Болеслава-Юрия она вошла в ВКЛ. Восточнобелорус. земли (Полоцк, Витебск), в XIII в. имевшие собственных князей, вошли в состав ВКЛ в XIV в. и сумели сохранить в отличие от Зап. Б. достаточно широкую автономию. В Полоцкой земле в XIII-XV вв. утвердился коллективный патронат бояр и мещан над местной епископской кафедрой, а также над Спасо-Евфросиниевским мон-рем. Даже в XVI в. полоцкие владыки занимали свою кафедру по челобитью здешних бояр. Полоцкий архиерей считался старшим представителем всей Полоцкой земли, его печатью (после великокняжеской) скреплялись гос. документы. В XIII-XV вв. в Зап. Руси прекратилось строительство каменных храмов. В XIV-XV вв. основывались мон-ри, но их число было несравненно меньшим, нежели в Московской Руси. В XIII-XVI вв. в ВКЛ были прославлены лишь прп. Елисей Лавришевский (на Виленском Соборе 1514) и, возможно, свт. Макарий, митрополит Киевский († 1497). Начиная с Гедимина вел. князья литов., враждуя с Московским княжеством и проживавшими в его пределах Киевскими митрополитами, предпринимали попытки устроить в своем гос-ве особую митрополию с центром в Новогрудке. Ок. 1317 г. Гедимину удалось добиться у К-польского Патриарха Иоанна XIII Глика создания Литовской епархии с центром в Новогрудке, в состав к-рой помимо Полоцкой епархии перешли обширные территории, входившие ранее в состав Туровской кафедры (с кон. XII до нач. XIV в. Туровская епархия не упоминается в источниках). В 1330 г. Литовско-Новогрудская митрополия, как ее иногда называют в лит-ре, временно прекратила свое существование. В 1-й пол. XIV в. в Новогрудке, на детинце, была возведена небольшая каменная ц. Пресв. Богородицы, можно предположить, что она являлась кафедральным собором митрополии. Попытки создания особой митрополии в границах ВКЛ продолжились и после Гедимина. В 1352 г. вел. кн. Ольгерд отправил в К-поль инока Феодорита с просьбой возвести его в сан митрополита, чего, однако, не произошло. На обратном пути Феодорит заехал в Тырново, где в нарушение канонов принял посвящение в сан митрополита от Болгарского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Но в отношении Галиции взгляды Афанасия быстро изменились. С помощью поистине виртуозной дипломатии, которой владели и последующие византийские патриархи XIV века, Афанасий вскоре восстановил единство русской митрополии. В 1305 году во Владимире умер митрополит-грек Максим; там же он был и похоронен. По-видимому, о назначении преемника из греков речи не было, что подтверждает выдвинутую выше гипотезу о неписаном соглашении относительно чередования греческих и русских кандидатов. Положение осложнялось существованием на Руси двух великих княжеств. В результате патриарх Афанасий и византийские власти имели дело с двумя кандидатами (о Нифонте, первоначально назначенном на Галицкую кафедру, в связи с событиями 1305-1308 года не упоминается; он либо умер, либо вынужден был отказаться от сана). Галицкий «король» Юрий I выдвинул своим кандидатом монастырского игумена и иконописца Петра, который должен был заменить Нифонта в качестве митрополита Галицкого. Владимирский же князь Михаил Тверской послал в Константинополь другого претендента, Геронтия, с тем чтобы тот поставлен был митрополитом «всея Руси». Прошло три года, прежде чем решен был этот церковный спор. Столь долгое промедление нельзя объяснить лишь длительностью путешествия в Константинополь: совершенно очевидно, что нажим заинтересованных сторон и обсуждение условий заставляли патриархат долго колебаться. Наконец, в мае-июне 1308 года патриарх Афанасий и его синод утвердили галицкого кандидата Петра митрополитом «Киевским и всея Руси». Этот удивительный дипломатический компромисс, временно положивший конец галицкому сепаратизму, но вместе с тем давший галицкому кандидату власть над всей русской церковью, ясно показывает, что с византийской точки зрения единство митрополии было важнее жалоб «Малой Руси» на церковную заброшенность. Петр приехал во Владимир в 1309 году, посетив по дороге Киев и, возможно, Галич и Волынь. Со временем он выбрал в качестве постоянной резиденции скромную тогда Москву и стал, как мы увидим, одним из первых поборников ее возвышения. Между 1325 и 1347 годами в источниках упоминаются еще два «митрополита Галицких» - Гавриил и Феодор; оба, усилиями преемника Петра, митрополита-грека Феогноста, были со временем либо лишены кафедры, либо понижены до ранга простых епископов. Недолгое возобновление Галицкой митрополии было, несомненно, следствием усилий князей Болеслава-Юрия и Любарта, но ни одному из них не удалось создать прочной государственной власти, которая могла бы подкрепить их притязания. Составитель византийской «Нотиции», смущенный этими событиями, отметил, что «митрополит Галиикий много раз получал эту честь, но властью русского митрополита был вновь сводим до положения епископа».

http://sedmitza.ru/lib/text/438207/

Любарт, по жене получил Волынь, сын Тройдена, Юрий, Галич. Любарт был верен Православию. Юрий был воспитан матерью в Православии. Но потом, по наущению польского короля, он отпал в католичество. Сделавшись галицким князем, Юрий II – Болеслав, по наущению папы и поляков, теснил православных и вообще все русское. В 1340 г. он был отравлен галицкими боярами. Мстителем за Юрия выступил свояк его, ярый латинянин, король польский Казимир Великий. Папа, усердно помогая ему, уступил на карательный поход часть десятины, которая собиралась в Польше в пользу пап. В 1340 г. Казимир вторгся в Галицию, замышляя подчинить всю страну римской церкви. Им заняты были Львов, Перемышль и др. города. На время Любарту удалось вытеснить поляков. Но затем Казимир уже прочно завладел Галицией. Любарт отстоял Волынь, как ни силился папа помочь полякам, призывая к крестовому походу на русских, обещая участникам его отпущение грехов. Одно время Галицией правил потомок Пяста, польский князь Владислав Опольский. Покидая позднее Галицию, он увез древнюю чудотворную икону Божией Матери, которая по преданию принесена была из Византии еще при Св. кн. Владимире. Эту икону он поставил в Ченстохове, где ее до сих пор, как свою, особенно почитают католики. Папа учредил в 1375 г. для Галиции, входившей в состав Польши и юга России, латинские епископства, с тем чтобы православные, именовавшиеся «схизматиками», обращались в латинство. Кроме галичского, епископы были только титулярными. Особым рвением отличались монахи доминиканцы. В 1381 г. учреждена была там, под заведыванием доминикан, инквизиция. Православие и католичество в Литве Начало Литовскому государству положил около 1238 г. кн. Миндовг, современник Св. Александра Невского и Даниила Галицкого. Он захватил большую часть т. н. Черной Руси, племянники его утвердились с 1262 г. в Полоцке. Стольным городом его стал, выше упомянутый, Новгородок Литовский. Миндовгу пришлось вести упорную борьбу с рыцарскими орденами: ливонским (меченосцами) и тевтонским, обосновавшимся в земле пруссов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  Казимир Польский и его венгерские союзники, вдохновляемые папой на крестовый поход против татар, стали собирать силы для вторжения на подвластный татарам запад Руси. Болеслав–Юрий, скорее всего, просил у них помощи, но тем самым не угодил галицким боярам, которые его отравили (1340 год). Этот печальный исход был, конечно, обусловлен несколькими факторами: протатарскими, «реалистическими» настроениями галицких бояр, их страхом, что князь — бывший католик, поляк по рождению — отречется от православия, чтобы заручиться поддержкой запада против татар. Несколько католиков — скорее всего, поляков — были убиты во Львове сразу после убийства князя. Казимир вторгся в Галицию, тем более, что у него было дополнительное оправдание — месть за смерть Юрия. Однако здесь он встретил яростное сопротивление, которое возглавил местный боярин Дмитрий–Детко, позвавший на помощь татар. Война (Узбек крупными силами обрушился на поляков) окончилась компромиссом: галипко–волынским князем был признан сын Гедимина Любарт, Детко же остался правителем Львова в качестве старосты, или capita–neus terrae Russiae, как его называют в папских посланиях. Он до известной степени признал зависимость от Казимира и определенные обязательства в отношении Любарта.   С 1340 года и до своей смерти в 1386 году Любарт противостоял притязаниям Казимира. Он принял православие под именем Дмитрия и много способствовал русско–литовскому сближению, стремясь восстановить былую Киевскую Русь, исходя из византийской идеи «ойкумены». Он вел переписку с Византией и в течение короткого времени сумел восстановить Галипкую митрополию, которая существовала при Юрии I. В 1347 году император Иоанн Кантакузин обращался к нему как к своему «племяннику».   Когда Казимир в 1349 году после успешной войны с литовцами занял большую часть прежнего княжества Даниила Галицкого и стал именоваться Dominus terrae Russiae, власть Любарта ограничилась волынскими землями.   Племянник Казимира Людовик Венгерский, также претендовавший на Галицию, принял существующее положение вешей в обмен на обещание передать ему в наследство польскую корону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

XIV в. и в 30-40-х гг. этого же столетия. В мае 1328 г. митр. Феогност поставил Владимиро-Волынским епископом Афанасия , к-рый в 1-й пол. 30-х гг. участвовал в Соборах епископов, созывавшихся митр. Феогностом при посещении им западнорус. епархий. Положение правосл. Церкви на Волыни не изменилось после смерти последнего галицко-волынского кн. Болеслава-Юрия (1339), когда Волынь оказалась под властью Любарта-Димитрия, сына Гедимина . К землям, полученным кафедрой от Романа Мстиславича, кн. Любарт присоединил с. Сушилно и озеро. В кон. 40-х гг. XIV в. с притязаниями на Волынь и на главный город земли Владимир выступил польск. кор. Казимир III Великий , стремившийся не только овладеть данной территорией, но и основать там центр распространения католичества. В 1358 г. папа Римский поставил во Владимир-Волынский епископа. После того как к 1366 г. войска Казимира овладели городом, в нем было начато строительство каменного костела, посвященного Богоматери, к-рый должен был стать кафедральным храмом католич. епископства. С началом польск. наступления на Волынь следует связывать отъезд в Сев.-Вост. Русь еп. Афанасия, к-рый в 50-х гг. XIV в. помогал Киевскому митр. св. Алексию в управлении митрополией. В 1370 г., после смерти Казимира, Владимир-Волынский вернулся под власть Любарта. Планы создания католич. кафедры в городе были отставлены, но связь епархии с общерус. правосл. митрополией не восстановилась из-за конфликта между вел. кн. литов. Ольгердом , сюзереном Любарта, и митр. Алексием. Когда в 1375 г. митр. Киприан принял на себя управление западнорус. епархиями митрополии, он обнаружил, что В.-В. е. уже долгое время находится «без владыки» и «запустошала». Он поставил нового епископа (ранее 1388), и обычный порядок церковной жизни был восстановлен. Положение снова осложнилось, когда вел. кн. литов. Владислав-Ягайло , глава гос-ва, в состав к-рого входила В.-В. е., принял вместе со своими подданными-литовцами католичество (1386-1387). Особенно неблагоприятными для Православия оказались перемены в Брестской части В.-В.

http://pravenc.ru/text/159136.html

В кон. 1259 г. по приказу отца вместе с дядей волынским кн. Васильком Романовичем Л. Д. встречал и сопровождал пришедшего с войсками на Галицко-Волынскую землю кн. Бурундая, участвовал по приказу ордынцев в разрушении укреплений русских городов на Волыни и в Прикарпатье - Владимира-Волынского, Данилова, Кременца, Луцка, Львова и др. Зимой 1259/60 г. был вынужден участвовать в грабительском походе войск Бурундая на земли М. Польши, во время к-рого с жителями Сандомира («Судомиря») на р. Висле Л. Д. вел переговоры о почетной сдаче, однако ордынцы не стали выполнять ее условия. За эту двоякую позицию Л. Д. было выражено порицание в польск. анналах (Там же. Стб. 848-855; «Великая хроника». 1987. С. 307-314). В 1264 г., после смерти отца, Л. Д. унаследовал волости, преимущественно расположенные в Западной, а в 1269 г.- в Вост. Галиции и Забужье. Л. Д. был обвинен волынским летописцем в убийстве в 1268 г. принявшего монашество бывш. Литовского вел. кн. Войшелка , крестного отца его сына Юрия (Георгия) Львовича . Убийство произошло во владимиро-волынском Михайловском монастыре. Согласно версии местного летописца, Л. Д. «уби Воишелка завистью, оже бяшеть дал землю Литовьскую брату его Шварнуви» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859, 868, 891). В борьбе против внешних соседей Л. Д. неоднократно привлекал военную помощь из Орды, будучи в хороших отношениях с ханами и со всесильным темником Ногаем. За это он получил порицание от составителя Волынского летописца кн. Владимира (Иоанна) Васильковича , т. к. во время возвращения из этих походов ордынцы неоднократно разоряли земли Юго-Зап. Руси. Л. Д. сохранял мирные отношения с Литовским вел. кн. Тройденом (ок. 1272-1282), который в 1274 г. захватил у правителя Галицкой земли г. Дорогичин. Зимой 1274/75 г. ордынцы привлекались для ответных действий русских князей в Понеманье (Чёрная Русь) во время осады, когда Л. Д. захватил Дорогичин и русские войска осаждали Новогрудок. В 1276 г. Л. Д. захватил у Тройдена г. Слоним. В 1273 г. Л. Д. возглавлял коалицию князей Юго-Зап. Руси, которая помогала во внутрипольск. делах правителю Кракова кн. Болеславу V Стыдливому. В 1277 г. вместе с малопольск. князьями Болеславом V, Лешеком II Чёрным и силезскими Пястами он примкнул к союзу с чеш. кор. Пшемыславом Оттокаром II в его борьбе против герм. кор. Рудольфа Габсбурга. Одной из причин, побудивших Л. Д. включиться в войну за пределами Юго-Зап. Руси, стал вновь поднятый вопрос о наследстве Бабенбергов, на которое ранее претендовал его покойный брат кн. Роман Данилович (Piastowie. 1999. S. 195; Флоря. Исследования. 2007. С. 216).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

696 ...дочерь, именемъ Олгу...– Ольга Романовна, дочь Романа Михайловича Брянского, супруга князя Владимира Васильковича; упоминается под 6782 (1274), 6795 (1287) и 6796 (1288) гг. 697 ...сына своего старйшего Михаила...– Михаил Романович, сын Романа Михайловича Брянского, внук Михаила Черниговского. 698 А король... по Соломон.– Краткое и написанное традиционно этикетным языком сообщение о смерти Даниила Романовича показывает, что писал это человек, не знавший лично Даниила Романовича, не знакомый с его яркой личностью,– и само сообщение, и похвалы написаны равнодушно и стереотипно. Вспомним, в каком приподнятом духе рассказывал о Данииле Романовиче летописец в первой половине Галицко-Волынской летописи, подчеркивая его выдающиеся качества князя, воина, полководца, дипломата. Похвала, высказанная в адрес Даниила Романовича здесь, показывает, что автор ее – человек из круга Владимира Васильковича, где ценились совсем другие качества. 701 ...великая княгин Василковая, именемь Олена.– Елена Юрьевна, дочь великого князя Юрия Всеволодовича, с 6734 (1226 г.) жена Василька Романовича. 702 ...на Болеслава...– Болеслав V Стыдливый (1226–1279), великий князь краковский, сын Лестька Белого. 703 ...воеваша около Скаришева и около Визълъж и Торжьку...– Скаришев, Визложа и Торжск – города в Польше. 706 ...от Грабовца.– Грабовец– город в Волынской земле, ныне с. Грабовец в Замойском воеводстве в Польше. 707 Ворота – горная теснина между Галицкой землей и Польшей, ныне в Замойском воеводстве в Польше. 709 ...в манастырь ко святому Данилью...– Данилов монастырь в Угровске; вероятно, основан Даниилом Романовичем. 711 Борза, Сурьпутий, Лсий, Свелкений – братья Тройдена Борза, Лесий, Свелкений и Сирпутий; трое из них были убиты Васильком Романовичем, как об этом сообщено в записи под 6782 (1274) г.; Сирпутий – см. под 6784 (1276) и 6786 (1278) гг. 718 ...Романа Дьбряньского... Глба... Смоленьского...– Роман Михайлович Брянский. Глеб Ростиславич – князь смоленский, сын Ростислава Мстиславича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1370 г. О. в сопровождении вел. кн. Тверского, а также вел. кн. Смоленского Святослава Иоанновича подошел с войсками с запада к границам Московского княжества. После неудачной осады Волока (Ламского) войска О. 6 дек. 1370 г. подступили к Москве и начали осаду Кремля, оборону которого возглавлял вел. кн. Димитрий Иоаннович. Одновременно в Перемышле, южнее Москвы (ныне село в Калужской обл.), находился серпуховской кн. Владимир Андреевич с войском, к которому вскоре присоединился Пронский вел. кн. Владимир Ярославич (Димитриевич) с рязанской «ратью». Это заставило О. заключить 14 дек. перемирие (вскоре скреплено браком дочери О. и кн. Владимира Андреевича) и уйти в ВКЛ. После того как хан Мамаевой Орды Мухаммед-Булак летом-осенью 1371 г. подтвердил Димитрию Иоанновичу его ярлык на вел. княжение Владимирское, ВКЛ вновь выступило на стороне вел. кн. Тверского Михаила Александровича (в нач. 1371 также получившего от Мухаммеда-Булака ярлык на вел. княжение Владимирское), возобновившего военные действия против вел. кн. Владимирского и его союзников. Весной 1372 г. кн. Кейстут, полоцкий кн. Андрей Ольгердович и др. литов. князья разорили окрестности Переяславля (Залесского), а затем совместно с вел. кн. Тверским, захватившим до этого Дмитров, совершили удачный поход на Кашин. В июле 1372 г. вел. кн. Михаил Александрович объединился под Любутском на Оке с О., выступившим в очередной поход вместе с вассалами и союзниками. Однако туда же вскоре подошел с войском вел. князь Владимирский. В результате О., не решившись на сражение, через послов заключил перемирие на срок с 1 авг. по 26 окт., по условиям к-рого вел. кн. Димитрий Иоаннович возвращал ВКЛ Ржеву Володимерову, а О. обещал не вмешиваться в московско-тверские отношения и не поддерживать вел. кн. Михаила Александровича в борьбе за вел. княжение Владимирское. Важнейшим направлением деятельности литов. князей в Юж. Руси была борьба за галицко-волынское наследство с Польшей и Венгрией (при участии Орды), начавшаяся после смерти последнего галицко-волынского князя Юрия II (Болеслава) в марте 1340 г.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Доподлинно известно, что императором Андроником II Палеологом и патриархом Афанасием была открыта митрополия в Галиче с подчинением ей всех епископий Галицко-Волынской Руси (Владимиро-Волынской, Перемышльской, Луцкой, Холмской), к которым присовокуплялась и епископия Туровской земли, политически зависевшей от Галича. 48 Инициативу этого шага следует приписать галицко-волынскому князю Юрию Львовичу (ок. 1301–1308/16). История Галицкой митрополии в XIV – первой половине XV в. являет собой череду закрытий и возобновлений, далеко не всегда понятную. Только что открытая митрополия была тут же упразднена при поставлении митрополита Петра на всю нераздельную Киевскую митрополию в 1308 г. В 1330-е гг., при митрополите свт. Феогносте, митрополия в Галиче бывала восстанавливаема по меньшей мере дважды; несколько ранее апреля 1331 г. (вероятно, после смерти Петра) и при патриархе Иоанне XIV Калеке (1334–1347) – следовательно, по требованию последнего галицко-волынского князя Болеслава-Юрия Тройденовича (ок. 1325–1340). Однако в 1347 г., когда гражданская смута в Византии завершилась приходом к власти императора Иоанна VI Кантакузина , она оказалась решительно упразднена, как неуместная новизна, в результате усилий митрополита Феогноста и московского князя и великого князя владимирского Симеона Ивановича Гордого, которым некому было противостоять в Галицко-Волынской Руси, потерявшей в 1340-е гг. независимость и раздиравшейся между Польшей и Великим княжеством Литовским. Немного спустя после учреждения Галицкой митрополии тот же Андроник II при патриархе Иоанне XIII Глике (1315–1319) открыл еще и Литовскую митрополию. Безусловно, это случилось вскоре по вокняжении в Литве великого князя Гедимина (1315–1340/1), но не позднее августа 1317 г., когда архиерей «Литвы» (ο Λιτβαδων) упомянут среди митрополитов – участников Собора в Константинополе. 49 В последний раз (до восстановления кафедры в середине XIV в.) литовский митрополит (ο Λιτβων) обретается в источниках под 1329 г. 50 Итак, положение дел было таково, что требования об отдельной митрополии для западнорусских земель должны были возбуждаться едва ли не всякий раз при замещении кафедры митрополии Киевской и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из важных объектов внешней политики Г. стало граничившее с его владениями Галицко-Волынское княжество. Литов. вел. князь стремился овладеть входившей в состав этого княжества Берестейской землей. По-видимому, для того, чтобы противостоять литов. наступлению, последние галицкие князья из династии Романовичей Андрей и Лев Юрьевичи заключили соглашения о союзе с Тевтонским (Немецким) орденом . В нач. 20-х гг. XIV в. отношения между княжествами улучшились. Сын Г. Любарт (Димитрий) женился на дочери владимирского кн. Андрея и поселился в Луцке на Волыни, где он щедро одарил местную епископскую кафедру. В 1321 г. галицко-волынские князья и Г. оказывали военную помощь польск. кор. Владиславу I Локетку. Позднее, как полагают нек-рые исследователи, дело дошло до войны между Литвой и Галицко-Волынским княжеством, в к-рой князья Андрей и Лев погибли. Именно тогда Г. мог овладеть Берестейской землей, к-рая в сер. XIV в. входила в состав Великого княжества Литовского. Возведение на галицкий трон после гибели князей Андрея и Льва Юрьевичей Болеслава (Юрия) (сына мазовецкого кн. Тройдена) при поддержке Владислава Локетка произошло в то время, когда наметилось сближение между Литвой и Польшей, поэтому исследователи полагают, что этот шаг был предпринят с согласия Г. В 1330 г. Г. и Болеслав оказывали помощь Владиславу Локетку в войне с Тевтонским орденом. В 1331 г. состоялся брак Болеслава и дочери Г., получившей в крещении имя Евфимия. Любарт находился на Волыни и после смерти Болеслава в апр. 1340 г. выступил с притязаниями на его наследство. Укрепление в правление Г. литов. власти на территории Вост. Белоруссии привлекло в зону политического влияния Литвы Смоленскую землю. В состав литов. посольства в Новгород в 1326 г. вместе с Воином и минским кн. Василием входил и один из смоленских князей - Федор Святославич, ставший, очевидно, уже к этому времени вассалом Г. В кон. 30-х гг. XIV в., при заключении договора с Тевтонским орденом, смоленский вел. кн. Иван Александрович признал себя «братом молодшим» Г.

http://pravenc.ru/text/161885.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010