К организации «духовных союзов» патриарх Тихон призвал в послании от 19 января 1918 года. В Петрограде такое «Братство приходских советов», председателем правления которого стал протоиерей Николай Семенович Рудинский, было создано еще в октябре 1917 года. Комиссаром братства по общеепархиальным делам «для представительства и зашиты общих прав и интересов Петроградской епархии» был избран присяжный поверенный Иван Михайлович Ковшаров. Юрий Петрович Новицкий принимал участие в работе приходского Совета Скорбященской, что за Литейным двором, церкви. В этом качестве он и подписывал обращение к товарищу Народного Комиссара по просвещению Союза Коммун Северной области З. Гринбергу об открытии Богословского института. Сам Богословский институт Юрий Петрович Новицкий рассматривал, прежде всего, как то живое дело, вокруг которого может активизироваться объединение православных приходов Петрограда, но стенами которого оно не ограничится. К сожалению, многие документы, касающиеся Общества православных приходов, весной 1922 года, когда начались аресты членов правления общества, были уничтожены, и проследить всю работу Ю. П. Новицкого по преобразованию Братства приходских советов в Общество православных приходов пока не удается, зато о том сопротивлении, которое встречал Юрий Петрович на пути создания этого общества, свидетельств сохранилось вполне достаточно. «Мало-помалу в течение апреля и мая 1922 года были арестованы почти все деятели этого Братства (Общества – Н.К.) – пишет в «Воспоминаниях «смертника» о пережитом» 26 протоиерей Михаил Чельцов . – Я чувствовал себя почти спокойно, ибо к этому Братству не имел никакого отношения, даже находился и лично, и принципиально во враждебном настроении. Я и доселе думаю, что Братство это, если не активно, то пассивно, если само не способствовало, то своим положением какого-то самодовлеющего епархиального правящего органа наряду с митрополитом содействовало закрытию Епархиального Совета, коего я был председателем» 27 . Тем не менее можно совершенно определенно сказать, что многие протоиереи и преподаватели-профессора из числа тех, что сообща организовывали Богословский институт, стали и ядром правления Общества православных приходов, организованного Юрием Петровичем Новицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иллюстрированный альбом, выпущенный Издательством СПбГУ, стал первой научной биографией новомученика, раскрывающей наиболее яркие и важные периоды его жизни на основе архивных материалов. Альбом открывают обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дающего духовное осмысление подвига мученика Юрия, и предисловие, написанное ректором Санкт-Петербургского университета членом-корреспондентом РАН Николаем Кропачевым, по инициативе которого началась работа над книгой. «Хорошо известно, что в годы жестоких гонений на веру он принимал активное участие в приходской жизни Петроградской епархии, безбоязненно возвышал свой голос в защиту Церкви, являя пример мужества и терпения, стойкости духа и верности Христу, — отмечает Святейший Патриарх Кирилл. —  Вспоминая подвиг его веры, мы свидетельствуем, что многотрудный жизненный путь новомученика Юрия поистине стал исполнением слов апостола Павла: " Живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, всегда Господни " (Рим. 14, 8)». «Для нас личность Новицкого интересна не только в контексте Петроградского процесса, — подчёркивает в свою очередь ректор СПбГУ Николай Кропачев. — В истории университета он остался как грамотный специалист, воспитанный дореволюционной школой отечественной юриспруденции. Прошедший стажировки в ведущих научных центрах Европы (Берлин, Бонн и Лейпциг), он был замечен ректором Петроградского университета Эрвином Давидовичем Гриммом, который способствовал переводу Новицкого из Киева в 1914 г. Кроме того, Юрий Петрович прославился своей книгой " Суды для малолетних " , а также организацией при Киевском патронате приюта для детей ссыльнокаторжных и заключённых». В книгу вошли копии архивных и семейных документов, фотографии профессора Новицкого и его ближайших родственников. Многие из представленных материалов публикуются впервые. Главное отличие работы учёных СПбГУ от выходивших ранее трудов о Петроградском процессе — в том, что издание посвящено конкретно Юрию Петровичу Новицкому, причём не только как новомученику, но и как учёному-юристу.

http://bogoslov.ru/event/6193787

Священномученик Сергий (Василий Павлович Шеин) родился в деревне Колпна Ломинозовской волости Новосильского уезда Тульской губернии. Окончил в 1893 г. училище правоведения. Был членом IV Государственной Думы, где работал в комиссии по церковным делам. Входил в состав секретариата Всероссийского Поместного Собора 1917–18 гг. Принял монашеский постриг осенью 1920 г. с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре был рукоположен во иерея. Был настоятелем (в сане архимандрита) Патриаршего подворья в Петрограде. Вел строгую жизнь молитвенника и аскета и в то же время нес послушания, связанные с делами управления; занимал пост товарища председателя правления Общества православных приходов. В 1922 г. был арестован. Обвинялся в “орга­ни­зации преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с Советской властью”. Находился в заключении в тюрьме на улице Шпалерной в Петрограде. В последние минуты перед расстрелом молился за своих палачей: “Прости им, Боже, не ведают, что творят…”. Мученик Юрий Новицкий июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в городе Умань Киевской губернии. Окончил Киевский университет. Был профессором уголовного права Петроградского университета, председателем правления Общества объединенных петроградских православных приходов. Занимался церковно-благо­творительной деятельностью, трудился над созданием патроната для арестованных и над организационными вопросами суда для малолетних преступников. В 1913–14 гг. состоял в религиозно-философском обществе; до революции читал лекции по истории Церкви. Арестован в 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей. На суде держался спокойно, давал ясные и твердые показания относительно деятельности Правления, доказывая, что оно занималось исключительно церковными вопросами. На суде защитник Равич сказал о нем: “Он всю жизнь боролся против смертной казни, за облегчение участи семей осужденных, а теперь ему самому грозит смертная казнь и после себя он оставляет 14-летнюю дочь”. До расстрела, к которому был приговорен, также находился в тюрьме на Шпалерной.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

ВЕРА (раздел). – С.26-44. Читаем Писание: Читаем Евангелие вместе с Радио «Вера» . Ежедневно на Радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera.ru. С каким страхом связано неумение прощать ? Евангелие от Матфея, глава 6 [Мф 6:14-21] . Комментирует протоиерей Павел Великанов : «Возможно, это прозвучит укоризненно, но о непрощении мы знаем гораздо больше, чем о прощении. Большей частью мы живем в непрощении, пропитаны им, с каждым вдохом и выдохом непрощение циркулирует внутри нас. Мы настолько к нему привыкли, что — нет ничего удивительного — совсем его не замечаем. Более того: нам даже страшно представить, во что превратилась бы наша жизнь, если вдруг, по мановению волшебной палочки, всё наше непрощение было бы мигом изъято из нас. Чем тогда жить?  О ком говорить? Кому предъявлять претензии? Кому перемывать кости? О чем злорадствовать? По какому поводу себя жалеть? Чем защищаться от исполнения заповедей, если не обидой? Да стоит только на минуту допустить, что вокруг меня нет ни одного виноватого по отношению ко мне человека, а только я, я сам, и являюсь единственным источником всех моих бед и злоключений — да от такого шквала нахлынувшей вины как не потонуть в бездне отчаяния?..   Чего же мы так боимся? Беспомощности и уязвимости. А так где-то подспудно да и греет душу едва заметная мысль: я-то, конечно, далеко не святой, но не такой уж и мерзавец, как все эти — а далее по списку. Церковь, читая эти строки Евангелия в преддверии Великого поста, предлагает нам сделать очень важный шаг. Довериться Богу. Распахнуться навстречу Ему. Выбросить из-за пазухи камень непрощения. Поверить в то, что Господь нас любит вовсе не за нашу  мнимую, самодельную праведность...». Фото Марии Дрозд//Фома. - — август 2023. - С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Юрий (Новицкий). 10.11.1882-13.08.1922. На фото: Юрий Петрович Новицкий; 1-й «этаж смертников» первого исправдома, Петроград; Последнее фото 5.07.1922. Юрий Новицкий — восьмой справа во втором ряду//Фома. - — август 2023. – С.28-31. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-244-...

Советские власти, однако, сочли работу комитета излишней. Комитет закрыли, а собранные средства пустили на текущие нужды правительства. Теперь Президиум ВЦИК сам образовал правительственную Центральную комиссию помощи голодающим. Правда, одновременно было намечено провести и изъятие. Нет-нет! Ни о каком пожертвовании не могло идти речи. Все ценности изымались, от патриарха требовалось лишь, чтобы он обеспечил соблюдение порядка при изъятии, благословив его. Сделать этого патриарх не мог. Священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, помимо своей материальной ценности, прежде всего являлись святынями... Внимательно прочитал Юрий Петрович Новицкий врученный ему экземпляр Воззвания. «Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод, захвативший обширное пространство с многомиллионным населением», – так начиналось оно. Далее говорилось, как пыталась Церковь прийти на помощь голодающим в прошлом году... «Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов неосвященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призвали верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям...» Закончив чтение отпечатанного на пишущей машинке Воззвания, Юрий Петрович поднял глаза на патриарха. Это была их вторая встреча. Первый раз Юрий Петрович встречался с митрополитом Тихоном еще в 1915 году. Но тогда Тихон был в митрополичьем облачении, в белом клобуке, а сейчас он сидел в простой рясе и совсем не похож был на сановника Церкви. Он казался старше своих лет, глубокие складки сбегали по лицу, прячась в седой бороде. – По поводу постановления ВЦИК я имел переписку с Калининым... – сказал патриарх. – Сейчас этот вопрос поставлен очень строго. – У нас, в Петрограде, многие считают, что жертвовать священные сосуды не является нарушением канонов... – проговорил Новицкий. Патриарх улыбнулся. – Если у вас думают, что церкви Петрограда жертвуют и что эти пожертвования будут приняты, то я разрешаю жертвовать и то, что не указано в Воззвании... Пусть митрополит Вениамин обратится ко мне, я дам разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опровергнув все доводы обвинения, мученик подвел итог: «Для братской могилы в 16 человек материала для обвинения мало». 5 июля приговор был вынесен. К смертной казни было приговорено 10 человек – митрополит Вениамин, епископ Венедикт (Плотников), архимандрит Сергий (Шейн), протоиереи Н.Чуков, Л.Богоявленский, М.Чельцов , миряне Ю.Новицкий, И.Ковшаров, Д.Огнев, Н.Елачич. Основная масса обвиняемых была приговорена к разным срокам заключения, 22 человека были оправданы. Однако 10 июля в «Известиях» появилось сообщение о помиловании шести приговоренных к смертной казни. Приговор был оставлен в силе для митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шейна), Юрия Новицкого, Иоанна Ковшарова. Мученики оставались твердыми. " Я радостен и покоен как всегда, – писал священномученик Вениамин за несколько дней до расстрела. – Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорош о. За судьбу Церкви Божией я не боюсь». «Дорогая мама. Прими известие с твердостью. Я знаю давно приговор. Что делать? Целую тебя горячо и крепко. Мужайся. Помни об Оксане. Юрий» – такую записку отправил матери мученик Юрий Новицкий. О последних днях жизни священномученика Сергия (Шейна) сохранил сведения находившийся с ним в одной камере протоиерей Михаил Чельцов . В тюрьме пастыри читали акафисты, служили панихиды по усопшим родственникам и близким. Священномученик Сергий утешался чтением трудов святителя Иоанна Златоуста . Перед смертью отец Сергий исповедовался у протоиерея Михаила. Последний впоследствии всю жизнь благодарил Бога за краткое знакомство со святым. В ночь на 13 августа священномученики Вениамин и Сергий, мученики Юрий и Иоанн были расстреляны. Изъятие ценностей стало поводом для репрессий против всего духовенства, что ярко показал, например, процесс над приходским священником Аркадием Остальским . Пастырь был арестован вместе со своим пожилым отцом – священником. Отец умер в заключении, а сам иерей Аркадий предстал перед «судом». Свидетели говорили о своем священнике как о бессребренике, всегда помогавшем людям. Однако, по мнению прокурора, эти характеристики только усугубили вину святого, показывая в нем человека идейного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чепурин Николай Викторович , преподаватель. Садовая ул., 129, кв. 7 Фармаковский Борис Владимирович , профессор. Мраморный дворец Шкловский Владимир Борисович , преподаватель. Надлежлинская ул., 33 Члены Совета Акимов Василий Александрович , протоиерей. Канонерская ул., 29, кв. 3 Рудинский Николай Семенович , протоиерей. Калашниковская наб., 7 Платонов Николай Федорович , протоиерей. В.О., 6-я линия, 11 Аксенов Леонид Дмитриевич , преподаватель. Миллионная ул., 11, кв. 19 Новицкий Юрий Петрович , профессор. Сергиевская ул., 60, кв. 30 Соколов Николай Михайлович , профессор. Колпинская ул., 17, кв. 8 Преосвященный Венедикт , епископ. Александро-Невская лавра Преосвященный Алексий , епископ. Александро-Невская лавра Звездов Макарий , студент. Троицкая ул., 3 Васильев Серафим , студент. Александро-Невская лавра»... Добавим тут, что 17 апреля 1922 года, когда были поданы эти списки, многие из обозначенных в них сотрудников института были уже арестованы, а некоторые готовились к высылке из России на «философском пароходе» 29 . Глава 2. Побеждайте зло добром Рассказав в предшествующей главе о деятельности патриарха Тихона и Юрия Петровича Новицкого в первые послереволюционные годы, я не претендую на полноту рассказа. Мне важно сейчас показать, что, людей, встретившихся на Троице-Сергиевом подворье в конце масляной недели 1922 года, никак нельзя назвать раздавленными или запуганными революцией. Ни патриарх Тихон, ни Юрий Петрович Новицкий не прятались от происходящих в стране перемен, а стояли вровень с ними, бесстрашно встречая обрушивающиеся на Россию бедствия и по мере сил пытаясь предотвратить их. § 1. Еще важнее осознать, что хотя деятельность патриарха Тихона и Юрия Петровича Новицкого и была оппозиционной большевистской власти, но в отличие от белогвардейского и других оппозиционно-партийных движений базировалась не на разрушительной, а на созидательной платформе. «Мы содрогаемся, читая, как Ирод, ища погубить Отроча, погубил тысячи младенцев. Мы содрогаемся, что возможны такие явления, когда при военных действиях один лагерь защищает передние свои ряды заложниками из жен и детей противного лагеря, – говорил Святейший патриарх Тихон 21 июля 1919 года. – Мы содрогаемся варварству нашего времени, когда заложники берутся в обеспечение чужой жизни и неприкосновенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

успешного служения Церкви в современных условиях; 2) разработка богословских и церковно-практических вопросов, выдвигаемых современной жизнью, и проведение их в сознание общества; 3) привлечение и объединение интеллигентных людей, могущих и желающих послужить Святой Церкви». В деле возрождения в Петрограде высшей богословской школы митрополит Вениамин пошел по пути самой широкой гласности. 13 октября (30 сентября) в лаврских покоях митрополита состоялось собрание уполномоченных приходских советов Петрограда и епархии, совместно с представителями от Петроградского университета и от бывшей духовной академии. В качестве уполномоченного от Скорбященской, что за Литейным двором, церкви на собрании присутствовал профессор университета Юрий Петрович Новицкий (св. мученик Юрий). С докладом о необходимости открытия Богословского института и о характере образования и воспитания в нем выступил И.П. Щербов. Он также сообщил, что гражданская власть, утвердив ходатайство об открытии института, предоставляет в его распоряжение бывшие митрополичьи покои при Троицком подворье (Фонтанка, 44). Собрание учредило Комиссию духовно-учебных заведений Петроградской епархии под председательством протоиерея Василия Акимова для рассмотрения и дополнения проектов И.П. Щербова и для решения финансовых вопросов. 14 (1) ноября 1919 года протоиерей Василий Акимов рапортом сообщил митрополиту Вениамину о том, что Комиссия выполнила возложенную на нее работу. Митрополит Вениамин наложил резолюцию: «1919 ноября 10/23. Благословляется устроить общее собрание представителей приходских советов для рассмотрения доклада настоящей комиссии. Митрополит] Вениамин». Такое собрание, еще более представительное, чем первое, состоялось в покоях митрополита в Александро-Невской лавре 1 декабря. После молитвы «Царю Небесный» митрополит Вениамин, благословив собравшихся, предложил считать настоящее собрание продолжением предыдущего. Деятельность Комиссии была одобрена. Собрание постановило просить митрополита лично ходатайствовать перед Патриархом Тихоном о благословении на скорейшее открытие института. В состав делегации, избранной сопровождать митрополита в Москву, вошли А.С. Николаев, Ю.П. Новицкий и И.П. Щербов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христианские мученики Маркиан и Мартирий считаются покровителями юристов. Жили они в Константинополе в IV веке и были нотариями при Патриархе Павле Святейшем. Скрупулезно записывая все, что происходило при нем, Маркиан и Мартирий оставили для потомков возможность многое узнать о событиях тех лет. С началом гонений на христиан, после убийства Патриарха, оба нотария не согласились отречься от своей веры, несмотря на все земные блага, которые им предлагали, и были казнены. Святитель Иоанн Златоуст, живший в те же годы, окончил юридическую школу и был адвокатом. Однако, понимая, как он далек от Бога, Иоанн Златоуст постригся в монахи и всю свою дальнейшую жизнь посвятил Христу, со временем став архиепископом Константинопольским. Святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн жил в начале XX века. Окончив юридический факультет, он немного поработал в суде, а затем стал на путь монашества. Жизненный опыт и знания, полученные им в годы учебы, помогли ему более осознанно осмыслить религиозные истины. Перебравшись в Шанхай, а позже в Сан-Франциско, святитель Иоанн построил большие православные храмы и приют для пяти тысяч детей, которых спас от бродяжничества и голодной смерти. К лику святых причислены петербургские юристы Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий. Первый из них был адвокатом, юрисконсультом Александро-Невской лавры, второй — профессором юридического факультета, судьей. Последние годы их жизни пришлись на те времена, когда пришедшие к власти Советы объявили, что все церковное имущество «перейдет к народу». Митрополит Вениамин (Казанский) вел переговоры с властями, его сопровождал и поддерживал И. Ковшаров. За эту поддержку он, а также сам митрополит, Юрий Новицкий и еще 13 человек были арестованы и расстреляны. После открытия экспозиции протоиерей Сергий Никаноров ответил на вопросы приглашенных гостей — юристов, предпринимателей, деятелей культуры и представителей власти. Выставка «Святые юристы» будет находиться в офисе юридической фирмы на постоянной основе. Посетить ее можно по адресу: Томск, переулок Комсомольский, 16а.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Николай, епископ Молдавский 881 Николай, епископ Тульский 881 Никольская Т, автор соч. 19, 20 Никольский А. С., проф.-прот. 455, 487, 496, 497 Никольский В., обн. протоиерей, делегат обновленческого собора 35 Никольский, обн. протоиерей Тульской епархиии 302 Никольский, священник, осуждённый по петроградскому процессу 251 Никон (Пурлевский), обн. архиепископ 309, 881–883 Никон (Утин), архимандрит 240, 1009 Никон, патриарх Московский и всея Руси 146, 172, 313 Никонор (Пономарев), обн. епископ 420 Нил (Ушаков), обн. епископ 504, 883–884 Нил Сорский 130 Нименский Алексей Григорьевич, обн. священник г. Новгорода, член ВЦУ 243, 271, 285, 304, 989–990 Ницше Фридрих, немецкий философ 143 Новиков (Айзенштейн) А. И., управляющий делами обновленческого Синода 35, 88, 105, 140, 283–285, 366, 990 Новицкий Юрий Петрович см. Юрий (Новицкий), мч. Нонна, жена Григория Богослова 453 Нумеров Николай Д., делопроизводитель ВЦС, секретарь канцелярии Патриарха Тихона 69, 215, 334 Овидий Публий Назон, римский поэт 139 Огнев Д. Ф., проф., осуждённый по петроградскому процессу 250, 251, 253 Одинцов М. И., историк 16, 25, 37, 46, 47, 50, 51, 55, 57 Окунев Як., авт. соч. 102, 109, 111 Олтажевский Григорий, протоирей 496 Ольга, дочь Введенского А. И. 52 Оптат Милевийский 117 Ореханов Георгий, священник 18, 19 Осецкий Александр Александрович, член Предсоборного Совещания, член Собора 1917–1918 гг. 186, 187, 1004–1005 Ослябя 545 Остроградский, академик 575 Остроумов 183 Очкуров Феодор, обн. протоиерей Ленинграда 522 Павел (Борисовский), архиепископ см. Павел (Борисовский), митрополит Павел (Борисовский), митрополит 42 Павел (Герасимов), обн. епископ 884 Павел (Гроздов или Грозов), обн. епископ 885 Павел (Громов), обн. архиепископ 885–886 Павел (Канатодис), архимандрит, представитель Александрийского патриарха 95, 418, 442, 443, 461 Павел (Краснорецкий), обн. епископ 886–887 Павел (Масленников), обн. архиепископ 499, 532, 887–888 Павел (Погорилко), обн. епископ 888–889 Павел (Раевский), обн. митрополит 153, 208, 209 295, 363, 366, 428, 454, 530, 889–890, 892

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010