Есть церковный канон, есть гений Дионисия, и есть талант Юрия Холдина, ставшего интерпретатором, переводчиком, который добросовестно стремится лишь к тому, чтобы точно, без искажений донести современникам послание, составленное пять столетий назад. Эта работа была бы совершенно невозможна без долгого всматривания во фреску, ее изучения, молитвенного размышления над теми образами, которые создавал Дионисий. Что значит долгое всматривание? Для Юрия Холдина — это почти десять лет исследовательской работы, более пятисот фотографий, особый, новаторский метод съемки. Он много размышлял о природе света и пришел к убеждению, что традиционные методы съемок, которые он назвал «фотофиксацией», убивают фреску. Он отверг ночную съемку с искусственным освещением — она не может передать всей полноты красок, которые живут только при естественном свете. Искусственный свет искажает не только краски, но и пространство, делает фреску сухой и жесткой. Как же передать на фотографии то впечатление, которые оставляют фрески, когда ты входишь в собор Ферапонтова монастыря? Бог ведает, сколько времени посвятил Юрий разработке уникального метода фотовоспроизведения фресок. Главное условие — работать днем, моделируя мягким рассеянным светом тосветовое, уветовое и свето-воздушное пространство, в котором работал Дионисий. Даже если возникает множество «но». Как выдержать ровную освещенность? Как сохранить на объеме в 500 фоторабот единый баланс цвета и колориметрию? Все это останется тайной Юрия Холдина. Размышляя о природе фрески, он пришел к убеждению, что фотосъемка фресок относится к высшим формам искусства фотографии, так как при этом создается образ священного пространства. И в этой работе мелочей нет. Даже при печати альбома Юрий много работал над тем, что же должно стать эталоном цветовых соотношений. Он снова и снова проверял пробные оттиски — они должны были строго соответствовать тому ощущению света, которое возникает в соборе Рождества Богородицы в летний солнечный день, когда небо закрыто лишь небольшими легкими тучами.

http://pravmir.ru/bogoslovskaya-svetopis...

Сын Даниила Юрий в год смерти отца завоевал и присоединил к своему княжеству Можайское княжество. Московское княжество значительно разрослось, от чего Юрий, правнук Ярослава Всеволодовича, настолько усилился, что не по праву старшего, а по праву сильного, задумал искать великокняжеского стола. Он временно оставил в Москве брата Ивана, в Костроме Бориса, и, не смотря на увещания м. Максима успокоиться, отправился в Орду на торги. Туда же поехал Михаил тверской. Поездка Юрия оказалась напрасной. Тверской князь заплатил дороже и получил великокняжеский престол. Возвратившись ни с чем, Юрий принялся снова усиливать свое княжество. Он убил плененного отцем рязанского князя (1305 г.) и удержал за собой Коломну. Вызванный вторично в орду, Юрий присутствовал при убиении Михаила тверского и в 1320 г. возвратился великим князем. Насилие и кровь требовали мщения. Юрию за смерть отца отомстил сын Михаила тверского, Димитрий Грозные Очи. Он убил Юрия на пути в Орду и сам поплатился жизнью за самоуправство. При всем старании Юрия великокняжеский престол остался не за Москвой, а за Тверью, доставшись второму сыну Михаила, Александру (1326). Во время постоянных отлучек Юрия Москвой управлял брат его Иван, по прозванию Калита. Калита, оставаясь пока сторонним зрителем происходившего, понял, что право захвата, соединенного с насилием, не совсем надежное средство для усиления княжества. Иван Калита понял, с чего нужно начинать возвышение Москвы и Московского княжества. Он предварительно решился воспользоваться сближением с митрополитом. Средство, выбранное Калитой, оказалось самым лучшим и верным. Дружба Калиты с преемником Максима м. Петром и скоро последовавший переход первенствующего иерарха в Москву, возвысили Москву и ослабили значение Владимира. Город, оставленный митрополитом, сошел на степень обыкновенных городов, Москва напротив сделалась столицей. Владимир, из-за которого так ожесточенно спорили, оставался только по имени столицей великих и сильнейших князей. Но до усиления Москвы он не терял значения и не мог быть заменен другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– У вас есть книги о России двухтысячных, о том, что сейчас происходит в мире? Что рекомендуете к прочтению из собственного репертуара или из произведений других современных писателей? – Современная российская литература – явление странное, в чем-то даже опасное. По той простой причине, что во многом она искусственна, а потому неискушенный в литературных делах читатель может обмануться. Большинство читателей знают авторов, чьи имена на слуху. Эти авторы получают престижные премии, их издают и «продвигают» (то есть всячески рекламируют) крупные всесильные издательства. У человека, далекого от мира литературы, создается впечатление, что эти книги (о которых говорят, пишут) и есть современная российская литература. Рядовой читатель примерно так представляет себе процесс зарождения книги: писатели отправляют свои рукописи в издательства, там эти рукописи читают и отбирают лучшие. Затем отобранное издают, отмечают премиями и пишут восторженные отзывы. На самом деле, все происходит иначе. К сожалению, в этом процессе слишком много политики – гораздо больше, чем самой литературы. И на прилавок попадают не лучшие с точки зрения словесности книги, а книги, отобранные по совершенно другим критериям. Из того массива, что преподносится сегодня как «современная российская литература», то есть из книг, получающих премии, занимающих лучшие полки в магазинах, я бы ничего не рекомендовала. Скорее порекомендовала бы держаться подальше от книг, отмеченных престижными, денежными премиями. Но всё вышесказанное не означает, что читать нечего и современной литературы не существует. Она есть, но она в некоем условном подполье. Есть более известные авторы, есть менее. Я бы рекомендовала прозу Юрия Козлова, Юрия Полякова, Александра Щербакова, Юрия Милославского, Юрия Михайлова, Виктора Перегудова, Михаила Павлова, Нины Шамариной, Екатерины Глушик, Галины Бурденко, Лидии Сычевой… Всех, к сожалению, назвать не смогу. Но хочу подчеркнуть, что хороших писателей сегодня нельзя искать в премиальных списках.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/28/chelov...

В 1312 г. Михаил был уже на Руси 270 , и данных о том, чтобы он получил военную помощь Орды против Юрия, нет. Но все же можно полагать, что безрезультатной поездка великого князя не была. В 1312 г. митрополит Петр «сня санъ» с сарайского епископа Измаила 271 . Измаил известен как проводник политики Тохты: в 1296 г. он приезжал на Русь вместе с Неврюем и участвовал в княжеском съезде во Владимире 272 . В Сарай Петр в 1312 г. не ездил, следовательно, его конфликт с Измаилом имел место на Руси. Возможно, сарайский епископ приехал в качестве посланника хана с целью оказать воздействие на Юрия, и лишение его сана дружественным Москве митрополитом было вызвано антимосковской позицией Измаила 273 . В августе 1312 г. умер хан Тохта 274 . В следующем году, после восшествия на престол нового хана – Узбека, великий князь Михаил отправился в Орду 275 (как это было принято в подобных случаях). Для Юрия появился, казалось бы, шанс оспорить в данной ситуации великое княжение, но московский князь в Орду не поехал 276 ; очевидно, он опасался расправы за свое неподчинение прежнему хану. Михаил вновь задержался в Орде надолго. Трудно судить, было ли это связано с какими-то разногласиями при ханском дворе по поводу того, вручать ли ярлык на великое княжение именно тверскому князю, и если да, то были ли эти разногласия связаны с действиями ордынских вельмож, сочувствовавщих московским князьям, но бесспорно то, что задержка «переутверждения» Михаила великим князем оживляла надежды Юрия. И он возобновил борьбу за Новгород Великий (где имел немало сторонников). В 1314 г. Юрий прислал туда своего подручного князя Федора Ржевского (сына погибшего у Брянска в 1310 г. Святослава Глебовича 277 ): наместники Михаила были схвачены, а новгородцы с Федором двинулись к Волге. Навстречу им выступил Дмитрий Михайлович. Войска простояли друг против друга «до замороза», после чего был заключен мир, по которому Новгород отходил к Юрию: зимой 1314–1315 гг. московский князь приехал туда «на столъ» с братом Афанасием 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После поражения бежал вместе со Святополком во Владимир Волынский, а оттуда – в Луцк, куда прибыли послы князя Давыда Игоревича, осадившего Владимир, с просьбой не принимать участия в междоусобице. Святослав дал княжеское слово, целовал крест, но нарушил договор, напал на Давыда и разгромил его войска под Владимиром. Давыд, используя военную помощь половецкого хана Боняка, осадил Святослава в Луцке и принудил κ сдаче города, после чего Святослав был помилован и отпущен к отцу в Чернигов. 17 февраля 1106 года, оставив черниговское княжение, дом и семью, Святослав постригся в Киево-Печерском монастыре под именем Николая. Стал одним из самых авторитетных печерских монахов. Известно, что в 1141 году Святоша участвовал в переговорах между Ольговичами и Мономаховичами по поводу спорных владений. Канонизация его как местночтимого святого относится κ 1643 году, как общерусского – κ 1762 году. 904 ...и пришед въ Печерьский монастырь, и бысть мних, в лто 6614, февруариа 17. – Β одном из сборников кирилло-белозерского книгописца Ефросина, где Святослав ошибочно назван «сыном Мстислава, внуком Юрия Черниговского», содержится неизвестная редакция сцены отречения князя от мирской жизни. Святослав Давыдович обращается κ боярам с речью ο «суете света», его невидимо постригают в монахи «Спас со ангелы». См. Каган М. Д., Понырко Η. Β., Рождественская Μ. Β. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина. – ТОДРЛ, т. 35, Л., 1980, с. 125. 905 ...брата его Изяславъ и Владимеръ... – Владимир Давыдович княжил в Чернигове с 1139 по 1151 год. Был убит в битве на реке Руте, выступая на стороне Юрия Долгорукого, когда произошло столкновение Юрия с Изяславом Мстиславичем за киевское княжение. Изяслав Давыдович занял черниговский стол в 1151 году, после смерти Владимира. Β 1154 году сел на киевский стол, в 1155 году уступил его Юрию Долгорукому. Β 1157 году, после смерти Юрия Долгорукого, вновь стал киевским князем. Β 1161/62 году был убит в междоусобной войне за Киев с Ростиславом Мстиславичем (сын Мстислава Владимировича, князь смоленский, затем киевский, до 1169 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У князя Юрия Долгорукого с митрополитом Константином установились, по всей вероятности, добрые отношения, и князь прислушивался к его мнению в государственных вопросах. Так, например, митрополит Константин и киевские игумены просили Юрия не выдавать князя Ивана Берладника в руки князя Галицкого Ярослава. 15 мая 1158 года Юрий Долгорукий скончался. Нелюбившие его киевляне начали грабить княжеское имущество и «избивать» суздальцев по городам и селам. Смерть Юрия Долгорукого позволила захватить великокняжеский стол Изяславу Давидовичу, но в конце 1158 года он был изгнан из Киева Ярославом Галицким и Мстиславом Изяславичем, решившими передать столицу князю Смоленскому Ростиславу. Митрополит Константин, стремясь избежать мести Мстислава, сына преданного при нем анафеме Изяслава, удалился в Чернигов, где княжил Святослав Ольгович, друг и союзник Юрия Долгорукого, а епископом был грек Антоний. Здесь митрополит Константин внезапно заболел. Можно предполагать, что тогда он стал сожалеть и раскаиваться в излишне строгом наказании участников поставления на Киевскую митрополию Климента. Митрополит Константин призвал епископа Антония и вручил ему свое завещание, взяв обязательство исполнить все, что в нем написано. Когда, после кончины митрополита Константина епископ Антоний распечатал перед князем Святославом завещание и прочел его, все присутствовавшие были поражены: «По умертвии моем не погребите тела моего, но повергше его на землю и поцеплеше ужем за нози и извлекше из града, поверзите на оном месте, имя нарек ему, псом на расхищение». Епископ Антоний постарался исполнить последнюю волю митрополита. Тело Константина лежало непогребенным в течение одного или трех дней, а затем было положено в черниговском Спасо-Преображенском соборе. Подобно тому, как Господь не оставил раскаявшегося разбойника, так милосердный Владыка принял и плоды покаяния, принесенные Константином – у его мощей стали совершаться многочисленные чудесные исцеления. Литература: 1 . Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, с. 310–311.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, мы видим, что судьба Юрия Васильевича была предрешена - особенно после рождения от брака с Еленой сына Ивана. Юрию Васильевичу предстояло всю жизнь прожить под надзором: если бы даже он сам не взялся за «добывание престола», всегда нашлись бы люди (как внутри страны, так и вовне), которые бы подняли знамя Юрия в своих политических целях. Можно ли пожалеть Юрия? Безусловно. Значит ли это что Василий Третий или Иван Грозный были злодеями? Конечно, нет. Так ситуацию с рождением у Софьи сына восприняли только два наблюдателя - простой русский народ и иностранцы, которые одинаково посчитали, что «злодеи заточили невинного Юрия». Но причины такого мнения были различными. Если в русском фольклоре предания о Юрии-Кудеяре стали как бы продолжением цикла сказок об Иване-царевиче, то иностранцы восприняли информацию о сыне Соломонии в совершенно другом ключе. Мысль о том, что у великокняжеской четы родился сын, который имеет больше прав на престол, чем находящийся на нем Иван Грозный, проходит красной нитью через труды многочисленных иностранных разведчиков и авантюристов. Из авторов 16-17 веков об этом говорят многие. Например, Адам Олеарий писал: «тиран Иван Васильевич» «насильно отправил в монастырь свою супругу Соломонию после того как, проведя 21 год в брачной жизни с нею, не мог прижить детей; он затем женился на другой, по имени Елене... Первая супруга, однако, вскоре затем родила в монастыре младенца-сына» . Да-да, именно так: согласно Олеарию, мужем Соломонии был не Василий Иванович, а Иван Васильевич, то есть Иван Грозный! Дальше-больше. Петрей де Эрлезунда влагал в уста Софии такие слова: «ни она, ни великий князь не увидят светлого лица и милых глазок младенца; но придет день, когда он, в свое время, неустрашимо явится пред очи своих подданных, даст видеть им свои светлые глазки и не оставит без отмщения ее позора, поругания и уничижения... Многие из русских рассказывали за верное, что Саломея родила сынка..., а потом, вступив на великое княжение, он назвал себя Иваном и сделал много бесчеловечных жестокостей в России и Ливонии. Но некоторые оспаривают это и думают, что Иван - младший сын Василия от Елены, дочери Василия Глинского» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Дождавшись рассвета и видя, что все половцы разбежались, Андрей отступил к Дубну к братьям и половцам, ожидавшим подмоги от Юрия; потом, услыхав, что Юрий идет, подступили все к Луцку, где затворился брат Изяславов, Владимир. Когда они приближались к городу, то из ворот его вышел отряд пехоты и начал с ними П1ер1естреливаться; остальные Юрьичи никак не думали, что Андрей захочет ударить на эту пехоту, потому что и стяг его не был поднят: не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного бога; и вот вдруг он въехал прежде всех в неприятельскую толпу, дружина его за ним, и началась жаркая схватка. Андрей переломил копье свое и подвергся величайшей опасности; неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на него камни, как дождь; уже один немец хотел просунуть его рогатиною, но Бог спас его. Сам Андрей видел беду и думал: «Будет мне такая же смерть, как Ярославу Святополчичу»; помолился богу, призвал на помощь св. Феодора, которого память праздновалась в тот день, вынул меч и отбился. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидя его в живых, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в том бою. Конь его, сильно раненый, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погребсти его над рекою Стырем. Шесть недель потом стоял Юрий у Луцка; осажденные изнемогли от недостатка воды; Изяслав хотел идти к ним на помощь из Владимира, но галицкий князь загородил ему дорогу. Однако последнему, как видно, хотелось продолжения борьбы между Мономаховичами, а не окончательного торжества одного соперника над другим; ему выгоднее было, чтоб соседняя Владимирская волость принадлежала особому князю; вот почему когда Изяслав прислал сказать ему: «Помири меня с дядею Юрием, я во всем виноват перед Богом и перед ним», то Владимирко стал просить Юрия за Изяслава. Юрий Ярославич и старший сын Юрия Долгорукого, Ростислав, питавший ненависть к Изяславу за изгнание из Руси, не давали мириться; но второй Юрьич, Андрей, взял сторону мира и начал говорить отцу: «Не слушай Юрия Ярославича, помирись с племянником, не губи отчины своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”! Про церковь разговоры наши приостановились. Жизнь Юрия, пошла, а точнее, полетела да таким кувырком, что не приведи Господь. Супруга-медик вызвала бригаду. Вначале все шло так, что врач вывел ее на кухню и спросил: “Зачем вы нас вызвали? Он же абсолютно здоров”. Она стала его убеждать, что Юрий всю жизнь играл в самодеятельности, что он прекрасный актер и проведет кого хочет, что он последнее время только тем и занят, что пугает ее с сыном, будто кто-то собирается их убить, что он общается с какими-то ангелами, что он так замучил их своими страхами… Одним словом надо принимать срочные меры, потому что здесь, явно, патология. И пака она убеждала врача, нервы Юрия расшатывались все больше и больше и уже не выдерживали. Да и у кого бы они выдержали? Та, ради которой ты отдал свою жизнь, сидит на кухне и уговаривает палача казнить тебя самой позорной смертью! Наконец, нервы Юрия лопнули, он застонал. Санитары насторожились и приготовились… Юрий стонал все громче и громче. И когда он ринулся на кухню, чтобы сказать ей все, что о ней думает, тут его, горемыку, и повязали. Юрия поместили в псих-диспансер “Сворцово-Степаново”, что на Удельной. Больница “Скворцово-Степаново”, палата 6. “Вот такие бывают совпадения”. - Вспомнился А.П.Чехов, с его “Палатой 6”. “Отче наш, избави нас от лукавого! – Меня даже подташнивало в ожидании на лестнице когда откроется дверь в палату. - Видимо, долго надо привыкать обитать в этих, на века сложенных, стенах бесовской трапезной”. Дверь открыла деловая крепко слаженная медсестра. Спросила, кем я прихожусь Юрию. - Брат я его из Зеленогорска. Этого оказалось достаточно. Она пропустила меня в палату, предварительно отобрав у меня принесенные Юрию апельсины. И вот мы вдвоем с Юрием, если не считать в трех шагах взирающей на нас медсестры и бродящих вокруг обитателей палаты. Юрий уединился со мною за отдельным столом, не выпуская из рук тарелочки с куском какой-то приличной с виду запеканки. И первое и второе он уже съел. Меня запустили к концу обеда. Похоже, у них сейчас начинается “мертвый час”, оттого, видимо, сестра и предупредила, что у меня всего пять минут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2086...

На Конференции присутствовало не только старшее поколение, но и молодежь. Студентка 5 курса факультета русской филологии Юлия Гришина представила аудитории доклад на тему: " Проблемы выбора в произведении Юрия Полякова – повести " Подземный художник " . Небольшой эпизод из жизни молодой женщины, жены олигарха. Метания и жизненные проблемы. Извечный вопрос – а есть ли любовь и что есть смысл жизни? В этом произведении просматриваются все потаенные желания каждого из нас. Соблазн. Искушения. Противостояние добра и зла. Мирское и искусство. Человек может солгать, шедевр – нет. Также на Конференции рассматривались такие темы как " Роль и место знаков культуры в творчестве Юрия Полякова " (Прохоров Ю.Е., доктор филологических наук, доктор педагогических наук; СПГУ, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина); " Общность поколений в творчестве Юрия Полякова " (П.А. Лекант, заслуженный деятель науки РФ, проф., доктор филологических наук; МГОУ); " К вопросу о художественном методе Юрия Полякова ( " Грибной царь " ) " (В.В. Агеносов, заслуженный деятель науки РФ, проф., доктор филологических наук; ИМПЭ им. А.С. Грибоедова); " Экранизация произведений Юрия Полякова " (А.Л. Андреев, проф., доктор философских наук; ВГИК им. С.А. Герасимова); " Ю.М. Поляков как продолжатель гуманистической традиции великой русской литературы " (Л.С. Захидова, доцент, кандидат филологических наук; НГМУ) и др. Выражая особое признание и уважение Юрию Михайловичу Полякову, ему присвоили звание почетного профессора МГОУ и торжественно вручили профессорскую мантию. Несмотря на то, что Конференция была научно-теоретической, она прошла как теплая встреча коллег, единомышленников, друзей, почитателей таланта Юрия Полякова. Научные изыскания и серьезный анализ его творчества перемежались воспоминаниями прошлых лет, интересными и трогательными историями, которым сопутствовали шутки и смех. Это событие надолго запомнится каждому участнику мероприятия. МГОУ гордится тем, что такой известный и талантливейший человек, как Юрий Поляков – писатель, общественный деятель, публицист, драматург и поэт вышел из стен нашего вуза. Возможно, именно наши преподаватели помогли сформировать мировоззрение Юрия Полякова, сделать из него " рыцаря без страха и упрека " , дали ему путевку в жизнь. Желаем ему дальнейших творческих успехов, долгих лет жизни! Ждем его в стенах нашего вуза на других встречах и мероприятиях!

http://religare.ru/2_105524_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010