«Великий государь царь, – говорит указ, – и сын его великий государь царевич пожаловали, во всем своем государстве от налога и от продаж велели крестьянам давать выход». Но отказывать и возить крестьян могли только: дворяне, которые служат из выбору, жильцы, дети боярские городовые, городовые приказчики, иноземцы всякие, Большого дворца люди всех чинов (ключники, стряпчие, ситники, подключники), Конюшенного приказа приказчики, конюхи стремянные и стряпчие, ловчего пути охотники и конные псари, сокольничья пути кречетники, сокольники, ястребники, трубники и сурначеи, царицыны дети боярские, всех приказов подьячие, сотники стрелецкие, головы козачьи, Посольского приказа переводчики и толмачи, патриаршие и архиерейские приказные люди и дети боярские. Срок крестьянского отказа и возки прежний – Юрьев день осенний да после него две недели; пожилого крестьяне платят по Судебнику рубль и два алтына. Крестьяне не могли переходить: в дворцовые села и черные волости, за патриарха, архиереев, за монастыри, за бояр, окольничих, дворян больших, за приказных людей и дьяков, за стольников, стряпчих, голов стрелецких; а в Московском уезде и в Московский уезд из других областей запрещено было отказывать и возить крестьян всем людям без исключения. Кроме того, было постановлено, чтоб один человек от другого мог вывезти не больше двух крестьян. В 1602 году новое постановление было подтверждено; велено было в городах и по сельским Торжкам биричу кликать несколько раз: кто из крестьян хочет за кого идти в крестьяне же может, как и в прошлом году, выходить на Юрьев день осенний, чтобы таких крестьян помещики и вотчинники выпускали из-за себя со всем их имением, без всякой зацепки и в крестьянской возке между людьми боев и грабежей не было бы, силою дети боярские крестьян за собою не держали бы и продаж им никаких не делали; а кто станет крестьян грабить, из-за себя не выпускать, тем быть в большой опале. Очень вероятно, что голод, свирепствовавший в это время, был причиною налогов и продаж, которые заставили прибегнуть к означенной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1847 году А.И. Герцен уезжает за границу. Следующие два года становятся переломными в его судьбе. Разочарование в революционном потенциале Европы, тоска по Родине, личные неурядицы вызывают у него в этот период жесточайший душевный кризис, окончившийся радикальным изменением мировоззренческих позиций. Александр Иванович приходит к мысли об особом месте и роли России в процессе исторического развития – в направлении создания социалистического общества. На пути осуществления социалистического идеала стояли, однако, два серьезных препятствия. Это, во-первых, «немецкая» монархия в России и, во-вторых, патриархальный строй самой общины. А.И. Герцен понимал, что для преодоления этих препятствий необходима социальная революция. И он начинает бороться за ее осуществление. В начале 50-х гг. Александр Иванович создает «Вольную русскую типографию» в Лондоне и выступает с жесткой критикой николаевского режима. В конце июня 1853 года вышла первая прокламация «Юрьев день! Юрьев день!» Затем была отдельной брошюрой опубликована «Крещеная собственность». А.И. Герцен занимается налаживанием каналов переброски литературы в Россию. Постепенно у него начинают появляться сотрудники, присылающие в Лондон материалы и помогающие в написании прокламаций. Одновременно Александр Иванович активно публикуется в западноевропейской прессе. В конце 40-х — начале 50-х гг появляются его крупнейшие работы посвященные обоснованию теории «крестьянского социализма»: «Россия» (1849 г.), «О развитии революционных идей в России», «Русский народ и социализм» (1851 г.), «Старый мир и Россия» (1854 г.). В начале 50-х гг. А.И. Герцен становится крупной, значимой идейной силой, способной оказывать существенное влияние не только на все более увеличивающийся круг русских эмигрантов за границей, но и общественное мнение в самой России. Вместе с ростом авторитета Герцена усиливается влияние проповедуемых им идей социализма. Пик популярности А.И. Герцена приходится на вторую половину 50-х гг. XIX века. В годы подготовки крестьянской реформы в России основанный им за границей журнал «Колокол» читает не только демократическая интеллигенция, но и крупные государственные чиновники. Его критики боятся, как огня. Экземпляры «Колокола» появляются даже на рабочем столе императора Александра II.

http://pravmir.ru/vo-chto-veril-gercen/

Названы победители конкурса кинематографистов «Весенний Георгий 2004» Киев, 17 июня 2004 г. С 19 по 21 мая 2004 года в городе Киеве в главном управлении внутренних войск УМВД Украины проходил шестой международный конкурс фильмов и телерадиопрограмм на правовую и правоохранительную тематику. Авторитетное жури конкурса возглавили ведущие кинорежиссеры стран СНГ, сообщает пресс-центр «Лествица» Днепропетровской епархии Украинской  Православной Церкви. Среди них председатель международного жюри, лауреат государственной премии СССР, народный артист Украины, кинорежиссер, сценарист Григорий Кохан ( " Рожденная революцией " 1977 г., " Ярослав Мудрый " 1981 г. " Стамбульский транзит " 1993 г.); сопредседатель международного жюри актер, режиссер, сценарист, заслуженный артист России Борис Галкин: актер, народный артист Украины Владимир Талашко ( " В бой идут одни старики " ). На конкурсе «Весенний Георгий 2004» были представлены работы из Украины. России. Кыргызстана, Белоруссии и других стран СНГ. Всего в конкурсе приняло участие более 270 работ. " Весенний Георгий 2004 " выявил лучшие работы теле и радио компаний о деятельности правоохранительных структур. Жюри, прежде всего, оценивали качество и зрелищность предоставленных работ. С помощью конкурсных просмотров был определен общий уровень кинопрограмм и фильмов. Супер гран-при конкурса статуэтку " Большой Золотой Георгий " жюри присудило работе " Протокол. Расследование. " производство телекомпании НТВ - Москва. Программа " Вызов " совместный проект телекомпания Приват ТВ-Днепр и ЦОС УМВД Украины в номинации " информационная программа " получила два специальных диплома финалиста конкурса. Студия " Лествица " на фестивале представила работу режиссера Евгения Вагнера " Юрьев День " . В номинации " мемориальная программа/фильм " жюри присудило победу (I - премия) студии " Лествица " . Фильм " Юрьев День " отмечен дипломом финалиста конкурса и награжден специальным призом " Георгиевская лента 2004 " . На торжественной церемонии закрытия, автор и руководитель проекта " Весенний Георгий 2004 " Валерий Потапенко отметил, что в этом году организаторы попытались сместить внимание и акценты к авторам и создателям работ, уровень которых из года в год свидетельствует о высоком профессионализме. 17 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10190.html

Брякнула сабля, нечаянно за что-то задевшая. Что за странность? С усилием открываю глаза и слышу мягкий, симпатический голос: «Вставайте!» Смотрю: квартальный или частный пристав, с красивыми бакенбардами. Но говорил не он; говорил господин, одетый в голубое, с подполковничьими эполетами. — Что случилось? — спросил я, привстав с кровати. — По повелению… Смотрю: действительно «по повелению». В дверях стоял солдат, тоже голубой. У него-то и звякнула сабля… «Эге! да это вот что!» — подумал я. — Позвольте ж мне… — начал было я… — Ничего, ничего! одевайтесь… Мы подождем-с, — прибавил подполковник еще более симпатическим голосом. Пока я одевался, они потребовали все книги и стали рыться, не много нашли, но всё перерыли. Бумаги и письма мои аккуратно связали веревочкой. Пристав обнаружил при этом много предусмотрительности: он полез в печку и пошарил моим чубуком в старой золе. Жандармский унтер-офицер, по его приглашению, стал на стул и полез на печь, но оборвался с карниза и громко упал на стул, а потом со стулом на пол. Тогда прозорливые господа убедились, что на печи ничего не было. На столе лежал пятиалтынный, старый и согнутый. Пристав внимательно разглядывал его и наконец кивнул подполковнику. — Уж не фальшивый ли? — спросил я… — Гм… Это, однако же, надо исследовать… — бормотал пристав и кончил тем, что присоединил и его к делу. Мы вышли. Нас провожала испуганная хозяйка и человек ее, Иван, хотя и очень испуганный, но глядевший с какою-то тупою торжественностью, приличною событию, впрочем, торжественностью не праздничною. У подъезда стояла карета; в карету сел солдат, я, пристав и подполковник; мы отправились на Фонтанку, к Цепному мосту у Летнего сада. Там было много ходьбы и народу. Я встретил многих знакомых. Все были заспанные и молчаливые. Какой-то господин, статский, но в большом чине, принимал… беспрерывно входили голубые господа с разными жертвами. — Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — сказал мне кто-то на ухо. 23 апреля был действительно Юрьев день. Мы мало-помалу окружили статского господина со списком в руках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Судебник 1550 г., который был принят при Иване Грозном, в силу сложившихся исторических обстоятельств, сохранил за крестьянами право перехода в Юрьев день, лишь увеличив плату за «пожилое». Это было малой уступкой молодого царя на требования служилых людей. Непрерывные войны на три стороны - на востоке с татарами казанскими, на юге с татарами астраханскими и крымскими, на западе за выход к Балтийскому морю с Ливонским орденом, Великим Княжеством Литовским, Польшей, Швецией - истощили силы государства, привели к экономическому кризису. Что подтолкнуло власти к переписи вотчинных и помещичьих земель в 1581-1592 гг. Были введены «заповедные годы», в которые запрещался переход крестьян в Юрьев день. Эта мера поначалу была непостоянна и не на всей территории государства. По окончании переписи специальный Указ и вовсе запретил переход. В ответ крестьяне бежали на окраины государства, на вольные, не освоенные земли. Законодательство тем временем ужесточалось. Начало 17 века было временем мощной этногенетической бифуркации в русском этногенезе. Она выражалась временным состоянием распада этногенетического поля, жутким социальным конфликтом - «русской Смутой», страшным экономическим провалом. (Достаточно сказать, что после неё в стране распахивалось от 5 до 17% земли, а страна аграрная). Борьбой верхов за власть, народными восстаниями, иноземной интервенцией. Но и великой консолидацией русского этноса и вовлечённостью иных в этот процесс. Создавались предпосылки для перехода из состояния «возмужания» русского этноса в период «зрелости» и имперских амбиций. Процессы русской интеграции усилились и убыстрились во времени и пространстве, приуготовляя страну и народ к имперскому состоянию. Феодальные отношения продолжали развиваться в том же направлении в смысле дальнейшего закрепощения крестьян. Появляется товарное производство, рынок. Вотчинные и помещичьи хозяйства втягиваются в товарно-денежные отношения, увеличивают пахотный клин. В хозяйствах устраиваются мануфактуры и винокурни. У хозяев появляются лишние деньги.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Дмитрий Юрьев: «Спутник» и погром 20.12.2021 17:45:21 24 ноября 2021 года врачи 11 больниц опубликовали открытое письмо известным противникам вакцинации и пригласили их посетить «красную зону», чтобы они смогли лично убедиться в последствиях антиваксерской пропаганды. Адресаты письма предложили его авторам другое направление экскурсии и яростно отказались от обвинений в антиваксерстве. В тот же день, 24 ноября, в поддержку «письма врачей» выступил в своём Telegram -канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин, призвавший также к открытому обсуждению законопроекта об обязательных QR-koдax на транспорте. К 26 ноября у поста Володина было уже 600 тысяч протестных комментариев — в основном, совпадающих между собой почти дословно. 13 декабря спикер Госдумы сообщил, что, с учётом мнения граждан, законопроект о введении QR-koдob на транспорте будет снят с рассмотрения и направлен на доработку. А незадолго до этого, 7 декабря, 45-летний Сергей Глазов, бывший сотрудник спецслужб, пришёл в Рязанский МФЦ Москвы получать паспорт. Сотрудник центра попросил его надеть маску, в ответ на что был убит из пистолета. Потом Глазов убил бросившегося на помощь охранника МФЦ и тяжело ранил четверых случайных посетителей (в том числе десятилетнюю девочку). Потом заклинило пистолет и сотрудник полиции, чудом оказавшийся в гуще событий, обезоружил убийцу. Следователям Глазов рассказал о том , что изготовил боевое оружие из газового пистолета для защиты от «уголовного общества, порожденного выдуманной коронавирусной инфекцией», а в ни в чём не повинных посетителей МФЦ стрелял, считая, что «они тоже верят в коронавирусную инфекцию». Буквально сразу же в интернете поднялась волна искреннего возмущения: антиваксеры обвинили ваксеров в том, что те сейчас будут валить всё на антиваксеров. «Ну что, доистерились с ковидом? Рано или поздно это должно было случиться — что у кого-то поедет крыша и начнут убивать» — обличил на своей странице в Facebook сторонников вакцинации «нейтральный» блогер Самсон Шоладеми (сам он, по его собственным словам, никакой не антиваксер, а просто противник QR-koдob и сегрегации).

http://radonezh.ru/2021/12/20/dmitriy-yu...

Теплота — теплая запивка после причастия, кипяченая вода с красным вином. Пардус — всякий крупный зверь из семейства кошачьих, чаще всего на Руси так называли самца рыси. Поприще — старинная русская мера длины, равная двадцати верстам, или, по-современному, примерно тридцати километрам. Римлянами называли всех католиков. Местеры — военачальники (Meismer). Шептала — сушеные абрикосы или персики. Кошница — корзина из кожи. Ферязь — старинная русская одежда с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Алконост — сказочная райская птица с человеческим ликом. Стеркови — аисты (стерхи). Ксанфон — река в Ликии, горной области Малой Азии. Исмарагд — древнерусское название изумруда. Малахитовый сундучок. Хлопуша — небольшая плетка. Алтабас (от арабского «аль дибадж») — самая дорогая ткань с серебряными или золотыми узорами, ее привозили из арабских стран. Рефидь — клетки. Ряса — решетка. В скизку — сплошь. Трапеза — престол в алтаре. Угорьские земли — Венгрия, угры — венгры. Алатырьское море — Балтийское (от слова «алатырь» ) — так в старину на Руси называли янтарь. Всех европейцев на Руси называли либо немцами, либо римлянами, либо латинами или латынами. Свей — шведы. Чудь, чухна, чухня, чухонцы — так на Руси называли предков народа, который теперь известен нам как «эстонцы». Дерпт — Юрьев (с 1030 по 1224), Дарбете, впоследствии Дерпт (с 1224 по 1893), в 1893 году Александр III вернул городу русское название «Юрьев» (по христианскому имени основателя этого города Ярослава Мудрого), а с 1919 года и по сей день он незаконно называется «Тарту». Омовжа — русская река, впадающая с запада в Чудское озеро. Немцы называли ее Эмбах. Теперь, оказавшись в Эстонии, она называется труднопроизносимым словом «Эмайыги». Шелепуга — дубина, палица. Тесма — лента. Лефанд — древнерусское наименование слона. Корзно — плащ, мантия. Хзовые сапоги — то же самое, что сафьяновые. Сафьян появился на Руси позже, до него подобной выделки козловая кожа называлась «хоз». Кипчаки — кочевые племена на севере Средней Азии; кипчакские кони — ахалтекинские, одна из древнейших и лучших пород лошадей.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

1711-го декабря в 1 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела немецкой школы ученику Федору Юрьеву сыну Головцыну на сей декабрь месяц на 15 дней по 4 деньги на день кормовых денег, итого 10 алтын из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: выдать из школьных. – Школьной ученик Федор Юрьев сын Головцын денег 10 алтын взял, а вместо его росписался наборщик Дмитрей Никитин по его Федорову велению. (Ibid.,л. 121). 1711-го декабря в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела солдату Прокофьева полку Баранчеева, которой прислан из Сенату для учения цесарского языка, Петру Копьеву кормовых денег на сей декабрь месяц по 2 деньги на день, итого 10 алтын 2 деньги из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: на декабрь выдать за дни, в кои учился. – Великого государя жалованья корьмовых денег салдат Петр Копьев денег 10 алтын 2 денги взял и расписался. (Кн. 58, л. 133). Запись о выдаче кормовых денег ученикам на ноябрь и декабрь (начало тоже, что было и ранее).... И тем школником по их окладом кормовые деньги иметца на ноябрь, на декабрь месяцы сего 711 году, итого на 61 день. А почему что иметца кому дать кормовых денег, и то писано ниже сего: по 10 денег на день: Тихон Ловзин. Великого государя жалованья 3 рубли и 10 денег Тихон Ловзын взял и росписался. По 8 денег на день человеку: Матвей Ловзин. Великого государя жалованья 2 рубли 14 алтын 4 деньги Матвей Ловзын взял и росписался. Максим Бутковский, Федор Бутковской, Семен Розладин, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. (Против каждой фамилии следует росписка в получении 2 р. 14 а. 4 д.). – По 6 денег на день человеку: Яков Рубинов. Яков Рубинов денег рубль 27 алтын 4 деньги взял и росписался. Алексей Зензеров, Семен Павлов, Андрей Горлов, Галактион Чижев, Иван Карцов. (Следуют против каждой фамилии такая же росписка, как у Рубинова). Федор Гуляев (против этой фамилии помета: засвидетельствовать прежде). Сергей Лукьянов. На декабрь месяц сего 711 года по 8 денег на день, итого рубль 8 алтын Сергей Лукьянов взял и росписался. Семен Тарасов. На декабрь месяц сего 711 году на 31 день по 6 денег на день итого 31 алтын. Семен Тарасов денег 31 алтын взял и росписался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И пришел тот день, когда, учитывая зачеты, истек срок моего заключения. Последний день я работала на базе ППТ. На следующий день мне велели зайти в бухгалтерию — получить причитающиеся мне 242 рубля. Остальные 2000 рублей были переведены в так называемый фонд освобождения. Не все заключенные зарабатывали так много. Многие — так мало, что оставались должны государству за свою тюремную пайку. Это дико? Да. Но с момента введения хозрасчета мы оплачивали свою минимальную пайку; часть заработанных нами денег нам давали на руки как зарплату, и на эти деньги мы могли прикупить себе чего-нибудь из питания в лагерной столовой. Но это право имелось у нас лишь теоретически, оно было доступно лишь тем, кто не работает и может целый день торчать в очереди. Большая же часть нашего заработка шла в фонд освобождения. Из этого фонда брали деньги для оплаты содержания тех, кто болеет, и для оплаты дороги тем, кому разрешено уехать. Их давали тем, кто стал калекой. Кроме того, люди одинокие, бездомные могли подать заявление на имя начальника и получить 50 процентов своих денег. За два года хозрасчета в фонд освобождения было взято заработанных мной денег свыше 4000 рублей, так что я могла получить свыше 2000 рублей. Излишне и говорить, что я отказалась от этих тюремных денег. Я не калека и, выйдя на волю, заработать себе на жизнь сумею! Из тех 242 рублей, которые мне дали на руки, я отложила для себя сто, а на остальные купила в лагерной столовой, простояв в очереди полдня, пирожков для всей моей бригады. На следующий день я должна была покинуть этот лагерь, но мне объявили: на волю меня не выпустят, так как я присуждена (без суда, разумеется!) к пожизненной ссылке в Нарымский край, откуда я бежала и куда меня отправят этапным порядком. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — говорят в таком случае. Если бы я работала хуже, у меня было бы меньше зачетов и срок освобождения пришелся бы на зиму, когда нет навигации. Тогда держать иждивенца лагерь бы не стал, и меня бы выпустили. А раз навигация открыта, то с попутным конвоем меня должны отправить в Красноярск, а оттуда в Новосибирск.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

9 мая – Никола Вешний. Мученик Христофор. «Раннюю пшеницу сей на Арсентия, среднюю с Николина дня, позднюю – на Пахомия (15 мая)!», «С Николы- Вешнего сади картофель!», «Велика милость Божья, коли на вешнего Николу дождик пойдет!», – гласил сельскохозяйственный опыт. У русского народа было два Николы: Никола-Вешний – с теплом да Никола- Зимний – с морозом. «Никола-зимний (6 дек.) лошадь на двор загонит, весенний – откормит (на траве)!», «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный!», «С Николы (вешнего) крепись, хоть разорвись, с Николы (зимнего) живи – не тужи!», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой!», «Пришел бы Никола, а тепло будет!» На Николу Вешнего – первое «ночное», первый выезд парней и ребят-подростков на ночную пастьбу лошадей. Егорий коров «запасает», Никола – коней. «Вешний Никола подножный корм лошадям несет!» – говорили в народе. В деревнях был обычай справлять в этот день ночной ребячий праздник. В лугах, на выгонах и на запущенном под пар поле разжигали костры; поблизости паслись «спутанные» лошади, у огня сидели кружком молодые пастухи, ели пироги, пекли картофель в золе, играли, бегали вперегонки, целую ночь вплоть до зари не смыкали глаз: «Николу праздновали». За Николой следовал Симон Зилот, 10 мая. «Кто досевает пшеницу на Зилота – выйдет как золото!» и далее (Мокей Мокрый): «Мокро на Мокея (11 мая) – жди лета еще мокрее!» На Епифан-день (12 мая) «утро в красном сарафане» (т. е. ясная утренняя заря) – к пожарному лету. В этот же день вспоминали св. патриарха Гермогена (ск. 1612), замученного польскими оккупантами за отказ признать Лжедмитрия. 13 мая – Лукерьи-Комарницы: в этот день, по примете, вместе с теплым ветром налетают комары с мошкарой. Было поверье, что «комариный народ» улетает по осени – уносится на крыльях осеннего ветра – на теплые моря, где и зимует зиму, чтобы, расплодившись, вернуться в мае на Русь. 14 мая Сидор Огуречник, когда прекращались, по народным наблюдениям, до самой осени холодные ветры, прилетали на старые гнезда последние перелетные птицы – стрижи. «Пойдут Сидоры, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь!» – говорили крестьяне. 18 мая Федот Овсянник. " Придет Федот – последний дубовый листок развернет!» Если лениво распускались листья на дубах, крестьяне ожидали хорошего урожая яровых раннего сева. «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо!» – говорили в Тульской губ. «На дубу лист в пятак, быть яровому так!» «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой!» Считалось, что с этого дня принималась земля «за свой род».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010