Вышел февральский номер журнала " Вода живая " января 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Время очищения " , посвященная евангельскому чтению в Неделю о блудном сыне. В номере опубликован некролог митрополиту Владимиру (Котлярову) , ушедшему из жизни 19 января после продолжительной болезни на 93-м году жизни. Темой раздела " Подробно " стал Петроградский процесс 1922 года по делу " о сопротивлении изъятию церковных ценностей " , 100-летие которого отмечается в нынешнем году. Открывает его исторический очерк иерея Владимира Тарасова " Под предлогом голода " , рассказывающий об этих трагических событиях, завершившихся расстрелом по сфабрикованному обвинению четверых новомучеников Русской Православной Церкви: священномучеников митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Материал Татьяны Кириллиной " Состав преступления отсутствует " посвящен одному из фигурантов дела - настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Михаилу Союзову (1869-1922), несправедливо осужденному и умершему в тюремной больнице. В связи со 100-летием Петроградского процесса под руководством настоятеля Князь-Владимирского собора, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Сорокина прихожанами были собраны материалы для канонизации пострадавшего от советской власти священника. Дополняет раздел публикация отрывков из книги Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " , посвященной одному из видных деятелей Александро-Невского братства (также разгромленного в ходе Петроградского процесса) митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965), брату настоятеля Феодоровского собора священномученика Льва (Егорова) . Письма владыки, отрывки из которых приведены в журнале, датируются 1922 годом. Темой раздела " Образы и смыслы " стали богословские взгляды великого русского писателя Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В материале " Вера Достоевского и топор Раскольникова " Тимур Сунайт беседует с доктором философских наук Игорем Евлампиевым, долгое время занимающимся проблемой " Достоевский и христианство " . Дополняет раздел философское эссе Тимура Щукина " Богословие вредного производства " , посвященное осмыслению популярного психологического термина " токсичность " с точки зрения святоотеческого учения. Это второй текст цикла, начатого в предыдущем номере (см. 1 " Воды живой " за 2022 год, с. 14-17).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Михайлович Ковшаров (1878, Одесса - 13.08.1922, Петроград), мч. (пам. 31 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из семьи мещан. Получил университетское юридическое образование. До революции 1917 г. был присяжным поверенным, известным адвокатом, неоднократно выступал в качестве защитника на политических процессах в военных судах. 11 марта 1918 г. на Петроградском епархиальном съезде духовенства и мирян избран уполномоченным («комиссаром») по общеепархиальным делам «для представительства и защиты общих прав и интересов» Петроградской епархии. С созданием Об-ва объединенных петроградских православных приходов вошел в состав его правления. Стал юрисконсультом Александро-Невской лавры. Во время кампании по изъятию церковных ценностей как член правления Об-ва петроградских приходов выступал за компромисс с властями, за добровольную передачу церковного имущества для помощи голодающим Поволжья. 6 мая 1922 г. сопровождал Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) на переговорах с представителями комиссии Помгола Петроградского совета о включении в состав комиссии представителей приходов. Вскоре был арестован вместе с митр. Вениамином и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в «противодействии декрету об изъятии церковных ценностей». Содержался в тюрьме на ул. Шпалерной. Стал одним из обвиняемых на Петроградском процессе 1922 г. , где деятельность правления Об-ва правосл. приходов была представлена как «организация преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью». На процессе И. держался мужественно и стойко, хотя и страдал от боли в сердце; спокойно и четко отвечал на вопросы обвинителей. В последнем слове И. убедительно доказал несостоятельность приведенных на процессе доказательств вины подсудимых: «Грозящее наказание никак не может находиться в соответствии с теми данными, которыми располагает обвинение... Для братской могилы в 16 человек материала для обвинения мало». 5 июля 1922 г. Петроградский губ. ревтрибунал приговорил к смертной казни митр. Вениамина и 9 обвиняемых, в т. ч. И. 13 июля на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было решено в отношении еп. Вениамина, архим. сщмч. Сергия (Шеина) , мч. Юрия Новицкого и И. оставить смертный приговор без изменения, что было подтверждено 26 июля определением Кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК. И. был казнен вместе с др. приговоренными. Точное место расстрела и погребения неизвестно (предположительно на Ржевском артиллерийском полигоне у ст. Пороховые Ириновской узкоколейной железной дороги на сев.-вост. окраине Петрограда). Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г.

http://pravenc.ru/text/469328.html

Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви 30 октября 2017 года Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

Протоиерей Вячеслав Харинов известен как создатель нескольких музеев. В Скорбященском храме действуют два: «Неизвестная неоконченная война» (в основном экспозиция состоит из находок поисковых отрядов) и Музей новомучеников (с историей прихода связаны судьбы новомучеников Юрия Новицкого, Екатерины Арской (Петроградской), священномученика Григория Сербаринова). Так сложилось, что отец Вячеслав — клирик и Санкт-Петербургской , и Тихвинской епархий. Музей есть при Успенском храме в селе Лезье, экспозиции также будут создаваться при храмах, приписанных к Успенскому. Например, в храме на станции Апраксин установлены мемориальные доски с 2700 именами красноармейцев, погибших при обороне Ленинграда. Создаются при храмах музеи, посвященные жизни на оккупированных территориях и подвигу военных медиков. Собрания отца Вячеслава известны в городе, экспонаты нередко участвуют в выставках государственных музеев. Алексей Одинцов рассказал о деятельности Александро-Невской лавры, связанной с реставрацией храмов, подробно остановился на исторических захоронениях, обнаруженных при реставрации Феодоровской церкви. «С нами сотрудничают Эрмитаж, Русский музей, Академия художеств, — отметил А. Одинцов. — Александро-Невская лавра старается быть храмом-музеем, в котором и богослужебная, и музейная функция прекрасно сосуществуют». О недавней передаче Сампсониевского собора Санкт-Петербургской епархии и о том, какие функции возложены на приход в связи с передачей, рассказал Борис Подольский, который подчеркнул, что все обязательства зафиксированы в договоре, утвержденном Минкультом. Музей занимается контролем за состоянием здания и экспонатов, будет проводить все необходимые реставрационные работы. Задача прихода — поддерживать температурно-влажностный режим, для этого в ведение прихода переданы инженерные объекты. Что касается Исаакиевского собора, главная задача музея — контроль состояния несущих конструкций. Температурный режим тоже важен: в результате исследований была найдена оптимальная температура для наилучшей сохранности монументальной живописи, она составляет плюс 19°С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4806229...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Умоляю власть пожалеть моего отца, мать моя умерла от тифа, и я остаюсь совсем одна»,  — писала дочь мученика Юрия (Новицкого) за несколько месяцев до его расстрела 7 мин., 13.08.2023 Сразу же после оглашения приговора Равич, защитник Юрия Новицкого, направил во ВЦИК ходатайство о помиловании, убедительно доказывая абсурдность смертного приговора тому, кто всю жизнь боролся за отмену смертной казни. «Как защитник его, — писал Равич, — приношу Верховному органу рабоче-крестьянской власти последнюю его просьбу: учесть то, что он всю жизнь боролся против смертной казни, что он всю жизнь свою посвятил брошенным чужим детям, а теперь ждет сам смертной казни и оставляет четырнадцатилетнюю дочь без матери круглой сиротой». В конце ходатайства дочь Юрия Петровича Ксения подписала: «Я, дочь профессора Новицкого, умоляю рабоче-крестьянскую власть пожалеть моего отца, мать моя умерла в ноябре от тифа, и я остаюсь совсем одна. Я еще учусь и надеюсь быть полезной работницей в Советской России. Умоляю спасти жизнь моего отца...» Мученик Юрий родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии в семье мирового судьи Петра Георгиевича Новицкого и его супруги Пелагеи Дмитриевны. Первоначальное образование Юрий получил в 1-й Киевской гимназии. В 1906 году он обвенчался с девицей Анной, дочерью действительного статского советника, известного ученого, председателя Киевского физико-математического общества Гавриила Константиновича Суслова. Отношения с невесткой у Пелагеи Дмитриевны не сложились, как полагали близкие, из-за того, что она считала себя дворянкой по происхождению и не одобряла брак сына, тесть которого имел дворянство личное. В 1907 году у Новицких родилась дочь Ксения. «Юра, подумай еще раз. Поедем. Здесь ничего не будет. Ты погибнешь», — философ Лев Платонович Карсавин предлагал Новицкому эмигрировать. «Здесь моя Родина — я останусь», — ответил Юрий Петрович. В 1908 году Юрий Петрович окончил юридический факультет киевского Императорского университета святого Владимира и был направлен в научную командировку в Германию. Его христианские воззрения уже тогда оказывали большое влияние на его профессиональную деятельность, наполняя ее христианским содержанием. В 1911 году он организовал в Киеве приют для детей ссыльнокаторжных, бывших по существу сиротами при живых, но находившихся в заключении родителях. В 1912 году, желая смягчить наказание для подростков, на которых тюремная среда действовала развращающе, он стал инициатором создания отдельного суда по делам малолетних.

http://foma.ru/umoljaju-vlast-pozhalet-m...

У круглий присвячений Петроградського процесу новомученика Новицького 5 2021 р. 15:41 2 апреля 2021 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности Общества по изучению церковного права («Барсовское общество») и Исторического общества духовной школы состоялся круглый стол, посвященный грядущему 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого. Мероприятие было организовано совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. В 2022 году исполняется 100-летие Петроградского процесса — дела против православного духовенства и мирян в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Результатом процесса стал расстрел четверых обвиняемых: митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), юрисконсульта Александро-Невской лавры Ивана Михайловича Ковшарова и профессора Петроградского университета Юрия Петровича Новицкого. Этот приговор был отменен постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября 1990 года, а уже через два года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил подвижников к лику святых. Встреча прошла в очно-дистанционном формате. Модераторами круглого стола, который по традиции прошел в неформальной обстановке «ученого чаепития», выступили проректор по научно-богословской работе духовной академии, доцент кафедры церковной истории протоиерей Константин Костромин и директор Издательства СПбДА, секретарь «Барсовского общества» Д.В. Волужков. Перед началом мероприятия протоиерей Константин Костромин поприветствовал собравшихся и выразил признательность докладчикам из Института истории Санкт-Петербургского государственного университета за совместную научную деятельность духовного и светского учебных заведений. Первым с сообщением «Юрий Петрович Новицкий: опыт написания биографии канонизированного ученого и педагога» выступил кандидат исторических наук, ассистент Института истории СПбГУ И.В. Петров. Он рассказал о предстоящих мероприятиях 2022 года, посвященных 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого: проведении отдельной секции в рамках II международного Петербургского исторического форума, выпуске альбома о жизни и трудах святого и монографии, связанной с историей защитников Русской Православной Церкви из среды профессорско-преподавательской корпорации.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5794969...

Подпишитесь на наш Телеграм Группа подсудимых в зале суда. Петроградский процесс 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей Мы привыкли, что святые — это какие-то особенные люди, заранее уготованные Господом к своему подвигу. Люди «не от мира сего». А уж представители некоторых профессий точно не могут быть святыми. Кто же тогда такие «святые юристы»? Есть ли в наше время место святости? Об этом рассказывает Екатерина Федорчук — автор книги «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого», выпущенной издательством «Никея». Герои книги были приговорены к расстрелу по «делу церковников» в 1922 году в Петрограде. В своей книге я хотела показать, что эти люди — почти наши современники. Они живут обычной жизнью, понятной нам. Они еще не знают, что они «святые». Юрий Новицкий — блестящий эрудит, ученый, автор работ, посвященных истории русского уголовного права. Человек, который интересовался широким философским контекстом своего времени, был в курсе метаний, шатаний и всяческих уклонений Серебряного века и при этом догматически стоял в вере. Он отдал жизнь за Христа. Но прежде, чем просиять мученическим подвигом, Юрий Петрович прошел через те испытания и искушения, через которые проходит множество самых обыкновенных, не святых людей. Сохранившиеся свидетельства позволяют говорить о том, что он пережил тяжелую личную драму, которая для человека другого склада могла бы стать серьезным искушением. Непонимание и одиночество: почти, как у всех нас Во время Первой мировой войны его жена уехала на фронт, оставив мужа и дочку, и потом уже не вернулась к ним. Очевидно, не хотела возвращаться. Подробностей мы не знаем, поэтому в повести о святом юристе я касаюсь этого факта очень аккуратно, упоминаю как бы вскользь. Но и не сказать об этом совсем нельзя — это те обстоятельства жизни, которые серьезно влияют на человека. Можно также предположить, что у Новицкого были сложные отношения с матерью. В чем была суть конфликта, мы тоже не знаем, и я не стала фантазировать на эту тему, но сам факт того, что Юрий Петрович не находил понимания у самых близких людей, очень важен для понимания логики судьбы святого мученика.

http://blog.predanie.ru/article/oni-eshh...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил памятный вечер в Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 100-летию мученической кончины святителя Вениамина, митрополита Петроградского 13 августа 2022 г. 23:04 13 августа 2022 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил памятный вечер, посвященный 100-летию мученической кончины святителя Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.  У входа в филармонию Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и директор Санкт-Петербургской филармонии И.С. Черкасов.  Перед началом концерта митрополит Варсонофий освятил памятную доску в Большом зале филармонии со следующим текстом: «В этом зале в 1922 году был вынесен смертный приговор митрополиту Петроградскому Вениамину, архимандриту Сергию (Шеину), мирянам Юрию Новицкому, Иоанну Ковшарову. Место исполнения приговора неизвестно».  В Бетховенском фойе была представлена выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...». Организаторами выставки являются Музей истории Санкт-Петербургской епархии и древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . В экспозицию вошли архивные фотографии и личные вещи митрополита Вениамина (Казанского) и участников следственного дела. Среди экспонатов — последнее письмо митрополита Вениамина из заключения и партитура песнопения «Богородице Дево, радуйся», написанная композитором С.М. Ляпуновым в зале суда.  Выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...», посвященная 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей, постоянно экспонируется в Музее истории Санкт-Петербургской епархии в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры и была временно перенесена в фойе филармонии специально к памятному вечеру.

http://patriarchia.ru/db/text/5950285.ht...

В закрытой зоне Ржевского полигона - месте массовых расстрелов репрессированых - впервые совершена панихида Москва, 2 ноября 2010 г. В закрытой зоне Ржевского полигона Ленобласти — месте массовых расстрелов жертв политических репрессий — 31 октября впервые отслужена панихида, сообщает " Вода живая " .Командование полигона разрешило представителям духовенства и мирян проехать по пропускам в лесное урочище. У поклонного креста вблизи поселка Токсово, в лесном урочище Койранкангас молитвенное поминовение совершили настоятель храма святого Иоанна Кронштадтского в Колтушах протоиерей Сергий Тарасов с диаконом того же храма Сергием Ломакиным, настоятель храма-часовни святителя Николая Чудотворца в Романовке иерей Александр Иванов и клирик храма святителя Петра, митрополита Московского на Творожковском подворье иерей Михаил Преображенский. За панихидой среди сурового в своей простоте осеннего северного леса вместе с прихожанами храмов епархии молились инок Соловецкого монастыря Владимир, учащиеся СПбПДА, члены молодежной организации «Витязи», прапраправнук новомученика Юрия Новицкого Кирилл Стегаев. Об истории страшного места рассказали его исследователь, научный сотрудник РНБ Анатолий Разумов и участник раскопок, член общества «Мемориал» Михаил Пушницкий. Последний, в частности, вспомнил, с каким трепетом взял в руки прострелянный в затылок череп, из которого вывалилась пуля. Соборная молитва впервые за 90 лет освятила многократно оскверненное убийством место, соединившись с молитвами тех, кто некогда прощался с жизнью на краю этих расстрельных рвов. «Палачи и их наследники приложили немало усилий, чтобы убить не только людей, но и память. „Органам“ пришлось депортировать всех тамошних коренных финнов, отправив на смерть в Сибирь и на Крайний Север в жуткие условия блокадной зимой 42-го всех, кто знал про эти расстрелы и видел их результаты. Так что у Койранкангаса гораздо больше жертв, чем лежит в его земле. Но Господь показал, Кто хранит память. И впредь посрамит Своих противников. Надеемся, что никогда больше Господь не попустит воцариться злу и жестокости на нашей земле. Ведь в эти могилы зарыты

http://pravoslavie.ru/42492.html

В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года 15.03.2022 18:30:38 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 14 марта 2022 года в Музее истории Санкт-Петербургской епархии открылась выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...». Экспозиция посвящена 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Раевский. В экспозиции — документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Материалы рассказывают о голоде 1921 года, помощи Церкви голодающим, изъятии ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Иван Раевский поблагодарил главного архивиста ЦГА Санкт-Петербурга Михаила Шкаровского за предоставленные материалы и рассказал предысторию Петроградского процесса. В 1921 году случилась засуха, был неурожай, начался голод. Ситуацию усугубило то, что в результате продразверстки у крестьян был отобран посевной фонд. Патриарх  Московский и всея Руси Тихон обратился к Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и другим церковным деятелям за рубежом с просьбой помочь голодающим. Но советская власть не была заинтересована в помощи верующих: наоборот, голод предполагалось использовать для борьбы с Церковью. Был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Текст был довольно лояльным: при изъятии ценностей призывали не отнимать последнее, с икон снимать драгоценные оклады, а сами иконы оставлять. Но на местах это не исполнялось, имущество многих храмов было разграблено, ценные предметы оказывались в музеях — так, рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры поступила в Эрмитаж, где хранится до сих пор. Первыми изъяли ценности из храма при Консерватории. Позже верующим разрешили выкупать изделия, и многие предметы были спасены.

http://radonezh.ru/2022/03/15/v-sankt-pe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010