Алексееву Вениамину Васильевичу, академик РАН, профессор, г. Екатеринбург; Барсегян Тамаре Васильевне, доктор искусствоведения, г. Москва; Воловику Олегу Евгеньевичу, г. Будапешт, Венгрия; Кирикову Андрею Александровичу, г. Сызрань; Медведеву Юрию Михайловичу, член Союза писателей и Союза художников, г. Москва; Куманеву Георгию Александровичу, академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор, г. Москва; Лобаковой Ирине Анатольевне, кандидат филологических наук, г. Санкт-Петербург; Молину Юрию Александровичу, доктор медицинских наук, г. Санкт-Петербург; Петрову Станиславу Геннадьевичу, кандидат исторических наук, г. Новосибирск; Пономареву Александру Михайловичу, Смоленская область; Поповой Людмиле Дмитриевне, кандидат исторических наук, г. Архангельск; Седовой Галине Вадимовне (рясофорная монахиня Евфросиния), магистр богословия, г. Рига, Латвия; Симонову Вениамину Владимировичу (игумен Филипп), доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, г. Москва; Соболевой Надежде Александровне, доктор исторических наук, г. Москва; Соколову Александру Ростиславовичу, кандидат исторических наук, г. Санкт-Петербург; Софроновой Людмиле Александровне, доктор филологических наук, г. Москва; Ульяновой Галине Николаевне, доктор исторических наук, г.Москва. Затем президент Российской Академии Наук академик Юрий Сергеевич Осипов объявил о начале нового конкурса. Заключительное слово произнес председатель фонда по премиям памяти Московского и Коломенского Макария (Булгакова) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Совещание Фонда по присуждению премий митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прошло 30 августа в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. В отчете о работе экспертного совета по присуждению премий, с которым выступил председатель совета С.П. Карпов, было отмечено, что 2007 год ознаменован многими юбилейными датами, связанными с деятельностью митрополита Макария (Булгакова). 140 лет назад, в 1867 году владыка Макарий подал прошение императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А. Толстому «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». 150 лет назад, с 1857 года, стал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви». 160 лет назад опубликовано «Введение в Православное Догматическое Богословие» владыки Макария. 21 июня этого года исполнилось 125 лет со дня преставления этого выдающегося деятеля Церкви, богослова и историка. Наконец, вот уже 10 лет минуло с того момента, когда вновь стали вручаться возрожденные Макариевские премии.

http://pravoslavie.ru/24149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Жилка (6.10.1481, Москва - 14.02.1521, Углич), кн. угличский, 3-й сын вел. кн. Иоанна III Васильевича от 2-го брака с Софией (Зоей) Палеолог, младший брат Василия III Иоанновича . 26 окт. 1481 г. был крещен во имя вмч. Димитрия Солунского. Впервые назван по имени в летописном известии о пире после приема литов. послов в мае 1492 г. В 1492-1503 гг. имя Д. И. фигурирует в дипломатической документации при передаче «поклонов» от Литовского вел. князя российскому монарху и его семье (с 1495 - в «челобитьях» от Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны , дочери Иоанна III) и ответов рус. стороны. 13 янв. 1495 г. вместе с др. членами великокняжеской семьи Д. И. участвовал в проводах в Кремле кнж. Елены Иоанновны в Литву, в сент. присутствовал на церемониях, связанных с поставлением митр. Симона . В авг. и в кон. дек. 1497 г. Д. И. принимал участие в торжественной встрече и проводах вел. кнг. Рязанской Анны Васильевны (родной сестры вел. кн. Иоанна III), в февр. 1498 г.- в венчании «на великое княжение Владимирское и Московское» кн. Димитрия Иоанновича , внука. Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Арест вел. кн. Димитрия, внука, вместе с матерью кнг. Еленой Волошанкой в апр. 1502 г. и венчание вел. князем Василия III Иоанновича, ставшего соправителем отца, изменили ситуацию в стране. По-видимому, в это время Иоанн III определил уделы для младших сыновей. В соответствии с недавно установившейся традицией 2-му сыну, Юрию (Георгию) Ивановичу , предназначался Дмитров, 3-му - Углич (так надо понимать известие краткого Погодинского летописца об «отпуске на удел» в 1501/02 Юрия Ивановича и Д. И., т. к. в июне 1502 жалованные грамоты в Угличе еще выдавал вел. кн. Василий III; сообщение Погодинского летописца о передаче в 1499 Дмитрова Юрию, а Углича Д. И. недостоверно).

http://pravenc.ru/text/178609.html

татиана 2013/12/05, 21:53:10 Всемилующая Царице Богородице! Молю тебя, защити рабу Божию Нину(мою маму) от её подчинённой Лидии Григорьевны.Пусть она не чинит ей зла и оставит мою маму в покое. Пожалуйста,Матерь Божия,спаси и сохрани мою мамочку!Пусть у неё будет всё благополучно и спокойно на работе.Прости ей прегрешения вольные и невольные. Аминь !!! р.Б.Наталия 2013/12/04, 16:16:37 Матушка Богородица, моли Бога чтоб простил и отпустил нам все наши грехи Ольге, Анастасии Марии Роману Юрию и Елене, исцели все наши болезни и недуги телесные и душевные и разреши все наши проблемы и трудные обстояния в нашей жизни, укрепи и поддржи нас и направь нас на верный путь в жизни и здравии и пошли нам свою помощь, исцеление от недугов, поддержку и защиту и покрой нас своим святым покровом. Моли Бога о Анастасии, Марии, Юрии Ольге Елене и Романе. Слава тебе и низкий поклон! анастасия 2013/12/04, 11:32:29 Пресвятая Богородица! Матерь Божия! Помоги рабам твоим Георгию,б.Таисье, Анне, о.Евгению, испроси нам любви, мира, благополучия, успехов в учебе, здоровья и крепкой семьи. Помоги, Всемилостивая, Георгию найти достойный выход из создавшегося положения, умоли Господа Бога нашего , что бы он не оставил нас. Таисья 2013/12/01, 19:13:31 р.Б.НаталияНа всё-ВоляБожия! 2013/12/01, 15:55:06 Пресвятая БОГОРОДИЦА, ЗАСТУПНИЦА!!!! Благодарю ТЕБЯ за твою молитвенную помощь нам р. БОЖИМ. Молю тебя спаси семью нашу!!!!!!!!! Вразуми р.БОЖЕГО Александра,не позволяй ему уходить из семьи,да не ходит он во след страстям своим и не погубит душу свою окончательно подавшись соблазнам,не приченяет боль и обиды жене и сыну,отвори ему очи сердечные смягчи его сердце,отжени от него гордыню,да будет он благодарен ГОСПОДУ за то,что ОН дарует нам во благо. Во имя ОТЦА СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ, тамара 2013/11/30, 20:29:34 Пресвятая БОГОРОДИЦА! Смилуйся и помоги !!!!!!!!!!!!!!!! Верни раба божего Александра в семью,умягчи его сердце,усмири гордыню,да не разрушит он семью, в угоду своей гордынеи страстям. Да не причинит он своим уходом несчастия и горя своей семье. Научится ценить то что ему ГОСПОДЬ ДАРОВАЛ и не " бегает за добавками " Во имя ОТЦА СЫНА и СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ.

http://isihazm.ru/?id=635&c_pid=9

Георгий храбрый на своём сивом коне, плёткой постёгивает, копиём погоняет чёрные лисицы и лисовки, бурнасты лисицы и лисовки. рыси и росомахи, волки и волчицы…» 323 В других заговорах Георгий тоже рисуется охотником, но несколько уже в другом виде: «И берёт Егорий храбрый свой тугой лук, натягивает шёлковую тетиву и стреляет своим тугим луком, калёной стрелой, сам Егорий приговаривает своей калёной стреле: как от святого Егорья летит калёна стрела, не отпячивается и не отворачивается, и в сторону не отскакивает, и так же вы, зайцы белые, красны лисицы, бурнасты, нельзя вам ни отпячиваться, ни отворачиваться и в сторону не отскакивать» 324 . Представляя Георгия охотником и владыкою зверей, охотники молятся Георгию: «Георгий страстотерпец, гони ко мне, рабу Божию (имярек) со всех четырёх стран красные лисицы и лисовки, рыси, росомахи, волки и волчицы по всякий день и по всякую нощь» 325 . Обращаясь к Георгию за помощью на охоте, охотники просят святого, чтобы звери также вились около их «лоушек», как ярова пчела вьётся около «маточки», чтобы также лезли к лоушке, как люди идут в церковь во Христово Воскресенье 326 . Как к владыке животного царства и покровителю земледелия, к Юрию обращаются с просьбою защиты от червей. «Пойду я в восточную сторону, в восточной стороне есть зелёный сад, в зелёном саду Георгий храбрый, Христов страстотерпец, ограждает и огораживает от серые черви, от белые черви, от лесные, болотные, коренневые…» 327 Ещё как на одну из существенных сторон в образе Георгия, каким он рисуется в народном представлении, мы должны указать на его деятельность по устройству русского царства. Как Илья Муромец представляется защитником русского народа от врагов, так Егорий – устроителем русской земли и насадителем в ней веры Христовой. Илья и Егорий действуют в одном направлении. Оба они стремятся поддержать индивидуальность и самостоятельность русского народ, только деятельность первого на пользу Руси внешняя, а второго – внутренняя. Так что Егорий и Илья в своей деятельности дополняют друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

            Святому великомученику Георгию Победоносцу, покровителю воинов - молитва: Прибегаем ныне к святому великомученику Георгию, предивному чудотворцу, Бога всею душею возлюбившему и милости великой от Него удостоившемуся. Услышь нас, святой великомученик добропобедный, и моли Господа от скорбей избавить нас, и не лишить в нас вечных благ.   За веру во Христа, от которого отречься ты не захотел, и за исповедание преславного и пречудного имени Его, по повелению царя, мучителя нечистивого, тебя копием в утробу вонзили, на колесе остром мучили, в сапоги железные, с гвоздями обували и в них заставляли бегать, в известь нерастворенную засыпали и жилами воловьими били без пощады. Но все эти муки, силою Христовою чудесно препобедив, вожделенного мига кончины ты достиг и во главу мечем усечен. Много чудес, великомученник Георгий, благодатию Божию на спасение ближних, ты сотворил, мертвого воскресил, и на острове Метелине одного юношу, в плен серацинами уведенного, родители коего глубоко почитали тебя и в память твою угощение ставили, празднуя с сродниками и знакомыми, спустя один год, изволением Божиим восхитив, во мгновение ока, в отчий дом перенес.   На земле, великомученник, всех ближних твоих возлюбив, большую заботу о них ты обнаруживал: внемли же воздыханиями сердец наших, Георгий Победоносец, и будь покровом и защитой православного и Христолюбивого воинства: на войнах, воин Царя Небеснаго, сражающихся за веру и Отечество, невредимыми сохрани и служить Господу во всякой правде и благочестии наставь, чтобы они, ограждаемые тобою, а с ними и все мы, чтители священной памяти твоей, в покаянии и целомудрии живя и всегда о Боге памятуя, Господом нашим услышаны были, как и ты, великомученник Георгий, молился, чтобы помянул. Владыка всех, призывающих великолепное и достопоклоняемое Имя Его и славящих Его от века. Аминь.             Акафист и икона  Георгия Победоносца Комментарии Всего комментариев: 645 2020/11/16, 17:58:32 Святой Георгий,помогай Юрию,в его профессиональной деятельности в уголовном розыске.Помоги раскрывать преступления с особой лёгкостью,пусть все старые нераскрытые преступления будут им раскрыты,помоги находить преступников по угону машин.Пусть его начальник и окружение коллег на службе считают его опытным опером.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=634&c_pid=1

Гипотеза еп. Порфирия нуждается в уточнении, поскольку краткий рассказ о посещении Богоматерью Афона, сюжетно сходный с «В.», содержится уже в послании Тверского еп. Нила (Грека) (1508-1521) Юрию Дмитриевичу Траханиоту (см.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. [Вып.] 3: Послание Нила, еп. Тверского, к некоему вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении Пресвятые и об артусе//ХЧ. 1909. 8/9. С. 1115-1119; Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание кн. Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184-185). Впрочем, нельзя сказать с уверенностью, восходит он к «В.» или же отражает устное предание. Этот текст в послании еп. Нила почти дословно совпадает с начальной частью соч. Максима Грека «Вопрошание известно от некоих, почто от тридневнаго Воскресения Христова до Фомины субботы не воздвизается Пречистыя хлебца...» ( Иванов. 1969. С. 177-178, 278; Троицкая. 1988. С. 142-143); вариант известия читается также в раннем послании того же святогорца вел. кн. Василию III ( Синицына Н. В. Послание Максима Грека (1518-1519 гг.) Василию III об устройстве афонских мон-рей//ВВ. 1965. Т. 26. С. 128-129; Иванов. 1969. С. 192, 323). На греч. почве предание о посещении Богородицей Афона, близкое к В., зафиксировано в датируемых XVI в. и позже сборниках о древностях Св. Горы (изд.: Γεδεν Μ. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 297-300; Τ Πτρια το Αγου ρδβλθυοτεΟρους//Νος Ελληνομνμων. 1912. T. 9. Σ. 123-125). Определение Афона как «жребия Богородицы» находится в Житии прмч. Антония Супрасльского , написанном в 1-й четв. XVI в. (вероятно, в 10-х гг.). Так же именуется Св. Гора в слав. проложном Житии прп. Петра Афонского (не позднее рубежа XV-XVI вв.), написанном, возможно, серб. книжником доместиком Геннадием Святогорцем ( Гehaдuje Светогорац. Служба св. Петру Атонском/Приредно Крушевац, 1995. С. 122). С «В.» сюжетно связана «Повесть о иверах, како приидоша в богоразумие», переведенная с греч. языка на слав. в 1-й пол. XIV в. и помещаемая под 27 окт. в одной из редакций Стишного Пролога (см.: Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.): Археография, текстология и изд. на проложни стихове. Пловдив, 2000. С. 476). Текст наряду с др. проложными сказаниями использован в 1-й четв. XVI в. в Иосифовом Волоколамском мон-ре при создании Русского хронографа (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. По указ.).

http://pravenc.ru/text/155354.html

7 Прохоров Г.М. Паисий Ярославов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 156, 157. О старце Паисии см. также: Прохоров Г.М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//КЦДР: XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 136–162. 8 Предлагаемое нами определение адресата послания, т. е. старца Паисия Ярославова, вполне соответствует контексту причины его ухода из Троицкого монастыря и оставления настоятельства в нем (См.: Русские летописи. Т. 7: Ермолинская летопись. Рязань, 2000. С. 245). 9 РФА. Ч. 2. С. 240. Б.М. Клосс, проделавший плодотворную работу по атрибуции посланий митрополита Симона, в отношении адресата данного послания замечает, что его «имя пока узнать не удается» (Клосс 1997. С. 33). 16 Там же. После поставления игумена Симона в митрополиты Троицким настоятелем стал игумен Серапион (позднее – Новгородский архиепископ). 19 Русские летописи. Т. 7: Ермолинская летопись. Рязань, 2000. С. 261–262. Новгородский архиепископ Геннадий на митрополичьей интронизации не был. В своей повольной грамоте он упоминает о распоряжении Великого князя, согласно которому святителю «нелзе быти на поставлении митрополичи» (РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. 2-е изд. СПб., 1908. Стб. 836). 26 Там же. С. 5. Великий князь Иоанн III в своей духовной грамоте называет андрониковского игумена Митрофана своим духовным отцом (Духовные и договорные грамоты. С. 364). Отреченную грамоту его предшественника, епископа Никона (1502–1504), см.: АИ. Т. 1. С. 169–170. 114. 27 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 8. Кроме митрополита Симона, возглавлявшего архиерейскую хиротонию, в ней, несомненно, участвовал епископ Суздальский Нифонт. Сразу после сообщения о поставлении епископа Досифея в летописи говорится о кончине в Москве Суздальского епископа Нифонта, «и положиша в Суздале» его (Там же. С. 8). 29 Таким образом, на Русь вместе с Софией Палеолог прибыл не только будущий святой Русской Церкви – преподобный Максим Грек , но и будущий иерарх – епископ Нил. Он происходил из рода Траханиотов. В 1503 г., очевидно, митрополитом Симоном он был поставлен игуменом Богоявленского монастыря. Известны два его послания: вельможе Георгию Дмитриевичу о панагии и артосе, а также послание князю Юрию Иоанновичу по поводу плотника, упавшего с храма и расшибшегося (Брюсова В.Г. Тверской епископ Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 180–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

души усопших родителей Валентины и Виктора. Наталья 2016/02/23, 00:00:04 Пресвятая Богородица!!! Царица Небесная!!! Милующая Богоматерь, Достойно Есть!!! Прости грехи нам рабам Твоим!!! Заступница Великая!!! Молю Тебя о помощи, об исцелении от опухоли лёгкого раба Божьего болящего Николая. Пресвятая Богородица, благослови его лечение, пусть оно дается ему легко!!! Молись перед Престолом Божьим об исцелении болящего Николая, Проси Сына Своего и Бога Нашего простить грехи его и исцелить от тяжкого недуга!!! Пресвятая Богородица не допусти никого из моих родных и близких до неизлечимых болезней. Во имя Отца и Сына ,и Святого Духа!!! Аминь! Надежда 2016/02/19, 10:47:19 Пресвятая матушка Богородица благодарю за совесть и понимание сына. Помоги нам , матушка. Просим Твоего заступления и помощи в решении наших проблем. Наталья 2016/02/02, 12:31:22 Царица Небесная! Помоги Михаилу избавится от пьянства,курения,сквернословия,злобы,помоги ему ,прийти к вере,прости все его грехи и помоги ему во всех земных делах. валентина 2016/01/23, 00:33:28 Пресвятая Богородица,помоги моей маме Р.Б.Асе.Моли Бога о ее скорейшем ее выздоровление и исцеление!во Имя Отца и Сына и Святого Духа .Аминь Наталья 2016/01/22, 00:29:45 Где сейчас находится этот камень с надписю ? Вячеслав 2016/01/18, 23:50:25 Благодарю Сергий 2016/01/14, 23:27:50 Пресвятая Богородица! Моли Бога о нас о здоровье и интересе в жизни моих родителей, успешной сдаче экзаменов сына моего Георгия и помоги мне найти достойного верного и любящего спутника жизни - удачно выйти замуж. даруй здравие и ум р.б. Георгию, Георгию( Юрию), Алевтине, Екатерине. Аминь р.б. Екатерина 2016/01/09, 08:10:44 Матушка Пресвятая Богородица! НЕ дай мне разувериться! Помоги мне, исцели меня! прости меня! Дай мне держаться в таких непростых испытаниях! Помоги мне РАДИ ХРИСТА всю жизнь быть верной Господу! Прости меня! Матушка! Помоги мне и дочери Ларисе! р.б. елена и р.б. лариса р.б.елена, р.б. лариса 2016/01/08, 00:12:03 Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Матушка Богородице, в чудесный праздник Рождества Христова, молю Тебя о помощи найти работу и переехать в Москву, чтобы жить рядом с сыном моим р.Б. Олегом, невесткой р.Б. Марией и внученькой моей младенцем Евой. Чтобы все хорошо было у родителей моих. Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися.

http://isihazm.ru/?id=428&c_pid=5

р.б. Татьяна Татьяна 2017/03/17, 13:52:08 О, Всесвятый Николай Угодниче Чудотворец! заступник и ангел-хранитель наш. Просим помощи твоей в выздоровлении всей семьи нашей болеющей сильным грипом с осложнениями. Не откажи в помощи и пошли здоровье и сил р.б. Георгию ( отцу моему Юрию), р.б. Георгию ( сыну), р.б. Алевтине ( матери моей) и мне р.б. Екатерине. Благодарим тебя за всё, что сделано для нашей семьи. Прости нам прегрешения наши вольные и невольные. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа . Аминь. р.б. Екатерина 2017/03/16, 09:28:08 Николай Чудотворец! Молю Тебя о помощи! Помоги рБ Николаю найти работу по специальности, чтобы ему нравилась и помогла бы скорей избавиться от финансовых трудностей. Прошу Тебя, Отче, помоги Чудотворец, упроси Господа нашего Иисуса Христа и Матушку Пресвятую Богородицу. Не оставь рБ Николая, поддержи в трудную минуту, яви чудо Божией милости. Прости нас. Спасибо Тебе. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Наталья 2017/03/15, 22:36:05 Николай Чудотворче я очень Благодарна тебе за твою помощь. Татиана 2017/03/15, 19:27:15 Святой Николай моли Бога чтоб Гордон забрал меня к себе и я досмотрела его . Пошли мне детей и сыну моему семью . Укрепи в вере моих детей . И помилуй бесноватого Иосифа . Защити его . Моли Бога о мне и о моих детях о Гордоне , о Александре и Александре . Аминь 2017/03/14, 23:28:34 Николай Чудотворец Благослови меня в дорогу.Еду завтра с детьми одна.Пожалуста помолись ,что бы мы благополучно вернулись домой. татиана 2017/03/14, 15:48:47 Святой Николай Угодник Чудотворец.! Низко кланяюсь тебе и благодарю за помощь моему сыну р.б. Александру в пересдаче экзамена по математике. Низкий поклон за твои молитвы перед Господом Нашем Исусом Христом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь р.б. Ксения 2017/03/14, 14:55:52 Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас! Помоги рБ Николаю подняться по карьерной лестнице. Прости нас. Спасибо Тебе. Наталья 2017/03/14, 03:33:58 Святый отче Николае! Моли Господа о муже моём болящем р.Б.Михаиле! Помоги ему исцелить сядешь! Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь

http://isihazm.ru/?id=490&c_pid=28

После смерти Ингваря Игоревича, к-рая в летописях не отмечена, а у В. Н. Татищева отнесена к 1235 г. ( Татищев В. Н. История Российская. М., 1964. Т. 3. С. 230; проверить достоверность этой даты нечем), Г. И. остался старшим среди рязанских князей, под рукой к-рого в 1237 г. выступили его племянники блгв. князья Олег (Косма) и Роман Ингваревичи . (Вероятно, именно Г. И. имеется в виду в жалованной грамоте рязанского вел. кн. Олега Иоанновича (1350-1402) (АИ. Т. 1. 2), в к-рой «князь Юрьи» поименован в ряду строителей Успенского собора в Рязани наряду с Ингварем Игоревичем и Олегом Ингваревичем, занимавшим рязанский стол до 1258.) Когда в кон. 1237 г. монголо-татары подошли к границам Рязанского княжества, Г. И. отказался подчиниться требованию Батыя дать «десятину во всем», одновременно отправив посольство к владимиро-суздальскому кн. св. Георгию (Юрию) Всеволодовичу с просьбой о помощи. Рязанский по происхождению рассказ об этих событиях, вошедший в новгородское летописание, ставит в вину Георгию Всеволодовичу, что тот не внял просьбам рязанских князей. Однако из самого рассказа видно, что суздальские войска под предводительством блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Георгиевича и воеводы Еремея все же выступили, но опоздали и вместе с войсками Романа Ингваревича были разбиты монголо-татарами под стенами Коломны. Крест, установленный на валах городища Ст. Рязань в память защитников города. Фотография. 2005 г. Крест, установленный на валах городища Ст. Рязань в память защитников города. Фотография. 2005 г. 16 дек. 1237 г. Г. И. был осажден в Рязани, 21 дек. город пал. Во время разгрома столицы княжества погиб и Г. И. с супругой и матерью, причем о последней (блгв. кнг. Агриппине ) сообщает только Повесть о разорении Рязани. Повесть же вводит в рассказ о последних днях Г. И. ряд подробностей: увещание к братьям (надо: племянникам) о том, что лучше «испити чашу смертную за святыа Божиа церкви и за веру христьянскую», «нежели в поганой воли быти»; моление в кафедральном Успенском соборе перед иконами Пресв. Богородицы, свт. Николая и святых Бориса и Глеба; благословение от епископа. Не все эти подробности могут быть признаны достоверными, т. к. по летописным источникам известно, напр., что Рязанского епископа во время осады в городе не было. Согласно Повести, тела Г. И., его жены и др. погибших рязанских князей были погребены в Рязани вернувшимся сюда кн. Ингварем Ингваревичем, к-рого нашествие застало в Черниговской земле; впрочем, др. источниками такой князь не засвидетельствован. Уникальным является также сообщение Повести о том, что у Г. И. был сын - княживший в Зарайске блгв. кн. Феодор Георгиевич. Он претерпел мученическую смерть в ставке Батыя, куда был послан отцом для переговоров. Однако, как показал В. А. Кучкин, Зарайск как город появился только в 1527-1531 гг., ранее это было село с ц. во имя свт. Николая.

http://pravenc.ru/text/164463.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010