31 декабря 1910 года Лев стал послушником Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря Бельского уезда Седлецкой губернии. Эта обитель, основанная ещё в XII веке, располагается на небольшом речном острове. Преподобного Онуфрия Великого, которому посвящена была обитель, батюшка всю жизнь считал своим духовным учителем. Вскоре умирает его мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром. В 1912 году в Великий понедельник он был пострижен в монашество с именем Леонтий, в честь священномученика Леонтия, епископа Ростовского. Вскоре возведён в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. Когда началась Первая мировая война (1914 г), братию Яблочинского монастыря, из-за близости фронта, эвакуировали вглубь России. Отца Леонтия определили в Московский Богоявленский монастырь, здесь он был возведен в сан игумена. По ходатайству суздальского епископа Василия (Зуммера) 26 ноября 1922 года Патриарх Тихон назначает игумена Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьего мужского монастыря, с возведением в сан архимандрита. Эта древняя обитель насчитывала тогда около ста человек братии, сохранились пять храмов и богатая ризница. Но жизнь в обители пришла в расстройство: не соблюдался богослужебный устав, некоторые монахи сочувствовали обновленцам и встретили нового наместника крайне враждебно: злословили, угрожали, заставляя покинуть монастырь. Через год власти закрыли монастырь. Батюшка остался в Суздале настоятелем двух приходов: Смоленского и свт. Иоанна Златоуста. Ревностное и благоговейное служение о. Леонтия, его живое слово привлекало в Церковь многих людей, но вызывало недовольство властей. С 1930 году о. Леонтия арестовали. Поводом послужила его любовь к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом: " Звон тогда был запрещен. А мне так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками " . Заключение о. Леонтий отбывал в Коми АССР, работал фельдшером при дорожно-строительном участке. Все посылки, которые собирали для него духовные дети, батюшка раздавал другим заключенным, ничего не оставляя себе.

http://pravicon.com/info-2783

Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту, что неподалеку от Троице- Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. Чин пострижения совершил преосвященный еп. Волокололамский Арсений (Стадницкий) , ректор Московской Духовной академии. Божественную литургию служил инспектор академии архимандрит Евдоким (Мещерский) совместно с новгородским епархиальным миссионером иеромонахом Варсонофием (Лебедевым) и монастырскою братиею. Хор пел лаврский, нарочно прибывший в скит на пострижение Иоанна. После совершения пострига епископом Арсением было сказано Иосифу слово, которое имело важное значение для всей его последующей деятельности: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще». Слова эти были восприняты как завет и хранились в душе Владыки всю жизнь, имея огромное значение для его деятельности. 30 сентября того же года монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 В феврале 1903 г. его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской ДА. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита. В этом же сане он отбыл в июне 1906 г. для несения послушания настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии. Через год, согласно определению Святейшего Синода архимандрит Иосиф перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения. Хиротония во епископа Угличского викария Ярославской епархии происходила 15 марта 1909 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Совершали ее видные иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) в сослужении многочисленного духовенства. В то время Владыка стремился как-то осмыслить свои движения и настроения, понять себя. Именно тогда он понял, что выбрал правильный жизненный путь. Преосвященный Иосиф очень любил служить литургию и служил ее каждый день. В трудные моменты жизни Владыка стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери, в молитвах просил у них помощи, и Господь посылал ему утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Будущий митрополит родился 15 декабря 1872 г. в г. Устюжна (ныне Вологодская область) в многодетной мещанской семье. Несмотря на природные дарования и огромные способности мальчика надежды на учение почти не было, но Ване Петровых все-таки получил прекрасное духовное образование. 1 В 1880 г. по рекомендации священника Вознесенской церкви мальчик был принят в Устюженское Духовное училище и успешно окончил его в 1889 г. Затем Иван поступил в Новгородскую Духовную семинарию. После ее окончания в 1895 г. в числе лучших ее воспитанников Иван был принят на казенный счет в Московскую Духовную Академию. Закончив учебу первым магистрантом 11 июля 1899 г., И. Петровых был 16 августа оставлен профессорским стипендиатом при Академии. 9 сентября 1900 г. И.С. Петровых был утвержден исполняющим должность доцента Академии по кафедре Библейской истории. Но карьера ученого не привлекала его, стремившегося к своей давней мечте – иночеству. Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. 30 сентября 1901 г. монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 6 июня 1903 г. его удостоили степени магистра богословия за диссертацию «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки)» и 19 июля утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской Духовной Академии. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита, более двух лет он исполнял обязанности профессора Библейской истории. 3 Из-за конфликта со студентами по прошению о. Иосиф был уволен из Академии и указом Святейшего Синода от 30 июня 1906 г. перемещен на должность настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии (Седлецкой губернии). 4     В ноябре 1907 г. согласно определению Синода архимандрит Иосиф был перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Первым настоятелем каменной церкви стал о. Сергий Товаров, который пробыл на этом посту до 1915 г. и покинул Брест вместе с отступавшей царской армией. Следующим настоятелем, возродившим духовную жизнь прихода был иеросхимонах Феофан (Нестерук). Отец Феофан был насельником скита Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря на Белом Озере. Трудами иеросхимонаха была налажена церковная жизнь, поэтому в 1919 г. он передает свои настоятельские обязанности протоиерею Леониду Романскому, а сам возвращается в обитель. В 1922 г. из эвакуации вернулся протоиерей Константин Зноско и был назначен на должность настоятеля Братской церкви. В это время Брест над Бугом был уже в составе возрожденного Польского государства. Отцу Константину предстояла сложная задача противостоять широкой полонизации и католической экспансии направленной на этнических белорусов, русских, украинцев,  не допустить брожения паствы и захвата храма националистически настроенными общественными деятелями. Совместными стараниями о. Константина и Русского Общества была открыта " Русская гимназия " . В 1938 году о.Константин ушел на покой. Вместо него настоятелем стал его сын протоиерей Митрофан Зноско, с именем которого связан значительный период в истории храма. После присоединения Западной Беларуси к БССР ему пришлось отстаивать права прихожан, за что его неоднократно вызывали на допросы в НКВД, но батюшка твердо стоял на своем, не поддаваясь различным угрозам. Во время Второй Мировой войны о. Митрофан не изменил христианским законам и, рискуя потерять жизнь от рук фашистов, помогал нуждающимся. Как и о. Константин, о. Митрофан отстаивал храм от националистических посягательств, поощряемых фашистскими оккупационными властями. В 1944 г. Протоиерей Митрофан был вынужден эмигрировать за границу, впоследствии он стал епископом Бостонским и отошел ко Господу в 2002г. После о. Митрофана Зноско настоятелем был протоиерей Михаил Тарима, секретарь епископа Брестского Паисия (Образцова). На долю о. Михаила выпало также много испытаний, но он не допустил закрытия храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_Нико...

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством протодиакона Сергия Бовтручука. За богослужением молились многочисленные верующие — прихожане собора и представители приходов Лодзинско-Познаньской епархии. По окончании Литургии Блаженнейший Митрополит Савва обратился со словом приветствия к главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан и председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви. Блаженнейший Владыка отметил, что митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и архиепископ Верейский Евгений на протяжении многих лет трудятся над развитием плодотворных отношений между Русской и Польской Православными Церквями. Во внимание к церковным трудам владыка Александр и владыка Евгений были удостоены высоких наград Польской Православной Церкви — орденов равноапостольной Марии Магдалины II степени. Митрополит Александр поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за оказанную честь — участие в праздничных богослужениях и епископской хиротонии, за высокую награду, а также за предоставленную возможность поклониться святыням польских епархий, посетить монастыри и храмы, пообщаться с иерархами и священнослужителями. Во внимание к трудам по развитию отношений между Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Польской Православной Церковью Блаженнейшему Митрополиту Савве была вручена высшая награда Православной Церкви Казахстана — орден «Алгыс» (Благодарность). На молитвенную память глава Митрополичьего округа преподнес Его Блаженству Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Затем Блаженнейший Митрополит Савва напутствовал епископа Лодзинского и Познаньского Афанасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Епископ Лодзинский и Познаньский Афанасий (Мирослав Нос) Родился 27 ноября 1968 г. в деревне Старая Луплянка в Подлясском воеводстве Польши. Учился в Православной семинарии в Варшаве и в богословском институте святителя Тихона Задонского в Саут-Канаане (США, шт. Пенсильвания). В 1996 г. стал послушником Свято-Онуфриевского Яблочинского ставропигиального монастыря. В том же году он был рукоположен в священники и пострижен в малую схиму с именем Афанасий в честь преподобномученика Афанасия Брестского. 15 января 2007 г. стал наместником Яблочинского монастыря.  

http://patriarchia.ru/md/db/text/5015843...

Божественные литургии архиерейским чином также были совершены во всех храмах обители.  В  Троицком соборе богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в Сергиевском трапезном храме - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в  Свято-Духовской церкви - митрополит Омский и Тарский Феодосий, в Покровском академическом храме - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, в семинарском храме во имя преподобного Иоанна Лествичника - митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, в храме Черниговского скита Лавры - митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. По окончании богослужения в храмах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Савва и все прибывшие на праздник иерархи вышли на Соборную площадь Лавры и совершили молебен преподобному Сергию Радонежскому. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва приветствовали и благословили богомольцев. За вклад в укрепление традиционных связей между Русской и Польской Православными Церквами Святейший Патриарх Алексий наградил Блаженнейшего Митрополита Савву орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени). Сопровождающие Предстоятеля Польской Православной Церкви архимандрит Георгий (Паньковский), наместник старейшего в Польше православного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, и протодиакон Сергий Бовтручук награждены орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени). В Патриарших покоях состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия с министром транспорта и связи Российской Федерации И.Е.Левитиным. Предстоятель Русской Православной Церкви наградил И.Е.Левитина орденом преподобного Сергия Paдoheжckoro(II степени). Среди участников торжеств в честь преподобного Сергия Радонежского также были министр юстицииРоссийской Федерации  Ю.Я.Чайка, руководитель аппарата Правительства России С.Е.Нарышкин, глава Сергиево-Посадского района Московской области А.А.Упырев.

http://pravoslavie.ru/14808.html

14 сентября 1904 года в Московском Богоявленском монастыре в присутствии епископа Дмитриевского Тихона Михаил Остроумов принял монашеский постриг с именем Серафим. В сентябре того же года молодой монах был рукоположен в дьяконы, затем принял иерейскую хиротонию. Затем отец Серафим отправился в Оптину пустынь, где как обычный монах был вначале послушником на кухне, а позже - канонархом. Через месяц с небольшим он возвратился в Московскую Богословскую Академию, где 28 октября был назначен на должность исполняющего обязанности доцента кафедры теории и истории гомилетики. СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид. Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид. О. Серафим впервые прибыл на Холмщину в 1905 году вместе с профессором М. Тареевым. Тогда он посетил монастыри в Вирове и в Лесной. Полюбил эту землю вместе с ее оригинальным религиозно-национальным характером. В результате, не колеблясь, решил закончить работу в Академии и помочь своему студенческому товарищу, архимандриту Иосифу (Петровых), исполнявшему обязанности настоятеля Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря. Решением от 10 июля 1906 года о. Серафим был переведен в этот монастырь, а 21 сентября назначен на должность заместителя настоятеля. Тогда же, 1906 году, к бывшим однокурсникам – о. Иосифу и о. Серафиму, - присоединился о. Аркадий (Королев), в ту пору еще студент МДА, впоследствии архимандрит и ревностный защитник братии. Годом позже число монахов, имеющих высшее богословское образование, выросло до четырех. Началась настоящая работа с азов. Ее главной целью был подъем экономического благосостояния, а также оживление проповеднической, образовательной и благотворительной деятельности среди окрестных жителей. Вместе с возрождением монастыря начали поступать пожертвования, происходившие главным образом из Москвы, но также и от руководства Церкви и окрестных жителей, которые в новых монахах узрели настоящих хозяев. Это позволило начать капитальный ремонт находящейся в плачевном состоянии главной святыни монастыря – собора преп. Онуфрия.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Одновременно монахи проводили занятия в построенной на монастырской земле и находящейся в самой деревне Яблочно церковно-приходской двухлетней школе. При той же школе с 12 октября 1907 года начались занятия на церковно-учительских курсах, подготавливающих преподавательский состав для однолетних церковных школ. Руководителем школы стал о. Серафим. В своем инаугурационном выступлении он в частности сказал: «В связи с национальной и религиозной спецификой нашего народа мы нуждаемся в собственной школе для церковных учителей. Нам нужны свои учителя, а не воспитанники из Киева, Полтавы, Самары или других городов. (...) Школы центральной России не понимают наших стремлений, наших надежд, нашей религиозности, наших обычаев...». В этом выступлении он обратил также внимание на воспитательное значение монастырской школы для ее учеников, которые с любовью относятся к ее нуждам и оказывают ей разнообразную помощь. 1. Ландшафт города Холм в начале ХХ века. Ландшафт города Холм в начале ХХ века. Важным образовательным учреждением при монастыре была также школа для псаломщиков, которую в 1906 году преобразовали с одно- в двухлетнюю с интернатом на 20 мест. Ранг учебного заведения поднялся вместе с прибытием в монастырь образованных монахов. За Бугом работала также церковно-приходская школа на 50 мест, которую посещали дети соседних с монастырем деревень. В самом монастыре функционировала аптека с врачебным кабинетом. В то время в монастырских зданиях жило также 12 воспитанников – мальчишек 13-17 лет, - учащиеся школ, организованных братией. В 1907 году в монастыре жило 16 монахов и 19 послушников, которые кроме работы в школе занимались монастырским хозяйством. Жизнь в монастыре бурлила. Братия крепла, росло ее влияние и авторитет среди местных жителей, росла помощь местному населению, как духовная, так и образовательная и материальная. Начало возрождения монастыря было положено. НАСТОЯТЕЛЬ И АРХИМАНДРИТ Тем временем архимандрит Иосиф решением от 22 ноября 1907 года был назначен на должность настоятеля Юрьевского монастыря в Новгороде (вскоре после этого он стал епископом Угличским). 1 декабря исполнять обязанности настоятеля было доверено иеромонаху Серафиму. Спустя две недели произошли выборы среди братии монастыря, во время которых девять из шестнадцати монахов высказались в пользу о. Серафима (четырех воздержалось). 18 января 1908 года Священный Синод утвердил результаты голосования. 2 февраля 1908 года о. Серафим был возведен в должность архимандрита.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Реакцией на притеснения послужило возникновение православных братств: Львовского (с 1585 г.) и Виленского (с 1588 г.). Главными задачами братств являлись: открытие и содержание духовных училищ, подготовка юношей в качестве защитников Православной веры и Церкви, учреждение типографий и издание необходимых церковных книг. В результате в лице братств возникла новая церковно-общественная сила, способная благотворно влиять на все стороны церковной жизни. За уход в унию кого-либо из членов братства следовало отлучение от Церкви. На протяжении XVI – XVII вв. численность православных храмов в пределах Западной Украины, Белоруссии, Польши и Литвы заметно сокращается, намечается четкая тенденция перехода их в собственность униатов. В Вильно, например, из более чем 14 церквей, существующих на конец XVI в., к 1630-м гг. осталась лишь 1 – Свято-Духовская. Аналогичная ситуация была в Минске, Новогрудске, Перемышле и других городах. В Белоруссии единственным православным центром был г. Могилев. После того, как в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, Киев становиться православным центром на Украине. В XVI – XVIII вв. главными очагами Православия оставались монастыри, в основном на территории Западной Украины – Яблочинский Свято-Онуфриевский, Троицкий и Преображенский в Дрогочине, а также монастыри в районе Слуцка, Пинска. Здесь, в этих «православных оазисах» западнорусское население черпало спасительную силу святого Православия. В повседневной жизни для православных частыми были случаи, когда священники приглашались из соседних государств (Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции). В1732 г. польско-литовские власти наложили официальный закон на публичное оглашение Православной веры, из жизни церквей изгонялся колокольный звон, хоронить мертвых разрешалось только ночью. В 1764 г. сейм вынес постановление, по которому карались смертью те, кто переходил из католичества в Православие. Ситуация начала меняться в последней трети XVIII в., когда Речь Посполитая стала ареной разделов между европейскими державами – Пруссией, Австрией и Россией. В результате трех разделов Польши Пруссия захватила 20 % территории, Австрийская империя – 18 %, а к России отошло ок. 62 % территории с 45 % населения. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мысль возрождения скита, где монахи могли поселиться и посвятить себя исключительно молитве, родилась еще у епископа Люблинского Германа (Иванова), предшественника упомянутого ранее архимандрита Аркадия. Это он выбрал для этой цели уединенное место, расположенное на расстоянии пяти километров от монастыря, на берегу большого озера. Камень в основании нового скита положен в 1907 году еще во времена настоятельства архимандрита Иосифа. Однако из-за недостатка средств работы были приостановлены. Только при архимандрите Серафиме работы возобновились. Строительство закончили благодаря помощи того же о. Николая Копьева из Москвы. 6 февраля 1911 года состоялось освящение построенной также благодаря его помощи церковки при Яблочинской двухлетней школе. Два года спустя также благодаря ему появилась и было освящена церковка в Яблочинской сельскохозяйственной школе, а также второй алтарь (посвященный равноапостольному Владимиру) в ските над озером Белым. Ранее, в 1910 году, благотворитель из Москвы – о. Николай Копьев – пожертвовал для братии стоимостью 6 тысяч рублей. Столько стоил огромный трехсотпудовый колокол (4,8 тонн). Он был повешен на предварительно установленных балках, поскольку существующая колокольня не выдержала бы его тяжести. В то же время появилась идея строительства новой 38-метровой колокольни. Несмотря на отказ в финансовой поддержке этому предприятию со стороны церковных властей, о. Серафим не сдавался. Наконец в 1913 году нужные средства были выделены и должны были передаваться поэтапно до 1916 года. Появился план и проект колокольни, но начавшаяся война разрушила все планы, и колокольню так и не построили. Кроме возведенной в 1907 году напротив Святых Врат церковки Успения Богородицы, в 1910 году среди окрестных жителей появилась идея постройки аналогичной часовенки над Бугом, в урочище, называемом Святым Полем. О. Серафим с радостью отнесся к этому предложению, тем более, что верующие сами собрали средства для строительства. 11 марта 1911 года он написал рапорт епархиальным властям, в котором просил согласия на возведение церковки и посвящении ее Яблочинской иконе Божьей Матери. Ее освящение состоялось 14 августа 1912 года, однако решением церковных властей новая часовня посвящена была Сретению Господню (в настоящее время церковка Св. Духа).

http://pravoslavie.ru/1860.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010