В царствование Алексея Михайловича среди царских иконописцев одно из видимых мест занимал грек Апостол Юрьев. Тогда в Государевом Оружейном Приказе работало не мало иностранных художников, – были тут армяне (напр., Иван Богданов Салтанов), поляки (Станислав Лопуцкий), греки и другие. Апостол Юрьев был родом из Афин. Приехал же он в Москву 26 декабря 1659 года из Молдовалахии «По твоему Великого Государя указу, – пишет Апостол Юрьев в своей челобитной Государю, – и по грамоте при Никоне Патриархе в Молдавской и Волоской земле велено выслать к тебе, Великому Государю, в Москве нас иконописцев добрых и нас, Государь, иконописцев обрелось в той земле три человека». Не имея денег на проезд до Москвы, эти иконописцы заняли у гречан торговых людей, сто ефимков и пустились в дальний путь. Не легка была эта дорога – на ней оба товарища Апостола Юрьева умерли. («И судом, Государь, Божиим, говорит Юрьев, тех моих двух товарищей, на дороге не стало»). По своему приезду в Москву, Апостол Юрьев вместе с другими приезжими греками представлялся Государю, при «Царской Светлости очи видели и у руки был». В Посольском Приказе Юрьев заявил, «что приехал он к Великому Государю послужить на время иконным письмом. И Великий Государь Царь указал того иконописца отослать из Посольского Приказу в Оружейный приказ». Заведовавший Оружейным Приказом окольничий и оружейничий, Богдан Матвеевич Хитрово, приняв Юрьева в Оружейный Приказ, велел ему 9 января 1660 года, несомненно желая убедиться в степени его иконописного искусства, написать три иконы «Спасов образ Вседержителя на престоле, Покрова Пречистыя Богородицы, Преображение Господа нашего Иисуса Христа. А к тому иконописному делу дано ему, Апостолу, красок сурику, бакану виницейского, голубцу, яри виницейской, зелени, черлени, по 5 золотников, белил полфунта, чернил тож, сусального золота 30 листов». 11 января Апостол Юрьев приступил к работе, при чем ему было отведено помещение на Патриаршем дворе («велено мне жить на Патриаршем дворе в палатах») в палатах и назначено содержание – поденного корму по десяти денег на день «да вина с кружечного двора по три чарки, да по две кружки пива, да меду по кружке».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней 6 мая, день святого Георгия Победоносца, Юрьев день Святой Георгий, икона монастыря Зограф, Афон   6 мая, день святого Георгия Победоносца, Юрьев день   Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви.Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве.   День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси,навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».   Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (1238; память 4/17 февраля), сложивший голову в битве на Сити.   Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец всадник, поражающий змия стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией страной Георгия).   В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - " Юрьев день, " в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1092

Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты 1. История Петропавловского монастыря в XVII – XX вв. 1.1. Основание и упразднение монастыря в XVII – XVIII вв. На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами. В 1764 г. монастырь был упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, построенная в 1674 г., поступила в ведение Архангельского мужского монастыря, а находившаяся при ней и принадлежавшая ей земля под названием «пустошь Петропавловская» перешла в пользование казенных крестьян села Федосьина, которые по преданию принадлежали Петропавловскому монастырю на правах вотчинного владения. На протяжении нескольких веков церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник. В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб». 1.2. Деятельность Д.М. Курбатова по возобновлению Петропавловской церкви, кон. XVIII в. В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей». Эти события подтверждаются сведениями, отображенными на сохранившемся плане города Юрьев-Польского (первой половины XIX в.), где под номером 16 значится деревянная Петропавловская церковь, возобновленная юрьевским купцом Курбатовым. При церкви по высочайшему соизволению были выстроены деревянные корпуса богадельни. На планах отмечено на одном — 8, на другом — 9 корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=17351

Закрыть itemscope itemtype="" > Там, где всегда Юрьев день 26.03.2016 910 Время на чтение 11 минут 12 апреля вся страна будет вспоминать Юрия Гагарина. На его малой родине к годовщине неплохо подготовились: посетителям местных музеев теперь рассказывают полную правду. О том, что в действительности происходило накануне и во время экспедиции. Подробности героические, однако шокирующие. Юрий Гагарин, по сути, вернулся с того света. Крестьянский сын Маршрут экскурсионной поездки всегда начинается с деревни Клушино, где будущий первый космонавт родился. От города Гагарин (бывший Гжатск) недалеко, всего 25 километров. До Великой Отечественной это было крупное село, насчитывавшее более сотни дворов. Но во время войны немцы взорвали церковь, а советская авиация хорошо прошлась по высотке, уж больно точка приметная. Люди селились тут издревле. - Здесь давно находят богатые клады монет, что является свидетельством наличия крупного поселения. Сохранилось и его название - удельный город Галкин. Об этом в XIX веке писал смоленский краевед Алексей Львов, ссылаясь на некие древние источники. До нас они не дошли, скорее всего, сгинули в годы войны. Чей это был удел и когда - неизвестно. Однако есть информация о неких князьях царского рода, которые тут правили, - рассказывает старший научный сотрудник «Объединенного мемориального музея Ю.А. Гагарина» Татьяна Игорева. И вот, в эти исторические места в конце того же XIX столетия прибыл уроженец Чухломы (Костромская губерния), отставной солдат Иван Федорович сын Гагарин. Женился, «сел на землю». Семья его славилась трудолюбием, появился достаток. От домика до виднеющегося где-то у горизонта леса - все поле когда-то было гагаринской семейной «вотчиной», в советское время об этом вспоминать не любили. Приличный надел, лошадь, коровы, свиньи, овцы, громадное стадо гусей. Именно с таким прибытком Алексей Иванович Гагарин встретил коллективизацию. Не артачиться уговорил его друг, парторг из соседней деревни по фамилии Воронин. Благо, обобществить пришлось только землю. Большую же часть имущества и всю многочисленную живность Гагарины сохранили в виде подсобного хозяйства. Собственно, в нем «сын Земли» и начинал трудовую биографию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Основание Юрьева монастыря относится к 1030 году. Великий князь Ярослав Владимирович I, нареченный в крещении Георгием, в честь своего Ангела, в 1030 году основал как город Юрьев после победы над Чудью 975 , так и храмы в Новгороде 976 , и в Киев 977 . Из этих храмов новгородский Георгиевский, основанный Ярославом в Юрьеве монастыре, вероятно, был деревянный, или же каменный, но не в больших размерах. После того, с 1092 года построенный Ярославом Юрьев монастырь был распространен, особенно же с того времени, как воздвигнута в нем каменная Георгиевская церковь . Основание этой церкви, или же, может быть, намерение построить ее принадлежит правнуку Ярослава 1-го, Мстиславу Владимировичу, нареченному также Георгием, а самое построение ее сыну его Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу (1119 г.). О построении этой церкви в Новг. I летописи сказано под 6627 годом: 978 «Заложи Кюрияк игумен и князь Всеволод церковь камену, монастырь святого Георгия, Новегороде». А в Новг. III летописи под тем же годом яснее показано 979 «в лето (6б27 великий князь Всеволод Мстиславич заложил церковь каменную в Великом Новегороде, и игумен Кириак 980 , от града за три поприща, во имя святого великомученика Георгия, и сотвориша монастырь велий и братию собраша; и соверши великий князь Всеволод Мстиславич, и освятиша в лето 6648 981 , июня в 29 день, на память святых Апостол Петра и Павла, а мастер трудился Петр». По указанию этих летописей следует принять, что каменный Георгиевский храм был строен хотя св. Всеволодом Мстиславичем, но не без воли отца своего Мстислава Владимировича, как видно из жалованной грамоты в. к. Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Юрьеву монастырю (1128–1132) 982 . Постройка сия произведена в то время, когда игуменами в Юрьеве монастыре были Кириак, скончавшийся в 1128 году, и за ним Исаия. Мастером при постройке был некто Петр, может быть, из числа первых русских художников, обучившихся искусству у Греков 983 . Время, употребленное на постройку собора, хотя и не означено ясно и определенно в летописи; впрочем, видно, что оно продолжалось не менее десяти лет (1119–1130) 984 ; собор окончен при игумене Исаии и освящен, вероятно, в 1130 году 29 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Содержание Введение Глава 1. Античный полис и полисная система ценностей Глава 2. Кризис традиционных римских ценностей и христианские ценности и ментальные установки Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Глава 4. Почитание святых мучеников в античном христианстве Глава 5. Основные черты средневековой христианской ментальности Глава 6. Раннехристианские мученики в восприятии христиан средневековой Европы Глава 7. Мученики раннего христианства и ислама: сравнительный анализ Глава 8. Раннехристианские мученики в восприятии православных христиан и христиан-католиков Глава 9. Историческая трансформация образа Святого Великомученика Георгия Победоносца в общественно-политическом и личном восприятии     Введение Татьянин день, день святого Валентина, Юрьев день – эти дни памяти святых известны каждому христианину: православному или католику. Да и не только верующим. Студенты отмечают Татьянин день, влюбленные – день святого Валентина, на Рождество во многих странах ожидают Санта Клауса (святителя Николая). Но далеко не все знают, что за этими именами, далекими от нас во времени и обретшими для многих из наших современников некий символический, абстрактный смысл, стоят реальные люди. Все они жили еще в эпоху античности, когда христианство было гонимой религией в Римской империи. Они стали борцами за веру – мучениками, отдавшими свою жизнь за веру во Христа, либо исповедниками, подвергшимися преследованиям, истязаниям, но оставшимися в живых и не сломленными в своей вере. И таких людей было много. В православном и католическом календарях большинство дней посвящены памяти святых христианских мучеников за веру. Многие мученики, почитаемые христианами, жили в период раннего христианства. Прошло много веков, и наши современники нередко даже не задумываются о подлинном смысле того или иного праздничного дня, деяниях людей, в память которых он отмечается. Следует заметить, что на протяжении столетий и тысячелетий символический смысл, вкладывавшийся в образ многих раннехристианских мучеников, претерпел существенные изменения в массовом сознании. Мученики, исповедники обретали функции покровителей целых государств, городов, средневековых цеховых ремесленников, иных различных групп людей, к ним обращали молитвы о здоровье, урожае и т. д. Многое из этого стало настолько обыденным, что первооснова отошла на дальний план и часто о подвиге святых просто не вспоминают. Например, святой великомученик Георгий, как правило, ассоциируется с военными победами, глубокий этический смысл вкладывается в изречение «Вера, Надежда, Любовь». Но кто задумывается над тем, что все эти люди приняли мученическую смерть за исповедание христианской веры? Время немало изменило в восприятии их образов, и важно знать, почему так произошло, какими были реалии времен жизни мучеников и как на протяжении веков воспринимался их подвиг за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_66167.html 19 июня 2009 Режиссер Александр Прошкин: " Я склонен верить в стояние Зои " Фильм " Чудо " – в конкурсной программе Московского кинофестиваля, который открывается сегодня вечером Источник:  http://www.izvestia.ru Известия-недели Открывается 31-й Московский международный кинофестиваль сегодня фильмом Павла Лунгина " Царь " . Лунгин же возглавляет жюри, которому предстоит определить лучший из 16 конкурсных фильмов. Россию в главной программе кинофестиваля представляют три картины: " Палата N6 " Карена Шахназарова, " Петя по дороге в царствие небесное " Николая Досталя и " Чудо " Александра Прошкина. Накануне открытия кинофестиваля Анна Федина (Vogue, специально для " Недели " ) посмотрела ленту " Чудо " и побеседовала с ее создателем. – Московский кинофестиваль открывается " Царем " , в котором Ивану Грозному противостоит митрополит Филипп. Ваше " Чудо " рассказывает о девушке, которая пустилась в пляс с иконой и окаменела. В прошлом году одним из самых успешных наших фильмов был " Юрьев день " , где главная героиня вела себя, как Мария Магдалена. Два года назад был побивший все рейтинги " Остров " про убийцу, ставшего монахом. С чем, по-вашему, связано столь активное увлечение темой религии? – За всех отвечать не могу. Но думаю, что религиозность нашего народа все-таки сильно преувеличена. Иначе весь ХХ век не громили бы так ожесточенно церкви. Да, перед телекамерами сейчас все крестятся, особенно те, кто чувствует, что совесть нечиста, а потому пытается заручиться поддержкой сверху. В " Чуде " таков герой Маковецкого – чиновник по делам религии, который вроде как церковь прижимает, но все про нее и про себя понимает и потому сам потихоньку крестится... Но привычки по воскресеньям ходить на службу в России нет, и объединения народа на почве религии не происходит. Если бы оно было, мы могли бы между собой договариваться. Но в нашей стране церковь, к сожалению, не выполняет своих общественных функций.

http://religare.ru/2_66167_1_21.html

ГЛАВА ПЯТАЯ. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА III Смерть и завещание Uoahha III . – Договор сыновей Иоанновых при жизни отца. – Титул Uoahha III . – Форма обращений вельмож и служилых людей к великому князю. – Печати. – Казна великокняжеская. – Богатство удельных князей. – Доходы великокняжеские. – Образ жизни великого князя. – Сравнительное положение великих князей московского и литовского. – Князья и бояре в Москве. – Крестоцеловальные записи. – Новые придворные чины. – Двор великой княгини. – Богатство князей-бояр. – Кормления. – Поместья. – Войско в Северо-Восточной и Юго-Западной России. – Приказы. – Города Юго-Западной России. – Магдебургское право. – Внешний вид русского города. – Пожары. – Сельское народонаселение. – Юрьев день. – Сельское народонаселение в литовских владениях. – Бедствия. – Торговля. – Искусства. – Почты. – Церковь . – Ересь жидовская. – Иосиф Волоцкий . – Меры к улучшению нравственности духовенства. – Заботы о грамотности. – Богорадное житие в монастырях. – Поучения. – Материальное состояние духовенства. – Вопрос: следует ли монастырям владеть населенными имениями? Связь русской церкви с восточною. – Состояние православного духовенства в литовских владениях. – Судебник Uoahha III и судебник Казимира литовского. – Народное право. – Общественная нравственность. – Литература. 27 октября 1505 года умер Иоанн III, на 67-м году от рождения, на 4-м – княжения, пережив вторую супругу, знаменитую Софию, только двумя годами и несколькими месяцами. В завещании своем Иоанн, подобно предшественникам, поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем; но старшему, Василию, дано 66 городов, и в том числе самые значительные: Москва, Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Коломна, Переяславль, Ростов, Нижний, Суздаль, Муром, кроме того, волости князей Мезецкого, Новосильских, Одоевских, Белевских, Щетинина, Заозерье, Заволочье, Югра, Печора, Пермь Великая, князья Мордовские, вся Вятская земля с арскими князьями, жалованная вотчина князя Бельского (Лух и проч.), Корельская земля с Лопью, лешею (лесною) и дикою, Поонежье и Двинская земля, тогда как всем остальным четверым сыновьям вместе дано менее половины городов, именно только 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Дирижера Валерия Халилова хоронили под плач «Адажио», которое он сочинил Архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий служит заупокойную литию, а потом просит всех молиться за «воина Валерия»: «Ответить любовью за его любовь к нам, за его любовь к Отечеству». Во Владимирской области простились с дирижером Валерием Халиловым. Валерия Халилова должны были хоронить в воскресенье, но поднялась метель, ветер заносил дороги снегом, и весь день, и всю ночь злилась вьюга. А наутро, в понедельник, метель успокоилась и любимую владимирскую землю дирижера покрыл мягкий туман, как будто зима приготовила ему колыбель – всюду белый снег, ни ветерка, ни мороза. Молоденькие курсанты переминаются с ноги на ногу, юные музыканты из военного оркестра греют губами мундштуки и продувают трубы – «А если бы мороз под 30, как неделю назад?» Гроб с телом Валерия Халилова после отпевания в Москве перевезли в Скорбященский женский монастырь в деревне Хмелево Киржачского района. А хоронить художественного руководителя ансамбля имени Александрова было решено на Михайло-Архангельском погосте близ деревни Халино. Эти места – его «малая родина», именно здесь Валерий Халилов провел детство и всем сердцем любил их. Здесь же он завещал и похоронить себя. «Меня крестили в четыре года, – рассказывал Валерий Халилов в одном из интервью. – Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры – я и вовсе не понимаю!»

http://pravmir.ru/pod-muzyiku-ego-orkest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Круглый стол «Образ православного священника в современном кинематографе» состоялся в рамках XVIII Рождественских чтений 30.01.2010 407 Время на чтение 4 минуты Поисками типичного образа православного священника в современном кинематографе занимались участники круглого стола, который состоялся 28 января в Центральном доме кинематографистов в рамках XVIII Рождественских образовательных чтений , сообщает Благовест-Инфо. Конференц-зал не смог вместить всех желающих послушать дискуссию, в которой, как было обещано в программе, должны были принять участие известные режиссеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Александр Прошкин, актер Сергей Маковецкий. Однако мэтров на заседании не оказалось. Тему обсуждали организаторы кинофестивалей «Радонеж» и «Золотой витязь», кинокритики, священники и представители общественных организаций. Более адекватно донести информацию о современной Русской Православной Церкви, о жизни и служении священников может документальное кино, а не художественное. По крайней мере, в этом были согласны все участники круглого стола, в том числе – присутствовавший на встрече герой одной из документальных лент – «Русский заповедник», протоиерей Виктор Салтыков. По его мнению, необходимо рассказывать о Церкви с помощью кино, но киношникам «не надо соваться в область общения человека с Богом – это очень интимная вещь». «Священник – это герой нашего времени», – считает председатель братства «Радонеж» Евгений Никифоров, президент одноименного кинофестиваля. По его словам, общество нуждается в киновоплощении образа такого священнослужителя, которому «можно доверить судьбу России и свою личную как духовнику». Удачных подобных примеров на круглом столе вспомнили немного. Так, актер и режиссер, президент кинофестиваля «Золотой витязь» Николай Бурляев назвал имя режиссера Андрея Тарковского, который, по его словам, «первым поставил фильм, не порочащий образ священника». Этот же фильм – «Андрей Рублев» – назвал лучшей лентой, связанной с церковной проблематикой, Лев Карахан – продюсер, кинокритик. Из недавних фильмов только «Остров» , по его мнению, «при всех его огрехах», дает зрителю возможность прикоснуться к «живому духовному опыту». Другие фильмы: «Любить по-русски», «Мусульманин», «Юрьев день», «Чудо», «Поп» – говорят о «боязни» режиссеров «приблизиться к священнику», считает кинокритик. Между тем, именно кинематограф может «снять дистанцию между Церковью и обществом», развеять опасения тех, кто видит в Церкви «новую идеологическую удавку», и привлечь тех, кто «мог бы двинуться в сторону Церкви», размышляет Л.Карахан.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/30/kr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010