчат Его последователи, когда сам Петр отрекся от Него, когда самые близкие ученики Его разбежались по домам своим? Поистине здесь случилось по слову Господа: «будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:30 )! Это было поистине бальзамом для больной души Спасителя, когда Он услышал эти слова благоразумного разбойника, которыми последний выразил горький упрек своему сотоварищу, не удержавшемуся и ввиду собственной смерти от насмешки: «или ты не боишься Бога, – говорит он ему, – когда и сам осужден на то же?» Благоразумный разбойник упрекает своего товарища такими словами не в заносчивом самовозвышении, но в испуге от такой степени зла. Ибо он сознает при этом свою виновность и справедливость наказания, к которому он присужден. «И мы осуждены справедливо, – говорит он, – достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал», то есть: а в Этом, с ними Распятом, ничего нет такого, за что можно бы подвергнуть Его такой казни, ничего, что не согласно было бы с Его собственным о Себе свидетельством, что Он есть Христос, Сын Божий. Вот почему он обращается теперь к Нему и со смирением просит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» «Господи» – говорит он, своим Господом и Царем называет он Того, в Котором внешний глаз в этот час ничего не мог усматривать величественного и царского. «Помяни меня, – молит он Его, – когда приидешь в Царствие Твое!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

в Галгал – и умножайте преступления; Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши – хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них; Ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. (4,4–5) Для христианской Церкви эти обличения пророка имеют непреходящее значение. Речи Христа Спасителя против фарисейства были как бы подтверждением правоты пророка ( Мф. 23:13–18 ; Лк. 11:37–54 ; см. также: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» – Мф 7,21 ). Не случайно на Амоса ссылался первомученик Стефан, обращаясь к Синедриону ( Деян. 7:42 ). В духе пророка выступали и такие мужественные светильники Церкви как Иоанн Златоуст , бл. Иероним, свт. Филипп и прп. Максим Грек . 6. Пророк против социальной неправды. Амос не ограничивался бичеванием личных грехов, а указывал на порочность в общественных отношениях. Он не страшился власть имущих, хотя знал, что они сочтут его мятежником. «Поэтому разумный, – говорит Амос, – безмолвствует в это время, ибо злое это время» (5,13). Однако сам пастух не хотел быть в числе этих трусливых и «благоразумных». Он язвительно описывает беспечно пирующих богачей, разнаряженных женщин, корыстных судей, которые «продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий» (2,6; речь идет об обращении в рабство за деньги). Властители народа «не умеют поступать справедливо... насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (3,10). В этом пророк видит отступление от Моисеева Завета: «Отвергли Закон Господень и постановлений Его не сохранили» (2,4). Жизнь общества, так же как и жизнь отдельного человека, тесно связана с высшим нравственным миропорядком. Между тем люди, которые суд превращают в отраву и правду повергают на землю (5,7), не только попирают Божий закон, но и противятся его ревнителям: Они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак, за то, что вы попираете бедного

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

в Ростовском крае еще процветало двоеверие, и Яков призывает князя использовать государственную власть для искоренения язычества. 891 ...обостриша, яко копья, языки своя.– В Псалтыри ( Пс. 63:4 ) сказано: «...Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся». Как и в других местах послания, последовательное развитие мысли, отталкиваясь от отдельных слов или выражений (языкы злыхъ человкъ... обостриша... ...языки своя), наводит на хорошо известные цитаты из Библии; Яков использует ходовые примеры и дает их в свободном изложении только как напоминание, как отсылку к авторитетному изречению. 893 ...Ефъфая князя единородная дщи и убогия вдовы дв мдниц...– Иеффай за успешные действия против врагов обещал в жертву Богу первого, кого он встретит по возвращении домой,– это была его единственная любимая дочь. Жертву Иеффая Яков сравнивает с жертвой бедной вдовы, положившей два медяка – все, что у нее было (Евангелие). 894 ...двица бо хранима и любима вншними...– Первое упоминание о том, что в Древней Руси девушки жили в затворничестве. 895 ...как ся расходитъ, по писаному...– Реминисценция из «Слова святого Василия»: «Человче, на торгу еще еси житиисцмь; да иже торгъ не разыдется, купи си милостыню нищихъ помилованье отъ Бога». Высказывание Якова, как и в прочих случаях намекающей цитаты, не ясно без знания источника. Речь идет о том, что, еще находясь на земле, на «житейском торжище», человек должен путем милостыни и доброты приготовить себя к вечной жизни. 896 По пяти двиць мудрых...– Ср. Мф. 25. 1 –13 , где рассказывается притча о десяти девах, ожидающих «жениха своего». Неразумные пять дев забыли захватить масла в светильники свои, и когда жених явился, не смогли его встретить, в отличие от дев мудрых, ждавших его в готовности: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 5: XIII век. - 1997. - 526 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видите, возлюбленные братья и сестры, в какой строгости проводили подвижники благочестия свою жизнь! Видите, как они старались трудиться своими руками и от своих трудов содержать себя и помогать неимущим! Для чего я вам привожу такие примеры из жизни угодивших Богу? Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы и мы в своей жизни не допускали лености и праздности, потому что праздность может породить и несомненно порождает бездну греховных склонностей. Порождает раздражение, уныние и вообще опустошает наше сердце и наш ум. Поэтому-то и мы постараемся, взирая на подвиги благочестивых старцев, трудиться до конца наших дней, никогда не допуская праздности. И тогда Божественная милость приклонится к нам, укрепит нас на спасительном благом пути и удостоит вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. Путь Иуды и путь апостолов (На Пассии) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сионская горница. Тихо мерцает светильник. За трапезой возлежат Христос и Его- ближайшие ученики. Сердца их преисполнены переживаний. Христос устремил очи на небо и, чувствуя приближение Своего последнего часа, приближение великого искупительного подвига, устанавливает великое таинство Св. Причащения. Делает Он это для того, чтобы не оставить учеников без Своей Божественной помощи, чтобы и в дальнейшем оживотворять всех тех, кто войдет в лоно церковное. С любовью взирают апостолы на своего Божественного Учителя и Господа. Но не все. Один из двенадцати терзался совсем иными мыслями. Это был Иуда Искариотский, у которого князь века сего омрачил и ум, и сердце. Помрачился его душевный светильник, и не мог он воспринять Божественного света, который светил ученикам. Не мог Иуда расположиться душою к Тому, Кто готовился к спасительному крестному подвигу. И сказал Господь: «Сердце Мое прискорбно, потому что один из вас предаст Меня». Встревожились ученики. «Как же так, Господи,— говорили они каждый сам себе,— мы любим Тебя, сердце к Тебе льнет, неужели кто-то из нас — Твой предатель?» И вопросили они Спасителя: «Господи, не я ли, не я ли?» Вопросил вместе с ними и Иуда Искариотский: «Не я ли, Господи?» Это был ложный, язвительный вопрос: «Не я ли?» И сказал ему в ответ Господь: «Ты говоришь». Но не дрогнуло сердце Иуды. Потому что после того, как Господь дал ему часть от хлеба Своего, после этого, как сказано в Евангелии, вошел в сердце Иуды сатана. А если сатана вошел, то не мог больше пребывать Иуда со Светом, ибо тьма, глубокая тьма вошла в его душу и все омрачила.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Видя плачущих женщин, Иисус сказал: – Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас, и холмам: покройте нас. Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим – что будет? Эти слова были пророческими. Многие из тех, кто теперь шел за Иисусом, и большинство их детей дожили до страшной картины полного разрушения роскошного города. Улицы были залиты кровью, жители бежали в ужасе, римляне тысячами распинали взрослых детей за стенами города. Наконец осужденных привели к месту казни, называвшемуся Голгофой. Трудно теперь точно указать это место, найти его под развалинами десять раз осажденного и десять раз разоренного города. Известно только, что тогда оно находилось за городскими воротами 73 . Кресты были положены на землю (см.: Мф.27:33–56 ; Мк.15:22–41 ; Лк.23:33–49 ; Ин.19:18–30 ). Присужденные к казни раздеты и пригвождены к перекладинам. Во время этих ужасных пыток Иисус произнес такие слова: – Отче, прости им, ибо не знают, что делают! 74 Затем кресты были приподняты и установлены в заранее приготовленные ямы 75 . Крест Иисуса стоял посередине и возвышался над двумя другими. Над Его головой была прибита доска, намазанная белым гипсом; на ней была сделана черными буквами надпись на трех языках – латинском, греческом и иудейском: – Царь Иудейский. Это была смертельная обида, нанесенная Пилатом иудейским иерархам, язвительная и унижающая насмешка над гордостью покоренного народа. Священники бесились от злобы. Они послали к Пилату: – Не пиши, – просили они, – царь Иудейский, но что Он говорил: «Я – царь Иудейский». Теперь Пилат доставил себе полное удовольствие поступить наперекор ненавистным изуверам, которые принудили его к нежеланному решению. Он отвечал с презрением: – Что я написал, то написал. И не сказав ни слова больше и не выслушав их дальнейших просьб, повернулся к ним спиной и ушел в свой дворец. Теперь, когда он распял «Царя Иудейского», он уже не боялся никаких доносов кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воины стали, по обыкновению, делить между собою одежды казненных. Но нижнее платье Иисуса, хитон, им жаль было разрывать, потому что он был без швов, весь тканый, и потому они бросили о нем жребий. Таким образом исполнилось другое пророчество: Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий ( Пс. 21:19 ). На кресте обыкновенно прибивалась дощечка с объяснением вины распятого; на кресте Иисусовом Пилат назло синедриону велел написать: «Царь Иудейский», и притом на трех языках: еврейском, греческом и латинском, чтобы всякий иностранец видел в этой надписи позор иудейского народа, допустившего предать поноснейшей казни царя, которого сами ожидали. Оскорбленные вельможи поспешили к Пилату и стали просить его написать вместо этого: «Я Царь иудейский», чтобы видно было, что Распятый самозванец, а не настоящей царь. «Что я написал, то написал», – холодно отвечал Пилат. Сконфуженные, воротились они на Голгофу, чтобы насладиться, по крайней мере, мучениями своей жертвы. Там стояла большая толпа народа и осыпала Божественного Страдальца насмешками. «Э! Разрушающий церковь и в три дня Созидающий! – говорила толпа, кивая головами. – Спаси теперь Себя и сойди со креста». «Других спасал, а Себя спасти не может, – прибавляли язвительно сановники. – Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и тогда мы уверуем в Него. Он уповал на Бога – пусть же теперь Бог избавит Его, если Он угоден Ему; ведь Он называл Себя Сыном Божиим». «В самом деле, – бессмысленно вторили иудеям солдаты, – если Ты Царь Иудейский, спаси Себя». Эти насмешки увеличивали муку Божественного Страдальца и тем более, что находили для себя пищу и оружие против Него в самом Его терпении. «Боже Мой, Боже мой! – воскликнул Он в невыразимой тоске, – зачем Ты оставил Меня?» Этот горестный вопль дал новую пищу насмешке. Пользуясь созвучием слова Элои (Боже мой) со словом Илия и намекая на верование народа, считавшего Илию помощником несчастных и предтечею Мессии, за которого Иисус объявил Себя, врага Его говорили: «Вот уж Он зовет Илию». «Жажду!» – воскликнул Иисус, томимый смертельною жаждою. Один из воинов, омочив губку в уксусе, служившем обыкновенным питьем для солдат и простого народа, поднес на трости к горящим устам Иисуса Христа. «Оставь, – говорили враги Иисусовы, – посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Вот достигли они Голгофы – места распятия и приступают к страшному делу, кровавому делу. Грубые воины раздевают Его донага, только терновый венец украшает еще эту израненную и окровавленную голову. Вот натягивают они Его тело с распростертыми членами на Крест, железными гвоздями прибивают к нему Его руки и ноги, и Он висит между небом и землей. А по правую и левую сторону от Него два разбойника. С жадностью набрасываются грубые воины на Его одежды, они делят свою добычу и своими окровавленными руками бросают жребий из-за этой одежды, а между тем народ и старейшины толпятся вокруг Креста, со злорадством глазеют на Его мучения и с язвительной насмешкой говорят: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:42–43 ). Вот момент, в который Распятый отверз уста Свои для этого первого Своего слова со Креста – слова первосвященнического ходатайства за Своих убийц. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). Как предсказал пророк об Агнце Божием, взявшем на Себя грехи мира, так именно и случилось здесь, во время Его мучения на Кресте. Он не открывал уст Своих против тех, которые Его мучили и вели на заколение. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). Но когда Он увидел то варварское злодеяние, которое совершали они над Ним, когда представил Он Себе всю великость их вины и всю глубину бедствия, которое они навлекали на себя своим грехом, тогда не мог Он более молчать. Тогда отверз Он уста Свои для слова. Не о Своих собственных муках, не о том позоре, который терзал Его сердце, думает Он – Он возводит молитвенный взор Свой горе, к Богу и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно мучили Его: «Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010