13 августа 2022 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Святейший Патриарх прибыл в Санкт-Петербург, где в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича посетил памятный вечер, посвященный 100-летию мученической кончины священномученика Вениамина. На мероприятии присутствовали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Святейший Патриарх, открывая мероприятие, обратился к его участникам с Первосвятительским словом, посвященным эпохе гонений на Церковь, жизни священномученика Вениамина (Казанского), 100-летию подвига этого святителя и других новомучеников и исповедников Церкви Русской. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Калининградской, Кубанской, Пензенской и Санкт-Петербургской митрополий. 3. Выразить признательность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму, митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию, архиепископу Калининградскому и Балтийскому Серафиму, епископу Одинцовскому и Красногорскому Фоме, полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комарову, полномочному представителю Президента РФ в Южном федеральном округе В.В. Устинову, губернатору Калининградской области А.А. Алиханову, губернатору Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, губернатору Пензенской области О.В. Мельниченко, а также начальнику Центрального военного клинического госпиталя имени А.А. Вишневского Министерства обороны России генерал-майору медицинской службы А.В. Есипову — за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.

http://patriarchia.ru/db/text/5952955.ht...

14 мая комиссия представила в Политбюро свое заключение. Вынесенный Московским трибуналом приговор к высшей мере наказания был признан «справедливым по отношению ко всем 11-ти [осужденным]». В отношении 5 из них, согласно заключению комиссии, не оказалось «данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора», а по отношению к оставшимся 6 осужденным комиссия считала возможным «пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». 18 мая Политбюро утвердило список имен 5 осужденных на смерть по Московскому делу. Однако Президиум ВЦИК во главе с М. И. Калининым некоторое время медлил с официальным утверждением приговора Московского трибунала. В связи с этим 26 мая Политбюро приняло постановление: «Указать тт. Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты, проявленной ими в проведении в жизнь решения Политбюро от 18.V. с. г. ...и предложить им выполнить его в течение сегодняшнего дня». В тот же день священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян М. Роханова и В. Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения. Подготовка процесса над патриархом и его окружением задерживалась, т. к. занятые в антицерковных мероприятиях следственные органы, а также курировавшее их деятельность руководство РКП(б) в это время основное внимание уделяли подготовке и проведению Петроградского процесса, к-рый завершился казнью 13 авг. 1922 г. Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , прмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова . Также задерживались следственные мероприятия по делу большой группы духовенства и мирян Москвы, привлеченных к суду за противодействие изъятию церковных ценностей в марте-апр. 1922 г., но не попавших в число обвиняемых на 1-м Московском процессе.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

17 сентября 1919 года товарищу Народного Комиссара по просвещению Союза Коммун Северной области З. Гринбергу было подано ходатайство с просьбой разрешить открытие в Петрограде Богословского института, в котором, не противореча постановлению от 24 августа 1918 года, будут преподаваться лишь богословские предметы для лиц, достигших 18-летнего возраста. Пол ходатайством подписались академики Борис Александрович Тураев и Алексей Александрович Шахматов, профессора Лев Платонович Карсавин и Вячеслав Евгеньевич Тищенко и множество других членов приходских советов. Есть под ходатайством и подпись члена приходского совета Скорбященской церкви, что за Литейным двором, профессора I Петроградского университета по кафедре истории русского права Юрия Петровича Новицкого, проживавшего по адресу: Литейный проспект, дом 36, квартира 1. Был Юрий Петрович Новицкий и на общем собрании уполномоченных 26 приходских общин, собиравшемся в Лаврских покоях митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина 13 октября 1919 года. Иван Павлович Шербов сделал на этом собрании доклад, в котором говорил об укреплении нравственно-христианского мировоззрения как главной цели духовных школ. Юрий Петрович Новицкий выступал тогда от группы объединенных приходов. – Предложения, которые мне поручено представить, сводятся к следующему... – сказал он. – Первое... Под руководством Владыки Митрополита гласно и в тесной связи со всеми церковными общинами Петрограда и епархии приступить к немедленному осуществлению идеи открытия Богословского института и Богословско-пастырского училища. Первого – по типу высшего, второго – по типу среднего учебного заведения. Второе... Учредить для этого особую комиссию, которая бы взяла на себя ведение также и хозяйственных дел для выяснения размера материального рода помощи как со стороны объединенных приходов, так и соответствующих статей расхода епархиального совета. Третье... Ввиду общеепархиального значения предпринимаемого дела просить Владыку Митрополита о немедленном созыве Епархиального собрания, в границах возможного, и поспешить с созданием прочного объединяющего союза всех приходов Петрограда и епархии 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18 (5) мая – с митрополита взята расписка о невыезде из Петрограда в связи с привлечением его к следствию по делу о противодействии изъятию церковных ценностей. 28 (15) мая – оглашение за литургией в Николо-Морском соборе «Послания к петроградской православной пастве» с разъяснением гибельности присоединения к трем петроградским клирикам, которые, самочинно вступив в высшее церковное управление, поставили себя «в положение отпавших от общения со Святой Церковью, доколе не принесут покаяния перед своим епископом». Ночь с 1 на 2 июня (с 19 на 20 мая) – арест митрополита Вениамина. 10 июня (28 мая) – начало Петроградского процесса по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. 12–13 июня (30–31 мая) – допрос митрополита Вениамина. 4 июля (21 июня) – «последнее слово» митрополита на суде. 5 июля (22 июня) – митрополиту Вениамину вынесен смертный приговор. Ночь с 12 на 13 августа (с 30 на 31 июля) – расстрел митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова на Пороховых, в районе Ржевского полигона. 1989, 7 июля (24 июня) – обращение управляющего делами Московской Патриархии митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) в Совет по делам религий с просьбой о содействии в изучении вопроса о реабилитации осужденных на Петроградском церковном процессе 1922 года. 18 (5) июля – обращение Совета по делам религий в Прокуратуру СССР с просьбой рассмотреть в порядке прокурорского надзора дело митрополита Вениамина. 1990, 31 (18) октября – постановление Президиума Верховного Суда РСФСР о реабилитации митрополита Вениамина (Казанского) и всех осужденных вместе с ним в связи с отсутствием состава преступления. 1992, 31 (18) марта – Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Деяние о канонизации митрополита Петроградского Вениамина и иже с ним пострадавших. 4 апреля (22 марта) – за литургией в Большом Успенском соборе Московского Кремля совершен богослужебный чин прославления новых святых. 11 сентября (29 августа) – в рамках празднования 250-летия Санкт-Петербургской епархии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает первый храм во имя священномученика митрополита Вениамина, сооруженный в исправительно-трудовой колонии 5 пос. Металлострой в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1990 – 2000 гг. были отмечены канонизацией целого ряда подвижников благочестия и мучеников. Архиерейский Собор в 1992 г. принял решение о канонизации преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского. Процесс прославления святых продолжился на Архиерейском Соборе 1994 г. К лику святых был причислен митрополит Московский Филарет (Дроздов) – «великий угодник Божий, тот же Иоанн Златоуст », как охарактеризовал его святитель Серафим (Соболев) . Падение коммунистического режима открыло возможность для канонизации новомучеников. Процесс прославления страдальцев за веру начался в 1989 г., когда на Архиерейском Соборе был прославлен патриарх Тихон. В 1992 г. процесс продолжился. Архиерейский Собор причислил к лику святых ряд новомучеников – священномучеников митрополита Владимира (Богоявленского) и митрополита Вениамина (Казанского), пострадавших вместе с ним по делу об изъятии ценностей священномученика архимандрита Сергия (Шейна) и двух мирян – мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Также к лику святых были причислены и две преподобномученицы – великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева). Было принято решение совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января по старому стилю, если эта дата приходится на воскресный день или на ближайшее воскресенье после этой даты. Среди паствы стали нарастать тенденции прославить в лике святых и других новомучеников, прежде всего, Царскую семью. В конце 1990-х гг. в печати велась полемика между сторонниками и противниками этой канонизации. Общей проблемой прославления новомучеников было то, что почитание многих из них отсутствовало, некоторые имена были забыты: в отличие от языческих императоров коммунисты ликвидировали верующих тайно. Однако, несмотря на это, имена отдельных новомучеников и исповедников были хорошо известны в народе. В основном это были выжившие в годы гонений исповедники, прославившиеся подвижнической жизнью после освобождения. Также имело место почитание Царской семьи и некоторых иерархов. На некоторых приходах хранили память о пастырях, некогда здесь служивших, а впоследствии арестованных и замученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 января 1992 г. в Киеве состоялось епископское совещание Украинской Церкви. На совещании было принято новое обращение к Святейшему Патриарху, в Синод и ко всем архиереям Русской Церкви, в котором содержался упрек в том, что священноначалие Русской Церкви умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии. Однако вскоре три архиерея Украинской Церкви епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день, 23 февраля, решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр и направлены в другие епархии. Решение Синода вызвало возмущение в пастве, находившейся в окормлении этих архиереев, и паства не выпустила их из своих епархий. 31 марта 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, заседания которого продолжались до 5 апреля. Во вступительном слове Святейший Патриарх Алексий II сделал обзор программы Собора: канонизация новомучеников российских и святых родителей преподобного Сергия Радонежского, вопрос о статусе Украинской Церкви и о ситуации в церковной жизни на Украине, взаимоотношения Церкви и общества. Архиерейский Собор по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого Ювеналия принял деяния о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, о прославлении митрополита Киевского Владимира, митрополита Петроградского Вениамина и расстрелянных вместе с ним архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, а также преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации новомучеников было сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Архиерейский Собор обсудил ходатайство украинских архиереев о предоставлении Украинской Церкви автокефального статуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

5255. ЮВЕНАЛИЙ, митр. О канонизации святых. – 1990, 2, 6. 5256. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 13 сентября 1989 года: Одобрить тексты тропарей и кондаков святителям Иову и Тихону и чинопоследования канонизации сих Патриархов. – 1990, 1, 32. 5257. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 8 мая 1990 года: О текстах тропаря и кондака протоиерею Иоанну Кронштадтскому в связи с его предстоящей канонизацией. – 1990, 7, 8. 5258. ДЕЯНИЕ Освященного Поместного Собора 8 июня (о канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского ). – 1990, 9, 6. 5259. ПАРМЕНОВ А. Прославление праведного Иоанна. – 1990, 10, 8. 5260. ДЕЯНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца. (Свято-Данилов монастырь, 31 марта –4 апреля 1992 года). – 1992, 6, VIII. 5261. ДЕЯНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) , митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. (Свято-Данилов монастырь, 31 марта –4 апреля 1992 года). – 1992, 6, IX. 5262. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 10 июня 1992 года: Одобрить и благословить к употреблению службы Собору Святых Псково-Печерских. – 1992, 8, IV. 5263. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 11 августа 1992 года: Одобрить и благословить к богослужебному употреблению службы святым: святителю Игнатию (Брянчанинову) , святителю Макарию, Митрополиту Московскому, святому князю Димитрию Донскому, преподобному Андрею иконописцу, святителю Феофану, затворнику Вышенскому , святому праведному Иоанну Кронштадтскому , святой блаженной Ксении Петербургской; акафисты святому праведному Иоанну Кронштадтскому , великомученику Меркурию Александрийскому. – 1992, 10, II. 5264. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 марта 1993 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 Впоследствии обновленческий архиерей. Рукоположен в марте 1927 года в Казанском соборе во епископа Кронштадтского. Одновременно был ректором Ленинградского богословского института. Затем архиепископ Лодейнопольский. В 30-х годах обновленческий митрополит Ярославский, умер в 1939 году. 8 В принципе выдвижение мирянина в епископы вполне возможно, если кандидат соответствует каноничесим требованиям, что и было в данном случае (Самарин не был женат). Однако подобный факт не имел прецедентов за последние тысячу сто лет. 9 Здесь фактическая ошибка. Иеросхимомонах Алексий (Соловьёв) не был слепым ко времени избрания Патриарха. См. мемуары митр. Евлогия (Георгиевского), а также книги «Старец Алексий Зосимовой пустыни», (Париж, 1989), Четверухин Илья, протоиерей, Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец Смоленский Зосимовой пустыни (Сергиев Посад, 1995). 11 Все сведения об этом периоде жизни А.И,Введенского и о его встрече с Зиновьевым я черпаю из тех очень откровенных бесед, которые я имел с А.И.Введенским во время нашей совместной жизни с ним в ульяновске (1943 г.) (А.Л.) 16 Приговор был приведен в исполнение в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, профессора Новицкого и Ковшарова. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта – 4 апреля 1992 г. прославил Священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Василия Павловича Шеина) и мучеников Юрия (Юрий Петрович Новицкий) и Иоанна (Иван Михайлович Ковшаров). 17 Проф. С.В.Троицкий , разъясняя в своей книге отношение Вселенского и Александрийского Патриархов к «Живой Церкви», указывает на эмигрантские источники, наверняка бывшие недоступными для А.Э.Левитина и В.М.Шаврова во время их работы над книгой в 1960-х гг. По данным, приводимым в книге проф.Троицкого, Константинопольский Патриарх Мелетий IV и его Синод постановили на заседании 24 апреля 1923 г. рекомендовать русским иерархам воздержаться от общения с «Живой церковью». Преемник Патр.Мелетия – Григорий VIII называл «живцов» незаконными захватчиками церковной власти в России. В то же время С.В.Троицкий признает, что «наблюдались факты и другого порядка». (Троицкий С.В. Что такое «Живая церковь », с. 34–36.) Во всяком случае неизвестен никакой официальный документ, свидетельствовавший об официальном признании Константинопольским и Антиохийским Патриархами движения «Живой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«5 мая. Поручение. Ввиду того, что разыскиваемый епископ Венедикт завтра, 6 мая в 7 часов, будет служить в Знаменской церкви, прошу выследить квартиру, где он останавливается после службы. Видеман». 72 «Агентурная сводка от 7 мая 22 г. Согласно поручению тов. Видемана установить немедленно место нахождения епископа Венедикта Кронштадтского, сообщаем, что указанный Венедикт 7 мая 1922 г. в 7 часов 30 минут вечера совершал богослужение в Знаменской церкви, где кроме него было еще около десяти человек священников и около 30 монахов. Служба окончилась в 11 часов 30 минут ночи. Епископ Венедикт отправился на Лиговку д.39, кв.6, где проживает священник Лебедев. С ним пошли священники и монахи. Закончилось собрание в 1 час ночи. Епископ Венедикт пошел на Знаменскую улицу, свернул на Гусев переулок и вошел в парадную дома 4, кв.9, где, как оказалось, проживают его родственники и когда-то и сам он проживал». «Из ГПУ в Губревтрибунал от 17 мая 1922 г. Петрогуботдел ГПУ при сем препровождает дело 676 по обвинению гр. Плотникова Виктора Васильевича, он же епископ Венедикт Кронштадтский, в агитации против изъятия церковных ценностей – на ваше распоряжение. Арестованный содержится в комендатуре ПГО ГПУ. Дело на 7 полулистах». Завершая эту главу, нужно сказать, что отношение к Обществу православных приходов было отнюдь не однозначным и в церковной среде. «Мало-помалу, – пишет в «Воспоминаниях смертника о пережитом» протоиерей Михаил Чельцов , – в течение апреля и мая 1922 года были арестованы почти все деятели этого Братства (Общества – Н.К.). Я чувствовал себя почти спокойно, ибо к этому Братству не имел никакого отношения, даже находился и лично, и принципиально во враждебном настроении. Я и доселе думаю, что Братство это, если не активно, то пассивно, если само не способствовало, то своим положением какого-то самодавлеющего епархиального правящего органа наряду с митрополитом содействовало закрытию Епархиального Совета, коего я был председателем». 73 Возможно, именно поэтому в литературе, посвященной подготовке Петроградского процесса, укрепился миф не то что бы о недостойном поведении Юрия Петровича Новицкого, но о некоем слабодушии его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[xxxv] Глубоковский Николай Никанорович - профессор, доктор богословия, библеист-экзегет, патролог, историк Церкви. С весны 1920 г. и до своего отъезда в августе 1921 г. в Финляндию преподавал Св. Писание Нового Завета в Петроградском Богословском институте. [xxxvi] Карсавин Лев Платонович (1882-1952) - русский религиозный философ, историк-медиевист, профессор СПб университета, с 1920 г. по 1922 г. - профессор Петроградского Богословского института, где преподавал греческий язык, после ареста прот.Н.Чукова - и.о. ректора института. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/747541.html ). [xxxvii] Часовня Череменцкого монастыря находилась на Моховой улице, и на той же улице была церковь Симеона и Анны, в которой служил о. Сергий Бычков, впоследствии - епископ Симеон. Предположительно еп. Венедикт и прот.Николай посетили именно этот храм. [xxxviii] Архимандрит Досифей (Степанов) - настоятель Феодоровского собора (б.подворья Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии). В 1922 г. уклонился в обновленчество, в 1923 г. принес покаяние Патрирху Тихону и был принят в общение, а 1926 г. снова уклонился и стал обновленческим епископом. [xxxix] Прот. Иоанн Иоаннович Чокой - служил в Вознесенской церкви. [xl] Прот.Павел Петрович Виноградов (1856 г.р.) - настоятель Вознесенской церкви, благочинный. [xli] Пелагея Дмитриевна Новицкая - мать новомученика Юрия Петровича Новицкого. [xlii] Архиепископ Тверской Серафим (Александров), член Синода при Патриархе. [xliii] Антоний (Вадковский) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1846-1912), с 1900 г. - первенствующий член Св. Синода; покоится на Никольском кладбище Лавры. [xliv] Прот.Теодорович Лев Михайлович - родом из Волынской губернии, служил в храмах Варшавы, с 1915 г. проживал в Петрограде, в 1922 уклонился в обновленчество и с марта по сентябрь 1923 г. был настоятелем Казанского собора, в 1926-1927 гг. - обновленческий настоятель Исаакиевского собора. [xlv] Прот. Кедринский Павел Антонович - настоятель церкви Владимирской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010