757 Недовольство ордынских властей Москвой стало обретать конкретные формы проявления еще до похода: в 1407–1408 гг. они не поддержали претензий ориентировавшегося на Василия князя из тверского дома Юрия Всеволодича на Кашин, а в 1408 г. помогали пронскому князю Ивану Владимировичу бороться за рязанский стол с Федором Ольговичем, зятем московского князя; в решающей битве, окончившейся победой Ивана, на стороне Федора были московские полки, а у его противника – отряд татарского посла, правда, не ставший принимать участие в сражении (См.: Приселков М.Д. Указ. соч. С. 466–467; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 473–474, 480–481). 758 Хорошкевин А.Л. Noлimuчhi hacлiдki Куликовскоï битви//YIЖ. 1980. С. 55; Власть и реформы: От самодержавной к советской России. СПб., 1996. С. 19; Князький И.О. Указ. соч. С. 110. 759 Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. 5. С. 113; Кирпичников Л.Н. Куликовская битва. Л., 1980. С. 121; Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983. С. 19–20. 760 Ср.: Селезнев Ю.В. «Едигеева рать» 1408 г.: ордынская политика Василия I на рубеже XIV-XV вв. и ее результаты//Новик. Воронеж, 1999. Вып. 2. С. 32, 41. 763 Примечательно, что именно во втором десятилетии XV в. в Москве вновь начинают чеканиться монеты с ордынской легендой на оборотной стороне (Федоров- Давыдов Г.Л. Монеты Московской Руси. С. 63–68; Noonan Th.S. Forging a National Identity: Monetary Politics During the Reign of Vasilii I (1389–1425)//Московская Русь (1359–1584): культура и историческое самосознание/Culture and Identity in Muscovy, 1359–1584 (UCLA Slavic Studies. New. Series. Vol. III). M., 1997. C. 503). 764 ПСРЛ. T. 18. C. 160; T. 25. C. 240; T. 23. C. 143; Насонов Л.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 143. 767 ПСРЛ. Т. 15. Стб. 486–487. И.Б. Греков полагал, что Василий вернул Нижний Новгород с санкции Керим-Берди в 1412 г., но в 1414 г. нижегородские князья вновь его заняли, следствием чего и был поход Юрия Дмитриевича; при этом ссылался автор только на известие Тверского сборника о походе Юрия зимы 1414–1415 гг. (Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975. С. 281–282, 288). Остается непонятным, как можно увидеть за этим сообщением занятие Нижнего Василием в 1412 г. и последующий возврат его Даниилом с братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва, 28 февраля. Большинство жителей России остались равнодушны к скандалу с публикацией оскорбительных для мусульман карикатур, сообщает «Lenta.Ru» . Таковы данные социологических опросов, проведенных центром Юрия Левады и ВЦИОМ, пишет во вторник газета «Ведомости». По данным ВЦИОМ, 21,94 процента опрошенных вообще ничего не слышали о «карикатурном скандале», 49,81 процента участников опроса, проведенного 18-19 февраля, сказали, что какие-то сведения о публикации рисунков, вызвавших протесты мусульман, до них доходили. При этом 38,02 процента респондентов, знакомые с ситуацией вокруг скандальных карикатур, расценили публикацию таких рисунков как «безответственные действия прессы, оскорбляющие мусульман», свидетельствует опрос ВЦИОМ. Однако, по данным исследования, проведенного центром Юрия Левады, чувство негодования карикатуры вызвали лишь у 14 процентов россиян, 39 процентов опрошенных к этим публикациям остались безразличны, а обиделись лишь 4 процента респондентов. Акции протеста мусульман, вызванные публикацией таких рисунков, вызвали у россиян значительно более эмоциональную реакцию, пишут «Ведомости». По данным опроса центра Юрия Левады, 21 процент респондентов заявили, что протесты мусульман их возмутили, еще 8 процентов - признались, что эти события их напугали. В то же время, 30 процентов респондентов заявили, что «никаких особенных чувств» по этому поводу не испытали. Напомним, что карикатуры, изображающие пророка Мухаммеда, впервые были опубликованы в сентябре 2005 года в датской газете Jillands-Posten. Публикация таких, оскорбительных с точки зрения мусульман, рисунков вызвала акции протеста по всему миру. Карикатуры позже перепечатали ряд СМИ в Западной Европе и Северной Америке. Датские карикатуры появились и в российской прессе. Вологодская газета «Наш регион +» в номере от 15 февраля 2006 года перепечатала их в статье «Карикатурная война: мнения». А волгоградская газета «Городские Вести» опубликовала карикатуру с изображением Мухаммеда, нарисованную российским художником. По решению городских властей обе газеты были закрыты, а против главного редактора «Нашего региона +» Анны Смирновой возбуждено уголовное дело по пункту «б» части 2 статьи 282 («Разжигание расовой или религиозной вражды с использованием служебного положения»). В случае, если суд признает Смирнову виновной, ей грозит до 5 лет лишения свободы. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архиерей призвал участников совещания уделить особое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения казаков, воцерковления членов казачьих общин. От имени полномочного представителя Президента РФ в СКФО, заместителя председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества Юрия Чайки к участникам обратился заместитель полпреда Александр Куренной. «Совсем недавно Правительство страны утвердило план мероприятий по реализации этого документа на 2024-2026 годы, где особое внимание уделено совершенствованию механизма привлечения казаков к несению государственной службы; воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и традиционных духовно-нравственный ценностей; поддержке социально-экономического развития казачества и другим важным направлениям. Всего — более 70 мероприятий, каждое из которых поможет нарастить усилия по решению задач, поставленных нашим национальным лидером, Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным», — отмечалось в обращении полномочного представителя Президента РФ в СКФО Юрия Чайки. С докладом по основной теме заседания выступил атаман Всероссийского казачьего общества, помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Виталий Кузнецов. Он отметил, что за время специальной военной операции войсковые казачьи общества подтвердили свое исторической право называться казачьими войсками России, а добровольческие подразделения на передовой выступают единой казачьей полевой семьей. Атаман Всероссийского казачьего общества поблагодарил за оказываемую поддержку помощника Президента РФ, председателя Совета Дмитрия Миронова и полномочного представителя Президента РФ в СКФО, заместителя председателя Совета Юрия Чайку. В качестве стратегической задачи в условиях специальной военной операцией Виталий Кузнецов определил поддержку казачьих боевых подразделений. Кроме того, среди приоритетов названа системная работа по развитию казачьей молодежи, а также организации гуманитарных конвоев для помощи мирным жителям Донбасса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6083330...

На этом снеме постановлено, чтобы каждый князь получил себе княжение, но тут никак не могло быть чего-нибудь обязательного по наследству; это было только распоряжение относительно живших и действовавших в то время князей. Вслед за снемом в Любече, последовало ослепление Василька. Святополк хотел бежать, но киевляне остановили его и сами вызвались быть судьями княжеского дела: Святополк повиновался. По смерти его, киевское вече, имевшее причины быть недовольным его княжением, покарало его клевретов и избрало князем Владимира Мономаха . Князь этот был идеал своего века и на долгое время оставил по себе память, полную уважения и любви; поэтому, киевляне долго предпочитали его потомков всем другим князьям: понятно, почему летописец не сообщает никаких подробностей о вступлении на княжение двух его сыновей одного за другим; киевляне признавали их без всякого спора; их желание совпадало тогда с уважением к семейному старейшинству: Мстислава и Прополка выбирали они по любви к ним; –впоследствии, когда русские хотели похвалить князя, то говорили ему: «ты наш Мономах, ты наш Мстислав»; но те же киевляне не стали стесняться никаким старейшинством, когда приходилось выбирать между сыном Мстислава Владимировича и дядей Юрием, которого не любили. Междоусобие с Ольговичами повлекло к другой усобице между племянником, избранным киевской землёй и дядей Юрием, которому хотелось княжить в Киеве, опираясь на свое семейное старшинство. Партия у него в Киеве была невелика, но на его стороне был князь Галицкой Земли; было у него достаточно сил Земли Суздальской, и киевляне должны были уступать, принимать Юрия, но, при первом удобном случае, прогоняли его и приглашали снова любимого Изяслава Мстиславича. По смерти последнего киевляне избрали его брата Ростислава, а потом, когда он не мог удержаться против Юрия, Изяслава Давидовича, наконец, признали Юрия. Через два года последовала смерть этого князя; тогда киевляне разграбили его дом и перебили суздальцев, при помощи которых он держался в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Мир, покой, тишь, всё как будто игрушечное. Но эта благодать, хотелось бы напомнить, — на поверхности. А под землею сокрыт огромный богатый город, намного больше нынешнего. Город, где христианство укоренилось намного позже, чем в Киеве и Новгороде, ибо еще при Ярославе Мудром в этих местах своевольничали волхвы. Город, пронизанный духом горделивого величия, а не смиренного благочестия. Великий боярский город. Археологический клондайк. Громада силы, роскоши и процветания, к которой сверху прилепился островок нешумной современности. Северная столица Юрия Долгорукого Никто не знает, когда именно родился Суздаль. История его имени и появления — загадка. Древнерусские исторические источники поминают его как уже существующий город в конце X — первой половине XI столетия. Более тысячи лет назад здесь уже стояла крепость с земляными валами, шел торг. xavi/www.flickr.com Северо-Восток Руси часто называют Ростово-Суздальской землей или же Ростово-Суздальским княжеством. В этом названии видно первенство Ростова — еще более древнего и когда-то более сильного городского центра. Ростов Великий долгое время считался столицей всего колоссального региона. Однако в середине XII века Суздаль его обошел. Город начал быстро расти и богатеть. Эпоха величия Суздаля длится, прерываясь, более двухсот лет и заканчивается на исходе XIV столетия, когда город склонил голову перед могуществом Москвы. Фото Екатерины Соколовой Взлет в судьбе Суздаля связан с деятельностью беспокойного, предприимчивого князя Юрия Владимировича, прозванного Долгоруким. Юрий Владимирович на протяжении нескольких десятилетий правил обширной Ростово-Суздальской землей. Позднее именно отсюда, из северного лесного края, вырастет государство Россия. Но в первой половине XII столетия Ростовский княжеский «стол» намного уступал в чести южнорусским. Глушь, дичь, невероятное отдаление от узловых областей древнерусской культуры и политики. Когда именно Юрий Владимирович вокняжился там, сказать невозможно. Звучали разные предположения, но даты в источниках нет, и нет никакой возможности определить ее даже приблизительно. Фото Екатерины Соколовой

http://foma.ru/suzdal.html

В 1982 году после окончания Новосибирского медицинского института Юрий Безменов мог хорошо устроиться в областном центре: звали работать в три больницы. Но, познакомившись с Михаилом Чегодаевым — опытным врачом и на редкость интересным человеком, хирург уехал в Сузун, в центральную районную больницу. Там Безменов неспешно осматривал пациентов, по примеру старшего хирурга, учился лечить не болезнь, а человека.  Его наставник прошел войну, имел непростой фронтовой опыт. Как-то в горах вместе с воинской частью попал в окружение. Врачи, не имея запаса крови для раненых, переливали им кипяченую родниковую воду с солью.  — Вода на какое-то время давала объем и помогала работать сердцу, — объясняет Юрий Владимирович.  Однажды Михаил Кузьмич три дня жил в цыганском таборе, расположившемся недалеко от райцентра. Врач вскрыл цыганке мастит, и барон его не отпускал, пока женщине не стало легче.  Перед первой самостоятельной операцией Михаил Кузьмич дал Безменову лист бумаги и карандаш, велел нарисовать анатомию органа и объяснить свои действия. Во время операции стоял за спиной, смотрел, поправлял. Он так и остался главным учителем для Юрия Владимировича.  Оперировали при свете фонариков Сложных случаев в сельской практике Юрия Владимировича было много. Однажды привезли ребенка с черепно-мозговой травмой. Мальчик нашел шурфовый детонатор на взрывных работах и замкнул батарейку — подсмотрел за бабушкой в деревне, как она ходила вечером во двор, подсвечивая себе лампочкой на батарейке и замыкая провода. Раздался взрыв. Ждать помощи от области времени не было. Городские хирурги добрались бы на санавиации не раньше, чем часа через два. Состояние ребенка тяжелое, ситуация критическая. Врачи решили срочно оперировать, не дожидаясь помощи.  Положение осложнил перебой с электроэнергией — в больнице отключили свет. До конца операции медсестры светили хирургу несколькими фонариками с механической зарядкой типа «жучок». Несколько часов женщины нажимали ручку встроенной динамо-машины, преобразующей их усилия в электрическую энергию. Ребенку помогли, он поправился.

http://pravmir.ru/doktor-ya-zhivoj-eto-v...

Когда графа Орлова (Алексея Григорьевича) императрица Екатерина послала в Черногорию с секретным поручением, 246 то Орлов непременно хотел, чтобы Долгоруков был дан ему в помощники. По возвращении был награжден Георгием на шею 247 и лентой (Александровскою) через плечо. 248 Под конец царствования императрицы Зубовы, попавшие тогда в милость государыни, 249 опасаясь значительности Долгорукова, начали его теснить и вынудили выйти в отставку за год или года за два до кончины императрицы. У князя Юрия Владимировича был старший брат, который женился на графине Бутурлиной, а несколько времени спустя на другой, младшей ее сестре женился сам Юрий Владимирович: первый брак считался законным, а второй не признавали, хотели развести, но молодые не согласились и остались жить вместе. Как братья, так и жены их жили душа в душу. Жену старшего брата Василия Владимировича звали Варвара Александровна, а жену Юрия Владимировича – Екатерина Александровна. У старшей четы детей не было, а у княгини Екатерины Александровны вскоре после замужества оказались признаки тягости, тогда и старшая сестра стала выдавать себя за находящуюся в таковом же положении для того, чтобы иметь возможность новорожденного сестриного ребенка выдать за своего законного, а не сестриного от непризнанного брака, и в этих видах она обкладывалась подушками, и посторонние, видя их обеих в таковом положении, не догадывались, что одна в тягости заподлинно, а другая – притворно. У княгини Екатерины Александровны было трое детей: 250 сын и две дочери; одна умерла в детстве, а другая, Варвара Юрьевна, бывшая за князем Горчаковым, умерла года за два до первой холеры. Сын, князь Василий Юрьевич, прекрасный молодой человек, подававший великие надежды своим родителям, имея едва двадцать лет от роду, был при императоре Павле генерал-майором, а в тридцать лет произведен в генерал-адъютанты; но не суждено было служить отрадой престарелого отца: он умер, не имея еще и сорока лет, и с ним погибли все надежды старика видеть потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

1916 Как известно, по крайней мере Болеслав III принимал участие в сражении. Да и странно было бы думать, что союзники Бориса были в неведении о контроверзах относительно его происхождения. 1918 Ср. примеч. 1916; хронист, как нередко бывает, соединяет в своем рассказе противоречащие другу другу версии событий. 1921 Германский король Конрад III, который никогда не был императором, хотя и считал себя таковым de facto (см. 46/4). 1925 Людовик VII стал крестным отцом Иштвана (будущего короля Иштвана III), сына Гезы II от Евфросинии Мстиславны, сестры волынского и киевского князя Изяслава Мстиславича. 1926 Здесь, как и в ряде других мест, в латинском оригинале какая-то погрешность текста: «reges Francorum» («короли Франции»), конечно же, не имеет смысла, и следовало бы читать «principes regis Francorum» или т. п. Перевод дан по смыслу. 1927 После смерти Гезы II в 1162 г. они выступили против сына Гезы Иштвана III в качестве антикоролей Ласло II и Иштвана IV. 1928 Речь идет о походе 1152 г. на помощь шурину Гезы II киевскому князю Изяславу Мстиславичу против галицкого князя Владимирка Володаревича; эти события с большими подробностями описаны в «Ипатьевской летописи» (ПСРЛ 2. Стб. 446–454). Тем самым, предприятие было направлено не «против владимирского князя», а наоборот, в его поддержку – ведь Волынью продолжал владеть Изяслав. 1929 Тестем Гезы II был действительно киевский князь Мстислав Владимирович Великий (венгерский король был женат на Мстиславне Евфросинии). Но Мстислав умер еще в 1132 г., да и сам брак Гезы II с Евфросинией был заключен много позже смерти Мстислава – ок. 1145/6 г. «Обида» была нанесена не покойному Мстиславу, а его сыну – киевскому князю Изяславу в лице Изяславича Мстислава (см. следующее примеч.). 1930 В 1151 г., в то время, как Изяслав Мстиславич отбивал от Киева войска ростовосуздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого, сын Изяслава Мстислав двигался из Венгрии с подмогой, выделенной Гезой II. Но у западных рубежей Киевской земли она была истреблена галицким князем Владимирком Володаревичем, союзником Юрия. В «Ипатьевской летописи» находим весьма колоритный рассказ о том, как венгры, «пьяни яки мертви», оказались перебиты галичанами, а Мстислав Изяславич едва «утече у Луческ» (ПСРЛ 2. Стб. 441–442). Хотя в летописи нет данных о том, что в войске Владимирка были половцы, это уточнение венгерского источника выглядит вполне правдоподобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появление Мстислава в 1090 году (6603 мартовском) в Ростове не противоречит нашему взгляду: Юрию было 4 года, ему нужен был опекун, регент, и потому замена его Мстиславом временно не нарушала прав Юрия, этим регентом чувствуется Мстислав и в 1097 (6604 мартовском): «седитьс малым братом «своимь», не один. Как новгородцы Мстислава «въскормили... собе князь», так и ростовцы поступили с Юрием, но результат вышел другой: Мстиславу, когда он явился в Новгород, был 13-ый год, а Юрию – второй, и воспитывался он, вероятно, под надзором матери и ростовцев, как некогда св. Владимир под надзором дяди и новгородцев, а впоследствии Иван Васильевич Грозный под надзором матери и бояр. Результаты в последних трёх случаях должны были apriori получиться до известной степени одинаковые, как и было на самом деле. Поездки в Ростов последнее время (припомним ещё поездку 59 в зиму 11011102 и рождение между 11 августа30 ноября 1102 Андрея Владимировича) могли показать Мономаху несоответствие воспитания и характера Юрия его взглядам и заставили его призадуматься. Теперь в 1006 году он подъезжал к Ростову, мысль переносилась туда, усталость с дороги, слабость от воздержания первой недели поста (как после увидим), нервы напряжены, – ведь от расстройства нерв до известной степени не застрахованы и «крепкие телом и сильные вельми», – а тут посольство от братии. – И мысль, и без того невесёлая, становится ещё невеселее, но люди, подобные Мономаху, не теряют в таких случаях энергии, она у них делается как бы ещё сильнее, побуждает их к деятельности, и вот во дни говения, среди краткого перерыва пути, на листы пергамента выливаются слова, порождённые удручающими мыслями: в таких словах отражается вся окружающая обстановка, всё мучащее несоответствие действительности идеалу, и из-под пера выходит или едкая жизненная сатира, или чудная возвышенная ода, смотря по характеру писателя, но результат один: всё равно, можетли писатель, «ближняго любя, давать нам смелые уроки» или, «по лире вдохновенной рукой разсеянной бряцая», только «петь», он всё-таки «сердца волнует, мучит, как своенравный чародей», и потому песнь его не «безплодна».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Полагают, что, во времена доисторические, местность нынешней Москвы составляла часть страны, населенной финскими и славянскими народами, самые названия которых давно забыты. В 12 в., история застает уже местность эту в черте княжества суздальского, долженствовавшего служить переходным звеном от киевских родовых порядков к московскому государственному единству, и со предельно с нею, именно в можайском и верейском уездах нынешней московской губернии, по течению р. Поротвы, находит народец Голядь, который, выселившись, на Поротву по мнению Карамзина, из прусской Галиндии (Galindae), известной еще Птоломею 2 , был, в 1147 г., покорен кн. Святославом Ольговичем черниговским. Это покорение кн. черниговский совершил, так сказать, мимоходом, в то время, когда он, вытесненный из южной России великим князем киевским, спешил на север, под защиту своего союзника, кн. Юрия Владимировича суздальского, который, перед тем, писал к нему: «Приди, брате, ко мне в Москов» 3 . Впервые упомянув, таким образом, о Москве, как месте существующем, летописец повествует, что князья-союзники съехались в Москве и «любезно целовастася в день пятка, на Похвалу Богородицы», что в 1147 г. Приходилось 4 апреля, а далее описывает самое пиршество князей, при чем не забывает рассказать о редком красотою нарде, подаренном кн. Юрию сыном Святослава, Олегом, и рассыпается в похвалах искренней дружбе и щедрости князей, особенно Юрия, богато одарившего тогда всех бояр Святославовых. Но о том, что такое была в то время Москва, летописец не говорит ни слова, – и это очень естественно, потому что тогда, в самый разгар княжеских усобиц, внимание всех летописцев и не летописцев было исключительно устремлено на ежедневые перипетии эгоистических владык русской земли и никто не мог провидеть роли, какую, в судьбах этой земли, надлежало, со временем, играть именно Москве. Впоследствии же, когда историческое значение Москвы выяснилось, начало ее стало возводиться к мифам и облеклось баснями, на которые были особенно щедры в 17 в. И хотя ни миф, ни басня не составляют существа истории, они не могут однако быть обойдены историком, который, за отсутствием положительных данных, обязан, в известном смысле, принимать к сведению и мифы с баснями, критически выбирая и оценивая между ними особенно предания народные, потому что последние, в таких случаях, всегда существуют и, в самом качестве вымыслов, становятся как бы поэзией истории, т.е. предметом, никогда и ни в каком случае не лишенным строго-научного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010