об открытии в Москве в московском Скорбященском монастыре Женского Богословского института. Открытие Высших Женских Богословских педагогических курсов состоялось только через 3 года, 8 ноября 1916 г., при Скорбященском монастыре в Москве (см. С. 678—685]) 229 Все братство Лавры насчитывало до 360 человек, типографское братство в период своего расцвета, вместе с учениками и мастерами, насчитывало до 150 человек. У них была своя церковь, а также свой отдельный корпус для проживания. 230 Информация о выходе в свет очередных изданий «Глинских Богородицких книжек» публиковалась на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» и других периодических изданий (см. С. 517—520]). 231 В основу решений съезда лег доклад настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии архим. Серафима (Остроумова) «О миссионерском значении монастырей». 232 Например, саратовский епископ Гермоген, законоучитель московской Иверской общины сщмч. Сергий Махаев и др. (см. подробнее). 233 В Русской Церкви диаконис никогда не было. Но в XIX в. было сделано несколько попыток возродить древний чин. Так, архим. Макарий (Глухарёв) хотел возродить это служение для проповеди среди нерусских народов. Митрополит Филарет (Дроздов) признавал право на существование древнего чина, но не советовал архим. Макарию приступать к этому делу без благословения Синода. Проект был тогда отвергнут. И в 1911 г., постановлением от 9 ноября Св. Синод отложил вопрос о восстановлении древнего женского служения в Православной Церкви до рассмотрения его на Поместном Соборе (см. подробнее:  Постернак А. В.  К вопросу о присвоении сестрам Обители звания диаконис//Материалы к житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995). 234 Из письма прпмц. вел. кнг. Елизаветы имп. Николаю II (без даты): «..Надеюсь, коль скоро наш «чин посвященных» утвержден Священным Синодом, мы будем стоять на этом крепко и ожидать, что нас ясно и открыто представят стране как церковную, православную церковную организацию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Много внимания в монастыре уделялось образованию самих монахов. Зимой организовывались для них специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма. Во время вечернего молитвенного правила читались фрагменты Библии и трудов Отцов Церкви. В свободное время монахи пользовались монастырской читальней. Особый вклад в развитие духовной жизни насельников монастыря внесли несколько монахов, которые в 1913 году прибыли сюда со Святой Горы Афон. Они стали примерами строгой аскетической жизни и пламенной любви к молитве. Большую радость, в особенности для прибывавших в монастырь паломников, несли великие монастырские праздники, которые собирали тысячи верующих. Особенно торжественно праздновался день покровителя монастыря – преп. Онуфрия Великого, на который ежегодно приезжал епископ, а также десятки священников с Холмщины, Подляшья и более удаленных местностей. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божье. 31 августа 1909 года о. Серафим был даже освобожден от обязанностей настоятеля монастыря и назначен миссионером-проповедником всей Холмской епархии. Но 8 декабря решение это было отменено, и архимандрит возвратился на свою прежнюю должность. Широко развернутая миссионерская работа монастыря была выстроена в соответствии с потребностями населения тогдашней Австро-Венгерской империи. Из Галиции и пограничья Австро-Венгрии и России происходило несколько Яблочинских послушников, которые стали первыми православными миссионерами на своей Родине. Среди них был «апостол Закарпатья» – архимандрит Алексий (Кабалюк), который 25 марта 1910 года в Яблочинском монастыре принял монашеский постриг с рук самого о. Серафима. Таким образом, Яблочинская обитель стала первой школой православного духовенства Закарпатья. Архимандрит Серафим записывал историю вверенного ему монастыря. Он добился возвращения церковными властями в Варшаве двух ценных документов, которые были ранее вывезены с целью исследования. К сожалению, неизвестно, закончил ли он свою научную работу по истории монастыря. За годы войн рукопись была утрачена.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ипполитович-Черхавский; † не позднее окт. 1636), правосл. еп. Холмский (1621-1633). Происходил, по-видимому, из сел. Черхава, к югу от г. Самбора (ныне Украина). Поставлен на Холмскую кафедру Иерусалимским патриархом Феофаном IV в нач. февр. 1621 г. в мест. Животов (ныне с. Новоживотов Оратовского р-на Винницкой обл., Украина), в имении князей Четвертинских. П. являлся членом Луцкого братства; его кандидатура для поставления во епископа была, вероятно, выдвинута волынской православной шляхтой. В тяжелых условиях после непризнания правосл. архиереев гос. властью П. пришлось вести борьбу с униат. Холмским еп. Афанасием Пакостой за влияние на местное общество. В 1621-1624 гг. резиденцией П. был Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь на Буге, где епископ находился под патронатом протестант. магната Р. Лехцинского. В 1624 г. резиденцией П. стал Милецкий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь близ Ковеля на Волыни. В 1626 г. П. призвали мещане одного из главных центров его епархии - Белза. Епископ ставил там священников, созвал «синод». Против этих действий выступил униат. Киевский митр. Иосиф Вельямин Рутский , взявший Холмскую униат. епархию в управление после смерти Пакосты. О достигнутых П. успехах говорит упоминание в актах Киевского Собора 1628 г. игум. Феодосия из скита в Угорниках как прота мон-рей в воеводствах Русском, Подольском и Белзском. П. присутствовал на встрече епископов в Гродке в 1628 г., на Киевском Соборе в авг. 1628 г., когда были осуждены сочинения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) . В 1629 г. упоминается наместник архиерея в Люблинском братстве Теофил Леонтович. 28 апр. 1633 г. П. участвовал в хиротонии свт. Петра (Могилы). Последние годы жизни П., лишенный кафедры, провел в Милецком мон-ре, где и скончался. Ист.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. С. 312, 315, 324; АВАК. 1896. Т. 23. 75. С. 61-63; 1900. Т. 27. 350. С. 354; Бевзо О. Льbibckuй лimonuc i Острозький лimonuceць. К., 1971. С. 111; Пом " яник луцького Хрестовоздвиженьского братства. Луцк, 2000. С. 7; Мицик Ю. 3 мamepiaлib до «Украïнського православного дunлoмamapiя», XII-XIII ст.//Haykobi записки [НАУКМА]. К., 2001. Т. 19: Ист. науки. С. 8, 9; ПСРЛ. СПб., 2003. Т. 40. С. 157. Лит.: Железнякович С. История яблочинского Свято-Онуфриевского мон-ря. Варшава, 2006. Т. 1. С. 55-58; Гopih С. Mohacmupi Зaxiдhoï Boлuhi (2-а пол. XV - 1-а пол. XVII ст. Льbib, 2007. С. 202-203, 213-214, 220; Jil A. Paisjusz Hipolitowicz Czerhawski - Chelmski biskup prawosawny 1621-1636//Koció unicki w Rzeczypospolitey. Biaystock, 2010; он же. Паисий Черхавский - правосл. Холмский епископ (1621-1636)//Православие Украины и Московской Руси в XVI-XVII вв.: Общее и различное. М., 2012. С. 184-207. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578669.html

К концу XVII века большинство православного населения теперешних восточных областей Польши католики считали уже Религиозный фанатизм католических владык и политические соображения польских властей вызывают намерения совершенно истребить Православие, не считаясь со средствами к достижению поставленной И действительно, «со второго десятилетия XVIII в. для всего многомиллионного православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался один только православный епископ — Не внес существенных изменений в положение православных в Польше и Четырехлетний, иначе Великий, сейм (1788 -1792), занимавшийся выработкой средств возрождения Польши и провозгласивший религиозную свободу. «Шляхетская масса и особенно польское магнатство стояли за старые порядки. Нежелательна была большинству и религиозная свобода… С точки зрения консервативно настроенного шляхтича расширение прав дизунитского обряда немыслимо. Православие должно довольствоваться только тем, что еще не было отнято у При наличии в Польше шляхетского самоуправства сеймовые решения и выдаваемые на их основании привилегии, если не отвечали желаниям фанатично настроенных католиков, имевших сильное влияние на дела государства, то и не получали обязательного для всех закона. Если диссидентам (не католикам) и удавалось выхлопотать у правительства те или иные права для себя, то значительно труднее было воспользоваться ими де–факто. Уже сама упорная борьба, какую вели на сеймах православные депутаты с латинской партией при защите прав своей Церкви, да и сама неопределенность сеймовых постановлений относительно «успокоения греческой " религии» или отсрочка под всякими предлогами окончательного решения этого вопроса до будущего сейма, — все это убедительно показывало, что проведение в жизнь какого-либо права, исходатайствованного наконец на том или ином сейме, не обойдется без упорного сопротивления ему Однако намерения и надежды поборников папизма вполне не осуществились — Православие жило. Главными очагами его явились монастыри, составлявшие «заграничную часть Киевской митрополии» после ее воссоединения с Московским Патриархатом, — Яблочинский Свято–Онуфриевский, два монастыря — Троицкий и Преображенский — в Дрогочине, монастыри в районе Слуцка, Месткович (возле Пинска) и Здесь, в этих «оазисах» западно–русские люди отдыхали духом от постоянного католического преследования и стеснения, черпали спасительную силу Святого Православия, запасались новыми силами для продолжения нелегкой борьбы за свою веру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято–Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии. В 1911–м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастырь менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его. В 1914 году началась 1–я Отечественная война, и 6ратия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь. Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году закончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году. В 20–е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо–Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди — паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Свято-Онуфриевский монастырь находится в 3 км от с. Яблочина на левом берегу Буша возле Тересполя. Основан в конце XV в. По преданию, по р. Буг приплыла неизвестно откуда икона преподобного Онуфрия и остановилась у с. Яблочина. На месте явления этой иконы и был заложен монастырь. Яблочинский монастырь никогда не был передан в унию, как ряд других монастырей в Польше. После заключения Брестской унии (1596) он стал местом пребывания Холмского православного епископа Паисия Черкавского и его епископской кафедрой – из-за униатов он не мог спокойно проживать в своем кафедральном городе Холме. Этот монастырь на протяжении длительного времени вел активную борьбу против униатов. Марфо-Мариинский женский монастырь возник после Второй Мировой войны при архиепископе Тимофее (Шретере). Находится в Белостокской области, на р. Граборке. По преданию, в XVIII в. в этой местности свирепствовала холера, но возле горы чудесным образом совершались исцеления больных. На месте исцелений была построена церковь , а после окончания Второй Мировой войны здесь был построен монастырь. Немаловажным является тот факт, что, как до провозглашения своей автокефалии, так и после нее Польская Православная Церковь поддерживала и продолжает поддерживать тесную связь с Русской Православной Церковью. Из последних братских визитов между двумя Церквами можно отметить официальный визит митрополита Варшавского и всей Польши Саввы в Русскую Православную Церковь в августе – сентябре 1998 г. Глава 15. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии 15.1. Православие на территории Чехии и Словакии до XIX в. В I -V вв. территорию Чехии и Словакии занимали варварские племена – германцы, маркоманы и др. В конце V – VI вв. на эту территорию пришло славянское население. В течение VIII – IX вв. область расселения славян расширилась. Наиболее обжитой была Южная Моравия. С этого времени в Чехии и Словакии начали создаваться укрепленные города. Начало евангельской проповеди на территории Чехии и Словакии относится к первым десятилетиям IX в. В 30-е гг. IX в. здесь началось образование государства Великая Моравия. Моравский правитель Растислав (846 – 870) первоначально зависел от франкского короля Людовика Немецкого. Стремясь избавиться от его влияния, Растислав вступил с ним в борьбу. Для этого он установил контакты с византийским императором Михаилом III (842 – 867), у которого он просил выслать христианских миссионеров. Император поддержал Растислава, и в 863 – 864 гг. в Моравию были направлены солунские братья святые Кирилл и Мефодий. Именно в период проповеднической деятельности святых братьев состоялось массовое крещение жителей Моравии. В 874 г. от святого Мефодия приняли крещение чешский князь Боривой и его жена Людмила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) А до конца года предоставить г. Инспектору и студентам вести дело по установившемуся в Академии порядку, причем в особо важных случаях дозволяются сношения Инспектора со студентами как посредством общестуденческих собраний, так и чрез выборных представителей от студентов. 5) В виде опыта, – предложить студентам произвести выборы своих представителей по одному от каждого, свободно объединившегося, десятка, удостоверив выбор своими подписями. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1906 г. Декаб. 5. Смотрено и постановление по 4 ст. представлено на благовоззрение Св. Синода». 13 декабря 1906 года. 33 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , заслуженный ординарный профессор А.Д. Беляев , ординарные профессоры А.И. Введенский , С.С. Глаголев и М.М. Тареев , экстраординарные профессоры А.И. Шостьин, А.П. Голубцов , И.Д. Андреев и Н.Г. Городенский и доцент С.И. Смирнов . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Нояб. 7. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 ноября за 12349: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 28 минувшего Октября за 454, о замещении должности инспектора в Московской Духовной Академии, освободившейся за назначением архимандрита Иосифа настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. Приказали: Избранного Советом Московской Духовной Академии на должность инспектора сей академии заслуженного ординарного профессора оной по ка- —292— федре Священного Писания Нового Завета, действительного статского советника, Митрофана Муретова утвердить в означенной должности, со дня избрания на оную – 21 сентября сего года; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: 1) Об утверждении заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова в должности Инспектора Академии внести в формулярный о службе его список и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

митрополит Иосиф (Петровых) (15.12.1872–20.11.1937) Ветхий Завет Дневники История Русской Православной Церкви Письма Слова митрополит Иосиф (Петровых) Епископ Русской Православной Церкви. Богослов, духовный писатель. Не приняв декларации 1927 года о полной лояльности власти и своего перевода на Одесскую кафедру, становится лидером «иосифлянства» . Расстрелян в 1937 году.Прославлен в лике священномучеников РПЦЗ в 1981 году. Биография Память в Неделю Новомучеников (РПЦЗ). В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского. Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года - во иеромонаха. В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему " История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) " и утверждён в звании доцента. 9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведён в сан архимандрита. В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием " В объятиях Отчих. Дневник инока " , который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому. В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Сначала он прибыл в Буковину – оплот Православия в Австро-Венгрии. И здесь, в Черновцах, от своих друзей он получил радостную весть, что в России избранные Богом люди по-прежнему полны внимания и горячего участия к судьбе православного народа Руси Подкарпатской; что этим занимаются и владыка Антоний Житомирский, и владыка Евлогий Холмский, и граф Бобринский – глава Русско-Галицкого (карпаторусского) общества в СанктПетербурге. Разузнав об этом как можно больше, святой поспешил в Россию. В Россию, в Киев, он прибыл еще до Пасхи 1909 года. Он мыслил посетить святыни Киева, причаститься и возвратиться домой после Пасхи, считая себя недостойным стать священником и в то же время ясно понимая, что Россия не сможет послать своего священника в другую империю, с которой находилась в очень натянутых отношениях. В важнейшем вопросе о священнике он всецело положился на волю Божью, решив не действовать сам от себя, а ждать проявления Божественной воли. И воля Божья последовала незамедлительно: еще находясь в Киеве, Александр был срочно вызван графом Бобринским для встреч по делам Подкарпатской Руси с владыкой Евлогием и владыкой Антонием. Он немедленно отправился в Холм и здесь узнал от владыки Евлогия о разговоре последнего с обер-прокурором Священного синода Русской Церкви Саблером и о предложении ему поселиться на время в ближайшем к Австро-Венгрии, никогда не закрывавшемся мужском монастыре Святого Онуфрия в Холмской Руси, называемом Яблочинским. И это святой принял как волю Божью, отрекшись от своей воли. Здесь, в древней твердыне исповедников Православия на русских землях Польши, состоялась еще одна важнейшая встреча, уже с графом Бобринским и архимандритом Серафимом – настоятелем Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря. Святому было сразу предложено вступить в монастырскую братию. Таким образом повторилась ситуация с владыкой Антонием в Почаеве, когда также было предложение вступить в братию монастыря, чтобы потом постриженный в монашество и рукоположенный во священника карпаторосс вернулся на родину для богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре к его многочисленным заботам добавилась еще защита веры и Православия перед растущими преследованиями со стороны советских властей. На месте закрытых церквей владыка организовывал специальные кружки, в которых рассказывалось об основах православной веры. Он также организовал специальные крестные ходы. Во время несения архипастырской службы в Орле епископ Серафим несколько раз арестовывался. Впервые это случилось 14 марта 1918 года, еще перед окончанием заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Епископа заключили под домашний арест, дважды вызывали на допрос, запретили получать корреспонденцию. Обо всех, связанных с арестом, проблемах владыка информировал в своих рапортах новоизбранного патриарха Тихона (Беллавина). Во второй раз иерарха арестовали 6 июля того же года, обыскали епископский дом и разогнали проходящее там епархиальное собрание. Но на этот раз все прошло без ограничений и лишения свободы. После третьего ареста в 1922 году епископ Серафим был заключен в тюрьму. Обвинение было типичным: «активное сопротивление против конфискации церковного имущества». В июне того же года вынесен приговор: «7 лет тюрьмы в полной изоляции». Иерарх отбывал срок в Орловской тюрьме. В связи с амнистией срок был сокращен на полтора года, по другим источниками – до 10 месяцев. По другим данным, он возвратился в Орел только в 1926 году. 29 мая 1924 года владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Как и ранее, руководил он Орловской епархией. Кроме советской власти архиепископ встретил очередного врага. Много сил он отдал борьбе с обновленческим расколом в Православной Церкви. В ноябре 1926 года иерарх был насильно выслан за границы Орловской епархии. ПОСЛЕДНЯЯ КАФЕДРА 1 ноября 1927 года руководству архипастыря доверено новую, как оказалось, последнюю в его жизни епархию. В звании архиепископа Смоленского и Дорогобужского он поселился в Смоленске. Так как Собора Успения Богородицы был занят обновленцами, епископская кафедра размещалась в церкви св. Николая. В 1929 году была объявлена кампания по закрытию святынь. Среди четырнадцати закрытых в течение одного года церквей оказалась и церковь св. Николая. Функции кафедры приняла в то время церковь святых апостолов Петра и Павла.

http://pravoslavie.ru/1860.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010