С юности Юрий Всеволодович был человеком нрава тихого, скромным и послушливым отцу. Чувствуя, что в сыне преобладает дух благочестия, князь Всеволод не давал ему самостоятельных военных поручений в отличие от его брата Ярослава. Таким образом, Юрий первым из сыновей Всеволода Большое Гнездо не отличался на поле брани, но именно ему, младшему по возрасту, вопреки обычаю тех лет, отец решил оставить великокняжеский престол. Благорасположение отца привлекла покорность сына родительской воле. Старший брат Юрия – прямой наследник – Константин вызвал на себя гнев отца своеволие ( см. сноску ). Собранный по этому случаю земский собор утвердил Юрия в качестве преемника Великого князя Всеволода в обход Константина. Уже в первые годы княжения проявился нрав Юрия. Когда он помимо воли оказался втянутым в усобицу со старшим братом, на стороне которого выступили и двое других – Владимир со Святославом, он стремился решить спор, избегая братоубийственной сечи. Стояние сторон и отдельные выходы отрядов в конечном итоге решили исход, и был заключен мир, но лишь на год. В 1216 г. князю Юрию пришлось взять под свое покровительство брата Ярослава, своего верного союзника, вытесненного с престола новгородцами, которых не преминул поддержать Константин Всеволодович. И этом новом споре князей особенно проявилось прямодушие и верность слову князя Юрия. Когда глава новгородского ополчения Мстислав Удатный попытался склонить его к миру, разделив с братом: «У нас с тобою нет ссоры, ссора у нас с Ярославом», князь отвечал: «Мы с братом Ярославом — все равно что один человек». Силы сторон оказались неравными, князь Юрий, загнав нескольких коней, добрался до Владимира, где почти не осталось защитников. Однако и в поражении он проявил истинно христианский нрав, прося горожан только не выдавать его как заложника и оставить ему возможность выйти к противникам самому. Поклонившись новгородцам, князь Юрий произнес: «Братья! Вам челом бью, а брат мой Константин в вашей воле». Княжеская кротость приклонила к нему сердца противников, и сам Мстислав Мстиславич уговорил Константина Всеволодовича примириться с Юрием.

http://pravmir.ru/velikij-knyaz-yurij-vs...

Иосифа и умолял ее игумена о ходатайстве за него пред великим князем. Иосиф принял самое живое участие в затруднительном положении Юрия, последствием которого было полное примирение братьев 1520 . Смерть Иосифа не порвала связи Юрия Ивановича с его обителью. Он оставался к ней в таких же близких отношениях, как и прежде, и скоро сошелся с новым игуменом монастыря, преемником Иосифа, Даниилом. Может быть даже он знал Даниила и тогда еще, когда тот находился в звании простого рядового монаха. И при Данииле князь не оставлял Волоколамский монастырь своими щедротами. Так еще в первое время игуменства Даниила (1516 года) он пожаловал монастырю село Спасское. 1521 Установившаяся между игуменом Даниилом и князем Юрием тесная связь позволяла Юрию Ивановичу обращаться за советами и наставлениями к игумену Даниилу в недоумениях религиозно-нравственного характера и это тем более, что Юрий видел в Данииле человека просвещенного и начитанного. Разрешению одного из церковнообрядовых вопросов, затруднявшего князя Юрия Ивановича, и посвящено послание к нему Даниила, тогда еще простого игумена. Юрий Иванович затруднялся решить вопрос о том, следует ли держать пост на праздник Успения Пресв. Богородицы, который случился тогда в понедельник, или нет? Свое недоразумение князь передал келарю Волоколамского монастыря, Савве, с просьбою предложить его на разрешение игумену Даниилу. Последний ответил князю посланием. 1522 Послание очень кратко. Оно скорее имеет вид делового официального документа, чем пастырского послания в самом строгом значении этого слова. После вступления, в котором автор называет Юрия Ивановича государем, а себя грешным чернецом и нищим, Даниил разрешает предложенные ему словесно вопрос. Смысл предложенного вопроса состоит в следующем. Издревле на Руси существовала обычай кроме среды и пятка держать еще пост и по понедельникам 1523 . Случившийся в то время в понедельник праздник Успения и Богородицы возбудил не последней важности по понятиям людей древности вопрос о том можно ли в этот день понедельник непоститься, или нет? Даниил решает вопрос в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Зимой 1428–1429 гг. состоялся татарский набег на Галич и Кострому. Василий Васильевич послал на татар своих дядьев Андрея и Константина, которые гнались за противником по Волге до Нижнего Новгорода «и ту не оугонившу их возвратися» Но двое воевод – князь Федор Стародубский и Федор Константинович – «оутаився оу князей и оу воевод, и своими полки погнаша за татары и оугониша зади них, побита татар и бессермен и полон весь отняша, а царевича и князя Алибабы не догониша» 800 . Эти события упоминаются и в договоре Юрия Дмитриевича с рязанским князем Иваном Федоровичем 1434 г.: «Тако же и царевич Махмут-Хозя был у тебя в Галиче ратью...» 801 . Неясно, действовали ли эти татары с санкции «центральной» ордынской власти: скорее всего, они ей не подчинялись, так как в последующие годы московские князья были в мире с Ордой 802 . Судя по тому, что удар татар был направлен в верхневолжские земли, и по упоминанию «бесермен» (как часто именовали мусульман Среднего Поволжья), данная группировка пришла из Волжской Булгарии 803 . В 1431 г. Василий Васильевич, очевидно, в качестве ответной меры послал «на Болгары Воложскии» того же князя Федора: «он же, шед, взя их, и всю землю их плени» 804 . После смерти Витовта в октябре 1430 г. ситуация изменилась, шансы Юрия Дмитриевича в борьбе за власть повышались; после же того, как умер другой гарант завещания Василия I, митрополит Фотий (2 июля 1431 г.), наступило время, когда оба соперника в борьбе за великое княжение нуждались в поддержке хана. И 15 августа 1431 г. Василий Васильевич отправился в Орду. Следом, 8 сентября, выехал и Юрий Дмитриевич. После длительного разбирательства, в ходе которого одна группировка ордынской знати поддерживала Василия, а другая – Юрия, Улуг-Мухаммед летом 1432 г. отдал ярлык на великое княжение Василию, а Юрий получил в состав своего удела Дмитров (бывший ранее центром удела его брата Петра, умершего в 1428 г.) 805 . Ханское решение не прекратило борьбы между племянником и дядей. Причем оба фактически не посчитались с волей «царя» (видимо, осознав за время своего пребывания в Орде, что реальных рычагов влияния на внутренние дела Руси у формального сюзерена нет). Сразу по возвращении из Орды Василий отнял у дяди Дмитров. Юрий Дмитриевич в 1433 и 1434 гг. дважды захватывал Москву. Когда он сделал это вторично, Василий Васильевич бежал сначала в Новгород, оттуда перешел на Волгу и оказался в Нижнем Новгороде. Посланные Юрием за ним в погоню сыновья, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный, пришли во Владимир, а Василий «восхоте в Орду поити», т.е. прибегнуть к помощи Улуг-Мухаммеда. Но весть о смерти Юрия сделала этот шаг ненужным: Юрьевичи не захотели видеть великим князем своего старшего родного брата Василия, Василий Васильевич вернулся на московский стол; последующие два года заняла его борьба с Василием Юрьевичем 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45 В одной легенде о Кирилле и Мефодии говорится: «потом же, многим летом минувшим (после кончины Мефодия), пришед Войтех латинский в Мораву и в чехи и в ляхи, разрушиша веру правоверну и русскую грамоту отверже и латинскую грамоту и веру постави, правая иконы позже, а епископы посече, а другая разгнав, и иде в прусскую землю, хотя и тех в свою веру привести, и тамо убиен бысть Войтех латинский пискуп». (Палинодия, стр. 996. Москвит. 1843 г. стр. 405). Хотя здесь не говорится прямо о православных епископах в Польше, т. е. в тех частях ее, которые входили в состав Моравского княжества и мефодиевой архиепископии, были епископы восточного обряда. Это вероятно относительно Кракова, Судомира и Смогоржева (Бреславля) в Силезии. Историк Силезской церкви, Париций, полагает, что первая епископская кафедра в Силезии находилась в Смогоржеве по ту сторону Одера и была греко-славянского исповедания, подлежа моравскому архиепископу. (Мацеевск. Ист. перв. христ. ц. у слав. стр. 165. Петрушевич. Холмская епархия, стр. 14). 46 Любушские епископы заведовали некоторое время делами латинской церкви в России, почему и епископская кафедра эта называлась Русской. 48 Палинодия, Копыстенского стр. 996 в Рус. Ист. Библ. т. IV. – С. Крыжановского, Славянский Краков (Труды Моск. Археол. общества, т. VI. Москва 1876 г.). Мацеевского, Ист. первоб. хр. ц. у славян, 143 примеч. 342. Шаффарика, Слав. древн. т. II, кн. II, 159. 49 События, относящиеся к истории галицко-владимирской Руси за период от 1337 по 1387 г. изложены Зубрицким в сочинении под заглавием: Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош, (Львов, 1855 г.), в выписках из их сочинений, статей, относящихся к этому времени. – «О Любарте Длугош пишет: самый меньшой (сын Гедимина) Любарт не получил удела между братьями, женившись на единственной дочери князя владимирского, с которой перешли к нему княжества Галицкое и Владимирское» (Т. I, кн. X, 60). 50 Если принять, что .Болеслав был сыном дочери Юрия I, то он был бы двоюрдным братом последнего князя галидкого Юрия II. Но существует другое предположение, что он был сыном старшей сестры Юрия II и след. был племянником последнего Романовича на галицком престоле. – Завладевший другой половиной галицко-владмирского княжества, Владимирской землей, Любарт Гедимонович, женат был на дочери того же последнего князя галицкого, Юрия II. Так сошлись в притязаниях на южно-русский престол, чрез родство с княжеским домом, Пястович и Гедиминович. Народно-религиозные разности этих претендентов предопределили дальнейшую судьбу стран, которые достались тому и другому в управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По правую сторону св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (на Иконе Собора Святых Тверских) изображена «многоскорбная» его супруга, благоверная Великая княгиня Анна Дмитриевна (Кашинская) с преклонённой головой, в иноческом одеянии в схиме (на ней надет епитрахиль с крестом); левая рука её на груди, а правая опущена вниз. Благоверная княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, родилась, вероятно, в г. Кашине (этим городом владел её отец, и Кашин отдан был за ней, как «вено» (приданое) при замужестве её с Тверским князем Михаилом Ярославичем). Она вступила в брак 8 ноября 1294 года; венчана была Тверским епископом Андреем в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. От сего брака родились четыре сына и одна дочь Феодора (родившаяся в 1300 г.). Много скорбей выпало на долю благочестивой княгини. В 1296г. сгорел дотла великокняжеский дворец, и едва сам Великий князь и его супруга (первые заметившие пожар) спаслись. Вскоре после сего и, может быть, вследствие пережитого бедствия, сильно заболел молодой князь. Затем начались интриги московского князя Юрия из-за великокняжеского титула, коим почтён был св. Михаил Ярославич; почти беспрерывные разорения Тверского княжества от татар и князя Юрия Даниловича. Над Юрием в 1317 г. Тверской князь одержал славную победу, причём захвачена была в плен жена Юрия, – Кончака (сестра хана Узбека), скоро умершая в Твери. Кончина её была приписана отраве, и Великий князь вытребован был в Орду, где 22 ноября был убит. Великая княгиня Анна, предчувствуя печальный исход, с горькими слезами проводила Михаила Ярославича до с. Едимонова, где рассталась с супругом навсегда. На этом месте построена часовня, в народе слывущая под названием «святой часовни», в ней находится изображение св. благоверного Великого князя Михаила и его супруги и трогательная картина их прощания. Сколько слёз пролито ею о страдальческой кончине супруга, сколько было хлопот и горя по случаю упорства Московского князя Юрия разрешить перевести тело св. мученика в Тверь для почётного погребения. Рукописное житие благоверной глубоко трогательно изображает тяжёлое положение любящей супруги, влагая в её уста сильные горькие сетования: «Кто похитил наше сокровище!.. О, царство безбожных татар! Да не будет над тобою благословения Вышнего... Осиротела я с чадами, лишилась надежды, лишилась покровителя и отца... Горе мне! Лучше бы мне умереть с тобою!» Так рыдала она над гробом своего супруга. Обременённая скорбями, она, вероятно, в скором времени после сего, решилась оставить мир и переменить княжеские чертоги на убогую келью инокини.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Что касается Юрия Даниловича, то, став великим князем, он вскоре, в 1322–1323 гг., идет сначала на неуплату собранной дани, а затем на непризнание ханского решения о лишении его великокняжеских прав (Михаил Ярославич таких проступков против сюзерена не совершал). Говоря о деятельности Юрия за весь период 1303–1325 гг., следует тем не менее отметить, что в ней не просматривается осознанного стремления сбросить иноземную власть. Ханский сюзеренитет Юрием под сомнение не ставился (в этом отношении политика московских и тверских князей принципиально не отличалась). Борясь в период великого княжения Михаила за первенство среди князей Северо-Восточной Руси, Юрий не пытался самостоятельно полностью овладеть великим княжением, право распоряжения которым принадлежало хану: он старался отнять у великого князя часть его прерогатив (княжение в Новгороде, право на выморочные княжества). Когда предоставилась возможность получить в Орде все великое княжение, Юрий ее использовал. Однако вскоре он пошел на неподчинение воле хана, а утратив ярлык, продолжал считать себя великим князем и княжить в Новгороде. Элементы сопротивления воле (именно воле, а не власти в принципе) Орды в деятельности Юрия Даниловича просматриваются в намного большей степени, чем в деятельности его современников – тверских князей. В целом, благодаря твердости и решительности (часто граничившей с безрассудством) Юрия Московское княжество сумело выстоять в неблагоприятных обстоятельствах. Поддержкой ордынских правящих кругов Москва пользовалась при Юрии только в 1317–1322 гг., в остальное же время ситуация была взрывоопасной. Однако судьба до известного времени благоволила к Юрию Даниловичу: в 1305 и 1308 гг. ему удавалось избежать военного поражения и замириться с Михаилом ценой уступок, в 1312 г. разрешение конфликтной ситуации отсрочила смерть хана Тохты, в 1316 г. главный удар приняли на себя новгородцы, а затем Юрий обрел благосклонность хана. Переход к московскому князю великого княжения владимирского создал прецедент, после которого потомки Даниила Александровича уже могли с полным основанием претендовать на первенство в Северо-Восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как-то в Рязани одиозный протодиакон Андрей Кураев сказал очень точные слова: «Конец света наступит тогда, когда «Дом-2» начнут показывать по телеканалу «Культура». Судя по этому признаку - конец света в Новосибирске уже наступил, по крайней мере в кабинетах и коридорах власти. P.S. Помимо многочисленных вопросов к таким деятелям как Терешкова и её покровителям, есть ряд вопросов к руководителю епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Новосибирской епархии РПЦ Александру Красову. А именно: «На каком основании, Александр Витальевич, являясь секретарём ВРНС, Вы, тем не менее, ведёте деятельность прямо противоположную задачам " Всемирного Русского Народного Собора " ,в частности, пытаетесь отстранить от работы в ВРНС православного активиста Юрия Задою, имеющего награды за усердные труды Новосибирской Епархии и Митрополии, который уже много летактивно занимается противодействием богохульникам, половым извращенцам и гопникам типа Сергея Шнурова?» Анатолий Артюх , руководитель Движения «Народный Собор» Петербурга, президент Благотворительного Фонда «Русское духовное наследие» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 5. Re: О концерте Шнурова в Новосибирске и травле Юрия Задои Новосибирск давно является городом неблагополучным. Какой там был разгул католиков ще при советской власти! А баптистов! А спиритов с магами! Не говоря о потрясающей, ни с чем не сравнимой атмосферой ненависти к России и западопоклонничества, которые культивировались в Академгородке. И сепаратизм им не чужд. Мы, говорят, не Россия. Может, для начала, вернуть этому городу его имя? 4. Re: О концерте Шнурова в Новосибирске и травле Юрия Задои Как-то в Рязани одиозный протодиакон Андрей Кураев сказал очень точные слова: «Конец света наступит тогда, когда «Дом-2» начнут показывать по телеканалу «Культура». Ошибся о.Протодиакон. Конца " света " наступит тогда, когда по всем каналам будут крутить одну литургию.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Старейшая из этих достопримечательностей – Харьковский Покровский собор, в кирпиче отразивший формы и конструкции деревянной церкви. В XVIII ст. этот тип плана остается излюбленным и распространенным. По этому типу плана построены трибанные каменные церкви: Николая в Харькове и Вознесенский собор в Хорошевском монастыре и однобанная Покровская церковь в с. Ольшаны, а также ряд деревянных. Из деревянных на Слобожанщине нами зарегистрированы кроме церкви в Будках еще церкви: Юрия в Лебедине, Михаила в Левковке, Николая в Синолицовке, Введенская во Введенском. Больше деревянных церквей этого типа плана сохранилось на Полтавщине: Троицкая в Пустовойтовке, Николая в Веремеевке, Покрова в Малых Будках, Михаила в Коровинцах, Троицкая в Левченках, Юрия в Лозовой, Рождества Богородицы в Воронькове, Николая в Красной Луке, Екатерины , Рождества Богородицы в Шиловке, Покровы в Зенькове; на Черниговщине: Покрова в Кролевце, Юрия в Великом Устье, Николая в Печенюгах, Вознесенская в Соснице, Борисоглебская в Ново-Ропске, Михаила в Жадове, Рождества Богородицы в Гремяче, Воздвиженская в Коропе; в Запорожье: Вознесенская в Дериевке, Николая в Бабайковом, Юрия в Петриковке, Введенская в Бериславе. Перечисленные нами церкви в основном триверхие, только в Будках, Лозовой, Великом Устье и Дериевке – одноэтажные; одни из них сразу строились одноэтажными, другие стали таковыми в результате более поздних репараций. Снаружи церковь в Будках имеет сейчас один верх – над центральным участком, а алтарь и притвор покрыты выпуклыми крышами «прибанками» – по современной терминологии, под которой спрятаны замаскированные снаружи заломы. Очевидно, церковь была построена на три верха. В алтаре в интерьере ясно видно над изломом начало сруба восьмерика. Надо полагать, что со временем восьмерики алтаря и притвора потрусили и их во время одной из репараций не восстановили, а совсем снесли, перекрыв залом плоским плафоном, а снаружи покрыли выпуклой крышей. Железом покрыли строение также позже; сначала она, как и все другие церкви на Слобожанщине, была под гонтом.

http://sobory.ru/article/?object=59226

21 Татищев в своей «Ист. Рос.», пользовавшийся источни­ками теперь утраченными, иначе изъясняет причину казни Сте­пана Кучки. Он сообщает, что жена Кучки была любовницею князя Юрия, которую он более всех любил. Когда Юрий пошел к Торжку (нужно думать в 1139 г.), Кучка не хотел участвовать в походе из-за досады на князя Юрия, приехал домой и заточил свою жену за ее любовь к Юрию, а сам хотел уйти на службу к князю Изяславу. Юрий, узнав о заточении своей любовницы, внезапно с малыми людьми оставил свое войско под Торгом, «с великою яростно приехал в Кучково и убил непокорного Кучку. (Ист. Рос. III т. 300 стр.). Мы не знаем, откуда взял Татищев это известие, но оно не противо­речит и вышеупомянутому сказанию и близко к истине. Из ле­тописи известно, что Юрий не отличается супружеской верностью (не забудем, что он женат был отцом из политических расчетов на половчанке). На женолюбие Юрия намекает и Даниил Заточник в своем «Молении» к нему: «не муж в мужех, кем жена владеет, не работа в работех под женками воз возити», говорит он. (Мол Дан. Заточника). Если принять известие Татищева за верное, то годом же­нитьбы Андрея будет 1139 год, когда Андрею было 28 лет, так как взятие Н. Торга у Новгородцев Юрием произошло в 1139 г. (П. С. Л. т. I и II, под 1139 г.). 22 Время, когда дан был Андрею Владимир с точностью определить нельзя. Но что он был князем Владимирским до 1147 г. – видно из летоп. (См. П. С. Л. т. I. 144 стр.). И в народном предании «О начале Москвы» Андрей считается князем Владимирским до женитьбы на Улите Кучковне. Юрий отсылает братьев Кучковичей и Улиту, сестру их, к Андрею во Владимир. 23 Некоторые, на основании Степенной Книги, основание гор. Владимира приписывают Владимиру Святому. 24 Татищев, делая характеристику Юрия, говорит: «он был великий любитель жен, сладких пищ и питая и день и всю нощь на скомонех пия препроводил». Т. III 103 стран 25 Холм этот около г. Луцка указывают и доселе. В недалеком прошлом здесь находился монастырь Доминиканцев. См. «Волынь» изд. Батюшкова, стр. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С толпами татар и воеводою их Кавгадыем возвратился он в Россию и потребовал себе не только почестей в. князя, но и земель, принадлежащих Михаилу. «Будь великим князем, если это угодно царю, говорил Михаил Юрию, только оставь меня в моем наследии». Юрий стал жечь села и города тверские. Михаил собрал на совет епископа и бояр. «Судите меня с племянником, сказал он. Хан утвердил меня на великом княжении; я заплатил дань царю. Теперь отказываюсь от достоинства и не могу смягчить злобы Юрия. Сколько зла наделал он в родовой моей собственности! Он ищет головы моей. Совесть не упрекает меня: но может быть я ошибаюсь. Скажите, виновен ли я пред Юрием»? Епископ и бояре единодушно отвечали: ты прав, государь, во всем пред Юрием; смирение твое изумительно; в наших глазах столько обид вытерпел ты от Юрия. Чего ждать еще? Ужели того, чтобы татары пришли и осквернили святыни наши? Иди против врагов: с тобою Бог и мы; готовые отдать жизнь за тебя». «Не за меня одного, сказал Михаил. Сколько людей лишены крова, свободы, чистоты, жизни! Господь сказал: кто положит жизнь за друзей своих, тот велик в царствии небесном». Князь, предводительствуя войском мужественным встретил полки Юрия и татар за 40 вер. от Твери, где ныне село Бортенево. Началась битва. Шлем и латы кн. Михаила были иссечены и исстреляны, а он остался цел. Юрий – разбит на голову и едва не попался в плен; жена Юрьева Кончака – Агафия, брат Борис, многие бояре остались в руках Михаила; (это было 22 декабря 1317 г.); Кавгадый сам явился в Тверь; «мы с этих пор твои, сказал он, мы виноваты пред ханом, пролили столько крови без его воли». Михаил принял Кавгадая с честью и поверив мурзе отпустил его и его татар с подарками. Юрий не успокоился. Он привел Новгородцев против Михаила. Едва при посредстве архиепископа заключили мир. – К несчастью, жена Юрия умерла в Твери. Злобный Юрий отправился в орду с доносом, что Михаил отравил сестру хана; Кавгадый поспешил туда же и осыпал Михаила клеветами пред Узбеком. Михаил, чувствуя свою невинность, послал в след за Юрием младшего сына Константина, а сам занялся устройством разоренной своей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010