Так в 1468 году Князь Юрий или Георгий Васильевич Дмитровский, второй сын Великого Князя Василия Васильевича Темного, известный своими добродетелями и воинскими доблестями, пожертвовал серебряное вызолоченное кадило с цепями и блюдцем, весом в два фунта с половиной. Этот древний памятник сохранился и доселе в целости 24 . Судя по некоторым признакам, должно думать, что благоволение Князя к Пешношской обители постоянно продолжалось; это подтверждает вторичное его благодеяние монастырю. Распоряжаясь имением пред своей кончиной, последовавшей в 1472 году, в духовном своем завещании он просит брата своего, Великого Князя Иоанна Васильевича III, чтобы пожалованное им Пешношскому монастырю на Ваганькове место, оставить в собственность и пользу монастыря, для памятования его усердия 25 . Эти благодеяния владетельных особ, которым без сомнения подражали и другие чтители добродетелей Пешношских иноков, хотя имена их и сокрыты от потомства, также рачительность и хорошие распоряжения настоятелей и братии, привели монастырь в цветущее состояние. Из древних Княжеских грамот видно, что кроме продовольствия, потребного на содержание монахов и монастырских прислужников, съестные припасы умножались до излишества, и настоятели Пешношского монастыря, подобно другим знатнейшим монастырям, имели открытую судоходную промышленность до Бела Озера 26 и другие места, лежащих близ тех рек, течение коих подавало удобность Пешношскому монастырю вступить в торговые сношения. Это было около 1473 и последующих годов. Доселе, судя по оставшимся памятникам древности, благодетелями Пешношской обители были только соседственные Дмитровские Князья и окрестные жители. Но в это время, т. е. конце XV или в начале XVI столетия, и другие отдаленные Князья обратили на нее внимание и не умедлили доказать свое к ней уважение посильными вкладами, чему без сомнения предшествовала и была побуждением известность добродетельной жизни ее иноков. Так в 1504 году Князь Иван Борисович Волоколамский, внук Великого Князя Василия Васильевича Темного, в духовной своей грамоте завещал послать в Пешношский монастырь десять рублей 27 , подаяние по нынешнему времени почти ничтожное, но тогда весьма значительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борьба княжеств Сев.-Вост. Руси с Мамаевой Ордой длилась с переменным успехом начиная с 1374 г., когда «князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем» (ПСРЛ. 2000. Т. 15. Вып. 1. Стб. 106). По-видимому, решение об открытой вооруженной борьбе против правителей «Мамаевой Орды», их союзников и об отказе в уплате им всех видов дани было принято русскими князьями во время княжеского съезда в Переяславле Залесском, куда «отъвсюду съехашася князи и бояре, и бысть радость велика в граде» (Там же. Стб. 108). Помимо вел. кн. Димитрия Иоанновича и его семьи (во время съезда 26 нояб. 1374 родился кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , крещенный прп. Сергием Радонежским) в город приехал Нижегородско-Суздальский вел. кн. Димитрий (Фома) Константинович с братьями и сыновьями, среди др. князей могли быть Белозерский кн. Федор Романович, Ярославский вел. кн. Василий Васильевич с братьями, ростовские князья во главе с кн. Андреем Федоровичем. Многие из этих князей в кон. авг.- нач. сент. 1375 г. приняли участие в общерус. походе на сторонника «Мамаевой Орды» блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича , к-рый после осады Твери был вынужден капитулировать и заключить новый, невыгодный для себя договор с Москвой. Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Дальнейшее противостояние с «Мамаевой Ордой» включало поход на Волжскую Булгарию в 1376/77 г., сражения на р. Пьяне в 1377 г., в к-ром рус. войска потерпели поражение, и на р. Воже 11 авг. 1378 г. и др. По обоснованной гипотезе В. А. Кучкина , перед битвой на Воже, когда московские войска с союзниками одержали победу над ордынским эмиром Бегичем, Димитрий Иоаннович получил благословение на это сражение от прп. Сергия Радонежского во время поездки в Троицкий мон-рь (см. ст. Троице-Сергиева лавра ).

http://pravenc.ru/text/2462231.html

608 …святопочившим Георгием… – Младший брат Ивана IV, Юрий (Георгий), был глухонемым и слабоумным (что нередко считалось в древней Руси признаком святости); он умер в 1564 г., незадолго до написания послания. 609 …царице Елене… – Елена Васильевна Глинская, вторая жена Василия III (первая, Соломония, была пострижена в монахини – см. прим. на стр. 763). 611 …Надчитархана… – вероятно, Астрахань (татарск. Хаджитархан), где действительно во время правления Елены Глинской произошел переворот, и ханом стал враждебный Руси Дербыш-Али. 612 …Семен Бельской да Иван Ляцкой… – боярин и окольничий, бежавшие в 1534 г. к польскому королю Сигизмунду I; в 1536 г. Семен Бельский отправился в Стамбул и участвовал в крымско-турецком походе на Русь. 613 …яко же Ахитофель совет разсыпася. – По библейскому рассказу (Вторая книга Царств, 16–17), Ахитофел – советник Давида, изменивший ему и перешедший на сторону Аввесалома; когда его заговор не удался, Ахитофел повесился. 614 Стр. 467–468. …дядю нашего, князя Ондрея Ивановича, изменники на нас подъяша… – Заговор брата Василия III (дяди Ивана IV) князя Андрея Старицкого произошел в 1537 г. Андрей пытался поднять против Елены новгородских помещиков, но не достиг успеха и был вынужден сдаться. 616 Стр. 468. Радогощ, Стародуб, Гомей (Гомель) – эти города были взяты Сигизмундом III во время военных действий 1533 г. 619 …царицы Елене преити от земнаго царьствия на небесное… – Елена Глинская умерла в 1538 г.; по известиям иностранцев, она была отравлена; сразу же после смерти Елены был убит ее фаворит Овчина-Телепнев-Оболенский. 624 Стр. 469. …Данила митрополита… – Митрополит Даниил, ближайший сподвижник Василия III (осуществивший его развод с Соломонией), был лишен сана и сослан в 1538 г., одновременно с заточением главного врага Шуйских князя И. Ф. Бельского и убийством дьяка Федора Мишурина. 632 …у собя велел есми быти болярину своему князю Ивану Федоровичю Бельскому. – И. В. Шуйский был «отослан» (на воеводство во Владимир), и И. Ф. Бельский пришел к власти летом 1540 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

«Быть христианином значит быть полезным обществу, хорошие христиане, это и хорошие граждане, и верные сыны Отечества, у которых любовь к Родине есть естественное и необходимое чувство». В настоящее время в нашем государстве и в армии происходит осмысление роли церкви, ее необходимости в становлении духовного, национально-патриотического самосознания народа. Книга о духовно-нравственном подвиге военных священников будет интересна всем, кому небезразлична история нашей Родины. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Неелов Юрий Васильевич Военные священники, по долгу своего звания, обязаны вести свою жизнь так, чтобы воинские чины видели в них назидательный для себя пример веры, благочестия, исполнения обязанностей службы, доброй семейной жизни и правильных отношений к ближним, начальствующим и подчиненным... Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей. брат Симона Петра. Он первый находит брата своего, Симона, и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос; и привел его к Иисусу». ( Ин.1:4042 ) После сошествия Святого Духа на апостолов, апостол Андрей по жребию направился с проповедью Евангелия в страны Причерноморья. Апостол Андрей первым последовал за Христом, свидетельствовал о нем как о Мессии, почему и называется Первозванным. В Отечестве нашем Апостол Андрей особенно чтим. Он принес на землю нашу слово евангельское, посеяв семена живой веры, благословив паству Корсуня, горы Киевские, достиг Новгорода и варягов. Через него славяне связаны с Господом Иисусом Христом не только духовно, в вере, но и исторически, в земной жизни. В нерушимости этой связи один из самых славных и почитаемых флагов в Росии пересекает Андреевский крест. Да будет ваш меч молитвою и молитва ваша да будет мечом! Истоки Севастополь земля древнего Корсуня (Херсонеса), града, через который излилось святое православие на Отечество наше. Сколько явил ты, славный город, ярких примеров служения сынов святой матери Церкви и Отечества. Сколь явишь еще примеров добродетели, мужества и верности державе, святая колы бель православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов , публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин , писатель-историк Вячеслав Манягин , доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , писатель, военный историк Борис Галенин , скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, юрист Георгий Шайрян . Вел конференцию Василий Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительного фонда имени Василия Великого. Братья и сестры! Уверен, что сегодняшний день можно считать событием знаменательным - прорывом в современной российской историографии. Мы говорим о славных днях становления Русского Царства, находясь в нескольких шагах от Московского Кремля. Я знал, что соберутся здесь, в этом зале люди неслучайные. Поэтому тема моего доклада достаточно узкая. Мы будем говорить о венчании на Царство Иоанна Васильевича Грозного. Правителя, который создал особый вид государства - земскую монархию. Во время правления Иоанна Васильевича в мире существовал целый спектр типов государств. Только что погибла аристократическая Византийская Империя. Все мы знаем, кто довел эту Империю до падения - сами аристократы. После крушения Византии возникла Османская Империя - военная монархия. Опорой ее стало воинское сословие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/13/...

Великий князь Иоанн Иоаннович духовным завещанием, писанным 1356 г., «о разделе движимого и недвижимого имения двум сынам своим князю Димитрию и князю Ивану», г. Рузу передает во владение последнему: «се даю сыну своему князю Ивану: Звенигород со всеми, волостьми и с мытом и с селы и с бортью и с обротчники и с пошлинами, Кремична, Руза». 348 Кроме вышеупомянутых слобод и сел, показанных в духовной Калиты, прибавились на долю княза Иоанна: «Истерва свобода, (Кремична другая), село Михалевское, село на Репне в Боровьсце, село Милциньское, село Выславское, село Кузминское, село Кариньское, село Козловское»; а «Угожье, великая свобода Юрьева, село Кляповское (выше нет), село Бельцинское», принадлежавшие к Звенигородским волостям, дал есмь княгине своей Александре». 349 По смерти князя Иоанна Звенигородского († 1365 г.), княжество Московское опять соединяется в одних руках брата его Димитрия Донского 350 и г. Руза переходит также в общее владение великого князя. В духовной грамоте (первой) великого князя Димитрия Иоанновича «о учинении наследником движимому и недвижимому имению сына своего князя Василия Дмитриевича», писанной 1371 г. при митрополите Алексие, между прочими городами упоминается Руза, Замошьская свобода, Угож,       …..д, Вышегород, Истерва, Дмитриева свобода……» Начала этой грамоте нет. 351 Другою грамотой Донского, писанной 1389 г., «г. Руза» названный в первый раз «городок» передается со всей Звенигородской волостью второму сыну князю Юрию. 352 Князь Юрий (Георгий) Звенигородский, а потом Галицкий 1434 г. июня в 6 день внезапно скончался в Москве. 353 После него осталось духовное завещание, писанное около 1434 г., в котором значится: «се даю сыну своему Дмитрию (второй сын по прозванию Шемяка) город Рузу и с волостьми и с тамгою и с мыты и з бортью, и с селы и со всеми пошлинами, а волости Русские: Юрьево слобода, Замошье, Кремична и з бортники Кремиченьскими, Скирманово с Белми, Ростовцы, Фоминьское, да село Михайловское да Микифоровское и со всеми деревнями» 354 Великий, князь Василий Васильевич Темный, в 1434 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка a.pgbrbtn:link, a.pgbrbtn:active, a.pgbrbtn:visited, a.pgbrbtn:hover display: block; position: relative; float: none; overflow: hidden; width: 25px; height: 25px; background-color: #CE6D0F; font-size: 12px; font-weight: bold; line-height: 25px; text-align: center; color: white; text-decoration: none; border: 1px solid #BBBBBB; a.pgbrbtn:hover background-color: white; color: #333333; ГЛАВНОЕ < К более поздним материалам Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года Официальный сайт РПЦ МП Учебник истории: один на всех? Андрей Зайцев Выгорание: За что умирать не надо Епископ Пантелеимон (Шатов) Об инициативах по ликвидации Церкви через реформацию Александр Щипков Под ключом Михаил Фатеев Я умру, а все останутся или все умрут, а я останусь? Андрей Зайцев Патриарх Кирилл: В Церкви нет жесткого диктата и вертикали Religare Восьмое марта: 100 лет праздника в России Юрий Пущаев Самые влиятельные женщины Русской Церкви Татьянин День Миронов: Нужно не бороться со Сталиным, а не допускать внесудебных расправ Religare Заповедник Православия в стиле " лубок " или О сладеньком христианстве Фетисова Елена Кто в России боялся паспортов? Андрей Зайцев Спасти " лишних " людей Интервью с детским хирургом Кириллом Васильевым Светлана Галанинская Без иллюзий Сталин и Церковь – история отношений Игорь Курляндский Мои воспоминания Екатерина Геладзе-Джугашвили Слово Патриарха Кирилла после молебна на месте будущего памятника святителю Ермогену у стен Московского Кремля Патриарх Кирилл Выборы: как это было на самом деле (о выборе модуля ОРКСЕ в московских школах) Крылов Георгий, протоиерей Вопрос об отношении к монархии в церковной полемике 1920-х гг. в России Мазырин Александр, священник " Сталин – православный царь " : миф и реальность Андрей Зайцев Обыкновенный фашизм либеральной интеллигенции Литературный повод для размышления о жизни Татьяна Ковалькова Рождество или Пасха. Валентин или Кирилл и Мефодий О расцерковлении праздников Жан Франсуа Тири Песни о Любви, Которая своего не ищет Интервью с певицей и музыкантом Юлией Теуниковой Светлана Галанинская Февраль 1917: К чему привела " демократия " в Церкви Андрей Зайцев Лицемерие вокруг " Фемен " , или от кого уехал Депардье Дмитрий Бабич Диалог верующего и неверующего In atheist we trust? Вахтанг Кипшидзе Фильм " Расстриги " : апология отступления? Андрей Рогозянский О благочестии внешнем замолвите слово... Игумен Нектарий (Морозов) История боголюбцев, или Как патриарх Никон и будущие старообрядцы реформировали Церковь Андрей Зайцев ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/1_164_105_39.html

Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

АНИЩЕНКОВ Владимир Робертович, заместитель главного редактора «Народного радио» БОНДАРЕНКО Николай Николаевич, заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон» РЕБРОВ Андрей Борисович, главный редактор журнала «Родная Ладога» НОСЕНКО Сергей Иванович, главный редактор журнала «Благодатный огонь» РАКОВ Александр Григорьевич, главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург», член Союза писателей России ГОРОДЕНЦЕВ Георгий, протоиерей (Городенцев Юрий Сергеевич), священник Русской Православной Церкви САЗОНОВ Геннадий Алексеевич, писатель, директор Вологодского областного отделения Литфонда России ШИШОВА Татьяна Львовна, педагог, общественный деятель, вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребёнку», член Союза писателей России ТИМАКОВ Владимир Викторович, редактор газеты «Засечный Рубеж» СМИРНОВ Станислав Александрович, журналист, Нижний Новгород ОСТМАНН Ольга Владимировна, врач, Северная Каролина, США КАПЛИН Александр Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина КИЛИМ Александр Васильевич, глобальный модератор форума «Русская Беседа» От редакции . Мы от всей души благодарим наших уважаемых коллег, многие из которых являются для нас образцом журналистского и общественного служения, за слова поддержки, столь не обходимые нам сейчас. Под этим письмом любой желающий может поставить свою подпись. Мы только просим указывать фамилию, имя и отчество, желательно и род занятий. Подписи, где будут указаны ник или одно только имя, публиковаться не будут. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 75. Поддерживаю и присоединяюсь Васильев Алексей Юрьевич, главный инженер деревообрабатывающего предприятия 74. Re: Просим разъяснить позицию Генеральной прокуратуры по подобного рода следственным инсинуациям Ивашкин Виталий Петрович инженер-электроник г.Калуга 73. Re: Просим разъяснить позицию Генеральной прокуратуры по подобного рода следственным инсинуациям

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

Пельшемский мон-рь разрастался, принимая новых насельников, желавших подвизаться под духовным руководством Г. Святой «неослабно» наставлял в духовной жизни как иноков, так и мирян, говорил, что «брашно и питие не поставит нас пред Богом» (РГБ. Ф. 304/I. 693. Л. 160-160 об.). Г. постоянно трудился, «сонную отгоняще тягость», творил молитвенное правило, переписывал книги (по описи 1645 г., в Пельшемском мон-ре хранились 9 Миней месячных и Устав, написанные Г., их совр. местонахождение неизвестно). Во время голода в обители находили пристанище нуждающиеся, святой помогал неимущим должникам. Миряне («христолюбцы») делали в мон-рь вклады, в т. ч. недвижимым имуществом. Однажды ночью воры обокрали обитель, однако вскоре были пойманы местными жителями и вернули монастырское имущество. Последние годы жизни Г. пришлись на междоусобную феодальную войну, во время к-рой он проявил себя как миротворец и заступник простых людей. В ходе осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки зимой 1449/50 г. (Редакция сборников ошибочно датирует осаду 1430 (6938) г., Минейная редакция - 1431 г.), когда войска Шемяки грабили окрестные селения, множество разоренных, голодающих крестьян нашли убежище в Пельшемском мон-ре. Все редакции Жития Г. сообщают о том, что святой вступился за вологжан перед Шемякой, за что по приказу князя был сброшен с «помоста». Придя в себя, пожилой игумен вернулся в свою пустынь. Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они «побиени быша... гневом Божиим» (видимо, имеется в виду разгром войск Шемяки под Галичем в 1450). В Минейной редакции, кроме того, содержится уникальный рассказ о том, как святой, появившись в 1431 (6939) г. в Москве (до осады Вологды Шемякой), просил Георгия Димитриевича, ставшего вел. князем, отказаться от престола в пользу его соперника Василия II Васильевича . Указанная в Житии дата ошибочна вне зависимости от степени достоверности сообщения; скорее всего, это сообщение - позднейшая вставка, содержащая промосковскую трактовку событий. (По мнению В. Д. Назарова, описанное событие могло произойти весной 1434 ( Назаров В. Д. Георгий (Юрий) Димитриевич//ПЭ. Т. 11. С. 101-102), но в Житии говорится о даровании Василию II Коломны, что случилось при первом занятии кн. Юрием московского престола весной 1433.)

http://pravenc.ru/text/166551.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010