Четвёртая часть – это письма и телеграммы святителя Тихона к Флавиану (Городецкому), Евлогию (Георгиевскому), Анатолию (Каменскому), Аркадию (Чанку), Константину Победоносцеву , Владимиру Саблеру, Петру Остроумо­ ву, Сергею Керскому, Петру Булгакову, Венедикту Туркевичу, Леониду Туркевичу, Петру Коханику, Артуру Касснни, Роману Розену, Чарльзу Лэтропу и др. Заключает сборник библиография с одним приложением к ней. Источники Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ ИДД МИД РФ) Ф. 170, оп. 512/1, год 1894, д. 559: Алеутская епархия. Российский государственный исторический архив (ФГУ РГИА) Ф. 796, оп. 173, год 1892, д. 2762: По рапорту Преосвященного Алеутского о положении епархии и о тех мерах, какие оказываются необходимыми для улучшения её состава. Ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093: По представлению Пр го Алеутского об устройстве православной церкви в гор. Нью-Йорке. Ф. 796, оп. 178, год 1897, д. 3625: По представлению Преосвященного Алеутского с ходатайством об утверждении проекта Устава для школ и приютов в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 3999: По представленному Преосвященным Алеутским прошению священника Бричпортской церкви Мих. Баллога об увольнении его от службы в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 2990: О вредной деятельности по отношению к бывш. греко-униатам свящ. Иоанна Жиповского. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3078: По рапорту Пр го Алеутского, с проектом устава Православного Американского Миссионерского Общества. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3094: О выдаче прогонов и заграничного паспорта назначенному на место священника в Харсгорн. штата Индиана, иеромонаху Яблочинского монастыря Пимену. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3111: О выдаче прогонных денег уволенному от службы из Алеутской епархии псаломщику Георгию Крассову.       Φ. 796, оп. 181, год 1900, д. 3157: По ходатайству Патриарха Антиохийского о назначении ежегодной субсидии вновь открытой семинарии и о разрешении находящемуся на службе в Алеутской епархии Архимандриту Рафаилу возвратиться в Дамаск, для нужд Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ты окончил нашу духовную семинарию и Ленинградскую Духовную Академию. Сегодня за тебя радуется твоя Мать Церковь, радуются сегодня, верим, твои родители, отец и мать, давшие тебе жизнь. Прежде всего им я выражаю сегодня нашу признательность и благодарность за твое воспитание, жертву, в понимании человеческом, которую они дали Церкви Христовой. Господь их вознаградит. Это один из немногих случаев, когда родители благословляют молодого человека на монашеский путь. Вот пример и поучение для всех православных, которые не до конца понимают свое Православие и смысл монашеского служения. Без монашества нет полноты Церкви, без монашества нет полноты спасения. Монашество постоянно творит спасительную молитву за весь мир. Поэтому полнота в нашей Церкви, и в смысле догматическом, и в смысле каноническом, проявляется в том, что в этой Церкви растут все новые и новые иноки, воины Христовы, которые молитвой должны бороться с сатаной, постом его побеждать, а своим подвигом, умом и духовным богатством просвещать, изменять мир. Зная тебя с младенческих лет, я верю, что ты будешь достойным воином Христовым. Особенно приветствую и благодарю Владыку Авеля и игумена Яблочинской обители за то, что Вы сегодня с нами. Мы вместе переживаем эту духовную радость нашей Церкви. Приветствую о. игумена и всю братию обители с этим радостным днем. Приветствую весь монашеский чин, который сегодня радуется вместе с нами. Желаю тебе, дорогой брат Григорий, чтобы на пути монашеского служения Господь, Пресвятая Дева Мария и св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, покровитель храма, в котором ты сегодня повенчан с Церковью, были тебе помощниками. Господь да будет тебе помощником и благословит тебя на твое иноческое служение. Супрасльский монастырь, 6 апреля 1992 г. Слово при встрече мощей святого мученика младенца Гавриила в Белостоке «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Так мы поем в сегодняшний солнечный прекрасный день в этом храме. Радуются сегодня небо и земля, участвуя в наших молитвах и поклонении мощам святого мученика младенца Гавриила.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Савва (Грыцуняк) Слова и проповеди " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Биография его блаженства, митрополита Варшавского и всея Польши Саввы Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, в миру Михаил Владимирович Грыцуняк, родился 15 апреля 1938 года в Снятычах (Польша). В 1957 году окончил Варшавскую Духовную Семинарию, а в 1961 году — Христианскую Богословскую Академию в Варшаве, со степенью магистра богословия. 27 сентября 1964 году архиепископом Георгием был рукоположен в сан дьякона. В 1966 году на Богословском факультете в Белграде (Сербская Православная Церковь) получил степень доктора богословия. В этом же году (6 февраля) в сербском монастыре Раковица принял монашеский постриг с именем Саввы в честь свт. Саввы Сербского . 6 марта 1966 года митрополитом Стефаном был рукоположен в сан иеромонаха. С 1966 по 1970 гг. выполнял обязанности директора канцелярии митрополита Варшавского и всея Польши. Одновременно преподавал в Варшавской Духовной Семинарии и Христианской Богословской Академии в Варшаве. В 1970 году был возведен в сан архимандрита и стал наместником Яблочинского монастыря. В 1974–1979 гг. занимал должность ректора Высшей Православной Духовной Семинарии. В 1978 году защитил диссертацию и получил звание доцента православного догматического богословия с назначением заведующим православным отделением Христианской Богословской Академии и заведующим кафедрой догматического и нравственного богословия. С 1984 по 1990 гг. занимал должность проректора Академии. 25 ноября 1979 года был хиротонисован во епископа и назначен на Лодзинско-Познанскую кафедру. 31 июля 1981 году переведен на Бе-лостокско-Гданьскую кафедру. 18 апреля 1987 году возведен в сан архиепископа. С 1994 по 1998 год, согласно решению министра обороны Польши, архиепископ Савва возглавлял Православный Ординариат Войска Польского, в связи с чем в 1996 году получил звание генерал-майора. 12 мая 1998 года Св. Собор Епископов избрал архиепископа Савву новым предстоятелем Польской Православной Церкви. 31 мая 1998 года в Варшавском кафедральном соборе святой Марии Магдалины состоялась интронизация нового Предстоятеля Польской Автокефальной Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

7 Архимандрит Серафим (Остроумов; 1880–1937) родился в семье псаломщика в Москве. В 1904 г. окончил МДА и пострижен в монашество; с 1906 г. – наместник Яблочинского Св. Онуфриевского монастыря Холмской епархии. В 1914 г. назначен ректором Холмской семинарии, в 1916 г. рукоположен во епископа Белы Холмской, с 1917 по 1924 г. – епископ Орловский, ас 1927г. – архиепископ Смоленский. Расстрелян 28 ноября 1937 г. Ныне прославлен в лике святых. 8 Феодор (Поздеевский ; 1876–1937), архиепископ Волоколамский, в 1909 г. – ректор Московской Духовной академии, с 1917 г. управлял Даниловым монастырем, где читал курс аскетики в Высшей богословской школе (после закрытия МДА). С 1925 г. – в ссылке, расстрелян в Ивановской тюрьме (ныне прославлен в лике святых). 9 Архимандрит Иларион (в миру Владимир Троицкий; 1886–1929) – профессор, инспектор, и.о. ректора Московской Духовной академии, впоследствии архиепископ Крутицкий. В 1920 г. арестован, с 1922 по 1926 г. – в Соловецких лагерях. В 1929 г. переведен в Петербургскую пересыльную тюрьму, где скоропостижно скончался (ныне прославлен в лике святых). 10 Справка: Дана протоиерею Тяпочкину Димитрию Александровичу в том, что он в 1917–1918 учебном году состоял студентом Московской Духовной академии (основание: Памятная книжка Московской Духовной академии на 1917–1819 учебный год. Сергиев Посад. Типография И. И.Иванова . 1917, с. 47, п. 95). Дана для представления по требованию. 11 Епископ Евлампий (Краснокутский; 1922) пострижен в монашество из вдовых протоиереев и возведен в сан архимандрита в 1914 г., в 1917 г. рукоположен во епископа Александровского. Викарий Екатеринославской епархии до 1921 г. 12 Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965). Родился в Новгородской губернии в городе Оноченский посад. В 1915 г. принял монашеский постриг. В 1916 году рукоположен в иеромонаха. В 1917 году окончил Петроградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Иеромонах Александро-Невской лавры. В 1922 году возведен в сан архимандрита. С 1925 года – настоятель лаврской киновии и зав. Богословско-пастырского училища. С 1928 г. – настоятель Киевского подворья в Ленинграде. 1933–1944 – архимандрит Гурий находится на «покое». В 1943 году назначен настоятелем Самарского Покровского собора, а затем секретарем Ташкентской епархии. С 1945 по 1946 г. – наместник Троице-Сергиевой лавры. В августе 1946 года – хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В 1952 году – возведен в сан архиепископа... С 1959 года – митрополит. При вступлении на Ленинградскую кафедру – постоянный член Св. Синода. В 1961 г. переведен в Крым с поручением временно управлять Днепропетровской и Запорожской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фанатичная Варшава требовала от православного епископа большого такта. «Епископ Антоний с блестящим успехом выполнил свое назначение. Необыкновенным благоразумием и истинно-Христианскою любовью он скоро расположил к себе не только Русских православных, но и Полских вельмож римско-католиков». Вместе с тем преосвященный Антоний выказал выдающиеся организаторские и устроительные дарования Он устроил кафедралный собор и архиерейский дом; привел в прекрасное положение Яблочинский Монастырь. Владыка быстро возвышался в своем служебном положении. За 9 лет получил 3 звезды: Аннинскую, Владимирскую и Александра Невского, наконец, в 1840-м году, сан архиепископа. В 1843-м году, 17-го января, в день кончины митрополита Серафима, Государь призвал архиепископа Антония на Петербургскую митрополию 4025 . 14-го марта он был назначен главным попечителем Человеколюбивого Общества. Его вступительное слово, сказанное в Петро-Павловском соборе, произвело сильное и весьма благоприятное впечатление. «Недолго пришлось ему быть первосвятителем Российским, но паства крепко любила его, так что и по кончине сохраняла о нем благодарную память.  Она чувствовала к нему любовь, спешила туда, где он совершал Богослужение, и смотрела на него, как на пастыря-отца. Просителей он принимал всегда с особенною ласковостью, подробно вникал в их нужды и старался удовлетворить их, так что «каждый уходил от него с самым отрадным чувством». Чрез 5 лет по вступлении на митрополию митрополит Антоний, 16-го ноября 1848-года, в исход 1-го часа утра, скончался. Еще в 1845-м году его постиг первый удар и он управление делами епархией передал викариям. Потом он несколько оправился, совершал Богослужения, посещал заседания Святейшего Синода. За полтора гола до кончины он утратил способность движения. По случаю «внезапно постигшей» владыку болезни был учрежден, в июле 1848-го года, по предложению синодального обер-прокурора, особый порядок по управлению учебными делами епархией Новгородской и Петербургской. Разрешение дел по духовно-учебным заведениям передано было по Петербургской епархии ректору Академии, а по Новгородской – Старорусскому викарию. Управление Петербургскою епархией и Лаврой перешло к викарию, епископу Ревельскому Нафанаилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Органы церковного управления . Главой Церкви является митрополит, полный титул которого – «Блаженнейший митрополит Варшавский и всей Польши». В административном отношении Польская Православная Церковь состоит из митрополии, разделенной на епархии. В непосредственном ведении митрополита Варшавского находится епархия Варшавская и Бельская. Прочие епархии управляются епископами и Епархиальными Советами. В помощь митрополиту Собор правящих епископов избирает заместителя на 7-летний срок. Высшим органом управления Церковью является Синод, в который входят все епископы Польской Церкви, он созывается митрополитом 2 раза в год. Председателем Синода является митрополит. Кроме того, при митрополите существует Митрополичий Совет, Церковный Суд, Митрополичий и Миссионерский комитет, а также Фонд социального обеспечения. Епархии делятся на благочиния, которые в свою очередь подразделяются на приходы. Духовное просвещение и издания. Для подготовки кандидатов в священнослужители в Польше имеются: Варшавская Православная Духовная семинария (открыта в 1950 г.), секция православного богословия (действует с 1957 г.) в Варшавской Христианской Богословской Академии (в Академии существует несколько секций: Евангелическая, Старокатолическая, Православная). Осенью 1973 г. при Академии были открыты двухгодичные богословские курсы для приходских клириков. Выпускники, оканчивающие Христианскую Богословскую Академию, получают степень магистра богословия. Официальным печатным органом Польской Православной Церкви является журнал «Известия Польской Автокефальной Православной Церкви» (издается с 1970 г.). С 1954 г. на русском и польском языках издается ежемесячный журнал «Церковный вестник». Помимо этого, почти каждая епархия имеет свои епархиальные издания. Ежегодно печатается церковный календарь, где дается краткий обзор главнейших событий в жизни Поместных Православных Церквей и других религиозных организаций. Монастыри. В 1990-х гг. Польская Православная Церковь насчитывала 4 монастыря: два мужских (Яблочинский Свято-Онуфриевский и Супрасльский Благовещенский) и два женских (Марфо-Мариинский и монастырь во имя иконы Божией Матери «Ружаностоцкая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие, побуждаемые скорее духовными соображениями, полагали, что не дело Церкви заботиться о людских правах. Но отсутствие прямой поддержки в широких массах еще не означало, что деятельность диссидентов не пользовалась у них одобрением. Действительно, на протяжении почти 30 лет основную активность проявляла сравнительно небольшая группа, состоявшая, главным образом, из интеллигенции. Однако по мере того, как ряды активистов ослабевали в результате арестов или эмиграции, движение продолжало пополняться новыми членами из числа прежде молчавших. Деятельность церковных диссидентов в СССР делится на три основных этапа. Первый – начальный – приходится на 1958–1969 гг., когда постепенно набиравшее силу движение существовало еще в рамках Московской Патриархии. На втором этапе – в 1970–1979 гг. – оно вышло из них и пережило бурный подъем. 1980–1991 гг. характеризуются сначала сильным спадом под ударами КГБ, а затем новым ростом с 1986–1987 гг. Все указанные формы религиозного сопротивления помогали Русской Церкви выстоять даже в периоды самых жестоких гонений, оказывали непосредственное воздействие на государственную политику, являлись важной причиной изменения ее курса, тех или иных уступок советского руководства. 584 Иосиф (Петровых Иван Семенович, 1872–1937) – митрополит. Род. в г. Устюжна Новгородской губ., окончил Устюженское ДУ и Новгородскую ДС; после окончания Московской ДА (1899) оставлен профессорским стипендиатом при Академии. Пострижен в монашество (26.08.1901), рукоположен во иеродиакона (30.09.1901), во иеромонаха (14.10.1901); магистр богословия и доцент (с 02.1903), экстраординарный профессор и инспектор Московской ДА (с 09.12.1903). Возведен в сан архим. (18.01.1904), назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии (06.1906). Хиротонисан во еп. Угличского вик. Ярославской епархии (15.03.1909), позднее возведен в сан архиепископа. Архиепископ Ростовский вик. Ярославской епархии (1920–1921); временно управлял Новгородской и Старорусской епархиями (1920–1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повсюду в епархии обращено серьезное внимание на проповедь , так как она является одним из сильнейших средств воздействия на религиозное настроение прихожан. Кроме богослужебной проповеди, во многих церквах, а также и в частных домах, священниками при пособии диаконов, псаломщиков и школьных учителей, с большим успехом велись внебогослужебные собеседования. На этом поприще много потрудилась и Холмская духовная семинария. В здании ее продолжались начавшиеся в 189 3 / 4 учебном году по воскресным (2 стр. пропущены в оригинале) же году постройкой церковно-приходская школа в д. Струпнке в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III, с присвоением ей наименования «Александровской». Другим церковным школам оказаны Братством пособия до 500 руб. По примеру прежних лет и в отчетные годы Братством издан, для распространения в народе, по самой дешевой цене, в количестве 13.000 экз., Народный календарь, заключающий в себе необходимые для простолюдина сведения и разные религиозно-нравственные статьи, изложенный простым, понятным народу языком. Наконец, Братство снабжало некоторые бедные церкви утварью и богослужебными книгами. Главной задачей Варшавского Свято-Троицкого Братства служит ограждение от латино-польского влияния православных русских сирот-детей, происходящих от смешанных браков православных с иноверцами и ютящихся при инославных семействах, вне всякого общения с православной церковью и русской народностью. Кроме сего Братство занималось изданием и распространением книг, крестиков, икон и других священных предметов и оказывало нравственную и материальную поддержку лицам, принимавшим православную веру. Православные дети-сироты помещались Братством стипендиатами в монастыри: Яблочинский, Леснинский, Вировский и Теолинский, в разные Варшавские приюты и в русские православный семьи, если это представлялось возможным. Несколько сирот воспитывались. в разных учебных заведениях, как стипендиаты. Всех стипендиатов Братства в 1897 году было 34, на содержание которых израсходовано 1.974 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни; Струве H.A. Мать Бландина (Оболенская). Вестник РХД. 1974. 114 Басова И. Покровская обитель. Блум Андрей Борисович см. Антоний, митрополит. Бобров Сергий (дата рождения не установлена – 1987), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане священника (19471949), переселился в Калифорнию, настоятель Троицкой церкви в Лос-Анджелесе (19491978), протоиерей, помощник настоятеля Покровской синодальной церкви в Лос-Анджелесе (19781987), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Бобковский Василий см. Венедикт, архиепископ. Бобровский Георгий Анатольевич (18.10.1902, Москва 12.8.1952, Провинстаун, Массачусетс, США), диакон. Получил среднее образование в Москве, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Чехословакию, окончил русскую гимназию в Моравской Тршебове, поступил на архитектурный факультет Пражского университета, активный член РСХД, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), секретарь РСХД в Чехии, член общества «Икона», диакон (16.11.1930), рукоположение совершил еп. Пражский Сергий (Королев) , служил в Св.-Николаевской церкви в Праге (19301945), арестован советскими властями после захвата Праги Советской Армией, после освобождения переехал во Францию (1945), по-видимому, тогда состоял в клире РЗЦ, начальник французского отдела Национальной организации русских скаутов (1946), переехал в США (1952), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Г. Бобровского (19301945). АЕУА. Бовбель Николай Иванович (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Выходец из Польши, окончил псаломщическую школу при Яблочинском монастыре, состоял в клире Польской Православной Церкви, псаломщик церкви с. Субботское Дрогичинского уезда Полесской епархии (1.8.193919.4.1942), диакон (19.4.1942), приписан к архиерейской крестовой церкви г. Пинска, эмигрировал в Германию (1944) и принят в клир РЗЦ (1945), переехал в Бельгию и принят в юрисдикцию Русского Экзархата КП с приписанием к Троицкой церкви в г. Шарлеруа (3.3.1950), переехал в США и принят в юрисдикцию РЗЦ (1954), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волынский Алексий (Громадский) в Почаевской лавре, после убийства архиеп. Алексия вр. управляющий Волынской епархией, согласно некоторым источникам, перешел в юрисдикцию Украинской Автокефальной Церкви (1943), после поражения немецкой армии эмигрировал в в Варшаву, а оттуда в Германию (1944), был принят в клир РЗЦ (23.4.1946), проживал в лагере для перемещенных лиц под Мюнхеном, участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), переселился в Парагвай с целью создания подворья обители прп. Иова (кон. 1946), епископ Асунсьонский и Парагвайский (19471953), епископ Сантьягский и Чилийский (19531969), архиепископ Сан-Паульский, правящий архиерей Бразильско-Чилийско-Парагвайской епархии (25.8.1969), продолжал пребывать в Сантьяго, покинул Чили после прихода к власти Сальвадора Альенде и поселился в Буэнос-Айресе. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Константин (Зайцев), архим. Памяти Владыки Леонтия. ПР. 1971. 14 Сахновский И. В Бозе почил Владыка Леонтий. ПР. 1971. 14 Псарев A.B. Жизнеописание архиеп. Леонтия Чилийского. ПР. 1996. 4. Леоньев Владимир Михайлович см. Иов, архимандрит. Леончуков Гавриил Иаковлевич, протоиерей см. Иоанн, епископ. Лепин Иоанн (дата рождения не установлена – до 18.9.1986, США), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане протоиерея (19451949), переехал в США, больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ Русская Жизнь. Сан-Франциско, 18.9.1986. 10860. Лепоринский Виталий Павлович (1871, с. Наваринское Оренбургск. губ. – 1950-е гг., Югославия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Оренбургскую Духовную семинарию и принял священнический сан, протоиерей (17.4.1917), после революции эмигрировал в Югославию, состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель русской церкви в Земуне (19381950), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), член епископского совета при управляющем русскими общинами в Югославии, принят в юрисдикцию МП (27.4.1945), больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Лессиг-Масальский Михаил (дата рождения не установлена – сконч. после 1960, Германия), священник. До начала 2-й мировой войны жил в Польше, окончил диаконские курсы Яблочинского монастыря (1937), диакон (2.1.1938), священник (2.1.1938), служил на приходах Гродненской епархии Польской Православной Церкви (1938–1941), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1941), настоятель церкви в Штутгарте (1.3.19411.7.1941), мобилизован в немецкую армию (1.7.1941), служил в качестве переводчика в оккупированной Смоленской обл., где одновременно тайно исполнял пастырские обязанности (19411943), уехал в Германию, настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Альдигене (1.4.19531956), перешел в юрисдикцию православных польских приходов, состоящих в юридикции КП в Германии (1956), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010