429. Василий Александрович, князь пронский, младший из двух сыновей Александра Михайловича, князя пронского 254), от брака с неизвестной. – Летопись упоминает о нем только раз, отмечая, что он ум. в 1351 г., (а не в 1350 г., как показано у Карамзина, и не в 1349 т., как значится у г. Соловьева). – Потомства его в родословных не видно. 430. Василий Андреевич 430. Василий Андреевич, удельный князь вяземский, второй из четырех сыновей Андрея Афанасьевича, князя вяземского 295), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в половине XIV века и оставил сыновей; Ивана 806), и Петра ), удельных князей вяземских. 431. Василий Андреевич 431. Василий Андреевич, удельный князь вяземский, старший из трех сыновей Андрея Владимировича Долгой-Руки, первого князя вяземского 303), оть брака с дочерью Мстислава -Бориса Романовича Старого, вел. кн. киевского ), неизвестной по имени. – Все сведения о нём ограничиваются тем, что он наследовал отцу, убитому Татарами, на р. Калке, 31 мая 1224 г. и, от брака с неизвестной оставил сыновей: Афанасия 375) Романа ) и Юрия (Георгия ) князей вяземских. 432. Василий Андреевич 432. Василий Андреевич, прозванием Слепой , князь мезецкий (мещовекий). торусской ветви князей черниговских, младший из пяти сыновей Андрея Всеволодовича Шутихи, первого удельного князя мезецкого 308), от брака с неизвестной, праправнук св. Михаила Всеволодовича Черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и ум. бездетным. 433. Василий Андреевич 433. Василий Андреевич, прозванием Щербатый , удельный князь оболенский, племени князей черниговских, средний из трех сыновей Андрея Константиновича, князя торусско-оболенского 329). от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV и ум. в начале XV в., оставив сына Василия, который не был уже удельным, писался первый князем «Щербатово» и почитается родоначальником князей Щербатовых . 434. Василий Андреевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

102) «6 ноября 7194 (1686) г. в день памяти 33 Святых Мучеников в Мелитине, умер раб Божий стольник князь Иоанн Михайлович Долгоруков». 103) «15 мая 7190 (1682) г. в день памяти Преподобного отца нашего Пахомия Великого , был убит раб Божий боярин князь Михайло Юрьевич Долгоруков». 104) «15 мая 7190 (1682) г. в день памяти Преподобного отца нашего Пахомия Великого , был убит раб Божий боярин князь Софроний Алексеевич Долгоруков». 105) «16 марта 7179 (1671) г. в 6 часов утра в день памяти Святого Мученика Савина, умерла раба божия боярына жена князя Юрия Алексеевича Долгорукова, боярыня княгиня Евдокия Петровна, дочь князя Петра Димитриевича Пожарского; 14 августа, в день памяти Святой Мученицы Евдокии». 106) «12 августа 7175 (1667) г. в день памяти Святых Фотия и Аникиты, умерла раба Божия стольника Алексея Семеновича Шеина, жена его Анна Петровна, дочь окольничего князя Долгорукого». 107) «4 сентября 7250 (1742) г. в 4 часа 25 минут в день памяти Святого Священномученика Ерофея, Епископа Афонского, умерла раба Божия княгиня Евдокия Михайловна, дочь боярина князя Михайла Юрьевича Долгорукова». 108) «25 декабря 1746 г. в 8 часу вечера умерла раба Божия княгиня Прасковья Феодоровна, жена генерал-майора князя Сергея Михайловича Долгорукова, а дочь была стольника князя Федора Ивановича Троекурова; прожив 60 лет, 3 месяца и 18 дней; день рождения ее – 23 сентября 204 (1696) г. Погребено тело ее в том же году 28 декабря, напротив этой таблицы». 109) «4 октября 7200 (1692), в 3 часу ночи со среды на четверг в день памяти Преподобной матери нашей Параскевы, умер раб Божий убиенный стольник князь Иван Дмитриевич Долгоруков». 110) «12 июля 171 г. умер раб Божий боярин князь Афанасий Димитриевич Долгоруков; прожив 93 года. Именины – 2 июля». 111) «После 3 ноября 7171 (1663) г. умер раб Божий боярин князь Софроний Алексеевич Долгоруков, в день памяти 93 Святых мучеников и Преподобного отца нашего Лазаря». В церкви Великомученика Георгия 112) «16 апреля 1729 г. умерла раба Божия тайного действительного советника князя Михаила Владимировича Долгорукова, жена его княгиня Евдокия Юрьевна, прожив 54 года. Погребена напротив этой таблицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Память о М. В. первоначально сохранялась только как о представителе княжеского рода Мономашичей. Так, напр., в 1148 г. участники новгородского веча, выступившие за решительную поддержку кн. Изяслава Мстиславича в борьбе против его дяди ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого за старейшинство в Русской земле, заявили: «Ты нашь князь, ты нашь Володимир, ты нашь Мьстислав, ради с тобою идем своих деля обид» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 370). После смерти М. В. его имя должно было попасть в синодики киевского и новгородского Софийских соборов, родового для Мономашичей киевского Феодоровского мужского мон-ря. Как правило, в рукописях синодиков XV-XVIII вв. оно встречается в помянниках - перечнях киевских князей. Во 2-й пол. XIV - сер. XV в. в Сев.-Вост. Руси и в Вел. Новгороде имя М. В. было включено в список «А се князи Русьстии», а также в перечень киевских князей, к-рый находился перед Ипатьевской летописью (Галицко-Волынский свод кон. XIII в.). Заказчиком создания Жития М. В. выступил, вероятнее всего, его сын блгв. кн. Ростислав Мстиславич (правил в Киеве в 1159-1167), еще до смерти к-рого, по мнению О. В. Лосевой, Житие было внесено в переводной Синаксарь. В восточнослав. рукописной традиции известно только 2 списка Жития М. В.- РГАДА. Ф. 381. Тип. 172 (1383 г.) и 177 (нач. XIV в.). Тем не менее для истории почитания М. В. важно, что в XIV в. он характеризуется как «благоверный князь» ( Лосева. 2009. С. 342). В Житии святого подчеркнуто, что М. В. помимо Благовещенского и Феодоровского соборов «ины многы церкви освятив в дни своя, сребра в руце свои и злата не приимаше, зане не любляше богатства» (Там же. С. 343). Во 2-й пол. XII-XIII в. на Балканы стали активно проникать памятники древнерус. книжности; появлению этих текстов за приделами Руси способствовали новые династические союзы Рюриковичей с правящими династиями Юго-Вост. Европы. Прежде всего речь может идти о бывш. новгородском и перемышльском кн. Ростиславе Михайловиче, старшем сыне Киевского и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , его детях, внуках и правнуках, к-рые по женской линии были потомками М. В. Известна серб. служебная Минея XIV в., в составе к-рой сохранилось Житие М. В. (ГИМ. Хлуд. 154). Наиболее часто Житие М. В. встречается под 15 апр. в южнослав. нестишных Прологах. Всего болгарская исследовательница Р. Павлова выявила 12 его списков. Текстологический анализ показывает единство восточнослав. и южнослав. списков Жития М. В. Их разночтения несущественны. Так, напр., в древнейшем восточнослав. списке отсутствует фраза о том, что тело М. В. в киевском Феодоровском мон-ре «лежить и до сего дне»; в то же время отец М. В. Владимир Мономах в южнослав. списках именуется святым, очевидно, в результате ошибочного отождествления с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем ( Лосева. 2009. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

Летоп. по Кенигсбергскому списку стран, 271. Повелел есмь сыну своему всеволоду отдати боунце. Буквы последнего слова боуи так стерты в подлиннике, что прочитать их ясно невозможно. Почтенный любитель наших древностей А. И. Ермолаев, по долговременном внимании и рассматривании этого слова сквозь микроскоп, полагает, что это слово должно читать Боуице и понимать, как волость Буец, означенную в росписи Новгородских пятин под числом 65 в Деревской пятине близ ненешнего города Холма в Псковской губернии 9 . Но волость эта далека от Новгородского Юрьева монастыря. Предположив даже вероятным это чтение по сходству имен, гораздо удобнее разуметь здесь село Бунц или Бунцу близ Новгорода, упоминаемое Татищевым под годом 12З2 в его Истории 10 . Ст-му георгиеви, монастырю Святого Георгия, или Юрия, находящемуся в Новгороде при истоке реки Волхова из озера Ильменя. Во вкладных грамотах монастырям, обыкновенно, вклады или даяния писались на имя того святого, чей был главный храм в монастыре. Монастыр этот, один из древнейших новгородских, по мнению Татищева, основан якобы еще Ярославом И (в крещении именовавшимся Георгием), а по мнению Миллера, якобы Мстиславом Владимировичем. Но в новгородских летописях это приписывается сыну Мстислава Всеволоду и Юрьевскому первому игумену Киприану в 1119 году 11 . В описании Юрьева монастыря, напечатанном в Истории российской иерархии, кроме сей грамоты помещены еще списки c двух граммот, данных от Всеволода сему монастырю, и притом сказано, что в монастырь было еще 4 грамоты князей Мстислава и Всеволода, но в 1620 году увезены в Москву. С данию и с вирами и с продажами. Дань и продажа слова переводимые с греческих среднего века, δσιμα и δσιμον тгивитит или, скорее, с эллинского δνος donum, δνειον debumum foenus и πρδοσις elargumuo, erogamuo. А потому присвоены им и разные значения первоначальных греческих. Татищев полагает в древнем нашем наречии три значения названию дани, т. е. 1) от подданных Государю ежегодный установленный оклад или оброк, как сказано и в 72 статье Судебника Царя Ивана Васильевича; 2) сбор с подданных же на какой-нибудь чрезвычайный расход, как Олег, переселясь в Киев, наложил ежегодную дань на некоторые подвластные себе народы для Варягов; 3) плата ежегодная от народа другому народу, как, например, Руси от чуди, веси, мерян и проч., или козарам от полян, или от греков русским кораблям и городам по договору с Олегом 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Начало Москвы от 1146 до 1155 года В то время, когда Киевский народ с радостью встречал своего нового великого князя Изяслава II Мстиславича, в отдаленной Суздальской области собирались его враги рассуждать о том, как бы скорее выгнать его из Киева. Главным из этих врагов, кроме его дяди, Суздальского князя Георгия, или Юрия Владимировича Долгорукого, почитавшего себя законным наследником киевского престола, был Святослав Олегович, брат несчастного Игоря, заключенного в Переяславский монастырь. Этот нежный брат был готов пожертвовать всем своим счастьем и даже жизнью, чтобы только освободить бедного Игоря из рук Изяславовых. Он думал, что Юрий — отец семи храбрых князей — раньше всех сможет помочь ему в войне с Киевом, поскольку ненавидит великого князя. Святослав Олегович приехал к Юрию вместе со своим сыном, Олегом. Юрий ласково принял их и угощал в своем новом городе Москве. Эта маленькая, бедная Москва вовсе не походила тогда на нашу нынешнюю белокаменную Москву. Еще не прошло и года с начала ее построения. Многие называли ее тогда не Москвою, а Кучковым. Это название произошло оттого, что прежде на месте, где она построена, было несколько сел и деревень богатого боярина Степана Ивановича Кучки. Юрий был раздосадован каким-то дерзким поступком этого боярина и приказал казнить его, а село взять в казну. Через некоторое время он приехал вместе со своим любимым сыном, храбрым Андреем, посмотреть имение убитого боярина. В одной из деревень жили сироты Кучки: два сына и дочь. Необыкновенная красота этой молодой девушки удивила обоих князей: отец упрекал себя, что причинил несчастье такому милому созданию; сын говорил с восхищением, что на всем свете нет девушки лучше прелестной сироты Кучковой, и умолял отца позволить ему жениться на ней. «Родитель! — говорил Андрей. — Ты облегчишь этим горестную судьбу бедных детей, у которых отнял отца». Юрий, нежно любивший сына, не мог отказать его неотступным просьбам: он велел готовиться к свадьбе и позволил сыну взять к себе на службу братьев невесты. Между тем красивые места по берегам реки Москвы так понравились ему, что он вздумал основать тут городок и назвал его по названию реки — Москвой. Андрей был очень доволен этим: ему казалось, что не было места лучше того, где он узнал свою милую невесту. Здесь праздновали свадьбу, и здесь-то через некоторое время Юрий Владимирович угощал Святослава Олеговича и его бояр, собираясь вместе с ними идти к Киеву.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В. и. в русских летописях XII-XVII вв. В. и. занимала настолько важное место в жизни Владимиро-Суздальского княжества, что летопись того времени «строилась как цепь чудес Богоматери» ( Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 288). Первое упоминание об иконе относится к летописной статье 1155 г., рассказывающей о старшем сыне вел. кн. Георгия Владимировича (Юрия Долгорукого) Андрее Боголюбском: «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда... и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери» (Ипатьевская (XIII - нач. XIV в.) - ПСРЛ. Т. 2. С. 78; Лаврентьевская (1377) - Там же. Т. 1. С. 148; Радзивиловская (кон. XV в.) - Там же. Т. 38. С. 128). Вероятно, эта и др. упомянутая в тексте икона были принесены в дар киевскому кн. Мстиславу Изяславичу греком митр. Михаилом, прибывшим в Киев из К-поля в 1130 г. ( Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 135, 235, 646-647, 663, 678). Одна икона была поставлена в сооруженной в Киеве в 1131-1136 гг. кн. Мстиславом церкви - Пирогощей, по названию к-рой она получила свое наименование. Другая - будущая В. и.- оказалась в жен. мон-ре Вышгорода (в 15 км от Киева), удельного города кн. Андрея. Привезенная им из Киева в Залесскую землю святыня вначале находилась в его резиденции в Боголюбове, а после сооружения во Владимире-на-Клязьме в 1158-1160 гг. нового Успенского собора стала главной иконой этого храма и первым чудотворным образом Пресв. Богородицы во Владимиро-Суздальской земле. В. и. сопровождала кн. Андрея в походе 1164 г. против волжских булгар; одержанную победу летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской» (ПСРЛ. Т. 1. С. 151; Т. 38. С. 131). С В. и. связывают изгнание в 1169 г. поставленного в К-поле на Ростовскую кафедру еп. Феодора (Феодорца) , к-рый закрыл во Владимире все церкви, в т. ч. Успенский собор, где находилась чудотворная икона (Там же. Т. 1. С. 152). 29 июня 1174 г. кн. Андрей был убит по заговору бояр Кучковичей. Во Владимире начались грабежи и убийства. Свящ. Николай (Микула) «…поча ходити... со святою Богородицею, в ризах по городу», и мятеж прекратился. По просьбе владимирцев он же встречал со святыней тело кн. Андрея, привезенное из Боголюбова во Владимир на погребение (Там же. Т. 2. С. 115).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Скачать epub pdf 197. Ярослав Осмомысл Владимирович, князь галицкий сын Владимирка Володаревича, князя галицкого (см. 51), от брака, как полагают, с княжной венгерской, неизвестной по имени. Родился в Галиче (червенском) около 1135 г.; вокняжась по смерти отца, сражался с Изяславом II, великим князем киевским, под Теребовлем (ныне местечко Трембовль на р. Серете в Галиции) 19 февраля 1153 г.; как союзник Юрия (Георгия) I Долгорукого, вокняжившегося в Киеве, осаждал г. Луцк, где заперся великий князь Изяслав II, в 1155 г.; по возвращении Изяславу II стола киевского вторгнулся с князьями волынскими в Русь, занял Белгород и, не впустив сюда великого князя, победоносно вошел в Киев, откуда должен был удалиться Изяслав II, 22 декабря 1158 г.; дал Андронику Комнену, изгнанному Мануилом I царевичу греческому, приют в Галиче в 1165 г.; дал Мстиславу II, бывшему великому князю киевскому, своему союзнику, полки галицкие для разорения области Дорогобужской (на Волыни) в 1169 г.; выгнал от себя жену с сыном, из привязанности к своей любовнице (Настасье), сожженной галичанами в 1171 г.; грозил князьям луцким опустошить их область за покровительство сыну его, Владимиру, вторично бежавшему от отца, и уже нанял за 3 тысячи гривен серебра рать польскую, в 1173 г.; помогал Рюрику Ростиславичу, именовавшемуся великим князем киевским, против князей черниговских в 1180 г. Умер в Галиче 1 октября 1187 г. Тело его погребено там же, в Богородицкой церкви. Князь Ярослав Осмомысл был женат на Ольге Юрьевне (в иночестве Евфросиния), дочери Юрия (Георгия) I Владимировича Долгорукого, великого князя владимирского, от которой имел сына Владимира, преемствовавшего отцу на столе галицком, и дочь, за князем Игорем Святославичем северским, знаменитым героем «Слова о полку Игореве». Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 155. Ольга (в иночестве Евфросиния), великая княгиня Так в некоторых известиях именуется вторая жена Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, «уповательно дщерь или сестра Мануила I Комнена», императора византийского. Достоверно же о второй жене великого князя Юрия Долгорукого только и известно, что она была гречанка и умерла 14 июля 1182 г., а тело ее погребено во владимирском (на Клязьме) Успенском соборе. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

- Война с половцами, чудью и литвою. - Смерть великого князя Мстислава Владимировича. - Брат его Ярополк - великим князем. - Начало борьбы дядей с племянниками в племени Мономаховом. - Святославичи черниговские вмешиваются в эту борьбу. - События в Новгороде Великом. - Смерть Ярополка Владимировича. - Всеволод Ольгович черниговский изгоняет Вячеслава Владимировича из Киева и утверждается здесь. - Отношения между Мономаховичами; война с ними Всеволода Ольговича. - Отношения его к родным и двоюродным братьям. - Ростиславичи галицкие. - Война великого князя Всеволода с Владимирком Володаревичем галицким. - Князья городенские, полоцкие, муромские. - События в Новгороде Великом. - Вмешательство русских князей в дела польские. - Морской разбой шведов. - Борьба русских с финнами и половцами. - Предсмертные распоряжения великого князя Всеволода Ольговича. - Смерть его. - Изгнание из Киева Игоря Ольговича. - Изяслав Мстиславич Мономашич княжит в Киеве. - Плен Игоря Ольговича. - Раздор между Святославичами черниговскими. - Союз Изяслава Мстиславича с Давыдовичами черниговскими; союз Святослава Ольговича с Юрием Владимировичем Мономашичем, князем ростовским, против Изяслава Мстиславича. - Первое упоминовение о Москве. - Отступление Давыдовичей черниговских от Изяслава Мстиславича. - Киевляне убивают Игоря Ольговича. - Мир Изяслава Мстиславича с Святославичами черниговскими. - Сын Юрия ростовского, Ростислав, переходит к Изяславу Мстиславичу. - Изяслав в Новгороде Великом; поход его на волости дяди Юрия. - Изгнание Ростислава Юрьевича из Киева. - Движение отца его, Юрия, на юг. - Победа Юрия над племянником Изяславом и занятие Киева. - За Изяслава вступаются венгры и поляки; галицкий князь Владимирко за Юрия. - Подвиги сына Юриева, Андрея. - Он хлопочет о мире между отцом своим и Изяславом Мстиславичем. - Непродолжительность мира. - Изяслав изгоняет Юрия из Киева, но должен уступить старшинство другому дяде, Вячеславу. - Война Изяслава с Владимирком галицким. - Юрий изгоняет Вячеслава и Изяслава из Киева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Обращение кн. Изяслава за помощью в Венгрию и Польшу. Радзивиловская летопись. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 188 об.) Отказ кн. Юрия Долгорукого выполнить условия договора с Изяславом Мстиславичем. Обращение кн. Изяслава за помощью в Венгрию и Польшу. Радзивиловская летопись. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 188 об.) После примирения в 1147 г. Владимира и Изяслава Давидовичей со Святославом Ольговичем задача противостояния черниговским князьям стала одной из важнейших для И. М., в то время как Ростислав Мстиславич должен был сдерживать Юрия Долгорукого на севере. В нач. 1148 г. И. М. взял Городец Остёрский, представлявший собой анклав ростово-суздальских князей в Юж. Руси. Вскоре И. М. осадил Чернигов и разорил городскую округу. В 1148 г. И. М. заключил союз с черниговскими князьями, в февр.- марте 1149 г. Мстиславичи разорили владения ростово-суздальского князя в верховьях Волги. В июле 1149 г. войска Юрия Долгорукого и союзные ему половцы выступили на Киев. В сражении под Переяславлем 23 авг. 1149 г. они нанесли поражение отрядам И. М., который бежал во Владимир-Волынский. Получив помощь из Центр. Европы, И. М. намеревался возобновить борьбу за Киев, для чего позвал на киевский стол дядю Вячеслава Владимировича. Однако союзники И. М. оставили его из-за нападения пруссов на Польшу, а Юрия Долгорукого поддержал галицкий кн. Владимирко Володаревич. В этой ситуации И. М. начал переговоры с Юрием Долгоруким. В марте 1150 г. между князьями был заключен мир, по к-рому И. М. отказался от Киева. На состоявшейся позднее встрече Юрия и Вячеслава Владимировичей с И. М. в Пересопнице было решено вернуть последнему его имущество, захваченное ростовским войском в сражении 23 авг. 1149 г. Невыполнение Юрием Долгоруким условий договора стало поводом для И. М. к походу на Киев летом 1150 г. После победы над отрядами Глеба Юрьевича у Пересопницы И. М. вступил в столицу и вынудил въехавшего туда ранее Вячеслава Владимировича перейти в Вышгород. Между тем Юрий Долгорукий соединился с Ольговичами и Давидовичами, на помощь ему шел галицкий кн.

http://pravenc.ru/text/293929.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010