По его приглашению Василий Федорович приехал в Холм. Май следующего, 1915, года Василий снова провел в Холмской епархии. Вместе с Владыкой Анастасием Василий посетил Леснинский Богородицкий мужской монастырь. Тогда же, в мае 1915 года, Василий посетил и Яблочинский Онуфриевский мужской монастырь и прожил там несколько дней. С дороги Василий писал родителям письма, делился впечатлениями. Вот одно из писем, в сокращении: «Я теперь очень подружился с архимандритом Сергием (Королевым) . Мы с ним ходили пешком в их Белозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое Озеро. Мы переплыли его на лодке… Обратно ехали на лошадях. Это было в субботу. Всенощная в монастыре продолжалась с шести до десяти с половиной часов, но она была настолько хороша и благолепна, что я выстоял ее всю без особого утомления. Был за монастырской трапезой. Едят здесь очень скромно. Я все любовался, как отец Сергий превращается в торжественного архимандрита в трапезе и в церкви. Я ему сказал это; он рассмеялся. „А то как же! А вы думаете, мы только босиком умеем ходить!..“ Он шел лесом в скит босиком. Мы с ним много говорили об идеальном пастырстве». В 1916 году Василий Федорович окончил семинарию. Он жаждал продолжить образование и собирался поступать на философское отделение историко-филологического факультета Московского Университета. В то время жизнь виделась Василию на много лет вперед: он собирался окончить Университет и потом поступать в Московскую Духовную Академию. Василий продолжает поддерживать отношения с Владыкой Анастасием, несмотря на то, что оба разделены почти тысячей километров. Василий в одном из писем к Владыке открывает свое сокровенное желание: «…Я хочу окончить Духовную Академию и быть священником. Это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря» Василий принял решение после окончания семинарии идти сразу же в Академию.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

в Москве в семье псаломщика. Обучался в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, а с 1900 по 1904 г. в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 14 сентября 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, 19 сентября – во иеромонаха и оставлен преподавателем в МДА. В 1906 г. назначен наместником Яблочинского монастыря на Холмщине. С января 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. 3 апреля 1916 г. в Москве хиротонисан во епископа Вельского, викария Холмской епархии. Вскоре назначен управляющим Орловской епархии. В марте 1918 г. в Орле был первый раз арестован. Через 4 месяца – повторный арест. В 1922 г. Орловск им ревтрибуналом за сопротивление изъятию церковных ценностей вновь арестован и осужден на 7 лет тюрьмы со строгой изоляцией. В 1924 г. освобожден из Орловской тюрьмы по амнистии. В декабре 1926 г. в очередной раз арестован и выслан за пределы Орловской епархии. С ноября 1927 г. – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. 11 ноября 1936 г. опять арестован в Смоленске «за антисоветскую агитацию». В 1937 г. осужден и сослан в Казахстан, в Карлаг. В ноябре 1937 г., находясь в заключении, вторично был привлечен к уголовной ответственности и приговорен к высшей мере наказания. 8 декабря 1937 г. расстрелян под Смоленском в Катынском лесу. В 2001 г. священномученик Серафим (Остроумов) причислен к лику святых и внесен в Собор новомучеников от Орловской епархии. Святитель Тихон (Беллавин Василий Иванович) родился 19 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. Закончил Псковскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию и в светском звании получил назначение в Псковскую духовную семинарию преподавателем. В 1891 г. принял монашество с именем Тихон. Из Псковской семинарии переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию, где вскоре назначен ректором в сане архимандрита. В 1898 г. архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением викарием Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Чем далее, тем более чья-то смелая рука многое зачеркивала, очевидно для переписи оставленного. Посему можно думать, что сохранился преемник сего старого Синодика, послужившего около ста лет. В начале его есть надпись 1640 года, а на 61 листе значится 1738 год. Между тем Синодик продолжается до 88 листа, на обороте коего записан род Иоанна Дубинского, Епископа Нижегородского. На листах 89 и 90 написана заупокойная лития тем же прекрасным письмом, которым написано и начало Синодика. Многое приходилось мне говорить о Синодиках, причем я старался о каждом сказать то, что его особенно характеризует. Посему о Яблочинском Синодике довольно сказать, что он вмещает великое множество лиц, и тем говорит о православии, как весьма не чуждом тем местам, откуда были роды поминаемых здесь. И что не напрасно в начальной эпиграмме высказано глубокое сетование об уклонении от православия многих родов этих некогда православных мест. 8. Синодик Брянского Петропавловского мужского (упраздненного) монастыря Дела П. м. находятся в Елецком Троицком монастыре, куда переведены были монахи упраздненного мужского монастыря. Среди этих дел находится одна переплетенная в кожу книга рукописная, содержащая старые бумаги, озаглавленная так: «Сия книга Брянскаго Петровскаго монастыря казенная» (т.е. о казне). В ней всякие отписки записываются. На следующем, после заглавного, листа пишется: " Лета (1712) году декабря в -е, по указу Великаго Государя Паря и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца взято в казну Великаго Государя в Брянский на сельском дворе коммисарских дел на нынешний год Брянскаго Петровскаго монастыря вотчина села Городища – с деревнями с девяносто трех дворов корабельных по четыре алтына с деньгой, рекрутам по два алтына, на наем подвод по два алтына, ямских и палоненичных по гривне, на седла по два алтына, по четыре деньги, на почтовыя станы по десяти денег, на подряд кирпича по четыре деньги, приказных пошлин по две, да по табеле монастырскаго приказу, кирпичникам по гривне, драгунам монастырскаго по одиндцати алтын по 4 деньги, дворцовой канцелярии по 5 алтын, пошлин с рубля по 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Феодосии, инокини кн. Евгении... Агафии. И зауряд пишется. «Помяни Господи Великаго Короля Польскаго именем Димитрия, Великаго князя Литовскаго именем Александра, благоверныя княгини Ольгу, Феодору, инокиню кн. Агрефину, Великую княгиню Литовскую Анну, инокиню кн. Улиану, инокиню кн. Марию (Вышковскую), Феодосию». Род князя Андрея Александровича не называется по фамилии. Очевидно, это род Пронских. Здесь называются имена князей: Андрея, Феодора...., княгинь: Василисы, Феодоры, инока князя Алексия, инокини кн. Агафии, инокини кн. Василиссы, схимника кн. Елевферия, схимника кн. Михаила, схимника кн. Иоанна, схимника Ионы, схимника Илариона, схимника Мисаила, священно-инока Варнавы, Андрея. Род Панен Богушевой подскарбии написан как-то бледнее, но все же с искусством, полным древнего уставного письма. Здесь именуются князья: Иоанн, Владимир, Иаков, Филипп..., княгини: Анастасия, Татиана, Феодора..., Архимандрит Вассиан, схимник Илларион, схимницы: Мефа, Акилина, Пелагия, Елена и Филарета, славной памяти Его милости пана князя Александра. Очевидно под этим Александром должно разуметь Пронского, ибо далее называется княгиня Феодора, под которой должно разуметь его жену Феодору из рода Сангушек. Множество имен монашествующих в роде Богушевых дает ясно уразуметь, сколь возлюбленны были монастыри для рода сего, из чего понятно и то, что даже основание монастыря приписывается роду сему. Неудивительно, что к роду сему отнесены благотворители монастыря последующего времени, а также и духовные покровители его митрополиты: Иов, Исаия, Петр и Епископы: Паисий, Афанасий, Иосиф и даже игумены Савва, Варфоломей. О роде Игумена Яблочинского монастыря Макария Корниловича, бывшего наместника Мелецкого, сделана заметка: «Написася ахмв (1642) марта то дня». Другими чернилами и он вписан в свой род, а сбоку написано: «Представися роду ахоз (1677) месяца октембрия и дня свитающу дню четвергу». О роде Иеромонаха Киприана Рудникова замечается, что он вписан в 1647 году. Об Иеромонахе Исаии замечается, что он с Добромля, о Димитрии Томашевском – с Подгорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. Синод начал заменять на ключевых должностях в Л. в. бывш. униатов выходцами из России. Так, ректором Холмской ДС вместо уволенного в 1889 г. прот. М. Добрянского стал уроженец Орловской губ. архим. Гедеон (Покровский) . 12 янв. 1892 г. он был хиротонисан во епископа Люблинского и вскоре стал активным проводником новой кадровой политики. Изменения коснулись в первую очередь духовного образования. Так, до 1890 г. местная церковная власть поощряла прием в Холмскую ДС жителей Галиции, отдавая среди них предпочтение выходцам из униатских духовных родов; получив в Холме образование, галичане часто становились на Холмщине священниками. Однако в нач. 90-х гг. XIX в. епископ Люблинский перестал принимать кандидатов на священство из Галиции. В 1894 г. еп. Гедеон благословил создать при Холмском братстве издательский комитет по выпуску миссионерских книг и брошюр на «народном малорусском языке». При нем активно проводилась начатая еп. Флавианом кампания по «очищению обряда», «искоренению униатских пережитков», к-рая реализовывалась поспешно, с использованием адм. методов, что в ряде случаев приводило к переходу верующих в Римско-католическую Церковь. 8 сент. 1894 г. массовое выступление прихожан против устранения элементов униат. обрядности произошло в посаде Кодень (ныне Бяльского повята Люблинского воеводства). 22 дек. 1896 г. еп. Гедеон был уволен на покой. Позднее Люблинскую кафедру занимали епископы св. Тихон (Беллавин ; 19 окт. 1897 - 14 сент. 1898; впосл. патриарх Московский и всея России), Герман (Иванов; 1 нояб. 1898 - 5 дек. 1902), Евлогий (Георгиевский ; 12 янв. 1903 - 16 июня 1905). В 1894 г., будучи ректором Холмской ДС, иером. Тихон открыл при семинарии курсы по обличительному богословию. По инициативе еп. Тихона 24 нояб. 1897 г. при Яблочинском во имя преподобного Онуфрия Великого мужском монастыре начала работу епархиальная школа псаломщиков, ее задачей было повысить образовательный уровень местных клириков. За 10 месяцев пребывания на Люблинской кафедре еп.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

После Шумлянского уже не было православных епископов на Волыни до самого присоединения ее к России. Униатские епископы отбирали у православных киевские антиминсы и св. миро, запрещали православным воспоминать в церковных молитвах имя киевского митрополита, и всякими способами преследовали православных, отказывавшихся принять унию; 989 и наконец достигли своей цели, оторвав Волынь от православной церкви и подчинив ее своей власти. – Знаменитое некогда луцкое братство исчезло бесследно. Холмская епархия Холмская епархия долго, в течении целого века, сопротивлялась унии и уступила только неотразимому насилию. После 25-ти лет, в которые епархия эта не имела православного пастыря, патриарх Феофан к 1620 г. посвятил в холмские епископы Паисия Ипполитовича , мелецкого игумена; но так как Холм, уже офанатизированный, отнесся к нему враждебно, то Паисий не жил в Холме, удалившись в православный Яблочинский монастырь над Бугом. В 1633 г. он присутствовал в Львове при посвящении киевского митрополита Петра Могилы . Вероятно на пути в Львов, Петр (Могила) освятил вновь построенную православную церковь в г. Люблине. 990 Люблинская церковь и состоявшее при ней православное братство королевской грамотой изъяты были из-под власти холмского униатского епископа, и подчинены ведению киевского митрополита (между тем как холмская кафедра оставлена за униатами). Но это продолжалось недолго. Православные подверглись страшным преследованиям от униатов. Когда, по постановлению коронационного сейма, прибыли в Холм королевские комиссары и хотели приступить к распределению церквей между православными и униатами, униатский холмский епископ, Мефодий Терлецкий, не только совершенно отказал в уступке не униатам какой-либо церкви, но и подверг православных страшным насилиям. То же было и в других местах холмской епархии. Комиссары отводили православным церкви: но епископ отнимал их силой, а сопротивление их выдавал за бунт и привлекал виновных к суду. «В Красноставе довел дело до того, что иные приговорены были к обезглавлению, другие к сечению розгами у позорного столба, иные к отсечению рук, иные к конфискации имуществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Параллельно заботе о внутреннем благоустройстве монастырей шла забота и о внешнем их благоустройстве. Некоторые монастыри могли похвалиться достатком 1930 и только один Дятловичский, приносивший доходу в год до 600 рублей, назывался «богатейшим» во всей епархии 1931 . Большая же часть еле сводили концы с концами. Друйский монастырь, например, имел в приходе за 1795 год 84 рубля 10 копеек, в расходе – 84 рубля 8 копеек, в остатке 2 копейки 1932 . Малейший экстраординарный расход ложился на монастырь тяжёлым бременем. Виленский и Сурдегский монастыри не имели чем заплатить за переезд к ним вызваших монахов 1933 и просили консисторию отсрочить взыскание этих денег до того времени, когда можно будет воспользоваться плодами нового урожая 1934 . А Дрогичинский и Заблудовский монастырь объявили себя при подобных случаях несостоятельными, так как в первом недород хлеба, а во втором сильный град уничтожали у тех и надежду на возможность заручиться когда-либо сравнительно крупной суммой 1935 . Будучи в Киеве, преосвященный выхлопотал у св. синода отпуск из хранившейся в Киеве «кошельковой суммы», и на эти деньги были починены монастыри Грозовский Николаевский, Заблудовский, Слуцкие Преображенский и Илиинский и Яблочинский 1936 . В конце 1788 года преосвященный разрешил выдать книгу для сбора пожертвований на починку Пинского монастыря 1937 . Но особенная заботливость преосвященного была направлена на благоустроение своего кафедрального – Слуцкого Троицкого монастыря. При встрече императрицы в Киеве преосвященному Виктору удалось исходатайствовать отпуск из казны целых 24,000 рублей на постройку 1938 в монастыре новой каменной церкви 1939 . К сожалению, пришлось воспользоваться только третьей частью этойсуммы. Отпуск денег был рассрочен на три года и совершался переводом из Петербурга через придворного банкира Сутерланда 1940 на варшавского банкира Теппера, который в своё время и доставил преосвященному через своего комиссионера, виленского банкира Иохера первые 8,000 рублей ассигнациями 1941 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиереи Белорусской Православной Церкви приняли участие в церковных торжествах в польском городе Тересполь 25 ноября 2018 г. 15:56 22 ноября 2018 года, в праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница», в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Тересполь (Люблинское воеводство Польши) состоялись торжества в честь этого образа Пресвятой Богородицы, чтимый список которого находится в храме. Божественную литургию возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ). По приглашению владыки Авеля и по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла правящему архиерею Люблинской епархии сослужили епископ Слуцкий и Солигорский Антоний и викарий Минской епархии епископ Боровлянский Игнатий . Архипастырям сослужили священнослужители из Польши, Белоруссии и Украины. После чтения Евангелия епископ Антоний обратился с проповедью к прихожанам и многочисленным паломникам. По окончании богослужения состоялся крестный ход с иконой Божией Матери «Скоропослушница». Владыка Авель тепло поблагодарил собратьев-архипастырей за визит, подчеркнув, что посредством совместного богослужения проявляется единство Православия. Епископ Игнатий передал архиепископу Авелю, духовенству и боголюбивым мирянам приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси, поблагодарив правящего архиерея Люблинской епархии за приглашение и возможность молитвенного общения у чудотворного образа Царицы Небесной. По завершении торжеств епископ Антоний и епископ Игнатий посетили Онуфриевский Яблочинский ставропигиальный мужской монастырь, кафедральный собор Преображения Господня города Люблина, освященный в 1633 году святителем Петром Могилой, а также архиепископскую резиденцию и Люблинское епархиальное управление. По свидетельству архиепископа Люблинского и Холмского Авеля, местночтимый чудотворный список иконы Божией Матери «Скоропослушница» изначально принадлежал семье прихожан тереспольского храма. В 2012 году икона замироточила. Вскоре она была перенесена в храм, и с тех пор осенний праздник иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» является особо почитаемым и любимым в православной общине Тересполя. Мальчик, ставший первым очевидцем мироточения иконы, в дальнейшем стал иконописцем и поступил в число братии монастыря Ватопед на Святой Горе Афон. Со временем икона прославилась исцелениями, которые получали не только православные, но и католики. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

До сих пор на могиле святого продолжаются чудеса. В селе Изе, центре Православия, убивали и вместе и порознь. В один из домов, где мирно жила семья, вечером стали ломиться жандармы. Понимая, что это значит, мать семейства схватила топор, но справедливо подумала, что при ее сопротивлении озверевшие палачи не пощадят даже маленьких детей. Жандармы ворвались и стали избивать отца семейства смертным боем. Дети плакали и молились, кладя земные поклоны перед иконами Спасителя и Божьей Матери, а жандармы смеялись в лицо Матери, говоря, что ее дети играют... Затем жандармы выволокли русина на улицу и там еще долго издевались над ним. Всю ночь страдалец пролежал на дороге, изнемогая от ран, и никто из родных и близких не мог забрать его, потому что жандармы не дозволяли выходить по ночам – действовал комендантский час военного времени. К утру, когда страдальца окружили родичи, он мирно предал свою душу Богу. Террор против русинов стал основой окончательно сформировавшегося позднее немецкого фашизма. Православные русины-иеромонахи из Яблочинского монастыря, куда их направил учиться преподобный, вернувшиеся из России перед самой войной, были брошены в застенки, а другие мобилизованы в австро-венгерскую армию, где их ожидали еще худшие пытки и смерть. Брошены в застенок были и девушки села Изы, желающие стать монахинями во главе с Иулианией, позднее игуменией Параскевой, в схиме Ниной. Русские войска наступали, а они медленно умирали от голода и жажды в ледяном подвале. Когда преподобный Алексий сидел в тюрьме после вынесения приговора, ему угрожала смертельная опасность. Ненавидящие его враги Православия и Руси хотели смерти исповеднику, что в условиях строжайшего тюремного заключения «государственного преступника 1» казалось не так сложно осуществить. Но замыслы людей – одно, и совсем другое – воля Божья. Святому было во сне видение от Бога. Он видел себя находящимся в глубокой яме с отвесными краями, из которой невозможно было выбраться самому, и ощущал своею душою смертельную опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010