5) В 28-й день июля совершается здесь ежегодно крестный ход вокруг всего города с чудотворным образом Богоматери Одигитрии Смоленской в память постигшей в 1854 г. наше отечество губительной болезни – холеры, от которой был пощажен гор. Кириллов, затоплением Божией Матери, по молитвам перед ее чудотворным образом, перед которой в горести и несчастьях всегда возносят свои молитвы. В память и благодарность этой милости Царицы Небесной, по просьбе местных жителей, Святейшим Синодом, с соизволения Государя Императора Николая Павловича, с тех пор учрежден этот крестный ход 137 . XIII. Посещение Кирилловой обители Русскими венценосцами и другими важными особами Строгая святая жизнь благочестивого основателя Белозерской обители препод. Кирилла и его святых сподвижников ярко сияла на дальнем севере и благотворно влияла на все Русское отечество наше. Поэтому неудивительно, что великие князья, управлявшие Российским государством, и многие влиятельные родовитые вельможи ходили на далекое богомолье в Кирилло-Белозерскую обитель. Так, неоднократно посещали обитель сию еще при жизни препод. Кирилла Державные Благоверные князья, дети великого князя всея Руси Дмитрия Иоанновича Донского: Василий Дмитриевич Московский, Андрей Дмитриевич Можайский, Юрий Белозерский и многие другие 138 . В 1447 году (по свидетельству истории) приходил сюда в скорби души своей обиженный и ослепленный племянником своим Димитрием Шемякою великий князь Василий Васильевич Темный с Иваном Андреевичем Можайским и молились тут у гроба препод. Кирилла. Игумен Трифон уговорил тогда Шемяку возвратить дяде своему Василю неправильно отнятый у него престол предков. В этом же году пришел на богомолье в Кириллову обитель один из знаменитых вельмож Захария Иоаннович (родоначальник будущего царского рода Романовых) и оставил в обители много серебра на предположенное тогда построение первого каменного храма Божия, посвященного имени Пресвятой Богородицы – славного Ее Успения. Также великий князь Василий Иоаннович, вместе со своей супругой Еленой из рода Глинских, посетил обитель Кириллову и у св. раки Преподобного молился о даровании ему сына, наследника Русского царства, и Бог даровал ему сына Иоанна (IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Скажем прежде о сооружении Евдокиею церкви Рождества Богородицы на царском дворе. Праздник Рождества Богородицы, как известно, ознаменован незабвенною в нашей истории победою над Мамаем. Руководствуясь чувством признательности за одержанную им победу, Димитрий Иоаннович хотел увековечить этот день сооружением храмов Божьих, где бы вечно воссылались хвалы всевышнему, благословившему Русское оружие. Еще отправляясь в поход против татар, он дал обещание устроить монастырь в честь Богоматери. Возвратившись в Москву с победою над врагами и притом одержанною в праздник, посвященный Богоматери, он не замедлил исполнить свой обет, и, при пособии Преподобного Сергия, устроил в честь ее обитель на реке Дубенке (Стромынский монастырь) 59 . В память той же победы Димитрий Иоаннович построил церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове 60 и церковь Всех Святых на Кулишках 61 . Супруга Димитрия, во всем подражавшая его благочестивым деяниям, также хотела увековечить память о знаменитом дне Куликовской битвы, и, после смерти Димитрия Иоанновича, решилась соорудить храм во имя Рождества Богородицы на своем царском дворе. Там была прежде небольшая деревянная церковь во имя Воскрешения Лазаря. Она была разобрана, и на месте ее воздвигнута новая каменная, долженствовавшая служить прочным памятником победы Россиян над Татарами. Новая церковь была построена с великолепием и изяществом, и снабжена золотыми и серебренными сосудами, иконами, книгами, и всем, потребным для храма. Евдокия не щадила ни трудов, ни издержек для сего важного дела. Но и прежняя церковь во имя праведного Лазаря, замечает летописец, не была упразднена, а сделана была придельною при новосооруженной церкви. Наконец к началу 1393 года было все готово. 1 – го февраля митрополит Киприян освятил новую церковь великим освящением. При этом торжественном событии, кроме храмоздательницы, присутствовал великий князь Василий Димитриевич и братья его: Юрий, Андрей, Петр и Константин 62 . Чрез два года после освящения (в 1395 году), стены этой церкви внутри были чудно расписаны живописцами, греческим монахом Феофаном и Симеоном Черным с учениками 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протоиерей Александр Шаргунов Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Да если бы видели Покров Божией Матери только святые Андрей и Епифаний, разве все-таки мы не знаем, что Божественный Покров Ее невидимо простерт над миром? Разве Та, Которая еще с первых дней проповеди миру Божественного Сына Своего просила о недостающем вине на браке в Кане Галилейской, могла потом, отшедши на небо, пере­стать просить и молить за род человеческий? Разве Та, Которой Сын сказал с Креста: Жено! се, сын Твой – и усыновил чрез апостола Иоанна весь род христианский, могла пе­рестать с Матернею любовью и сожалением защищать и покрывать новых чад Своих? Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Елена Лебедева Протоиерей Александр Шаргунов В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они — как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Юрий Максимов Протоиерей Александр Шаргунов Юрий Максимов И в наши дни случается, что переходящие в христианство долго еще могут придерживаться тех или иных мусульманских убеждений или обычаев, нередко даже по неведению. В не меньшей степени это было актуально и для IX века. «Чин, как принимать приходящих от сарацин к пречистой и истинной вере нашей христианской», составленный тогда, продуманно создан как эффективное лекарство от подобных недоразумений и должен был весьма действенно препятствовать поверхностному, неискреннему и необдуманному принятию христианства. Ирина Силуянова Протоиерей Александр Шаргунов Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

http://pravoslavie.ru/put/page65_1078.ht...

- Что нам гривна твоя серебряная? - Чай, не на гривну у нас добра сгорело! - Подавись ты, боярин царский, тою гривною! Та гривна — нам во погибель! Еще раз крикнул боярин, пытаясь унять смуту народную, на всю площадь крикнул и брови свои боярские принахмурил: хотел испугать чернь малодушную. - Слушать ли мне ваши крики мятежные? По указу царя Иоанна Васильевича говорил я вам, по его же указу и теперь говорю… Слушай, народ московский. Не нарушай покоя царя Иоанна Васильевича смутой своей дерзкой… Та смута не к добру ведет!.. Вспомни, народ московский, царя Василия Иоанновича! Не любил шутить царь Василий Иоаннович — мигом у него мятежные головы с плеч соскакивали!. Не приведи Бог, как зашумел, заярился народ после слов доброго боярина… И без того были люди московские обездолены пожаром свирепым, и без того лишились они и домов своих, и семейств своих; и без того гнев лютый кипел в сердцах их за то, что не сумели оберечь стольный град Москву от пожара великого; и без того злобились они на бояр царских, ведая, что сам-то царь — юноша еще недозрелый… Покорно сносил народ московский владычество бояр знатных, покорно подставлял он выю свою избранникам царским; но тут не было перед ним ни царя, ни бояр, ими любимых, — и разразилась грозная буря народная… Были то клики, или был то вопль гневный всего народа собравшегося, или просто вздохнула вся земля, весь удел земский, трепетавший под стопою воевод корыстолюбивых, только громом небесным разразились погорельцы несчастные, и таков был тот гром, что далеко раздался он над Кремлем великим, над Китай-городом и над всеми пригородами московскими… Услыхав тот крик великий, побледнел, задрожал князь Юрий Васильевич Глинский… Не говорил он с народом, да и не стал бы его народ слушать: слишком опротивели народу московскому князья Глинские… Спрятался князь Юрий за спины бояр остальных; дрожал он всем телом, ведая, что немалая вина на нем лежит в пожаре московском… Много врагов насчитывал князь в этой толпе буйной, что приливала к кругу боярскому, как водная глубь бушующая… Грозные руки поднимались со стороны толпы яростной и обращались они прямо к князю Глинскому — Юрию!

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

Иван Васильевич, женат на Вере Петровне Херасковой Яков Васильевич Дмитрий Васильевич Василий Васильевич, женат на Софие Николаевне Загоскиной Дмитрий Иванович, женат на Варваре Анисимовне Мутовкиной Яков Иванович Алексей Иванович, генерал-лейтенант женат на Елисавете Михайлович Сатиной Андрей Иванович, гофмейстер, кавалер белого орла и управлявший гофмейстерскою частию Двора Е. И. В. Великого Князя Константина Николаевича Аграфена Ивановна КОЛЕНО XVIII: Сергий Иванович, женат на Софие Иванович Соломон Михайло Иванович, женат на Роксандре Николаевне Россето-Росновано Владимир Иванович, женат на Антонине Егоровне Врасской София Ивановна, за Клушиным Яков Васильевич Николай Васильевич Василий Васильевич Елисавета Васильевна София Васильевна Леонида Алексеевна Клеопатра Алексеевна Анна Алексеевна Зенаида Алексеевна Констанция Алексеевна Пётр Александрович Иван Александрович Андрей Александрович Николай Александрович Екатерина Александровна Надежда Александровна Лилия Александровна Елисавета Александровна Михайло Фёдорович 2) служил сперва князю Дмитрию Шемяк; потом перешёл в службу великого князя Василия Васильевича Темного, приобрёл его доверенность; был у него боярином и дворецким, и сохранил эти звания при сыне его Иоанне Великом, в первые годы княжения коего и скончался. Братья боярина Михаила Фёдоровича, Василий Фёдорович и Семён Фёдорович пешко, были также боярами при Иоанне Великом; из сыновей боярина Пешки, Фёдор Семёнович муса был окольничим при великом князе Василие Иоанновиче, а из внуков, Семен Дмитриевич был окольничим при Царе Иоанне IV. Юрий Константинович Сверчков-Сабуров находился боярином при великом князе Василие Иоанновиче, который женат был, в первом браке на дочери его Соломониде Юрьевне. Великая княгиня Соломонида Юрьевна, во инокинях Сусанна, скончалась в Суздальском Покровском монастыре. Андрей Васильевич 13) был также боярином при великом князе Василие Иоанновиче, а брат его Юрий Васильевич убит при взятии Казани, и его имя вписано в синодик московского Успенского собора, на вечное поминовение. Василий Борисович 33) находился боярином при Царе Иоанне IV, старший сын коего, Царевич Иоанн Иоаннович, женат был в первом браке (4 ноября 1571) на двоюродной племяннице Василия Борисовича, Евдокие Богдановне. Царевна Евдокия Богдановна, во инокинях Александра, имела пребывание, сперва в монастыре Белозерском- Горицком; потом в Суздальском-Покровском, где и скончалась в 1619 году. Отец и брат Царевны, Богдан Юрьевич и Михайло Богданович, находились боярами, первый при Царях Иоанне IV и Феодоре I, второй при Лже-Дмитрие и при Царе Шуйском. Иван Иванович меньший 37) и двоюродный брат его Семён Фёдорович, находились окольничими при Царе Феодоре I. Пять Сабуровых владели населёнными имениями в 1699 году. Алексей Фёдорович 96) был сенатором и действительным тайным советником при Императоре Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Старую духовную грамоту великий князь сжег, как мы видели: она была написана еще до развода с первою женою; новая, предсмертная, также не дошла до нас; дошел только договор Василия с братом Юрием, написанный совершенно в старых формах, точно так же как был написан договор между ними еще при жизни отца, Иоанна III; Юрий по-прежнему обязался держать племянника Иоанна старшим братом и господином. Из приведенного рассказа о кончине Василия ясно можно усмотреть, однако, недоверчивость, которую питал великий князь к брату Юрию и которая объясняется просьбою Яганова и взаимно объясняет ее. Гораздо дружественнее были отношения великого князя к другому брату, Андрею; это могло зависеть как от характера Андрея, так преимущественно и от того, что он был младший и при жизни Юрия не мог и не имел выгоды предпринимать что-нибудь против великого князя и его сына, следовательно, не мог возбуждать такой подозрительности, как старший, Юрий, которому труднее было отказаться от недавних прав дядей пред племянниками; мы знаем о неприятных столкновениях великого князя с братьями Юрием, Димитрием, Семеном, но не знаем ничего о неприятностях с Андреем. Правление Василия обыкновенно называют продолжением правления Иоаннова-отзыв справедливый в том смысле, в каком правление Иоанна можно назвать продолжением правления князей предшествовавших. Издавна одно предание, одни стремления и цели передавались друг другу всеми князьями московскими и даже вообще всеми князьями Северной Руси; мало того, что эти князья имели одинакие цели, они употребляли обыкновенно одинакие средства для их достижения. Отсюда все эти князья поразительно похожи друг на друга, сливаются в один образ, являются для историка как один человек. Действительно ли было так, действительно ли все они были так похожи друг на друга? Ничто не мешает нам предполагать основного родового сходства в их характерах: кроме кровной передачи на образование одинаких характеров имела могущественное влияние самая одинаковость положения, одинаковость среды, в которой они все обращались, под впечатлениями которой они вырастали и скреплялись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воевода бросился с женою и слугами на другой берег, татары кинулись также в Оку догонять его, но поймать не могли, потому что в это время приспел на берег князь Василий Михайлович Верейский и не дал им переправиться. В тот же день пришли к Оке двое братьев Иоанновых, Юрий из Серпухова и Борис с Козлова Броду, да воевода Петр Челяднин с двором великого князя. Хан велел своим взять Алексин, но граждане храбро оборонялись и побили много татар. Скоро, однако, нечем стало более обороняться, не осталось ни стрелы, ни копья; татары зажгли город, и он сгорел с людьми и добром их; кто же выбежал из огня, те попались в руки татарам. Князь Юрий Васильевич и воеводы стояли на другом берегу и плакали, но помочь не могли по глубине Оки в этом месте. После хан спросил одного пленника: " Куда девались алексинцы? Сгорело их мало и в плен попалось также мало? " Пленник, которому посулили свободу за открытие, объявил, что более тысячи человек со всем добром забежали в тайник, выведенный к реке; татары взяли тайник, и тут уже ни один алексинец не ушел от них. Истреблением Алексина, впрочем, и ограничились все успехи Ахмата; слыша, что сам великий князь стоит в Ростиславле, царевич Даньяр Касимович с татарами и русскими - в Коломне, брат великого князя Андрей Васильевич - в Серпухове, видя перед собою многочисленные полки князя Юрия, как море колеблющиеся в светлом вооружении, хан двинулся назад, в свои улусы. По некоторым же известиям, Ахмат принужден был отступить вследствие моровой язвы, открывшейся в его войске; впрочем, страх Ахматов будет понятен и без моровой язвы, если справедливо известие одного летописца, что у русских было 180000 войска, стоявшего в разных местах на пространстве 150 верст. После этого, как видно, заключен был мир между Ахматом и великим князем; под 1474 годом встречаем известие о приходе из Орды Никифора Басенка с Ахматовым послом Кара-Кучуком, который привел с собою 600 татар, принадлежавших к посольству, получавших поэтому пищу от великого князя, кроме 3200 купцов, приведших на продажу более 40000 лошадей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету. Во время осады Новгорода Аристотель построил под Городищем мост на судах; во время похода под Тверь Аристотель шел с пушками; на монетах Иоаннова времени видна надпись: Aristoteles. Но деятельности одного Аристотеля было недостаточно для удовлетворения всем потребностям, которые начинало чувствовать новорожденное государство Московское; посылая к двору императорскому Юрия Траханиота, Иоанн дал ему наказ: " Добывать великому князю мастеров: рудника, который руду знает золотую и серебряную, да другого мастера, который умеет от земли отделять золото и серебро; если Юрий сыщет таких мастеров, то ему их выпросить, а рядить их, чтоб ехали к великому князю на наем, по скольку им в месяц давать за все про все; добывать также мастера хитрого, который бы умел к городам приступать, да другого мастера, который бы умел из пушек стрелять, да каменщика добывать хитрого, который бы умел палаты ставить, да серебряного мастера хитрого, который бы умел большие сосуды делать и кубки да чеканить бы умел и писать на сосудах " . Короля Максимилиана Юрий должен был просить, чтоб послал к великому князю лекаря доброго, который бы умел лечить внутренние болезни и раны. У венгерского короля Матвея Иоанн также просил рудознатцев, архитекторов, серебряных мастеров, пушечных литейщиков. В 1490 году великокняжеские послы привезли в Москву лекаря, мастеров стенных, палатных, пушечных, серебряных и даже арганного игреца, в 1494 году послы, ездившие в Венецию и Медиолан, привезли в Москву Алевиза, стенного мастера и палатного, и Петра, пушечника; наконец, под 1504 годом встречаем еще известие о привозе послами новых многих мастеров из Италии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) «Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) В 1506 и 1507 гг. удельный кн. Юрий Иванович сделал обители щедрые земельные пожалования в Рузском у. с широким судебным иммунитетом. В 1510 г. кн. Юрий передал мон-рю с. Белково с деревнями в Рузском у. Эти владения также получили широкий судебный иммунитет, а все налоги заменил денежный оброк (Там же. 35, 38, 46-48). После смерти кн. Федора Волоцкое княжество вошло в состав великокняжеских владений. В февр. 1515 г. вел. кн. Василий III выдал мон-рю 2 жалованные грамоты на ранее полученные от волоцкого князя земли (Там же. 62, 63). Первую из этих грамот «приказал» давний друг прп. Иосифа дворецкий И. А. Челяднин. В апр. 1515 г. вел. кн. Василий III впервые посетил мон-рь и оказал братии щедрую помощь хлебными пожалованиями и деньгами. Всего, по подсчетам А. А. Зимина , в период игуменства прп. Иосифа И. В. м. получил 27 земельных вкладов, 10 из к-рых - от удельных князей. Поступление денежных вкладов позволяло активно формировать монастырскую вотчину за счет покупки и обмена земельных владений. При прп. Иосифе монастырь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель. Не вполне ясно, как решился вопрос с преемником прп. Иосифа игум. Даниилом (впосл. митрополит Московский). В Послании вел. кн. Василию III в числе возможных преемников прп. Иосиф назвал имена 10 старцев, среди к-рых имя мон. Даниила отсутствует. В Уставе прп. Иосиф также сообщил, что не оставил братии настоятеля (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 580). Имя Даниила не встречается ни в одном из монастырских актов вплоть до того времени, когда он стал игуменом. Но в «Выписке» из истории мон-ря, составленной по приказу царя Феодора Иоанновича, говорится, что по благословению прп. Иосифа «избран бысть по нем на игуменство старец Даниил Рязанец и поживе на игуменстве 11 лет и потом возведен бысть на великий престол русские митрополии» (РГБ. Вол. 564. Л. 73-73 об.). Игум. Даниил был поставлен на Московскую митрополию 27 февр. 1522 г., поэтому, вероятно, он фактически выполнял обязанности игумена с 1511/12 г., т. е. еще до кончины прп. Иосифа. В пользу этой версии свидетельствует и Житие, составленное еп. Саввой (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 490-492). Ок. 1513/14 г. в записи на Евангелии инок Нил (Полев) именует Даниила игуменом и духовным отцом (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1). По сообщению анонимного Жития, прп. Иосиф оставил свои заповеди братии во главе с игум. Даниилом (Житие. 1903. С. 46). По-видимому, Даниил являлся священником и духовником братии и, согласно Уставу, с 1511/12 г. ведал духовными делами, в то время как хозяйственную и др. деятельность в период болезни прп. Иосифа контролировали келарь, казначей и соборные старцы. Состав братии и церковно-политическое значение И. В. м. в XVI в.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Руза переходит во владение второго сына Юрия: «а что ми дал братанич мой князь Иван Борисович свою отчину г. Рузу с волостми и с путми и с селы и со всеми пошлинами и с теми волостми и з станы, что ся делил с братом с своим с Федором от Волока, опричь Рюховского села з деревнями, что дал братанич мой Иван брату своему Федору: и аз город Рузу с волостми и с путьми и з селы и со всеми пошлинами и с теми волостми и з станы, что ся делил з братом своим с Федором от Волока даю сыну своему Юрью со всем с тем, потому, как, было за моим братаничем за Иваном опричь Рюховского села... Чтобы сын мой Юрей с братией по своим уделом в Московской земле и в Тферской денег делать не велят, а деньги велит делати сын мой Василей на Москве и в Тфери... а откуп ведает сын мой Василей, а в откупе у него мои дети Юрей с братией не вступаются». 364 Великий князь Василий Иоаннович, обрадованный рождением (1531 г. 25 августа) сына великого князя Иоанна Васильевича, разсудил учинить с братом своим князем Юрьем Ивановичем договорную, грамоту, дабы сей во все его владения Российского государства не вступался, но жил бы с ним великим князем и с сыном его единодушно, в вечном союзе и дружбе». 365 Князь Юрий Иоаннович, именуемый Дмитровский, вскоре после смерти брата своего великого князя Василия Иоанновича и по вступлении на Российский престол сына его Иоанна Васильевича, «быв подозреваем в домогательстве престола, 7 декабря 1533 г. взят под стражу и, томясь под строгим присмотром в той самой темнице, где некогда содержав был несчастный племянник его князь Дмитрий Иоаннович, 3 августа 1536 г. скончался и погребен в Московском Архангельском соборе. 366 По смерти князя Юрия Иоанновича г. Руза вместе с другими городами присоединяется к тому великому государству Российскому, которое образовалось при царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея великие и малые и белые России самодержце. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный г. Рузу пожаловал в вотчину царю Казанскому Симеону, жившему после покорения г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010