Между тем Михаил бежал в Литву, где имел себе сильного покровителя в В. Князе Ольгерде, за которым была его сестра. Войска московские сопровождали искателей княжения тверского и внесли опустошение в тверскую область. Но когда явился Михаил с войском литовским, Князья Василий и Иеремия отступились от своих требований и спешили преклонить его на мир и с В.К. Димитрием Иоанновичем (1367 г.). Впрочем, мир этот был непродолжителен. Иеремия первый объявил себя врагом Кн. Тверского и удалился в Москву. Михаил опасен был для Москвы – и по своим связям в Литве, и по привязанности к нему Твери, и по своему мужеству. Времена Михаила Ярославича и Юрия Данииловича ещё были не далеки. Итак, советники В. Князя убедили юного Государя и благосердого Святителя пригласить Михаила в Москву, под предлогом укрепления приязни. Князь Тверской явился: но здесь между ним и В. Князем завели спор. Михаил отдался на суд митрополита: но его не мог спасти и суд Святителя. Михаила и бояр его захватили и посадили в заключение, из которого он освобождён только по опасению от появившихся в пределах Руси войск татарских 99 . Оскорблённый таким поступком Михаил всего более жаловался на св. Алексия, которому всех более прежде доверял. Но можно ли думать, чтобы душа праведника была причастна каким-нибудь коварным замыслам? Можно ли думать, чтобы герой веры, не устрашившийся великого испытания в Орде, до того ослабел в уповании на защиту Божию, что согласился низойти до мер низкого слабодушия, тогда как и не предстояло опасности неизбежной? Как бы то ни было, но это несчастное происшествие было началом продолжительной вражды между в. княжением московским и тверским, и в первый раз вызвало Литву на борьбу с Москвой. В истории этих браней и сношений между враждующими мы более уже не встречаем имени св. Алексия, до их примирения. Только при описании первого нашествия Ольгердова на Москву, летописец замечает, что и митрополит находился вместе с В. Князем в осаде 100 . В другой раз он упоминает ещё, как сын Михайлов, содержавшийся в Орде за долг (10.000 р.) своего отца, пожалованного ею в В. Князья, привезён был в Москву и здесь содержался на дворе митрополита, доколе родные его не выкупили 101 . Михаил бился до последней крайности, и, наконец, должен был смириться пред В. Князем Московским (1375 г.). Тогда, по благословению св. Алексия, князья заключили между собою договор, в котором Димитрий дал почувствовать Князю Тверскому свои права победителя 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мученик Прокопий был чтецом в Скифополе. Пострадал при Дхоклитиане, в Кесарии Палестинской, в 303 г. Мученик Менигн был белильник, т. е. занимался мытьем одежд. Однажды, во время своего занятия, двукратно он слышал голос, призывавший его к мучению за Христа. Тогда он публично объявил себя христианином и разорвал царский указ о преследовании христиан. Ему сначала отсекли пальцы на руках, а потом обезглавили. Это было в 251 году, при Декии. Преподобный Агавва был измаильтянин, подвизался в Сирии, в V веке. День и ночь проводил он в молитве, стоя на коленях, носил власяницу и железные вериги, питался одним хлебом и водой. Праведный Михаил был болгарин, жил в IX веке и состоял на военной службе. С юных лет он отличался необыкновенным благочестием, так что называли его святым. На 25 году он одержал славную победу над арабами. Когда возвращался с победы и остановился для отдыха на берегу озера, то услышал плач. Это плакала девица, обреченная на съедение змею, который выходил из озера. Св. Михаил молитвой поразил змея и спас девицу. Граждане близлежавшего города не знали, как благодарить его за спасение от змея. Вскоре после того праведный Михаил скончался. Убиение благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Он был воспитан в страхе Божием своей матерью, благочестивой Ксенией. Состоя тверским князем, был возведен на великокняжеский престол во Владимире. Тогда племянник его Юрий Даниилович Московский, женившись на сестре хана, по своим проискам в орде, перехватил у него великокняжеский престол. Св. Михаил великодушно уступил ему великое княжение. Юрий же стал жечь и грабить города и селения Тверского княжества. Тогда св. князь пригласил на совет епископа и бояр и сказал: «Судите меня с племянником. Сколько зла сделал он мне! Совесть не упрекает мена ни в чем против него, но, быть может, я и ошибаюсь. Скажите вы, не виноват ли я чем пред ним?» Епископы и бояре отвечали, что его смирение изумительно, так как он имел множество обид от племянника, и что теперь ему нельзя не идти войной против Юрия, потому что могут прийти татары и осквернить их святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

На 19-й гробнице: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На 20-й гробнице: «В лето 6931 (1423) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского».  На 21-й гробнице: «В лето 6934 (1426) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского».  На гробнице этого сына Владимира Храброго, последнего в роде Донского, вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя». От западных дверей, идучи к северной стене: На 22-й гробнице: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святого Священномученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Ивановичь, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братстве и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко  Владиславу Королю послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова со товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, что его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василья Ивановича всея России, Царского Величества послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день 23 лета государства его» 21 . В приспешной палатке у западных дверей собора хранится бывшая на смежной с гробницею Шуйского, расколотая на двое, надгробная плита со следующей надписью: «В лето 7045 (1537), Декабря b II дehь преставися благоверный Князь Андрей Иванович Старицкой» 22 . На 23-й гробнице: «Великого Князя Юрья Данииловича Московского, который был на великом княжении девять лет, убит в Орде от Князя Дмитрия Михайловича Тферского, в 1326 году: тело его, по повелению Царя Азбяка Ординского, привезено в Москву и погребено в церкви Святого Архангела Михаила, Петром Митрополитом и Новгородским Архиепископом Моисеем, в первую субботу великого поста, того же года» 23 .  Но, по сказанию Софийского временника и следованной Псалтыри, при вторичном сооружении Успенского собора в 1479 г., оно положено там в застение Дмитриевского придела; над могилою его тогда устроена надгробница; но в Дмитриевском приделе теперь не осталось никакого знака; между тем, как в Архангельском собор находится Георгиева надгробница, его изображение и лик его ангела Св. Георгия победоносца на стене. Такое разноречие летописцев не предполагает ли неотмеченное письменными памятниками перенесение мощей Благоверного Георгия из усыпальницы Святителей в усыпальницу государей, во вновь сооруженный 1508 г. Архангельский собор, когда переставлены были гробы великих князей из церкви Св. Иоанна Списателя Лествицы; ho I Hobropoдckaя летопись не упоминает о гробнице Юрия Даниловича в числе перенесенных в Архангельский собор. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Хан Менгу-Тимур (1266-1281 г.г.) положил начало еще одной традиции в отношениях между Ордой и Русской Церковью. Он впервые выдал первому после Батыева нашествия митрополиту Киевскому и всея Руси Кириллу II ярлык на управление Русской Церковью, подобно тому, как это делалось в отношении русских князей. Поскольку с самого начала монголы не посягали на права православного духовенства, появление ярлыков, по мнению Карташева, было мерой не учредительной, а охранительной, дабы избавить духовенство от посягательств ханских чиновников, злоупотреблявших своими полномочиями. Во всяком случае, характер ярлыков митрополичьих заметно отличался от характера княжеских ярлыков: монголы в дела управления Русской Церковью никогда не вмешивались. В ханских ярлыках можно было встретить такие утверждения: " Кто будет хулить веру русскую, надругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию " . Ярлыки вменяли в обязанность русскому духовенству молиться за хана и его семью. Ярлык Менгу-Тимура объявляет: " Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас... " . Столь же благожелательно отношение к Русской Церкви и хана Узбека, выраженное в его ярлыке митрополиту св. Петру. Несмотря на то, что Узбек и все последующие за ним ханы Золотой Орды уже были мусульманами, они считали необходимым продолжать следовать традиционной монгольской веротерпимости и не проявляли столь характерного для ислама религиозного фанатизма. Узбек, например, подобно многим другим ханам, был женат на христианке - дочери византийского императора Андроника Младшего Палеолога. Сестра же Узбека - Кончака - вышла замуж за Московского князя Юрия Данииловича и в крещении получила имя Агафия. Вообще же подобные случаи женитьбы русских князей на крещенных монгольских принцессах были не редки на Руси в XIII-XIV в.в. Так, на дочери Менгу-Тимура, получившей в крещении имя Анна, был женат князь Ярославский и Смоленский св. Феодор Чермный.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

Ни Пршемыслав великопольский, ни Владислав Локетек мазовецкий не хотели сначала отказаться от прав своих в пользу чужеземца, следствием чего была усобица: кому из них помогали русские князья Лев и Мстислав Данииловичи – неизвестно, известно только то, что они во время этой усобицы входили в Сендомирскую землю и опустошили ее. Наконец, по смерти Пршемыслава Вячеславу чешскому удалось утвердиться в Кракове: Пясты, княжившие в других польских областях, должны были признать свою зависимость от него, как от короля всей Польши, а сам Вячеслав был вассал императора немецкого (1300). Кроме потомков Романа Великого на западной стороне Днепра упоминаются еще другие князья из других племен: так, под 1289 годом упоминается Юрий, князь поросский, служивший волынским князьям – Владимиру и потом Мстиславу; под 1292 годом помещены известия о смерти пинского князя Юрия Владимировича и степанского князя Ивана Глебовича, после которого стал княжить сын его Владимир. Из князей на восточной стороне Днепра мы встретили опять Романа брянского с сыном Олегом; этот Роман известен не по одной борьбе своей с Литвою: в 1286 году он приходил под Смоленск, пожег окрестности, посад, приступал к крепости, но, не взявши ее, ушел прочь. Из других черниговских Ольговичей упоминаются Олег, князь рыльский и волгорский, и Святослав, князь липецкий, по поводу следующего происшествия. Был в Курске ханский баскак, именем Ахмат, сын Темиров; он откупал в Орде всякие дани Курского княжества, и тяжко было от него и князьям, и черным людям; мало того, он построил себе две большие слободы во владениях князя Олега рыльского и волгорского и князя Святослава липецкого. Олег и Святослав были родственники между собою, но, как обыкновенно тогда водилось, то жили в мире, то воевали друг с другом; нападали они и на Ахматовы слободы, враждовали с ним и опять мирились, так что в Орде ничего об этом не знали. Но скоро князьям нельзя стало более терпеть у себя этих слобод, которых народонаселение увеличилось беглецами отовсюду, и окрестным жителям стало от них уже слишком тяжко.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Хан пошел «на ловы» (охоту) и приказал, чтобы М. Я. вели за ним. Автор Жития рассказывает, что в этот момент возможность спастись у М. Я. была, но представление о княжеской чести и ответственности за дружину и людей, его сопровождавших, не позволило ему воспользоваться предложением слуг на охоте: «Се, господине, проводници и кони готови, уклонися на горы, живот получиши». Князь ответил, что никогда не поступал таким образом и не сделает подобного сейчас, не оставит «дружину свою в такои беде». 20 нояб. 1318 г. Кавгадый привел М. Я. в оковах на торг - держать ответ перед «заимодавцами». Он поставил его перед собой на колени: «величашеся безаконныи, «власть ими» над праведным». Много часов святой давал ответы на вопросы, а на торгу собиралось все больше народа. Кто-то из толпы сказал: «Господине князь, видиши ли, селико множество народа стоят, видящи тя в таковои укоризне. А преже тя слышахом царствующаго во своеи земли». Мучение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 258 об.) Мучение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 258 об.) Кавгадый получил повеление от Узбека убить князя. Будучи очевидцем трагических событий 22 нояб. 1318 г., игум. Александр с подробностями описывает убийство М. Я. Кавгадый и Юрий Даниилович «послаша убиицы, а сами в торгу сседо[ша] с конеи, близ бо бяше в торгу, яко камнем доврещи». Палачи, схватив за колоду, к-рая была на шее Михаила Ярославича, «удариша силно и възломиша на стену, и проломися стена»; называется имя злодея, вырезавшего из груди сердце святого (некий Романец). Радуясь случившемуся, князья и бояре, сторонники Юрия, «в единои вежи пияху вино, повестующе, кто какову вину изрече на святаго». Тело погубленного князя Юрий Даниилович отправил в Москву, и только взяв с сыновей М. Я. Димитрия и Александра «множество сребра», «мощи блаженнаго Михаила повеле отпустити въ Тферь». Св. князь был погребен в Спасо-Преображенском соборе, который был создан его попечением, «посторонь епископа Семиона» ( Кучкин. Пространная редакция. 1999. С. 125-163) . Почитание

http://pravenc.ru/text/2563780.html

В жалованной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича (1483) имеются сведения о том, что П. купил для митрополичьей кафедры у тарусских князей г. Алексин на Оке: «...земли и воды и борть, что будет ни потягло издавна к Олексину» (АФЗХ. Ч. 1. 1. С. 23), но точное время этого приобретения неизвестно. Данные об этом восходят к несохранившейся меновой грамоте вел. кн. Василия I Димитриевича и свт. Киприана (кон. XIV - нач. XV в.), по к-рой «место домовное святыа Богородици» отошло вел. князю. Скорее всего это было не единственное приобретение П. Когда на Московском Соборе 1503 г. встал вопрос о секуляризации церковных владений, то от имени митр. Симона вел. кн. Иоанну III Васильевичу было заявлено, что «святители русстии, иже в Киеве, да и по них святый Петр чюдотворец и Феогност и Алексей чюдотворец вси грады и власти и села имели» (Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. Прил. II. С. 325; ср.: Там же. С. 326, 329). Не позднее 1317 г. вел. кн. Литовский Гедимин (1316-1341), остававшийся язычником, добился у К-польского патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319) учреждения с центром в Новогрудке (ранее относившемся к митрополичьей области) самостоятельной Литовской митрополии во главе с митр. Феофилом (упом. также в 1327 и 1329). Инициатором создания митрополии был скорее всего предшественник Гедимина Витень, и она при Гедимине не имела епархий (см.: Цукерман. 2014. С. 146-147). В 10-х гг. XIV в. явственно определились промосковские симпатии П. В нач. 1311 г. митрополит (вероятно, вскоре после окончания Переяславского Собора) не благословил 12-летнего кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи, сына вел. князя, замыслившего во время затянувшегося пребывания его отца в Орде поход из Владимира на Н. Новгород против находившегося там московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича (ПСРЛ. Т. 18. С. 87; Горский. 2000. С. 46-47). Свт. Петр, митр. Московский, закладывает Успенский собор в Московском Кремле и устраивает себе место для погребения. Преставление свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 299)

http://pravenc.ru/text/2580092.html

И его разрешиши, будет разрешен». Паки убо поклонив колена своя блаженный Иоанн, поклонися има, глаголя: «кто есмь аз раб Господа моего грешный и всех человек хуждший, да буду доволен на то, о нем же глаголаста; несмь достоин толики, и велики и страшны, прияти службы: не могу убо аз противу ей быти». Сия же паки имша и за десную руку, возстависта и глаголюща: «стани на ногу своею, возмози и крепися, и сотвори все еже ти повелехома, и не потай даннаго ти дара от Бога на глаголание и освящение и утверждение людей Его учением твоим, их же ради Кровь Свою пролия, да спасет от прелести многия; и глаголи Слово Божие без сумнения. Воспомяни Господа рекшаго: «не бойся малое мое стадо, ему же изволи Отец Мой дати царство». И ты убо не бойся им же благоизволи Христос Бог наш, тобою освятити многи души и на уведение свое привести. Имаши же в печали и скорби многи дни преити, правости ради душевныя твоея, и ты терпи яко крепкий трезвенник, теми бо царство приимеши». Се же сима рекшема и назнаменовавшема чело и вся уды его, и давема имя ему еже о Господе целование, и отъидоста. Иоанн же сотвори в себе жилище Святаго Духа и начат учити вере Божии. 10. Об Иоанне огороднике (8 ноября) Блаженный Иоанн, нареченный Колов, послушания ради, юн сый оставив мир, и отшед в скит с присным братом своим Даниилом, и быста монаха. И седша в келлии подвизастася, постом и молитвами труждающася. Во един же от дней рече Иоанн к Даниилови брату своему: «аз не хощу о телеси пещися, ни пити же, ни ясти огнем устроена (приготовленное на огне); но яко ангел без печали в пустыни хощу пребывати». И снем ризы, иде наг из келлии. В ту же нощь бысть мраз велик, и не возмог терпети, возвратися к келлии, и прилежаше в двери, толкий. И хотя брат наказати его, едва отвеща: «кто еси тако прилежай?» И рече: «аз Иоанн, брат твой, не могий мраза терпети, возвратихся послужити тебе». И глагола: «не отверзу, отъиди, демоне, и не блазни мене: мой брат ангел есть и о телеси не радит, ни пищи требует». Да яко покаяся, отверз прият его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Говоря обо всем этом, я отнюдь не преследую цель принизить Михаила Тверского и возвысить - за его счет - Юрия. В конце концов, тверской князь искупил все свои грехи истинно мученической кончиной, принятой им, согласно его житию, с высокой духовной твердостью,- что и дало основание для причисления его к лику святых мучеников. Нельзя не сказать также, что Юрий, конечно, опорочил себя участием в казни Михаила, продиктованной ханом,- между тем как убийство самого Юрия было личным возмездием Михайлова сына за смерть отца. И мои возражения против господствующей трактовки конфликта Михаила и Юрия (и последующих столкновений тверских и московских князей) призваны только скорректировать «либеральную» историографическую традицию, задачей которой являлась дискредитация стремившихся установить твердую власть на Руси московских князей; всестороннее «очернение» Юрия явно было для этой традиции средством, способом идеологического воздействия. Ни в коей мере не подвергая сомнению тот факт, что Михаил Тверской - трагический герой русской истории, нельзя вместе с тем согласиться с превращением Юрия Московского в своего рода скопище всяческого зла. Так, в частности, Юрий преподносится как бесстыдный своекорыстный «холоп» Орды, который за свою рабскую преданность и был, мол, в 1317 году награжден великим княжением Владимирским. Между тем уже в 1322-м хан Узбек лишил Юрия верховной власти (конкретная причина этого историками не выяснена, но существен сам факт) и передал ее не кому-нибудь, а старшему сыну убитого Михаила - Дмитрию! Притом, получив власть, Дмитрий при первой же своей встрече с Юрием 21 ноября 1325 года (она состоялась в той же Орде) без всяких разбирательств убил его. Правда, сам Дмитрий через девять месяцев, 15 сентября 1326 года, был убит там же, в Орде. В этом усматривают ханское наказание за убийство Юрия, но такая версия едва ли основательна. Во-первых, именно хан Узбек ранее отстранил Юрия от великого княжения; во-вторых, неправдоподобно, что наказание Дмитрию последовало лишь спустя почти год после убийства Юрия; в-третьих, известно, что вместе с Дмитрием был тогда убит в Орде князь Новосильский Александр, явно не имевший никакого отношения к гибели Юрия. И не исключено, что оба князя - Дмитрий Тверской и Александр Новосильский - были убиты в результате какой-либо ссоры, и уж, во всяком случае, не по повелению хана Узбека, который после убийства Дмитрия тут же передал великое княжение другому, младшему сыну Михаила Тверского Александру, а не младшему брату Юрия Московского - Ивану (Калите).

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на " и " ) можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий. Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

http://pravoslavie.ru/43526.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010