Брестская уния 1596 г., постепенно входя       в силу во всех областях Западной России, с половины XVII века дает себя чувствовать и монастырю Яблочинскому. С переходом окрестного населения в унию, монастырь клонится к упадку: число       братии уменьшается, церковь и кельи близки к разрушению. С 1712 года он переходит в       ведение митрополитов киевских, под властью которых и остается до последнего раздела Польши в 1795 году. Этот период (1712–1795 гг.) в истории монастыря является самым прискорбным. Киев был далеко, и монастырь являлся одиноким, почти беззащитным представителем православия и русской народности в Холмщине и Подляшье. И это представительство стоило ему очень дорого. Дело доходило до открытых нападений на него нафанатизированной католической и униатской толпы (1724 и 1753 гг.). Монастырь Яблочинский – это живой свидетель и славного прошлого Холащины, и тех испытаний, какие выпали на ее долю в неравной борьбе за свою веру и народность с воинствующим католицизмом и полонизацией этого искони русского края – удела Св. Владимира Равноапостольного и Даниила Галицкого. В самые черные дни своей многоскорбной истории монастырь не изменил православию, и, тогда как его соседи-монастыри – Холмский, Драгочинский и Брестский – сначала приняли Брестскую унию, а потом и совершенно исчезли с лица земли, он как стоял, так стоит и до сих пор на страже православия. Униженный, запущенный, но не сложивший оружия, монастырь этот имеет и в настоящее время большое значение, как миссионерский пункт в борьбе церкви с католичеством. После третьего раздела Польши (1795 г.) Люблинское воеводство, в пределах которого находился Яблочинский монастырь, отошло к Австрии, и монастырь, как православный, был подчинен Буковинскому митрополиту. С 1815 г. монастырь перешел в ведение православного минского епископа, которому и был подчинен до 1835 года. Этим годом начинается новый, более спокойный и отрадный период монастырской истории, период миссионерской деятельности обители. В настоящее время в обители три храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На обороте 28 листа написано киноварью: сии роды з града Люблина року ах (1600), а около роду Олесневой року ахн (1608). О роде Павла Оцковича з Бочков говорится: сей род описан року аха , а на следующем листе значится: року афч (1599). Род Поповича из Черное. Тот же год означается далее, а на обороте х (1609) и (1626), род Даниила Чечлеевича с Краснаго Бору. Тем же годом помечены роды Олихвиреня, Матулы, а на обороте ах (1600) роды из града Петрокова Касиочи, Хативича, Охромиев, Скородковича, Цакуновича. На листе 29 роды из града Луцка означены годом ахв. Чеховича, Матюшин. На обороте же роды пана Коляды, Полонской хд, а роды Иезилирович хд – хдк . Тем же годом означен род пана Сапеги Воеводы Минского, причем проти Андрея Сапеги означено року На обороте 31 листа значатся 1608 и 1621 годы, а ниже записан архимандрит Герасим Великонтий, был здесь с 1609 по 1635 год. Таким образом очевидно, что к ранее написанному вписывалось много после, в период унии. Род священника Костридкого отмечается самым поздним годом ахмг (1643 г.). Тогда уния пришла в силу и прежнее отношение к Синодику изменилось. Он долго пропадал и находился. С него сделан был прекрасный список, хранящийся в Виленской публичной библиотеке, с которого сделан был список архимандр. Николаем при помощи о. Досифея (ныне наместника Гродненского Борисо-Глебского монастыря). Но слава Богу, погибавший старый Синодик обретен, и монастырь теперь хранит его тщательно. То, о чем гласит этот Синодик, это открывается по мере его восприятия. Он многое говорит благочестивому человеку, еще более богослову, в особенности же всякому интересующемуся судьбами православия в здешнем крае. 7. Старый Синодик Яблочинского монастыря (Седлецкой губернии Бельского уезда) Основание Яблочинского монастыря относится к XV веку и приписывается благочестивой княгине Богуш. Из грамоты короля Сигизмунда I, данной 1 августа 1552 года, видно, что тогда село Яблочно с монастырем Св. Онуфрия Великого перешло от Ивана Ивановича Забржезинского к Георгию Гличу, после которого владели этим имением князья Сангушки, из коих Феодора вышла замуж за Александра Пронского, наследниками которых были Лещинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Кроме Замухавецкого монастыря, другим оплотом православных в Брестском воеводстве был Яблочинский Онуфриевский монастырь на берегу реки Буга, в 40 верстах от города Белы. Время основания этого монастыря неизвестно; несомненно, что он основан до унии, 843 по получил значение уже во время унии, как один из оплотов православия в этом крае. Прежде он принадлежал к холмской епархии. С 1620 года жил в нем последний православный холмский епископ, Паисий Черкавский, посвященный патриархом Феофаном, но непризнанный королем в этом сане. После того он перешел в ведение луцких епископов. Обитель начала приходить в ветхость, но ее поддержал православный вотчинник села Яблочина, Владислав Лещинский, подкоморий брест-литовский. Он обратился к настоятелю Мелецкого монастыря на Волыни, архимандриту Иосифу Чаплицу, и просил его избрать из среды своей братии способного иеромонаха, который бы мог восстановить Яблочинскую обитель. Чаплиц избрал для сего Макария Корниловича, опытного старца, бывшего наместником Мелецкого монастыря. Макарий возобновил церкви, келлии и прочие монастырские здания, собрал общежительную братию и утвердил порядок монастырской жизни по чину св. Василия Великого . Киевский митрополит Дионисий Балабан, грамотой от 18 сентября 1659 года, утвердив его распоряжения, одобрил его благопопечение и рачительность о св. обители; а местный владелец, граф Андрей Лещинский, узнав, что настоятель Мелецкого монастыря, преемник Чаплица, уклонился в унию, грамотой от 27 октября 1670 года, заявленной в актах брестских, пресек всякое общение своей обители с отступником и предписал ей состоять навсегда под властью православных луцких епископов. Но когда, в начале XVIII века, пресекся ряд православных епископов луцко-острожских, Яблочинский монастырь перешел в ведение митрополитов киевских. 844 Жители Каменца Литовского, построив церковь Воскресения Христова, ходатайствовали об учреждении при ней монастыря. М. Петр Могила в 1637 г. дал им благословенную грамоту на учреждение монастыря, с повелением, чтобы он подчинялся Купятицкому монастырю. Первым игуменом Каменецкого монастыря был из купятицких иноков Макарий Токаревский, принявший впоследствии, на Украине, мученическую кончину от турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шрёттер), с 1951 до 1961 года — митрополит Макарий. В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и на запад Польши был осуществлён новый раздел епархий. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Мощи святых и чудотворные иконы в Польше находятся в храмах и монастырях Римо-Католической Церкви и Польской Православной Церкви. С. ГРАБАРКА (в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче - польск. Siemiatycze): ЧЕНСТОХОВА. Католический монастырь Ясна-Гура: С. ГИДЛЕ (25 км. к северу от Ченстоховы). Католический храм Вознесения Девы Марии: КРАКОВ. Католический храм Св. Барбары: ВРОЦЛАВ. Католический храм Св. Войцеха: ГНЕЗНО (ок. 40 км. к северо-востоку от Познани). Католический кафедральный собор Вознесения Святой Девы Марии и Св. Адальберта. Мощи: БЕЛОСТОК. Православный Никольский собор . Мощи и икона: БЕЛЬСК-ПОДЛЯСКИ (ок. 40 км. к югу от Белостока). Православный храм Рождества Богородицы : СУПРАСЛЬ (Подляшское воеводство). Православный Супрасльский Благовещенский монастырь : ЛЮБЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор : С. ЯБЛЕЧНА. Православный Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь (Люблинское воеводство, к юго-востоку от Бяла-Подляска, близ с. Яблечна): С. ЗДЫНЯ (Малопольское воеводство, 21 км. к югу от Горлице). Кладбище: Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Польши смотрите ЗДЕСЬ . Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь [ править править код ] Основан в конце XV века. В XVII веке построена большая церковь, колокольня и монашеские кельи. По преданию, заложению монастыря предшествовало чудесное появление образа иконы св. Онуфрия над рекой Западный Буг. Монахи Яблочинского монастыря не приняли Брестскую унию, за что были записаны в дизуниты (религиозные диссиденты) и претерпевали гонения. Ситуация изменилась после разделов Речи Посполитой и создания Царства Польского. Монастырь стал финансироваться российскими властями и проводить политику русификации и возвращения униатов в лоно православной церкви. Возложенная властями задача осложнялась недостаточным уровнем богословского образования и тем, что большинство монахов не были этническими русскими.

http://azbyka.ru/palomnik/Польша

Еп. Антоний прилагал много усилий для строительства и ремонта правосл. храмов в Царстве Польском. В 1835 г. в ведение В. в. были переданы 3 временные церкви в Новогеоргиевской и Замостской крепостях и в Варшавской цитадели. В Варшавской цитадели 26 нояб. еп. Антоний освятил новопостроенный храм во имя св. кн. Александра Невского, 1 дек.- Петропавловский храм в здании бывш. Кадетского корпуса в Варшаве, 7 июня 1837 г.- новопостроенную Свято-Георгиевскую ц. в Новогеоргиевской крепости. 18 июля 1837 г. был освящен собор во имя Св. Троицы в Варшаве, перестроенный из бывш. костела мон-ря, к-рый принадлежал ордену пиаров (за изъятие зданий мон-ря российские власти выплатили пиарам денежную компенсацию); в монастырских помещениях разместился варшавский архиерейский дом, в к-ром 11 сент. была освящена Спасо-Преображенская крестовая ц. 10 окт. 1837 г. еп. Антоний освятил новый правосл. храм в г. Радоме, устроенный в здании бывш. бернардинского костела. 30 июля 1839 г. был освящен заново отстроенный в камне Преображенский храм в г. Дрогичине, 5 мая 1840 г.- Успенская ц. в г. Сувалки, 6 дек.- новый храм во имя св. Онуфрия Великого в Яблочинском мон-ре, где были заново отстроены также колокольня, ограда, келейные корпуса и др. здания. Были отремонтированы обе правосл. церкви в Люблине. В Вольском укреплении близ Варшавы (ныне р-н Варшавы - Воля) в 1834 г. открылось правосл. кладбище, на территории к-рого в бывш. костеле был устроен правосл. храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, освященный еп. Антонием в 1841 г. В 1839 г. число правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 12 (9 приходских и 3 приписных). Еще в 1833 г. кн. Паскевич составил записку с изложением программы устроения духовно-учебных заведений в Царстве Польском, в 1834 г. по распоряжению наместника края началось преподавание Закона Божия правосл. воспитанникам польск. гимназий и школ. В кон. 1838 г. в Яблочинском мон-ре открылось начальное уч-ще, предназначенное гл. обр. для детей униатов и имевшее миссионерские цели. 17 сент. 1840 г. начало работу Варшавское ДУ с 6-летним курсом обучения (состояло в ведении Волынской ДС и входило в округ Киевской ДА).

http://pravenc.ru/text/150465.html

    Георгий Конисский, архиеп. Собрание сочинений. Ч. I-II. СПб., 1861.     Голубев С. Т. Материалы для истории Западно-Русской Православной Церкви (XVI и XVII стол.). Приложение к ТКДА за 1878 г.     Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I, Киев, 1883. Т. И, Киев, 1898.     Документы, объясняющие историю западно-русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865.     Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971.     Железнякович С., прот. Блаженнейший Стефан, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1969.     Железнякович С., прот. История Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Магистерская диссертация). Варшава, 1963, кн. 1—3. (Машинопись).    Железнякович С., прот. К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись).     Железнякоеич Серафим, прот. Марие-Магдалининский собор в Варшаве//ЖМП, 1969,     Жукович П. Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени. СПб., 1882.     Жукович П. Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901.     Избрание нового Предстоятеля Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965.     Иннокентий (Борисов), архиеп. О начале христианства в Польше. Киев, 1886.     Казновецкий А., прот. Братский визит Главы Автокефальной Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1965.     Касяк И. К истории Православной Церкви белорусского народа. Нью-Йорк, 1956. (На белорусском языке).     Ковальский Владимир, прот. Положение Церкви Православной в Польше между Первой и Второй мировой войной. 1949. (Рукопись).     Козловский Р. Варшавская епархия Русской Православной Церкви со времени ее учреждения до соединения ее с Холмской епархией (1875). (Курсовое сочинение). МДА, 1959. (Машинопись).     Косоноцкий Владимир. Процесс за православные церкви. Варшава, 1930.     Кояловия М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873.     Кояловия М. Литовская церковная уния. Т. I. СПб., 1859. Т. II. СПб., 1861.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Русофильское движение в Галиции и Карпатской Руси явило несколько энергичных деятелей (О.Наумович, Добрянский, Дудыкевич, Глушкевич, Бендесюк)... Имело оно и своих подвижников. Карпаторусский крестьянин Алексий Кабалюк – один из тех, кто всей душой стремился к возвращению в лоно Православной Церкви. Он побывал на Афоне, там принял Православие, пришел оттуда ко мне в Холм, и я направил его в Яблочинский монастырь, где его постригли в монашество и где я рукоположил его в священный сан. Снабдив отца Алексее богослужебными книгами и церковной утварью, мы послали его на родину (в Угорскую Русь) в качестве миссионера Православия; на его призыв стали откликаться его земляки; некоторых из них он присылал в Яблочинский монастырь, где они и приуготовлялись, по его примеру, к деятельности пионеров Православия в Карпатской Руси. Иеромонах Стефан шутя называл их «камергерами», потому что они приехали в белом одеении; это были кроткие, серьезные люди, красивой внешности; монахи из них вышли примерные. Я был в Житомире, когда неожиданно явился ко мне отец Алексий Кабалюк. Изможденный, измученный, с гноящейся раной во всю грудь... Оказалось, что, выпущенный из тюрьмы революционерами, он бросился на вокзал и забился в пустой вагон товарного поезда, уходившего на Украину. (В то время австрийцы собирали дань с самостийной Украины и направляли к нам пустые товарные поезда, которые возвращались в Галицию, нагруженные продуктами.) Где-то ночью, на остановке, удостоверившись, что австрийская граница позади, он выскочил и добрался до Житомира. Я послал его к доктору. Опасаясь встречи на Волыни с австрийцами, я отправил его в Киев, где его поместили для лечения в больницу Киево-Печерской Лавры». Террор против русинов во время первой мировой войны корни фашизма В настоящее время издана потрясающая книга В.Р. Ваврика «Терезин и Талергоф» (проект Кирилла Фролова, написавшего к нему обширное историческое введение), посвященная этим преступлениям против человечества. Кроме того, в 1964 году был издан огромный труд П.С. Гардого «Военные преступления Габсбургской монархии 1914–1917 годов»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva Preedintele Departamentului Sinodal pentru problemele tineretului a luat parte la solemnitile Eparhiei de Liublin i Holm a Bisericii Ortodoxe Poloneze 20 octombrie 2020 11:31 Председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви епископ Истринский Серафим принял участие в торжествах Люблинско-Холмской епархии Польской Православной Церкви по случаю дня памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского. Празднование памяти этого выдающегося иерарха, тесно связанного с Холмской землей, совершается 8 декабря, однако в Люблинско-Холмской епархии установлен дополнительный день чествования святого — третий воскресный день октября. До назначения на Смоленскую кафедру священномученик Серафим (Остроумов) долгие годы служил на Холмщине, где сначала исполнял послушание настоятеля Онуфриевского Яблочинского монастыря, затем был назначен ректором Холмской духовной семинарии. В 1916 году в Москве он был рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии, и окормлял многочисленных беженцев, вынужденных покинуть западные регионы Российской империи из-за Первой мировой войны. 18 октября 2020 года в храме апостола Марка и священномученика Серафима (Остроумова) в городе Бяла-Подляска состоялась праздничная Божественная литургия, которую совершили архиепископ Люблинский и Холмский Авель и епископ Истринский Серафим. Иерархам сослужили настоятель храма, заместитель православного ординария Войска Польского протоиерей Алексий Андреюк, канцлер Православного ординариата Войска Польского протоиерей Михаил Дудич, наместник Онуфриевского Яблочинского монастыря игумен Петр (Давидюк), местное духовенство. После чтения Евангелия епископ Серафим произнес проповедь на польском языке, в которой представил духовный подвиг священномученика Серафима (Остроумова) в свете воскресного евангельского чтения. По окончании Литургии архиепископ Авель тепло приветствовал гостя из России и выразил радость по случаю совместного служения и молитвы. Епископ Серафим поблагодарил архиепископа Авеля за приглашение, теплый прием и добрые братские взаимоотношения. Накануне вечером, 17 октября, епископ Истринский Серафим в сослужении местного духовенства совершил всенощное бдение в Преображенском кафедральном соборе Люблина. За богослужением молился архиепископ Авель. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5707973...

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством протодиакона Сергия Бовтручука. За богослужением молились многочисленные верующие — прихожане собора и представители приходов Лодзинско-Познаньской епархии. По окончании Литургии Блаженнейший Митрополит Савва обратился со словом приветствия к главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан и председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви. Блаженнейший Владыка отметил, что митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и архиепископ Верейский Евгений на протяжении многих лет трудятся над развитием плодотворных отношений между Русской и Польской Православными Церквями. Во внимание к церковным трудам владыка Александр и владыка Евгений были удостоены высоких наград Польской Православной Церкви — орденов равноапостольной Марии Магдалины II степени. Митрополит Александр поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за оказанную честь — участие в праздничных богослужениях и епископской хиротонии, за высокую награду, а также за предоставленную возможность поклониться святыням польских епархий, посетить монастыри и храмы, пообщаться с иерархами и священнослужителями. Во внимание к трудам по развитию отношений между Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Польской Православной Церковью Блаженнейшему Митрополиту Савве была вручена высшая награда Православной Церкви Казахстана — орден «Алгыс» (Благодарность). На молитвенную память глава Митрополичьего округа преподнес Его Блаженству Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Затем Блаженнейший Митрополит Савва напутствовал епископа Лодзинского и Познаньского Афанасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Епископ Лодзинский и Познаньский Афанасий (Мирослав Нос) Родился 27 ноября 1968 г. в деревне Старая Луплянка в Подлясском воеводстве Польши. Учился в Православной семинарии в Варшаве и в богословском институте святителя Тихона Задонского в Саут-Канаане (США, шт. Пенсильвания). В 1996 г. стал послушником Свято-Онуфриевского Яблочинского ставропигиального монастыря. В том же году он был рукоположен в священники и пострижен в малую схиму с именем Афанасий в честь преподобномученика Афанасия Брестского. 15 января 2007 г. стал наместником Яблочинского монастыря.  

http://patriarchia.ru/db/text/5014241.ht...

Большую рану православию в Польше нанесла Брестская уния. Владыка Авель, архиепископ Люблинский и Холмский, когда был наместником Яблочинского монастыря, даже установил мемориал в память о 500-летии трагической для православия Брестской унии. Против этого памятника было очень много протестов, но владыка твердо отстаивал это намерение, и монумент по сегодняшний день стоит в монастыре. Униатское движение отрицательно повлияло на Церковь. Забрали Супрасльскую лавру почти на 200 лет, множество храмов. Остался один только Яблочинский монастырь. И это также своего рода историческое доказательство: если бы здесь не было восточного обряда, зачем было заключать унию? С кем? Уния сама по себе является историческим доказательством того, что здесь был не только западный обряд. Яблочинский монастырь Хотя я не люблю говорить «западный обряд» и «восточный обряд». Надо называть вещи своими именами: католичество и православие. И если православие не было тогда сильным, зачем велась с ним такая борьба? Множество храмов — более двухсот — массово были разрушены в ХХ веке в три этапа: в начале века, затем в 1932 году и в 1944-м. Это были церкви великие, почитаемые в народе. В книге «Путь моей жизни» митрополита Евлогия (Георгиевского) сколько содержится свидетельств о том, какой жемчужиной было православие, например, в Холмщине. Сегодня владыка Авель возрождает, что может, но много чего утеряно безвозвратно. Что пережили православные — Сейчас в Польше нет гонений на православие, но в каком состоянии Православная Церковь? Есть ли возможности для миссии, или речь идет только о духовном окормлении православной паствы? — В первую очередь, наша миссия ведется внутри Церкви, потому что в результате операции «Висла» в 1944 году многие отпали от православия. Народ специально переселяли на территории, где не было православных храмов, и со временем люди переходили в католичество. Поэтому наша миссия состоит в том, чтобы свидетельствовать об исконном присутствии православия здесь и одновременно давать некий импульс, силу тем, кто живет в страхе. Есть люди, которые пострадали из-за своей веры, потеряли всё. Много тех, кто боится говорить о своем православном вероисповедании, особенно поколение рожденных в 1930-40 годах.

http://pravmir.ru/missiya-byit1/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010