(† 7.02.1238, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238). Основные биографические сведения о нем сохранились в т. н. лаврентьевско-троицкой группе летописей, а также в агиографическом цикле, посвященном Владимирскому блгв. вел. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу . Возможно, М. был пострижеником владимирского Рождественского монастыря, ктиторами которого были члены великокняжеской семьи Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и его жены св. блгв. кнг. Марии Шварновны . 22 авг. 1191 г. во Владимире-на-Клязьме по их приказу и по благословению Ростовского еп. Иоанна была заложена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 409). По-видимому, к этому времени М. уже стал иноком владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Осенью 1196 г. он мог присутствовать на торжественном освящении Рождественского собора обители (Там же. Стб. 413), 13 апр. 1212 г.- на похоронах вел. кн. Всеволода Большое Гнездо (Там же. Стб. 437), а 2 февр. 1218 г.- на похоронах Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича (Там же. Стб. 443). В 1214/15 г., после того как игумен обители Симон стал епископом Владимирским и Суздальским, М. был назначен настоятелем владимирского Рождественского мон-ря. 7 сент. 1219 г. участвовал в торжественном освящении («великым священьем») ц. Рождества Пресв. Богородицы, на к-ром присутствовали Владимирский блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, его брат переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и сын кн. мч. Всеволод (Димитрий) Георгиевич («игуменьство держащю Митрофану» - Там же. Стб. 444). 22 мая 1226 г. М. мог присутствовать при отпевании и погребении еп. Симона во владимирском Успенском соборе (Там же. Стб. 448). 14 марта 1227 г. здесь же М. был возведен во епископы «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» Киевским митр. Кириллом I (II) и 4 епископами в присутствии всех членов великокняжеской семьи - кн. Георгия Всеволодовича и его братьев.

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Карта и ближайшие объекты Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Закрыть Не стать Иванами, не помнящими родства… Прошёл вечер памяти Ю.А.Карякина «Память о прошлом – ради будущего» 05.10.2022 401 Время на чтение 17 минут 3 октября 2022 года в школьном классе и одновременно музее Ильинской средней школы Подмосковья собрались неравнодушные люди, лично знавшие Юрия Александровича Карякина (1952-2020 гг.), чтобы почтить его память. Собравшиеся делились своими воспоминаниями об этом выдающемся, удивительном, уникальном человеке – директоре школы, краеведе, почётном работнике общего образования РФ, создателе школьного Музея, посвящённого Гуслицкому краю. Нам посчастливилось лично пообщаться с Юрием Александровичем – прихожане и дети Воскресной школы нашего храма свт. Николы на Берсеневке дважды (в 2017 и 2018 гг.) приезжали в Гуслицы на экскурсии. От этих встреч благодаря Юрию Александровичу остались яркие и очень теплые незабываемые воспоминания, которыми мы хотели бы поделиться. А рабу Божию Георгию – вечная память и Царствие Небесное! Небольшая речушка с музыкальным названием Гуслица подарила свое имя селу, расположившемуся на ее берегах – Погост на Гуслице, позднее – Гуслицы. Село станет центром древней волости, самобытного старообрядческого региона, который долгое время также будет именоваться этим благозвучным названием – Гуслица.  С конца XIX века Гуслицкую волость упразднят, а село получит свое новое название –  Ильинский Погост, которое и носит по настоящий день. Пытаясь сохранить память о славном и интересном прошлом гусляков, о культуре этого края, его традициях, неравнодушные местные энтузиасты создают самородные музеи. Уже несколько десятков лет при сельской школе существует замечательный музей как раз-таки бывшего исторического центра Гуслиц – села Ильинский Погост. Сюда и держим мы свой путь. Ильинский Погост виден с дороги по высокой колокольне Воскресенской церкви. В середине 19-го века на отведенной церкви земле располагались крупные базары, сдавали в аренду мельницу. На вырученные деньги церковь и возвели, освящена она была в 1840-м году. Воскресенская церковь села Ильинский Погост строилась для борьбы со старообрядчеством. Велась летопись, гордились, когда старообрядцы переходили в лоно РПЦ – такие случаи были - 2-3 человека за год. Есть исповедальные книги, которые характерно отражают соотношение новообрядцев и старообрядцев: «Были на исповеди» – перечислено 10 семей, а потом пошли «записные раскольники» - и фамилии 100-150-ти человек. Церковь большая - на 2 тысячи прихожан; служили в ней 3 священника. Величественный, красивый храм с колокольней. Сейчас, правда, можно только дофантазировать, какой он был раньше, если убрать с крыши поросль кустарников, побелить, покрасить и т.п. Хотя есть подвижки – купол сделан не так давно, из Волгодонска был привезен материал под золото, смотрится очень красиво.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 480 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XI — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 11-й том «Православной Энциклопедии», вышедший в свет в 2006 г., продолжает публикацию статей на букву «Г».Том открывает статья, посвященная священномученику Георгию (Архангельскому) — одному их тысяч новомучеников Российских ХХ века. Завершается том публикацией, посвященной Франциску Гомару, нидерландскому теологу-кальвинисту конца XVI – 1-й половины XVII в. 11-й том, как и предыдущий, 10-й, также содержит обширный комплекс материалов, рассказывающих о святых, иерархах, церковных и исторических деятелях и др. личностях, носивших имя Георгий. Среди них следует особо выделить статьи, посвященные митрополиту Киевскому Георгию (2-я пол. XI в.), знаменитому византийскому хронисту IX в. Георгию Амартолу, св. благоверному князю-мученику Георгию Всеволодовичу Владимирскому и Суздальскому (+ 1238 г.), князю Георгию (Юрию) Дмитриевичу Звенигородскому и Галичскому (+1434 г.) и др. Наиболее известные храмы и монастыри, посвященные св. Георгию Победоносцу, нашли отражение в материалах 11-го тома «Православной Энциклопедии». Среди них знаменитые храмы в Лидде, Фессалонике. Также читатель может ознакомиться со статьей, посвященной высшей воинской награде дореволюционной и современной России – ордену св. Великомученика и Победоносца Георгия. Далее в 11-м томе следует комплекс статей, посвященных различным личностям — святым, иерархам и другим церковным деятелям и проч., — которые носили имя Герасим.  Среди них наиболее примечательны: преподобные Герасим Иорданский (+475 г.), Герасим Вологодский (+1178 г.) и Герасим Болдинский (+1554 г.), священномученик Герасим, епископ Пермский (+1442/43 г.), митрополит Киевский и всея Руси Герасим (+1435 г.). Важная статья 11-го тома посвящена митрополиту Московскому и всея Руси Геронтию (+1489 г.). Страноведческая тематика представлена в 11-м томе обширнейшей статьей «Германия», где подробно рассматривается государственно-политическая и церковная история страны, ее современная религиозная жизнь и культурное наследие.

http://pravenc.ru/shop/657808/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Жилка (6.10.1481, Москва - 14.02.1521, Углич), кн. угличский, 3-й сын вел. кн. Иоанна III Васильевича от 2-го брака с Софией (Зоей) Палеолог, младший брат Василия III Иоанновича . 26 окт. 1481 г. был крещен во имя вмч. Димитрия Солунского. Впервые назван по имени в летописном известии о пире после приема литов. послов в мае 1492 г. В 1492-1503 гг. имя Д. И. фигурирует в дипломатической документации при передаче «поклонов» от Литовского вел. князя российскому монарху и его семье (с 1495 - в «челобитьях» от Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны , дочери Иоанна III) и ответов рус. стороны. 13 янв. 1495 г. вместе с др. членами великокняжеской семьи Д. И. участвовал в проводах в Кремле кнж. Елены Иоанновны в Литву, в сент. присутствовал на церемониях, связанных с поставлением митр. Симона . В авг. и в кон. дек. 1497 г. Д. И. принимал участие в торжественной встрече и проводах вел. кнг. Рязанской Анны Васильевны (родной сестры вел. кн. Иоанна III), в февр. 1498 г.- в венчании «на великое княжение Владимирское и Московское» кн. Димитрия Иоанновича , внука. Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Арест вел. кн. Димитрия, внука, вместе с матерью кнг. Еленой Волошанкой в апр. 1502 г. и венчание вел. князем Василия III Иоанновича, ставшего соправителем отца, изменили ситуацию в стране. По-видимому, в это время Иоанн III определил уделы для младших сыновей. В соответствии с недавно установившейся традицией 2-му сыну, Юрию (Георгию) Ивановичу , предназначался Дмитров, 3-му - Углич (так надо понимать известие краткого Погодинского летописца об «отпуске на удел» в 1501/02 Юрия Ивановича и Д. И., т. к. в июне 1502 жалованные грамоты в Угличе еще выдавал вел. кн. Василий III; сообщение Погодинского летописца о передаче в 1499 Дмитрова Юрию, а Углича Д. И. недостоверно).

http://pravenc.ru/text/178609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Вел. кн. Димитрий Михайлович. Фрагмент литографии «Таблица русских государей». 1858 г. (ГЛМ) Вел. кн. Димитрий Михайлович. Фрагмент литографии «Таблица русских государей». 1858 г. (ГЛМ) Грозные Очи (15.09.1298, Тверь - 15.09.1326, близ Сарая), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325), старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Михаила Ярославича и вел. кнг. св. Анны Димитриевны (см. Анна Кашинская ). Сведения о Д. М. содержатся в летописях и в Житиях митр. Петра и кн. Михаила Ярославича. О рождении Д. М. Лаврентьевская и Симеоновская летописи под 6807 (1298) г. сообщают с полной датой, включая и указание на время суток: «Того же лета, под осень, месяца сентября в 15 день, в понеделник, по вечерни, князю Михаилу Тферскому родися сын, и нарекоша имя ему Дмитреи» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 484-485; Т. 18. С. 84); это свидетельствует о большом значении, придававшемся в Твери рождению долгожданного наследника. 8 нояб. 1302 г. в Твери над Д. М. совершили «постриги» (обряд 1-го пострижения волос и посажения на коня). Рождение кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 190) Рождение кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 190) Согласно Житию митр. Петра, в отсутствие отца, «князю великому Михаилу во Орде бывшу» (Житие митр. Петра. С. 29), Д. М. (в ранней редакции Жития он уже назван князем) и его брат св. Александр Михайлович в кон. дек. 1310 или в нач. (до марта) 1311 г. приняли участие в Переяславском Соборе, на к-ром Тверской еп. Андрей обвинил митр. св. Петра в симонии. О позиции тверских княжичей на Соборе ничего не известно. В нач. марта 1311 г. Д. М., узнав, что нижегородский стол перешел к московскому кн. св. Георгию (Юрию) Данииловичу (занявшему его в 1309 или 1310, после смерти бездетного нижегородского кн. Михаила Андреевича), выступил в защиту интересов отца как вел. князя Владимирского, имевшего право на выморочные уделы. В отсутствие Михаила Ярославича, находившегося в Орде, возможно, с целью получить ярлык на Нижегородское княжество, Д. М. во Владимире «собра вои многи и хоте ити ратью к Новугороду на князя на Юрья». Однако вмешался митр. Петр, к-рый «не благослови его», и князь был вынужден распустить войска и вернуться в Тверь (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).

http://pravenc.ru/text/178221.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Икона великомуче­ника Георгия Зограф   Икона великомуче­ника Георгия Зограф Афон         Палец епископа-хама и сейчас торчит в левой ноздре святого Георгия...   Слухи о чудесах этой Афон ской иконы далеко разносились в первые вре мена после явления ее здесь, так что некоторые из целительных действий и сил святого Георгия были выше понятий и вероятия человеческого.   В числе прочих и епископ какой-то соседственной епархии знал и слышал о чудесах, источавшихся от иконы святого Победоносца, и никак не мог увериться в их действительности. Он более отно сил их к вымыслам и к корыстолюбивым видам иноков, чем к силе Божией, проявляющейся в святых. Чтоб поверить собственным опытом и видеть своими очами то, о чем слышал, внима тельный епископ нарочно отправился на Святую Гору Афон и прибыл в Зограф.    С приличною почестью встретили его старцы и в стройном лике провели его в собор на поклонение святому великомуче­нику и Победоносцу Георгию. Вместо того чтоб в чувстве смирения, при величии своего звания и со сердечною верою в чудеса победоносного страстотерпца приступить к его божественному лику, епископ рассеянно осмотрел храм и без должной почтительности остановился пред ико ною святого.   - Эта, что ли, у вас чудотворная-то икона? -иронически спросил несчастный епископ братию и осмелился даже указательным своим пальцем ткнуть в лик иконы...     Далее... Комментарии Всего комментариев: 200 2018/08/26, 12:25:18 Святый великомучениче и победоносче Георгие! Прошу твоих молитв и заступничества р.б. Юрию. Укрепи духовно и телесно, защити от враг, от наветов вражиих, от нападков и проклятий злой женщины. Благослови Дорогой Батюшка. Защити. 2018/07/30, 15:54:24 Отче святый Георгие Победоносче! Защити мл.Веронику от врага мучающего ее! Помоги,чтобы она могла слышать и слушать! 2018/06/04, 15:48:33 Великомученик Георгий, прошу помолись о моем вразумлении Господу! 11-лет, болею психическим расстройством. После того ,как читала в газетки заговоры(исповедался). Но всё осталось. 11-лет назад был большой стресс после чего, когда выхожу с помещениями одна и нужно его закрыть по 50 раз переправиряю всё ли правильно сделала. Любое помещение!Муж на меня орет ругает(не помогает!)ещё больше в ступор вхожу! Когда нужно идти в храм всё обостряется в разы. Что б выйти из дома мне нужно совершить колоссальный подвиг.Понимаю, что это смотрится смешно и глупо! Прошу помолитесь, чтоб понять как с этим смириться!

http://isihazm.ru/?id=1413&c_pid=2

Алексееву Вениамину Васильевичу, академик РАН, профессор, г. Екатеринбург; Барсегян Тамаре Васильевне, доктор искусствоведения, г. Москва; Воловику Олегу Евгеньевичу, г. Будапешт, Венгрия; Кирикову Андрею Александровичу, г. Сызрань; Медведеву Юрию Михайловичу, член Союза писателей и Союза художников, г. Москва; Куманеву Георгию Александровичу, академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор, г. Москва; Лобаковой Ирине Анатольевне, кандидат филологических наук, г. Санкт-Петербург; Молину Юрию Александровичу, доктор медицинских наук, г. Санкт-Петербург; Петрову Станиславу Геннадьевичу, кандидат исторических наук, г. Новосибирск; Пономареву Александру Михайловичу, Смоленская область; Поповой Людмиле Дмитриевне, кандидат исторических наук, г. Архангельск; Седовой Галине Вадимовне (рясофорная монахиня Евфросиния), магистр богословия, г. Рига, Латвия; Симонову Вениамину Владимировичу (игумен Филипп), доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, г. Москва; Соболевой Надежде Александровне, доктор исторических наук, г. Москва; Соколову Александру Ростиславовичу, кандидат исторических наук, г. Санкт-Петербург; Софроновой Людмиле Александровне, доктор филологических наук, г. Москва; Ульяновой Галине Николаевне, доктор исторических наук, г.Москва. Затем президент Российской Академии Наук академик Юрий Сергеевич Осипов объявил о начале нового конкурса. Заключительное слово произнес председатель фонда по премиям памяти Московского и Коломенского Макария (Булгакова) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Совещание Фонда по присуждению премий митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прошло 30 августа в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. В отчете о работе экспертного совета по присуждению премий, с которым выступил председатель совета С.П. Карпов, было отмечено, что 2007 год ознаменован многими юбилейными датами, связанными с деятельностью митрополита Макария (Булгакова). 140 лет назад, в 1867 году владыка Макарий подал прошение императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А. Толстому «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». 150 лет назад, с 1857 года, стал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви». 160 лет назад опубликовано «Введение в Православное Догматическое Богословие» владыки Макария. 21 июня этого года исполнилось 125 лет со дня преставления этого выдающегося деятеля Церкви, богослова и историка. Наконец, вот уже 10 лет минуло с того момента, когда вновь стали вручаться возрожденные Макариевские премии.

http://pravoslavie.ru/24149.html

В нач. XIV в. М. принял участие в примирении враждующих князей. В 1302 г. скончался переяславский кн. Иван Дмитриевич, завещав свой удел Московскому св. блгв. кн. Даниилу Александровичу . Старший брат последнего вел. кн. Владимирский Андрей Александрович, однако, направил в Переяславль своих наместников, к-рых кн. Даниил изгнал. После кончины Даниила в 1303 г. княжение в Переяславле перешло к его сыну Георгию (Юрию) Даниловичу . В том же году кн. Андрей добился ханского пожалования на спорный город; в Переяславле собрался съезд рус. князей с участием митрополита, на котором было принято иное решение: «...и ту чли грамоты, царевы ярлыки, и князь Юрьи Даниловичь приат любовь и взял себе Переяславль, и разъехашася раздно» (ПСРЛ. Т. 18. С. 86). В 1304 г. ярлык на великое княжение Владимирское получил Михаил Ярославич Тверской, М. возглавил его интронизацию в Успенском соборе Владимира. Согласно Житию св. кн. Михаила Ярославича (автор к-рого занимает однозначно протверскую позицию), М. по просьбе матери тверского князя Оксиньи (см. Ксения Юрьевна , кнг. тверская) отговаривал Юрия Даниловича, не согласного с решением хана, от поездки в Орду, обещая, что Михаил поделится с ним великим княжением. Юрий перед лицом митрополита отказался от борьбы, но впосл. не сдержал данного святителю слова (см.: Кучкин. 1999; см. также: Он же. Повести о Михаиле Тверском: Ист.-текстол. исслед. М., 1974. С. 227, 255). С кончиной М. вел. кн. Михаил Ярославич «терял в нем авторитетную опору своих политических стремлений» ( Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва: Очерк по истории XIII-XV ст. Пг., 1918. С. 121). Датой кончины М. одни летописи называют 6 дек. (ПСРЛ. Т. 10. С. 176; Т. 18. С. 87; Приселков. 2002. С. 352), другие - 16 дек. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 253; Т. 16. Стб. 58; Т. 25. С. 393; Т. 27. С. 237). Погребен святитель во владимирском Успенском соборе, в приделе во имя св. Пантелеимона, устроенном, по гипотезе Т. П. Тимофеевой, при митр. Кирилле II (следует отметить, что в отличие от своего предшественника Кирилла II, скончавшегося в Переяславле, но тело которого было отвезено для погребения в Киев, М. первым из митрополитов Киевских был погребен в Сев.-Вост. Руси).

http://pravenc.ru/text/2561548.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010