Убийц казнил преемник Андрея – его младший брат Михаил Юрьевич. А благочестивый Андрей в 1702 г. был канонизирован Церковью. Празднование святого совершается 4 (17) июля. Мощи благоверного князя более семи веков покоятся в Успенском соборе Владимира, не избежав в советское время, скитаний по хранилищам музеев. Липицкая битва После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. княжество было разделено между его сыновьями. По завещанию отца великое княжение должно было отойти к Георгию (Юрию), по праву старшинства – к Константину. Большая часть братьев, занявших удельные города, была на стороне Георгия, но на помощь Константину пришёл князь Мстислав Удалой с новгородцами и смолянами. В результате братоубийственной битвы у р. Липицы, близ Юрьева-Польского, владимирский стол отошёл к Константину (1216). После чего победитель великодушно завещал великое княжение побеждённому, которое Георгий и получил в 1219 г., когда Константин умер. Монгольское нашествие Чуть раньше хану Темучину удалось объединить монгольские племена. Редкий организатор, он, будучи неграмотным, дал монголам письменность, составил свод законов, ввёл воинскую и трудовую повинность. В 1206 г. он принял имя Чингисхана (владыки вселенной) и с невиданным успехом повёл завоевательные войны. Покорив вначале Китай, монголы научились у китайцев изготавливать порох и метать каменные ядра, чем позднее приводили в ужас европейцев. Затем повернули коней на запад и завоевали могущественный Хорезм, разрушив цветущие Бухару, Самарканд, Нишапур, Герат. Упившись крови, Чингисхан удалился в Монголию, отправив своих полководцев дальше на запад. В 1223 г. войско, предводительствуемое Джебе и Субудаем, вошло в степи низовьев Волги и Дона и напало на половцев. Половцы тогда уже находились под влиянием русских, многие стали оседлыми, приняли христианство. Половецкий хан Котян, тесть Мстислава Удалого, обратился к русским с просьбой о защите от неизвестного дотоле врага. Посовещавшись в Киеве, южнорусские князья решили помочь половцам. Чингисхан не давал монголам полномочий воевать с русскими, поэтому те предупредили князей, что с ними у них нет войны. Тем не менее, русские двинулись в половецкие степи, нагнали монголов и потерпели страшное поражение в битве на р. Калке. На уцелевших князьях монголы пообедали, положив на них доски. Умертвили их таким образом и ушли на восток. Спасся только Мстислав Удалой.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимир

Генриху известно понятие Руси, Русской земли (Rucia) в широком его смысле 1562 . Но он часто говорит и о главах отдельных княжеств, которых именует «королями» (reges), не забывая каждый раз сообщить, какое княжество (королевство – regnum – по его терминологии) представляет данный князь. В сочинении Генриха имеются упоминания о великих князьях (magnus rex) новгородском 1563 , полоцком 1564 , киевском (rex magnus Mistislave de Kywa 1565  – имеется в виду Мстислав Романович, из смоленских князей 1566 ), а также суздальском 1567 . Кроме того, хронист называет князей, владевших княжествами («королевствами») галицким 1568 , псковским 1569 , смоленским 1570 , также городом-крепостью Ерсике (Герцике) 1571 . Вячко Борисович (?), обладавший крепостью Кокнесе (Кукенойс) (убит в 1224 г.) 1572 , и Владимир Мстиславич, князь псковский 1573 , названы Генрихом «князьками» (reguli) 1574 . О том, что на Западе в XIII b. считались с фактом раздробления русских земель на ряд самостоятельных в политическом отношении государств, правители которых по традиции продолжали именоваться не только в литературных произведениях, но и в официальных документах папской курии «королями», можно судить по папским буллам, адресованным отдельным князьям – королям. Это послания 1231 г. 1575 («Георгию пресветлому королю Руси» – великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу 1576 , 1246 (две грамоты) 1577  и 1247 гг. 1578 («королю Руси Даниилу» – князю галицко-волынскому Даниилу Романовичу). Характерно, что Даниил Романович именуется в папских посланиях и Ипатьевской летописи королем до его коронации папским легатом Опизо, которая была совершена около 1254 г. 1579 В папской грамоте 1218 г. говорится о вкладе «королей русов из Галича» (a... Russorum regibus apud Galizam) Василька и Ивана-Владимира в хорватский монастырь на реке Саве 1580 . Исследователи предполагают, что здесь речь идет о сыновьях галицкого князя Владимира Ярославича, оставшихся в Венгрии 1581 . О существовании в западной литературе традиции титуловать королями Руси местных князей XII – XIII bb. находим свидетельство во всемирной хронике французского монаха Альберика из обители Труа-Фонтэн (ум. в 1252 г.), доведенной до 1241 г. Под 1141 г. этот автор упоминает «короля Руси» по имени Musuch, мужа польской княжны Риксы и отца Софьи, ставшей королевой Дании 1582 . Здесь речь, видимо, идет о Владимире Всеволодовиче, сыне новгородского князя 1583 . Под 1205 г. хронист говорит о походе «короля Руси» (rex Russiae) Романа 1584 (галицко-волынского князя Романа Мстиславича 1585 в Саксонию). Вторично он упомянут под 1227 г., которым Альберик ошибочно датирует победу краковского князя Лешка Белого над этим «королем Руси» 1586 , одержанную в 1205 г. 1587

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1448 г. Собор рус. епископов в Москве возвел на Киевскую кафедру св. Иону , в 1451 г. его архипастырскую власть над правосл. епархиями в пределах Великого княжества Литовского признал польск. кор. и Литовский вел. кн. Казимир IV Ягеллончик . В том же году свт. Иона посетил литов. епархии, побывал в Киеве; до 1456 г. митр. Иона, по его свидетельству, неоднократно приезжал в Киев («бывал паки есмь неоднова тамо управлениа ради святыя Церкви» - цит. по: Там же. Кн. 4. Ч. 1. С. 536). Попытки разделения митрополии в XIV - сер. XV в. Перемещение резиденции общерус. митрополитов из Киева во Владимир-на-Клязьме, затем в Москву делало их одиозными в глазах правителей, под властью к-рых находились зап. земли Руси, т. е. галицких князей, Литовских вел. князей и польск. королей. В 1302/03 или 1304/05 гг. имп. Андроник II Палеолог и патриарх Афанасий I учредили митрополию в Галиче с подчинением ей епископий Галицко-Волынской Руси (Владимиро-Волынской, Перемышльской, Луцкой, Холмской), а также епископии Туровской земли, политически зависевшей от Галича. Инициативу этого шага следует приписать галицко-волынскому кн. Юрию (Георгию) Львовичу . Митрополия была упразднена при поставлении митр. св. Петра в 1308 г. В 30-х гг. XIV в., при митр. св. Феогносте, митрополия в Галиче бывала восстанавливаема по меньшей мере дважды: несколько ранее апр. 1331 г. (вероятно, после смерти митр. Петра) и при патриархе Иоанне XIV Калеке (1334-1347) - следов., по требованию последнего галицко-волынского кн. Юрия (Болеслава) Тройденовича (ок. 1325-1340). В 1347 г., когда гражданская смута в Византии завершилась приходом к власти имп. Иоанна VI Кантакузина , эта митрополия оказалась окончательно упразднена в результате усилий митр. Феогноста и московского кн. и вел. кн. Владимирского Симеона Иоанновича Гордого , к-рым некому было противостоять в Галицко-Волынской Руси, потерявшей в 40-х гг. XIV в. независимость и раздираемой между Польшей и Великим княжеством Литовским. Немного спустя после учреждения Галицкой митрополии тот же имп. Андроник II при патриархе Иоанне XIII Глике (1315-1319) открыл еще и Литовскую митрополию; безусловно, это случилось вскоре по вокняжении в Литве вел. кн. Гедимина (1315-1340/41), но не позднее авг. 1317 г., когда архиерей «Литвы» ( Λιτβδων) упомянут среди митрополитов - участников Собора в К-поле ( Miklosich, Müller. T. 1. P. 72). В последний раз (до восстановления кафедры в сер. XIV в.) Литовский митрополит ( Λιτβν) назван в источниках под 1329 г. (Ibid. P. 147). Хотя структура Литовской митрополии 1-й трети XIV в. по источникам того времени неизвестна, но, судя по данным сер. XIV в., митрополичья кафедра находилась в Новогородке (ныне Новогрудок, Белоруссия), имея в подчинении, как минимум, Полоцкую кафедру. По-видимому, кафедра получила от Литовского вел. князя десятину и земельные владения, перешедшие после упразднения Литовской митрополии Киевскому митрополиту.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) 23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта , к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери . Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Вып. 9. С. 428. 23).

http://pravenc.ru/text/180333.html

Зато, с другой стороны, и пастырям Церкви предоставляемо было у нас значительное участие в делах гражданских. Если в какой-либо области не было князя и жители решались пригласить его к себе из другой области, они обыкновенно отправляли за ним послов и нередко в числе их епископа. Так, киевляне (1154) посылали Каневского епископа Дамиана звать к себе на княжение Изяслава Давидовича черниговского; новгородцы посылали епископа своего Нифонта к Юрию Долгорукому просить к себе на княжение сына его Мстислава; те же новгородцы (1222) посылали архиепископа Митрофана вместе с посадником и знатнейшими людьми к владимирскому князю Георгию просить себе на княжение сына его Всеволода . Когда новый князь приближался к городу, в который был призван, его встречали здесь митрополит или епископ и знатнейшее духовенство в церковных облачениях с крестами и иконами при бесчисленном стечении народа, потом торжественно провожали в соборную церковь и посаждали в ней со славою и честию на княжеском престоле. Так, встречены были: в Киеве Роман Ростиславич (1174), а в Новгороде Мстислав Ростиславич (1178) и Константин Всеволодович (1206) . Во времена общественных смут и междоусобий, которые были тогда так обыкновенны, князья и народ очень часто обращались к пастырям Церкви как советникам и употребляли их в качестве послов при сношениях с враждебною стороною в качестве ходатаев и примирителей, и надобно заметить, что доброе участие иерархов почти всегда сопровождалось успехом. В 1195 г., когда киевский князь Рюрик отдал несколько городов зятю своему Роману Мстиславичу волынскому, подтвердив этот дар присягою, а великий князь суздальский Всеволод требовал этих же самых городов себе, угрожая в противном случае войною, Рюрик, равно не желая и нарушить клятву, и начать брань с Всеволодом, призвал к себе на совет митрополита Никифора. И митрополит сказал: «Князь! Мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается христианская кровь в Русской земле. Если ты дал волости младшему в обиду старейшему и целовал первому крест, я снимаю с тебя крестное целование и принимаю на себя.

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

Елена (тюменская обл.) 2014/06/04, 17:13:38 Пресвятая Богородица, благая Вратарница помоги тяжкоболящему Юрию и отверзи ему райские двери Димитрий 2014/06/04, 17:03:07 Матушка Вратарница!Что то произошло, когда мы ночью с мужем услышали звук открывающегося старого сарая. Что это было? Мы венчанные, муж и жена, имеем доченьку. Что это было? Но -после посыпались несчастья на нашу голову! РАДИ ХРИСТА! ПОМОГИ НАМ ПРеодолеть эти невзгоды и стать снова семьёй. Матушка Богородица! НЕ оставь нас грешных! Мы не выживем без Твоей молитвы! Матушка Богородица! РАДИ ХРИСТА ПОМОГИ НАМ! р.б. Георгий, р.б. елена, р.б. лариса р.б. елена 2014/06/04, 11:04:45 Помяни, Царица Небесная ,в Твоих молитвах новопреставленного Виктора. Виктория 2014/06/04, 09:19:53 Пресвятая Богородице защити моего сына Владимира от гражданской войны на Украине, обереги его и сохрани его. Приведи его к вере православной, покаянию. Спасибо! 2014/06/04, 08:49:17 Пресвятая Б-ЦА, спаси и сохрани СВ.Гору АФОН!!! Помоги в молитве Отцам и дорогим Братиям Твоей Обители!!! Помоги им в трудах и молитве!!! Спаси нашу Киевскую Русь!!! Помоги всем славянским Народам жить в мире и согласии, прости нам все прегрешения, прости, и предстательствуй пред Сыном твоим, Господом нашим и спасителем - Иисусом Христом!!! Просим милостиво за Украину и деток в Восточной Украине. Помоги в молитве О.Онуфрию, О.Владимиру, О.Кириллу, О,Андрею, О,Георгию!!! Помоги приехать к родителям в Россию р.Б Неонелле и ее чаду отрк.Иулиании. Спаси и сохрани !!! р.Б Ольга 2014/06/04, 07:38:55 Пресвятая Богородица ,Небесная Матушка Защитница ,молю Тебя заступись за нас ,упроси Господа Бога избавления от всех бед и напастей .Спаси мою маму р.Б.Валентину ,и пошли Царица Небесная Богородица ей сил справиться со своей страшной болезнью.Спаси и помилуй моего сыночка Мишу и заступись за него ,у него такое сложное время экзаменов ,дай ему сил справится со всеми экзаменами и вразуми и наставь на путь истинный в выборе Вуза и профессии,и меня грешную помилуй р.Б.Неониллу.Во Имя Отца Сына и Святого Духа Аминь !Аминь ! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=363&c_pid=17

Главной заботой этого Князя было распространение христианской веры, гражданского образования и построения новых городов, которые населялись переселенцами из южной России. Кроме старинных городов Ростова и Суздаля, еще были города Ярославль на Волге, Владимир на Клязьме, Переславль-Залесский на Переславском озере; в княжение свое Князь Юрий Долгорукий основал еще новые города: Москву, Юрьев Польский и Нижний Новгород при впадении Оки в Волгу. Таким образом Славянская народность вместе с христианством начала мало-помалу распространяться на Финском Поволжье. Положив основание сильному Суздальскому Княжеству, Князь Георгий Владимирович все-таки постоянно стремился к Киеву, и после немалой борьбы за Киевское престолонаследие восшел на великокняжеский престол; Князю Андрею, как усердному своему сподвижнику, он дал в удел город Вышгород, не в дальнем расстоянии от Киева, на берегу реки Днепра. С юных лет Князь Андрей отличался не только высокой христианской добродетелью, но и воинской отвагой: он не берег себя в пылу битв, но Господь всегда спасал его. От природы был крепок, силен, мужествен и неустрашим; по сказанию летописцев, был неболышого роста, у него были волосы черные, кудреватые, лоб высокий, глаза большие и светлые. Князь Андрей не любил междоусобных распрей, столько бед наносивших южной России для призраков власти и славы. Рожденный и воспитанный на севере, стране тихой и безмятежной, постоянно стремился туда и не раз просил своего отца отпустить его на место своей родины. Вскоре, как бы по особому Промыслу Божию, желание Князя Андрея исполнилось; но только в последствии суждено быть ему не в Ростове, а остаться во Владимире. Живя в Вышгороде, он, по своему благочестивому настроению, любил разговаривать о таких религиозных предметах, которые услаждали его душу: так однажды ему было рассказано о дивных чудесах иконы Богоматери, которая была в Вышгородском девичьем монастыре. По древнему преданию известно, что эта икона написана Святым Евангелистом Лукой, в 450 году перенесена из Иерусалима в Константинополь при Императоре Феодосии Младшем, в половине XII века была привезена из Константинополя в Киев купцом Пирогощею в дар от Константинопольского патриарха Луки Хризоверха Великому Князю Георгию (Юрию) Владимировичу Долгорукому, который и оставил её в Вышгороде в храме девичьего монастыря; в непродолжительном времени эта икона была ознаменована многими чудесами: так, например, однажды была видима не на том месте, где была поставлена, и стояла среди храма на воздухе; в другой раз обращена была лицевой стороной к алтарю; в третий раз видима была в трапезе и много других было замечено чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 15 января 1506 г. архиерей Ростовский, ум. 28 (18) августа1515 г. А преп. Иосиф ум. 9 сентября 1515г. См. Списки Строева и Н. Д. Иерархия всероссийской церкви, стр. 50. 3 У П.А. Овчинникова есть сборник XVI в., купленный на Нижегородской ярмарке в 1896 г. у Г.М. Казакова, начинающийся житием преп. Сергия Нуромского. Четвертая статья в этой рукописи – житие Серапиона архиепископа Новгородского: «составлено же бысть сие житие и чудеса, и стихеры, и каноны иноком Трифилием по благословлению господина преосв. Макария митрополита всея России в 21-е лето святительства его». 5 Зиновй сосланъ быль въ Отенский монастырь в 1531 г. и умерь здесь в 1568–1570 гг. Ф. Калугина ор. cit. стр. 86, 89. – Любопытно разногласие списков настоящего жития касательно числа городов, данных вел. князем Иваном сыну Георгию: ркп. П. А. Овчинникова XVI в. – 5, ркп. его же XVII в. – 7, а Волоколамская – 6. По духовной грамоте 1504 г. Юрию оставлено было 6 городов (С. Г. Г. и Д. т. I, стр. 395). 110 Далее в рукописиследует, как и в Волоколамской: о собрании на собор на еретикы. Събравшем же ся некогда епископом всея митрополиа Росийския в владычествующий град Москву… См. ниже стр.34; житие преп. Иосифа, по изданию К.И. Невоструева , стр. 108. 112 князя Волоцкого и посреди в Рузе у сына его быв, паки у Дмитровского дръжавного князя Георгия, именем Андрея, князь иже родом близком от Ростоских влекийся, приричем же Голенин. 118 именно и лучшими коньми и одеждами и многосребренми утварми слугуем и отрокы оруженосными окружаем, непщеванием на птища со акрагун. Еже. 137 Висарион поведаша. Далее, как и в Волоколамской рукописи (стр. 132): Иосиф же по составлении своего ему монастыря. См. ниже стр. 32. 154 вст.: и паы по четыронадеяти лет такоже обретоша мощи его целы, нечто мало с левыя страны носа тлению причастно. 157 Далее, как и в Волоколамской рукописи (стр. 127): един же от светлейших, их в синглите дръжаног князя Волоцкого… См. выше стр. 26. 164 вст.: Исущий брат по плоти Иосифу Васиан; глаголют же его мужа разумна и добродетельна, и зазум имуща божественного писания, скусна церковному чинув пении и чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ксения 2017/03/24, 21:36:57 Святой Николай Чудотворец помоги чтоб моя мама Любовь была здорова и долго жила 2017/03/23, 22:02:56 Святой великомучениче Георгие Победоносче молю тебя исцели голову Виталию.распресуй весь мусор из его головы.победи врага в нем.изгони из него содомские страсти и блудные похотения.подай ему разум во спасение. Людмила 2017/03/06, 19:46:24 Святой Георгий Победоносец прости меня грешного даруй мне исцеление души и тела михаил 2017/03/04, 12:02:25 Святой Георгие! Прими молитвы рабы Божьей Ксении о прощении грехов ей и ее близким, православным христианам Иоанну, Игорю, Александру, Валерии, Валентине, Елене, Ирине, Петру, Сергею, Игорю, Юрию, Владимиру, Николаю. Святый Угодниче, вразуми и укрепи нас, защити от врагов, избавь от козней сатанинских и бесовских, лукавого, моли Христа Бога нашего Иисуса Христа даровать нам здравие душевное и телесное, мир и любовь, научить нас мудрости, кротости и смирению, исправлению жизни во славу Божью! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Ксения 2017/02/08, 13:43:12 Радуйся , Георгие, великий Победоносче! Святой Горгие, Угодниче Божий, услыши молитвы мои, рабы Божьей Ксении! Спаси и помилуй меня грешную, огради от козней лукавого, укрепи, благослови всех моих родных и близких, благодетелей, смилуйся над врагами, моли Христа Бога нашего даровать кому что благопотребно, приведи всех нас к любви, кротости, мудрости и смирению, исправлению жизни во славу Божью. Во имя Отца, и Сына, И Святого Духа. Аминь. Ксения 2017/02/02, 17:26:59 Радуйся , Георгие, великий Победоносче! Избавь меня от мерзкого антихриста, который путает меня и не даёт мне устроить мою жизнь выйти замуж и обрести работу. Помоги Георгий победоносец приди на помошь убери зло с моего жизненного пути ! Аминь! 2017/01/17, 14:40:35 Святой Георгий, прошу, огороди нас- Веру, Артемия, Кирилла, Ольгу от злых духов, от страстей, от дурных людей и дурных поступков. Аминь! 2017/01/03, 23:13:17 О,Святый угодниче Георгий Победоносный!Молю Тебя,помоги моему мужу рабу Божьему Георгию справиться с тяжелой болезнью,пошли ему здравие и исцеление от всех недугов.Моли Господа Бога о прощении его грехов.Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=634&c_pid=4

В 1313 г. состоялось первое столкновение Д. М. с Новгородом, недовольным политикой кн. Михаила Ярославича. Из Москвы от Георгия Даниловича в Новгород приехал кн. Федор Ржевский, к-рый здесь «изъима наместникы Михаиловы» (Там же. Т. 3. С. 94, 335). Затем кн. Федор с новгородскими отрядами направился в верховья Волги, к Твери, где союзники «пожгоша села за Волгою» (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). Новгородцы остановились «у Броду», напротив них за рекой с войсками встал Д. М., «и тако стояша и до замороза» (Там же. Т. 18. С. 88). В результате неудачных для тверичей переговоров был заключен мир «на всеи воли новгородскои» (Там же. Т. 3. С. 94, 335), Новгород отошел Георгию Даниловичу. Кн. Димитрий Михайлович получает в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 274 об.) Кн. Димитрий Михайлович получает в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 274 об.) В 1318 г., согласно древнейшей пространной редакции Жития св. кн. Михаила Ярославича, Д. М. сопровождал отца до Владимира, когда тот отправился в последнюю поездку в Орду. Д. М. и Александр Михайлович предлагали отцу поехать вместо него, но Михаил ответил, что в Орде ждут его «головы», а не его детей. Понимая, что едва ли вернется домой, вел. князь дал сыновьям прощальный наказ, уча их «кротости, оуму, смирению же, и разуму, мужеству, всякои доблести, веляше последовати благым своим нравом», а также передал свою духовную грамоту («раздели им отчину свою») ( Кучкин. 1999. С. 139-141). 22 нояб. 1318 г. кн. Михаил Ярославич, обвиненный в невыплате дани и др. преступлениях против хана, был казнен в Орде. Одним из главных обвинителей был Георгий Данилович, годом раньше получивший ярлык на вел. княжение; по его приказу останки кн. Михаила были из Орды отправлены в Москву. Д. М. послал брата Александра и бояр во Владимир для переговоров о возвращении останков отца в Тверь. Переговоры завершились до 6 сент. 1319 г., тверская сторона признала за Георгием великокняжеский титул и обязалась выплатить ордынский «выход», вел. князь согласился передать тело Михаила Ярославича. Как отмечает пространная редакция Жития Михаила Ярославича, князья «едва сладишася, и възя князь Юрьи множества сребра, а мощи блаженаго Михаила повеле отпустити во Тверь» ( Кучкин. 1999. С. 161). Между тем рассказ тверских летописей об этих событиях иной. По их версии, инициатива переговоров о выдаче тверичам тела Михаила Ярославича принадлежала московской стороне. От вел. кн. Георгия в Тверь пришли послы, «зовуще князя Александра к князю Юрию в любовь». После привоза тела Михаила Ярославича в Тверь Д. М. вместе с братьями, матерью вел. кнг. Анной и еп. Варсонофием похоронил отца в тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе.

http://pravenc.ru/text/178221.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010