Для иудеев, знавших грозного, да что там говорить – кровожадного Бога, имеющего – при всей Его попаляющей ярости (ревности) – матерински нежное сердце, долгожданный Мессия, повешенный на древе и значит проклятый Богом, такая вот «слава Божия», конечно, соблазн; для эллинов с их блудодействующими богами для простонародья и бесстрастным Богом как Совершенным Мозгом для продвинутых, конечно, безумие. Ну, а для нас – ни то, ни другое; мы слишком привыкли видеть этот знак для того, чтобы думать о нем. И уж лучше бы, на мой взгляд, он был соблазном и/или безумием, чем оберегом , элементом декора, надгробным памятником, воспринимаемым как знак «невосполнимой утраты», а не как медный змей – наглядное изображение смерти, побеждающее смерть, обезвреживающее ее яд в смотрящем, не отводя глаз. Никодим, конечно же, помнил эту историю: От горы Ор отправились они [израильтяне] путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. Все мы, как известно, ужалены змеем, все умираем от яда, распалившего когда-то Еву, что предпочла Богу сделавшийся вдруг невыносимо вожделенным запретный плод (яблоко, виноград, смокву – разные предания говорят о нем по-разному); все тоскуем в пустыне по котлам Египта, его неоновым огням, ропщем, идя от них в неизвестность, навлекая этим ропотом все новые и новые беды, и всем нам дан знак, взгляд на который нейтрализует яд: хохочущая толпа, черное от мух кровоточащее мясо, растянутое на кресте, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Имел через предельное унижение и бессилие Бога, пожелавшего быть униженным и бессильным. Увидеть Его таким и значит спастись ; осознание этого парадокса, благодарное изумление ему и есть жизнь вечная . После Голгофы она дана каждому, но каждому еще предстоит в нее войти – войти здесь и сейчас, а войдя – не повернуть назад, к чему нас постоянно вынуждает все и вся.

http://pravmir.ru/smertnyj-bog/

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:18–19 ). И еще: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Что может быть утешительнее этих слов для христианской души? Ненавидит ее мир, но Бог любит ее. Чуждается ее мир, но Бог избирает ее и принимает. Скажи, скажи, пожалуйста, что лучше – быть любимым Богом или миром? Весь мир в сравнении с Богом ничто. Горька любовь мира сего, и к еще большей горести ведет. Кажется нечто снаружи, как красное яблоко, а внутри гнилости и горести исполнено. Сладка Божия любовь, утешительна и радостотворна, и к вечной радости и сладости ведет. Лучше, и несравненно лучше, быть любимым одним Богом, чем всем миром. Я желаю и выбираю это. Пусть меня весь мир ненавидит, если хочет, и делает мне, что хочет, только бы один Бог любил и по милости Своей хранил меня. Любовь и милость Его для меня больше любви и милости всего мира. Блага, Господи, милость Твоя ( Пс. 68:17 ). Для меня же к Богу приближаться – это благо ( Пс. 72:28 ). Не хочу я ничего ни на земле, ни на небе, кроме Тебя одного и любви Твоей ( Пс. 72:25–26 ). С Тобою и в сени смертной жив буду и блажен ( Пс. 22:4 ), а без Тебя и небо ничто ( Пс. 72:25 ). Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое ( Пс. 118:132 ). 4) Ты говоришь, что живущие по Евангелию в презрении находятся, и стыдно тебе презренным быть? Ответ: Истинно и то, что благочестивые души презренны в мнении мира. Но и об этом для нашего предостережения сказано Христом: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 ). Стыдно тогда будет услышать от Христа: Не знаю вас, откуда вы ( Лк 13:27 ). Вы Меня не знали – и Я вас не знаю. Меня и Моего смирения стыдились – и Я вас ныне стыжусь. Стыдно будет тогда слышать, христиане, слова эти, слышать перед всем светом, слышать от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

За богоугодными делами и святым предложением следует искушение как от диавола, так и от злых людей. Делается это попущением Божиим к испытанию человеческому: ради Бога ли делает он то, что начал, и твердо ли стоит в начатом деле. Поэтому все, что ни приключается противное ему, должно как от руки Господней посылаемое принимать и великодушно претерпевать и в начатом не ослабевать, но более преуспевать. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа ( Пс. 26, 14 ), – увещевает пророк. Бог, повелевая уклоняться от зла, также велит и делать добро: уклоняйся от зла и делай добро ( Пс. 33, 15 ); запрещая красть, похищать, также повелевает давать: просящему у тебя дай ( Мф. 5, 42 ). Следовательно: 1 . Как избегать зло, так и творить добро мы равно обязываемся. 2 . Отсюда следует, что как запрещенное делать, так и повеленного не делать – противно святому Божию закону, и потому есть грех. Ибо все, что против закона Божия делается, грех. Грех есть беззаконие ( 1Ин. 3, 4 ), – по свидетельству апостола. Не только за злые дела, но и за небрежение к добрым делам отсылает Христос в огонь вечный. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет тем, кто будет по левую сторону в день суда Своего. А почему? Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, и прочее ( Мф. 25, 41–42 ). Этому учит и святой Василий Великий в слове о суде Божием, и святой Златоуст в беседе 13-й на 3-ю главу Послания к Римлянам. Отсюда следует, что грешат те богачи, которые от имения своего не уделяют бедным, просящим у них; также и прочие грешат, которые дарования Божии скрывают в себе и не доставляют пользы, хотя и могли бы, своим ближним. А ведь эти дарования и есть те самые таланты, за которые следует нам ответ дать Господу нашему в день праведного Его суда (см. Мф. 25, 14–30 ). Видишь яблоко или цветок снаружи красивый, а внутри ядовитым червем поврежденный, который не только человеку не полезен, но и вреден. Так и человеческое дело: хотя снаружи и добрым кажется, но если от сердца, самолюбием, тщеславием и гордостью напоенного, происходит, не только ему не на пользу, но и вредит. Ибо таковой не воздает славы Богу, от Которого все добро происходит; и что Богу одному принадлежит, то он себе присваивает; Божии дарования не к Божией славе, а к своей во зло употребляет и так на том месте, на котором Бога ставить должен, себя, как идола одушевленного, ставит – и так от Бога отпадает и отступает сердцем и впадает в богомерзкий порок идолопоклонства духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Заметьте, Сам Творец всего говорит, что не надо произносить эту «пословицу», что она неверна и является народным заблуждением. Эти слова «о кислом винограде» употреблял израильский народ (не находившийся на высоком духовном уровне) во время Вавилонского плена, то есть здесь немаловажен и временной контекст. Святой пророк Иеремия передает речь, обращенную Господом к нему: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 27–30). Мы видим, что Господь уже через уста пророка просит быть осторожным с этой фразой, демонстрируя ее истинное значение. Но кто-то может сказать: «Но ведь написано: “уже не будут говорить”. Значит, так говорили ранее? Если да, то почему раньше дети отвечали за грехи родителей, а сейчас – нет?» Потомство грешников страдает, потому что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках За разъяснением обратимся к «Толковой Библии» А.П. Лопухина: «Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках» . Тут, как гласит другая, не менее знаменитая пословица, «яблоко от яблони недалеко падает». Человек, который грешит таким же злым делом, как и его предок, отвечает за свое нарушение Богом установленного Закона, а не за нарушение своего родственника. В Ветхом Завете мы можем встретить слова, которые четко указывают на то, что чадо не может быть наказано за беззаконие своего родителя: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24: 16).

http://pravoslavie.ru/111857.html

Заметьте, что на натюрмортах никогда не изображается персонаж, никогда нет человека. И никогда нет источника света. Не изображен фон, нет ни части интерьера, допустим, ни какой-нибудь картинки, висящей на стене. Композиция повторяется из картины в картину, лишь постепенно меняясь. Вместе с тем и невозможно определить время создания, часто художников разделяет большой отрезок времени, почти сто лет, например, и все равно остается эта же самая композиция. Обязательно вино, обязательно рыба и обязательно хлеб. Когда я начала это все разгадывать, я очень скоро нашла объяснение  частям — действующим лицам, хотела сказать, — этого натюрморта. Теперь я расскажу вам, как я это постепенно открывала. Господь оставил нам две книги — книгу Писания и книгу Творения. Библия полна указаний на красоту сотворенного мира. В Евангелии от Матфея так сказано, например: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» Потом вспомните, например, описание скинии, где хранится Ковчег Завета, скрижали, данные Богом на горе Синай Моисею, это поистине каталог декоративно-прикладного искусства. Несколько страниц книги Исхода занимают подробнейшие описания скинии, где Ковчег хранится, и не только скинии самой, но стола для хлебов предложения, золотого светильника, завесы, медного жертвенника. Все описано со скрупулезной подробностью в книге Исход (Исх: 25, 26, 27). Таково же описание Храма, царского дворца. Вообще мир Библии наполнен предметами. Человек пал через яблоко, как вы знаете, а через хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Христовы, он обретает спасение. Так что для нас предметы этого мира, нашего быта полны смысла, полны глубокой жизни. Сознание древних людей наделяло мир предметов человеческими свойствами, одухотворяло материальное, очеловечивало нечеловеческое. В сказках вещи оживают, ощущаются как добрые или хищные. Желание материализовать чудо свойственно вообще человеку, и тем более человеку-художнику.

http://pravmir.ru/natyurmort-kak-izobraz...

Затем появляются кораллы и инфузории, а также ракообразные организмы различных пород, а еще выше выступают исполины пресмыкающиеся, панцырные чудовища и ящерицы. Из них особенно известны ихтиозавр, гилеозавр, плезиозавр и птеродактиль. Все они поражают своими исполинскими размерами. Ихтиозавр имел до 40 футов длины, с видом ящерицы, с головой дельфина и с зубами крокодила; глаза у него страшно велики и глазное яблоко защищено кругообразно расположенными косточками склеротики; хвост снабжен кожистым рыбьим плавником. Гилеозавр имел до трех саженей в росте, с сильно развитым гребнем на спине и с костными образованиями на коже, и вообще представлял страшный вид ящерицы. Плезиозавр имел вид гигантской черепахи с длинною шеею в 20 футов, с маленькой змеиной головой и жалом в 6 футов длины. Птеродактиль – был как бы летающий дракон, с крыльями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, – вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров, до трех сажен в растопыренных крыльях. Некоторые из этих чудовищ встречаются еще и теперь, но только теперешние представители их – ничтожные карлицы в сравнении с своими предками. Так ослабела производительная сила стареющей земли! Птицы были также огромных размеров, и остатки их можно видеть в теперешних страусах. „И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле». И был вечер, и было утро: день пятый. 54 Примеч. В согласии с естественно научными изысканиями последнего времени можно представить себе историю шестого дня творения в следующем изложении. Вода и воздух наполнились жизнию, но оставалась еще пустынною третья часть земли – суша, та именно, которая представляет наиболее удобств для жизни живых существ. Но вот настал период ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

И вновь взывает плоть Христова: 2:4–5 Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь: Утвердите мя в мирех, положите мя в яблоцех: яко уязвлена (есмь) любовию аз. 2:4–5 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Введите мя в дом вина – вопияла плоть Христова, введите меня на страшную Голгофу, сей Дом пира Моего, Дом вина. Пусть там прольется кровь Моя. Там подкрепите Меня вином крови Моей. «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). И час сей настал. И взметнулось знамя креста Его надо мною , и знамя сие Голгофское – любовь , любовь крестная. Страждет на кресте плоть Сына Человеческого, страждет и вопиет: Жажду ( Ин. 19:28 )! Подкрепите меня вином ! И некий воин, напоив губку кислым вином (уксусом), омочил жаждущие уста Его. Жажду испить вино страданий, но освежите же Меня яблоками ! Боже мой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил! Освежи Меня, Яблоко Божества! Плоды божественной Яблони сладки для гортани Моей ! Но где же Ты, Боже? Я изнываю – и никто уже не освежит Меня... Уязвлена есмь любовию аз, плоть Твоя. О, Логос божественный, Жених возлюбленный! Плоть Твоя, Невеста, уязвлена любовию есть. Пять язв, пять страшных ран отверсты, от них струится кровь, от них струится любовь. Я изнемогаю от любви – вопиет на Кресте уязвленная любовью плоть Христова. Плоть Христова: 2:6 Шуйца Его под главою моею, и десница Его обимет мя. 2:6 Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Слово превечное! Шуйца Твоя под главою Моею. Скорби посещают Меня. Скорби и страдания. Я странствую по земле, но Мне негде главы Моей приклонить. Под главою моею шуйца Твоя. Левая рука Твоя часто посещает Меня. Она под главою Моею, когда увенчал Ты ее терновым венцом. Слово превечное! Но ведь и десница Твоя обимет Мя! Как часто правая рука Твоя обнимает Меня многочисленными благодеяниями, утешает и укрепляет Меня! Шуйца Твоя привела на крест Меня, она под главою Моею – и бездыханно склонилась глава Моя...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И далее мы читаем: «Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Мф. 2: 21). Здесь под словом «пришел» надо понимать «восшел», «поднялся», ибо возвращение в Святую землю всегда на еврейском языке означает восхождение , а удаление от нее – нисхождение . И далее мы читаем: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф. 2: 22). Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Трех сыновей оставил Ирод: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелаю приказал быть царем, а прочим тетрархами. Иосиф побоялся возвратиться в землю Израиля, то есть Иудею, потому что Архелай был подобен своему отцу. Антипа же – это новый Ирод, который убил Предтечу». Действительно! Все наследники наследуют и принимают на себя не только преимущества положения уходящих, но и их греховность и испорченность. Следовательно, если хочешь понять, кто пришел к власти, проследи по цепочке назад на два, три поколения – и поймешь суть нового правления. Библия учит, что грех и его проклятие тяготеют над наследниками, следовательно, и потомками «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20: 5). Как говорится в русском народе: яблоко от яблони недалеко падает. И мы читаем последний стих 2-й главы: «и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23). Словами: «реченное через пророков» – апостол Матфей указывает на 2-й раздел еврейской Библии, которая делится на три части: Закон (Тора), Пророки (Набиим) и Писания (Кетубим). Данная цитата встречается в Книге Судей 13: 5. Книга Судей в еврейской традиции считается 1-й Книгой в разделе «Ранние пророки». Именно поэтому апостол Матфей и пишет: «реченное через пророков». Здесь слово «пророков» во множественном числе, ибо среди авторов 2-го раздела еврейской Библии много пророков, а не один, как в случае с Моисеем, автором Торы (Пятикнижия), 1-го раздела еврейской Библии. Апостол Матфей, называя Христа Назореем, еще раз подчеркивает Его самоуничижение

http://pravoslavie.ru/93278.html

И день обратился в ночь. В ночь греха, неведения и богоотчужденности. Ночью явился Жених в сад, где дремала Суламифь, и он не был пуст, Он обрел там Деву (5:1–2)! Ева скрылась от лица Божия, устыдившись в страсти своей. Дева, уцеломудрившись, «на ложе своем ночью искала Того, Которого любила душа Ея» (3:1). Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста (воплотилось Слово в саду чрева Пречистой); набрал мирры моей с ароматами моими (через Тебя, Мати, приобщился горечи страданий земных), поел сотов с медом моим (вкусил от сладости добродетелей Твоих, о, Мати!), напился вина моего с молоком моим (Ты упоеваешь Меня радостию сердца Своего, созерцающего тайны, и молоком Слова, Мати Моя!) (5:1). Бог вновь явился в Сад, и он уже не пуст. Там – Дева. И туда введет Он всех от рода Ее. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (2:1). Средь терниев Евы, произрасла Лилия Девы. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей (2:3). От плода запретной яблони юноши – сей род Адамов – подпали под проклятие. Вкусившие запретной яблони, теперь в поте лица своего должны были добывать хлеб свой. От жен, в болях рождающих, явились мужи, в трудах и поте ядущие хлеб свой. От терниев долин (женский род) дерева лесные (род мужской). Но, вот – Лилия !, и от Нее – Яблоня . Ева родила Каина-убийцу, Дева – Христа-Жизнодавца. Ева в преслушании протянула руку к яблоне, и появились тернии. Дева, чистая лилия , в послушании Своем произрастила Яблоню-Христа. И в тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей . Не смертоносны они, а даруют жизнь, и жизнь вечную! «Цвете неувядаемый, радуйся, едина прозябшая яблоко благовонное. Радуйся, рождшая благоухание единого царя. Радуйся, неискусобрачная, мирови спасение» (Триодь постная, суббота акафиста, утреня, канон, песн. 1). Под яблоней родились грех и смерть. Под яблонью же – святость и жизнь. Под яблоней разбудила я тебя (под яблоней усыпила Ева бдительность Адама, и все уснули смертью; под яблоней «разбудила» Дева Второго Адама, родивши Его, и все проснулись к жизни); там родила тебя мать Твоя, там родила тебя родительница твоя (8:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И запах от ноздрей твоих , Дева, как от яблоков гранатовых. Ноздри имеют свойство обонять запахи, но здесь они как бы источают их, как и очи не только принимают свет, видят, но и вперяются в то, на что смотрят. Пречистая ноздрями таинственно вдыхала аромат Духа Божия, и Дева стала Матерью Божией. Восприяв аромат Духа, Она источила благоухание Христа Сына Божия. И запах от ноздрей твоих, как от яблоков . Ева обоняла аромат смертоносный запрещенного яблока, а Дева дала миру живоносный аромат Христа, Божественной Яблони (2:3). Яблоко вместо яблока. Жизнь вместо смерти. 5 . Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Лента алая – губы Невесты Неневестной, ибо лобызала Она окровавленного бездыханного Сына Своего, Жениха крови, с креста на Голгофе снятого. Уста твои , Пречистая, любезны – ибо источают сладкозвучные речи о божественном Сыне Своем. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему . Желала Святая Дева лобзаний уст Его, ибо ласка Его лучше вина (1:1). И Он пришел и воплотился в Ней – то было лобзание уст Его. Божество коснулось человеческой плоти. Но и Ее уста были любезны Ему. От них истекало отличное вино Ее материнской любви. Оно течет прямо к Другу Моему. Отличное вино Ее материнской любви упоевало Богомладенца, уста Которого не рабами, а друзьями нарекли людей, учеников Своих ( Ин. 15:15 ). От Нее, Пречистой Девы, произрастала истинная виноградная Лоза в вертограде мира сего. О том в Субботу Похвалы Божией Матери воспевает святая Церковь Приснодеве: «Лозо истинная, грозд зрелый возделавшая, вино источающий, душы веселящее верою тя славящих» (Триодь пост., суб. акаф., утреня, канон, песнь 7). Чудное отличное вино любви Богородицы не только течет к Другу Её, ко Христу, но и услаждает уста утомленных . К кому, как не к Ней взывают, надеясь на помощь и усладу, уста утомленных суетою, горестями и злобою этого мира! 6 . Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010