420 Се же бысть слышано всм от господина митрополита и от иконома его Савастияна. – Весь рассказ о посмертном «чуде» с душевной грамотой – запись устной легенды, бытовавшей во Владимирском Рождественском монастыре. Митрополит Кирилл (ум. в 1280 г.) и его эконом Севастьян, видимо, принимали участие в создании и распространении этой легенды. 421 Стр. 344. В фторое на десят лто по принесении чюдотворнаго образа ис Корсуня… – В рязанском цикле повестей о Николе Заразском, в составе которого дошла до нас «Повесть о разорении Рязани Батыем», ей предшествует «Повесть о перенесении образа Николы из Корсуня (то есть из Херсонеса в Крыму) на Рязань в 1224 г.», иначе говоря – за двенадцать лет до нашествия Батыя на Рязань. 422 …на рце на Воронеже… – приток Дона в южной, прилегающей к Половецкой степи окраине Рязанской земли. 423 …на Резань… – Старая Рязань находилась на крутом берегу Оки верстах в четырех от устья реки Прони. Нынешняя Рязань – другой древний рязанский город, известный первоначально под именем Переяславля Рязанского. 424 Юрий Ингоревич Резанский. – В летописях известен Юрий Игоревич Рязанский – сын князя рязанского Игоря Глебовича; на рязанский княжеский стол он вступил в 1220 г. 425 Георгий Всеволодович Владимирский – великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, сын великого князя Владимирского Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). 427 Олег Красный. – По «Повести» – брат Юрия Ингваревича. В действительности он был, по-видимому, не братом, а племянником Юрия Ингваревича. 428 Всеволод Пронский – очевидно, Всеволод Глебович Пронский, сын князя рязанского Глеба Ростиславича, отец «Кир» Михаила Пронского. Однако по летописи Всеволод Пронский погиб значительно раньше – в 1208 г. 429 Федор Юрьевич Резанский. – По «Повести» – сын князя Юрия Ингваревича Рязанского, князь Заразска. В летописях ни он, ни его жена Евпраксия, ни сын Иван Постник не упоминаются. 430 Стр. 346. …с великою княгинею – мать Юрия Ингваревича – Агриппина Ростиславовна в летописях не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

„В минувшем году (1876г.) совет и братство понесли, – говорится в печатном „отчете братства“ за 1876 год (С.-Петербург, 1877г., стр. 4–7) весьма чувствительную потерю в лице священника Александра Тимофеевича Никольского, скончавшегося 3-го декабря. Вступив в число членов братства и в состав совета со времени учреждения братства, покойный о. Александр внес в это новое свое служение всю энергию своей души и относился к нему с полным сознанием его важности. В минувшем году ему представился случай с полнотою и ясностью выразить те внутренние, истинно христианские побуждения, которые одушевляли его в этом служении. Чтя заслуги делу Православия и русской народности на прибалтийской окраине скончавшегося 19-го марта 1876 года Юрия Федоровича Самарина, совет признал для себя обязательным совершить по нем, в Спасо-Преображенском соборе, торжественную панихиду в 9-й день по его кончине (28-го марта). Пред совершением панихиды о. Александр произнес речь, которая, конечно, доселе живо памятна членам нашего братства, присутствовавшим при этой печальной церемонии. В своей глубоко-прочувствованной речи, коснувшись заслуг почившего Юрия Федоровича путем печатного слова, оратор, между прочим, живо изобразил тот ужас , какой должен был обнять всех православных русских, когда пред нами поднята была рукою Юрия Федоровича завеса, дотоле скрывавшая практиковавшиеся в Прибалтийской окраине порядки, – и пред их изумленными глазами открылась мрачная картина униженного состояния православной Церкви, ее служителей и вероисповедников. Эта картина, – продолжал оратор, – должна была вывести наше общество из состояния безразличия и зажечь в нем священный огонь ревности по вере и справедливости. Передавая в таких чертах впечатление, произведенное на русское общество разоблачениями Юрия Федоровича Самарина, о. Александр, без сомнения, говорил и судил, прежде всего, по себе. Действительно, его душа способна была возгораться священным огнем ревности по вере и справедливости. Но, внося в свое служение энергию, одушевляемую огнем ревности, покойный о.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Его мощи и доселе почивают в Киеве в пещерах преподобный Антония. Память преподобный Нифонта 21 апреля, в день его кончины. 202 8) Жизнь и деятельность святого, благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни Сын знаменитого Юрия Долгорукого Благоверный Андрей Боголюбский был внук великого Владимира Мономаха , и родной племянник сына его св. Мстислава Владимировича. Он родился в 1110 году в городе Суздале. Когда в 1149 году отец его овладел Киевом, Андрей, как старший между братьями, получил ближайший к Киеву стол Вышгородский. Между тем тогдашний великий князь киевский, Ярослав Мстиславич, изгнанный Юрием из Киева, отправился во Владимир-Волынский, и здесь, собрав на помощь поляков и венгров, решился идти на Юрия. С своей стороны Юрий не хотел ожидать Ярослава в Киеве, и потому, снарядив войско, двинулся на Волынь с сыновьями Андреем Вышгородским и Ростиславом Переяславским и союзниками своими половцами. Посланные вперед Андрей и Ростислав прибыли в Пересопнипу, в которой княжил тогда престарелый дядя Ярослава – Вячеслав. 203 Скоро прибыл сюда и сам Юрий – и получив помощь от свата своего Владимирка Галицкого, 204 готовился напасть на Ярослава. Между тем Владимирко отправился к границам Польши и Венгрии, и этим так напугал союзников Ярослава, что те, услышав кроме этого, что еще пруссы идут в их землю, оставили Ярослава и удалились во своя си. 205 Устрашенный Ярослав предложил мир, который, по-видимому, охотно был принят и Юрием, и Вячеславом. Но лишь только Ярослав распустил свою дружину, как Юрий отказался от всяких дальнейших переговоров, и не смотря ни на какие представления со стороны Вячеслава и сыновей своих, поднялся, и снова пошел против Ярослава. 206 Войско Юрия двинулось к Луцку. Андрей и Ростислав с половцами шли вперед, и остановились ночевать между Луцком и Дубном у Муравицы. 207 Вдруг ночью половцы чего-то переполошились и начали бежать назад. Вслед за ними побежали и русские; один только Андрей сохранил присутствие духа и устоял на месте, и только когда с рассветом увидел, что вся дружина разбежалась, двинулся к Дубну, где остановилось войско Юрия и половцы, ожидавшие подмоги от сего последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Кроме прав (которые можно оспорить) и властолюбивых желаний (которые можно смирить) принятое князем Юрием решение выступить против Василия II определялось и тем положением, в котором он находился. Жизненный путь Юрия Дмитриевича приближался к закату: 50 с лишним лет — возраст по тогдашним эталонам весьма почтенный. У князя к тому же было четверо молодых, но уже самостоятельных сыновей в возрасте 20-24 лет. Это Василий (Косой), Дмитрий Большой (Шемяка), Дмитрий Меньшой (Красный) и Иван. Последний, вероятно, был склонен к религиозной экзальтации, психической неуравновешенности или просто болен. Имя Дмитрий князь Юрий дал двум своим сыновьям в честь их великого деда. Старшие сыновья Юрия Дмитриевича, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, возможно, уже к 1425 г. стремились к самоутверждению. Для того чтобы удовлетворить их желание без ущерба для себя, звенигородскому князю нужно было приобрести новые земли, что сделать было невозможно, не получив ярлыка на великое княжение. Для успешной борьбы за великое княжение с племянником, опиравшимся на военное могущество Москвы, уже проверенное в борьбе с сильными противниками, князю Юрию нужны были реальные возможности. К 1425 г. претендент на великое княжение обладал не только устойчивым авторитетом в различных землях Северо-Восточной Руси, но и землями (Звенигород, Галич, Руза, Вятка), которые переживали тогда экономический подъем, что давало ему надежду на победу в борьбе за власть. Слабостью князя Юрия в военно-стратегическом отношении было положение его столицы: Звенигород находился вблизи от Москвы, был слабо укреплен и соседил с Литвой, враждебной Юрию Дмитриевичу и благосклонной к Василию II. Поэтому князь Юрий средоточием своих сил избрал более отдаленный и перспективный Галич, имевший к тому же довольно солидные крепостные сооружения. Для подготовки к выступлению требовалось время. Поэтому князь Юрий предложил Василию II заключить перемирие до Петрова дня, т.е. до 29 июня. Великий князь принял предложение, и перемирие было заключено. Одновременно обе стороны начали энергичную подготовку к борьбе. Уже весной князь Юрий «розосла по всей своей отчине, по всех людей своих», и собрались «вси к нему изо всех градов его, и восхоте пойти на великого князя». Похоже, что решение принято было с учетом пожеланий всех собравшихся воинов князя Юрия. Созвано было что-то среднее между древнерусским вечем и московским земским собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

Утром 17 января с Борисом, Юром и его мамой и сыном уезжаем на машине из Тулы на Куликово поле. Больше 100 километров. За 20 км от Куликова поля посещаем деревно Себлино, где родилась Матрона Московская, посещаем церковь, где Матронушка крестилась. Помню, как Борис в книге воспоминаний (которую я перевёл на сербский язык) в дни своего добровольческого подвига в Республике Сербской, благодарил Матронушку за её заступничество в легендарном сражении русских добровольцев на высоте Заглавак, в горах возле сербского города Вышеград. Конечно, всё это снова согрело сербское сердце, но всё это была только увертюра того, что происходило на протяжении следующих нескольких часов на знаменитом Куликовом поле. Встречает нас и приветствует Олег Генрихович Вронский, директор музейного комплекса " Куликово поле " . Видно, что Юра постарался, чтобы это событие не было " рутинной " экскурсией». Юра Земцов, русский доброволец, иконописец, кандидат философских наук, преподаватель Тульского государственного университета, историк, краевед на днях погиб геройской смертью в бою под Бахмутом... Ему было 47 лет. Его семья, его жена, мать и трое детей, которых он оставил, могут гордиться своим мужем, сыном и отцом. В своего рода некрологе дядя Юрия , Борис Земцов, в газете «Завтра» процитировал слова Юрия в одном из его последних писем к матери с фронта, слова, свидетельствующие о рыцарской душе Юрия Земцова: «Мама! Моя цель – вернуться живым! И до конца дней своих быть хорошим семьянином, т.е. сыном, отцом, мужем. Заботиться о своих близких и делать своё дело! А о теперешней ситуации можно сказать словами святого адмирала Ушакова: не смущайтесь, сии бури приведут к величию России!». Статью в журнале «Завтра» Борис оканчивает справедливыми словами: « Ради величия России и положил Юрий Викторович Земцов свою жизнь. Вполне к месту вспомнить, что на " войну " его никто не мобилизовывал, не агитировал, не направлял. Ушёл добровольцем! Участвовать в СВО не " трёпом " у телевизора, не подачками в " гуманитарку " , а реальным делом он считал своим гражданским и человеческим долгом. Его с честью и выполнил! Сохраним о нём в своих сердцах светлую память!».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/15/ra...

С 1971-го по 1981-й год продолжался трудовой, творческий путь Валентина Сорокина в качестве главного редактора издательства «Современник». «…Взять его в «Современник» особенно настойчиво рекомендовал мне выдающийся поэт Василий Дмитриевич Фёдоров. Вместе с ним мы не один год сообща боролись за возрождение Сергея Есенина…», – приводится в книге воспоминание Юрия Прокушева, основоположника современного есениноведения, директора издательства «Современник» в 1970–1979 годах. В середине 1970-х Валентин Сорокин написал поэму «Дмитрий Донской», где один из героев – преподобный Сергий Радонежский, поэму изучали в 1980-е годы в Московской духовной академии. Битвы на литературном фронте доходили до правительства. К примеру, когда Мария Соколова, младшая дочь М.А. Шолохова, редактируя «Тихий Дон», допустила более полутора сотен ошибок. «Я, — пишет Валентин Сорокин, — вынужден был высчитать с неё 3 рубля 51 копейку. Борьба со мною началась… Министры, маршалы, секретари ЦК, члены Политбюро ввёртывались именем Шолохова в сражение со мною». Множество раз на защиту Валентина Васильевича выступали те, кому и он бесстрашно помогал. К примеру, Михаил Львов или Борис Можаев, чей роман «Мужики и бабы» отвергли четыре журнала, и только В. Сорокин в «Современнике» его опубликовал. Любопытно, что в середине 1990-х этот роман вошёл в школьную программу… Размещён в новом сборнике и портрет автора ЖЗЛ-овской книги о Ф.М. Достоевском Юрия Селезнёва, который был уволен из журнала «Наш современник» по требованию цензора, а Валентин Сорокин, несмотря на давление партийных кураторов, принял Юрия Ивановича преподавать на Высшие литературные курсы. Здесь же и портрет поэта Юрия Кузнецова, который работал в «Современнике» и на ВЛК под началом Валентина Сорокина. Таких любопытных справок в книге — целая мозаика. А вот фото 1983 года: Валентин Сорокин с Иваном Акуловым, Владимиром Фомичёвым, секретарём парткома «Хасынский» А.П. Зубаковой после встречи с читателями в Магаданской области. Пройдёт шесть лет, и Владимир Фомичёв станет издавать газету «Пульс Тушина», где будут выходить статьи, обличающие преступления приватизаторов и русофобов. Владимира Фомичёва восемь(!) лет пытались осудить за публикации о русском национальном самосознании. Валентин Сорокин — один из тех, кто публично выступал в его защиту. Вина В. Фомичёва не была доказана.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/18/k_vyho...

Зимой на «дом Святого Спаса», как тверичи называли свой город по кафедральному собору, двинулось союзное войско Москвы и «всех суздальских князей» при поддержке сильного монгольского отряда. Мужественный воин, ещё в юности успешно защищавший тверские земли и от Литвы, и от владимирских князей, князь Михаил терпел три месяца, наблюдая за бесчинствами врагов на своей земле. Потом, посоветовавшись с епископом и боярами, вышел навстречу противнику со своим, сильнейшим на Руси, войском, и разбил врагов в битве при Бортенево. Попала в плен и умерла в Твери жена Юрия Московского Кончака. В 1318 г. Михаил был вызван в Орду для объяснений. Его благочестивая жена Анна, провожая мужа, примерами благоверных князей Бориса и Глеба укрепляла Михаила в решимости, если потребуется, до смерти исповедовать христианскую веру. Михаил, согласно житию, отвечал: – Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Нет для меня ничего вожделеннее, как умереть за Господа Иисуса Христа. Барку с князем провожали множество бояр и народа на лодках и плотах. У р. Нерли князь исповедался, причастился и простился с семьёй… В темнице закованный в колоду Михаил читал Псалтирь, которую слуга листал перед его лицом. После пыток и унижений 47-летний князь был казнён в присутствии и при одобрении племянника – Юрия Московского. Память святого князя-мученика Церковь празднует 22 ноября (5 декабря). Княгиня Анна стойко перенесла все эти беды, находя опору в Боге. Вдова постриглась в тверском Софийском монастыре. Оттуда переехала в город Кашин, где преставилась в 1338 г. и прославилась под именем Анны Кашинской. (Мощи благоверной княгини покоятся в Воскресенском кафедральном соборе Кашина.) Память благоверной княгини празднуется 2 (15) октября. У Михаила осталось четыре сына – Димитрий, Александр, Константин и Василий. В 1320 г. Константин Михайлович венчался с дочерью Юрия Московского. Но два года спустя Димитрий Михайлович по прозвищу «Грозные очи» отомстил за отца и за Тверь, убив Юрия в ханской ставке, за что сам был казнён по приказу хана.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверь

В том же году Юрий отправил в Новгород брата своего Афанасия и ходил войною на рязанского князя Ивана, с которым заключил мир, а под следующим годом встречаем известие о сборах Юрия на тверских князей; но войны не было: князь Дмитрий Михайлович отправил к Юрию в Переяславль послов и заключил мир, по которому заплатил московскому князю 2000 рублей серебра и обязался не искать под ним великого княжения. Две тысячи рублей взяты были для хана; но Юрий не пошел с ними навстречу к татарскому послу, отправился в Новгород, куда вызвали его для дел ратных. Этим воспользовался Димитрий тверской, поехал в Орду и выхлопотал себе ярлык на великое княжение; есть известие, что он объяснил хану всю неправду Юрия и особенно Кавгадыя и что хан велел казнить последнего, а Димитрию дал великое княжение, узнавши от него, что Юрий сбирает дань для хана и удерживает ее у себя. Последнее известие тем вероятнее, что находится в прямой связи с приведенным выше известием летописи об удержании тверского выхода Юрием; в связи с известием о гневе ханском на Юрия находится также известие о татарском после Ахмыле, который сделал много зла Низовской земле, много избил христиан, а других повел рабами в Орду. Как бы то ни было, впрочем, Тверь взяла перевес; Юрий видел необходимость идти опять в Орду и усердно просил новгородцев, чтоб проводили его: но на дороге, на реке Урдоме, он был захвачен врасплох братом Димитриевым Александром, казна его была отнята, сам же он едва спасся во Псков, откуда опять приехал в Новгород, ходил с новгородцами на берега Невы, потом в Заволочье и оттуда уже отправился в Орду по Каме, будучи позван послом ханским, в 1324 году. Димитрий тверской не хотел пускать соперника одного в Орду и поспешил туда сам. Мы не знаем подробностей о встрече двух врагов; летописец говорит, что Димитрий убил Юрия, понадеявшись на благоволение ханское; Узбек, однако, сильно осердился на это самоуправство, долго думал, наконец велел убить Димитрия (1325 г.); но великое княжение отдал брату его Александру; таким образом, Тверь не теряла ничего ни от смерти Михаила, ни от смерти Димитрия; в третий раз первенство и сила перешли к ее князю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Удивительные люди были Елена Александровна и Надя, их слова «ты наша дочь», заботы обо мне и Кате в голодные трудные годы войны согревали мою грешную душу, помогали переносить тяжесть совершенного и давали уверенность, надежду на то, что Юрий простит меня. Никогда ни одного слова осуждения или намека не слышала я в семье Юрия за то, что совершила. Вся семья Юрия и я постоянно молились вполголоса, потому что жили в коммунальной квартире, читала всегда Надя. Закончу о себе. Катя родилась в клинике, которой заведовала Ольга, продержавшая меня лишний месяц. Роды были тяжелыми, мне был 41 год, врачи опасались за мою жизнь, но Господь был милостив и, перенеся все трудности, я возвратилась к Елене Александровне, где в общей сложности прожила три года и десять месяцев. Моя мама и отец до глубины души были возмущены моим падением и рождением Кати, они любили Юрия и понимали, какой унижающий удар я нанесла ему своим поступком. Только после его приезда отношения наладились. Мое ожидание ребенка, рождение Кати вначале удивило моих друзей, но когда все увидели, что я живу у родителей мужа, возникла «легенда», что в 1942 г. Юрий приезжал из армии на несколько дней и Катя – его дочь. Хотя Юрий вскользь подтверждал этот слух, я всегда молчала, и это еще более убеждало окружающих в его достоверности. Иногда я задумывалась, как бы я отнеслась, если бы Юрий привел в дом ребенка от другой женщины? Человеческая любовь бывает крайне жестокой, и возникает часто желание мстить. Только любовь подлинного христианина, в душе которого глубоко укоренилась вера в Господа, способна простить то, что человек без веры или с малой верой никогда не простит. Сейчас, когда я пишу воспоминания, Кате 24 года, Сергею 25 лет, я уже бабушка и помогаю воспитывать Лену трех лет и Надю двух лет. В 1964 г. произошло невероятное. Катя и Сергей дружили с самого раннего детства, но оказалось, что полюбили друг друга давно, и когда Кате исполнился 21 год, а Сергею 22 года, поехали в день преподобного Сергия, 18 июля, к о. Арсению просить благословения на брак, ничего не сказав ни отцу, ни мне. 20 июля возвратились радостные, но смущенные, и объявили: «Отец Арсений благословил нас на брак, венчать будет о. Алексей в церкви в августе месяце». В душу Юрия и мою легла обида: как же первыми не сказать отцу и матери? Смущаясь, объяснили, что еще год тому назад говорили с о. Арсением о браке, и он сказал: «Проверьте, проверьте себя, подождите и приезжайте, когда Кате будет 21 год». Они так и сделали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юрий Бондаренко: " Мы призываем Юрия Лужкова восстановить элементарный здравый смысл " Руководитель движения «Возвращение» рассказал о письме к мэру Москвы с просьбой переименовать станцию метро «Войковская» 06.03.2010 387 «Вчера состоялась очередная встреча участников движения «Возвращение», на которой было принято и подписано письмо в адрес мэра Москвы Юрия Лужкова. Это уже не первое наше письмо мэру столицы», - рассказал в интервью «Русской линии» руководитель движения «Возвращение» Юрий Бондаренко , говоря о письме к мэру Москвы с просьбой переименовать станцию метро «Войковская» . Он процитировал текст этого письма: «На карте столицы до сих пор сохраняется имя непосредственного участника убийства Царской Семьи Петра Войкова. Нам представляется, что нельзя и дальше допускать, чтобы имя этого человека было почетным образом увековечено в столице». «Вызывающим выглядит название станции метро " Войковская " и четырех Войковских проездов рядом со станцией метро», - сказано в обращении. «Мы призываем Юрия Лужкова восстановить элементарный здравый смысл и выражаем уверенность в том, что он сможет решить эту застарелую проблему в течение одного дня», - добавил общественный деятель. «Недопустимо, чтобы в почти тысячи московских храмах шли поминальные службы, а станция метро и дальше носила бы имя детоубийцы Войкова! Подобный плюрализм не красит Москву. Кстати, Сталин вряд ли оставил бы на карте города имя верного троцкиста Войкова», - продолжил цитировать обращение Юрий Бондаренко. «Мы просим, чтобы название станции метро изменили на " Петербургская " , так как рядом проходит дорога в Петербург», - добавил руководитель движения «Возвращение». «Письмо, помимо меня, подписали: депутаты Государственной Думы Владимир Мединский, Сергей Марков, главный редактор издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, историк Петр Мультатули, глава Союза православных граждан Валентин Лебедев, предприниматель Василий Бойко-Великий, член Общественной палаты Елена Зелинская, председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров и многие другие участники встречи», - отметил общественный деятель.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/6/yur...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010