В 1913 году Юрий Петрович защитил магистерскую диссертацию по уголовному праву и на следующий год был назначен на должность приват-доцента в Киевский университет, где читал лекции по спецкурсу «Важнейшие моменты в истории русского уголовного судопроизводства». В 1913–1914 годах он был активным участником религиозно-философского общества. В 1914 году Юрий Петрович был назначен приват-доцентом на кафедру истории русского права на юридическом факультете Петроградского университета; в 1915 году он организовал при ней кабинет по истории права, собрав здесь солидную научную библиотеку. В конце 1914 года он был командирован для научных занятий в Московский архив Министерства юстиции. 30 мая 1915 года Юрий Петрович был назначен чиновником особых поручений при Главном управлении по делам печати, совмещая эту деятельность с преподаванием в университете. Шла Первая мировая война. В 1915 году тесть Юрия Петровича укомплектовал на свои средства санитарный поезд, на котором Анна Гавриловна отправилась на войну сестрой милосердия. В 1921 году она заболела тифом и скоропостижно скончалась, и он остался один воспитывать четырнадцатилетнюю дочь. В 1920 году Юрий Петрович стал организатором и ученым секретарем петроградского Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка и заведующим созданными при институте курсами по защите и охране детства. Одновременно он состоял профессором Педагогического института дошкольного образования. В том же году он был избран председателем правления Общества православных приходов Петрограда. Общество имело исключительно церковный характер деятельности и соответствующие этому отделы: пастырский, богослужебный, вероисповедный, хозяйственный, певческий и организационный. Активное участие в жизни Общества было впоследствии поставлено ему властями в вину. После смерти жены Юрий Петрович намеревался обвенчаться с Ксенией Леонидовной Брянчаниновой, в квартире которой он в то время жил вместе с дочерью. Здесь весной 1922 года его посетил друживший с ним религиозный философ Лев Платонович Карсавин, который предложил ему эмигрировать, пока это еще было возможно, а когда он отказался, сказал:

http://foma.ru/umoljaju-vlast-pozhalet-m...

Мы говорили об этом задолго до того, как правительство и Максим Горький обратились ко всем нациям о помощи голодающим. Когда наступил ужасный голод 1921 года, спасения от него не было. Ни одна губерния не имела излишков хлеба... Оставшись без работы, за исключением исследований, проводимых в Институте мозга, Историческом и Социологическом институтах при университете, я чувствовал себя сравнительно свободным. Ранее я изучал голод в городе, используя себя как объект наблюдения, а сейчас у меня была лаборатория необъятных размеров – голодающие деревни и села России. Зимой 1921 года я отправился в районы бедствия Самарской и Саратовской губерний для научного изучения массового голода. И почти сразу убедился, что не смогу осуществить это намерение. Никакие эксперименты не было возможности проводить, но я видел голод и знаю теперь, что это значит. То, что я узнал там, в этих страшных губерниях, превосходило любой научный опыт. Моя нервная система, привыкшая ко многим ужасам в годы революции, не выдержала зрелища настоящего голода миллионов людей в моей опустошенной стране. И хотя я оказался не способен проводить там исследования в полном объеме, я многое приобрел просто как человек и еще больше укрепился во враждебном отношении к тем, кто принес такие страдания людям» 3 . Мы привели этот отрывок из воспоминаний знаменитого социолога Питирима Сорокина, потому что Питирим Александрович был близким знакомым Юрия Петровича Новицкого и без сомнения рассказывал ему о том, что увидел в Поволжье. Наверное, вспоминал Юрий Петрович рассказы Питирима Сорокина и, возвращаясь в Москву из Костромы, где он читал в организованном при его участии Рабоче-крестьянском университете имени Октябрьской революции лекции по советскому праву... Просто невозможно было забыть о похоронах, участником которых стал Питирим Александрович Сорокин в Самарской губернии... § 2. «В деревне, конечно, не было животных – ни коров, ни лошадей, ни овец, коз, собак, кошек, ни даже ворон. Всех уже съели. Мертвая тишина стояла над занесенными снегом улочками, пока мы не увидели сани, с легким скрипом приближавшиеся к нам. Сани тащили двое мужчин и женщина. На санях лежало мертвое тело. Протащив сани короткое расстояние, они остановились и измученно свалились на снег. Когда мы подошли, они тупо смотрели на нас пустыми глазами. Мы тоже рассматривали их – с болью в сердцах. Я уже видел лица умирающих от голода в городах, но такие живые скелеты, как эти трое, мне еще не встречались. Одетые в лохмотья, трясясь от холода, люди были не просто больны, а синюшны, с лицами темно-синего цвета, покрытые желтыми пятнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говорят, успешно прошла серия передач о Левашове во Франции. Да я и сам побывал потом в Париже на семинаре, посвященном местам массовых казней. Рассказывал о Левашове. Анатолий Разумов Распятие черного дерева «для адвоката Моисея Семёновича...» Профессор уголовного права Юрий Петрович Новицкий был председателем правления Общества православных приходов. Друг Новицкого Л.П. Карсавин весной 1922 года, накануне высылки на «философском» пароходе, прощаясь, сказал: «Юра, подумай еще раз, поедем. Здесь ничего не будет. Ты погибнешь». «Здесь моя Родина, я останусь», — ответил Новицкий, по словам его дочери Ксении. На суде Петроградского губревтрибунала ему не помогли ни доказательства, ни речи, ни просьба Равича о помиловании: «Как защитник его, приношу верховному органу Рабоче-крестьянской власти последнюю его просьбу: учесть то, что он всю жизнь боролся против смертной казни, что он всю жизнь свою посвятил брошенным чужим детям, а теперь сам ждет смертной казни и оставляет 14-летнюю дочь без матери круглой сиротой. М. Равич». Перед гибелью Юрий Петрович передал принадлежавшее ему прекрасной работы маленькое распятие черного дерева — «для адвоката Моисея Семёновича», наотрез отказавшегося от всякого вознаграждения и согласившегося принять лишь изображение креста с распятым на нем Христом. В 1937 году в кабинете Равича появился чемоданчик: белье, мыло, зубная щетка. Дочери замечали, что отец каждое утро подходит к окну, выходящему во двор. Он стоял неподвижно минут 10, губы его шевелились. На карниз слетались голуби. «Мама, — спросила как-то младшая дочь Надежда, — почему папа стоит у окна?» «Он любуется голубями, не мешай ему», — ответила мать. Через 20 лет в ответ на тот же вопрос она пояснила: «Он молился, просил у Бога сил, чтобы прожить день и, главное, ночь». Ночь ареста наступила 11 февраля 1938 года. Его расстреляли через 16 лет после Юрия Петровича Новицкого. Моисей Семёнович вслед за Юрием Петровичем до конца прошел крестный путь, на который Юрий Петрович его когда-то благословил.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/8/77...

Иллюстрированный альбом, выпущенный Издательством СПбГУ, стал первой научной биографией новомученика, раскрывающей наиболее яркие и важные периоды его жизни на основе архивных материалов. Альбом открывают обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дающего духовное осмысление подвига мученика Юрия, и предисловие, написанное ректором Санкт-Петербургского университета членом-корреспондентом РАН Николаем Кропачевым, по инициативе которого началась работа над книгой. «Хорошо известно, что в годы жестоких гонений на веру он принимал активное участие в приходской жизни Петроградской епархии, безбоязненно возвышал свой голос в защиту Церкви, являя пример мужества и терпения, стойкости духа и верности Христу, — отмечает Святейший Патриарх Кирилл. —  Вспоминая подвиг его веры, мы свидетельствуем, что многотрудный жизненный путь новомученика Юрия поистине стал исполнением слов апостола Павла: " Живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, всегда Господни " (Рим. 14, 8)». «Для нас личность Новицкого интересна не только в контексте Петроградского процесса, — подчёркивает в свою очередь ректор СПбГУ Николай Кропачев. — В истории университета он остался как грамотный специалист, воспитанный дореволюционной школой отечественной юриспруденции. Прошедший стажировки в ведущих научных центрах Европы (Берлин, Бонн и Лейпциг), он был замечен ректором Петроградского университета Эрвином Давидовичем Гриммом, который способствовал переводу Новицкого из Киева в 1914 г. Кроме того, Юрий Петрович прославился своей книгой " Суды для малолетних " , а также организацией при Киевском патронате приюта для детей ссыльнокаторжных и заключённых». В книгу вошли копии архивных и семейных документов, фотографии профессора Новицкого и его ближайших родственников. Многие из представленных материалов публикуются впервые. Главное отличие работы учёных СПбГУ от выходивших ранее трудов о Петроградском процессе — в том, что издание посвящено конкретно Юрию Петровичу Новицкому, причём не только как новомученику, но и как учёному-юристу.

http://bogoslov.ru/event/6193787

«Сегодня за Божественной литургией в молитве мы возводили очи к Голгофе, на которой был распят Спаситель; но ныне мы стоим на Русской Голгофе, открытом антиминсе, где находятся святые мощи, где пролита кровь мучеников. Здесь, на нашей земле, в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге, через Русскую Голгофу прошли иерархи Церкви, священники и многие-многие миряне — все те, кто остался верен Христу даже до смерти», — сказал епископ Игнатий.   «Дай Бог, чтобы молитвами священномученика Вениамина Петроградского и с ним убиенных Господь приклонил Свою милость к каждому из нас. Чтобы и на земле по примеру преподобного Серафима Саровского и в Царствии Небесном мы восхваляли имя Господа и Спасителя нашего, друг друга приветствуя: " Радость моя, Христос Воскресе! "  Всех вас благодарю за сегодняшние молитвы здесь, на Ржевском полигоне, месте, которое является священным для каждого жителя Петербурга и Ленобласти, для каждого человека, проходящего по Дороге жизни. Эта земля обагрена не только кровью новомучеников, но и кровью наших воинов, солдат и офицеров, которые уже в годы Великой Отечественной войны отстаивали независимость, свободу и жизнь будущих поколений», — заключил архиерей.  Ранее, 13 августа 2022 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил памятный вечер , посвященный 100-летию мученической кончины святителя Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В этом зале трибунал приговорил к расстрелу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Иоанна Ковшарова, профессора Санкт-Петербургского университета Юрия Новицкого, которые были тайно расстреляли в ночь на воскресенье 13 августа 1922 года. Доподлинно место их казни неизвестно.  Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/5956531.ht...

Главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский напомнил, что после ареста Патриарха Тихона митрополит Вениамин был одним из двух кандидатов на пост местоблюстителя вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским), который не смог приехать в Москву, так как находился сначала в ссылке, а потом в тюрьме. «Митрополит Вениамин для многих олицетворял саму церковную власть. Он первый поднял знамя борьбы против обновленчества, и это стало главной причиной его ареста и гибели», — сказал Михаил Шкаровский. Он рассказал, что в Центральном архиве Санкт-Петербурга хранится множество документов, среди которых есть новые, еще не вошедшие в научный оборот. Часть документов передала жена внука новомученика Юрия Новицкого. Найдены обращения к различным советским органам новомученика Иоанна Ковшарова, о котором готовится книга в издательстве Александро-Невской лавры. Российская национальная библиотека предоставила для выставки копию партитуры на молитву «Богородице Дево, радуйся», написанной в зале суда композитором Сергеем Ляпуновым. Директор РНБ Владимир Гронский отметил, что написание композитором во время судебного процесса музыки на слова молитвы — настоящий духовный подвиг. Настоятельница Константино-Еленинского монастыря Выборгской епархии игумения Илариона (Феоктистова) подчеркнула, что на процессе, посвященном сопротивлению изъятия церковных ценностей, пострадали не просто невинные жертвы — пострадали самые достойные люди. «Возможно, кто-то из наших предков жил в то время в Петрограде и воспринял эту весть вполне равнодушно. То, что мы делаем сейчас, — это наше покаяние», — сказала игумения. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст:

http://azbyka.ru/news/v-aleksandro-nevsk...

Непонимание, одиночество в семье преследовали Юрия Петровича всю жизнь. И это то, с чем сталкиваются многие из нас. Юрий Петрович Новицкий (1882–1922) А незадолго до событий 1922 года Юрий Петрович встретил новую любовь. Его супруга скончалась где-то в Одессе, дочка подросла. Он хотел соединить свою жизнь с любимой женщиной, уже была назначена дата. Его арестовали за несколько дней до этого, практически накануне свадьбы. У приговоренных была возможность сохранить жизнь, если бы они согласились сотрудничать с властью. Но он не пошли по пути, на который встали обновленцы. Которые, кстати, очень много сделали, чтобы митрополит Вениамин оказался на скамье подсудимых. Они заигрывали с дьяволом. И в результате сами стали жертвами репрессий. Но это — к слову. История обновленчества осталась за рамками моей книги. Как понять дух времени Тема новомучеников сама по себе непростая. Повествование должно быть исторически достоверным, легким, но не легковесным, ведь в нем затрагиваются в том числе и вопросы духовного плана. И здесь нужна особая деликатность. Мой первый роман «Трибунал» рассказывает об открытом судебном процессе над священниками, который проходил в Саратове в 1918–1919 годах. За основу я взяла исследование саратовских краеведов. У нас ведется большая научная работа, по итогам которой составляется пакет документов для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых. А повесть «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого» основана на материалах судебного процесса 1922 года, который проходил в Санкт-Петербурге и был связан с процессом изъятия церковных ценностей. Материалы обоих процессов показывают нам, как государство относилось к Церкви, и как к ней относились люди, которые взяли на себя в тот момент право вершить суд от имени государства. Сохранились стенограммы судебных заседаний, из которых понятно, как говорили люди того времени, как они вели диалог, насколько были свободны в выражении своей позиции. Это помогло мне передать в обеих книгах дух времени. Мы подчиняемся власти, пока она не вынуждает нас отречься от Христа

http://blog.predanie.ru/article/oni-eshh...

— Юра, подумай еще раз. Поедем. Здесь ничего не будет. Ты погибнешь. — Здесь моя Родина — я останусь, — ответил Юрий Петрович. Около одиннадцати часов вечера 28 апреля 1922 года на его арест был выписан ордер по адресу официального его местожительства, где жила его мать Пелагия Дмитриевна. Сотрудники ГПУ не знали адреса, где он в действительности проживал, но мать сама сообщила, где находится сын, и от нее чекисты сразу же направились в квартиру Ксении Брянчаниновой. Появление здесь на пороге чекистов было для Юрия Петровича неожиданным, так как этот адрес мало кто знал. Сохраняя полное спокойствие, он написал по просьбе дочери в ее альбом шуточный стишок и, попрощавшись с ней и с невестой, был увезен в тюрьму на Шпалерной улице. Последнее фото 5.07.1922. Юрий Новицкий — восьмой справа во втором ряду Юрий Петрович был допрошен на заседании Революционного трибунала 13 и 14 июня. Среди других вопросов председатель суда спросил: — Вы сказали, что вы профессор, юрист, по какой специальности? — По уголовному праву, — ответил Юрий Петрович. — Где вы читали лекции? — В университете, в биологическом институте... — Как вы очутились в таком тесном контакте с церковными людьми?.. — Когда я еще в Киеве был, я принимал большое участие в церковном богослужении, в церковной жизни, — сказал Юрий Петрович. — Скажите, какой же вы вклад могли внести в деятельность правления, вы, юрист-криминалист?.. — Во-первых, в некоторых богословских вопросах я разбирался, в богослужебных вопросах я разбирался, в вопросах богослужебно-практических, если хотите, я тоже разбирался, и затем я считаю, раз верующие взяли на себя обязанность содержать Церковь, раз верующим передано имущество, раз верующие призываются теперь к деятельности в этой области, то я не считал ничего такого несовместимого со своим званием, чтобы принять в этом участие, тем более что о моих религиозных убеждениях было известно еще в самом начале Октябрьской революции. 5 июля 1922 года в три часа дня восемьдесят семь обвиняемых по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в Петрограде, и в их числе Юрий Петрович Новицкий, были доставлены в здание суда для выслушивания приговора.

http://foma.ru/umoljaju-vlast-pozhalet-m...

Священномученик Вениамин (Казанский). Икона. Кон. XX в. Архиерейский Собор принял два отдельных деяния по докладу митрополита Ювеналия: «О канонизации преп. схимонаха Кирилла и преп. схимонахини Марии, родителей преп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848—1918), митрополита Петербургского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873—1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866—1922), Юрия Новицкого (1882—1922) и Иоанна Ковшарова (1878—1922), Великой княгини Елисаветы (1864—1918) и инокини Варвары (†1918)». Председателем комиссии по изучению деятельности спецслужб в Церкви, созданной на Соборе, был избран епископ Александр (Могилев). Варфоломей I, Патриарх Константинопольский 1993 год – В Стамбуле прошла седьмая, очередная, встреча в рамках двусторонних неофициальных собеседований делегаций Вселенского Патриархата и Русской Православной Церкви (31 марта - 3 апреля). В переговорах участвовали митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий и Смоленский и Калининградский Кирилл. 1998 год – В Гохране России состоялась церемония передачи Русской Православной Церкви ценностей, изъятых из храмов страны в 1920 - 1930-e гг. Церкви было возвращено ок. 600 икон и драгоценных окладов, предметов богослужебного обихода. 1999 год – Состоялось заседание Священного Синода (31 марта - 1 апреля). Постановлено: 1. Признать целесообразным пребывание в Москве постоянного представителя Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, что будет способствовать развитию и расширению плодотворного двустороннего сотрудничества Русской и Александрийской Православных Церквей. 2. Перевести подворье Александрийской Православной Церкви из г. Одессы в г. Москву и предоставить храм Всех святых на Кулишках для представительства (подворья) Александрийской Церкви. 31 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/5403.html

1819 – Преобразование Киевской духовной академии. 1826 – Закрытие Библейского общества. 1830 – Учреждение Духовной миссии на Алтае. 1831 – Возвращение Почаевской лавры Православной Церкви. 1832 – Прославление святителя Митрофана Воронежского . 1839 – Собор в Полоцке. Воссоединение униатов с Православной Церковью. 1840 – Издание новых Правил духовно-учебных школ. 1842 – Преобразование (вторичное открытие) Казанской духовной академии. 1842 – Введение монастырских штатов в западных епархиях. 1848 – Учреждение Духовной миссии в Иерусалиме. 1857 – Возобновление работы над переводом Библии на русский язык. 1861 – Прославление святителя Тихона Задонского . 1867 – Начало реформы духовного образования. 1870 –Учреждение Духовной миссии в Японии. 1875 – Воссоединение униатов Холмщины с Православной Церковью. 1876 – Издание Библии на русском языке. 1884 – Издание Правил о церковно-приходских школах. 1884 – Издание новых Уставов духовных школ. 1901–1903 – Религиозно-философские собрания. 1903 – Прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – Издание закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – Ревизия духовных академий. 1909 – Перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – Издание нового Устава духовных академий. 1912–1913 – Предсоборное совещание. 1917 – Предсоборный совет. 1917–1918 – Поместный Собор Православной Российской Церкви. 1917 – Начало большевистского террора против Церкви. 1917 – Восстановление патриаршества. 1918, 25 января (7 февраля) – Убийство священномученика Владимира, митрополита Киевского. 1918 – Сибирское церковное совещание в Томске. 1919 – Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе. 1920 – Предоставление автономии Православной Церкви в Эстонии. 1921 – Начало самосвятского раскола. 1921 – Предоставление автономии Православным Церквам в Финляндии, Латвии и Польше. 1921 – 1 Русский всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах. 1922 – Образование обновленческого ВЦУ. 1922, 13 августа – Расстрел священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010