Преемник архиепископа Виктора – Иов (Потемкин) получил в управление достаточно монастырей. После всех отделений в Минской епархии оставалось еще 20 монастырей, 18 мужских и 2 женских, мужские: братский – Симеоновский, виленский – Св.-Духовский, грозовский – Иоанно-Богословский, грозовский Николаевский, дисненский – Воскресенский, друйский – Благовещенский, дятловский – Преображенский, евейский – Успенский, кейданский – Преображенский, кронский – Троицкий, минский – Духовский, Петропавловский, морочский – Успенский, пинский – Богоявленский, слуцкий – Преображенский братский, слуцкий – Троицкий, старчинский – Петропавловский, сурдегский – Святодуховский, якобштадский – Святодуховский, женские: виленский – Благовещенский и слуцкий – Ильинский. При таком количестве монастырей по ведомости 1796 года в Минской епархии числилось всего 48 монахов и 11 послушников. Были монастыри, где жил только настоятель (кронский, евейский и слуцкий – братский), были и такие монастыри, в которых совсем не было братии, например, кейданский. В таких монастырях богослужение совершали временно проживавшие там вдовые и престарелые монахи. В 1797 г. монастыри слуцкий, братский и кейданский закрыты, по представлению архиепископа Иова. 1082 В 1811 году в Минской епархии оставалось 10 монастырей, в них насчитывалось 46 монахов, кроме 6, бывших в архиерейском доме, и 8 в «заграничных монастырях». Заграничными монастырями Минской епархии оказались пять монастырей, которые до раздела Польши были в ведении преосвященного Виктора, а после разделов не отошли к российским владениям. Этими монастырями были: бельский – Николаевский, заблудовский – Успенский и дрогиченский – Троицкий, отошедшие к Пруссии, и дрогиченский – Преображенский и яблочинский – Онуфриевский, отошедшие к Австрии. Минский архиепископ Иов прекратил сношения с ними, хотя сами монастыри, по старине, обращались по духовным делам (посвящение в монахи, выдача мира и т. п.) к нему. Св. Синод еще в 1797 году разрешил преосвященному Иову, с согласия и по просьбе прусского и австрийского правительств, удовлетворять духовные нужды монастырей, но в другие ни в какие дела не вступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Одновременно монахи проводили занятия в построенной на монастырской земле и находящейся в самой деревне Яблочно церковно-приходской двухлетней школе. При той же школе с 12 октября 1907 года начались занятия на церковно-учительских курсах, подготавливающих преподавательский состав для однолетних церковных школ. Руководителем школы стал о. Серафим. В своем инаугурационном выступлении он в частности сказал: «В связи с национальной и религиозной спецификой нашего народа мы нуждаемся в собственной школе для церковных учителей. Нам нужны свои учителя, а не воспитанники из Киева, Полтавы, Самары или других городов. (...) Школы центральной России не понимают наших стремлений, наших надежд, нашей религиозности, наших обычаев...». В этом выступлении он обратил также внимание на воспитательное значение монастырской школы для ее учеников, которые с любовью относятся к ее нуждам и оказывают ей разнообразную помощь. 1. Ландшафт города Холм в начале ХХ века. Ландшафт города Холм в начале ХХ века. Важным образовательным учреждением при монастыре была также школа для псаломщиков, которую в 1906 году преобразовали с одно- в двухлетнюю с интернатом на 20 мест. Ранг учебного заведения поднялся вместе с прибытием в монастырь образованных монахов. За Бугом работала также церковно-приходская школа на 50 мест, которую посещали дети соседних с монастырем деревень. В самом монастыре функционировала аптека с врачебным кабинетом. В то время в монастырских зданиях жило также 12 воспитанников – мальчишек 13-17 лет, - учащиеся школ, организованных братией. В 1907 году в монастыре жило 16 монахов и 19 послушников, которые кроме работы в школе занимались монастырским хозяйством. Жизнь в монастыре бурлила. Братия крепла, росло ее влияние и авторитет среди местных жителей, росла помощь местному населению, как духовная, так и образовательная и материальная. Начало возрождения монастыря было положено. НАСТОЯТЕЛЬ И АРХИМАНДРИТ Тем временем архимандрит Иосиф решением от 22 ноября 1907 года был назначен на должность настоятеля Юрьевского монастыря в Новгороде (вскоре после этого он стал епископом Угличским). 1 декабря исполнять обязанности настоятеля было доверено иеромонаху Серафиму. Спустя две недели произошли выборы среди братии монастыря, во время которых девять из шестнадцати монахов высказались в пользу о. Серафима (четырех воздержалось). 18 января 1908 года Священный Синод утвердил результаты голосования. 2 февраля 1908 года о. Серафим был возведен в должность архимандрита.

http://pravoslavie.ru/1860.html

Вследствие этого Бестужеву и Голембовскому предписано было стараться в пользу православных и о надлежащей сатисфакции домогаться и другим путем без комиссии», к нему открывалось тем более свободы, что комиссия закрыта по противодействию, с польской стороны, «под предлогом отсрочки до прибытия королевского в Польшу». В следующем году Голембовский умер, а «для здешних дел» в Польше назначен секретарь посольства Ржичевский. В Варшаве готовился сейм. – Бестужев снова повел речь о комиссии. «Хотя комиссия отсрочена – писал он от 2 июля 1748 года, – однако тот плод принесла, что от прошлого сейма по сие время жалобы утихли и дальнейшие гонения благочестивых и насильственные отнятия церквей остановила, и тех, кои бы на то поступить похотели, в страхе содержит». – Архимандрит Оранский и иеромонах Коховский, сначала согласившись на учреждение комиссии, потом «желали, чтобы она, яко предосудительная благочестию, вовсе уничтожена была, и другим образом возвращение церквей и вольность в содержании благочестия им доставлены были». «Но я, писал Бестужев, кроме той комиссии никакого иного к тому лучшего и полезнейшего способа не нахожу: ибо на оной все свои жалобы или сами они, или чрез искусных и знающих здешние права людей, произвесть и выслушаны быть могут». Бестужев просил, чтобы ко времени сейма назначенные в комиссию лица снова прибыли в Варшаву с документами для защиты своего дела. 632 Синод отвечал, что он другого способа к поправлению дел изобресть не может, кроме того, который объяснен в 1744 г. в рескрипте к графу Кейзерлингу т. е. чтобы все привиллегии благочестивых подтверждены были новой конституцией и чтобы комиссия учреждена была не для разбора беспорядков, но для возвращения отнятого у грекороссийских обывателей Польши и Литвы. 633 Ко времени сейма Синод (18 июля 1748 г.) предписал киевскому митрополиту послать в Варшаву на место архимандрита Оранского, переведенного настоятелем в Киевопечерский монастырь, слуцкого наместника, или другое лицо. Митрополит назначил яблочинского игумена Спиридона Гриневецкого. Бестужев просил прислать белорусского архиерея: но за случившимся в Могилеве (19 мая) пожаром, при котором сгорели кафедральная деревянная церковь св. Варвары и архиерейский дом, он отказался от поездки в Варшаву, послав, вместо себя, буйницкого игумена Викентия и учителя при кафедре иеромона Иакова Ильницкого. Виленский старший Богданович пришел в Киев и просил перевесть его в какой-нибудь монастырь архимандритом или игуменом. Митрополит Тимофей Щербацкий перевел было его в Густынский монастырь, но, получив указ из Синода, отправил его опять в Варшаву. Все эти лица должны были по прибытии в Варшаву явиться к Бестужеву и представить ему все собранные ими документы об обидах благочестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Родился 1 (13) сентября 1877 г. в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году уже в сане иеромонаха с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого его приезда на Святую Гору была замена его российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на родину. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение иеромонаха Алексия во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со стороны Константинопольского Патриарха как канонического епископа Святой Горы, поэтому иеромонаху Алексию предстояло с Афона направиться в Константинополь. В день Крещения Господня в 1911 году Архимандрит Мисаил проводил его в дальний путь, снабдив сопроводительным письмом к Вселенскому Патриарху, тремя комплектами облачений, иконами, церковными книгами и золотой чашей для совершения св. евхаристии (Житие преподобного Алексия Карпаторусского, исповедника. 2001. Хуст. С. 9-15). Затем вернулся на родину в Подкарпатскую Русь. Служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси (ныне Закарпатье). Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 г. При этом о. Алексий (Кабалюк) не имел возможности постоянно подвизаться в монастыре в Изе. Проживал при храме в г. Хуст и в Домбоках. В 1921 году принимал участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Один из авторов обращения " Чешская политика в отношении Православной Церкви в Карпатской Руси " к членам Синода Сербской Православной Церкви. Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. Скончался 4 декабря 1947 г. в Домбоках. Канонизован в 2001 г.

http://pravicon.com/info-1716

Это прописано в законе. Иначе появляется опасность того, что детей будут учить плохо или даже внушать им еретические мысли. Преподаватель любого другого школьного предмета, будучи уволенным, может судиться с директором школы. В случае же с преподаванием Закона Божия отмена епископского благословения обратной силы не имеет и опротестована быть не может. С 1980-х годов, когда были сняты ограничения на активную работу с молодежью, у нас образовалось много православных молодежных братств. Их члены выбирали своего лидера, который вместе со священником организовывал деятельность братства. Сейчас при каждом храме есть священник, обязанностью которого является работа с молодежью. – Какие еще формы служения существуют у вас в епархии?    – Мы активно ведем социальную деятельность, например, работаем с трудными детьми. Есть места, куда они могут прийти в любой момент. Там их покормят, помогут сделать уроки и вечером проводят домой. Зимой мы организуем раздачу горячей пищи неимущим. Тюремные капелланы совершают богослужения в тюрьмах и окормляют православных заключенных. В епархии действует собственное издательство, четыре раза в год мы издаем Епархиальные Ведомости. Уже пять лет работает наше епархиальное радио. Конечно, мы вещаем не круглосуточно, – всего два часа в день. Планируем увеличить объем вещания до четырех часов. Передаем церковные новости, программы, посвященные богословским вопросам и нравственным проблемам. Есть программы, посвященные работе с наркозависимыми и алкоголиками. Их финансируют власти города. Транслируем части богослужений, акафисты, которые, включив приемник, может послушать каждый желающий. – Мы мало знаем о православных святынях Польши. Что бы рекомендовали посетить паломнику из России? – Конечно, наиболее известное место православного паломничества в Польше – это гора Грабарка и монастырь, расположенный на ней. Супрасльский монастырь, основанный в конце XV века, Яблочинский монастырь. В Польше четыре мужских православных монастыря и три женских. Всего монашествующих в Польше около ста человек.

http://pravoslavie.ru/4641.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 января (10 февраля) Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) Преподобноисповедник Леонтий родился 20 марта 1884 года в посаде Тарногруд Билгорайского уезда Люблинской губернии в благочестивой крестьянской семье Фомы и Екатерины Стасевичей и в крещении был наречен Львом. У роди­телей он был единственным ребенком, и родился, когда отцу было сорок четыре года, а матери тридцать два. Детство Лев провел до­ма, работая вместе с родителями в крестьянском хозяйстве. Он вспоминал впоследствии, что родительский дом часто посещали странники, которых отец приглашал ночевать. В благодарность за предоставленный приют они пели духовные стихи, повествующие о святых угодниках Божиих, о Святой земле и святых обителях, стихи, которые звали простую душу слушателя к высшему духовному подвигу. Окончив двухклассное училище и четырехклассную прогим­назию в селе Замостье, Лев поступил работать писарем в Тарногрудский суд; в это время ему исполнилось пятнадцать лет. Хрис­тианское воспитание, полученное в благочестивой семье, зло ми­ра и страдания людей от этого зла – то, что он увидел, присутствуя на заседаниях суда, – все вместе склонило его к лучшему выбору – служению церковному. Окончив Холмскую Духовную семина­рию, Лев Фомич в 1910 году поступил в Яблочинский Онуфриевский монастырь. История этой обители представляет собой одну из славнейших страниц церковной истории. Это был единственный монастырь в западнорусских землях, который не принял ни католицизма, ни унии. Он сохранил у себя древние святыни, такие как чудотворная икона преподобного Онуфрия Великого. Монастырь издавна славился как миссионерский центр православия. На престольный праздник, память преподобного Онуфрия, в обитель сходилось до двенадцати тысяч человек. Для того, чтобы вместить такое число людей, в 1908 году был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, состоящий почти из одного алтаря. Двери храма выходили на большую поляну перед храмом; во время богослужения они открывались, и храмом становилась вся окружающая местность.

http://fond.ru/kalendar/99/leontiy/

Монастырь стал крупнейшим в крае центром духовного просвещения – в нем действовали: школа причетников, приходская школа с церковно-учительскими курсами (при ней в 1911 прот. Копьев построил церковь свт. Иннокентия Иркутского), сельскохозяйственная школа с домовой Никольской церковью, устроенной в 1911–1913 дворянином Н. Н. Копьевым в память 300-летия Дома Романовых, и ремесленная школа для мальчиков и школа при киновии. В названных школах учились 431 человек. При монастыре работала также бесплатная амбулатория; нуждавшимся отпускались обеды. Кроме уцелевшей при пожаре иконы прп. Онуфрия, среди святынь обители находились: икона вмч. Пантелеимона, сщмч. Ермогена – каждая с частицей мощей; Святой Крест с Афона с частицей Гроба Господня, плащаница Божией Матери из Гефсимании с частицей Ее гроба, икона прп. Серафима Саровского из Саровской пустыни с частицей его мантии. Перед Первой мировой войной в обители насчитывалось более 80 монахов во главе с архим. Сергием (Королевым); десять жили в Белозерском скиту, еще двадцать – в Свято-Ильинской киновии. Первая мировая война нарушила жизнь обители. 1 августа 1915, совершив последнее богослужение, архим. Сергий с братией покинул ее. Братия нашла приют в Москве, в Богоявленском монастыре, а учебно-просветительские учреждения разместились в наемных помещениях. В августе 1919 иноки вернулись в обитель, но их ждала трудная участь – в Польше начались гонения на православных. В конце сентября 1919 на несколько месяцев был закрыт собор, чуть позже отобран и обращен в костел приходской храм в с. Яблочно. Монастырь пытались ликвидировать, разместив в нем воинскую часть. В 1922 власти выслали из Польши многолетнего настоятеля – епископа Сергия (Королева), который вскоре стал окормлять русские приходы в Чехословакии. Через два года в монастыре осталось всего 4 монаха, от него отняли большую часть земель, в части зданий разместился детский дом. В Холмской епархии к 1924 осталось только 26 из 320 довоенных православных приходов. Однако обитель уцелела. Более того, при ней в 1929 открылся дом призрения заштатного духовенства и их близких, а затем – летний лагерь для детей из бедных семей. В 1938 начались новые гонения – в результате, в крае было снесено более 150 православных церквей.

http://sobory.ru/article/?object=26246

Точно также, в виду засвидетельствования преосвященного Модеста о том, что живущие в Московском Покровском монастыре более двух месяцев иеромонахи Афонского Пантелеимоновского монастыря Сила из числа 16-ти и Викентий отличаются примерной жизнью, хранят догматы Православной Церкви, ничего не прибавляя и не убавляя в них, признают богоучрежденную иерархию – Святейший Синод и Патриархов, – Святейший Синод, по определению от 10–20 сентября 1914 г. за 8133, предоставил Московскому епархиальному начальству разрешить названным иеромонахам священнослужение, с назначением их в число братии одного из уездных монастырей. За сим, Святейшим Синодом предоставлено было Холмскому епархиальному начальству принять иеромонахов Понтия (по определению Святейшего Синода от 17–23 июля 1914 г. за 5617) и Ермолая (по определению Святейшего Синода от 21 августа... 98 монастыря, разрешив им священнослужение, – Понтию, в виду того, что он «во время пребывания в Яблочинском монастыре, по засвидетельствованию Холмского епархиального начальства, отвергся имябожнического лжеучения», а также и в виду того, что проходил уже ранее служение в пределах России при Московском подворье Пантелеимоновского монастыря; – Ермолая, во внимание к тому, 1) что он в июле 1914 г. в присутствии Холмской духовной консистории принес присягу и подписал отречение от заблуждения имябожничества, 2) что по удостоверению Одесской духовной консистории, от 5 марта 1914 г. за 8090, он, «иеромонах Ермолай, при увещании в г. Одессе, признал учение имябожников ложным и, 3) что по отзыву ректора Холмской духовной семинарии, как то видно было из рапорта преосвященного Холмского, иеромонах Ермолай в споре о Святейшем Имени Господа Иисуса Христа замешан по недоразумению и недомыслию (Ермолай едва грамотен), обнаруживает полное раскаяние, часто плачет горькими слезами, и что в убеждениях Ермолая общего с известным движением о имябожии теперь ничего нет». Далее, Святейший Синод, по определению от 21 августа–3 сентября 1914 г. за 7615, предоставил Московскому епархиальному начальству разрешить иеромонаху Макарию священнослужение, приняв во внимание, прежде всего то, что названный иеромонах в октябре 1913 г. пред настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря, Тульской епархии, раскаялся в своем заблуждении и отрекся от имябожнического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Реакцией на притеснения послужило возникновение православных братств: Львовского (с 1585 г.) и Виленского (с 1588 г.). Главными задачами братств являлись: открытие и содержание духовных училищ, подготовка юношей в качестве защитников Православной веры и Церкви, учреждение типографий и издание необходимых церковных книг. В результате в лице братств возникла новая церковно-общественная сила, способная благотворно влиять на все стороны церковной жизни. За уход в унию кого-либо из членов братства следовало отлучение от Церкви. На протяжении XVI – XVII вв. численность православных храмов в пределах Западной Украины, Белоруссии, Польши и Литвы заметно сокращается, намечается четкая тенденция перехода их в собственность униатов. В Вильно, например, из более чем 14 церквей, существующих на конец XVI в., к 1630-м гг. осталась лишь 1 – Свято-Духовская. Аналогичная ситуация была в Минске, Новогрудске, Перемышле и других городах. В Белоруссии единственным православным центром был г. Могилев. После того, как в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, Киев становиться православным центром на Украине. В XVI – XVIII вв. главными очагами Православия оставались монастыри, в основном на территории Западной Украины – Яблочинский Свято-Онуфриевский, Троицкий и Преображенский в Дрогочине, а также монастыри в районе Слуцка, Пинска. Здесь, в этих «православных оазисах» западнорусское население черпало спасительную силу святого Православия. В повседневной жизни для православных частыми были случаи, когда священники приглашались из соседних государств (Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции). В1732 г. польско-литовские власти наложили официальный закон на публичное оглашение Православной веры, из жизни церквей изгонялся колокольный звон, хоронить мертвых разрешалось только ночью. В 1764 г. сейм вынес постановление, по которому карались смертью те, кто переходил из католичества в Православие. Ситуация начала меняться в последней трети XVIII в., когда Речь Посполитая стала ареной разделов между европейскими державами – Пруссией, Австрией и Россией. В результате трех разделов Польши Пруссия захватила 20 % территории, Австрийская империя – 18 %, а к России отошло ок. 62 % территории с 45 % населения. 14.3. Православие в Польше после присоединения её к России

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископу Виктору Садковскому в управление поручены были все православные монастыри и церкви, находившиеся в Польше и бывшие в ведении Киевского митрополита, переяславского и белорусского епископов. С подчинением заграничных монастырей епископу Виктору, они утратили свой прежний полунезависимый характер и номинальная власть над ними Киевского митрополита прекратилась. Виктор Садковский, в качестве коадъютора Киевского митрополита, до 1793 года доносил в Киев своему патрону только о важнейших событиях в заграничной Переяславской епархии. 1020 Что представляла собой заграничная Переяславская и Бориспольская епархия в территориальном отношении, можно сказать одно, она была очень велика, причем границы её были самые неопределенные, их не знал даже сам новый епископ. По прибытии в г. Слуцк, епископ Виктор получил повторное требование из Св. Синода – немедленно доставить статистические сведения по общей форме о церквах и монастырях по его епархии. Что было нелегко для других архиереев, то было положительно невозможно для начальника епархии, учрежденной в иноверном государстве. Во-первых, трудно было собрать нужные ведомости при бездорожье в епархии, неисправности почты и неуменье духовенства составлять ведомости; во-вторых, «паства (епархия) его так широко распространялась, как широка была Польша, как далече отстояли Двина от Днепра и Днепр от границы Силезии», а местное духовенство, как не русские подданные, не привыкли отвечать на предложения Консистории и епископские письма. 1021 На обширной и неопределенной территории Переяславской епархии, при назначении туда Виктора Садковского, по польским сведениям, насчитывалось только около 100 православных церквей, а через два года – в 1787 г. их оказалось уже около – 300 церквей, в числе которых одни были присоединены от унии, другие построены вновь. Монастырей, поступивших в ведение преосвященного Виктора, находившихся под Польшей и принадлежавших ранее Киевской и Переяславской епархиям, насчитывалось – 33, именно: бершадский, богуславский, брестский, бельский, виленский, два грозовских, два дрогиченских, друйский, дятловский, евейский, жаботинский, заблудовский, ирденский, каневский, кейданский, корсунский, пронский, лебединский, лисянский, манковский, два медведовских, два минских, морочский, матренинский, мошногорский, пинский, ржищевский, три слуцких, сторчинский, сурдегский, трехтемировский и яблочинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010