Едва затихшая галицкая церковная смута вновь вспыхнула через пятнадцать лет. Около 1346 года епископ Галицкий вновь приходит в Царьград и, воспользовавшись нестроениями в самой Византии, добивается своего утверждения митрополитом. Этому немало способствовали споры о фаворском свете, которые велись между сторонниками св. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. Скорее всего патриарх Иоанн XIV, сторонник Варлаама и его рационалистической теории, открыл вновь митрополию в Галиче в пику исихасту Феогносту. Кроме того, здесь могло сказаться и влияние Рима: не сумев ввести унию при Данииле Галицком, латиняне не могли не сознавать, что постепенный отрыв Галиции от Руси в церковном отношении облегчит впоследствии ее совращение в католичество. Подобную схему Ватикан в будущем еще не раз применит на Западе Руси. Влияние католицизма в Галиции в 1330-40-х г.г. сильно возросло. Этому в немалой степени способствовал последний самостоятельный Галицкий князь Юрий III. Он был потомком Даниловичей по линии матери - княжны Марии, правнучки Даниила Галицкого. Отцом Юрия, носившего ранее в католичестве имя Болеслав, был польский князь Тройден Мазовецкий. Болеслав перешел в Православие ради наследования Галицкого княжения после смерти последних прямых наследников династии Даниловичей. Но в душе Болеслав-Юрий оставался все тем же католиком. Он наводнил Галицию поляками, чехами и немцами, привел ксендзов и католических монахов, открыто попирал все русское. Это в конце концов стоило ему жизни: около 1339 г. Болеслава-Юрия отравили заговорщики-бояре. В 1340 г. Галиция была захвачена королем Польши Казимиром III Великим. Но удержать новые земли король не смог: поднялось антипольское восстание. Затем почти целое десятилетие за право обладания Галицией вновь борются различные группировки бояр, некоторые из которых в погоне за властью вступают в тесный союз с поляками и венграми. Во время этой смуты и происходит вновь образование Галицкой митрополии. Возможно, что этому поспособствовал также и новый великий князь Литовский Ольгерд, сын Гедимина (княжил с 1345 по 1377 г.г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Наконец, описав Княжение Иоанново, должны мы в последний раз упомянуть о Галиции как о Российской области. Внук Юрия Львовича, Князь Георгий, скончался около 1336 года, не оставив детей, и Хан прислал своих Наместников в Галицию; но жители, по сказанию одного современного Историка, тайно умертвили их и с дозволения Ханского поддалися Болеславу, сыну Тройдена, Князя Мазовского, и Марии, сестры Георгиевой, зятю Гедиминову, обязав его клятвою не отменять их уставов, не касаться сокровищ государственных или церковных и во всех делах важных требовать согласия народного или Боярского: без чего город Львов – где находилось сильное войско, составленное отчасти из Моголов, Армян и других иностранцев – не хотел покориться сему Князю. Но Болеслав не сдержал слова. Воспитанный в Греческом исповедании, он в угодность Папе и Королю Польскому, своему родственнику, сделался Католиком: ибо вера нашего отечества, утесненного, растерзанного, казалась ему уже несогласную с мирскими выгодами. Сего мало: изменив православию, Болеслав хотел обратить и подданных в Латинскую Веру; сверх того угнетал их налогами, окружил себя Немцами, Ляхами, Богемцами и, следуя прихотям гнусного сластолюбия, отнимал жен у супругов, дочерей у родителей. Такие злодеяния возмутили народ, и Болеслав умер скоропостижно, отравленный столь жестоким ядом, как уверяют Летописцы, что тело его распалось на части. Казимир, свояк Болеславов, умел воспользоваться сим случаем и (в 1340 году) завладел Галициею, обещав жителям не теснить их Веры. Львов, Перемышль, Галич, Любачев, Санок, Теребовль, Кременец присягнули ему как законному Государю, и сокровища древних Князей Галицких – богатые одежды, седла, сосуды, два креста золотые с частию Животворящего Древа и две короны, осыпанные алмазами – были отвезены изо Львова в Краков. Довольный сим успехом, Король ограничил на время свое властолюбие и, заключив мирный договор с Литвою, уступил Кестутию, сыну Гедиминову, Брест, а Любарту, женатому на Княжне Владимирской, – Холм, Луцк и Владимир, как бы законное наследство его супруги. Так рушилось совершенно знаменитое княжение, или Королевство Даниилово, и древнее достояние России, приобретенное оружием Св. Владимира, долго называемое городами Червенскими, а после Галичем, было разделено между иноплеменниками. Глава Х. Великий князь Симеон Иоаннович, прозванный Гордый. Г. 1340–1353

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

От времени совместного правления сыновей Юрия Львовича сохранился текст их договора с Тевтонским орденом от 9 авг. 1316 г. о союзе. Договор содержал обязательство князей защищать земли ордена от татар и др. захватчиков. Обязательства ордена были изложены в несохранившемся соглашении, к-рое находилось в архиве князей. Поскольку отношения с зап. соседями у Галицко-Волынского княжества были мирными, исследователи заключают, что данное соглашение с орденом было направлено против Литвы. Правители последней в данный период стремились захватить у Галицко-Волынского княжества его стратегически важные владения на севере - Берестейскую землю. В письме папе польск. кор. Владислав Локетек писал, что князья были для его владений «непобедимым щитом от жестокого народа татар». Сохранились грамоты кн. Андрея Юрьевича 1320 г. торуньским и краковским купцам. Подтверждая права, к-рыми купцы пользовались при Юрии Львовиче, князь делал это с согласия своих бояр и обещал не нарушать взятых обязательств от имени своего и бояр. Это свидетельствует о силе и влиянии, к-рым пользовалось галицко-волынское боярство в нач. XIV в. К князьям Андрею и Льву Юрьевичам, как предполагают, относится обращение папы Иоанна XXII 3 февр. 1317 г. (сохр. в копии, где оставлено место, чтобы позднее вписать имена) с предложением подчиниться Римской Церкви. Не позднее нач. дек. 1323 г. оба князя неожиданно скончались, об этом сообщил их дядя кор. Владислав Локетек папе. Исследователи полагают, что Андрей и Лев Юрьевичи, возможно, погибли в войне с литовцами. Очевидно, тогда Галицко-Волынское княжество утратило Берестейскую землю. Как претендент на княжеский трон выступил кн. Болеслав (см. Юрий II (Болеслав) ), сын мазовецкого кн. Тройдена и Марии, родной сестры Андрея и Льва Юрьевичей. Ему оказал поддержку Владислав Локетек, к-рый, получив военную помощь у венг. короля, в кон. 1323 г. предпринял поход, чтобы утвердить Болеслава на княжеском столе. Кн. Юрий (Болеслав) поддерживал дружественные отношения также с Литовским великим княжеством .

http://pravenc.ru/text/161541.html

463 18 октября 968 г. Адальберт получил от папы архиепископский паллиум, император наделил новую кафедру правами, равнявшими её с кафедрами майнцкою, кельнскою и трирскою. Весною 973 года, посетив Девин, император сделал богатые приношения церкви, состоявшие из поземельной собственности, книг и драгоценной утвари. 464 Без сомнения, еще до Болеслава II чешские князья заботились об устройстве в Праге епископии. Есть известие, что св. Вячеслав собирался в Рим для переговоров об этом деле с папою. С 895 г. Чехия входила в состав епархии регенсбургского епископа, но он, как и всякий другой епископ, крепко держался за свои церковные, соединённые с доходами, права, и не мог добровольно отказаться от Чехии. Когда, в 968 году, устроена была Оттоном архиепископия для Славян, когда и польский князь Мечислав получал уже своего епископа, Иордана, – Болеслав стал настоятельнее хлопотать о церковном устройстве страны своей. Сношения и переговоры с папой завязались еще гораздо ранее. Вскоре по вступлении на престол, Болеслав отправил в Рим сестру свою, Младу, поручив ей просить согласия папы на устройство епископии в Чехии. 465 Папа пишет к Болеславу в 971 году: «Наша дочь... Млада, называемая также Марией, между другими предложениями, приятными сердцу нашему, передала и твою просьбу, которою ты испрашиваешь нашего согласия на устройство епископской кафедры в твоих владениях, в честь и славу церкви Божией. Мы приняли твою просьбу с радостью и постановили, чтобы при церкви св. мучеников Вита и Вячеслава, была кафедра епископская. При церкви св. Юрия мы разрешили учредить монастырь бенедиктинского ордена, под управлением дочери нашей игуменьи Марии». Вероятно, в следствие настойчивых требований регенсбургского епископа, до 973 г. не было сделано назначения на пражскую кафедру; когда же, по смерти епископа Михаила, на регенсбургскую кафедру определен был св. Вольфганг, ревностный проповедник христианства между языческими Уграми, церковное освобождение Чехии и устройство в ней епископии совершились без особых затруднений. 466 Окончательное решение по поводу пражской епископии сделано было 467 в 973 году, в Кведлинбурге, куда, на праздник пасхи, собрались все чины духовные и светские, где были и Болеслав чешский и св. Вольфганг; 468 здесь же, в Кведлинбурге, получил от Оттона инвеституру и новый пражский епископ, Титмар, Сакс по происхождению, но долго живший в Праге и вошедший в расположение князя. 469 Титмар принял посвящение от майнцкого митрополита, которому с тех пор подчинена была Чехия в высшем церковном управлении. Сделано так, быть может, с тою целью, чтобы вознаградить его за ту утрату, которую он понес чрез учреждение девинской архиепископии. Летописец Косьма говорит о Титмаре, что он освятил много церквей и своею проповедническою деятельностью способствовал утверждению христианства в Чехии. Управлял он чешскою церковью до 982 года. 470

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

корону кор. Богемии Иоанна I Люксембургского, И. в послании от 20 авг. 1319 г. Гнезненскому архиепископу одобрил коронацию Владислава ( Theiner A. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuanie gentiumque finitimarum historiam illustrantia. R., 1860. Vol. 1. N 226). Вероятно, выбор И. был связан с опасениями, вызванными деятельностью Людовика IV Баварского, к-рый благоволил Тевтонскому ордену и Иоанну Люксембургскому. Впосл. эти 2 фактора - значение Польши для миссионерской деятельности Папского престола и ее роль как противовеса влиянию Людовика Баварского - определяли папскую политику в отношении Польского королевства. В 4 посланиях от 20 июня - 1 авг. 1325 г. польским рыцарям, воинам и духовенству, участвовавшим в войне с «язычниками и схизматиками», папой даровалась индульгенция. На покрытие военных расходов передавалась церковная десятина. В 1325 г. И. одобрил брак польск. кор. Казимира III Великого и Альдоны (в крещении Анны), дочери Литовского вел. кн. Гедимина. Заключение этого союза давало возможность со временем ослабить влияние Тевтонского ордена в Прибалтике и осуществить христианизацию Великого княжества Литовского по зап. обряду. В 1327 г. И. добивался от польского короля поддержки в подчинении Римско-католической Церкви внучатого племянника, галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава) . Папа осуждал кор. Казимира III Великого за выплату с рус. владений дани в Золотую Орду, а кн. Юрия II (Болеслава) - за переход в Православие, а также за подчинение верховной власти хана Узбека. В Золотой Орде, где миссии доминиканцев и францисканцев действовали с XIII в., католичество получило распространение в поволжских улусах. Папе Клименту V через посредничество купцов из Генуи, Венеции и Пизы удалось установить отношения с ханом Узбеком (в 1313 Узбек захватил власть в Золотой Орде после смерти своего дяди хана Тохты, отношения к-рого с христианами зап. обряда были напряженными). Несмотря на офиц. принятие ислама, Узбек лояльно относился к распространению как правосл., так и католич.

http://pravenc.ru/text/469712.html

45 В одной легенде о Кирилле и Мефодии говорится: «потом же, многим летом минувшим (после кончины Мефодия), пришед Войтех латинский в Мораву и в чехи и в ляхи, разрушиша веру правоверну и русскую грамоту отверже и латинскую грамоту и веру постави, правая иконы позже, а епископы посече, а другая разгнав, и иде в прусскую землю, хотя и тех в свою веру привести, и тамо убиен бысть Войтех латинский пискуп». (Палинодия, стр. 996. Москвит. 1843 г. стр. 405). Хотя здесь не говорится прямо о православных епископах в Польше, т. е. в тех частях ее, которые входили в состав Моравского княжества и мефодиевой архиепископии, были епископы восточного обряда. Это вероятно относительно Кракова, Судомира и Смогоржева (Бреславля) в Силезии. Историк Силезской церкви, Париций, полагает, что первая епископская кафедра в Силезии находилась в Смогоржеве по ту сторону Одера и была греко-славянского исповедания, подлежа моравскому архиепископу. (Мацеевск. Ист. перв. христ. ц. у слав. стр. 165. Петрушевич. Холмская епархия, стр. 14). 46 Любушские епископы заведовали некоторое время делами латинской церкви в России, почему и епископская кафедра эта называлась Русской. 48 Палинодия, Копыстенского стр. 996 в Рус. Ист. Библ. т. IV. – С. Крыжановского, Славянский Краков (Труды Моск. Археол. общества, т. VI. Москва 1876 г.). Мацеевского, Ист. первоб. хр. ц. у славян, 143 примеч. 342. Шаффарика, Слав. древн. т. II, кн. II, 159. 49 События, относящиеся к истории галицко-владимирской Руси за период от 1337 по 1387 г. изложены Зубрицким в сочинении под заглавием: Аноним Гнезненский и Иоанн Длугош, (Львов, 1855 г.), в выписках из их сочинений, статей, относящихся к этому времени. – «О Любарте Длугош пишет: самый меньшой (сын Гедимина) Любарт не получил удела между братьями, женившись на единственной дочери князя владимирского, с которой перешли к нему княжества Галицкое и Владимирское» (Т. I, кн. X, 60). 50 Если принять, что .Болеслав был сыном дочери Юрия I, то он был бы двоюрдным братом последнего князя галидкого Юрия II. Но существует другое предположение, что он был сыном старшей сестры Юрия II и след. был племянником последнего Романовича на галицком престоле. – Завладевший другой половиной галицко-владмирского княжества, Владимирской землей, Любарт Гедимонович, женат был на дочери того же последнего князя галицкого, Юрия II. Так сошлись в притязаниях на южно-русский престол, чрез родство с княжеским домом, Пястович и Гедиминович. Народно-религиозные разности этих претендентов предопределили дальнейшую судьбу стран, которые достались тому и другому в управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Скачать epub pdf 144. Мстислав II Изяславич, великий князь киевский сын Изяслава II Мстиславича, великого князя киевского, от первого брака с неизвестною. О годе и месте его рождения сведений нет; посланный отцом с дружиной переяславской и берендеями, грабил область Северскую в 1146 г.; из Курска, жители которого не хотели биться за него, уехал к отцу в Киев и отстоял от князя Юрия суздальского, своего двоюродного деда, Переяславль в 1147 г.; посаженный тут отцом в 1148 г., тщетно старался взять этот город после бегства Юрьева в 1150 г.; ведя к отцу союзных венгров, подвергся нежданному нападению князя Владимирка галицкого и едва спасся в Луцк в 1151 г.; участвовал в походе отца на Галич и бился там при р. Сане в 1152 г.; Успешно воевал землю половецкую в 1153 г.; по вокняжении Ростислава, своего дяди, отразил половцев от Переяслава в 1154 г.; возмущенный трусостью дяди, удалился с поля битвы на р. Белоусе, осажден в Луцке сторонниками вокняжившегося Юрия и, вверив защиту города брату, отправился за союзниками в Польшу в 1115 г.; отсиделся во Владимире-Волынском от великого князя Юрия в 1156 г.; вступив в союз с Изяславом Давидовичем, князем черниговским, против Юрия, в 1157 г., выбил первого, уже великого князя, из Киева 22 августа 1158 г.; ссорился с дядей, великим князем, в 1161 г.; умирился с ним в 1163 г.; по смерти его занял стол киевский в 1167 г.; совершил блистательный поход на половцев за р. Орел в 1168 г.; потеряв Киев, взятый приступом войсками князя Андрея Боголюбского, 8 марта бежал на Волынь в 1169 г.; после нового бесплодного покушения овладеть столом киевским умер в г. Владимире-Волынском 19 августа 1170 г. Тело его, по некоторым известиям, погребено там же, в Богородицкой церкви, им самим выстроенной. Великий князь Мстислав II был женат на дочери Болеслава III Кривоустого, короля польского, неизвестной по имени (см. 175), и имел от нее трех (по другим известиям, четырех) сыновей, в том числе знаменитого Романа, князя галицкого (см. 165). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В оценке Москвы высокопреосвященный автор следует за житием свт. Петра. Между тем еще до начала княжения Ивана Калиты и прибытия митр. Петра во Владимир Москва являлась центром княжества, чьи правители наряду с тверскими князьями претендовали на великое княжение Владимирское (Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 128–140; Клюг. Княжество Тверское. С. 99–108). В условиях напряженных отношений между митрополитом и вел. кн. Михаилом Ярославичем московские князья оказывались естественными союзниками первого (Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. Paris, 1990. С. 183–184). Юрий II Болеслав Мазовецкий (1323–1340) приходился по матери племянником последним галицким князьям из династии Даниила Романовича. Став галицко-волынским князем, он перешел в православие, с чем и связано принятие им второго имени — Юрий (в честь деда по матери). (О нем см.: Болеслав—Юрий, князь всей Малой Руси. СПб., 1907; W³odarski B. Polska i Ru?s: 1194–1340. Warszawa, 1966. S. 260 и след.). После его смерти в результате непродолжительной борьбы за власть княжение перешло к его зятю, православному литовскому кн. Любарту—Димитрию, только в 1349 г. уступившему галицкую часть королю Казимиру (Грушевський. Icmopiя Ykpaihu—Pycu. Т. 3. С. 123–141; Мейендорф. Византия и Московская Русь. С. 82–83). Подробнее о богословских спорах в Византии в 1-й пол. XIV в. и сопутствовавших им событиях см.: Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. С. 334–349; Мейендорф. Византия и Московская Русь. С. 120–146. Попытки восстановить Галицкую митрополию предпринимались и ранее, возможно, сразу после смерти свт. Петра по инициативе кн. Юрия—Болеслава. Во всяком случае, в 1330-х гг. в Константинополе находились претенденты на Галицкую кафедру с титулом Шperm…moj, в XIV в. практически равнозначным митрополиту. Светским инициатором восстановления Галицкой митрополии в 1340-х гг. был, по всей вероятности, кн. Любарт—Димитрий Гедиминович (Грушевський. Icmopiя Ykpaihu—Pycu. Т. 3. С. 272–273; Древнерусские княжеские уставы/Подг. Я. Н. Щапов. М., 1978. С. 58–59; Мейендорф. Византия и Московская Русь. С. 118, 187–188).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

265 После великого князя галицкого Юрия Львовича, погибшего в конце 1315 года при обороне города Владимира от Гедимина, остались два сына Андрей и Лев, из которых первый занял престол великокняжеский во Львове (составлявшем тогдашнюю столицу великого княжения), а второй сел на уделе в Луцке. Льву Юрьевичу, умершему до 1320 года, как принимают – в 1319 году, наследовал на уделе луцком зять его, муж его дочери, Любарт, сын Гедимина. После Андрея Юрьевича, умершего в 1324 году, остался сын Юрий, который, быв бездетным, занимал престол до 1337 года и на котором кончился ряд или пресёкся род князей галицких. Юрию Андреевичу наследовал Болеслав Тройденович, сын польского мазовецкого князя Тройдена, мать которого, а жена Тройдена, была дочерью или Юрия Львовича или Андрея Юрьевича. После смерти Болеслава, за приверженность к католичеству, а, может быть, и за другое что отравленного галицкими боярами 25 Марта 1340 года, собственной Галицией овладел король польский (в продолжение 9 лет до 1349 года боровшийся с упорными возмущениями, – Длугош), Волынью Любарт Гедиминович со своими братьями (cfr договор сыновей Гедимина с королём польским, напечатан в Актах Западной России т. I, а западной Русью, так сказать, надволынской, насколько она ещё не была покорена великими князьями литовскими, овладели эти последние. В Литве на престоле великокняжеском до конца 1341 года сидел Гедимин; Гедимину наследовал сын его Евнутий, который в 1345 году согнан был с престола своим братом, знаменитым Ольгердом. 266 В Памятниках Павлова col. 38. Постановление говорит в данном месте не совершенно ясно, так что не видно, кем именно произнесено было отлучение – митрополитом или патриархом. Подлинные слова постановления суть: «Мы (патриарх с собором) отменяем недавно состоявшееся, во время смут, при бывшем перед нами патриархе (Иоанне Калеке, который низложен был 2 Февраля 1347 года) соборное деяние о галицкой (митрополии), разрешая и снимая соборно произнесённое тогда против епископов и других лиц, не повинующихся галицкому митрополиту, церковное запрещение, как неправильно учинённое».– Епископ владимиро-волынский Даниил, который жил в Переяславле Залесском и который в 1344 году поставил в игумены преподобного Серия Радонежского, должен быть считаем одним из епископов, подпавших церковному запрещению митрополита или патриарха, и из-за вражды с митрополитом удалившимся в северную Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1331 г., по свидетельству Длугоша, он женился на дочери вел. кн. Гедимина, принявшей в Крещении имя Евфимия. На волынскую часть княжества претендовал Димитрий (Любарт) Гедиминович, зять Андрея Юрьевича (уже 8 дек. 1323 Димитрий (Любарт) выдал жалованную грамоту епископской кафедре в Луцке, в к-рой именовал себя князем луцким и владимирским; обоснование датировки см.: Турилов А. А. Жалованная грамота Любарта Гедеминовича Луцкой кафедре и ситуация на Волыни после гибели галицко-волынских Рюриковичей//Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти В. Т. Пашуто. IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 266-268). Однако вскоре он, очевидно, признал верховенство Юрия (Болеслава), сохранив за собой Луцк. А. С. Петрушевич. Гравюра. XIX в. А. С. Петрушевич. Гравюра. XIX в. Главными документами, сохранившимися от Болеслава, принявшего Православие с именем Юрий, являются неск. его договоров с Орденом (1325, 1327, 1334 и 1335), подтверждавших соглашение, заключенное ранее Андреем и Львом Юрьевичами. Чем была вызвана необходимость неоднократного подтверждения одного и того же документа и против кого мог быть направлен этот союз, установить невозможно. Первые договоры с Орденом князь заключал от собственного имени, в составлении договоров 1334 и 1335 гг. приняли участие его советники, названные в лат. текстах «баронами», к-рые скрепили договоры своими печатями. Среди советников - Галицкий еп. Феодор, судья и воеводы главных городов: Белза, Перемышля, Львова и Луцка. 1-е место среди советников занимал Димитрий, к-рого князь назвал своим «дядькой» (воспитателем). Изменение формы соглашений говорит об усилении роли боярства в жизни Галицко-Волынского княжества к концу правления Юрия (Болеслава). После смерти князя власть в княжестве оказалась в руках его «дядьки» Димитрия. В 1338 г. Юрий (Болеслав) вместе с польск. кор. Казимиром III Великим посетил венг. кор. Карла Анжуйского в его столице Буде. По мнению нек-рых исследователей, галицко-волынский князь искал помощи Польши и Венгрии в борьбе с внешней опасностью и внутренней оппозицией.

http://pravenc.ru/text/161541.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010