Об обретении в неимоверных страданиях сосредоточенности и покоя и рассказывает книга Николая Коняева, посвященная подвигу святого профессора Юрия Петровича Новицкого. Евгения Носко, ктитор храмов св. Ольги и св. муч. Юрия Новицкого. I. Николай Коняев. Святой профессор (Документальная повесть о Ю.П. Новицком) Пролог Пути от Костромы всего триста пятьдесят верст, а добирались до Москвы почти двое суток. Голодная земля жалась к железной дороге, забивалась на станции и полустанки, цеплялась за проходящие поезда, растекалась по всей России... Когда профессор Юрий Петрович Новицкий вышел в тамбур, от мусорного бачка отпрыгнул заросший грязными лохмотьями мальчишка, испуганно вжался в угол, двумя руками запихивая в себя селедочную голову. Слышно было, как захрустели на зубах рыбьи кости... Всю свою жизнь Юрий Петрович работал с детьми. Еще в бытность студентом Киевского императорского университета им. Св. Владимира, он читал в Киевских гимназиях курс законоведения и работал классным наставником, а в 1911 году, после завершения юридического факультета занимался неблагополучными детьми, организовав в Киеве приют для оставшихся сиротами детей ссыльных и каторжников. В 1912 году по инициативе Ю.П. Новицкого в Киеве был создан специальный суд по делам малолетних 1 . И после революции, будучи уже профессором Петербургского университета, Юрий Петрович Новицкий не оставил работы с детьми, организовывал Петроградский педагогический институт социального воспитания и дефективного ребенка, руководил курсами по охране и защите детства... Но весь этот огромный педагогический опыт был неприменим сейчас – похожий на зверька ребенок нуждался не в педагогическом подходе, а в обыкновенной еде, остатки которой Юрий Петрович отдал такому же точно заросшему грязными лохмотьями мальчишке еще три станции назад. § 1. «То чего мы более всего опасались, случилось в России в 1921 году 2 . Глядя на карту России, где были отмечены провинции с плохим урожаем или вообще без оного, мы говорли, что по крайней мере двадцать пять миллионов человек должны будут умереть зимой от голода, если мир не придет им на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопросом реабилитации митрополита Вениамина занимался митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Патриарх Алексий II. В экспозиции приводится его письмо в прокуратуру Ленинграда по поводу выдачи официального документа о невиновности митрополита Вениамина. Реабилитация состоялась после этого запроса 31 октября 1990 года. На выставке уделено внимание и памяти расстрелянных с митрополитом Вениамином архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Отдельный стенд посвящен единственному в епархии храму мученика Юрия Новицкого, устроенному в 2007 году в цоколе храма равноапостольной княгини Ольги в Михайловке. «Выставка нужна, потому что не надо историю забывать, — сказал митрополит Варсонофий. — Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. Чтобы подобное не повторилось, эта выставка и нужна. Особенно полезна она будет молодому поколению: пусть люди приходят, смотрят, понимают, что от Бога не надо отступать, и Он нас защитит». Выставка продлится до конца года. После осмотра экспозиции архиереи посетили Никольское кладбище Александро-Невской лавры и пропели литию на могилах митрополита Никодима (Ротова), митрополита Владимира (Котлярова), епископа Маркелла (Ветрова), протоиерея Николая Гундяева. 23 февраля 1922 года вышло постановление ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим», положившее начало открытому уничтожению Православной Церкви в России. В июле 1922 года в Петрограде на процессе «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» были приговорены к расстрелу митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Иван Ковшаров и Юрий Новицкий. В 1992 году они были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.

http://radonezh.ru/2022/03/15/v-sankt-pe...

Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 352 с. : ил.   Житие одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь. Житие священномученика Вениамина - один из самых благородных и незабываемых примеров живой, неподдельной веры, что от древних времен является основой величайшего из христианских подвигов - подвига мученического. В эпоху лютых испытаний архиерейскую кафедру в городе, ставшем " колыбелью революции " , возглавил человек глубокой веры и преданности евангельским идеалам. Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Исповеднический подвиг новомучеников становится особенно понятен в своей ценности и исключительности тогда, когда он рассматривается в историческом контексте, на фоне той исторической среды и обстановки, в которой по большей части проходила их жизнь. Эта обстановка воспроизводится в житиях новомучеников с максимально возможной для исследователя точностью на основании устных и архивных источников. Книга предназначена для широкого круга читателей. Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Книга повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но бóльшую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Российской Православной Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно лишь хорошо зная прошлое. В книге публикуются документы, касающиеся трагических событий получения автокефалии Православной Церкви в Польше. Книга предназначена для широкого круга читателей.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2021. - 251 с.: ил.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

1918, 16 июля Расстрел императора Николая II и царской семьи в Екатеринбурге     1918, 26 августа Восстановление Собором памяти всех святых, в земле Российской просиявших 1918, ноябрь Сибирское церковное совещание в Томске 1918–1922 Гражданская война 1919, 14 февраля Издание наркоматом юстиции постановления об организованном вскрытии мощей   1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой лавры   1919, май Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе 1919, 8 октября Послание Св. Патриарха Тихона в день памяти прп. Сергия Радонежского 1921, март Введение новой экономической политики 1921–1922 Голод в Поволжье       1922, 26 февраля Декрет об изъятии церковного имущества 1922, 26 апреля – 8 мая Московский процесс против священнослужителей 1922, 9 мая – 1923, 25 июня Св. Патриарх Тихон под арестом     1922, 29 мая – 5 июля Петроградский процесс против священнослужителей во главе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским)   1921, 23 октября «Хиротония " в киевском Софийском соборе Василия Липковского – начало самосвятского раскола 1921 Предоставление автономии православным Церквам в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше 1921, август Образование Св. Патриархом Тихоном Всероссийского церковного комитета помощи голодающим 1921, 21 ноября – 2 декабря I Русский Всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах   1922, 12 мая Назначение Заместителем Патриарха митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) 1922, 16 мая Образование обновленческого ВЦУ 1922, 13 августа Расстрел сщмчч. митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова 1922, 30 декабря Образование СССР   1923, 29 апреля – 9 мая I «собор» обновленцев 1924, 21 января Смерть В. И. Ленина   1925 У власти в большевистской партии и государстве триумвират Сталина, Бухарина и Рыкова   1925, 10 декабря Арест патриаршего Местоблюстителя митр. Петра 1926, ноябрь – 1927, март Пребывание Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия в заключении   1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноничском осуждении деятелей обновленческого раскола   1925, 7 апреля Кончина Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Во время Первой мировой войны трудами петербуржцев, в том числе отца Михаила, в Кадетском корпусе были открыты лазарет для раненых воинов и приют для детей раненых и убитых офицеров. Помощью раненым воинам занималась и супруга отца Михаила, служившая сестрой милосердия при одном из петербургских госпиталей. После октябрьских событий 1917 года кадетский корпус был закрыт, а отец Михаил переведен на освободившуюся священническую вакансию во Введенскую церковь. Желающих поступить на эту вакансию было много, так как в то время многие храмы закрывались и священникам негде было служить. Назначили на это место именно отца Михаила, поскольку его знали настоятель и митрополит. Через год его определили настоятелем Князь-Владимирского собора.  Через полгода, в феврале 1920 года, общим благочинническим собранием духовенства и представителей от мирян отец Михаил единогласно избран благочинным 8-го (впоследствии 9-го) Петроградского округа. До этого он был исполняющим обязанности благочинного, являясь рядовым священником Введенской церкви. Меня удивил тот факт, что столь значительную должность доверили рядовому священнику. Значит, митрополит Вениамин уже тогда его выделял. И предполагаю, что за его способность работать в новых условиях. Конечно, несмотря на все, что происходило в стране, надо было жить дальше, служить, трудиться и сохранять Церковь. Я сейчас расшифровываю протоколы Петроградского процесса, допроса Юрия Новицкого, юриста, профессора Петербургского университета, видного православного общественного деятеля, сподвижника митрополита Вениамина. Он расстрелян 13 августа 1922 года вместе с митрополитом Вениамином, архимандритом Сергием (Шеиным) и адвокатом Иваном Ковшаровым и в 1992 году причислен к лику святых как новомученик. В материалах процесса Юрий Новицкий свидетельствует, что у них в Обществе православных приходов современного духовенства, способного действовать в сложившейся ситуации, довольно немного. В основном духовенство было инертно на тот момент. А отец Михаил Союзов оказался одним из тех, кто благодаря своим личностным качествам смог трудиться в новых условиях. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5971496...

Общецерковные документы По итогам рапорта епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о взаимодействии синодальной комиссии с епархиальными комиссиями по канонизации святых Священный Синод постановил напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения: ----   решения Освященного Архиерейского Собора, прошедшего в Москве 31 марта 4 апреля 1992 года: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии» (пункт 11 Деяния о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары); ----     постановления Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых: «Мощи канонизированных подвижников обретаются с благословения Святейшего Патриарха; о результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Святейшему Патриарху. Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах». Священный Синод утвердил предложенные Синодальной комиссией по канонизации святых Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви и постановил в епархиях Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и митрополичьих округов, а также в Виленской епархии и епархиях дальнего зарубежья применять Рекомендации с учетом местного государственного законодательства. Священный Синод принял документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» с последующим утверждением Архиерейским Собором и постановил разослать указанный документ к исполнению в епархии Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/docs/zasedanie_svyas...

Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова,- благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса обще-церковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12, 11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу. Другой архипастырь и вдохновенный молитвенник - митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) духовно окормлял верных чад своих в то время, когда внешние гонения и внутренние расколы грозили поколебать Церковь Христову. Перед лицом ожидавшей его смерти он произнес: «Я верный сын своего народа, и люблю и всегда любил его. Я жизнь ему свою отдал, и я счастлив тем, что простой народ платил мне тою же любовью, и он же поставил меня на то место, которое я занимаю в Православной Церкви. Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре - жизнь или смерть,- но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи свои горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все».

http://bogoslov.ru/article/373552

После этого бакалавр истории Института истории Н.В. Гольцов зачитал доклад «Защита прав Православной Церкви и профессорско-преподавательская корпорация Петроградского/Ленинградского университета: личности и эпоха». Автор рассмотрел, как детский интерес к православному христианству Юрия Петровича Новицкого с возрастом преобразовался в активное служение на благо Церкви. Новомученик организовал «Общество православных приходов Петрограда и его губерний», которое объединяло духовенство и мирян, а также занималось духовно-нравственной и просветительской деятельностью. Затем магистр истории Института истории И.Э. Астахов выступил с докладом «Путь священномученика протоиерея Владимира Лозина-Лозинского», в котором рассмотрел биографию православного священника и юриста. Автор представил презентацию с географией светской карьеры и церковной деятельности протоиерея Владимира в Петрограде. Далее с сообщением «Участники дискуссии о духовном суде на Поместном Соборе 1917-1918 гг.: дальнейшие судьбы» выступил магистрант СПбДА А.А. Тарнакин. Он осветил судьбу участников дискуссии о реформе духовного суда на Поместном Соборе 1917-1918 годов: С.Г. Рункевича, А.Г. Куляшева (выпускника Санкт-Петербургской духовной академии) , П.Д. Лапина. Подводя итоги, докладчик отметил, что позиция профессора П.Д. Лапина о возможности создания самостоятельного церковного суда при сохранении полноты епископской власти частично нашла отражение в современной практике Пятигорской епархии . Диакон Сергий Кульпинов, клирик Иркутской епархии , аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, сделал сообщение на тему «Особенности проведения процессов по делам о сопротивлении изъятию церковных ценностей (на материалах Иркутской губернии)». Автор выделил сходные особенности в проведении судебных процессов по церковным делам начала XX века: смешение обвинений — подсудимых уличали не только в утаивании церковной утвари, но и в контрреволюционной деятельности; выступление «обновленцев» в качестве свидетелей обвинения; результатом судов были расстрел или незначительный срок — у государства не было денег на многолетнее содержание заключенных.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5794969...

Убиенные вместе с митрополитом Вениамином архимандрит Сергий и чада церковные Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, как верные соратники его, пошли на заклание с архипастырем своим. Великая княгиня Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве, посвятила свою благочестивую христианскую жизнь благотворительности, помощи бедным и больным. Вместе со своей келейницей инокиней Варварой она приняла мученический венец в день Преподобного Сергия Радонежского - 5 июля (старого стиля)  1918 года. Освященный Собор, рассмотрев подвиг сих и удостоверившись в их страданиях как мученичестве за Христа, единомысленно определяет: Предстательством и молитвами прославленных новомучеников Российских да укрепит Господь веру нашу и паствы церковной, Честною Его Кровию искупленной, и да будет чадам Церкви кровь новомучеников сих семенем веры, произрастающим в Жизнь Вечную. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/373552

Юрия новомученика, приидите вернии вси почтим, пеньми и песньми духовными, сей бо мужеством препоясася, исповедник был еси крепок; и мучения венец светел восприим благодатию, Христа прославил еси. Цвете прекрасный, Юрие богомудре, кровь твою честную за Христа излиял еси; темже от Вседержителевы руки подвигов почесть прият, украсися неувядаемаго цвета сиянием. Слава: глас: В небесный вшед Чертог багряницею украшен, и Троице с велием сонмом новомучеников и исповедников ныне предстоиши, Юрие многострадальне, мы же днесь, память твою светоносную совершающе, прославльшаго тя Господа величаем. И ныне. Мученик лицы Тя основание быти вменяют, Дево, подвигу сих. У Креста Ти стоящей, оружие пройде Твою непорочную душу, Юже божественная Любы от рождества распали. На стиховне, глас Стих: П раведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Христианския веры ревнителю, святоотеческаго учения проповедниче и исполнителю, плоды трудов твоих великих и многобразных Христу принесл еси, Емуже и до смерти последовал еси. егоже ныне зриши в сиянии славы вечныя, новомучениче Юрие богомудре. Стих: Н асаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Не скорбети, но радоватися повеле ближнним твоим, Юрие блаженне, егда призва тя Господь последовати Ему страданием; аще гоним и истязуем бе, всего себе в руце Владычни предаде, телесныя раны превозможе силою вседетельною Духа. Слава, глас 6: Кровию обагрив твоею ризы твоя, вшел еси во святая святых, свят ты быв, Юрие славне, мужественно страдания и смерть за Христа приял еси, лесть и неистовство богоборческое поправше, врага победил еси; темже тя молим: укрепи молитвами твоими души наша. И ныне, предпразднства: Тропарь, глас 4: На утрени По 1-м стихословии седален: Отвергнувся себе, верности Спасителю за ны распятому мужественно страдания Правды вечныя подъял еси, не убоявся прещения власти богоборческия, исповедниче Христов Юрие пречудне и богоносне; ни гонения бо, ни темница не возможе отлучити тя от верности Богови. Сему же и нас настави, страстотерпче святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010