М. 1850 г. II Стр. 45–47). 168 г. 133. Царю Государю и Великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом выезжый работник твой иконописец гречанин апостолка Юрьев. По твоему великого Государя указу велено мне жить па патриарше дворе в полатах и всякие твои Государевы иконы писать, а твоего Государева жалованья указано мне поденного корму на день по десяти денег, да вина с кружечного двора по три чарки вина, да по две кружки пива, да меду по кружке, а племяннику и человеку моему ничего не указано и конского корму ничего не указано, а у меня кляча есть, мне работнику твоему тем кормом с племянником и с человеком прокормитьса невозможно. Милосердный Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня работника своего, вели Государь мне дать всякого корму с патриарша двора против иных моего брата выезжих гречан, чтоб мне работнику твоему с племянником моим и с человеком голодною смертью не умереть. Царь Государь, смилуйся пожалуй. На обороте 168-го Генваря в 21 день по Государеву Царству и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу и по приказу окольничего и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово велено ему на племянника и человека Государева жалованья поденного корму прибавить по десяти денег на день. – Государь в 22 день в приказ дана полтина. 168 г. 610. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой иноземец иконописец апостолка Юрьев. Высшием Государь во 168-м году по твоему великого Государя указу дано мне холопу твоему твое царское жалованье за работишко мое сукно и в том Твоем Государеве жалованье в сукне мне холопу твоему платна сделать и прикладу купить нечем и от мастерства дать нечево. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, своим Государевым жалованьем на приклад и что дать за работу чем тебе праведному Государю обо мне бедном Боге известит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

С 1860-х годов Юрьев всецело занялся литературой. В 1871 г. он стал издавать журнал «Беседа». Предполагалось, что он будет продолжением славянофильской «Русской Беседы»; но Юрьев настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений. В 1880 г. стал первым редактором журнала «Русская Мысль» и оставался во главе редакции в течение пяти лет. Юрьев принадлежал к числу тех литературных деятелей, которые оказывали влияние на современников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни. В 1878 г. С.А.Юрьева избрали председателем Общества любителей российской словесности, а после смерти Островского - председателем Общества русских драматических писателей. Благодаря стараниям Юрьева в 1880 г. торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события. Собственное миросозерцание Юрьева сложилось в славянофильских кружках 40-х годов, главным образом под влиянием А.С.Хомякова. Будучи искренне верующим человеком, он высказывался против позитивной философии. 8 января 1934 года также скончался Борис Николаевич Бугаев (литературный псевдоним Андрей Белый). Он родился 14 октября 1880 г. в Москве в семье профессора. В 1903 г. окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Наряду с изучением трудов Ч.Дарвина и философов-позитивистов увлекался теософией и оккультизмом, религиозной философией и поэзией Вл.Соловьева и философско-поэтическим творчеством Ф.Ницше. Принадлежал к символистам «младшего поколения» (вместе с А.Блоком, Вяч. Ивановым, С.Соловьевым). В 1904 г. опубликовал первый сборник стихов «Золото в лазури». А. Белый был одним из теоретиков русского символизма. В 1912 г. А.Белый уезжает в Европу, где увлекся мистическим учением Р.Штейнера. После возвращения в Россию в 1916 г. главное место в творчестве А. Белого занимают прозаические произведения. В послереволюционные годы вел занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издавал журнал «Записки мечтателей». Последние годы жизни А.Белый посвятил писанию обширных мемуаров («На рубеже двух столетий» (1930 г.) и др.). Скончался в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

На обороте 169-го марта в 5 день дано ему Государева жалованья корма на март месяц. Εγ ποστολος π-ςα των ςμο..του μαςτον μν ςουπλια εξ... 169 г. 362. Лета 167–9-го Апреля в 2 день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу память казначею Богдану Миничу Дубровскому да дяком Данилу Панкратеву да Ивану Харламову великий Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожаловал иконописца Апостола Юрьева за многую его работу велел ему дать своего великого Государя жалования в приказ пять аршин, тафты виницейской доброй. И по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу казначею Богдану Миничу Дубровскому, да дьяком Даниилу Панкратьеву да Ивану Харламову учинить о том по указу великого Государя. Приписал Иван Ключарев. На обороте. Государева жалования пять аршин тафты Апостол взял, а в его место серебрянного дела мастер Тимофей греков руку приложил. 169 г. 389. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой греченин оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на май месяц по две гривны на день выдать. Царь Государь смилуйся. На обороте. Дать корму по указу Εγ ποστολος λαβα βα μαηων μινα τν οςμο μου ςοπλια ξη 169 г. 490. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Идет мне твое Государево жалованье месечный корм, денежный. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье на месяц июнь корм выдать, а мне стало от дров и харчу всякого купить нечем. Царь Государь смилуйся, пожалуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Ист.: Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995. Егорий Осенний см.: Юрьев День и Георгий Победоносец. Егорьев День см.: Георгий Победоносец, Юрьев День. Еда см.: Трапеза. Едемский М. Б. (1870–1933), сын крестьянина с. Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ., получил образование в Учительском институте, потом в Петербургском университете – по специальности геология. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов. Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Соч.: Вечерованье, городки и песни в Кокшеньге//Живая старина. 1905. Вып. 3–4; Из кокшеньгских преданий//Там же. 1905. Вып. 1–2; Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда/Там же. 1910. Вып. 1–4, прил.; 17 сказок, записанных на Севере//Там же. 1912. Вып. 2–4; О крестьянских постройках//Там же. 1913. Вып. 1–2; и др. Екатеринин День (Катерина Санница, Катерина Легкие родины, Катерина Женодавица) Народное название дня памяти св. вмц. Екатерины IV в. 24 нояб./7дек. Св. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь. Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы. Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину – веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью (шкурой), за молодоженами следовал поезд с родственниками. После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми. По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По народному представлению, св. Егорий своим словом, личною своею деятельностию устрояет землю светлорусскую, и, устроив ее таким образом, берет ее под свое непосредственное смотрение и утверждает в ней «веру крещеную». До XV столетия лик этого угодника один, без всяких прибавлений, составлял государственный герб нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. вмч. Георгия тоже первоначально одно выбивалось на московских монетах. День св. Георгия, 23 апр., был известен в народе под именем Юрьева дня весеннего, или голодного, для отличия в этом случае от другого праздника, 26 нояб., осеннего, холодного. По своему значению вешний Юрьев день может быть назван великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков. В день его памяти, именно 23 апреля, существовал обычай служить обедни и молебствия, в которых крестьяне спрашивали у этого угодника благословения своим нивам и обилия земного. В Малороссии, кроме того, совершались общие крестные ходы для освящения посевов, и крестьяне верили, что во время этих процессий «сам св. Юрий ходит по полям и родит жито». В северо-западной Руси со дня св. Георгия тоже начинали служиться в селах обедни об успехах в хозяйстве. Крестьяне рано утром обходили засеянные поля с пирогом, водкой и др. съестными припасами и обтыкали межу косточками, сбереженными от пасхального стола, или посыпали жжеными косточками те места, где росла «осока». При этих обходах обыкновенно пелась песня в честь св. Георгия, покровителя земледелия. Русские нередко называли св. Георгия Водоносом, т. к. в день его памяти было принято совершать особенного рода хождения для водосвятия на источники и реки. По народному верованию, вода, освящаемая в Юрьев день, имеет весьма благотворное значение для произрастания полей. Она известна в простонародье под именем «Юрьевой росы», и ею окропляются поля и посевы при крестных ходах. Благодетельное влияние Юрьева роса имела на людей, скот и все живое; крестьяне видели в ней особенное целебное средство против всякого рода болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обороте. июня в 12 день дать корм по указу. ’Εγ ποστολος λαβα των ςμο μου. ουνου μινς α εβαλα το χας... μου εξι ςουπλυ. 169 г. 528. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне выдать свое Государево жалованье поденного корма на месяц август и на месяц сентябрь сто семидесятого году. Царь Государь смилуйся. На обороте. 169-го августа в 1 день дать корм на месяц август по указу и в расход записать. ’Επςα του μινς τ 169 г 538. Лето 1168–9-го августа в 23 день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу память дьяком Даниилу Панкратьеву да Ивану Харламову великий Государь пожаловал иконописцов Степана Резанца (зачеркнуто Федора Козлова), грека иконописца ж Апостола Юрьева указал им сделать в казенном приказе и прислать в оружейную полату против своего Государева указу платя Степану Резанцу однорядка сукна доброе кормазинное с пугвицы серебрянными, зипун камчатый, ферези тавтяные, на белках шапку бархатную с душкой, штаны суконные добрые красные шубу мерлущатую, под сукном добрым ожерелье лисье, сапоги сафлиные. А греку Апостолу Юрьеву указал великий Государь платье сделать против Степана Резанца тож числом. И по Государеву указу дьяком Данилу Панкратьеву да Ивану Харламову сделав о присылке платья в оружейную полату учинить по указу великого Государя. Апостолу за письмо подат. Однорядка с пугвицы и орочетая сукном. Кофтан комчатый. Ферези тавтяные на белках. Шапка с душкою, бархатная. Штаны. Сапоги. Шуба мерлужья. Ожерелье лисье, под сукном нашивка шелковая. 169 г. 540. Лета, 168–9-го августа в 24-й день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу память дьяком Даниилу Панкратьеву да Ивану Харламову великий Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожаловал иконописцов Степана Резанца, да греченина Апостола Юрьева, указал им сделать в казенном приказе и прислать в оружейную полату против своего Государева указу платья Степану Резанцу однорядку сукна, доброго кармазину, с пугвицы кафтан, камчатой ферези, тафтяные на белках, шапку бархатную с душкой. Штаны суконные добрые красные. Шубу мерлущатую под сукном добрым. Ожерелье лисье, сапоги сафьяные. А гречанину Апостолу Юрьеву указал великий Государь платье сделать против Степана Резанца тоже числом. Дьяк Богдан Арефьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

И праздновать нечего. Обратимся к воспоминаниям участников тех событий. В декабре 1917 года перемирие с Германским генштабом было подписано. Продолжились консультации о подписании мирного договора. Но Троцкий, для которого нужно было организовать управляемый хаос в виде мировой революции, сорвал эти переговоры своей политикой - «ни войны, ни мира». 18 февраля 1918 года германо-австрийские войска начали крупномасштабное наступление, почти не встречая сопротивления. Немцы, цинично заявив о своем согласии на продолжение мирных переговоров, захватили Минск и Режицу. Вскоре были заняты Борисов, Ревель и Юрьев. Посланные им навстречу отряды революционных матросов под командованием прапорщика Дыбенко, бывшего председателя Центробалта, при первой же встрече с немцами, разбежались. Нужно было что-то срочно предпринимать. Но что? Главнокомандующий Людендорф писал: «Наступавшие германские войска, в удивительно короткий срок заняли Нарву, Псков, Полоцк, Оршу и Могилёв… Наступление на Украине также пошло быстрым темпом. Центр тяжести германского наступления был направлен на Киев, и 1-го марта последний был уже занят нами... Большевистские войска оказывали лишь незначительное сопротивление» ( Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914-1918 гг. С. 136-137). Славный день календаря – день провозглашения Российской Империи До российской столицы немецким войскам оставалось два-три дневных перехода. Вскоре немцы захватили Минск и Режицу, затем Борисов, Ревель и Юрьев. Посланные им навстречу отряды красногвардейцев и революционных матросов под командованием прапорщика П.Е.Дыбенко, бывшего председателя Центробалта, после нескольких боёв с регулярными частями немецкой армии, беспорядочно отступали или просто разбегались. Защищать «колыбель революции» уже было некому. Нужно было что-то срочно предпринимать. Большевистское руководство было вынуждено обратиться за помощью к … царским генералам. К «душителям революции»! Этим классово чуждым элементам было суждено стать спасителями Советской власти, а заодно и страны.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/23/23...

В Малороссии это начинается крестным ходом на жито, с молебном и водосвятьем, и окропленьем нив св водою, после чего молодежь забавляется играми, катается по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Белороссии выгоняют скот вербой на Юрьеву росу; поговорка: «выдти на Юрьеву росу» значит выздороветь больному человеку. По выгоне скота на Юрьеву росу, хозяин уже не заботится об нем, будучи уверен в безопасности своей скотины, порученной покровительству св. Георгия. Есть поговорка: «св. Юрий коров запасает, а Никола коней». Юрьев день [есть] время перелома во времени. Пословицы: Егорий с водой, а Никола с травой — знаменуют время разлива и спаденья вод, бывающих в это время. Егорий с полувозом, а Никола с целым возом, Егорий с теплом, а Никола с кормом; Егорий с кормом, а Никола с мостом. С этого дни начинаются торги, сроки, выгоны, первое сеянье ярового и огородных растений, словом, все важные труды и сделки крестьян, а потому имя Георгия призывается сильно в помочь. Как весенний, так и осенний Юрьев день в старину был замечателен сроком перехода поселян от одного помещика к другому и поселения их по условиям на помещичьей земле. Самый оброк, взносимый крестьянами, называется Юрьевым. Крещенье кукушки в пятое, шестое, иногда седьмое воскресенье по Пасхе есть праздник женского побратанья; в день жен мироносиц поселянки идут в лес, уже покрытый листьями, и там, нагнув две молодые березки, связывают их ветвями, платками и полотенцами, так чтобы они составили венок, и к этому венку привешивают два креста. Две подруги, желающие покумиться, ходят вокруг венка в разные стороны и по три раза крестообразно целуются сквозь венок, а прочие женщины поют: «Ты кукушка ряба, ты кому же кума? Покумимся, кумушка, покумимся, голубушка, чтоб нам с тобою не браниться». После сего подруги меняются крестами и, с того времени называясь кумами, живут в мире и согласии. В ознаменованье готовят тут же яичницу и после дружеского пиршества пляшут обыкновенные плясовые соседки. В иных местах, надев на кукушку крестик или на травку кладут на платок и сев вокруг, меняют крестами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

    529 23 апреля (1083 г.). Обращает на себя внимание противоречивость свидетельств Анны. Только что писательница сообщала: Боэмунд из Кастории направился к Лариссе (по-видимому, поздней осенью 1082 г.) с намерением провести там зиму. Ниже она утверждает, что осада Лариссы продолжалась 6 месяцев. Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 88, n. 6) предполагает, что войска Боэмунда осадили Лариссу осенью, а сам он появился у города лишь в апреле. П. Безобразов («Боэмунд Тарентский», стр. 66) считает, что Боэмунд подошел к Лариссе 26 ноября 1082 г., т. е. в осенний Юрьев день. Но осенний Юрьев день, насколько нам известно, справлялся лишь на Руси с XI в.     530 Об осаде Лариссы и о сражении за этот город рассказывают также Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 26—79) и Зонара (Zon., XVIII, 22).     531 Среди афонских актов сохранились четыре грамоты Алексея, дарующие или подтверждающие дарение Льву Кефале земельных владений. Лев Кефала носит там титулы вестарха, примикирия, проедра и катепана. Грамотой, помеченной 1090 г., Алексей закрепляет за детьми Кефалы владения их отца; следовательно, к этому времени Льва уже не было в живых. Интересно, что в грамоте 1086 г. имения жалуются Кефале как раз за оборону Лариссы, о которой рассказывает Анна (см. Rouillard, Léon Képhalas, рр. 444—450).     532 Большая государственная дорога (η δημοσα λεωφρα) — византийское название знаменитой Via Egnatia, соединявшей Диррахий с Константинополем. Однако в данном случае Анна говорит о том, что Алексей свернул с дороги, достигнув областей Лариссы. Таким образом, Алексей должен был покинуть Эгнатиеву дорогу еще у Фессалоники или у Острова (см. карту). Следовательно, под δημοσα λεωφρα здесь подразумевается дорога, соединявшая либо Фессалонику с Лариссой, либо Остров с Лариссой.     533 Влахи - романизованное население Дакии, главным образом кочевые скотоводческие племена. Первые упоминания о влахах на Балканском полуострове (Кекавменом, автором «Стратегикона») относятся к XI в. (См. Jorga, Histoire des Roumains, р. 411 sq.). В 1066 г. влахи вместе с болгарами участвовали в восстании против византийского господства под руководством Никулицы Дельфина (Литаврин, Восстание болгар..., стр. 123 и сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Но так как: 1) указы о беглых с назначением сроков, в своей постепенной последовательности, идут в законодательстве рядом с прекращением перехода; 2) о переходе в юрьев день нет в законодательстве вместе с тем, как являются в нем в постепенной последовательности указы о беглых с назначением сроков, то это распоряжение в 1592 году должно необходимо касаться перехода в юрьев день и непременно в духе прекращения этого права, а уж никак не расширения. Предположение наше подтверждается указами 1601 и 1602 годов. Смысл указа 1601 года указывает на запрещение, существовавшее до 1601 года и притом на совершенное запрещение. Слова: велели крестьянам дати выход, показывают, что закон вновь дает право, которого пред тем не давалось. Запрещение возить крестьян в имениях значительных владельцев и в Московском уезде стоит после позволения и, очевидно, прибавлено в виде исключения из нового правила, как обязанность оставаться при прежнем порядке. Этого не может отрицать и сам г. Погодин, признавший, что пред этим указом было запрещение, а не позволение. Г. Погодин, при разборе этих указов, задавая себе вопрос: что было пред указом 1601 г., позволение или запрещение? отвечает: «следует, кажется, предполагать запрещение». Если так, тогда и спорить нечего. К нам является на помощь указ 1597 года и ведет нас прямо к 1592 году. Но г. Погодин находит, что если и было запрещение, то временное, какие, быть может, установлялись каждогодно. По мнению его, «случались обстоятельства, когда правительство находило нужным прерывать этот переход крестьян или ограничивать, может быть, еще прежде Иоаннов, точно так как при царе Феодоре, Борисе, при Романовых». Но далее г. Погодин оставляет в тени запрещение пред 1601 годом, а выставляет этот указ как бы в значении первого важного ограничения перехода, которое хотя было и временною мерою, но впоследствии послужило владельцам поводом воспользоваться им для своих выгод и повело к подлогам, узаконившим крепостное право на людей. Правительство, по мнению г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010