Николай Коняев Предисловие Эта книга о новомученике Юрии Петровиче Новицком. Писатель Николай Коняев, создавший ее, автор многочисленных художественных и художественно-документальных произведений, посвященных жизни православной России. Его книги «Путник на краю поля», «Апостольский колокол», «Облеченный в оружие света», «Гибель красных Моисеев», «Рубцовский вальс», «Подлинная история дома Романовых», «На земле Святой Троицы», «Русский хронограф» – хорошо знакомы нашим прихожанам и любимы ими. В работе над книгой «Святой профессор» писатель использовал воспоминания современников, а так же архивные материалы 27 томов следственного дела 36314, стенограммы судебных процессов. Весьма ценной оказалась и помощь внука Юрия Петровича НовицкогоЮрия Ивановича Колосова, предоставившего для этой книги семейные фотографии и документы, а также свои размышления о деле. Многие документы, приведенные в книге, публикуются впервые. Кропотливо сверяясь с источниками, Николай Коняев создал документально точный и вместе с тем художественноцелостный образ мученика, святого профессора Юрия Петровича Новицкого, многочисленные образы священнослужителей и мирян нашего города, вставших в те дни на защиту Русской Православной Церкви. Как человек становится святым? Почему сознательно он идет на смерть ради исполнения заповедей Христовых? Где берутся силы для исполнения заветов Божиих, ценой собственной жизни, путем принятия невероятных страданий и мук? Книга Н.М. Коняева, основанная на чисто документальных фактах, дает ответы на поставленные вопросы. И особенно актуальны эти ответы для нас, людей XXI века, когда, кажется, народ, расслабленный так называемыми благами цивилизации, атеистическим воспитанием, стал неспособен на мощное духовное усилие, ни на какой подвиг во имя веры и Христа. «Наши светочи, адаманты веры, – пишет Николай Коняев. – Они были сделаны из такого же человеческого материала, как и мы все. И как мы все, они иногда оказывались слабыми в час испытаний, переживали, беспокоились, думали не так, как хотелось бы нам, чтобы думали наши святые. Только, в отличие от нас, у них всегда в нужный момент находилась сила, чтобы преодолеть свои беспокойства, свою слабость. И силу эту давала им вера».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:41 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в деяниях Собора участвовали 97 архиереев.   Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества.   В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске.   По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».   В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Было установлено «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного». Во главе Собора новомучеников и исповедников было поставлено имя ранее канонизированного Патриарха Московского и всея России Тихона.

http://patriarchia.ru/db/text/417596.htm...

Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 15 января 2009 г. 01:47 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, Свидетель верный (Откр. 1:5), на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18:37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову апостола, мы искуплены драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни и в умирании: живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14:8). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призвал ее разделить с ним чашу страданий: «Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской XX века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса обще-церковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви. Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и евангельской простотой утвердил в своем архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти (Откр. 12:11). Свое земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 года в граде Киеве — колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу.

http://patriarchia.ru/db/text/526284.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Церковь в условиях пандемии: заботиться о главном, несмотря ни на что 30.05.2020 953 Время на чтение 7 минут Источник: Sakhalinmedia.ru Своими наблюдениями поделился клирик храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска священник Юрий Добренко Клирик храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска священник Юрий Добренко. Фото: из архива храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска Экстремальная ситуация, вызванная пандемией коронавируса, испытала на прочность не только систему отечественного здравоохранения. Она серьезно сказалась на многих отраслях экономики, на образовании и сфере культуры, так или иначе затронув почти каждого жителя России. Последствия ограничительных мер в полной мере испытали на себе и приходы Русской Православной Церкви. Своими наблюдениями поделился клирик храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска священник Юрий Добренко. — Отец Юрий, расскажите, пожалуйста, как давно Вы служите на Сахалине? — Я родился на острове. Уже во взрослом возрасте одиннадцать лет назад принял Таинство Крещения с именем Юрий, в честь новомученика Юрия Новицкого, осужденного по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и расстрелянного в 1922 году. Закончил заочный сектор Хабаровской духовной семинарии. С 2012 года служу на приходах Южно-Сахалинска, сначала в Воскресенском кафедральном соборе, а затем в Свято-Иннокентьевском храме. В 2014 году был рукоположен в иерейский сан и уже шесть лет стою у престола. Матушка моя родом из Хабаровского края. На Сахалине ей нравится. — У вас большая семья? — Всего у нас с матушкой четверо детей. Они у нас чередуются парами: девочка – мальчик. Старшей дочери Марине – 15 лет, старшему сыну Сергию – 7 лет, Софии – 3 года, Григорию – 2 года. Семья Юрия Добренко. Фото: из архива храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска — Каков был круг Ваших пастырских обязанностей до начала пандемии?

http://ruskline.ru/opp/2020/05/29/cerkov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Светлый Ангел Петрограда «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...» О непостижимых подвигах и мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина 12.08.2023 5600 Время на чтение 20 минут 13 августа - День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова Житие и служение священномученика митрополита Петроградского Вениамина - это ярчайший пример жертвенного служения Христу и ближним даже до смерти, который можно поставить в один ряд со служением таких несравненных светил как священнимученик Игнатий Богоносец, священномученик Поликарп Смирнский и других великих святых первых веков христианства. Светлая душа Владыки Вениамина была как бы растворена в народной душе петроградской паствы. Он воистину не щадил себя ради блага вверенного ему Господом нашим Иисусом Христом малого стада. Своими неустанными трудами Петроградский митрополит снискал искреннюю преданность и любовь простого верующего народа. С этим народом, как и с суровой северной природой, с детских лет он был органично связан союзом истинно святой любви. Владыка Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в далекой Олонецкой губернии. Его отец, Павел Иоаннович Казанский был сельским священником Нименского погоста, находившегося в 70 верстах от Каргополя. Пастырская деятельность Павла Иоанновича была подлинным подвижничеством. В своем обширном приходе открыл он духовное училище и пять церковных школ, полностью возродил древнюю Благовещенскую церковь и построил несколько новых благолепных храмов. Сердце отца Павла Казанского всегда было широко открыто для всех труждающихся и обремененных, которых он принимал не только в храме, но в любое время суток у себя дома. Батюшка Павел стал для сына ярким живым примером жертвенного служения Богу и ближним. В 1887 году Василий Казанский по благословению отца поступил в Олонецкую духовную семинарию, по окончании которой в 1893 году стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь успешно совмещал он учебу с проповеднической деятельностью в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви под руководством одного из известнейших пастырей Петербурга, протоиерея Философа Николаевича Орнатского. Общество было учреждено «с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о Православной вере и благочестии». Святоотеческие традиции и неповрежденное учение Церкви составляли духовную основу живой проповеди деятелей Общества.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/11/...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” ( Откр 1:5 ), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” ( Ин 18:37 ) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” ( 1Пет 1:19 ). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: “Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”. Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса общецерковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юрий Петрович Новицкий (1882–1922) — профессор-правовед и педагог. Родился 10 ноября 1882 года в Умани (Киевская губерния). Происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю гимназию, а в 1908 году — юридический факультет Киевского императорского университета святого Владимира. В разное время работал профессором на юридической кафедре Киевского университета, читал лекции в Санкт-Петербургском университете, Политехническом институте и Петроградской духовной академии. В 1911 году создал «приют для детей ссыльно-каторжных, которые оставались сиротами», а в 1912 году — «суд по делам малолетних» в Киеве. С 1913 года доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. После 1917 года, будучи профессором Педагогического института дошкольного образования, организовал Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка, был его ученым секретарем. Организовал Костромской рабоче-крестьянский университет, был членом совета Петроградского богословского института. В 1920–1922 годы — председатель правления Общества Объединенных петроградских православных приходов. В университете читал курсы по истории западноевропейского и русского права, истории русского государственного и общественного строя в связи с историей хозяйства, истории прокурорского надзора в России и другие дисциплины. Автор работ по истории судебных доказательств по Литовскому статуту 1529, 1566 и 1588 годов и особенностям Литовского права, «О праве мести по „Русской правде“». К 1922 году закончил большую монографию «История русского уголовного права» (не была опубликована до его ареста, позднее текст затерялся). Был арестован в мае 1922 года. 10 июня в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей», по которому он был привлечен. Признать себя виновным на суде отказался, держался спокойно и ровно. 5 июля был оглашен приговор ревтрибунала, по которому десять обвиняемых, в том числе и он, были приговорены к смертной казни. 10 августа «Известия» напечатали сообщение о помиловании шести приговоренных, но священномученики митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и архимандрит Сергий (Шеин), а также мученики миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров помилованы не были. В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя), были расстреляны — по некоторым сведениям, на окраине Петрограда недалеко от станции Пороховые по Ириновской железной дороге (иногда место расстрела указывают как «Ковалевский лес»). Юрий Новицкий прославлен как новомученик в 1992 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В Санкт­-Петербургской епархии в его честь освящен придел в полуподвальном помещении храма святой равноапостольной княгини Ольги в Михайловке.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=212134

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Издание СПбГУ о новомученике Юрии Новицком стало лауреатом конкурса «Просвещение через книгу» 8 ноября 2023 – 8 ноября 2023 События Иллюстрированный альбом «Новомученик Юрий Петрович Новицкий: служение праву и правде», вышедший в Издательстве Санкт-Петербургского государственного университета, стал лауреатом XVIII открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» Издательского совета Русской Православной Церкви. Награда присуждена в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству». Торжественная церемония вручения дипломов и памятных призов лауреатам состоялась 1 ноября в актовом зале Издательского совета. Авторы издания — молодые исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета, историки Никита Гольцов и Иван Петров. Выпуск альбома приурочен к столетию Петроградского процесса — судебного дела против православного духовенства и мирян, организованного в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Одной из жертв процесса был юрист, церковный и общественный деятель, профессор Петроградского университета Юрий Петрович Новицкий (1882—1922), причисленный к лику святых в 1992 году. Иллюстрированный альбом, выпущенный Издательством СПбГУ, стал первой научной биографией новомученика, раскрывающей наиболее яркие и важные периоды его жизни на основе архивных материалов. Альбом открывают обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дающего духовное осмысление подвига мученика Юрия, и предисловие, написанное ректором Санкт-Петербургского университета членом-корреспондентом РАН Николаем Кропачевым, по инициативе которого началась работа над книгой.

http://bogoslov.ru/event/6193787

Архиерейский Собор Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918) 1997 год Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937).

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010