Он говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26, 38 ), ибо ожидает страдания и поношения. Зовет невеста Жениха своего: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» ( Песн. 4, 16 ). Но каким же плодом питается Возлюбленный? Тем, который вкусил Адам в раю и за которым последовали обнажение, изгнание и смерть. Ибо и здесь мысленный наш Адам претерпел обнажение: «Сняли с Него багряницу» ( Мф. 27, 31 ) и изгнание: «вывели вон из виноградника» ( Мф. 21, 39 ), и смерть уже наступает. Вкусил Адам яблоко в раю, и теперь он испытывает кислоту и горечь этого яблока, вкушает не сладкие, но горькие плоды, говоря: «Пресыщает меня горестями» ( Иов 9, 18 ). Горестью исполняется в этом винограднике наш Спаситель, взирая на содомские яблоки, на гоморрские гроздья: «Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие» ( Втор. 32, 32 ). Много в том винограднике трудолюбивый Делатель трудится, ибо, собрав все терния греховные, все тяжести беззаконий наших в одно место, возлагает их на плечи Свои, чтобы вынести их вон, и, отягченный ими, сетует: «Беззакония мои превысили голову Мою, как тяжелое бремя отяготели на Мне» ( Пс. 37, 5 ); и так отяготели, что Я должен уже упасть на землю от этой тяжести. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 891–892 ). «Ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин. 13, 31 ) Подобало бы удивиться, что Царь славы не устыдился претерпеть столь бесчестные страдания и смерть, чтобы облечься в Свою прежнюю славу. Но не дивно то, что слава Господня явилась подобно заре в тех самых страданиях, ибо Грядущий на вольную страсть сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин. 13, 31 ). Если бы так кто-либо сказал: Господи, Ты идешь на страдание и бесчестие, а говоришь, что Ты прославлен; может быть, после когда-нибудь будешь прославлен? – то это было бы неверно, ибо самое страдание уже является и славой, как говорит об этом и один из отцов: «Славою Сына является Крест, как и для Отца славою является Сын». Крест, смерть – вот слава Сына, ибо это корень, начало и мать Его прославления. Бесчестие порождает честь, Крест порождает славу, и славу не только для Самого Господа, но и нам, Его рабам, сынам Восточной Церкви. Его вольными страданиями прославляемся и мы, как воспевает мать наша, Святая Церковь : «Аще ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся; на Кресте пригвожден был еси,, и не утаю; Воскресением Твоим хвалюся, смерть бо Твоя – живот мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ос. 1:8–9 : Господи, второго сына пророка от жены-блудницы Ты повелел назвать «Лоамми» и объяснил, что это значит – «потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом». Какие страшные слова – услышать из уст Божиих, что Он за грехи наши лишает нас сыновства. Ос. 1:10–11 : Господи, милость Твоя не знает границ. Только что сказав об отвержении народа за его неврность, Ты Промыслом Своим благим и спасительным определяешь его возстановление и обращение к Тебе: «Но будет число сынов Израилевых, как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «Вы не Мой народ», будут говорить им: «Вы сыны Бога живаго». Господи, всё возможно у Тебя: кара и возстановление, кара и помилование. Радуйся, Землé ненасéянная, Радуйся, Купино неопалимая, Радуйся, Глубино неудобозримая, Радуйся, Мосте к небесем преводяй и Лествице высокая, юже Иаков виде, Радуйся, Божественная Стамно манны, Радуйся, Разрешение клятвы, Радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь, Радуйся, Нетленная Отроковице, Радуйся, Село пространное, и место священия, херувимы превосходящая, Радуйся, Родившая Безплотнаго, плоть от Тебе заимствовавшаго, яко да возведет человека в первое достояние, Радуйся, Заченшая Сына, Адама древнейшаго и Творца веков, Радуйся, Заченшая во чреве Своем Тобою вместимаго, невместимаго же всеми, Радуйся, Родившая Того, Кто возсиял от Отца прежде денницы, Радуйся, Неневестная Мати и Неискусобрачная, Радуйся, Христова Книга одушевленная, Запечатленная Духом Святым, Радуйся, Радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится, Радуйся, Адамово исправление и адово умерщвление, Радуйся, Палато всех Царя, Радуйся, Престоле огненный Вседержителя, Радуйся, Цвете неувядаемый, Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное, Радуйся, Рождшая благоухание – Единаго Царя, Радуйся, Неискусобрачная – спасение, Радуйся, Чистоты сокровище, Радуйся, егоже от падения нашего возстахом, Радуйся, сладкоуханный Крине, Владычице, врным благоухаяй, Радуйся, Кадило благовонное и Мро многоценное,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Писания: «начальствующего в роде твоем не злословь». Когда улеглось вызванное этим случаем смятение, началось разбирательство дела, и сразу же оказалось, что члены синедриона по-прежнему главным образом разделялись на две партии: саддукейских священников и фарисейских старейшин и книжников. Последнее были популярны и многочисленны, а пер­вые богаты и могущественны. Ап. Павлу хорошо было известно, что эти две партии находились между собою в непримиримой вражде, которая смолкала только в присутствии предмета общей ненависти. Он знал также, что одним из главных предметов спора между ними был вопрос касательно невидимого мира и жизни за гробом. Видя поэтому, что он не встретит в этом суде ни справедливости, ни милосердия, он решил бро­сить между ними яблоко раздора, и, среди вавилонского смешения языков, закричал: «мужи братия! я фарисей, сын фари­сея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят!» Такое заявление тотчас же заставило фарисеев стать на его сторону, и они схватились с своими злейшими врагами –саддукеями и их главою первосвященником Ананией, который был так нелюбим фарисея­ми, что столетие спустя все еще ходили среди них рассказы о его насилиях и алчности. Тотчас же поднялся страшный шум гневных голосов, и книжники, которые держали сторону фарисеев, все поднялись для того, чтобы объявить ап. Павла невинным. «Ничего худого мы не находим в этом человеке; если же Дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу». Иудеи, даже эти знатные иерархи и раввины, опять выказали полную неспособность к самообладанию. Даже в священных пределах синедриона последовало столь сильное смятение, что ап. Павлу еще раз грозила опасность быть разорванным на куски, и на этот раз притом руками ученых и знатных лиц. Лисий, более и более изумляясь буйно­сти иудеев, которые сначала с таким единодушием напали на Павла в храме и половина которых в синедрионе по-ви­димому теперь боролась в его защиту, порешил не отдавать своего согражданина ожидающей его позорной участи и приказал воинам увести его из синедриона. И там, в казармах чужеземных завоевателей, Господь опять явился своему муже­ственному апостолу и сказал ему: «дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Поведение первосвященника возмутило Павла, и он сказал ему: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» 97 ( Деян. 23:3 ). Присутствующие, по-видимому, изумлены были смелостью укора святого Павла, так как они сказали ему: «Первосвященника Божия поносишь?! » Святой Павел, только что прибывший в Иерусалим, мог и не знать, кто у них первосвященник, особенно при частой смене их, да и не интересовался этим. Поэтому он в извинение себя сказал: Я не знал, братия, что он первосвященник ( Деян. 23:5 ), если бы знал, то не обратился бы к нему с укоризненным названием «стены подбеленной», потому что он всегда поступал по наставлению слова Божия – начальствующего в народе твоем не злословь (ср. Исх. 22:28 ). Но видя, что в этом суде он не найдет ни справедливости, ни милосердия, и зная, что этот суд состоит из двух враждебных между собою партий, саддукейской, отрицающей воскресение мертвых и бытие духов, и фарисейской, признающей это, он решил избавиться от такого суда, бросив между ними яблоко раздора. «Мужи, братия! – сказал он. – Я фарисей, сын фарисея, за чаяние воскресения мертвых меня судят». Услышав эти слова, враги святого Павла схватились между собою. Подняли страшный шум гневных голосов. И книжники, державшие сторону фарисеев, все поднялись для того, чтобы объявить святого Павла невинным. Ничего худого мы не находим в этом человеке, если же Дух или ангел говорит ему, не будем противиться Богу. Тысяченачальник, видя такое смятение и опасаясь за своего узника, велел воинам увести его в крепость. Следующему дню суждено было опять принести новую опасность святому Павлу. Но прежде, чем она настала, милосердый Господь послал ему видение, которое избавило его от всякой тревоги за свою жизнь, на много долгих и тяжких дней. Господь явился ему и сказал: «Дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» ( Деян. 23:11 ). На следующий день явились 40 фанатиков к первосвященнику и старейшинам и заявили им, что они клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьют Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Подобно этому и содружество, или крепкий союз, совместного жития тела нашего с духом. Грехолюбивое тело, всегда желающее скверных сластей, – это как бы труп смердящий: «смердят, гноятся раны мои от безумия моего», – говорит Давид ( Пс. 37, 6 ). Дух же, старающийся угодить Богу, есть как бы живой человек, стремящийся к Жизни Вечной. Сколь тяжело живому человеку носить привязанный к нему труп! Сколь тяжело духу носить, то есть терпеть, греховные вожделения! Не напрасно говорит апостол: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 24 ), «Имею желание разрешиться» ( Фил. 1, 23 ). Поистине, доблестен тот подвижник, который может беспрепятственно носить скорбь плоти. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 780–781 ). В человеке, принявшем христианскую веру, действуют два закона: закон плоти и закон духа, или закон членов и закон ума, как говорит об этом апостол Павел: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» ( Рим. 7, 23 ), или как говорит тот же апостол, плоть и дух: «...ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» ( Гал. 5, 17 ) ( 104, 1370 ). Слепая и слабая плоть наша хочет привести нас к непослушанию. Как Ева предложила в раю Адаму яблоко от заповеданного дерева, так плоть предлагает духу нашему мир с его радостями и красотами, похотью плотской и похотью очей, и гордостью житейской, все, что «не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2, 16 ). Плоть советует бесстрашно вкушать от этих похотей, чтобы, вкусив запретного, мы нарушили заповедь Божию и прогневали Заповедавшего ( 104, 1372 ). Похоти – мучительные болезни души ( 104, 1519 ). Через похоти диавол пленяет душу ( 104, 1519 ). Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1519 ). Нелегко сказать себе решительно: распну плоть. Но нелегко решиться сказать и противное этому: не стану распинать плоти. От той или другой решимости зависит важное в судьбе нашей обстоятельство: быть или не быть Христовым. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 ). Итак, если желаем быть Христовыми, то должны распять плоть. А если не хотим распять плоть, то не можем обещать себе, что будем Христовы. Если же не будем Христовы, то кому мы достанемся? В Царствии Небесном, конечно, не будет никого, кроме Христовых, и следовательно, никого, кроме тех, которые «распяли плоть со страстями и похотями».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Потом подали бутылку с красным, как кровь, вином. – Пейте это вино сколько душе угодно; оно из виноградного сока и веселит сердце Бога и человека, – сказал Гаий гостям. Они выпили вина, и сердце их возвеселилось. Потом подали молоко и хлеб. – Это блюдо для младших, чтобы вам вырасти и окрепнуть. Затем принесли молоко с медом. – Ешьте досыта, ибо оно укрепит и оживит ваш разум и понимание. То была пища Эммануила в детстве. Он питался молоком и медом, пока не научился отличать добро от зла. Принесли большое блюдо с яблоками, это были хорошие и вкусные плоды. Но Матфей заметил: – Можно ли нам есть яблоки, когда мы знаем, что именно этим плодом змей обольстил нашу прародительницу? – Это верно, однако не плод оскверняет душу, а грех. Если мы вкушаем запрещенного плода, то мы поступаем дурно, но плод, дарованный нам Господом, действует благотворно, – ответил Гаий. – Я боюсь есть яблоко, потому что недавно отравился ими. – Повторяю, запрещенный плод может вызвать расстройство желудка, но не плод, дозволенный Господом. Между тем им подали еще одно блюдо – орехи. Один из пилигримов заметил: – От орехов портятся зубы, особенно у детей. Гаий на это ответил: – Орехи – сокрытые тайны; расколите их и получите пищу. Они поданы, чтоб вы их вкусили. Все были в хорошем настроении и долго сидели за столом. Наконец один из пилигримов обратился к Гаию: – Добрый наш хозяин, пока мы едим орехи, не разгадаете ли вы нам загадку? Кто это, который чем больше отдает, тем больше обогащается? Гаий тотчас ответил, хотя все другие задумались над отгадкой. – Тому, кто щедро дает бедным, будет возвращено вдесятеро приумноженным. – Признаюсь, хозяин, не ожидал я, что ты так скоро отгадаешь загадку, – заметил Иосиф. – Это дело привычное: ничто так не учит, как опыт. Господь научил меня милосердию, и я знаю, что становлюсь богаче: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив и однако же беднеет. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Почему Бог допускает и даже поощряет такие испытания веры? Неужели для Бога имеет значение, примет Его или отвергнет этот мужчина, эта женщина? Елиуй, последний, наиболее склонный к мистике Утешитель Иова, отвергает саму мысль о том, что Бога могут интересовать дела или чувства Иова:   «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому» (35:6–8).   Однако первые главы книги Иова открывают нам, что Бог многое поставил на добродетель или бесчестие одного человека. Эта книга только указывает, что многое зависит от веры одного человека, она не поясняет, почему это так. Мне это кажется наиболее важным и долговечным уроком книги Иова. Как и Иов, мы живем, не ведая о том, что происходит «за кулисами». Книга напоминает нам, что малая история человечества на Земле — а тем более моя личная малая история веры — включена в большую историческую драму вселенной. Мы рядовые великой духовной битвы, охватывающей весь мир. Говоря словами Льюиса, «В мире нет нейтральной полосы: каждый квадратный дюйм, каждая доля секунды — это яблоко раздора между Богом и Сатаной». Битва за веру навлекла на Иова утрату имущества, родных и здоровья. Нас могут ожидать иные потери — неудачи в работе, распавшийся брак, непривлекательная внешность, причиняющая трудности сексуальная ориентация. Быть может, наши испытания вовсе и не являются продолжением борьбы, происходящей на космическом уровне. В любом случае эта книга призывает нас хранить твердую, трудную веру. Хранить ее вопреки всем разумным доводам, утверждающим, что поведение одного человека ничего не меняет. Книга Иова возвещает нам поразительную истину — оказывается, наш выбор в делах веры затрагивает не только нас самих и нашу личную судьбу, но и — как это ни странно — Самого Бога. Елифаз ставит Иова на место: «Разве может человек доставлять пользу Богу?.. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?» (22:2–3). Елифазу придется в конце концов подавиться этими словами и с помощью Иова принести жертвы, просить у Бога прощения. Вера Иова помогла Богу одержать великую победу над Сатаной, подвергнувшим сомнению весь опыт отношений человека с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Почему же мы предпочитаем не учиться, а доходить до всего только путем собственных проб и ошибок? Ведь не поддающиеся исчислению миллионы людей, живших до нас на земле, во главе с праматерью Евой, уже достаточно поэкспериментировали в той сфере, которая касается взаимоотношений видимого и невидимого, вечного и тленного, Бога и человека! Почему моя рука всё время с вожделением тянется к тому или другому – по существу, к тому яблоку (под каким бы видом оно ни выступало – от куска хлеба до оков мирского богатства), которое висело перед Евой, которое было само по себе «хорошо весьма», как и всё, что сотворил Господь?! Именно с вожделением – в этом-то и дело: в том, как правильно и с пользой для спасения души использовать то, что дарует Господь для нашего благоденствия на земле! Ведь и яблоко Евино было хорошо во всём – только оно не предназначалось для еды... Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Любовещное и любоименное житие, невоздержанием Спасе предпочет, ныне тяжким бременем обложен есмь. Вот оно, бремя греха, вот они, плоды невоздержания... Не тебе ли сказано, душа моя: «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:20–21 )? Почему же ты – ты, о ком Тертуллиан сказал: «душа по природе христианка», – почему ты так любишь заботиться о приобретении имений здесь, почему ты предпочитаешь вещи земные, почему считаешь, что они – больше вещей небесных? Евангелие учит нас: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мк.10:24–25 ). Святые отцы говорят нам: и просто любить вещи – тяжкий грех . Но куда грешнее – любить их более Творца, ведь Тот, Кто сотворил их, достоин куда большего почитания, к Нему надлежит стремиться, ибо в Нем – источник жизни, источник существования всех вещей, и к Нему все мы вернемся по окончании нашей земной жизни, по всеобщем воскресении. Вернемся, если дела наши не обличат нас (См.: Лк.11:48 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Притч. 25 :8. Говори, что видели глаза твои. Не вступай скоро в тяжбу, чтобы впоследствии не раскаяться, когда друг твой осрамит тебя. Притч. 25 :9. Отступи назад, не пренебрегай, чтобы не осрамил тебя друг 180 твой. Притч. 25 :10. Ссора твоя и вражда не прекратится, но будет для тебя равна смерти. Милость и дружба освобождают 181 , сохрани их для себя, чтобы не быть тебе в поношении, сохрани пути твои блогоустроенными. Притч. 25 :11. Золотое яблоко в сердоликовом ожерелье — слово сказанное прилично. Притч. 25 :12. В золотую серьгу вставляется и дрогоценный сердолик, — (так) 182 мудрое слово входит во внимательное ухо. Притч. 25 :13. Как прохладный ветер во время жатвы бывает полезен от зноя, так верный вестник для пославших его: он доставляет отраду душам пользующихся им. Притч. 25 :14. Что ветры, облака и дожди показывающиеся 183 , то и хвалящийся ложными подарками. Притч. 25 :15. В долготерпении — блогополучие царей и мягкий язык сокрушает кости 184 . Притч. 25 :16. Нашедши мед, ешь умеренно, чтобы пресытившись не изблевать. Притч. 25 :17. Редко вступай 185 ногою твоею к другу твоему, чтобы пресытившись тобою он не возненавидел тебя. Притч. 25 :18. Кол, меч и острая стрела — человек, ложно свидетельствующий на друга своего. Притч. 25 :19. Путь 186 злого и нога законопреступника погибнут в день бедствия. Притч. 25 :20. Как уксус вредит ране и дым глазам 187 , так появившаяся в теле страсть печалит сердце. Притч. 25 :21. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. Притч. 25 :22. Если голоден враг твой, накорми его; если он жаждет, напой его. Притч. 25 :23. Ибо творя сие, ты собираешь на голову его угли огненные 188 , Господь же вознаградит тебя блогом. Притч. 25 :24. Северный ветер поднимает облака, а безстыдное лице раздражает язык. Притч. 25 :25. Лучше жить в некрытом углу, нежели в обширном доме с сварливою женою. Притч. 25 :26. Как холодная вода приятна жаждущей душе, так добрая весть из земли дальней. Притч. 25 :27. Как нехорошо заграждать источник и губить родник, так же неблогопристойно праведнику пасть пред нечестивым.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Пришли к Филарету вместе с другими и две внучки его, девицы, и сказали ему: — Благослови и нас, отче! — И вас благословит Господь, — сказал им Филарет. — Вы проведете жизнь вашу в девстве, отчужденные от сего грехолюбивого мира и не осквернившись плотскими его страстями, и недолго, но богоугодно послуживши Господу, удостоитесь принять от Него великие блага! И сбылись все эти предсмертные слова праведника; ибо обе эти благочестивые девицы поступили в монастырь девический Пресвятой Богородицы, бывший в Царьграде, и после 12-ти летнего подвижничества в девственной чистоте, посте, молитвенном бдении и других иноческих трудах обе, в одно время, с миром почили о Господе. Помолившись о своей супруге, о детях, о всех родных своих, и о всем мире, блаженный Филарет просиял лицом как солнце, и стал радостно воспевать псалом Давидов: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс.100:1). По окончании им псалма, вся комната наполнилась чудным благоуханием (как бы от пролитых благовонных ароматов). После псалма того блаженный стал произносить молитву: «Отче наш, Сущий на небесах», — когда произнес: «да будет воля Твоя!» то, подняв руки к небу и вытянувшись на одре, предал душу свою Господу; ему тогда было от роду 90 лет. Однако, и при таких преклонных летах, лицо его не изменилось, но светилось неизъяснимой красотой, как созревшее яблоко. Услышав о преставлении святого, в монастырь поспешил прибыть царь с царицею и с вельможами своими, и целовали святое лице Филарета и руки. И плакали все о кончине его и подавали щедрую милостыню бедным в память его Когда же понесли гроб Филарета к месту погребения, то глазам всех представилось поразительное и трогательное зрелище: к погребению его собралось из разных городов и селений бесчисленное множество нищих и убогих, и все они с воплями и рыданиями, как муравьи, теснились вокруг гроба его, иные — хромая, иные — ползая и взывая: — О, Господи Боже! Зачем Ты лишил нас такого отца и кормильца нашего? Кто без него напитает и оденет нас нагих и голодных? Кто приютит в доме своем странников? Кто умерших, брошенных на улице, приберет и предаст честному погребению? Лучше бы всем нам умереть прежде него, чем лишиться нам благодетеля нашего! Видя слёзы и слыша вопли этих убогих, умилялись и плакали и сам царь и царица, и вельможи их, шедшие вместе с ними за гробом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010