О дочери Ю. П. Новицкого позаботились его друзья. Ксения Леонидовна Брянчанинова, которая заменила девочке мать, Сергей Федорович Ольденбург, Николай Яковлевич Марр, Лев Владимирович Щерба. Марр и Щерба помогли ей поступить после окончания школы в Педагогический институт. И был еще кто-то, неизвестный, который до окончания школы ежемесячно посылал девочке деньги. Она прожила свою жизнь в соответствии с принципами, преподанными ее отцом, хотя строила ее по-своему. Успешно окончив институт, она работала педагогом, директором одной из блокадных школ Ленинграда. Среди ее учеников несколько академиков, более 50 докторов и около 400 кандидатов наук, два лауреата Государственной премии, инженеры, врачи, учителя, журналисты. Заслуженная учительница Российской Федерации, она имела много наград, которыми удостоила ее родина, и среди них – орден Ленина. Награда эта дала возможность некоторым журналистам 155 уже во время перестройки попрекнуть дочь Юрия Петровича даже в предательстве отца. Николай Коняев дал отповедь этим попыткам: «Обуянный бесовским азартом литератор не вспоминал при этом, что награждена была Оксана Георгиевна не за какие-то специальные заслуги перед большевистской властью, а за педагогический труд. За вполне конкретные достижения в педагогике отмечена она высшей наградой страны, на благо которой трудился ее отец...». 156 А завершение «дела Вениамина» произошло уже в наши дни – 31 октября 1991 года. Президиум Верховного суда РСФСР отменил приговоры Петроградского ревтрибунала и кассационной коллегии Верховного трибунала 1922 года и, признав в деле отсутствие состава преступления, реабилитировал расстрелянных. 4 апреля 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви канонизировал (причислил к лику святых) митрополита Вениамина, профессора Ю. П. Новицкого, архимандрита Сергия (Шеина) и юрисконсульта лавры Н. М. Ковшарова, расстрелянных в ночь с 12 на 13 августа 1922 года. В заключительной речи на процессе защитник Я. С. Гурович спрашивал, что скажет будущий историк, когда установит неоспоримый факт, что были расстреляны невиновные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1914 года, получив приглашение столичного университета, переезжает в Петроград; преподает, организует научную библиотеку. Награжден орденом Святой Анны 3-й степени. По болезни дочери на год переезжает в Кострому, но и там принимает активное участие в организации просвещения. С 1920 года по возвращении в Петроград читает лекции в Университете, заведует курсами. Юрий Петрович Новицкий – у истоков образования Педагогического института в Петрограде. В этот период его избирают председателем правления Общества православных приходов – чисто общественной организации, действующей в каноническом единстве с правящим архиереем. Общество – единственный разрешенный центр, объединяющий приходы, в него входят около 15 тысяч верующих. В условиях отделения Церкви от государства и упразднения епархиального совета деятельность всех отделов общества: пастырского, хозяйственного, певческого и других имеет важное значение в жизни православного Петрограда. Мучительный, наполненный ловушками допрос Юрия Петровича продолжается и на следующий день. Председатель трибунала пытается запутать его, но чаще путается сам... Порою дело доходит до казусов. Один из членов трибунала оказался студентом, получившим двойку на экзамене у профессора Новицкого. И судьи, то и дело как бы забывая, что они Новицкого судят, – просят дать ту или иную юридическую справку. Блестящий юрист и общественный авторитет опасен и для новой власти, и для нарождающейся «живой церкви». Его ответы трибуналу безукоризненно точны. Председатель: – Если вам, как профессору, как юристу-эксперту, дать на заключение письма митрополита, то нашли бы вы в них состав преступления? – Обращение митрополита, напечатанное в газетах, говорит о том, что нужно все жертвовать, и, вообще, о необходимости подчиниться распоряжению власти. Первые два письма, по моему мнению, ультимативного значения не имеют. – Носили ли эти письма характер духовно-пастырский, или это административные распоряжения? – Первые два письма можно рассматривать как духовно-пастырские, последнее написано администратором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семейная жизнь Новицких особая тема, затрагивать которую здесь нет нужды, поскольку в 1921 году Анна Гавриловна умерла от возвратного тифа в Одессе, где ее и похоронили родители. Они бежали из Киева в Одессу с намерением перебраться за границу, но дочь задержала их. Так и остались они – Гавриил Константинович был назначен ректором Одесского политехнического института – возле могилы дочери. Героическая Анна Гавриловна оставила и Юрия Петровича Новицкого вдовцом с двенадцатилетней дочерью-сиротой на руках... Перебирая фотографии святого, я вспоминал его биографию, изложенную им во время процесса: «До революции я, будучи профессором, принимал участие в работе приходских советов, но тогда не было такой самостоятельной организации верующих. После февральской революции я продолжал быть приват-доцентом университета. После Октябрьской революции я работал только в университете и педагогическом институте, читал ряд лекций, ездил читать лекции по России по историческим вопросам. После Октябрьской революции я был избран членом Правления. Я часто ходил в церковь , настоятели меня знали, и я был избран. Теоретических работ в области религиозной я не вел. До революции трудов по религиозным вопросам у меня не было, но я читал лекции на религиозно-философские темы: о проблеме добра и преступлений, о преступлении в идее, о Церковном Соборе. Это были лекции чисто философско-исторического содержания. В восемнадцатом году я уклонился более в религиозную сторону...» Впрочем, если бы и не знать этой «автобиографии», ее можно было бы прочесть по снимкам. Вроде и не прибавилось морщин, но перемена поразительная. Воочию видишь, как все мирское, суетное переплавляется в этом человеке в чистейшую духовность... Последние шаги на пути своего духовного восхождения Юрий Петрович Новицкий прошел рядом с митрополитом Вениамином... И когда мы говорим о их разногласиях по поводу адресованных властям писем, следует помнить, что это не имеет ничего общего с обычными житейскими раздорами. Тем более, что уже скоро стало ясно: и пастырский опыт митрополита, и юридические познания Новицкого плохо помогают в разгадывании планов агрессивно-беззаконного сатанизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– там же, л. 52. Ходатайство о помиловании Юрия Петровича Новицкого, направленное защитником М. С. Равичем во ВЦИК 12.09 1922 г. – там же, л. 75–76об. Письма Ю. П. Новицкого с ходатайством об отмене смертной казни приговоренных по петроградскому процессу, направленные во ВЦИК А. С. Енукидзе, а также В. А. Стеклову в газету “Известия” и профессору Ю. Гойбарху 03–14.07 1922 г. – там же, 60–63об., л. 34–35об., 36–38об. Ходатайство адвоката Л. И. Гиринского о помиловании осужденных, направленное во ВЦИК 18.07 1922 г. – там же, л. 123-об. “Записка по делу о митрополите Петроградском Вениамине, профессоре Ю. П. Новицком и других”, составил “23/VII 1922 профессор Петроградского Университета [подпись неразборчива]” – там же, л. 43–47. Ходатайство о помиловании осужденных, направленное московским комитетом политического Красного Креста председателю Президиума ВЦИК М. И. Калинину в июле 1922 г. – там же, л. 77–78об. “Характеристики десяти присужденных постановлением Петроградского Ревтрибунала к высшей мере наказания”, подписанные “по уполномочию группы “Живая церковь ”” протоиереем Александром Боярским, с перечислением смягчающих обстоятельств, июль 1922 г. – там же, л. 137–139об. “Заключение 41 О/В” “члена-докладчика по кассационным жалобам” об отклонении всех кассационных жалоб по петроградскому процессу, июль 1922 г. – там же, л. 131–136-об., 183–184. Комплекс ценных документов о петроградском процессе с интересным предисловием опубликован М. В. Шкаровским: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде//Звенья. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 555–560, 569–579. [ 27 ] См. 24–29, 24–30. [ 28 ] Карловацкий Собор (“Русский Всезаграничный Церковный Собор”) заседал в Сремских Карловцах (Сербия) 21 ноября – 2 декабря 1921 г. Среди 163 членов Собора было 11 епископов, 22 представителя монашеского и белого духовенства, а также видные православные ученые-богословы и 67 политических деятелей и военных чинов армии Врангеля. По сообщению газеты “Известия”, митрополит Антоний Храповицкий , открывая Собор, “передал от имени патриарха благословение на соборные труды”, однако документального подтверждения этого заявления газеты, враждебной патриарху, у нас нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти события и превращали ребенка-барчука в отрока – уманского гимназиста. Он еще не велик, и гимназической фуражкой, которую держит в руке, может прикрыться подобно щиту, но посмотрите, как твердо и уверенно стоит он, как прямо смотрит... Известно, что качество обучения в Уманской гимназии показалось Петру Георгиевичу Новицкому неудовлетворительным и после первого класса он отправил сына в Киев. К сожалению, сведений о детстве и отрочестве будущего святого сохранилось очень немного, и можно было бы именно отцовской заботой о качестве образования сына и ограничить объяснение причины его переезда в Киев. Однако, если вспомнить о подвиге, который предстоит совершить новомученику российскому Юрию, мы обнаружим и другой, более высокий смысл в этом событии жизни подростка Новицкого. Мы не знаем, насколько глубоко религиозными людьми были родители Юрия Петровича 64 , но твердо известно, что настоящее воцерковление его произошло в Киеве, в доме профессора-богослова Ореста Марковича Новицкого . Орест Маркович преподавал в Киевском университете имени св. Владимира и Духовной академии и у него была большая библиотека религиозной литературы, чтение которой и составило вторую половину гимназического обучения любознательного мальчика. Именно в эти годы Юрий Петрович начал серьезно интересоваться религиозными вопросами, и вера его начинает становиться сознательной. «Религиозные вопросы меня начали интересовать со второго или третьего класса гимназии»... – скажет он на допросе в ГПУ. Известно и то, что именно во время обучения в киевской гимназии Юрий Петрович начал петь и читать на клиросе. Киевскому гимназисту Новицкому было десять лет, когда он участвовал в праздновании пуска в 1892 года в Киеве первого в империи трамвая. Двенадцать, когда скончался в Ливадии император Александр I. Праведный Иоанн Кронштадтский , свидетель и очевидец блаженной кончины Царя-Миротворца, вспоминал потом: «Он тихо скончался. Вся Семья Царская безмолвно, с покорностью воле Всевышнего, преклонила колени. Душа же Помазанника Божия тихо отошла ко Господу, и я снял руки свои с главы Его, на которой выступил холодный пот. Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеления своему Царю, но вымолила за то тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную Его жизнь, а это дороже всего!»...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

31 марта Собор заслушал доклад председателя синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в котором представлены были одобренные Священным Синодом выводы комиссии, тщательно исследовавшей жития преподобного схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира, митрополита Петроградского Вениамина и казненных вместе с ним по приговору трибунала священномученика Сергия и мучеников Юрия и Иоанна, великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, убитых в Алапаев-ске, а также проекты деяний об их канонизации и их жизнеописания. Архиерейский Собор по докладу митрополита Ювеналия принял два отдельных деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского , 1848–1918), митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)» 727 . В деянии о канонизации новомучеников было ясно сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора; устанавливалось также «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного». В Собор новомучеников и исповедников включалось и ставилось во главе его имя ранее канонизированного Патриарха Тихона. Предусматривалось, что в процессе канонизации в Собор будут включаться и другие новомученики и исповедники. Исключительно важными были два последних положения из деяния освященного Собора: «Поручить синодальной комиссии по канонизации святых при изучении подвига новомучеников Российских начать исследования материалов, связанных с мученической кончиной царской семьи. Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия в пределах каждой епархии» 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А на следующий день я поехал на первую литургию в первом храме во имя мученика Юрия. Храм этот устроен трудами игумена Евстафия (Жакова) и прихода храма равноапостольной Ольги в цокольном этаже церкви. Выбор святого мученика не случаен. Вся усадьба «Михайловская дача» передана сейчас Петербургскому университету для устройства Международной Высшей школы менеджмента СПБГУ. В перестроенных дворцах и зданиях усадьбы разместятся учебные помещения. А жилые корпуса для слушателей и сотрудников, библиотеки и спортивные залы еще предстоит построить. Почему-то решено строить их в виде пирамид и пентаэдров, которые окружат кольцом здание церкви равноапостольной княгини Ольги... Получается, что Юрий Петрович Новицкий первым из университетских профессоров прибыл на территорию строящейся Высшей школы менеджмента СПБГУ, первым обосновался здесь... Литургия это всегда великое Таинство, но 13 августа 2008 года в храме Юрия Новицкого она была действительно чудесной... Низкие, незабелённые кирпичные своды... Голоса хора, звучащие за каменной перегородкой, но не только ясно различаемые в самом храме, но и наполняющие все пространство особой проникновенностью и красотой... И так точно соответствовала простота и суровость храмового убранства простоте и суровости той высочайшей правды, которую нес в себе профессор, юрист, христианин Юрий Петрович Новицкий, что казалось, он здесь и стоит рядом с молящимися... И тоже молится вместе со всеми о спасении нашей страны, о спасении Церкви Православной и в том числе и этого храма Святой равноапостольной княгини Ольги от обступающих ее пирамид и пентаэдров... «Святый мученик Юрий, моли Бога о нас!» «Спаси, Господи, люди Твоя!» II. Ю. И. Колосов. Размышления о моем деде (эскиз к портрету интеллигента! 134 ) Честь и совесть – превыше всего! Я хочу рассказать вам о своем деде, жизнь которого была недолгой, оборвалась трагически и, казалось, канула в Лету. Он не был ни героем, ни подвижником, ни ниспровергателем, ни государственным мужем – он был обыкновенным русским интеллигентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспоминал ли, сидя на скамье подсудимых, митрополит Вениамин свою речь, произнесенную в Самаре? Этого мы не знаем. Но совершенно точно известно, что в полном соответствии со своими словами и жил он в те страшные дни июня 1922 года. Ему подстраивали ловушки на бесконечных допросах, его уговаривали отступиться, ему открыто угрожали. Митрополит не дрогнул. Читая протоколы, поражаешься сейчас, как спокойно и без всяких, кажется, усилий, разрушал своими ответами митрополит Вениамин все хитроумные западни, возводимые обвинителями из ВЦУ и ГПУ. Впрочем, могло ли быть иначе? Сила Господня поддерживала священномученика, необоримой была крепость устроенного им в своей душе храма. § 4. Следующим за митрополитом Вениамином пришла очередь Юрия Петровича Новицкого. Его допрос начался в среду (14/1 июня). Мучительный, наполненный ловушками и западнями, он продолжался и на следующий день. Порою председатель трибунала нарочно запутывал Юрия Петровича, но чаще запутывался сам... « ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Скажите, когда происходило у вас совместное обсуждение с КАНАТЧИКОВЫМ, когда это было? НОВИЦКИЙ . Это было на Масляной неделе. Это было очень непродолжительное обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . Это задолго было до первого письма? НОВИЦКИЙ . 1 письмо было 6 марта, значит на второй неделе Великого поста. Канатчиков был на Масляной неделе. А после КАНАТЧИКОВА в пятницу должны были быть созваны представители иностранных (инославных – Н.К.) церквей. Митрополит указывал состав Комиссии. В Комиссии должны были участвовать: Я, ЧЕПУРИН, ПЛАТОНОВ и ВВЕДЕНСКИЙ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . В этой комиссии вы были назначены представителем? НОВИЦКИЙ . Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ . В этой комиссии вы работали? НОВИЦКИЙ . Эта комиссия с КАНАТЧИКОВЫМ не состоялась. Мы пришли в Смольный немного раньше 3 часов. Там был и Введенский, в это время он предполагал читать свою лекцию о голоде и хотел с нами. поделиться своими тезисами. Мы сидели с 3 часов и ждали КАНАТЧИКОВА до 6 часов вечера, не дождались, составили протокол, подписали и отослали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зная это, я предложил Новицкому свой план и предложил принять в нем участие». 58 Обратим внимание, что идея устроить встречу с митрополитом возникла в ходе беседы Егорова с Введенским. Усвоив эту идею, как собственную, Егоров энергично принялся хлопотать над ее претворением в жизнь. Юрия Петровича Новицкого ему удалось убедить сразу. «В конце пятой недели поста, в пятницу, (31 марта – Н.К.) я был лично у протоиерея Введенского, которого просил, чтобы он принял меры к тому, чтобы состоялось соглашение с властью в деле передаче ценностей и чтобы не было никаких эксцессов в этом деле. Введенский обещал свое содействие...» 59 – рассказывал Новицкий еще на следствии. Как свидетельствует внук святого, Юрий Иванович Колосов, мать его, Оксана Георгиевна, рассказывала, что в последние недели Великого поста 1922 года отец часто посылал ее с записками к митрополиту Вениамину, наказывая, чтобы записка была передана лично в руки владыки. – Обычно выходил монах, – рассказывала Оксана Георгиевна. – Но поскольку папа предупреждал меня, чтобы я передала записку лично митрополиту, я так и говорила: я не могу, мне надо передать лично. Скажите, что от Юрия Петровича. И меня впускали... Митрополит добрый был... Подойдет и благословит. Видно было, что хороший человек. Что было в записках, четырнадцатилетняя Оксана, конечно, не знала. Но про записки помнила. Всю жизнь потом хранила она свою первую награду – расписанное пасхальное яичко, которое подарил ей священномученик Вениамин. Сам Юрий Петрович Новицкий уже на втором допросе у следователя тоже подтвердил, что он держал митрополита Вениамина в курсе затеянных с Введенским переговоров. «Когда я увидел, что на почве изъятия ожидаются волнения, весьма неуместные для Церкви, и едва ли, по-моему мнению, могущие быть одобренными всеми сознательными верующими, я, считая, что необходимо как-нибудь сгладить этот печальный факт, решил обратиться к власти, чтобы устроить какое-нибудь соглашение между нею и митрополитом. Предупредив об этом митрополита, я 30 или 31 марта (31 марта – Н.К.) пришел к протоиерею Введенскому с просьбой поговорить в исполкоме, чтобы тем или иным образом успокоить приходскую жизнь. Введенский обещал свое содействие. О его обещании я тогда же уведомил митрополита». 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 августа «Известия» напечатали сообщение о помиловании шести приговоренных по этому делу к смертной казни. В ночь с 12 на 13 августа приговор трибунала о смертной казни четырех других осужденных – священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова – был приведен в исполнение. Священномученик Вениамин (в миру Василий Казанский) родился в 1872 г. в Олонецкой епархии. В 1895 г. студентом Петроградской духовной академии принял монашеский постриг, через год был рукоположен в иеромонаха. После академии проходил административно-педагогическое послушание. В 1905 г. в сане архимандрита назначен ректором Петербургской семинарии, а 24 января 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, четвертого викария Петербургской епархии. Епископ Вениамин любил совершать богослужения в окраинных церквах столицы, где молились рабочие люди. На Рождество и Пасху он совершал богослужения на Путиловском и Обуховском заводах. После Февральской революции епископ Вениамин стал предстоятелем Петроградской церкви. После Октября он, вероятно, самый далекий от политики русский иерарх, менее других архиереев подозревался в контрреволюционных настроениях. За несколько дней до расстрела митрополит Вениамин отправил письмо одному из питерских благочинных. «В детстве и отрочестве, – писал он, – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступать этот Рубикон и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий… Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией… Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010