Зная это, я предложил Новицкому свой план и предложил принять в нем участие». 58 Обратим внимание, что идея устроить встречу с митрополитом возникла в ходе беседы Егорова с Введенским. Усвоив эту идею, как собственную, Егоров энергично принялся хлопотать над ее претворением в жизнь. Юрия Петровича Новицкого ему удалось убедить сразу. «В конце пятой недели поста, в пятницу, (31 марта – Н.К.) я был лично у протоиерея Введенского, которого просил, чтобы он принял меры к тому, чтобы состоялось соглашение с властью в деле передаче ценностей и чтобы не было никаких эксцессов в этом деле. Введенский обещал свое содействие...» 59 – рассказывал Новицкий еще на следствии. Как свидетельствует внук святого, Юрий Иванович Колосов, мать его, Оксана Георгиевна, рассказывала, что в последние недели Великого поста 1922 года отец часто посылал ее с записками к митрополиту Вениамину, наказывая, чтобы записка была передана лично в руки владыки. – Обычно выходил монах, – рассказывала Оксана Георгиевна. – Но поскольку папа предупреждал меня, чтобы я передала записку лично митрополиту, я так и говорила: я не могу, мне надо передать лично. Скажите, что от Юрия Петровича. И меня впускали... Митрополит добрый был... Подойдет и благословит. Видно было, что хороший человек. Что было в записках, четырнадцатилетняя Оксана, конечно, не знала. Но про записки помнила. Всю жизнь потом хранила она свою первую награду – расписанное пасхальное яичко, которое подарил ей священномученик Вениамин. Сам Юрий Петрович Новицкий уже на втором допросе у следователя тоже подтвердил, что он держал митрополита Вениамина в курсе затеянных с Введенским переговоров. «Когда я увидел, что на почве изъятия ожидаются волнения, весьма неуместные для Церкви, и едва ли, по-моему мнению, могущие быть одобренными всеми сознательными верующими, я, считая, что необходимо как-нибудь сгладить этот печальный факт, решил обратиться к власти, чтобы устроить какое-нибудь соглашение между нею и митрополитом. Предупредив об этом митрополита, я 30 или 31 марта (31 марта – Н.К.) пришел к протоиерею Введенскому с просьбой поговорить в исполкоме, чтобы тем или иным образом успокоить приходскую жизнь. Введенский обещал свое содействие. О его обещании я тогда же уведомил митрополита». 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 сентября 1919 года товарищу Народного Комиссара по просвещению Союза Коммун Северной области З. Гринбергу было подано ходатайство с просьбой разрешить открытие в Петрограде Богословского института, в котором, не противореча постановлению от 24 августа 1918 года, будут преподаваться лишь богословские предметы для лиц, достигших 18-летнего возраста. Пол ходатайством подписались академики Борис Александрович Тураев и Алексей Александрович Шахматов, профессора Лев Платонович Карсавин и Вячеслав Евгеньевич Тищенко и множество других членов приходских советов. Есть под ходатайством и подпись члена приходского совета Скорбященской церкви, что за Литейным двором, профессора I Петроградского университета по кафедре истории русского права Юрия Петровича Новицкого, проживавшего по адресу: Литейный проспект, дом 36, квартира 1. Был Юрий Петрович Новицкий и на общем собрании уполномоченных 26 приходских общин, собиравшемся в Лаврских покоях митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина 13 октября 1919 года. Иван Павлович Шербов сделал на этом собрании доклад, в котором говорил об укреплении нравственно-христианского мировоззрения как главной цели духовных школ. Юрий Петрович Новицкий выступал тогда от группы объединенных приходов. – Предложения, которые мне поручено представить, сводятся к следующему... – сказал он. – Первое... Под руководством Владыки Митрополита гласно и в тесной связи со всеми церковными общинами Петрограда и епархии приступить к немедленному осуществлению идеи открытия Богословского института и Богословско-пастырского училища. Первого – по типу высшего, второго – по типу среднего учебного заведения. Второе... Учредить для этого особую комиссию, которая бы взяла на себя ведение также и хозяйственных дел для выяснения размера материального рода помощи как со стороны объединенных приходов, так и соответствующих статей расхода епархиального совета. Третье... Ввиду общеепархиального значения предпринимаемого дела просить Владыку Митрополита о немедленном созыве Епархиального собрания, в границах возможного, и поспешить с созданием прочного объединяющего союза всех приходов Петрограда и епархии 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юрий Петрович Новицкий родился 10 (23) ноября 1882 года в Умани в семье мирового судьи, титулярного советника Петра Георгиевича Новицкого. Ему был один год, когда в Бужевале, вблизи Парижа, на 65 году жизни умер русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, три года, когда ушел из жизни великий русский драматург Александр Николаевич Островский. Уходил девятнадцатый – великий век России... Первая фотография ребенка-барчука – мать Юрия Петровича, Пелагея Дмитриевна, была столбовой дворянкой – сделана в том уходящем, девятнадцатом веке... Превращение Юрия Новицкого в отрока, в юношу, хотя оно и происходит в XIX веке, но – это уже ХХ век. Не случайно Юрий Новицкий – одногодок великих русских философов ХХ века – Павла Александровича Флоренского и Ивана Александровича Ильина . И мы буквально видим, как взросление, возрастание его, подобно наступающему веку вбирает в себя всю силу и мощь предшествовавшей русской истории. Тогда, на шестом году жизни Юрия Новицкого, начались торжества в Киеве и по всей России по случаю 900-летия крещения Руси, и вся жизнь в России словно бы стала созвучной богатырской былине... Вот несколько лат этого года... 22 июня 1888 года в Томске открыли первый в Сибири университет. 15 июля в Киеве открыли памятник святому равноапостольному князю Владимиру на праздновании 900-летия крещения Руси. 23 июля во время сильной грозы в Петербурге молнией выжгло изнутри часовню у Стеклянного завода, но образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» просветлел и обновился. Из-за того, что к нему чудесным образом прикрепились вылетевшие из разбитой кружки для подаяний монетки, образ этот стали называть «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) и он стал одной из самых почитаемых святынь Петербурга. Ну, а 17 октября 1888 года произошло и вовсе богатырское событие. Близ станции Борки на Курско-Харьково-Азовской железной дороге потерпел крушение императорский поезд. Александр III во время крушения смог удержать на плечах крышу вагона-ресторана и «таким образом спас жену и детей, не проявив при этом даже особого волнения».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дочь Новицкого, Ксения Георгиевна, запомнила их разговор. – Юра, – сказал Карсавин отцу. – Подумай еще раз. Поедем. Здесь ничего не будет. Ты погибнешь. – Здесь моя Родина, – ответил Юрий Петрович Новицкий своему другу. – Я останусь... Последние шаги на пути своего духовного восхождения Юрий Петрович Новицкий прошел рядом с митрополитом Вениамином... И когда мы говорим об их разногласиях по поводу адресованных властям писем, следует помнить, что это не имеет ничего общего с обычными житейскими раздорами. Тем более что уже через несколько дней стало ясно – ни пастырский опыт митрополита, ни юридические познания Новицкого никак не помогали в разгадывании планов агрессивно-беззаконного сатанизма. Чтобы противостоять этому, мало было быть иерархом Церкви и высокопрофессиональным юристом. Нужно было быть святым... § 4. Впоследствии, во время процесса, высказывались самые различные суждения о «линии» митрополита. Одни порицали владыку за нерешительность, другие – за излишнюю твердость. «Обновленцы» старались подчеркнуть, что недовольство владыкой распространилось среди прихожан, что митрополит был перепуган и растерян. – Скажите, – спросили на процессе протоиерея Боярского. – Было ли у вас впечатление во всей истории переговоров и предшествующих событий, что митрополит затягивает решение этого дела? – У меня было такое впечатление, что после первого письма в Помгол митрополит оказался под большим влиянием и давлением, во-первых, масс, а во-вторых, может быть, других лиц, и замедлил в этом деле помощи, – хладнокровно ответил Боярский. – Медлил он, потому что боялся тех упреков, которые на него сыпались 68 . Вторил Боярскому и Н. М. Егоров. «Между митрополитом и Правлением, и верующими массами возникло расхождение. Толпа говорила о том, что владыка митрополит вошел в дружбу с большевиками, что давно был большевиком, что под его благословение не надо подходить... Необходимо было указать на то, что Церковь не идет здесь вслепую, а ставит те условия, которые принимаются властью» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти события и превращали ребенка-барчука в отрока – уманского гимназиста. Он еще не велик, и гимназической фуражкой, которую держит в руке, может прикрыться подобно щиту, но посмотрите, как твердо и уверенно стоит он, как прямо смотрит... Известно, что качество обучения в Уманской гимназии показалось Петру Георгиевичу Новицкому неудовлетворительным и после первого класса он отправил сына в Киев. К сожалению, сведений о детстве и отрочестве будущего святого сохранилось очень немного, и можно было бы именно отцовской заботой о качестве образования сына и ограничить объяснение причины его переезда в Киев. Однако, если вспомнить о подвиге, который предстоит совершить новомученику российскому Юрию, мы обнаружим и другой, более высокий смысл в этом событии жизни подростка Новицкого. Мы не знаем, насколько глубоко религиозными людьми были родители Юрия Петровича 64 , но твердо известно, что настоящее воцерковление его произошло в Киеве, в доме профессора-богослова Ореста Марковича Новицкого . Орест Маркович преподавал в Киевском университете имени св. Владимира и Духовной академии и у него была большая библиотека религиозной литературы, чтение которой и составило вторую половину гимназического обучения любознательного мальчика. Именно в эти годы Юрий Петрович начал серьезно интересоваться религиозными вопросами, и вера его начинает становиться сознательной. «Религиозные вопросы меня начали интересовать со второго или третьего класса гимназии»... – скажет он на допросе в ГПУ. Известно и то, что именно во время обучения в киевской гимназии Юрий Петрович начал петь и читать на клиросе. Киевскому гимназисту Новицкому было десять лет, когда он участвовал в праздновании пуска в 1892 года в Киеве первого в империи трамвая. Двенадцать, когда скончался в Ливадии император Александр I. Праведный Иоанн Кронштадтский , свидетель и очевидец блаженной кончины Царя-Миротворца, вспоминал потом: «Он тихо скончался. Вся Семья Царская безмолвно, с покорностью воле Всевышнего, преклонила колени. Душа же Помазанника Божия тихо отошла ко Господу, и я снял руки свои с главы Его, на которой выступил холодный пот. Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеления своему Царю, но вымолила за то тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную Его жизнь, а это дороже всего!»...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наверняка и Юрий Петрович Новицкий, покидая Троице-Сергиево подворье, тоже ощущал эту радость, это бесстрашие... Глава 3 В 1922 году масленица заканчивалась 26 февраля... Мы знаем, что к Прощеному воскресенью Юрий Петрович Новицкий уже привез митрополиту патриаршее благословение. Великой силой обладало оно. Как-то само собою получилось, что как раз накануне Великого поста и выпало митрополиту Вениамину возвысить голос петроградской митрополии Русской Православной Церкви. После литургии, в Прощеное воскресенье, он обратился к своей пастве с речью. К сожалению, записи ее сделано не было, а сам митрополит, пересказывая на процессе выступление, существенно адаптировал его, применяясь к уровню слушателей и ситуации. «Речь в Лавре я произнес в воскресенье, числа 25–26 февраля (26 февраля – Н.К.) сего года. Я указал, что для верующих совершается такое печальное явление, как закрытие некоторых церквей. Изъятие церковных ценностей может быть произведено и некомпетентными лицами, следствием чего в церкви может не оказаться необходимых предметов для богослужения. Надо молиться, чтобы таких явлений не случалось». В этом году владыке должно было исполниться 50 лет... Родился он 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отец его – Павел Иванович Казанский – окончил Олонецкую духовную семинарию и с 27 июля 1863 года служил священником в Нименской Преображенской церкви. Через четверть века беспорочного служения он был назначен благочинным V округа Каргопольского уезда. Мать, Мария Александровна Смирнова, тоже происходила из священнической семьи, была дочерью прежнего священника Нименского прихода Александра Васильевича Смирнова. Согласно родословной, составленной А.А. Бовкало и А.К. Галкиным, священство в роду будущего митрополита было потомственным: девять священников, один дьякон, два пономаря и два дьячка, а так же несколько преподавателей духовных училищ предваряли по семейной линии церковное служение Вениамина. Путь его был проторен и намолен предшествующими поколениями родственников священнослужителей...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мученик Юрий родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии в семье мирового судьи Петра Георгиевича Новицкого. Первоначальное образование получил в 1-й Киевской гимназии. В 1906 году обвенчался с девицей Анной, дочерью действительного статского советника, известного ученого, председателя Киевского физико-математического общества Гавриила Константиновича Суслова. В 1907 году у Новицких родилась дочь Ксения. В 1908 году Юрий Петрович окончил юридический факультет киевского Императорского университета святого Владимира и был направлен в научную командировку в Германию. Его христианские воззрения уже тогда оказывали большое влияние на его профессиональную деятельность, наполняя ее христианским содержанием.  В 1911 году он организовал в Киеве приют для детей ссыльнокаторжных, находящихся в заключении, родителей. В 1912 году, желая смягчить наказание для подростков, на которых тюремная среда действовала развращающе, он стал инициатором  создания отдельного суда по делам малолетних. В 1913 году Юрий Петрович защитил магистерскую диссертацию по уголовному праву и на следующий год был назначен на должность приват-доцента в Киевский университет. В 1913-1914 годах он был активным участником религиозно-философского общества. В 1914 году был назначен приват-доцентом на кафедру истории русского права на юридическом факультете Петроградского университета. В 1915 году организовал при ней кабинет по истории русского уголовного судопроизводства, собрав здесь солидную научную библиотеку. 30 мая 1915 года был назначен чиновником особых поручений при Главном управлении по делам печати, совмещая эту деятельность с преподаванием в университете. В 1920 году Юрий Петрович стал организатором и ученым секретарем петроградского Педагогического института социального воспитания нормального и дефективного ребенка и заведующим созданными при институте курсами по защите и охране детства. Одновременно он состоял профессором Педагогического института дошкольного образования. В том же году он был избран председателем правления Общества православных приходов Петрограда.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

31 марта по благословению митрополита Юрий Новицкий по­сетил протоиерея Александра Введенского как близко знакомо­го с мнениями и настроениями представителей советской власти, с просьбой содействовать тому, чтобы состоялось соглашение между митрополитом и советской властью, дабы избежать эксцес­сов при изъятии ценностей. Протоиерей Александр согласился. Новицкий и Егоров на следующий день поставили об этом в из­вестность митрополита, который, выслушав их, сказал: «Я, соб­ственно, никогда не отстаивал свои условия как непреложные, обратитесь к Введенскому, если он возьмется за посредничество, то я с удовольствием этим воспользуюсь». 3 апреля протоиерей Александр Введенский получил от митро­полита полномочия на ведение переговоров вместе с протоиереем Александром Боярским и Егоровым. 4 апреля Егоровым и про­тоиереем Введенским был написан текст, приемлемый, как они считали, и для правительства, и для церковной стороны, и митро­полит Вениамин благословил протоиереям Боярскому и Введенскому «отстаивать указанные положения». На вопрос о границах, до которых следовало доходить в их отстаивании, митрополит от­ветил, что не считает условия неизменяемыми. 5 апреля предста­вители Комиссии помощи голодающим Кондратьев и Бакаев в присутствии протоиереев Боярского и Введенского выразили свое согласие с их предложениями . 10 апреля митрополит Вениамин созвал настоятелей церквей; он начал свое выступление с порицания форм деятельности ча­сти духовенства, и в особенности протоиереев Введенского и Бо­ярского, обвинив их в сепаратизме. Затем он попросил их самих объяснить свою позицию. Протоиереи Боярский и Введенский стали давать объяснения, причем их речь часто прерывалась кри­тическими замечаниями собравшихся. Митрополит со своей сто­роны предложил продолжить переговоры со Смольным, духовен­ство его поддержало. В соответствии с этим решением в тот же день, 10 апреля, ми­трополит Вениамин выпустил обращение к пастве, в котором уже почти не ставил властям условий при изъятии ценностей. «Не осталась Церковь глуха и к переживаемому ныне страшному на­родному бедствию, – писал он. – Храмы наши и церковные люди оглашались неоднократно призывами жертвовать на голодающих деньгами, продуктами и церковными ценностями: украшениями с икон, лампадами, подсвечниками и т.п.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Вечер, посвященный вопросам помощи голодающим, где ак­тивными участниками стали протоиереи Иоанн Заборовский и Александр Введенский, проходил в том самом зале, где через три месяца будет проходить судебный процесс над митрополитом, которому будет поставлено в вину распространение заявления че­рез прочтение его в этом зале. Протоиерей Иоанн Заборовский прочел собравшейся тогда публике только что полученное им заявление митрополита и рас­сказал о переговорах митрополита с властями. Сразу же после этого к нему подошел человек, представившийся сотрудником га­зеты «Правда», и попросил дать ему текст заявления, чтобы сде­лать из него выписки для статьи. Поначалу отец Иоанн отказал, зная, что митрополит просил подписанную им копию заявления вернуть, но затем обратился к собравшимся с вопросом, давать или не давать сотруднику газеты «Правда» текст, и, получив ответ, что давать, отдал заявление, которое впоследствии возвращено уже не было. 10 марта представители митрополита Вениамина, назначен­ные им для переговоров с властями, Юрий Новицкий и Николай Егоров, были приглашены на заседание Петроградской комис­сии помощи голодающим, состоявшееся в финотделе в кабинете некоего Гуденкова, где присутствовали член Комиссии помощи голодающим Кондратьев и некий представитель Комиссии из Москвы. Представители митрополита согласились со всем, что предлагали власти, обсуждались лишь пункты: каким образом верующие будут контролировать движение уже переданных вла­стям ценностей и как будет осуществляться дальнейшая их пере­дача, чтобы избежать оскорбления религиозных чувств. У Егоро­ва по окончании беседы сложилось впечатление, что они все же получили какие-то гарантии, что будут соблюдаться пункты, обго­воренные митрополитом в Смольном; прощаясь, они заявили, что сами ничего не решают, их долг – доложить обо всем митрополиту. На это замечание участвовавший в переговорах представитель из Москвы закричал: «Какие там гарантии, мы, собственно, собрались не для выработки гарантий, а для того, чтобы исполнить де­крет!» Егоров и Новицкий ответили, что декрет, конечно, испол­нять нужно, но если митрополит идет навстречу власти, то и власти следовало бы пойти хотя бы на небольшие уступки.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

28 июня - 5 июля 1918 г. руководил XXV чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян, на к-ром был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь арестован, освобожден 12 июля с высылкой за пределы Олонецкой губ. «за недоброжелательное отношение к советской власти». 2 месяца проживал в Оятском Введенском мон-ре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. для участия в прениях о реформе духовного образования. В сент. 1918 г. переехал в Петроград, где из-за отсутствия штатных мест в епархии с 1 нояб. работал на должности научного сотрудника сев. отд-ния Комиссии по изучению естественных производительных сил России при АН (до 1922), служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию храма св. апостолов Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апр. того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской ц. Всех святых, в земле Российской просиявших (Биржевая линия, д. 8, кв. 19), и с 27 авг. 1919 по 14 дек. 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 дек. 1919 г. избран зам. благочинного Василеостровского р-на. В 1920 г. включен в состав правления, с 17 янв. 1922 г. зам. председателя Об-ва правосл. приходов Петрограда. Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией. В окт. 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та , где участвовал в разработке его устава («Положения») и составлении сметы. С открытием ин-та преподавал христ. педагогику с дидактикой Закона Божия; 23 янв. 1920 г. избран секретарем ученого совета, 6 февр.- ректором ин-та, 28 марта утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. В связи с избранием ректором подал Олонецкому еп. Евгению (Мерцалову) прошение об освобождении от членства в Олонецком епархиальном совете. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при ин-те религиозно-философского об-ва и братства Св. Софии, в собраниях к-рого принимали участие проф. Ю. П. Новицкий (см. Юрий Новицкий, нмч.), прот. Николай Чепурин , Л. П. Карсавин , Ф. К. Андреев , И. П. Щербов и др. Помимо адм. и преподавательской деятельности прот. Н. Чуков проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Казанском соборе, Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре и ряде храмов Петрограда. 14 дек. 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февр. 1921 г. за труды по организации Богословского ин-та и руководству ин-том Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры.

http://pravenc.ru/text/166689.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010