поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Русская Церковь на перепутье ХХ века. Опыт исторического осмысления Источник:  Татьянин день В сентябре в издательстве " Арефа " вышла новая книга члена Синодальной комиссии по канонизации святых, магистра богословия, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " . Писать об очередной книжной новинке профессора-протоиерея Георгия Митрофанова для меня, уж простите за тавтологию, не в новинку. В 2004-м в журнале " Посев " вышла моя рецензия " Нравственный приговор большевизму " на книгу отца Георгия " Россия XX века – " восток Ксеркса " или " восток Христа " . Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века " . Пару лет назад мне довелось принять активное участие в дискуссии вокруг сборника публицистических статей и проповедей " Трагедия России: " запретные " темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике " , итогом которой стал текст " Послевкусие Гражданской войны " , где я сам для себя смог пусть не расставить точки над " i " , но хотя бы обозначить некоторое многоточие под самой трагичной и при этом важнейшей историософской проблемой XX века. Увы, точку под Русской гражданской войной в обозримом будущем поставить едва ли удастся. И если испанский каудильо Франко еще в 1959 году торжественно открыл гигантский военный мемориал – " Долину павших " – памяти жертв Гражданской войны всего двадцатилетней давности, увековечив память как " белых " , так и " красных " , то представить себе, что в 1937-м товарищ Сталин (которого нередко пытаются представить чуть ли не русским термидорианцем) открыл бы подобный мемориал, к примеру, в том же Севастополе, да еще и пригласил бы из Парижа на его открытие генерала Деникина, можно только в горячечном бреду. Впрочем, даже сегодня, когда многие из власть имущих одновременно чтят память Феликса Эдмундовича и Юрия Владимировича и при этом участвуют в торжественных перезахоронениях останков белых генералов и антисоветских философов, представить подобное достаточно сложно. И не столько потому, что деяния властей кажутся лицемерными (уверен, что многие из высших чиновников совершенно искренни в своих действиях), сколько в связи с отсутствием в нашем обществе внятного осмысления наиболее трагических страниц отечественной истории.

http://religare.ru/2_88878.html

212. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, жена Игоря Глебовича, князя рязанского 910). дочь неизвестного отца (не Ростислава ли Михаила Мстиславича, великого князя киевского, 67?). О ней имеются только следующия сведения: родив в браке с князем Игорем, сыновей: Романа ), Ингваря 933) и Юрия (Георгия, ), князей рязанских, она овдовела в 1195 г., а при взятии Рязани и Пронска Татарами Батыя, погибла, с сыном Юрием и его женой, в декабре 1237 г. 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, сокращенно Грифина , младшая из двух дочерей Ростислава Михаиловича, русского князя сербской Мачвы ), от брака с Анной Беловной, королевной венгерской 354), жена Лешка II Черного, короля польского. – Родилась в Белграде, дунайской резиденции своего отца (сына св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского, 138), около 1250 г.; выдана за Лешка II, в 1265 г.; объявив мужа своего неспособным к чадородию, ушла в монастырь, в 1271 г.; по примирении с мужем, объявлена наследницей престола, в 1275 г.; овдовев, передала право престолонаследия Вячеславу, королевичу чешскому (богемскому), сыну её сестры Кунигунды ), в 1289 г, – Никаких дальнейших известий о ней нет. 214. Адель или Адиль 214. Адель или Адиль . – Так именует летопись Иоакимовская одну из шести жен св. Владимира I Святославича равноапостольного 54) по бракостарейшинству четвертую, мать Мстислава, князя тмутараканского ), и Станислава, князя смоленского ) Владимировичей, ту самую, которая в летописи называется глухо «чехиней (богемной) другой» и слывет матерью не только двух вышеозначенных князей, но и третьего, Святослава Владимировича, князя древлянского ), родившегося, по летописи Иоакимовской, от Мальфриды ). также «чехини», быть может, первой, которою, вопреки летописи Лаврентьеве кой, не могла быть мать Вышеслава новгородского 596), старшего Владимировича, по самому своему имени, Олава 150), очевидно, не «чехиня». 215. Александра 215. Александра, жена Симеона Дмитриевича, князя суздальского ). – Летописи сообщают о ней только два известия: что она, быв под стражей в Москве, бежала в землю Мордовскую, но, схваченная там, в селе Чибирцах, воинами московскими, доставлена снова в Москву, в 1401 г.; а по усмирении мужа её Василием Дмитриевичем, вел. кн. Московским 45), удалилась с мужем в Вятку, где и овдовела к 1402 г.; имела единственного сына Василия, удельн. кн. шуйского 495). 216. Александра Александровна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

М. (1122). Несомненно, были и какие-то отличия в статусе В. М. в Новгороде при Мономахе и после его смерти в 1125 г.- при Мстиславе. В 1117 г. Мстислав, призванный отцом в Киев, «посади» В. М. «в Новегороде на столе», а в 1125 г. В. М. «посадиша на столе… новгородци» (НПЛ. С. 20-21); поездка В. М. в Киев к отцу в следующем 1126 г. могла быть связана с утверждением этого нового договора с Новгородом (хотя можно думать и об урегулировании киевского столонаследия). Гипотеза, высказанная Яниным, будто в отсутствие В. М. в Новгороде в 1126 г. произошел переворот в пользу его сына Иоанна, с устранением последствий к-рого и связано новое посажение В. М., не подтверждается текстологически. Уникальное сообщение Тверской летописи «и посадиша его (В. М.- А. Н.) новогородци на столе 28 февраля (1127 г.- А. Н.)» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 194) и фраза НПЛ «посадиша на столе Всеволода новгородци» скорее всего являются вариантами неудачного редактирования сводчиками одного и того же текста протографа и вряд ли могут быть отнесены в качестве 2 различных известий к 2 разным лицам (В. М. и его сыну Иоанну). Рака с мощами блгв. кн. Всеволода (Гавриила) в псковском Троицком соборе. Фотография. 2001 г. Рака с мощами блгв. кн. Всеволода (Гавриила) в псковском Троицком соборе. Фотография. 2001 г. Политическая судьба В. М. определялась также планами коренной династической реформы, задуманной Владимиром Мономахом и проводившейся в жизнь Мстиславом и его братом Ярополком Владимировичем (киевский князь в 1132-1139). Целью реформы было закрепление киевского и новгородского столов за потомством Мстислава Владимировича. Именно этими планами был обусловлен перевод В. М. в 1132 г. (после смерти 14 апр. его отца) Ярополком в Переяславль Русский, ближе к Киеву, что делало В. М., по династическим понятиям того времени, наследником киевского стола. Реформа оказалась неосуществленной из-за решительного сопротивления младших Мономашичей - ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и волынского кн.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Однако, поскольку уже к 1096 г. существовал муромский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 237), крещение населения в Муроме, о к-ром говорится в Житии Муромских святых, имело место ранее, между 988 и 1096 гг. Единственным из русских князей, в данный период носившим имя Константин, был один из сыновей равноап. вел. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Речь идет о соправителе на Руси в 1026-1036 гг. блгв. вел. кн. Киевского Ярослава (Георгия) Владимировича черниговском и тмутараканском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче († 1036), к-рого вместе с женой Анастасией («Настасьей») со 2-й пол. XI в. поминали в синодике ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря, а затем и других обителей ( Кузьмук О. С. Поменник Введенськоï церкви в Блuжhix печерах лаври//Лаврський альманах. К., 2007. Вип. 18. Спецвип. 7. С. 17; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24, 32-33, 177, 239, 250). У этой четы известен всего один сын - кн. Евстафий Мстиславич († 1033), умерший, как и М., при жизни своего отца. Поскольку Мстислав и, очевидно, его сын были похоронены в недостроенном каменном Спасском соборе в Чернигове (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 150), ктитором к-рого был старший из князей, то представляется неслучайным тот факт, что в находившемся в их владении г. Муроме до 1096 г. были возведены одноименный собор и монастырь. Поскольку блгв. князья были похоронены в Муроме, то очевидно, что они жили в домонг. время, когда этот город был центром самостоятельного княжения. В наибольшей степени Муром и Киев были связаны при правителях столицы Руси из представителей черниговской династии Ольговичей, старших родственников потомков кн. Ярослава (Панкратия) Святославича. Следует отметить как необычный тот факт, что К., М. и Ф. были похоронены в Благовещенской ц., а не в Спасо-Преображенском мон-ре, в котором в домонгольское время находили упокоение правители Мурома (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 237; Т. 30. С. 80; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 182). Кроме того, в сер. XIV в., до княжения блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича муромских князей хоронили в Борисоглебском мон-ре на р. Ушне ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. 2002. С. 367; ПСРЛ. Т. 18. С. 95).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

370. Анна Петровна, великая княжна, единственная дочь императора Петра III Федоровича, до принятия православия, Карла Фридерика Ульриха, герцога шлезвит-голштейн-готторнского 160), от брака с императрицей Екатериной II Алексеевной, до принятия православия, Фридерикой-Софией Августой, принцессой ангальт-цербстской 85). – Род., в С.-Петербурге, 9 декабря 1757 г.; ум. там же, 8 марта 1759 г. Тело её погребено в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. 371. Анна Святославовна 371. Анна Святославовна, дочь – неизвестно которая по старшинству и из скольких дочерей – Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, вторая жена Витовта, великого князя литовского. – Все сведения о ней ограничиваются тем, что она выдана за-муж раньше 1387 г. и ум. 1 августа 1418 г. 372. Анна Юрьевна (Георгиевна) 372. Анна Юрьевна (Георгиевна), младшая из двух дочерей Юрия (Георгия) Ярославича, князя туровского ). от брака с не известной. вторая жена Рюрика Ростиславича, в иночестве Василия, одно время великого князя киевского ). – О времени и месте её рождения сведений нет; летописи свидетельствуют, что она, с мужем и детьми, посещала Быдубецкий монастырь (близь Киева), по случаю окончания его стены, в 1200 г.; находясь в Триполе (на Днепре, ниже Киева) была захвачена, со всей семьей, Романом Мстиславичем, князем галичским 165), её зятем, и пострижена в Киеве, с мужем и дочерью Передславой ), женой Романа, н 1204 г.; по смерти Романа, когда её муж, сбросив с себя монашеский клобук, хотел и её «рострищи», она, как «христолюбивая княгиня» – которая по словам летописи, «ни на что же иио упражняшеся, но токмо о церьковных потребах и о миловании укореных, маломощех и всех бедующих», – не хотела слышат о мире и вместо разстрижения, приняла схиму, в 1205 г. – Дальнейшая судьба, время смерти и место погребения тела её – неизвестны. 373. Анна Ярославовна 373. Анна Ярославовна, третья из четырех дочерей Ярослава I Георгия Владимировича, великого князя киевского и всей Руси 198), от брака с св. Ириной Олофовной, в иночестве Анной, в язычестве Ингигердой, королевной шведской 108), вторая жена Генриха I. короля французского. – Выдана за-муж, по одним известиям, в 1044 г., подругим – и эти кажутся нам вероятнее, в 1051 г,; родив сыновей; Филиппа I, наследовавшого престол отцовский; Роберта, герцога бургундского: Гуго, графа Вермандуа, и дочь, умершую в младенчестве, овдовела, в 1060 г,; управляла государством, от имени малолетнего короля сына, до 1062 г.; удалившись от дел, выстроила в Санлисе церковь св. Викентия, с намерением посвятить себя уединению и Богу, но, вместо того, вступила, в новый брак, с Раулем де-Перонном графом Валу а-де-Крепи, в 1063 г.: овдовела вторично в 1065 г.; ум., неизвестно где, в 1075 г. Место погребения тела её не указывается, – Примечание. Французы знают её под именем Агнесы . 374. Анна Федоровна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

На 19-й гробнице: «В лето 6989 (1481) Июля в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич, меньшей брат Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии». На 20-й гробнице: «В лето 6931 (1423) Октября в 7, преставись Благоверный Князь Иван Владимирович Донского».  На 21-й гробнице: «В лето 6934 (1426) Августа в 10, преставись Благоверный Князь Афанасей Ярослав Владимирович Донского».  На гробнице этого сына Владимира Храброго, последнего в роде Донского, вырезано: «Помяни Господи, яко благ, рабы своя». От западных дверей, идучи к северной стене: На 22-й гробнице: «Лета 7121 (1613) Сентября в 12 день, на память Святого Священномученика Автонома, преставись Благоверный, Христолюбивый Великий Государь, Царь и Великий Князь Василий Ивановичь, всея Русии Самодержец, в Польском Королевстве, в 15 лето живота его; а в Польше лежало тело его в Варшаве 23 года. И 143 (1635) года, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии Самодержец, со Владиславом Королем Польским учинился в братстве и в вечном докончании: для того докончанья посылал ко  Владиславу Королю послов своих великих, Боярина Князя Алексея Михайловича Львова со товарищи: и о теле Царя и Великого Князя всея Руси, что его отпустити, велел Королю говорить, и Владислав Король тело Царя Василья Ивановича всея России, Царского Величества послом отдал. И в царствующий град Москву принесено тело его в лете 7143 (1635) Июня в 10 день 23 лета государства его» 21 . В приспешной палатке у западных дверей собора хранится бывшая на смежной с гробницею Шуйского, расколотая на двое, надгробная плита со следующей надписью: «В лето 7045 (1537), Декабря b II дehь преставися благоверный Князь Андрей Иванович Старицкой» 22 . На 23-й гробнице: «Великого Князя Юрья Данииловича Московского, который был на великом княжении девять лет, убит в Орде от Князя Дмитрия Михайловича Тферского, в 1326 году: тело его, по повелению Царя Азбяка Ординского, привезено в Москву и погребено в церкви Святого Архангела Михаила, Петром Митрополитом и Новгородским Архиепископом Моисеем, в первую субботу великого поста, того же года» 23 .  Но, по сказанию Софийского временника и следованной Псалтыри, при вторичном сооружении Успенского собора в 1479 г., оно положено там в застение Дмитриевского придела; над могилою его тогда устроена надгробница; но в Дмитриевском приделе теперь не осталось никакого знака; между тем, как в Архангельском собор находится Георгиева надгробница, его изображение и лик его ангела Св. Георгия победоносца на стене. Такое разноречие летописцев не предполагает ли неотмеченное письменными памятниками перенесение мощей Благоверного Георгия из усыпальницы Святителей в усыпальницу государей, во вновь сооруженный 1508 г. Архангельский собор, когда переставлены были гробы великих князей из церкви Св. Иоанна Списателя Лествицы; ho I Hobropoдckaя летопись не упоминает о гробнице Юрия Даниловича в числе перенесенных в Архангельский собор. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями. ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь , в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.). СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Царевич, по предложению князя и с благословения св. Игнатия, женился. Князь побратался с ним в церкви в присутствии владыки. Царевич вел благочестивую жизнь. Овдовев в старости, постригся в монахи и по кончине, в 1290 году, был погребен в устроенной им обители. Благоверный князь Андрей Боголюбский родился в 1110 году, был сыном великого Киевского князя Георгия (Юрия) Владимировича, сына Мономаха, и княжил в Суздале и Владимире. С юных лет полюбил он благочестивую жизнь: чтение Священного писания, церковное пение, молитву в храме и дома, тайную, ночную. 25-ти лет вступил в брак с дочерью боярина Кучки, владельца того места, где впоследствии образовался город Москва. Св. князь отличался мужеством и храбростью и в молодых летах помогал своему отцу в войнах из-за великокняжеского престола; был не один раз в крайней опасности, но Сам Господь спасал его. Отец дал Андрею в удел г. Вышгород (в настоящее время село); но его влекло к северу, как на свою родину и родину своей жены, и сама Пресвятая Богородица благословила его в путь. В Вышгороде находилась икона Пресвятой Богородицы, написанная св. евангелистом Лукой. Помолившись пред иконой о помощи в задуманном им путешествии, он взял икону и отправился в путь. В 10 верстах от Владимира лошади с иконой остановились и не могли идти далее; а ночью явилась князю Сама Пресвятая Богородица и, сказав, что икона Ее должна остаться во Владимире, повелевала здесь, на месте явления, устроить обитель. Так и сделал святой князь. Для обители приказал написать икону Пресвятой Богородицы, как Она явилась ему, назвал эту икону Боголюбивой, или Боголюбской, и сам стал именоваться Боголюбским. Кроме того, он устроил в своей новой столице Владимире великолепный Успенский собор и много еще храмов. Он не жалел своих средств и сокровищ для храмов. В управлении св. Андрей наблюдал строгую правду; сам ведя трудовую, чистую и деятельную жизнь, награждал хороших людей и карал злых. Он был очень сострадателен к бедным и больным, сам ухаживал за больными, заключенным же в темницах, по его приказанию, развозили пищу. Он заботился о христианском просвещении неверных. Св. князь Андрей умер насильственной смертью. Облагодетельствованный им шурин его Кучка составил против него заговор и, при помощи своих сообщников, убил его. Последние слова св. князя были: «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой». Тело его, брошенное на съедение псам, было погребено в соборе. В 1701 г. при императоре Петре Великом, мощи св. Андрея обретены нетленными и положены в раку. 30-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

322. Андрей Иванович, прозванием Сухорукой , князь пронский, младший из трех сыновей Ивана Владимировича, князя пронского 818). – Упоминается в летописной родословной князей рязанско-пронских, из которой видно, что он жил в первой половине XV в. и оставил сына Дмитрия 666). 323. Андрей Иванович 323. Андрей Иванович, князь ростовский, старший из пяти сыновей Ивана Александровича, князя ростовского 784), по прабабке отцовой, Феотииии ), праправнук Ивана Давидовича Калиты, великого князя московского 97). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и ум. бездетным. 324. Андрей Иванович 324. Андрей Иванович, прозванием Хохолок , князь ростовский, старший из двух сыновей Ивана Андреевича Брюхатого, князя ростовского 793), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он княжил на своем уделе во второй половине XV в., и ум., оставив сыновей, уже не удельных князей Ростовских: Юрия (Георгия), Александра и Ивана, прозванием Катырь, родоначальника угасших князей Катыревых-Ростовских . 325. Андрей Иванович 325. Андрей Иванович, прозванием Лобан , удельный князь ряполовско-стародубский, младший из четырех сыновей Ивана Андреевича Нагавицы, князя ряполовско-стародубского 796), от брака с неизвестной. – Летопись именует его однажды, в числе воевод московских, убитых Татарами, под Белевом, 5 декабря 1437 г. – В родословных значится бездетным. 326. Андрей Иванович 326. Андрей Иванович, князь старицкий, младший из пяти сыновей Ивана III Васильевича, великого князя московского и всей Руси 95), от второго брака с Софией Фоминичной Палеолог, дочерью деспота морейского 181). – Род. в Москве, 5 августа 1490 г.; сопровождал Василия Ивановича, великого князя московского 46), своего брата, в Новгород, перед завоеванием Пскова, в 1510 г.; на время похода великого князя к Смоленску, оставлен «блюсти» Москву, в 1514 г.; охотился с братом, велик. князем, под Волоколамском, в 1518 г.; получил в удел: Старицу, Верею, Вышегород и Алексин, в 1519 г.; ходил, с великим князем, к Коломне, против Магмет-Гирея, хана крымского, в 1522 г.; выступил из Москвы, с великим князем, на Ислама, хана Крымского, в 1528 г.; присутствовал на освящении, митрополитом Даниилом, Вознесенской церкви в селе Коломенском, в 1531 г.: участвовал в поражении полчищ Саин-Гирея, хана Крымского, в 1532 г.; сопровождал великого князя на охоту, около Волоколамска; присутствовал у его смертного одра, целовал крест 3-летнему наследнику брата, своему племяннику, Ивану IV Васильевичу (впоследствии Грозный 96), просил о прибавке удела и, не получив желаемого, стал «держать гнев», на правительницу Елену Глинскую, вдову Васильеву 88), в 1533 г.; после объяснений с присланным к нему кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

301. Андрей большой Васильевич, прозванием Геряй , князь угличский, средний из семи сыновей Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44), от брака с Марией Ярославовной, в иночестве Марфой, княжной боровской 130), внукой Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-серпуховского 52). – Род. в Угличе, 14 августа 1446 г.; сопровождал отца в Новгород, в 1460 г.; но смерти отца получил в удел Углич, Бежецкий Верх и Звенигород, в 1462 г.; ославлен «блюсти» Москву, из которой выступил в Казани его брат, великий князь Иван III 95), в 1468 г.; по приказанию брата, сделал береговой поход к Казани, в 1469 г.: сопровождал великого князя в Новгород, в 1471 г.; после участия в торжестве при закладке в нового Успенского собора в Москве, стоял в Серпухове, против Ахмата, хана Золотой Орды, вторгнувшегося в Русь; посещал в Ростове больную мать в возвратился в Москву хоронить своего брата Юрия (Георгия) меньшого, князя дмитровского ), в 1473 г,; требовался братом, великим князем, в Москву, на похороны митрополита Филиппа I в 1473 г.; ссорился с братом, великим князем, за устранение от наследства в уделе Юриевом, но примирился, по убеждению матери, от которой получил город Романов, в 1474 г.; принимал личное участие в окончательном покорении Новгорода Иваном III, в 1478 г.; поссорившись с братом, великим князем, уехал из своего удела, стал на Великих-Луках я просил Казимира IV, короля польского, быть посредником между ним и братом, в 1479 г.; приглашенный Псковитянами защитить Псков от Ливонцев, явился в Псков и. прожив тут всего 10 дней, уехал в Новгород, откуда, по разорении области Псковской, соединился, в Кременце, с Иваном III против Ахмата, действовал за одно с московскими полками и, в знак примирения, получил от Ивана III Можайск, в 1480 г.; участвовал в покорении Иваном III Твери, в 1485 г.; извещенный о намерении великого князя схватить его, хотела бежать из Москвы, но, вследствие переговоров с великим князем, остановился, в 1488 г.; получил приказание великого князя: выслать воевод с войском, на помощь Менгли-Гирею, хану крымскому, другу Ивана III, – но этого не исполнил, за что, по приезде своем в Москву, схвачен, обманным образом, закован и посажен на московский Казенный двор, 20 сентября 1491 г.: содержимый тут «в велицей истоме», ум. 6 ноября 1493 г. – Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат, с 27 мая 1472 г„ на Елене Романовне, княжне мезецкой 760), от брака с которой оставил: двух сыновей – Ивана, в иночестве Игнатия, причтенного церковью к лику святых 797), Дмитрия, князя угличского 667) и двух дочерей: Ульяну ), за князем Андреем Дмитриевичем Курбским; Евдокию, в иночестве Елену, ), за князем Иваном большим Семеновичем Кубенским. 302. Андрей Владимирович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010