Кому же из русских князей и княгинь принадлежит часть украшений Святого Креста, об этом можно делать тоже одни предположения, на основании, впрочем, исторических данных. В Переславский период времени, то есть когда Переславль имел своих удельных князей (1152–1302 гг.), трудно и предполагать, чтобы можно было князьям и княгиням спокойно заняться украшениями Святого Креста. Это был период раздробления России на мелкие области, период (с 1238 г.) порабощения России татарами и распрей князей между собою, когда ни один князь русский не был твёрдо уверен в том, что его княжество удержится за ним, когда города переходили от одного властителя к другому по праву сильного. В этом периоде князей можно бы остановиться на сыне Мономаха – Юрие Владимировиче Долгоруком, о котором в летописи замечено: «Князь Юрий Долгорукий построил (1152 г.) в Переславле соборную церковь во имя Преображения Господня, которая была украшена святыми иконами и всяким благолепием» 33 ; но Юрий Долгорукий в 1155 году сделался великим князем Киевским, скончался в Киеве и погребён в церкви Спаса на Берестове. 34 Пересматривая летописи князей Московского периода, с царствования великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1323–1340 гг.), первее всего останавливаешься на благочестии великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363–1389 гг.) и супруги его Евдокии (1367–1407 гг.). Оба они отличались ревностию к устроению и украшению храмов Божиих и жили во время святительства митрополита Алексия, который, конечно, имел большое влияние на благочестивое развитие княжеской четы. К тому же во время княжения Димитрия Донского были частые пришествия священных лиц из Палестины в Москву для сбора милостыни, а патриархи посылали чрез них в благословение великому князю и княгине святые иконы и мощи святых. 35 Переславль составлял особую вотчину Димитрия Донского. Так, по случаю нашествия на Москву Тохтамыша в 1382 году в летописи замечено: «Поеде (Димитрий) во град свой Переславль». 36 Супруга его Евдокия тоже, как видно, любила Переславль и подолгу жила в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Отчищево (АФЗХ. 1956. Вып. 2. 17), а его супруга кнг. Ульяна дала с. Успенское (Там же. 18). Владения получили широкий судебный иммунитет («опричь душегубства») и освобождение даже от главного налога - дани (Там же. 3, 4, 14, 17, 18). После смерти кн. Бориса Волоцкого его наследник кн. Федор Борисович продолжал покровительствовать мон-рю. В апр. 1498 г. он пожаловал И. право без пошлины держать на оз. Селигер 10 ловцов рыбы (Там же. 23). В марте 1500 г. волоцкий князь подтвердил прежнее пожалование и передал монастырю земли в Ржевском у.: дер. Медведкову и половину слободы Тимофеевской с освобождением от дани и с широким судебным иммунитетом (Там же. 25). В том же месяце мон-рь получил от кн. Федора двор в Волоке Ламском с освобождением от всех налогов («белая места») (Там же. 26). Брат кн. Федора рузский кн. Иван Борисович перед смертью пожаловал монастырю с. Спасское и прилегающие к нему 38 деревень (Там же. 33). В 1511-1512 гг. монастырь получил от волоцкого кн. Федора Борисовича жалованные грамоты с освобождением почти от всех налогов и с широкими иммунитетными привилегиями на деревни Антушево, Бородино, Овсянниково и Шульгино и на деревни в Рузском у. (Там же. 50, 55). Щедрые земельные пожалования в 1506 и 1507 гг. сделал в мон-рь удельный кн. дмитровский Юрий Иванович (Там же. 35, 38). В 1510 г. кн. Юрий передал мон-рю с. Белково с деревнями в Рузском у. (Там же. 46, 47). Эти владения также получили широкий судебный иммунитет, а все налоги были заменены денежным оброком (Там же. 48). Последними жалованными грамотами, полученными мон-рем в период игуменства И., были грамоты вел. кн. Василия III Иоанновича от 17 февр. 1515 г. с освобождением от большинства налогов монастырских владений: дер. Попаиловы в Тверском у., слободки Тимофеевской и дер. Медведково в Ржевском у. (Там же. 62, 63). Всего, по подсчетам А. А. Зимина, в период игуменства И. мон-рь получил 27 земельных вкладов, 10 из которых были сделаны удельными князьями. Поступление значительных денежных вкладов в дальнейшем позволило активно формировать монастырскую вотчину за счет покупки и обмена земельных владений.

http://pravenc.ru/text/578410.html

П.В. Долгоруков Князья Репнины-Волконские отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Князь Иван Михайлович Оболенский, по прозванию Репня (см. статью о князьях Одоевских), боярин † 1523 КОЛЕНО XIX: Князь Василий больший Иванович Репнин, во иноках Вассиан Князь Пётр Иванович Репнин, боярин † 1546 Князь Василий меньший Иванович Репнин КОЛЕНО XX: Князь Михайло Петрович, боярин † 1564 Князь Юрий Петрович Князь Андрей Васильевич КОЛЕНО XXI: Княжна Елена Михайловна, за боярином (бывшим в последствии Царём) Василием Иоанновичем Шуйским Князь Александр Андреевич † 3 января 1612 КОЛЕНО XXII: Князь Пётр Александрович, боярин † 27 января 1643; женат 1. на Феодоре Захарьевне NN † 10 мая 1632; 2. на Ксении Ивановне NN † 18 декабря 1696 Князь Борис Александрович, боярин † 17 мая 1670; женат на NN † 2 октября 1680 КОЛЕНО XXIII: Князь Иван Борисович, боярин † 5 июня 1697; женат на Евдокие Никифоровне Плещеевой † 8 апреля 1695 Князь Афанасий Борисович † 25 ноября 1653; женат на княжне Анне Петровой Пожарской (овдовев, вышла за боярина Ивана Андреевича Милославского) КОЛЕНО XXIV: Князь Андрей больший Иванович † 26 мая 1666 Князь Аникита Иванович, фельдмаршал и Святого Андрея кавалер, рождение 1668 † 3 июля 1726; женат 1. на княжне Прасковие Михайловне Лыковой † 7 октября 1685; 2. на Прасковие Дмитриевне Нарышкиной, рождённой княжне Голицыной 4 января 1703; 3. на NN (от 2-го брака 3 сына) Князь Андрей меньший Иванович † 27 января 1699; женат на Татияне NN † 25 декабря 1715 КОЛЕНО XXV: Князь Василий Аникитич, генерал-фельдцейхмейстер и Святого Александра Невского кавалер † 31 июля 1748; женат на графине Марие Ивановне Головиной, рождение 1707 † 12 декабря 1770 Князь Иван Аникитич, полковник, рождение 20 января 1696 17 ноября 1737; женат на княжне Марфе Яковлевой Лобановой-Ростовской Князь Юрий Аникитич, генерал-поручик и Святого Александра Невского кавалер, рождение 17 апреля 1701 † 14 октября 1744 КОЛЕНО XXVI: Князь Николай Васильевич последний князь Репнин, фельдмаршал, кавалер и канцлер всех российских орденов, кавалер прусского ордена чёрного орла; рождение 11 марта 1734 † 12 мая 1801; женат на княжне Наталие Александровне Куракиной, рождение 17 апреля 1737 † 1797

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Сабуровы Предок их Фёдор Иванович 3ернов, по прозвищу сабур, был потомком мурзы Четы в пятом колене (см. статью о Вельяминовых-Зерновых). Потомки его писались и пишутся не Зерновыми, а Собуровыми. отцовский ОТ МУРЗЫ ЧЕТЫ КОЛЕНО V: КОЛЕНО VI: Михайло Фёдорович Сабуров, боярин и дворецкий † 1464 Данило Фёдорович Сабуров Иван Фёдорович Сабуров Василий Фёдорович Сабуров, боярин † 1485 Семён Фёдорович пешко, боярин † 1481; родоначальник угасшей, в конце XVI века, фамилии Пешковых-Сабуровых 368 КОЛЕНО VII: NN Михайловна, за князем Ярославом Васильевичем Оболенским Фёдор Иванович пильем, родоначальник угасшей, в начале, XVII века, фамилии Пильемовых-Сабуровых 370 Семён Иванович вислоух Юрий Васильевич † 2 октября 1552 Семён Васильевич варган Михайло Васильевич Андрей Васильевич, боярин † 1534 КОЛЕНО VIII: Иван Семёнович старший Тимофей Семёнович Юрий Семёнович Фёдор Семёнович старший Борис Семёнович Иван Семёнович младший Фёдор Семёнович папа Василий Андреевич Михайло Андреевич Григорий Андреевич КОЛЕНО IX: NN Тимофеевна, за князем Семёном Пронским Григорий Юрьевич Василий Юрьевич Степан Юрьевич Феофан-Богдан Юрьевич, боярин † 1598 Андрей Фёдорович нагай Кириак Фёдорович строй Афанасий Фёдорович Никита Борисович Иван Борисович Василий Борисович, боярин † 1578 Семён Борисович Матвей Иванович отуч Иван Иванович голова Иван Иванович меньший, окольничий † 1591 Семён Иванович больший Елизарий Иванович Тимофей Иванович Пантелей Иванович Данило Иванович Семён Иванович меньший Григорий Фёдорович Тимофей Фёдорович Иван Фёдорович Верига Фёдорович Данило Фёдорович Семён Фёдорович, окольничий † 1598 Степан Фёдорович КОЛЕНО X: Даниил Григорьевич Григорий Васильевич Михайло Богданович, боярин † 1607 Евдокия Богдановна, супруга Царевича Иоанна Иоанновича; потом инокиня Александра † 1619 Домна Богдановна Ульяна Богдановна, за Василием Петровичем Головиным Максим Кириакович Замятня Иванович Игнатий-Богдан Семёнович Григорий Семёнович Даниил Елизарьевич Ждан Степанович Богдан Степанович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Князь Николай Алексеевич 99), 15-ти лет от роду был камергером Петра II; в 1730 году сослан, вместе с отцом и братьями, в Берёзове; в 1739 году привезён в Новгород, и по урезании языка, сослан в Соловецкий монастырь; по восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны возвращён и служил бригадиром. Действительный тайный советник князь Василий Лукич 76), посланник в Дании, в Польше и в Курляндии, потом член верховного тайного совета, по восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны сослан, в 1730 году, в Соловецкий монастырь, а в 1739 году привезён в Новгород и там, 26 октября, обезглавлен на поле близ скудельничьего кладбища 63 . Тайный советник князь Сергий Петрович 108) находился, при Императрице Елисавете Петровне, президентом коммерц-коллегии и посланником в Цареграде; из сыновей его: старший, действительный тайный советник князь Владимир Сергеевич, находился 24 года посланником при дворе Фридриха Великого, а младший, генерал-майор князь Пётр Сергеевич, женат был на внучке знаменитого малороссийского гетмана Апостола. Другий генерал-майор Пётр Сергеевич 103), умер, 29-го апреля 1769 года, от раны, полученной им на приступе Хотина, при взятии этого города фельдмаршалом князем Ал. Мих. Голицыным. Генерал-поручик князь Владимир Петрович 112) находился, в царствование Елисаветы Петровны, губернатором Лифляндским и Эстляндским; оба сына его, генерал-поручик князь Василий Владимирович и генерал от инфантерии князь Юрий Владимирович, с отличием служили на военном поприще в семилетнюю войну и в царствование Екатерины Великой; князь Юрий Владимирович, никогда небывший моряком, отличился и в знаменитой морской битве Чесменской, а за взятие Бендер, в 1789 году, получил Андреевский орден; единственный сын его, князь Василий Юрьевич был генерал-адъютантом Императора Александра I. Князь Василий Михайлович 119), полководец знаменитый, отличился в семилетнюю войну; потом, в 1771 году, в семь недель покорил Крымский полуостров, за что награждён был Георгиевскою лентою, а в день торжества о мире с Турциею (10 июля 1775) титлом: Крымского; скончался в звании Московского главнокомандующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сам предводительствуя войском, Великий Князь выехал из столицы 8 июня с двумя братьями, Юрием и Симеоном; третьему, Димитрию, велел быть в Серпухове; четвертого, Андрея, оставил в Москве с Царевичем Петром. 220 Бояр и придворных Детей Боярских находилось в Государевой дружине. В Туле, на Угре стояли полки запасные. Государь осадил Смоленск, и 29 Июля начали стрелять по городу из-за Днепра большими и мелкими ядрами, окованными свинцом. Летописец хвалит искусство главного Московского пушкаря именем Стефана: от ужасного действия его орудий колебались стены и люди падали толпами; а пушки Литовские, разрываясь, били своих. Весь город покрылся густыми облаками дыма; многие здания пылали; жители в беспамятстве вопили и, простирая руки к осаждающим, требовали милосердия. В тысячу голосов кричали со стены: «Государь Великий Князь! Уйми меч свой! Мы тебе повинуемся». Пальба затихла. Смоленский Епископ Варсонофи вышел на мост, объявляя, что Воевода, Юрий Сологуб, готов начать переговоры в следующий день. Великий Князь не дал ни малейшего срока и приказал снова громить крепость. Епископ возвратился со слезами. Вопль народный усилился. С одной стороны смерть и пламя, с другой убеждения многих преданных России людей действовали так сильно, что граждане не хотели слышать о дальнейшем сопротивлении, виня Сигизмунда в нерадивости. Воевода Юрий именем Королевским обещал им скорое вспоможение: ему не верили, и Духовенство, Князья, Бояре, мещане Смоленские послали сказать Государю, что они не входят с ним ни в какие договоры, моля его единственно о том, чтобы он мирно взял их под Российскую Державу и допустил видеть лицо свое. Вдруг прекратились все действия неприятельские. Епископ, Архимандриты, Священники с иконами и с крестами, Наместник, Вельможи, чиновники Смоленские явились в стане Российском, проливали слезы, говорили великому Князю: «Государь! довольно текло крови Христианской; земля наша, твоя отчина, пустеет: приими град с тихостию». Епископ благословил Василия, который велел ему, Юрию Сологубу и знатнейшим людям идти в Великокняжеский шатер, где они, дав клятву в верности к России, обедали с Государем и должны были остаться до утра; а других отпустили назад в город. Стража Московская сменила Королевскую у всех ворот крепости. Герой Иоаннов, старец Князь Даниил Щеня, на рассвете июля] вступил в оную с полками конными: переписав жителей, обязал их присягою служить, доброхотствовать Государю Российскому, не думать о Короле, забыть Литву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Это никак не связано с либерализмом в том узком смысле слова, в котором оно стало употребляться b XIX веке, хотя и тут у России есть свои корни. Но прежде чем говорить o XIX столетии, вспомню Новгородское и Псковское вече. Новгородцы даже архиепископа избирали. В начале XVI века в северных уездах Руси, которые были свободны от набегов кочевников, существовало то, что очень походило на современный суд присяжных, а это ведь судопроизводство свободных людей — они сами решают, виновен обвиняемый или невиновен. У России есть традиции и политической свободы. В 1606 году царь Василий Шуйский ограничил самодержавие — тем самым он открывал дорогу к свободе. В 1730 году группа аристократов-заговорщиков выставила условия Анне Иоанновне, тоже ограничив самодержавие и открыв путь к свободе. Другое дело, что не получалось, но Россия постоянно имела не только авторитарную традицию, но и традицию либеральную. Юрий Пивоваров B XIX веке у нас возникает целая либеральная школа. Например, человек, которого я очень люблю и о котором часто говорю, Михаил Михайлович Сперанский, один из родоначальников русского либерализма, мыслитель европейского уровня, теоретик правовой государственности, разделения власти. Подтверждает значение либерализма для России, его укорененность в нашем сознании и следующий факт. Выдающийся историк русского права, эмигрант Виктор Леонтович в 50-е годы ХХ столетия пишет по-немецки сочинение «История либерализма в России». Проходит около четверти века и, оказавшись не по своей воле за границей, Александр Исаевич Солженицын первое что делает — дает деньги на перевод и издание этой книги. Так высоко оценил он работу Леонтовича! Заметим: великий писатель сам не был либералом! Возвращаясь k XIX веку, нельзя не вспомнить и таких либеральных мыслителей мирового уровня, как Константин Кавелин, Борис Чичерин. А славянофилы — первые светские религиозные мыслители! Они, конечно, с подачи Чаадаева, но вернули религиозную проблематику в размышления русского интеллигента, русского европейца, западника. Славянофилы сделали свою мысль теоцентричной. Так вот, мой любимец Юрий Самарин был сторонником русского правового православного государства. То есть синтез либеральных и православных идей тоже имеет свою традицию.

http://pravmir.ru/rossiya-strana-s-liber...

Наконец, в 1530 году от второго брака с Еленой Глинской у него родился сын Иоанн, а через год и несколько месяцев – Юрий. Брат его, князь Юрий Иоаннович, в договоре с ним подтвердил своё прежнее обещание, данное при жизни Uoahha III , признав наследником старшего сына Василия – малолетнего Иоанна. В 1533 году Великий Князь Василий опасно заболел и почувствовал приближение смерти. Он благословил трёхлетнего Иоанна на Великое Княжение крестом св. чудотворца Петра – митрополита, а другим крестом благословил второго сына Юрия, который получил небольшой удел. Предав наследника «Богу, Пречистой Богородице, святым чудотворцам и митрополиту Даниилу», он увещевал своих братьев исполнять данное слово и под сыном его работать на благо Руси. Так же и бояр убеждал верно служить после его смерти сыну, сказав им при этом: «Вы знаете, что государство наше ведется от Владимира Святого. Мы – ваши прирождённые государи, а вы – наши извечные бояре». Как только Василий III скончался, митрополит Даниил привёл к присяге на верность Великому Князю Иоанну Васильевичу братьев покойного Великого Князя, а также бояр и остальных приближённых. Правительницей государства сделалась мать малолетнего Государя Елена. После смерти её правление перешло в руки бояр, враждовавших между собою и думавших более о личных выгодах, чем о благе Государя и государства. Тяжёлые впечатления этих лет навсегда наложили роковой отпечаток на характер Иоанна. Достигнув тринадцатилетнего возраста, Иоанн взял правление в свои руки. В 1547 году 16 января Великий Князь венчался на царство и 3 февраля женился на дочери боярина Романа Юрьевича Захарьина – Кошкина Анастасии. В 1547 году Иоанн вступил в сношения с Восточными Патриархами по вопросу о признании за ним царского сана. Все четыре Патриарха приветствовали его посланиями как Царя, покровителя Православия, и обещали молиться за него, как молились о прежних Византийских Царях. Вселенский же Патриарх прислал, кроме того, особую грамоту, подписанную им и Собором 31 митрополита в 1561 году, в которой подтверждал совершённое в 1547 году Митрополитом всея Руси Макарием царское венчание и признавал его Царём, законным и благочестивейшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Второй 37 сын её Юрий 38 родился у неё в Переславле. По смерти своего супруга в 1389 году, получив богатые вотчины, она особенно стала щедро жертвовать на украшение и устроение храмов Божиих и монастырей. В Переславле она построила Горицкий монастырь в память избавления своего и своих детей в 1382 году от преследования татар, которые едва не захватили их в плен. Есть посему большая вероятность полагать, что великий князь Димитрий Донской, а особенно его супруга Евдокия, принимали живое участие в украшении Животворящего Креста, который мог быть сперва, и помещён в устроенном ею Горицком монастыре. Из последующих после Донского князей особенное усердие к устроению и украшению Переславских монастырей имели: великий князь Василий Иоаннович III и царь Иоанн Васильевич Грозный – с супругами. Великий князь Василий Иоаннович с супругою четыре раза был в Переславле (в 1510, 1523, 1525 и 1526 гг.) и имел особое внимание и расположение к Переславскому чудотворцу, преподобному Даниилу и устроенному им (Даниилом) монастырю. 39 Царь Иоанн Васильевич Грозный неоднократно был со своими супругами на богомолье в Переславле и имел особенное усердие к преподобному Никите Столпнику и Никитскому монастырю. 40 Он построил соборный храм в монастыре во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты Столпника, а супруга его Анастасия Романовна пожертвовала своих трудов шитый образ чудотворцев и покров на раку его, и ризы, и поясы. 41 В 1557 году в память рождения сына Феодора он же построил соборный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата в нынешнем Фёдоровском женском монастыре. 42 После царя Иоанна Грозного в Московских государях, по летописям, не видно особенного участия в устроении и украшении переславских церквей и монастырей. Таким образом, украшение Переславского Креста из царственных особ может относиться к усердию великого князя Димитрия Донского и супруги его Евдокии, а полное завершение украшения Креста ковчежцами с мощами русских святых – к усердию царя Иоанна Грозного и супруги его Анастасии Романовны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По летописям и актам известны 2 Рязанских епископа с именем Василий (соответственно 2-й и 4-й в общем списке Рязанских архиереев). Из них 1-й умер в 1294 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в лит-ре датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи - ультрамартовская - Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121). 2-й был поставлен митр. св. Алексием в 1356 г. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64), упоминается в грамоте свт. Алексия на Червленый Яр (АСЭИ. Т. 3. 313. С. 343-344) и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 г. ( Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23). Т. о., кн. Юрий Ярославич, сведенный в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению В. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена В. и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 50-х гг. XIV в.- 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне» (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476). Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя - пронского кн. Владимира Димитриевича (АСЭИ. Т. 3. 314-315. С. 345-347; 319. С. 348; 322. С. 350-352). Следов., предание, отразившееся в сер. XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в 1-й пол.- сер. XIV в., хотя исключить возможность соотнесения В. с еп. Василием кон. XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме,- с самого основания в кон. XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).

http://pravenc.ru/text/150489.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010