Мы выяснили, что эта талантливая и благочестивая женщина была духовной дочерью преподобного Давида Серпуховского, и добровольно постриглась в монахини, чтобы дать своему мужу возможность продолжить славный великокняжеский род. При этом она взяла имя в честь матери своего мужа - гречанки, и постриглась в греческом подворье в Москве, тем самым давая понять, что всячески поддерживает политику мужа, направленную на принятие византийского наследия. Мы выяснили, что народный образ атамана Кудеяра является собирательным, и помимо некоторых фактов биографии царевича Юрия вобрал в себя факты из жизни самых разных людей. Судьба реального Юрия царевича была недолгой и печальной, но не уникальной - она повторила судьбу Дмитрия Внука, - сына Ивана Молодого. Русский народ осмыслил события жизни семьи Ивана Молодого в сказке об Иване-царевиче, а «исчезновение» с исторической сцены царевича Юрия привело к созданию мощного народного образа атамана Кудеяра, - как кары небесной за грехи правящего дома Рюриковичей. Иностранные наблюдатели восприняли судьбу Юрия Васильевича совсем иначе - как повод дестабилизировать Русскую цивилизацию. Это была робкая и неудачная репетиция той драмы, которая разыгралась в конце 16-начале 17 веков, когда похищенное имя другого царевича - Дмитрия, было «раскручено» самым удачным для врагов России образом. Та драма напрямую связывается с именем царя Бориса Годунова и других потомков Захарии Чета. Насколько это справедливо? На этот вопрос я отвечу в одной из следующих бесед. В заключение я прошу вас представить себе, какой могла бы быть история блистательного 16 века, если бы Василий Третий и святая София повели себя не так, как мы знаем, а иначе? Мы знаем много примеров того как в европейской истории и в истории России 18-20 веков правители ставили свои интересы выше интересов своей страны. Представьте себе, что было бы, если бы Соломония Сабурова не захотела постричься и уйти в монастырь? А если бы Василий Третий не отпустил любимую супругу и Россия столкнулась перед необходимостью выбора новой правящей династии на сто лет раньше, чем это произошло на самом деле? А если бы Василий Третий приблизил своего сына от Соломонии? Или она сама стала бы бороться за власть под знаменем своего сына, как это было не раз в истории? Если бы, если бы, если бы...

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

88 Димитрий Солунский (?–306 г.), святой великомученик. Жил в городе Солуни (ныне Салоники), Греция. За исповедание веры Христовой был заключен в темницу и убит копьями. 92 Речь идет о второй жене князя Юрия Даниловича – сестре хана Узбека, в замужестве принявшей христианство и получившей имя Агафья. В Никоновской и некоторых других летописях упоминается под именем Кончаки. Борзаковский цитирует Воскресенскую, Никоновскую и некоторые другие летописи, где о жене князя Юрия говорится, что она «в Твери была зельем уморена». – Борзаковский, с. 327. Этот же вариант по Троицкой летописи цитирует Карамзин, который, однако, тут же оговаривается: «Кн. Щербатов благоразумно замечает, что Михаил не мог ожидать никакой пользы от такого злодейства, и что оно совсем невероятно». – Карамзин, т. IV, прим. 229. Смерть жены князя Юрия (сестры хана Узбека) наряду с сопротивлением послу хана Кавгадыю была одной из главных причин гибели Михаила Тверского. Это подтверждается тем, что тело Михаила долго не отдавали его семье и отдали только в обмен на тело жены князя Юрия (Софийская I, Троицкая, Воскресенская и другие летописи). 103 По мнению современного исследователя В.Б. Виноградова, «Михаил Тверской был убит в татарском кочевище, располагавшемся на участке левобережья Сунжи в окрестностях современных селений Плиево и Карабулак, недалеко от мавзолея Борга-каш, у дороги к Ачалукам...» «Славный город Ясский Дедяков» – ближайший к кочевищу крупный город – может быть, скорее всего, отождествлен с Верхним Джулатом (Татартупом)». – Виноградов В. «Ещё раз о месте убийства Михаила Тверского, речке «Горесть» и «Славном граде ясском Дедякове». – Тверская старина, 1996, 14–15, с. 21. Другой исследователь, В.А. Кузнецов, пишет, что в 14 км северо-восточнее развалин Татартупа, у осетинского селения Заманкул, на развилке дорог стоит древний каменный крест, который, как можно полагать, был поставлен на месте гибели Михаила Тверского. – Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. –М., 1974, с. 60. 114

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но другое предание обвиняет Юрия, оправдывая Боярскую Думу. Уверяют, что он дйствительно чрез Дьяка своего, Тишкова, подговаривал Князя Андрея Шуйского вступить к нему в службу. «Где же совесть? – сказал Шуйский: – вчера Князь ваш целовал крест Государю, Иоанну, а ныне манит к себе его слуг». Дьяк изъяснял, что сия клятва была невольная и беззаконная; что Бояре, взяв ее с Юрия, сами не дали ему никакой, вопреки уставу о присягах взаимных. Шуйский известил о том Князя Бориса Горбатого, Князь Борис Думу, а Дума Елену, которая велела Боярам действовать согласно с их обязанностию. Заметим, что первое сказание вероятнее: ибо Князь Андрей Шуйский во все правление Елены сидел в темнице. Как бы то ни было, 11 декабря взяли Юрия, вместе со всеми его Боярами, под стражу и заключили в той самой палате, где кончил жизнь юный великий Князь Димитрий. Предзнаменование бедственное! ему надлежало исполниться. гг.] Такое начало правления свидетельствовало грозную его решительность. Жалели о несчастном Юрии; боялись тиранства: а как Иоанн был единственно именем Государь и самая правительница действовала по внушениям Совета, то Россия видела себя под жезлом возникающей олигархии, которой мучительство есть самое опасное и самое несносное. Легче укрыться от одного, нежели от двадцати гонителей. Самодержец гневный уподобляется раздраженному Божеству, пред коим надобно только смиряться; но многочисленные тираны нс имеют сей выгоды в глазах народа: он видит в них людей ему подобных и тем более ненавидит злоупотребление власти. Говорили, что Бояре хотели погубить Юрия, в надежде своевольствовать, ко вреду отечества; что другие родственники Государевы должны ожидать такой же участи – и сии мысли, естественным образом представляясь уму, сильно действовали не только на Юриева меньшого брата Андрея, но и на их племянников, Князей Бельских, столь ласково порученных Василием Боярам в последние минуты его жизни. Князь Симеон Феодорович Бельский и знатный Окольничий Иван Лятцкий, родом из Пруссии, муж опытный в делах воинских, готовили полки в Серпухове на случай войны с Литвою: недовольные Правительством, они сказали себе, что Россия не есть их отечество, тайно снеслися с Королем Сигизмундом и бежали в Литву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Мы выяснили, что эта талантливая и благочестивая женщина была духовной дочерью преподобного Давида Серпуховского и добровольно постриглась в монахини, чтобы дать своему мужу возможность продолжить славный великокняжеский род. При этом она взяла имя в честь матери своего мужа – гречанки и постриглась в греческом подворье в Москве, тем самым давая понять, что всячески поддерживает политику мужа, направленную на принятие византийского наследия. Мы выяснили, что народный образ атамана Кудеяра является собирательным и, помимо некоторых фактов биографии царевича Юрия, вобрал в себя факты из жизни самых разных людей. Судьба реального Юрия-царевича была недолгой и печальной, но не уникальной – она повторила судьбу Дмитрия Внука, сына Ивана Молодого. Русский народ осмыслил события жизни семьи Ивана Молодого в сказке об Иване-царевиче, а «исчезновение» с исторической сцены царевича Юрия привело к созданию мощного народного образа атамана Кудеяра – как кары небесной за грехи правящего дома Рюриковичей. Иностранные наблюдатели восприняли судьбу Юрия Васильевича совсем иначе – как повод дестабилизировать Русскую цивилизацию. Это была робкая и неудачная репетиция той драмы, которая разыгралась в конце XVI – начале XVII веков, когда похищенное имя другого царевича – Дмитрия – было «раскручено» самым удачным для врагов России образом. Та драма напрямую связывается с именем царя Бориса Годунова и других потомков Захарии Чета. Насколько это справедливо? На этот вопрос ответим в одной из следующих статей. В заключение я прошу вас представить себе, какой могла бы быть история блистательного XVI века, если бы Василий III и святая София повели себя не так, как мы знаем, а иначе? Мы знаем много примеров того, как в европейской истории и в истории России XVII–XX веков правители ставили свои интересы выше интересов своей страны. Представьте себе, что было бы, если бы Соломония Сабурова не захотела постричься и уйти в монастырь? А если бы Василий III не отпустил любимую супругу и Россия столкнулась перед необходимостью выбора новой правящей династии на сто лет раньше, чем это произошло на самом деле? А если бы Василий III приблизил своего сына от Соломонии? Или она сама стала бы бороться за власть под знаменем своего сына, как это было не раз в истории? Если бы, если бы, если бы…

http://pravoslavie.ru/58468.html

Ещё знаю Рюрика, Олега Вещего, Игоря, Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Олега " Гориславича " , Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Мстислава Удалого, Мстислава Храброго, Даниила Галицкого, Михаила Черниговского, Александра Невского, Михаила Тверского, Ивана Калиту, Симеона Гордого, Ивана Красного, Димитрия Донского, Василия Первого, Василия Второго, Юрия Звенигородского, Дмитрия Шемяку, Ивана Третьего Великого, Василия Третьего, Елену Глинскую... Вам про кого конкретно рассказать? Не стесняйтесь, спрашивайте. Расскажите как московиты разгромили Тверь - богатый торговый город на Волге. А вот если бы псковичи свою границу открыли ливонцам и полякам. То вот там в Химках, где Ежи, вот там и была бы граница Московского Самодержавного царства, про которое вы пишите. Учитывая разгром Твери , от Пскова до Москвы больше нет ни одной крупной крепости, что тут скажишь " мудрая " политика московский князей. 25. Русский Сталинист Про Шемяку и Василия Косого...в красной бойкой интерпретации,очень интересно узнать,от божественного и бесподобного нерусского сталиниста.Но лучше про Иосифа Длинные руки,Владимира Пятиконечного.Ну,очень! 24. Ответ на 24, учитель: Ещё знаю Рюрика, Олега Вещего, Игоря, Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Олега " Гориславича " , Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Мстислава Удалого, Мстислава Храброго, Даниила Галицкого, Михаила Черниговского, Александра Невского, Михаила Тверского, Ивана Калиту, Симеона Гордого, Ивана Красного, Димитрия Донского, Василия Первого, Василия Второго, Юрия Звенигородского, Дмитрия Шемяку, Ивана Третьего Великого, Василия Третьего, Елену Глинскую... Вам про кого конкретно рассказать? Не стесняйтесь, спрашивайте. 23. Русский Сталинист (Апостола Павла послание к ефесянам 6:12 ) " потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. " " яко нсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ [и] къ мipoдepжumeлeмъ тмы вка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ. "

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/04/pe...

город Горлавка донецкая индекс 84634 галина. виктор 2013/05/25, 17:43:06 Дорогие братья и отцы горы Афон прошу помолиться за Артемия и Викторию зачать им здорового ребеночка. Благодарю. Галина 2013/05/23, 19:11:57 Здравствуйте, Святые отцы и братья Ватопедского монастыря. С низким поклоном обращаюсь к Вам за помощью. Пожалуйста, помогите, расскажите как можно заказать псалтирь в вашем монастыре о здравии моего брата раба Божьего Юрия и прошу выслать для него поясок Пресвятой Богородицы. Очень Вас прошу помолиться Господу Богу пред поясом Пресвятой Богородицы, пред Чудотворною иконою " Всецарица " ( " Пантанасса " ) об исцелении раба Божьего Юрия от раковой опухоли. Поставлен диагноз как приговор, я не верю и знаю на все воля Божья, и только Всевышний может сотворить Чудо. Дорогие братья, пожалуйста, помогите. Храни Вас Бог и низкий Вам поклон. Эл. адрес nina.mk@tut.by Белорусссия, г. Минск. В Белоруссии в храме святого Архангела Михаила в селе Сынковичи находится одна из копий чудотворной иконы " Всецарица " переданная из удела Афонского. Мы тоже ездим в храм святого Архангела Михаила к чудотоворной иконе " Всецарица " . 2013/05/23, 13:48:39 Добрый день, Святые отцы и братья Ватопедического монастыря. У меня очень больной мой братик, раковая опухоль желудка с метастазами в брюшину и таз. Врачи уже вынесли приговор, но я даже верить в это не хочу. Надежда только на Бога на всех Святых, на их великую силу исцеления. Пожалуйста, очень прошу Вас помолиться перед поясом Пресвятой Богородицы Господу Богу за исцеление раба Божьего Юрия . Святые отцы и братья, пожалуйста, подскажите как заказать псалтирь в вашем монастыре и прошу выслать пояс Пресвятой Богородицы для моего больного брата. Мой эл. адрес nina.mk@tut.by Низкий Вам поклон! Я живу в Белоруссии, а брат живет в России (г. Санкт-Петербург) Низкий Вам поклон! -Нина- 2013/05/23, 13:23:51 Здравствуйте Святые отцы и братья Ватопедического монастыря. У меня очень больной мой братик, раковая опухоль желудка с метастазами в брюшину и таз. Врачи уже вынесли приговор, но я даже верить в это не хочу. На все Божья Воля. Очень больно смотреть и знать, что мы бессильны в его помощи. Надеюсь только на Бога, на его великую силу исцеления. Пожалуйста, очень прошу Вас помолиться Господу Богу за исцеление раба Божьего Юрия перед поясом Пресвятой Богородицы.

http://isihazm.ru/?id=1710&c_pid=17

Неоспариваемый переход великокняжеской власти от отца к сыну, повторявшийся в продолжение нескольких поколений, стал обычаем, на который общество начало смотреть, как на правильный порядок, забывая о прежнем порядке преемства по старшинству. Впервые, спор против этого нового порядка поднялся в московском княжеском доме по смерти великого князя Василия Димитриевича; но эта шумная усобица между московскими князьями кончилась торжеством нового порядка. Эта усобица произошла вследствие притязания Юрия Димитриевича галицкого, дяди великого князя Василия Васильевича, занять великокняжеский стол мимо племянника. Этот дядя, действуя во имя своего старшинства, в 1431 г. поехал в Орду тягаться с племянником за великое княжение. Эта усобица, продолженная по смерти Юрия его сыновьями, взволновала все русское общество, руководящие классы которого, духовенство, князья, бояре и другие служилые люди решительно стали за Василия. Когда сын Юрия Шемяка, по смерти отца наследник его притязаний, нарушил свой договор с Василием, последний отдал дело на суд духовенства. Духовный собор из пяти епископов с несколькими архимандритами (тогда не было митрополита на Руси) в 1447 г. обратился к нарушителю договора с грозным посланием, в котором высказал свой взгляд на политический порядок, какой должен существовать на Руси. Здесь духовенство решительно возстало против притязаний Шемякина отца на великокняжеский стол, признавая исключительное право на него за племянником, старшим сыном предшествовавшего великого князя. Притязание Юрия духовенство сравниваегь с грехом праотца Адама, возымевшего желание «равнобожества», внушенное сатаной. «Сколько трудов понес отец твой, писали владыки, сколько истомы потерпело от него христианство , но великокняжеского стола он все-таки не получил, чего ему не дано Богом, ни земскою изначала пошлиной. Итак, духовенство считало единственно правильным порядком преемство великокняжеского стола в нисходящей линии, а не по очереди старшинства, и даже наперекор истории признавало такой порядок исконной «земской пошлиной», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

– Город Руза был частью Звенигородского удела Юрия Дмитриевича; в СС вместо этих слов читается: «поиде к Звенигороду». 538 ...князь Юрьи поиде въ Галич, а князь великы князя Юрья Патрекевича посла... – Князь Юрий Патрикеевич, сын Патрикея Наримантовича, литовского князя (внука Гедимина), перешедшего на службу к Дмитрию Донскому, был деверем и ближайшим сподвижником Василия II; неоднократно возглавлял великокняжеские войска в борьбе с галицкими князьями. Об уходе Юрия после первого пребывания на великокняжеском престоле в 1433 г. в Галич не упоминается в СС, но этот факт (отмеченный в великокняжеском летописании) подтверждается известиями следующего, 1434 года. 539 ...а князь Юрьи побеже на Блоозеро... – Бегство Юрия на Белоозеро (не упоминаемое в СС, но отмеченное и в великокняжеском летописании) было, очевидно, связано с его сложными отношениями с сыновьями Андрея Дмитриевича Белозерского и Можайского – Михаилом Белозерским и Иваном Можайским; оба князя заключали в эти годы договоры и с Василием II, и с Юрием. 540 ...в суботу Лазареву. – Лазарева суббота в древнерусском календаре предшествует Страстной неделе; в 1434 г. она приходилась на 20 марта. 541 ...на Страстной недли въ среду, и стоялъ под городомъ недлю, а на Святой недли городъ ему отворили в среду же. – Поскольку Пасха в 1434 г. приходилась на 28 марта, то среда Страстной недели приходилась на 24 марта, среда Святой недели – на 31 марта. 542 ...и послал в Рузу. – Β Софийской I летописи и в великокняжеском летописании местом ссылки княгинь назван Звенигород. 543 Α Шемяк дал князь велик Углич да Ржеву, а меньшему дал князю Дмитрею Бжицкой Верхъ. – Согласно договору, заключенному в 1434 г. Василием II с сыновьями Юрия Дмитриевича Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным (Меньшим), Углич и находившиеся к северо-западу от Москвы Ржев и Бежецкий Верх переходили к галицким князьям по завещанию их отца. 544 ...у Кузмы Демьяны на Которосли... – У церкви Кузьмы и Демиана на реке Которосль, притоке Волги, впадающем в нее в Ярославле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В) Время посвящения Василия II опровергает самое основание, на котором утверждают главным образом мнение свое господи Иловайский и автор истории Русской Церкви. Основание своему мнение полагают они в современности святого Василия обновлению Мурома и Юрию Ярославичу Муромскому (История Рязанского княжества. С.150. Христианское чтение. май 1859 г., с. 355 и 358, прим. 33). Но Василий II не мог быт современником ни обновлению Мурома, ни Юрию Ярославичу. Обновление Мурома, по летописям, было в 1351 году; и Юрий Ярославич, Муромский князь, действительно обновил его. Но этот ревностный князь не воспользовался плодами своих попечений: через два года, именно в 1353 году, Юрий изгнан из Мурома Феодором Глебовичем, в 1354 году, по суду Хана, лишен княжества, предан заточению и умер в темнице (Никоновская летопись. Т. III, с. 182, 194, 205; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. III, с. 327). Следовало бы Василию II, как современнику, вступить на кафедру Святительскую между 1351 и 1353 годами. Но об его посвящении летопись прямо говорит, что он поставлен в Епископа на Рязань и Муром святым Алексием в 6864 лето, т. е. в 1356 году. Выходит, что Василий II появляется на кафедре епископской уже после смерти Юрия Ярославича. Автор истории Русской Церкви видел эту несообразность и старался приблизить год посвящения Василия II, по крайней мере, к году заточения и смерти Юрия Ярославича. Для этого, в самом начале статьи своей, он сократил время посвящения его на два года и сказал, что «святой Василий посвящен в 1354 году» (Христианские чтения. 1859 г. май, с. 355), вопреки ясному указанию летописи, и чтобы сблизить с несчастными событиями князя Юрия, далее, заметил, что «блаженный Василий по возвращении своем Москвы, после хиротонии, не мог уже застать в Муроме доброго князя Юрия: тот в 1354 году изгнан был князем Феодором Глебовичем и умер в темнице» (Христианские Чтения, с. 357). Действительно, умер он в 1354 году, а изгнан первоначально в 1353 году, как показывают летописи. Теперь, как же допустить, что Василий II был современник обновление Мурома и Юрию Ярославичу, когда он вступил на кафедру Святительскую спустя 5 лет после обновления Мурома и год, по крайней мере, если не два, спустя после смерти князя Муромского? Более обстоятельное исследование в защиту предания о времени святительства Василия Рязанского помещено в Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей российских. 1859 год, кн. III, с. 147–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

___________________________________ Но, в отличие от прошлого года в этот раз русские были готовы к встрече незваных гостей. Уже весной Царь Иоанн Васильевич отправил главному воеводе земских и опричных полков подробнейшие инструкции, предусматривающие несколько сценариев развития боевых действий - «Память боярину и воеводе князю Михаилу Ивановичю Воротынскому с товарыщи» . На случай, если крымчаки направятся в сторону столицы и будут искать генерального сражения, русским надлежало перекрыть старый Муравский шлях и спешным порядком идти к реке Жиздре. В случае же обычного грабительского налета со стороны «гостей», и их столь же традиционного быстрого отступления, воеводы должны были устраивать засады и наносить удары по пути следования врага. В апреле в Коломне прошел смотр полков, прикрывающих московские рубежи по берегу Оки, после которого земские и опричные воины заняли свои посты согласно «разряду» - «Ц[арь] и Великий Князь велел им быти для своего [дела и] земского на берегу» . Благодаря дошедшим до наших дней разрядным книгам, мы имеем возможность с точностью определить состав и численность русского войска. Оно состояло из Большого полка, полков Правой и Левой руки, Передового и Сторожевого полков. Большой полк - общей численностью 8255 человек + 3-5000 казаков Михаила Черкашенина - включал в себя: полк главного воеводы князя Михаила Воротынского (1840 чел.); полк Ивана Васильевича Шереметева (1065 чел.); полк Андрея Палецкого из Дедилова (350 чел.); полк князя Юрия Курлятева из Данкова (200 чел.); людей «митрополита и... владык» (дети боярские галичане, коряковцы, костромчане и балахонцы) (1430 чел.); стрельцов Осипа Исупова и Михаила Ржевского (1000 чел.); наемных казаков Юрия Булгакова и Ивана Фустова (1000 чел.); а также служилых немцев Юрия Францбека, юрьевских и ругодивских немцев Аталыка Квашнина; «оникеевы дети с пищальми», казаков Игнатия Кобякова и Юрия Тутолминуса (1300 чел.). Полк Правой руки насчитывал 3590 чел., в том числе: полк князя Никиты Романовича Одоевского (1225 чел.); полк Федора Васильевича Шереметева (1015 чел.); полк князя Григория Долгорукова (350 чел.); стрельцы (500 чел.) и казаки (500 чел.).

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/24/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010