30.04.1906 г. указом Св. Синода переведен в Холмскую епархию в распоряжение Холмского преосвященного. С 15.08.1906 г. законоучитель Яблочинской второклассной школы сцерковно-учительскими курсами, а с 02.10.1906 г. ее заведующий. 02.02.1908 г.возведен в сан архимандрита, наместник Онуфриева Яблочинского монастыря. С 29.01.1914 г. – и. д. ректора Холмской ДС, а с 01.07.1914 г. ее ректор. 03.04.1916 г. хиротонисан во епископа Вельского, викария Холмской епархии. С 24.04.1916 г. временно управляющий Холмской епархией. С 25.05.1917 г. временноуправляющий Орловской епархией. С 18.08.1917 г. епископ Орловскийи Севский (по избранию). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 14.03.1918 г. арестован в г. Орле, затем освобождени 06.07.1918 г. вновь арестован. В июне 1922 г. арестован по делу «об изъятии церковных ценностей»; Орловским губернским ревтрибуналом осужден на7 лет заключения; срок был сокращен до полутора лет. 29.05.1924 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 1926 г. арестован и выслан из пределов Орловской епархии. С 01.11.1927 г. архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11.11.1936 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. 27.03.1937 г. осужден Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58–10, ч. 2, 58–11 УКРСФСР. Приговорен к 5 годам лишения свободы. Отбывал заключение вКарлаге г. Караганды. В ноябре 1937 г. вторично привлечен к уголовной ответственности «по вновь вскрывшимся обстоятельствам». 28.11.1937 г. осужден «тройкой» при УНКВД СССР по Смоленской обл., приговорен к высшей мере наказания. 08.12.1937 г. расстрелян. Канонизирован определением Св. Синода от 17.07.2001 г. День памяти 25 ноября/8 декабря. Подробнее об архиепископеСерафиме (Остроумове) см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2880. Личное дело студента МДА М.М. Остроумова; Там же. Д. 5146. Личное дело преподавателя МДА Серафима (Остроумова); Временные правила об автономии Духовных академий, введенные определениями Св. Синода от 26 нояб. 1905 г. за от 25 янв. 1906 г. за и от 21 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1987. Т. 5. С. 23–25.) (Преосвященный Герман, епископ Холмский... подал прошениеоб увольнении на покой... на его место – ректор Холмской семинарии архимандрит Евлогий. – Герман (Иванов Яков Федорович, 1863–1903) – епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. Родился в С.-Петербурге всемье диакона. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1890). 30.01.1890 г. пострижен в монашество, 27.05.1890 г. рукоположен во иеромонаха.С 12.06.1891 г. смотритель Звенигородского ДУ. С 1892 г. инспектор Вифанской ДС. С 1893 г. инспектор Могилевской ДС. С 1894 г. преподаватель Воронежской ДС. В 1897 г. возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Онуфриева Яблочинского монастыря. 01.11.1898 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. 05.12.1902 г. уволен на покой с правом управления Яблочинским монастырем. См.: Мануил (Лемешевский) , митр.1981. Т. 2. С. 317. Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович, 10.04.1868–08.08.1946) – митрополит. Родился в Тульской епархии. Окончил Тульскую ДС (1888), затем МДА со степенью кандидата богословия (1892). С 1894 г. преподавательТульской ДС. 03.02.1895 г. пострижен в монашество, 12.02.1895 г.рукоположен во иеромонаха, назначен инспектором Владимирской ДС.С 1897 г. ректор Холмской ДС с возведением в сан архимандрита. 12.01.1903 г.хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.С 18.07.1905 г. епископ Холмский и Люблинский, 20.05.1912 г. возведен в сан архиепископа. Депутат II и III Государственной думы от русского населения Люблинской и Седлецкой губерний. С 14.05.1914 г. архиепископ Волынскийи Житомирский. Член Предсоборного Совета 1917 г. Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., председатель Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, избран членом Священного Синода. 18.12.1918 г. арестован по распоряжению правительства С.В. Петлюры. С декабря 1918 г. по лето 1919 г. в заключении на территории Польши, освобожден при посредничестве стран Антанты. В 1920 г. эмигрировал. С 1921 г. управляющий русскими приходами в Западной Европе, находился в Берлине. 30.01.1922 г. возведен в сан митрополита. В 1923 г. переехал в Париж. В 1927 г. по требованию Московской патриархии заявил о своей лояльности советской власти. В 1930 г. уволен от управления западноевропейскими приходами митрополитом Сергием. В 1931 г. перешел в юрисдикцию Константинопольской патриархии, назначен экзархом Западной Европы, положил начало церковно-юридическому подчинению ряда русских православных приходов за пределами России Константинопольскому патриарху (евлогианство). В 1945 г. воссоединился с Московской патриархией, оставлен экзархом Западной Европы (в то же время Вселенским патриархом не был отпущен исчитался до самой смерти экзархом Вселенского патриархата). Создал в Париже Богословский институт – самое крупное православное учебное заведениеза границей. Скончался в Париже. Подробнее о нем см.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1984. Т. 3. С. 119–129.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в торжествах на Холмщине 16 октября 2015 г. 09:04 10-11 октября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению архиепископа Люблинского и Холмского Авеля митрополит Смоленский и Рославльский Исидор посетил Люблинско-Холмскую епархию Польской Православной Церкви , где принял участие в торжествах по случаю дня памяти священномученика Серафима (Остроумова). Митрополита Исидора сопровождали в поездке клирики Смоленской митрополии протоиерей Василий Мовчанюк, иерей Анатолий Тонкович и диакон Сергий Зуев. 11 октября иерарх Русской Православной Церкви вместе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем совершил Божественную литургию в храме святого апостола и евангелиста Марка в Бяла-Подляшске, при котором действуют приход для окормления православных военнослужащих Войска Польского и приход во имя священномученика Серафима (Остроумова). По окончании Божественной литургии в храме апостола Марка архиепископ Авель обратился к делегации Русской Православной Церкви с приветственным словом и передал в дар митрополиту Исидору список Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы. В ответном слове митрополит Исидор отметил выдающееся значение личности священномученика Серафима — святого, пользующегося почитанием как в Польше, так и в странах Московского Патриархата и связывающего народы, окормляемые Русской и Польской Православными Церквами. Митрополит Исидор передал в дар польской стороне икону Смоленской Божией Матери Одигитрии, а архиепископу Авелю — памятную панагию с изображением этого образа Царицы Небесной. Митрополит Исидор посетил также монастырь святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке. Священномученик Серафим (Остроумов) родился в 1880 году в Москве. В 1904 году окончил Московскую духовную академию , принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. 1905 году стал насельником Онуфриевского Яблочинского монастыря и принимал активное участие в восстановлении этой обители. Был благочинным монастырей Холмской епархии. В 1916 году рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. С 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Неоднократно арестовывался советской властью за сопротивление изъятию церковных ценностей и за антисоветскую пропаганду, последний раз — в 1936 году. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4246859.ht...

от Архангельской епархии : от Екатеринбургской епархии : от Московской епархии: Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 112 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившем с 3 по 8 октября 2005 года официальном визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы . Справка: Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши сопровождали настоятель Яблочинского монастыря архимандрит Георгий (Паньковский) и протодиакон Сергий Бовтручук. В Москве делегацию Польской Православной Церкви сопровождал епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий . 4 октября 2005 года состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей. Были обсуждены актуальные вопросы церковной жизни. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил Польскую Православную Церковь за поддержку канонической Украинской Православной Церкви в ее противостоянии расколу. Блаженнейший Митрополит Савва выразил солидарность с позицией Русской Православной Церкви в отношении униатской экспансии на Украине и подчеркнул, что огорчен переносом резиденции главы Украинской греко-католической Церкви в Киев. В тот же день в Храме Христа Спасителя Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей открыли выставку «Православие в Польше: история и современность». Затем в Паломническом центре Московского Патриархата была проведена научная конференция «Польское Православие. Польская Православная Церковь: история и современность». На ней выступил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. Вечером 4 октября 2005 года Блаженнейший Митрополит Савва отбыл в Омск. В рамках посещения Омской епархии он в сослужении митрополита Омского и Тарского Феодосия совершил Божественную литургию в Свято-Никольском соборе города Омска и посетил Ачаирский Крестовоздвиженский женский монастырь, где совершил Божественную литургию и водосвятный молебен на источнике близ обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1501491.ht...

Св. священномученик Петр Св. священномученик Петр родился в 1891 г. в деревне Тарнаватка (Томашевский уезд). В 1908 г. закончил школу. В годы Первой мировой войны будущий пастырь и святой работал учителем. Тридцатилетний Петр Огризенко ощутил призвание к церковному служению и поступил в Волынскую духовную семинарию в Кременце. После окончания в 1923 г. семинарии женился. В декабре этого же года в Кременце принял дьяконское и священническое посвящение от епископа Люблинского Антония. На протяжении нескольких лет о. Петр был священником Волынской епархии. Служил на многих приходах Владимирского, Дубенского, Луцкого, Гороховского уездов. В 1939 г. Волынь оказалась под властью богоборческого режима, о. Петр вернулся на родную Холмскую землю – на Томашовщину. Поселился в селе Сумин, а вскоре стал настоятелем прихода в Моратине. В ревностной пастырской работе, которую проводил в тяжелых военных условиях, священник особое внимание уделял молодежи. Мученическую смерть принял в селе Чортовец (Замойский уезд), которое входило в его приход. В апреле 1944 г. на Страстной Седмице, в Великий Понедельник, о. Петр служил Божественную Литургию для молодежи вместе с великопостной исповедью. Священника в церковном облачении вывели из церкви. Потом сорвали с него облачение, отвели за село и жестоко замучили. Тело мученика, вероятно, погребено на лугах на месте страданий. Пока место захоронения мученика не установлено. Св. священномученик Сергий Св. священномученик Сергий родился в 1915 г. в деревне Шиховичи возле Грубешова в благочестивой семье Захарчуков. Его отец, о. Николай, был дьяконом и известным регентом церковных хоров на Грубешовщине. Мать святого, Мария, после смерти мужа поступила в Корецкий монастырь на Волыни. Подготовку к священническому служению Сергий прошел в Волынской духовной семинарии и в школе чтецов при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре. После женитьбы, накануне Второй мировой войны, принял священнический сан. Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям.

http://pravicon.com/info-3601

Валерий Шленов Литература о митрополите Трифоне (Туркестанове) 1 . Пострижение князя Туркестанова в Тифлисской духовной семинарии//Церковные ведомости. СПб., 1890. 3. С. 50–51. 2 . Из тюремного быта//Тюремный вестник. 1895. 9. 3 . Прощание Московской духовной семинарии с бывшим о. ректором ее, преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским//Московские церковные ведомости, 1901. 42. С. 496–498. 4 . Дмитриев Д. С. Преосвященный Трифон, епископ Дмитровский, викарий Московский: Наречение его во епископа, хиротония, краткая биография и речи. М., 1902. 5 . Дмитриев Д. С. Исторический очерк Московского Богоявленского монастыря. М., 1902. 6 . Дмитриев Д. С. Воспоминания о праздничных торжествах в Иверской Выксунской женской обители Нижегородской губернии: Впечатления странника-богомольца. М., 1903. 7 . Дмитриев Д. С. Паломничество в обитель преподобного Серафима. М., 1905. 8 . Торжество иконы преподобного Сергия и пребывание епископа Трифона в Яблочинском монастыре. М.: Университетская типография, 1907. 9 . Дмитриев Д. С., свящ. Как я стал священником. Сергиев Посад, 1908. 10 . Памяти княгини В. А. Туркестановой. Шамордино, 1913. 11 . Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. М., 1914. 12 . От амвона архиерейского – на поле брани//Русский паломник. 1914. 35. С. 566. 13 . Соловьев С. М. Возвращение в дом отчий: Четвертая книга стихов, 1913–1915. М., 1915. [Посвящена еп. Дмитровскому Трифону] 14 . Епископ на фронте//Искры. 1916, 37. 15 . Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 16 . Иеродиакон Феофан (Штурм М. В.). Памяти митрополита Трифона: К 20-летию со дня кончины//Журнал Московской Патриархии, 1954. 10. С. 24–26. 17 . Иеродиакон Феофан (Штурм Михаил Всеволодович, бывший иподиаконом митрополита Трифона). Светлой памяти митрополита Трифона (воспоминания). Б. г. 5 с. Текст рукопись, машинопись. 18 . Михайлов А. Павел Корин. М.: Советский художник, 1965. 19 . Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. Париж: YMCA- Press, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Преосвященный Тихон полушутливо пугал нас новым архиереем. Я вместе с ним отправился в Варшаву встречать новое начальство. Первое впечатление было благоприятное, хотя, конечно, не могло быть той близости и теплоты, к которым мы привыкли… – Вскоре, на Пасхальной неделе, я к вам приеду, — с первых слов заявил мне архиепископ. И верно — приехал. Я встретил его по чину, в семинарском храме, с «цветами красноречия». Епископ Тихон устроил ему завтрак, сказал приветственную речь. Архиепископ Иероним, мягкий, деликатный, тонкий в обхождении, тоже ответил речью, а потом спросил епископа Тихона прямо, без обиняков: – Ваше Преосвященство, откуда вам известно, что новый архиерей враждебно относится к монашеству? – Это болтовня… — смутился преосвященный Тихон. – Прошу судить по фактам — не по сплетням. Про меня кому–то из свиты тоже сказал то, что подумал: – У ректора на голове митра в виде лукошка, — намекая на мою дешевенькую митру. Впоследствии архиепископ Иероним меня очень полюбил, часто приглашал к себе в Варшаву, с моим мнением считался, и мои служебные отношения наладились с ним, так же как и с архиепископом Флавианом. Вскоре после его приезда состоялось назначение епископа Тихона в Америку, а его место занял настоятель Яблочинского монастыря архимандрит Герман. Все решилось в Петербурге без ведома архиепископа Иеронима, который был этим обижен и к навязанному ему викарию относился потом холодновато. Он не скрывал от приближенных, что хотел иметь викарием меня. Архимандрит Герман был обязан своим назначением хлопотам игумений местных женских монастырей (о них потом я скажу особо), в частности — настоятельнице Леснинской обители матушке Екатерине: она расхвалила его в Петербурге. Архимандрит Герман умел ладить с женскими монастырями и пользовался большим расположением, нежели епископ Тихон, которого монашенки недолюбливали. Эта женская протекция дала повод владыке Иерониму к ироническому замечанию: – Архимандрит Герман на монашеских юбках, как на парусах, выезжает. Епископ Герман был человек неуравновешенный, но веселый, остроумный, неглупый, мастер рассказывать анекдоты. Об аскетических подвигах он мало ревновал. Нервный и неровный в обращении, он с народом и с духовенством бывал часто груб. Семинаристов терпеть не мог, ибо из–за них не удалась его духовно–учебная служба, когда его из инспекторов семинарии послали в монастырь, — «Вы их жмите! Вы не улыбайтесь, а слушайте меня…» — говорил он мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

К нам в Холм, на обратном пути из Японии, заехал архимандрит Сергий (Страгородский)  . Он был назначен в Японскую миссию к известному апостолу православия архиепископу Николаю, не выдержал сурового режима и должен был вернуться в Россию. Епископ Герман и архимандрит Сергий были приятелями; они одновременно приняли постриг и были названы «Сергием» и «Германом» в память преподобных Сергия и Германа, подвижников Валаамских. Я тоже был с архимандритом Сергием добрых отношениях. Пригласил его служить в нашем семинарском храме вместе с епископом Германом; богослужение, помню, совершалось на греческом языке, в котором все мы были не очень сильны: «Ходили, как по тонкому льду», по остроумному замечанию присутствовавшей на богослужении м.игуменьи Екатерины. Настроение у архимандрита Сергия было невеселое — он был в большом смущении от своей неудавшейся миссии в Японии. В другой раз архимандрит Сергий посетил Холм будучи уже епископом и ректором Петербургской Академии. Епископ Герман увез своего друга в Яблочинскии монастырь. Однажды они решили съездить на монастырское Белое озеро — поудить рыбу. Сели в шарабан: епископ Герман — за кучера. Дорогой лошадь понесла, шарабанчик опрокинулся, вожжи запутались… — и оба седока чувствительно пострадали: Сергий вывихнул руку, а у Германа все лицо — в ссадинах. Беда была бы все же не столь серьезна, если бы не извещение, что через неделю в Холм прибудет Государь и что архиепископ Иероним, по преклонности возраста и недомоганию, из Варшавы не приедет. Это значило, что встречать Государя должен епископ Герман. А как в таком виде встречать? Сергия увезли в Брест — вправлять руку, епископ Герман стал спешно залечивать обезображенное лицо. С помощью всяких присыпок и примочек он, к счастью, приобрел через неделю сравнительно благообразный вид — и отлично, красивою речью, встретил Государя. Все обошлось так хорошо (Государь пробыл два дня), что епископ Герман удостоился «высочайшей» награды — ему пожаловали огромную дорогую панагию, тем самым отметив неудовольствие, вызванное отсутствием архиепископа Иеронима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский и Обоянский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Гагалюк Антоний Максимович; 2.04.1889, посад Ополе Новоалександрийского у. Люблинской губ. (ныне город, Польша) - 1.06.1938, г. Благовещенск Дальневосточного края (ныне Амурской обл.)), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских), архиеп. Курский и Обоянский. Отец О. состоял лесником в казенном лесничестве, где проживал в 7 верстах от ближайшей деревни и в 37 верстах от Новоалександрии (ныне г. Пулавы Люблинского воеводства). В 1894 г. дом лесника подожгли занимавшиеся незаконной рубкой леса крестьяне; отец О. скончался от ожогов. По просьбе матери Екатерины (впосл. мон. Наталия) Антоний был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать в качестве повара. Там же окончил церковноприходскую школу, учился хорошо и был отправлен на средства приюта в Холмское ДУ. В 1904 г. окончил уч-ще с отличием и был принят в Холмскую ДС. За месяц до окончания семинарии заболел. Как он вспоминал позже, во время болезни ему было видение. Некий старец-пустынник сказал, что он должен избрать путь церковного служения и принять монашество. Антоний дал себе такой обет и вскоре выздоровел. Позже на иконе он узнал в явившемся к нему прп. Онуфрия Великого . В 1911 г. окончил семинарию по 2-му разряду и поступил в СПбДА. Летом 1913 г., по окончании 2-го курса академии, был послан в Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь Холмской губ. читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы прибывших из Галиции учителей. Перед отъездом в академию тяжело заболел; как О. сообщал позже, ему вновь явился прп. Онуфрий Великий, укоривший его за неисполнение данного 2 года назад обета.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Февраля 6 (19) Священномученик Василий (Надеждин) Составитель И. И. Ковалева Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича Надеждина и его супруги Софии Павловны и был во святом крещении наречен Василием в честь святителя Василия Великого . У Федора Алексеевича было три мальчика и три девочки, Василий был пятым ребенком в семье. По семейному преданию, как-то отрок Василий проводил до дома старого больного священника, который, благословив мальчика иконой святителя Николая, предсказал ему, что он станет священником, что впоследствии и сбылось. Примером веры и благочестия для отрока Василия были родители, со всей полнотой ответственности относившиеся к христианскому воспитанию своих детей. Федор Алексеевич Надеждин, уже в преклонных летах, писал своей невестке Елене Сергеевне Надеждиной: «В старину я слышал изречение: «Дети – благословение Божие». Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Федор Алексеевич многие годы был старостой Покровской церкви, находившейся в Большом Левшинском переулке. Так судил о нем Господь, что кончина его последовала 14 октября 1935 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 1910 году, по окончании Заиконоспасского Духовного училища, Василий Надеждин поступил в Московскую Духовную семинарию. С четырнадцати лет он пел в церковном хоре Покровского храма, а впоследствии и регентовал, организовав хор из прихожан. Большое участие в жизни Василия принимал его родственник по отцу архиепископ Анастасий (Грибановский) . В мае 1914 года Владыка Анастасий получил назначение на Холмскую кафедру. По его приглашению летом того же года Василий посетил Холм; май 1915 года он также провел в Холмской епархии. Вместе с владыкой Анастасием он ездил в Леснинский Богородицкий монастырь. Несколько дней в мае 1915 года Василий Федорович прожил в Яблочинском Онуфриевском мужском монастыре. Делясь с родителями своими путевыми впечатлениями, он писал: «Я теперь очень сблизился и подружился с архимандритом Сергием 5 … Мы с ним не расставались, ходили пешком в их Белозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое озеро… переплыли его на лодке…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010