Афанасий ( Мартос Антоний Викентиевич ; 8.9.1904, дер. Завитая Минск, губ. – 3.11.1983, Буэнос-Айрес, Аргентина), архиепископ. Из семьи белорусского крестьянства. Окончил гимназию г. Несвижа (1925) и Православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1930), пострижен в монашество в Почаевской лавре (4.1.1927, согласно другим источникам 22.12.1927), иеромонах (29.1.1928), иеромонах (март 1929), настоятель церкви в с. Благодатное близ Варшавы (март 1929июнь 1930), настоятель церкви г. Воломина (июнь 1930декабрь 1931), наместник Яблочинского монастыря (декабрь 1931октябрь 1932), священник подворья женского Турковицкого монастыря (октябрь 19321933), настоятель церкви в г. Кельцы (19331934), магистр богословия (1933), воспитатель интерната Православного богословского отделения Варшавского университета (19341936), инспектор интерната (19361939), игумен (1936), окончил педагогические курсы Варшавского университета (1936), архимандрит (1938), доктор богословия Варшавского университета (1939), настоятель обители в Турковицах (19401942), член посланной в Минск делегации от Варшавского белорусского комитета для расследования положения Церкви в Белоруссии, принят в клир Белорусской Православной Автономной Церкви (3.3.1942), правящий епископ Витебской епархии и вр. упр. Новогрудской епархией (8.3.1942), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Пантелеймон Минский, член Архиерейского Синода Белорусской Православной Церкви (9.3.1942), участник церковного собора, провозгласившего автокефалию Белорусской Православной Церкви (май 1942), эмигрировал в Австрию и оттуда в Германию (7.7.1944), принят в юрисдикцию РЗЦ (1.4.1946), викарный епископ Германской епархии с местопребыванием в Гамбурге (19461950), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), епископ Мельбурнский, викарий Австралийской епархии (1950), епископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (26.11.19555.9.1969), возведен в сан архиепископа (23.8.1957), архиепископ Австралийский (5.9.196917.9.1971), снова архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский (17.9.19713.11.1983). Автор неизданных воспоминаний «На ниве Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть еще знаменитый Яблочинский монастырь , в котором в свое время служил и занимался научной деятельностью святой исповедник патриарх Тихон. Наша Церковь очень гордится этим эпизодом своей истории. Кроме того, на юге Польши в Уйковицах основан совсем новый Кирилло – Мефодиевский монастырь. Его основали люди, пришедшие к Православной Церкви. Они с молитвой строили своими руками стены этой обители. Есть еще один монастырский дом - в Войнове, где раньше жили старообрядцы, которые сейчас уехали в основном в Германию. Там находится церковь, в которой молились и православные и старообрядцы, которые хотели иметь православного священника. В этом месте сейчас создан монастырский дом, который из окрестностей привлекает представителей диаспоры, вывезенных в 1946-47 гг. из Холмщины и Подляшья во время репрессий только за то, что они были православными. У нашей Церкви есть своя духовная семинария в Варшаве, которая занимается подготовкой к учебе в высших духовных учебных заведениях. Действует также Христианская духовная академия, предназначенная для священников, которые после окончания семинарии желают продолжить свое богословское образование и для лиц желающих стать преподавателями закона Божия. Надо сказать, что закон Божий в нашей стране преподается в школах. Во всех приходах, где есть значительная часть православного населения в общеобразовательных школах, помимо законоучителей Католической Церкви, есть и православные законоучителя. - Отец Григорий, в России очень немногие знают о том, что в юрисдикции Польской Православной Церкви находится Православная Церковь Португалии, осуществляющая миссионерскую деятельность на территории Португалии, Испании и Бразилии. Расскажите, пожалуйста, об этом. Отец Григорий: В Рио-де-Жанейро православная епархия имеет свою духовную школу. Причем занятия в ней ведутся не только по субботам и воскресениям, но и в будние дни. В ней сейчас числится около 800 человек студентов, которые сами из любви к православию приходят на занятия. Есть очень хороший студенческий хор, который в Португалии пел во время архиерейской литургии. Его специально приходили слушать даже католики. Песнопения исполнялись на португальском языке, а за основу были взяты хорошо знакомые нам распевы, распространенные как в России так и в Польше. У Португальской Церкви есть четыре монастыря, приюты для детей и школы. Важно, что в такой искони католической стране как Испания сейчас действует уже около 36 приходов. Два епископа сейчас окормляют Испанию и Бразилию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Крестный ход вокруг храма закончил торжество. Разоблачившись, Преосвященный долго благословлял народ и раздавал всем привезенные с собою образки. Народ же по просьбе Преосвященного все время пел свои любимые песнопения из Богогласника. Только в половине пятого дня Преосвященный вышел из храма. Народ долго не расходился из монастыря, и только когда стемнело, монастырь опустел от богомольцев. Преосвященный пробыл в монастыре еще один день и в понедельник 11-го с вечерним поездом отбыл в Москву. В понедельник же, как продолжение торжества, в Яблочинской второклассной школе были устроены туманные картины и чтение для народа. Преосвященный Трифон и здесь пришел на помощь бедному Яблочинскому монастырю, пожертвовав от себя волшебный фонарь. (Торжество иконы прп. Сергия и пребывание еп. Трифона в Яблочинском монастыре. – М.: Университетская тип. на Страстном бульваре, 1907). На второй день Рождества и на второй день Пасхи Владыке в Богоявленский монастырь привозили детей из московского приюта Братства святой царицы Александры. Послушаем трогательную историю этого Братства, рассказанную самим Владыкой: «Братство святой царицы Александры посвящено воспитанию слабых детей, эпилептиков, расслабленных, брошенных, никому не нужных, лишенных родителей, крова, подвергавшихся оскорблениям, истязаниям. Вам известна история того чуда, которое совершилось во время грозы с иконою «Всех Скорбящих Радость», которая находилась в часовне, за Петербургом. Во время грозы ударил гром, и молния попала в часовню... все расщеплено было... уцелел только один лик Богоматери с прилипшими к Нему медными монетами. Вот однажды было видение болящему отроку Николаю. Этот отрок с пяти лет был подвержен падучей болезни: до пяти-шести раз в день возобновлялись эти припадки, кроме того, он страдал виттовой пляской, то есть его всего передергивало. Кроме того, впоследствии его разбил паралич, он не мог двигать ни руками, ни ногами. Конечно, все врачи потеряли надежду вылечить его. Но вот Владычица наша Небесная взяла его под Свой кров и исцелила его. «Я видел, – говорил больной, – явилась ко мне Дева Мария с Николаем Чудотворцем и двумя апостолами и сказала: «Иди в часовню, соверши молебен пред иконою Моею». И когда его везли, то дорогою с ним сделался страшнейший припадок. А когда его привезли и положили в часовне, то припадок возобновился с еще большей силой. Но вот начали совершать молебен, прочитали Евангелие. Когда пропели «Не имамы иныя помощи», этот отрок встал совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

При монастыре была открыта ремесленная школа с интернатом для мальчиков, в которой училось около 50 детей. Детей обучали нескольким специальностям: вышивка, ремонт обуви; столярные, кузнечные и слесарные работы. В 1911 году за Бугом в деревне Дубица была торжественно открыта примонастырская сельскохозяйственная школа, знакомившая учеников с сельхозмашинами, огородничеством, садовничеством, лесничеством, разведением домашних животных, производством и переработкой молока, бортничеством. В 1914 году в разных монастырских и примонастырских школах училось более 400 учеников. МОЛИТВА И ТРУД Монастырское кладбище – современный вид. Монастырское кладбище – современный вид. Такая активная деятельность монастыря была возможна не только благодаря жертвователям, во главе которых стоял, о. Николай Копьев из Москвы. Монастырь имел свое хозяйство. В рапорте за 1908 год настоятель сообщал церковным властям, что «братия относительно неплохо обеспечена как продукцией с поля, так и правильно организованным хозяйством». В хозяйстве и в поле работали одни монахи. Монастырь имел в то время более 1200 десятин земли (немногим более 1300 га), из них более 70% - леса. Вырубка и продажа леса, происходившие каждый раз с разрешения церковных властей, давали братии средства на проведение ремонта, строительство новых зданий, благотворительную и образовательную деятельность. Все было сосредоточено в способных руках настоятеля, который оказался исключительно талантливым администратором и хозяином. Число братии Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря при архимандрите Серафиме постоянно росло – с 32 (вместе с послушниками) в 1908 году до 80 в 1913 году. Благодаря этому, появился уже упоминавшиеся скит над озером Белым и филиал в Дратовском Лесу. Жизнь монастырь протекала в оживленном и одухотворенном ритме. Духовным руководителем братии был духовник братии, однако главное влияние на духовную жизнь оказывал сам архимандрит Серафим. В монастыре были приняты монашеские правила жизни преп. Василия Великого. Неизменно в соответствии с этими правилами происходил суточный цикл богослужений. Трапеза также была общей, во время трапезы читались жития святых. С восхода до заката трудились как молодые, так и старые монахи: одни – в хозяйстве, другие – в школах. Но никто не забывал и о главном - участии в службах и молитвах.

http://pravoslavie.ru/1860.html

6 Священномученик Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович) родился 6 ноября 1880 г. в Москве в семье псаломщика. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, а с 1900 по 1904 г. в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, а 19 сентября — во иеромонаха и оставлен преподавателем в МДА. В 1906 г. назначен наместником Яблочинского монастыря на Холмщине. С января 1914 г. — ректор Холмской духовной семинарии. 3 апреля 1916 г. в Москве хиротонисан во епископа Бель-ского, викария Холмской епархии. Вскоре епископ Серафим был назначен управляющим Орловской епархии. В марте 1918 г. в Орле был первый раз арестован. Через 4 месяца — повторный арест. В 1922 г. Орловским ревтрибуналом за сопротивление изъятию церковных ценностей вновь арестован и осужден на 7 лет тюрьмы со строгой изоляцией. В 1924 г. освобожден из Орловской тюрьмы по амнистии. В декабре 1926 г. в очередой раз арестован и выслан за пределы Орловской епархии. С ноября 1927 г. — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11 ноября 1936 г. опять арестован в Смоленске за «антисоветскую агитацию». В 1937 г. осужден и сослан в Казахстан в Карлаг. В ноябре 1937 г., находясь в заключении, вторично был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 г. расстрелян под Смоленском в Катынском лесу. В 2001 г. священномученик Серафим (Остроумов) причислен к лику святых и внесен в Собор новомучеников от Орловской епархии. 7 Донской монастырь был основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор в честь Донской иконы Божией Матери. В конце XVII в. на территории монастыря было основано кладбище для московской знати, которое существует до настоящего времени. С 1922 по 1925 г. в Донском монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Тихон, и здесь же, в Малом соборе, он был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. С конца 1920-х гг. в монастырских помещениях разместился антирелигиозный музей, а с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры. В 1949 г. в Малом соборе монастыря были возобновлены богослужения и в левом приделе устроена мироварня для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В 1990 г. Донской монастырь был возвращен Московской Патриархии. В настоящее время восстановлен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

ДУХОВНЫЙ ТРИУМФ КАРПАТОРОССОВ Преподобный Алексий (Кабалюк) Карпаторусский, исповедник Будущий святой родился 12 сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье, в семье лесоруба Ивана Кабалюка. Семья была русофильски настроенная и мальчика назвали в честь св. Александра Невского. В детстве поступил послушником в греко-католический монастырь Кишь-Баранья, где разочаровался в унии; затем перешел в Православие и бежал на Афон, в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине, где рукополагают в священники, после чего он возвращается в Закарпатье и помимо священнослужения, работает простым точильщиком, не желая жить на средства прихожан. Отец Алексий обходил все села, перешедшие в Православие. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течении двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел. По данным венгерской газеты " Оз ешт " ( " Вечер " ), за это время только в одной Мараморощине перешло в Православие более 14 тыс. человек. Эти цифры наглядно свидетельствуют о размахе Православно-русского возрождения в Угорской Руси. В ответ усилились гонения. Жандармы окружали церкви, обыскивали дома, отбирали книги, образа, крестики и молитвенники. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы, закрывались молитвенные дома. Всех, перешедших в Православие, сажали в тюрьмы. Но в ответ все новые села переходили в Православие. На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он, вместе с священномучеником Александром Хотовицким, продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов. Отец Алексий вел обширную переписку со своей карпато-русской паствой, и австро-венгерские власти стали арестовывать каждого, кто получал письма с американской маркой. В тюрьму были брошены несколько сот человек, в том числе все родственники отца Алексия.

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863–1936), Митрополит. Родился 17 марта в семье помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество (1885). Ректор Московской Духовной Академии (1890–1894). Ректор Казанской Духовной Академии (1894–1900). Хиротонисан во епископа (1897). Епископ Уфимский (1900–1902), Волынский (1902–1914). Архиепископ Харьковский (1914–1917). Митрополит Киевский и Галицкий (1917). Один из трех кандидатов на избрание в Патриархи на Поместном Соборе 1917–1918 г. Покинул Россию в 1920 г. Возглавлял Русскую Зарубежную Церковь (1921–1936). Скончался 10 августа в Белграде. Арсеньев , Николай Сергеевич (1888–1977). Родился 16/28 мая в Стокгольме в семье дипломата. Окончил Московский университет (1910). Приват-доцент Московского университета (1914). Профессор Саратовского университета (1918–1920). Эмигрировал в 1920 г. Профессор в Кенигсберге (1921–1944), там же получил степень доктора философии, стал приват-доцентом, потом доцентом и экстраординарным профессором. Профессор по истории религий и Новому Завету на Православном Богословском факультете Варшавского университета (1926–1938). В мае 1945 г. переехал в Париж, где в течение двух лет читал лекции по истории русской религиозной мысли в Сорбонне. Профессор Свято-Владимирской Семинарии в Нью-Йорке с 1948 г. Видный участник экуменического движения. Лектор во многих европейских и американских университетах. Автор более 200 книг, брошюр, статей, написанных на русском, немецком, английском и французском языках. Скончался 18 декабря в Нью-Йорке. Афанасий (в миру Антон Викентьевич Мартос; 1904–1983), Архиепископ. Родился 8 сентября близ города Несвиж (Польша) в крестьянской семье. В 1927 г. принял монашество в Почаевской Лавре. Окончил Богословский факультет Варшавского университета (1930). Иеромонах (1930). Наместник Яблочинского монастыря (1936). Архимандрит (1938). Собором белорусских епископов хиротонисован во епископа Витебского (1942). Епископ Новогрудский (до июля 1944 г.). Эвакуировался в Германию в 1945 г. Вместе с Собором белорусских епископов перешел в юрисдикцию РПЦЗ (февраль 1946 г.). Администратор Северо-Германского викариатства Германской епархии. Викарный епископ в Австралии (1950–1955). Епископ (затем Архиепископ) Буэнос-Айресский и Аргентинско-Парагвайский (с марта 1956 г.). Скончался 3 ноября. Погребен на братском кладбище Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Будущий митрополит родился 15 декабря 1872 г. в г. Устюжна (ныне Вологодская область) в многодетной мещанской семье. Несмотря на природные дарования и огромные способности мальчика надежды на учение почти не было, но Ване Петровых все-таки получил прекрасное духовное образование. 1 В 1880 г. по рекомендации священника Вознесенской церкви мальчик был принят в Устюженское Духовное училище и успешно окончил его в 1889 г. Затем Иван поступил в Новгородскую Духовную семинарию. После ее окончания в 1895 г. в числе лучших ее воспитанников Иван был принят на казенный счет в Московскую Духовную Академию. Закончив учебу первым магистрантом 11 июля 1899 г., И. Петровых был 16 августа оставлен профессорским стипендиатом при Академии. 9 сентября 1900 г. И.С. Петровых был утвержден исполняющим должность доцента Академии по кафедре Библейской истории. Но карьера ученого не привлекала его, стремившегося к своей давней мечте – иночеству. Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. 30 сентября 1901 г. монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 6 июня 1903 г. его удостоили степени магистра богословия за диссертацию «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки)» и 19 июля утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской Духовной Академии. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита, более двух лет он исполнял обязанности профессора Библейской истории. 3 Из-за конфликта со студентами по прошению о. Иосиф был уволен из Академии и указом Святейшего Синода от 30 июня 1906 г. перемещен на должность настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии (Седлецкой губернии). 4     В ноябре 1907 г. согласно определению Синода архимандрит Иосиф был перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Голованову , М. М. Осоргину (см. ст. Осоргины ). Как напев Софрониевой пуст. обозначено песнопение «От юности моея» (Песнопения всенощного бдения/Ред.: Г. Н. Лапаев. Б. м., 1997. С. 52-54), известное также в обработке Яичкова (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 363-264). Напев Седмиезерной Богородицкой пустыни использован для песнопения «Достойно есть» на подобен 6-го гласа «Все отложше» («Достойно есть»/Ред. Ю. В. Лавданская. М., 1991. 11; Матфей (Мормыль). 2016. С. 20-21) и для ряда стихир Постной Триоди («Егда хошеши приити суд праведный», «Книги разгнутся», «Возгласят трубы», «Плачу и рыдаю», «Создатель мой Господь», «Одежды боготканныя», «Раю всечестный»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 73-77, 102-107). На Украине помимо киево-печерского напева известны почаевский напев (Херувимская на подобен «Во всю землю»//Певческо-церковный обиход/Ред.: В. Новиков. Ростов-на Дону, 1997. Вып. 2а. С. 17; «Блажен муж»//Песнопения всенощного бдения/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 19), напев Киево-Фроловского мон-ря («Разбойника благоразумнаго»// Стеценко К. Г. Сб. духовно-муз. произведений/Ред.: П. О. Гопцус. К., 1917. С. 12), выдубицкий напев, вероятно связанный с киевским Выдубицким во имя архангела Михаила мужским монастырем (Просительная ектения: Выдубецкая//Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 63). Напев Яблочинского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря (Холмская епархия, ныне в Польской Православной Церкви) известен для песнопения «Величит душа моя» в обработке М. М. Осоргина (Нотный сборник правосл. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1. С. 118-119) и для херувимской в гармонизации М. Куликовича (Песнопения Божественной литургии/Ред.: В. Гуляев. Мн., 1998. Ч. 2. С. 157). С. И. Никитин Распев, обозначенный как афонский, связан с Русским великомученика Пантелеимона монастырем на Афоне. С таким определением издан полиелей (см.: Октоих. М.,1981.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Он лежал в келье в забытьи, слышал пение святых молитв, и вдруг перед его глазами предстал тот же старец, который посетил его в семинарской больнице в Холме три года назад и взял с него слово, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Это был преподобный Онуфрий Великий, небесный покровитель Яблочинского Онуфриевского монастыря. Сурово посмотрел на него святой Онуфрий и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословит». «Когда я открыл потом глаза, – рассказывал Антоний, – то увидел, что в келье служат молебен о моем выздоровлении перед чудотворным образом святого Онуфрия, который был поставлен возле моей кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствовавшему тут архимандриту Серафиму , что по приезде в академию приму иноческий постриг». 5 октября 1913 года в конце всенощного бдения в академическом храме Санкт-Петербургской Духовной академии ректор академии епископ Анастасий (Александров) совершил пострижение Антония в монашество с наречением ему имени в честь преподобного Онуфрия Великого. Необыкновенный постриг, не бывавший ранее в академическом храме, совершавшийся по древнему чину, привлек множество людей. В числе молящихся были архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, генералы и офицеры. После отпуста через царские врата в мантии вышел на амвон епископ Анастасий и, заключая чин пострига особым последованием вручения новопостриженного инока старцу, архимандриту Феофану, сказал: «Се передаю ти, отче Феофане, брата сего Онуфрия от святаго Евангелия, еже есть от Христовы руки, чиста и непорочна. Ты же приими его Бога ради себе в сына духовнаго и направи его на путь спасения, и научи, яже сам твориши к пользе душевней: прежде всего страху Божию, еже любити Бога всем сердцем и всею душею, и всею крепостию и повиновение имети беспрекословное к настоятелю... и любовь нелицемерну ко всей братии, и смирение, и молчание, и терпение во всем. И какова его принимаеши от святаго Евангелия, да потщися такова же представити Христови в страшный день праведнаго Суда».

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010