Обратим внимание, что идея устроить встречу с митрополитом возникла в ходе беседы Егорова с Введенским. Усвоив эту идею, как собственную, Егоров энергично принялся хлопотать над ее претворением в жизнь. Юрий Петрович Новицкий с благословения митрополита Вениамина на встречу согласился. «Предупредив об этом митрополита, я 30 или 31 марта (31 – Н. К.) пришел к протоиерею Введенскому с просьбой поговорить в исполкоме, чтобы тем или иным образом успокоить приходскую жизнь, – рассказывал он на допросе у следователя. – Введенский обещал свое содействие. О его обещании я тогда же уведомил митрополита» 86 . § 3. Сейчас, почти столетие спустя, воссоздавая события 1922 года, то и дело ловишь себя на ощущении, что митрополитом Вениамином и Юрием Новицким была совершена какая-то ошибка. Кажется, что если бы вот тут повел он себя гибче или, наоборот, менее доверчиво, если бы здесь выступил сдержанней, а тут решительней, вот тогда-то... И тут же обрываешь эти нелепые и несуразные мысли... И не только потому, что у истории нет сослагательного наклонения... Не только потому, что в отличие от нас митрополит Вениамин был святым и видел то, что недоступно нам... Нет... Все наши предположения ошибочны потому, что основываются на существовании причинно-следственной связи между событиями. Однако, если приглядеться внимательней, то нетрудно увидеть, что последующие события во всей истории с изъятием церковных ценностей не вытекают из предыдущих, а пристраиваются в полном соответствии с планами задумавших это действо режиссеров. Голод в Поволжье не являлся причиной изъятия, он служил лишь маскировкой задуманной акции... Неизбежные инциденты, происходившие при изъятии, не были организованы духовенством и не могли служить причиной репрессий... В напоре злой, сатанинской силы смешивались причины и поводы, следствия и выводы, рвалась причинно-следственная связь и, кажется, деформировалось само время. Оно уже не текло естественно и необратимо, а закручивалось, то меняя свое направление, то останавливаясь совсем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поддерживаемое властями движение обновленчества имело целью вытеснение Православия спекулятивной организацией, сохраняющей лишь видимость церковности, и, по существу, лишенной благодати церковных таинств, не говоря уже о лояльности по отношению к новой власти. А удар в отношении митрополита Вениамина был частью рассчитанной политики уничтожения Русской Православной Церкви. Патриарх Тихон должен был лишиться одного из самых главных своих помощников. Необоснованность и провокационный характер действий властей в Петрограде осознавалась даже в рабочей среде. Изъятие богослужебных предметов сопровождалось волнениями. В церкви Путиловского завода, например, рабочие не позволили произвести изъятие. В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая верующих оказать сопротивление. Симпатии людей были явно на стороне законной церковной власти. Однако в те годы принцип народного волеизъявления использовался большевистским ЦК весьма избирательно… Выдержанное поведение митрополита Вениамина во время судебного слушания, его удивительное терпение до самой последней минуты, когда в кратком слове он выразил отношение к происходящему, сами по себе служили опровержением клеветы. Обвинительный приговор он принял смиренно, как Крест, соединяющий его со Спасителем. …5 июля трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда. Организованные процессы над священнослужителями, воспринимавшиеся многими современниками как «поражение» Церкви, принесли всходы спустя десятилетия, когда в России появилось новое поколение, воспитанное вне церковной традиции, в условиях запретов со стороны богоборческого государства, но повзрослевшее быстро, благодаря сотням и тысячам примеров свидетельства. Судьбы новомучеников задолго до их прославления для многих людей стали своего рода откровением, моментом, определившим выбор в пользу веры.

http://pravmir.ru/semya-cerkvi-svyashhen...

Григорий Евсеевич Зиновьев, очевидно, обратил внимание товарища Мессинга на это обстоятельство. Он подчеркнул, что негоже колыбели мировой революции пренебрегать указаниями вождя мирового пролетариата. Станислав Адамович, разумеется, ошибку исправил. Сразу после замечания Зиновьева он распорядился произвести аресты. Поскольку создавать контрреволюционную организацию – дело хлопотное и ненадежное, решили в качестве таковой использовать общество, существующее на самом деле. Подготовку процесса поручили следователю Губрев-трибунала Ф.П. Нестерову. В воскресенье, 30 апреля, он приступил к делу. Первым на допрос был вызван председатель Общества православных приходов Юрий Петрович Новицкий. Вообще-то Юрия Петровича Новицкого могли и не арестовать 29 апреля 1922 года... Дело в том, что ордер на арест был выписан по адресу: пр. Володарского 69 , д. 36, кв. 1 , где жила Пелагея Дмитриевна Новицкая, и где Юрия Петровича – он жил с дочерью у Ксении Леонидовны Брянчаниновой на Сергиевской улице – просто не было... Наверное, чекисты всё равно нашли бы Новицкого, но могли – такие были тогда времена! – и не отыскать. Хотя и закончилась революция и Гражданская война, но время революционной целесообразности продолжалось. Коллега Юрия Петровича Новицкого по университету – Питирим Сорокин, например, именно так и спасался от осуждения и расстрела. Он уходил из дома, когда чувствовал, что за ним должны прийти. Проходило время, нужда в аресте его отпадала, и он спокойно возвращался назад. Но Пелагея Дмитриевна, возможно, потому, что была столбовой дворянкой, не сочла возможным для себя выкручиваться перед чекистами. Она назвала чекистам адрес сына, и Юрия Петровича арестовали в тот самый день. Арест застал Юрия Петровича врасплох. Что, помимо спасения собственной души, самое важное для православного человека? Работа... Семья... Когда сотрудники ГПУ уводили Юрия Петровича из дома, они унесли с собой его так и не завершенную «Историю русского уголовного права» – главный научный труд профессора Новицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этими народными преданиями объясняется то глубокое уважение, какое местные христиане питают к этим священным развалинам, так что даже кирпичи с них они кладут в могилы умерших для того, чтобы ничто не тревожило их покоя (Волын. епарх. ведом. за 1876 г., 1, стр. 17). 240 См. Памятники, – изд. К. Н. Батюшковым, вып. 4; срав. ст. А. Сендульского – «Г. Овруч» в Волын. епарх. вед. за 1876 год 1, стр. 3, 17, 18. 242 В состав Овручского повета входили: Овруч, Искорость, Ксаверов, Базар, Чернобыль, Олевск, Норинск, Народичи, Мартинов и др. 243 По свидетельству древних актов, Овручскими старостами (а также наместниками и державцами) были: Бржуховский Юзеф-Антоний, Васьковский Илья, Вишневский Михаил Михайлович, Волчко Романович, Ивашкевич Роман, Кмитич Криштов, Козинский Тихно Гринкович, Лащ-Тучанский Самуил, Мышка-Варковский Авррам, Мышка-Варковский Михайло, Немирич Владислав Стефанович, Ольшанский Юрий, Полозович Сенько, Потоцкий-Любич Франтишек Северинович, Рудзкий Павел, Сапега Николай, Сенюшко Романович, Стецкий Ян, Халецкий Есиф Михайлович, Халецкий Михайло Михайлович. Подстаростами (и наместниками староства) были: Вержбицкий Ян, Витовский Рафаил, Войнаровский Пётр, Гаспарский Ян, Достоевский Ярош, Павша Махайло, Прушинский Николай, Сурин Ремигиян, Сычневский Михайло, Трясецяк Александр. Комиссарами для устройства староства были: в 1647 году – Дудин Иероним, Лубовицкий Габриель, Тржецяк Криштоф; в 1691 году – Павша Теодор, Ставецкий Михайло. Имение старостинское было Михайловка или Михайлов. Городничими в замке были: Вышнопольский Николай-Станислав, Скипор Николай, Федкевич Михаил. Каштелянами Овручского повета были Прушинский Коска-Станислав, Рыбинский Мартин-Антоний; подкомарии: Павша Ян и Якубовский Юзеф (см. указатель к изданиям временной комиссии – в Киеве – т. II Н. Н. Новицкого, 1883 г., стр. 556 и 559. 244 Так в акте от 1649 года 18 апреля в письме неизвестного из г. Трешина сказано, что в Овруче казацкий полковник Наталчич (в тексте (ошибочно – Наталищ) имеет 6,000 войска; с ним находится и шляхтич Горностай – сотник, это – начальники отрядов Богдана Хмельницкого (Памятники, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

17/30 апреля. Воскресенье. 9 часов вечера Разгром правления Общества приходов. Сегодня за литургией прине­сли записку, что в 12 ночи арестован Новицкий. Потом уз­нал, что арестованы Преосв. Алексий, Богоявленский, Зинкевич, Кедринский, Бычков, Акимов, Чепурин, И.А.Карабинов, В.И.Яцкевич, Приселков, Ковшаров, Ладыгин. Предполагались аресты: Преосв. Венедикта (не за­стали дома), Аксенова (болен), Сопетова и Малиновского (засада) и, может быть, и еще. Каким-то чудом уцелели прочие, но надолго ли? Аксенов, у которого я сейчас был, сообщил, что у него был обыск, причем взято мое к нему письмо о предполагавшемся у него на квар­тире собрании нескольких человек с Митрополитом. Жду ареста и я. Надо думать, что всё это стоит в связи с делом Введенского, кото­рому Владыка предложил явиться во вторник в пастырскую комиссию для объяснений в связи с последними выступлениями и с организаци­ей Христианского вселенского братства. Он ответил Митрополиту письмом в довольно неприличной форме о том, что он не считает пастырскую комиссию судом, что он явится туда на два часа, но при условии, что там не будет мирян, что ничего не может сказать боль­ше того, что уже сказано печатно, и что, в конце концов, очень не понравится многим и особенно некоторым. А недели три тому назад мне Юрий Петрович сообщал, что Введенский «предупреждал» Митрополита, что «Смольному стал известен список членов правления Общества» (конечно, через него или Белкова). Таким образом, надо думать, что все эти аресты дело рук Введенского, расправляющегося с теми, кто в пастырской комиссии критиковал его доклад, или намеревался обсуждать его «платформу». Сейчас Е.М. Лазаревская сообщила, что Боярский очень возмущен будто бы этим, хочет быть у Введенского, а затем - у меня. Я сказал ей, чтобы передала Боярскому - пусть идет к Введенскому и требует освобождения арестованных, потому что, как говорил он Митрополиту: «ключи от Шпалерной у него» ( на Шпалерной ул. находился Дом предварительного заключения - Л.А. ). Всё это сделало большой переполох в обществе. Ко мне заходили справляться, благожелали по - хорошему. Ну, как Господу угодно!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Народу на площади при нашем приезде было очень много. Встреча вообще всегда трогательная: цветы, передачи. Так что вчера я еле уместил все передачи, чтобы привезти их к себе в тюрьму. Даже порядочно роздал. 1/14 июня 1922 г. Среда. 9 часов утра. Вчера поздно вернулись. Целый день мучили допросом митрополита и только вечером, около часу Юрия Петровича Новицкого. Допрос митрополита производили и суд, и обвинение, и защита. Приехавший из Москвы Смирнов вел себя (от обвинения) настолько хулигански, так издевался, так был настроен разбойнически, что я удивлялся терпению митрополита. Защитник в одном месте прервал и указал на оскорбительность. После этого несколько тише стал. Во время перерыва, говорят, и суд и защита указали ему, что то, что, может быть, возможно, в Москве, не подходит в Петрограде, и после перерыва обвинение уже перешло к другим приемам: " будьте добры сказать " , " вы изволили сказать " и т.п. Владыка страшно устал, видимо. Но держал себя и отвечал хорошо. Юрий Петрович Новицкий очень подробно и хорошо осветил всю работу Правления. Что-то покажет сегодняшний день. Возможно, что после Новицкого могут вызвать меня, как товарища. Помоги, Господи! 2/15 июня 1922 г. Четверг. 10-11 часов утра. Вчера опять очень поздно приехали, около 11 часов вечера. Почти целый день допрашивали Ю.П.Новицкого. Потом Елачича. Первый - хорошо, второй - слабо показывал. Сегодня, пожалуй, меня. Как поможет Господь! Дал Гиринскому целый ряд вопросов для себя, чтобы на них я выявил все необходимое для своей защиты. Только неудачный защитник: размазня, вопросов кратко ставить не умеет и это все впечатление портит. Обвинители несколько стихли, хотя иногда проявляют хулиганские выходки. Как-то поможет мне Господь?! В суде масса передач, все что-нибудь дают. Третьего дня масса народа стала ждать выхода Митрополита и, увидя его, запела молитву. Курсанты окружили, и всех, около 700 человек - на Шпалерную. Часть выпустили, часть - на принудительные работы... Вообще вечером, при нашем возвращении по улицам масса войск и конных разъездов. Шумели. А процесс - выеденного яйца не стоит.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

П. Новицкого интересовали и другие вопросы. Два года он читал курс «История прокурорского надзора в России» и очень серьезно занимался историей законодательства о печати. К 1922 году он закончил большую монографию «История русского уголовного права». Она не была опубликована до его ареста, а позднее текст ее затерялся. Но кто знает, может быть, где-то в архивах КГБ лежит эта рукопись – итог короткой жизни ученого. Юридический факультет в те годы был самым большим, и я бы сказал, многопрофильным факультетом Петроградского университета. На его 13 кафедрах училось более половины всех студентов Университета (точнее, 50,62%) На факультете вместе с Новицким работали многие известные специалисты, считавшиеся тогда уже классиками юриспруденции: профессора М. Я. Пергамент (гражданское право); А. А. Жижиленко, А. Ф. Кони, Н. Н. Розин (уголовное право); барон Нольде (римское и международное право); В. Н. Бенешевич (церковное право); доценты М. М. Кулишер (история хозяйственного быта и кассационное производство); М. А. Рейснер (история политических учений). Юрий Петрович легко и достойно вписался в ряд этих людей, поддерживая с ними и научные и человеческие связи. Однако круг его знакомых не ограничивался юристами. Достаточно теплые отношения связывали Юрия Петровича Новицкого с выдающимся востоковедом академиком С. Ф. Ольденбургом, с арабистом, автором первого научного перевода Корана на русский язык И. Ю. Крачковским, с китаеведом В. М. Алексеевым, с лингвистами Л. В. Шербой и Н. Я. Марром, создателем оригинальной и спорной теории развития языка, с филологом В. В. Бушем, специализировавшимся на истории древнерусской литературы, с историками М. А. Приселковым и Л. П. Карсавиным, серьезно занимавшимися проблемами истории церкви и религиозной культуры. С Приселковым, сыном настоятеля Казанского собора, у Юрия Петровича были общие научные интересы к истории Киевской и Московской Руси, схожие устремления к дотошному исследованию источников, анализу степени их достоверности, общие педагогические принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наверное, он, этот историк, присоединится к мнению человека, жившего за целое столетие до событий 1922 года. Талейран сказал по поводу расстрела наполеоновской полицией герцога Энгиенского (все «дело» которого в чем-то похоже на Петроградское «дело»): «Это хуже чем преступление, это ошибка» 157 . Старый политик понимал, что плата за такие ошибки безмерна. III. Протоколы допросов Юрия Петровича Новицкого Отдел Секретный г. Петроград, 30 апреля 1922 г. Протокол допроса, произведенного в Петроградской Губернской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией Фамилия – Новицкий Имя, отчество – Юрий Петрович Возраст – 39 лет Происхождение – сын чиновника, Местожительство – Сергиевская, 60, квартира 30 Род занятий – профессор Университета в Петрограде Семейное положение – вдов. Показания по существу дела 158 Специального собрания, посвященного исключительно помощи голодающим церковными ценностями, не было. Был этот вопрос поднят на одном из заседаний, на котором решения по этому поводу вынесено не было. Но было рекомендовано, чтобы все церкви приняли все меры к сбору золота, серебра, продуктов и денег, по этому же поводу было общее желание Правления, чтобы владыка митрополит переговорил об этом с о.о. благочинным. Такое же мнение было и о комиссии помощи голодающим, председателем которой является владыка митрополит. В день событий на Сенной площади у нас никакого заседания или собрания не было, сведений правление в этот день никаких не получало, правлением сведения были получены через несколько дней неофициально, я лично об этом узнал на улице, не помню от кого, в тот день вечером или на второй день. Через несколько (приблизительно 8–10) дней в правлении стало известно, что на Сенной никакой комиссии не было, и события прошли провокационные. Правлению так же из рассказов некоторых лиц стало известно о беспорядках и в других церквях, как-то Казанском соборе, о котором сообщил протоиерей Чуков и добавил, что были приняты меры и никаких эксцессов допущено не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разгром правления Общества приходов. Сегодня за литургией принесли записку, что в 12 ночи арестован Новицкий. Потом узнал, что арестованы Преосв. Алексий, Богоявленский, Зинкевич, Кедринский, Бычков, Акимов, Чепурин, И.А.Карабинов , В.И.Яцкевич, Приселков, Ковшаров, Ладыгин. Предполагались аресты: Преосв. Венедикта (не застали дома), Аксенова (болен), Сопетова и Малиновского (засада) и, может быть, и еще. Каким-то чудом уцелели прочие, но надолго ли? Аксенов, у которого я сейчас был, сообщил, что у него был обыск, причем взято мое к нему письмо о предполагавшемся у него на квартире собрании нескольких человек с Митрополитом. Жду ареста и я. Надо думать, что всё это стоит в связи с делом Введенского, которому Владыка предложил явиться во вторник в пастырскую комиссию для объяснений в связи с последними выступлениями и с организацией Христианского вселенского братства. Он ответил Митрополиту письмом в довольно неприличной форме о том, что он не считает пастырскую комиссию судом, что он явится туда на два часа, но при условии, что там не будет мирян, что ничего не может сказать больше того, что уже сказано печатно, и что, в конце концов, очень не понравится многим и особенно некоторым. А недели три тому назад мне Юрий Петрович сообщал, что Введенский «предупреждал» Митрополита, что «Смольному стал известен список членов правления Общества» (конечно, через него или Белкова). Таким образом, надо думать, что все эти аресты дело рук Введенского, расправляющегося с теми, кто в пастырской комиссии критиковал его доклад, или намеревался обсуждать его «платформу». Сейчас Е.М. Лазаревская сообщила, что Боярский очень возмущен будто бы этим, хочет быть у Введенского, а затем – у меня. Я сказал ей, чтобы передала Боярскому – пусть идет к Введенскому и требует освобождения арестованных, потому что, как говорил он Митрополиту: «ключи от Шпалерной у него» (на Шпалерной ул. находился Дом предварительного заключения – Л.А.). Всё это сделало большой переполох в обществе. Ко мне заходили справляться, благожелали по – хорошему. Ну, как Господу угодно! 19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Востоке новообразованного фак-та общественных наук (Архив СПбГУ. Ед. хр. 86. Преподаватель Безобразов С. С.). Вероятно, в этот период произошла его встреча с Н. Н. Глубоковским , который был избран профессором на эту же кафедру 1 нояб. 1919 г. ( Глубоковский Н. Н. Академические заветы и обеты/Сост., ред.: прот. Б. Даниленко, иером. Петр (Еремеев). М.; Серг. П., 2005. С. 81). Летом 1919 - весной 1920 г. был неоднократно командирован в охваченные гражданской войной юж. губернии России для сбора в местных архивах и б-ках произведений печати для б-ки Петроградского ун-та (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10913. Л. 64-66). В нояб. 1919 г. избран профессором Туркестанского гос. ун-та (ныне Национальный ун-т Узбекистана) по кафедре истории религии и до перевода ун-та в Ташкент участвовал в его организации, продолжая преподавать в Петроградском ун-те (Там же. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 17. Л. 1 - из автобиографии). С. С. Безобразов стал одним из учредителей религиозно-философского об-ва - Софии Святой братства , образованного 21 мая 1920 г., одной из задач к-рого было способствовать объединению верующей интеллигенции вокруг Церкви ( Сорокин. 2005. С. 247-249). Деятельными членами инициативной группы братства были учитель С. С. Безобразова проф. И. М. Гревс и Л. П. Карсавин . С. С. Безобразова привлек в братство его друг профессор кафедры уголовного права Петроградского ун-та Ю. П. Новицкий (прославлен в лике новомучеников Российских как мч. Юрий ). Основное содержание собраний братства было тесно связано с чтением и толкованием Евангелия ( Кассиан (Безобразов). Родословие духа. 1949. С. 12-13). Т. о. состоялось знакомство С. С. Безобразова с руководством Петроградского Богословского ин-та, в котором он впосл. преподавал. В июле 1920 г. по личному прошению уволен из Публичной б-ки и переехал в Ташкент, где в течение 1920/21 уч. г. читал лекции по истории религии в Туркестанском ун-те (ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 17. Л. 1 - из автобиографии). В это время С. С. Безобразов вступил в брак с Любовью Владимировной Холостовой (род.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010