Архимандрит Иосиф составил службу и акафист преподобному Онуфрию; устроил раку для его мощей; заказал для обители иконы преподобного Серафима и преподобного Сергия, которые были встречены с крестным ходом на вокзале и торжественно перенесены в обитель, привлекая множество богомольцев. При перенесении иконы преподобного Сергия в декабре 1906 года собралось столько народу, что небольшой храм обители едва мог вместить всех богомольцев, так что, по словам архимандрита, «даже в Царских вратах тискались». Вскоре отец Иосиф начал ремонт и реконструкцию храма в Яблочинском монастыре и уже весной 1907 года отмечал в письме, что «все сделано как нельзя лучше – хорошо, просторно, светло, лучшего не желал бы, если бы только все это было поближе к России». Освящение храма было осуществлено после капитального ремонта 16 декабря 1907 года уже без архимандрита Иосифа, так как по решению Синода в сентябре он был назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской губернии. Настоятельство в Юрьевом монастыре Юрьев монастырь, знаменитый своей древностью, своей историей и своими величественными богатыми храмами, расположен в трех верстах от Новгорода, на левом берегу реки Волхов, при устье Княжева ручья, в местности чрезвычайно красивой и живописной 64 . Это была одна из богатейших обителей России, по количеству и благолепию храмов уступала лишь Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврам. После бедного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в далекой западной окраине перевод в столь великолепную древнюю обитель, да еще на родной Новгородской земле должен был, наверное, принести архимандриту Иосифу большую радость. Позднее, став настоятелем монастыря в Ростове, он сравнивал пребывание у ростовских святынь с новгородским служением и подчеркивал, что последнее «неоценимо и ничем незаменимо для души». К сожалению, сведения о новгородском служении отца Иосифа довольно скудны. Архив Юрьева монастыря этого периода не сохранился; из публикаций епархиального еженедельника известно, что архимандрит Иосиф служил иногда в Софийском кафедральном соборе 65 , принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, которые проводились по воскресным дням в зале новгородской мужской гимназии и других общественных зданиях 66 . На праздник Благовещения, 25 марта 1908 года, постриг в схиму одного из старейших насельников Юрьева монастыря. Об этом событии «Новгородские епархиальные ведомости» сообщали как о «редком в наше время торжестве» и подробно повествовали в восторженной статье о толпах богомольцев, устремившихся в обитель еще с вечера, о торжественных службах, всенощной накануне и Литургии, когда совершался умилительный чин пострига, «который при общем сходстве с монашеским отличался большей пространностью и умилительностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Это ходатайство было принято во внимание свщенноначалием Русской Церкви. 15 июня 1951 года Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод постановили: «Отпустить в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви Преосвященного Архиепископа Львовского и Тернопольского Макария» (Журнал Московской Патриархии. 1951. 7. С. 4). Определением Собора епископов Православной Церкви в Польше от 6 июля 1951 года архиепископ Макарий был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля 1951 года избран ее Предстоятелем. На следующий день состоялась торжественная интронизация, на которой присутствовали и делегации братских Церквей. Митрополит Макарий провел большую работу по благоустройству церковно-административной жизни Православной Церкви в Польше. По его инициативе и постановлением Собора епископов были организованы четыре епархии. Было открыто много новых приходских храмов, особенно в западных областях Польши. Митрополит Макарий посетил все епархии, причем служил и проповедовал во многих храмах каждой епархии. Каждое такое посещение являлось праздником для православных верующих того или иного города или села. Сам владыка говорил о своих многочисленных поездках: «Я пошел в народ». Заботами Блаженнейшего Макария были благоустроены, внутренне и внешне, Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь и Свято-Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке, служившие оплотом Православия в Польше и много пострадавшие в годы войны. Был также отреставрирован Варшавский кафедральный собор святой Марии Магдалины. Особой заботой митрополита была окружена Варшавская духовная семинария. Программа преподавания в ней была расширена, а срок обучения продлен. Блаженнейший Макарий часто посещал семинарию, беседовал с учащими и учащимися и всегда участвовал в праздниках духовной школы. С декабря 1957 года начались занятия на Православном отделении Христианской богословской академии, стали посылаться также воспитанники в Московскую и Ленинградскую духовные академии. С 1954 года трудами митрополита Макария стал издаваться ежемесячный журнал «Церковный вестник» на русском и польском языках, редактором которого он состоял и в котором поместил ряд своих статей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович), архп.Горьковский и Арзамасский Родился 12 ноября 1906 года в гор.Вильно. Среднее образование получил там же, а высшее богословское на богословском факультете Варшавского университета, который закончил в 1936 году. В апреле 1934 года принял монашество в Свято-Успенской Почаевской Лавре и на другой день был рукоположен во иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен во иеромонаха и назначен на миссионерский приход в гор.Галиче. В 1937 году сдал экзамен на степень магистра богословия и осенью того же года был назначен настоятелем Георгиевской церкви в г.Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1936 года в сане игумена – наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник зав.псаломщицко-диаконеких курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с.Гировое на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь и, наконец, переведен в Варшаву, где состоял при Варшавской митрополии, обслуживая православную общину в гор.Жирардове (под Варшавой). С 1946 года находился в ведении раскольнического Карловацкого Синода и вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии 25 ноября 1953 года. После этого он состоял настоятелем русского православного храма-памятника в Лейпциге, а в июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. 4 марта 1956 года хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр.Новосибирский Нестор и еп.Сергиепольский Василий. С 8 августа 1957 года – епископ Свердловский и Ирбитский. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. 27 июля 1959 года – епископ Вологодский. 25 февраля 1965 года – архиепископ. 25 мая 1965 года – Архиепископ Горьковский и Арзамасский. Труды: «Возвращение на Родину». «ЖМП» 1954, 9, стр.20–25. Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1956, 4, стр.5–7. «Мои впечатления«· «ЖМП” 1956, 3, стр.72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кабалюк Александр; 12.09.1877, с. Ясиня на Раховщине, Австро-Венгрия - 2.12.1947, с. Иза, Украина), архим., миссионер и выдающийся деятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии рубежа XIX-XX вв. Род. в семье лесоруба в Закарпатье. Был назван в честь блгв. кн. Александра Невского. В детстве поступил послушником в униатский (см. Греко-католики ) мон-рь Киш-Баранья. Но вскоре ушел на Афон в рус. мон-рь вмч. Пантелеимона , где и принял Православие. Оттуда А. направляют в Россию послушником в Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь на Холмщине. 5 мая 1910 г. принял монашество, 15 авг. 1910 г. рукоположен во иеромонаха. Вернулся на Подкарпатскую Русь и начал проповедь Православия среди униатов. В результате миссионерских трудов А. к 1912 г. вернулись в Православие ок. 35 тыс. униатов в селах Иза, Великие Лучки, Ясиня, Хуст, Липча, Белки, Ильница, Чумалево, Теребля и др. Спасаясь от преследований со стороны властей, А. был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпаторосская колония. Там он продолжил свой миссионерский подвиг, и многие тысячи карпатороссов вернулись к вере отцов. Когда А. вернулся в Австро-Венгрию, католич. власти организовали Мараморош-Сигетский процесс (29 дек. 1913 - 3 марта 1914), на к-ром А. вместе с др. 95 патриотами Карпатской Руси, деятелями правосл. движения, был обвинен в «государственной измене» и заключен в концентрационный лагерь Талерхоф. После освобождения, в 1921 г., А. стал игуменом, в 1923 г.- архимандритом основанного им Свято-Никольского мон-ря в с. Иза. В 1944 г. во главе делегации карпатороссов совместно с архим. Феофаном (Сабовым) и проф. П. Линтуром прибыл в Москву с просьбой о принятии Подкарпатской Руси в состав РСФСР. Был одним из инициаторов перехода Карпаторосской Автономной Православной Церкви из Сербского Патриархата в МП и объединения Сербской и К-польской правосл. юрисдикций Подкарпатской Руси под властью Московского Патриарха (акт 22 окт. 1945 о присоединении к РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии). Похоронен на кладбище с. Иза Хустского р-на (Закарпатская обл., Украина). Летом 1999 г. обретены мощи А., готовятся материалы для канонизации. Православные Вост. Словакии чтут память А. как исповедника. Лит.: Станканинец Г., прот. Схиархим. Алексий (Кабалюк): Некролог//ЖМП. 1948. 2. С. 18; Савва (Бабинец), еп. Схиархим. Алексий (Кабалюк) (1877-1947)//Там же. 1979. 1. С. 18-20; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 2. С. 221; Халус П. О . Олексий Кабалюк, непохитний захисник закарпатського Православ " я//Христианська Родина. Ужгород, 1996. 8-9. К. Е. Скурат, К. А. Фролов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64660.html

1903 г. – магистр богословия. Экстраординарный профессор и инспектор Московской Духовной Академии. 1904 г. – архимандрит. 1906 г. – настоятель Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. 1907 г. – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 1909 г., 15 марта – хиротонисан во епископа Угличского в Санкт-Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 1909 г. – епископ Угличский, настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. 1918 г. – временно управляющий Рижской епархией. 1920 г. – архиепископ Ростовский. 1925 г. – временно управляющий Новгородской и Старорусской епархиями. 1924 г., май – член Св. Синода при Патриархе Тихоне. 1926–1927 гг. – митрополит Ленинградский. 1927 г. – переведён митрополитом Сергием в Одессу. Перевод не принял, продолжал управлять Ленинградской епархией из Ростова. 1928 г., 24 января – подписывает акт отхода от митрополита Сергия, вместе с ярославскими архиереями. 1928 г., 27 марта – запрещён в священнослужении митрополитом Сергием и Св. Синодом. Возглавил одно из движений оппозиции митрополиту Сергию, получившее название «иосифлянства» и объединившее в конце 20-х гг. группу иерархов и значительное число мирян. Арестован, сослан в Казахстан. Прожил в ссылке несколько лет, работал бухгалтером на Медном комбинате. 1937 г., 20 ноября – расстрелян в навечерие Михайлова дня в тюрьме в Чимкенте вместе с митрополитом Кириллом [Смирновым]. ИРИНЕЙ (Шульмин Михаил Александрович), архиепископ Куйбышевский. 1893 г., 15 января – родился в Казани. 1918 г. – окончил Казанскую Духовную Академию, монах, иеромонах. 1923 г., 27 января – хиротонисан во епископа Кушвинского, викария единоверческой Свердловской епархии. 1923 г. – епископ Мензелинский. 1924 г. – епископ Малмыжский, викарий Сарапульской епархии. 1925 г. – епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии. 1926 г., январь – уклонился в григорианство, подписав послание ВВЦС. 1926 г., май – покаялся пред митрополитом Сергием и получил прощение. 1929 г. – епископ Елабужский, викарий Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Глубоко уважающая Вас Евфимия. 10 «Че-Ка. Материалы по деятельности чрезвычайных комиссий» (Берлин: Изд. Центрального бюро партии социалистов-революционеров, 1922) – о «красном терроре» в России. 14 Нектарий (Тихонов Николай Васильевич; 1853–1928) – прп. Оптинский старец. Из семьи рабочего. С 1873 г. в Введенской Оптиной пустыни. Принял постриг (1887), иеродиакон (1894), иеромонах (1898). Исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Пострижен в схиму (1920). Арестован в 1923 г., по распоряжению властей переехал в с. Холмищи Брянской обл. В ссылке продолжал окормлять духовных чад. 16 Бирюкович Симеон Михайлович (1875–1932) – протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Киевскую Духовную семинарию (1898). Иерей (1900). С 1901 г. настоятель Рождества-Богородичной церкви д. Яминск Бобруйского уезда Минской губернии, ныне Любанский район Минской обл. (Беларусь). Окружной наблюдатель Бобруйского епархиального училищного совета. В 1905–1917 гг. окружной наблюдатель церковно-приходских школ при Бобруйском Николаевском соборе. Духовно окормлял тюрьмы. В годы Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт, служил полковым священником. С 1920 г. настоятель Казанской церкви в Бобруйске. Ежегодно в отпуск бывал в Оптиной пустыни. Некоторое время в 1930 г. служил в Москве, в 1930–1931 гг. в пос. Вырица под Ленинградом. Арестован в 1931 г., скончался в лагере 59]. 17 Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь основан в XV в., в начале ХХ в. относился к Бельскому уезду Седлецкой губ. Ныне на территории Польши. Ставропигиальный монастырь Польской Православной Церкви. 18 Серафим (Соболев Николай Борисович; 1881–1950) – архиепископ Богучарский. Принял постриг (1907), окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1908) со степенью кандидата богословия. Преподаватель Пастырского училища в Житомире. С 1909 г. помощник смотрителя Калужского училища, с 1911 г. инспектор Костромской Духовной семинарии, с 1912 г. ректор Воронежской Духовной семинарии в сане архимандрита. Епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии (1920). С 1921 г. управляющий русскими православными приходами в Болгарии с титулом епископа Богучарского. Архиепископ (1934). Магистр богословия (1937). С 1945 г. в юрисдикции Московского патриархата. Почитался как старец, наделенный даром прозорливости 53].

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Руководство Академии назначило М. Остроумова профессорским стипендиатом. Вскоре епископ Трифон (Туркестанов) постриг его в монашество с именем Серафим (заметим, что это произошло в 1904 г., а преподобный Серафим был прославлен в 1903). А через несколько дней инок Серафим был рукоположен во иеромонаха и назначен исполняющим обязанности доцента МДА на кафедру гомилетики. Но времена были такие, что поскольку Митрополит Владимир (в будущем священномученик) утвердил эту кандидатуру вопреки мнению большинства Совета Академии, студенты саботировали его лекции весь учебный год, как, впрочем, и лекции других преподавателей. Владыка Владимир направил отца Серафима по его прошению на жительство в Оптину пустынь, где тот смиренно нес послушание по кухне (потом стал канонархом), а к осени 1905 г. вернулся в Академию, где, однако, преподавание по-прежнему не велось из-за забастовки студентов. В июне 1906 г. иеромонах Серафим был назначен в распоряжение епископа Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиев­ского) и определен в беднейший монастырь епархии — Яблочинский Свято-Онуфриевский. Этот древний монастырь (осно­ван в XV в.) был на грани закрытия, но владыка Евлогий решил сделать его центром православной миссии, которая была остро необходима из-за усиленной католической пропаганды среди бывших униатов Холмщины. Через месяц отец Серафим, одаренный и знающий проповедник, стал наместником монастыря, а в 1908 г. — настоятелем. За несколько лет отец Серафим (с 1908 г. — архимандрит и благочинный епархиальных монастырей) организовал при монастыре школу псаломщиков, школу с церковно-учительскими курсами, две церковно-приходские школы с ремесленными курсами, трехлетнюю сельскохозяйственную школу и приходскую библиотеку. Случалось, что жители Прикарпатской Руси переходили австрийскую границу, чтобы получить духовное образование в Яблочинском монастыре. Достойные рукополагались в иереи, и многие из них у себя на родине становились исповедниками. 12 июля 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве архимандрит Серафим в докладе о миссионерской деятельности монастырей говорил об облагораживающем духовно-нравственном воздействии обителей, о необходимости торжественных богослужений и крестных ходов, о развитии системы монастырских школ, больниц и богаделен и о предусмотрении своего рода катехизаторских приютов: жаждущие присоединиться к Православию проходят катехизацию под кровом обители, которая и в дальнейшем не оставляет их без попечения.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников. УЧИТЕЛЬ И ФИЛАНТРОП Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году. Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось. Двухлетняя церковно-приходская школа, которая работала при Яблочинском монастыре во время настоятельства о. Серафима, довольно успешно развивалась. В 1908 году в ней работало восемь учителей, среди них - три монаха с высшим образованием. Ученики, число которых достигало ста, жили в интернате при школе. С 1907 года в школе проводились также курсы для учителей Закона Божьего, которые вначале были открыты на два года, однако затем были продлены еще на два года. В 1908 году здесь учился 21 человек, а в 1913 – уже 33. Они тоже посещали пришкольный интернат. При той самой школе работала также еще однолетняя школа для приходящих детей, в которой получали знания шестьдесят учеников. Еще одна однолетняя школа с таким же количеством учеников работала в деревне на противоположном берегу Буга.

http://pravoslavie.ru/1860.html

С 1905 года 40) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Александрович Соколов. 41) Заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Василий Федорович Певницкий. 42) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии, Действительный Статский Советник Николай Федорович Каптерев. С 1906 года 43) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академий, Действительный Статский Советник Петр Иванович Цветков. —6— II. Состав служащих К началу отчетного года на службе при Академии состояли: Ректор Академии Епископ Евдоким, Инспектор Академии, сверхштатный экстраординарный профессор Архимандрит Иосиф, 8 ординарных профессоров, 8 экстра-ординарных профессоров, 8 исправляющих должность доцента, 1 временный преподаватель из заслуженных профессоров Академии и 1 вольнонаемный лектор. – Прочих должностных лиц было 8, а всех служащих при Академии – 36 лиц. – Двое из исправляющих должность доцента были вместе с тем и лекторами новых языков: один – французского, другой – английского. В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли в течение года следующие перемены: Инспектор Академии, сверхштатный экстраординарный профессор по кафедре библейской истории, Архимандрит Иосиф указом Святейшего Синода от 30 июня 1906 года за 7180 перемещен на должность настоятеля Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, Холмской епархии, с увольнением его от духовно-учебной службы. Член академического Правления, заслуженный ординарный профессор Академии по кафедре латинского языка и его словесности, Действительный Статский Советник, Петр Иванович Цветков Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 18 марта 1906 года за 17 уволен, согласно его прошению, от духовно-учебной службы (с 24 февраля 1906 года) с правом ношения в отставке мундира, занимаемой им должности присвоенного, и пенсией. На вакантную, за увольнением от службы профессора II. И. Цветкова, должность члена Правления Академии Советом Академии 1 марта 1906 года избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 14 того же марта утвер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Простите же меня все, кому я подал какие-либо основания для нарушения внутреннего мира и спокойствия, и, если не можете не помянуть лихом, об одном умоляю: забудьте лучше вовсе имя безутешного Иосифа, волею судеб Божиих из родных краев отводимого в страны чуждые и неприязненные… (…) 24 июля 1906 г(ода) " 58 . В тот же день отец Иосиф сделал в дневнике следующую запись: «Господи! Я ухожу в страну чуждую, негостеприимную! Не оставь меня и там! Будь и там со мною! Восполни Собою мое одиночество! Замени мне все! Не лиши и там сладости Твоего общения, Твоих утешений, Твоих милостей!..» В начале августа архимандрит Иосиф прибыл к месту своего нового назначения, в Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь. Почти сразу же по прибытии начались для него испытания, 5 августа он подробно описал их в дневнике: «Пережил ужасные минуты, нападение вооруженных грабителей на Обитель… О, как Господь милосерд! Сохранил всех невредимыми. Ни одна пуля не ранила никого, хотя несколько их пролетели мимо самого уха нескольких человек. Ни одна копейка монастырского и без того скудного достояния не взята грабителями, хотя они и перерыли комоды и шкафы… Господи! Поистине, если «всуе бодрствуют стрегущие, без твоего хранения, то – при твоем хранении – и спящие и вовсе безпомощные, как мы, – обрели Твое дивное заступление и неприкосновенность " ». И далее отец Иосиф со свойственной ему откровенностью поведал на страницах дневника о пережитом страхе, который, по-видимому, не сразу оставил его: «О, как тяжело висеть между жизнью и смертью ! Как тяжело быть под страхом внезапной ужасной смерти! Боже мой, Боже мой! Или во мне мало упования на Тебя, преданности Тебе? Истинно-христианского спокойного отношения к здешней жизни, со всеми ее опасностями? Что эти опасности для тех, которые живут уже здесь мыслями и содержанием вечной жизни, нас ожидающей? И не суетное ли жизнелюбие и привязанность к земному и временному создает тот ужасный страх и трепет, в который впал я, приблизившись к вратам смерти мученической, принимавшейся с такою радостью, спокойствием, достоинством истинными героями духа и Боголюбцами св. мучениками».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010