«Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» – такие слова мы читаем в Псалтири ( Пс.84:11 ). Это отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга: милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия – в беспощадную мстительность. Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, т.е. определенные правила поведения и наказание за их нарушение – но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала законы, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом. Сами по себе эти правила могут показаться нам архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство , спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом – скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера означала для них, прежде всего, новую систему табу. Ветхозаветные правила были вовсе не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» ( Иер.9:25–26 ) – именно на это место сошлется диакон Стефан ( Деян.7:51 ). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Мировая история показывает, что всякая нация, преследовавшая евреев, впоследствии переживала катастрофу. Фараоны Египта сделали евреев рабами, и сейчас о могущественной цивилизации напоминают лишь пирамиды в мертвой пустыне. Коренное население этой африканской страны - копты составляет сейчас менее 10% жителей. Все остальное приходится на арабов, оккупировавших берега Нила в VII веке. До сих пор они держат коптов в повиновении: не пускают их к рычагам государственного управления, запрещают свободно исповедовать свою религию. Одним словом, держат за людей второго сорта. Ассирийский царь Сеннахирим увел в плен десять еврейских племен и был, в конце концов, убит своими собственными сыновьями (4Цар. 19:37). Римляне разграбили Иерусалим и сожгли храм. Всего несколько веков спустя вандалы и гунны разграбили " вечный " Рим. Испания, после периода жестоких гонений на евреев и инквизиции, из мировой империи в течение двух веков превратилась в европейское захолустье. Наконец, " тысячелетний " Третий рейх, обрушивший на народ Божий невиданные по бесчеловечности преследования, перестал существовать уже полтора десятка лет спустя, а сама Германия раскололась на два государства. Судьба царской России и СССР, где евреи подвергались преследованиям, также хорошо известны. Итак, благодаря ветхозаветным пророкам мы знаем точно, что второе пришествие Христа произойдет во время, когда на Израиль ополчится величайшая из военных держав мира. Антихристово воинство Гога и Магога в ходе Армагеддонской битвы оккупирует часть Израиля и ворвется даже в святой город Иерусалим. И вот, когда враги уже будут торжествовать победу, и вот: " говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающиеся, ползающие по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю " . (Иез.38:18-20). Воинство антихристово уничтожит дождь огненный и серный, а сатана будет связан и брошен в озеро огненное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Многие люди мыслят часто так: я никого не убивал, никого крупно не обманывал и не обворовывал, за мной смертных грехов нет, мне беспокоиться особо не о чем. Но эти люди забывают, что мелкие грехи постепенно накапливаются и увеличивают вес тяготеющего над нами времени. А самый главный вес времени составляют общественные грехи, накапливаемые основной частью общества. И каждый член общества находится в поле действия большого числа общественных грехов, так же, как и грехов собственных. На примерах современной жизни наиболее крупных человеческих цивилизаций (западноевропейской, североамериканской, китайской, индийской, африканской) эта увеличивающаяся скорость накопления личных и общественных грехов весьма отчётливо просматривается, появляются то и дело качественно новые грехи, которые быстро становятся модными. Достаточно вспомнить события в США последних 5-6 лет, а в России — время перестройки. Для конкретики приведём только два примера (хотя их — очень много): 1) похороны в США уголовника уличного пошиба, как национального героя, в золочёном гробу; 2) всесторонняя помощь более чем ста американским и другим религиозным сектам, в том числе и экстремистского толка, перестроечным правительством Петербурга для получения ими прав и возможностей по ведению своей агитации и пропаганды среди нашего населения. Невозможно одновременно пить чашу Господню и чашу бесовскую; быть участником трапезы Господней и бесовской, всё это в итоге приводит к общественной шизофрении. Апостол Павел говорит в Первом послании к коринфянам (15: 31-40): «Я каждый день умираю; свидетельствую в том похвалою вашей, братья, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем… Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных». Смысл человеческой смерти в том, чтобы перейти от жизни временной и грешной к пажити — жизни безгрешной и вечной. К этому надо готовиться. И эта подготовка является одной из давних особенностей российского традиционного общества и его культуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/22/vr...

Набрав крещенской воды, мы вместе со старостой под пение тропаря Крещению Господню обильно окропили притвор. Я тогда вспомнил, что, окропляя храм на сам праздник Богоявления, забыл освятить эту часть храма, притвор. Спустя несколько минут, мы с помощницей вышли из храма. В притворе стоял чудесный запах морозца. И тогда я понял, что запах тлена, по-видимому, исходил от того, кто приходил за старушкой. Пришел из бездны и ушел с добычей, а присутствие своё обозначил. Вот так наверно там и пахнет… Не забывает он нас, всегда рядом, «аки зверь рыкающий», страшный и безпощадный. И раньше случались явления в притворе, но чтобы такие, как вчера, – право, не припомню. Вот такие чудеса… Плоть едина И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. ( Мф. 19:5-6 ) На днях прочитал, что в Африке несколько католических священников отделились от своего Папы. И по причине вовсе не догматической, а по самой что ни на есть житейской: отцы заявили, мы хотим иметь жён, и жить с ними в законном браке, как и все остальные нормальные люди. Разумеется, что эти чернокожие ксёнзы уже имеют жен, живут с ними, но открыто не афишируют. Начальство об этом знает, но закрывает глаза, понимаем, мол, вас, наши африканские братья, нелегко вам там, в такой жаре, бороться с искушениями. Только верующему человеку, а тем более священнику, так жить (против совести) невмоготу. Нельзя самому нарушать принятые нормы благочестия и одновременно с этим учить паству нравственности, – вот и восстали. Тяжело нашим католическим братьям без матушек, раз решились ради них даже на раскол. Да и вообще, тяжело священнику одному, и не только когда он молод, но и во многих других отношениях… Вот, был у меня один знакомый целебатный батюшка, – сейчас связь, к сожалению, прервалась, а тогда я, ещё, не будучи священником, заезжал к нему на приход. Как-то приезжаю, и неожиданно попадаю на его день рождения. Захожу в церковный дом, а там… – яблоку упасть негде, и – одни женщины. Суетятся, готовят что-то на кухне, кто-то с тарелками бегает. Обстановка самая что ни на есть празднично приподнятая, женщины все в белых блузках, а под платочками угадываются тщательно уложенные головки.

http://azbyka.ru/fiction/plachushhij-ang...

Некоторые люди говорят: «Я свободен. Ни с кем не считаюсь. Сам зарабатываю, сам трачу». По сути, он величайший раб. Потому что ты еще не освободился от самого себя. Имеешь похоти, нужды, имеешь главным образом отличия. Итак, когда хочешь отсечь их с помощью Божией, возьми Евангелие и сделай его рецептом жизни. Тогда начнешь мало-помалу покорять свои страсти. Например, чувствуешь, что ты приклеенный к деньгам? Хотя и зарабатываешь их один, отложи 10%, как говорит Ветхий Завет . Но главное, давай их не лично. Не жди и «благодарю» за то, что даешь; иногда лучше совсем не давать. Свобода, как и Истина, – одна. Не может быть одна свобода для одного, другая для другого. Ибо тогда мы имеем компромиссы и ложь. Таким образом, ты освободился, скажем, от сребролюбия, с великим трудом. Может быть, пройдет и двадцать лет, и в один прекрасный день ты обнаружишь, что не освободился. Затем захочешь освободиться от различия, какое ты делаешь между собой и другим. И это от эгоизма. Если не придешь к тому, чтобы ощущать, что ты и другой – Одно – кто бы ни был другой: и африканский черный, и индус, и китаец, и мусульманин, и еврей, и христианин осознать, что все мы Дети Божии. Если не сможешь это почувствовать поистине главенствующей Альфой, тогда... Ты еще раб! – Т.е., сестра, когда говоришь «я свободный», то это означает, что я освободился от своих похотей? – Не только от своих похотей. Это другая глава... – Разве в страсти не входит эгоизм, деньги, тщеславие? – Тщеславие, когда хочешь показаться людям. Прекращение помышлений о людях приходит потом. После того как покоришь самого себя. Не можешь почувствовать себя свободным по отношению к людям, не принимать в расчет, что скажут и что сделают в отношении тебя, если прежде не освободишься от самого себя. И для того чтобы освободиться от самого себя, нужно покорить все то, что сделал по эгоизму, по греховности, одним словом, человеческого рода. – Я считаю, что свободу можно почувствовать только по божественной благодати. Т: Это же говорит и писатель...

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

«Но в последние дня гора дома Иеговы будет поставлена во главу гор, и она возвысится над холмами, и потекут на нее народы. И пойдут народы великие, и скажут: «Пойдем, взойдем на гору Иеговы, и к дому Бога Иаковлева» и проч. 445 . Хотя плуг и проходил по святой земле как знамение вечного запрещения, однако, Сион будет искуплен правосудием, а с ним и обратившиеся сыны его правдой 446 . Господь ревнует к Сиону: и возвратится в него. «Есть грядущая година возмездия, по делу сионскому» 447 . «Ты, о Господи, воскрес ущедрити Сиона: яко время ущедрити его, яко придет время. Яко благоволивши рабы твоя камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имени Господня, и все цари земные славы твоей: яко созиждет Господь Сион, и явится во славе своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи молении их. Да напишется сие в род ин, и люди зиждемии восхвалят Господа». Пс. 101:13 и проч. Место святилища Господа будет снова украшено. Иерусалим, а не Рим будет вечный город. Ибо так писано. «И придут к тебе на поклонение дети угнетавших тебя, и падут к ногам твоим все презиравшие тебя, и назовут тебя градом Иеговы, Сионом Святого Израилева. За то, что ты был оставлен и презрен, и никто не ходил к тебе; тогда сделаю тебя красой вечности, радостью всех родов. Я, Иегова, поспешу исполнить сие во время свое». Ис. 60:14 . Пророчества не ограничиваются землей иудейской. Они равномерно беспредельны по своему объему, как относительно пространства, так и относительно времени. Теперь, по истечении многих веков, страны вокруг Иудеи делаются, наконец, известными. И каждый путешественник, сообщая новые открытия относительно их, постепенно развивает то самое описание, какое дано нам пророками об их бедности и запустении, во время их благоденствия и изобилия. Страны аммонитян, моавитян, или обитателей Идумеи, и филистимлян, все граничили с Иудеей, и каждая из них была предметом пророчеств. Относительное положения всех их явственно определено в св. Писании и ясно обозначено. И области древних неприятелей иудеев, долго опустошаемые врагами христианства, представляют много доказательств вдохновения иудейского Св. Писании и истины христианской религии. 127 Фока, византийский император. Пользуясь народным восстанием, Фока принял титул императора, вступил в Константинополь в 603 г, умертвил Маврикия и так злодействовал, что зять его Криг в 610г. возбудил африканского экзарха Гераклия, освободить государство от этого чудовища. Фока скрылся в подземелье дворца, но был схвачен и привезен к Гераклию, который приказал отрубить ему голову. Примечание переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Но и в мирных условиях разобщенность христиан наносит неподдающийся учету и даже описанию вред великому делу, которое Христос завещал Своей Церкви, как основную, важнейшую и неотложную задачу – призывать ко спасению тех, кто еще не просвещен светом Евангелия: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19 ). Легко представить не раз повторяющуюся трагическую ситуацию, когда в каком-то африканском или австралийском поселке один проповедник, католик, призывает не слушать другого, протестанта, и наоборот, хотя оба говорят об одном и том же Христе, распятом и воскресшем. Взаимное отчуждение, тем более борьба между различными христианскими вероисповедными (конфессиональными) объединениями становятся совершенно неоправданными, если вспомнить, что все они имеют одну и ту же основу, позволяющую им всем считать и именовать себя христианами: все Церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, исповедуют Единого Истинного Бога во Святой Троице славимого, Отца, Сына и Святого Духа, в Троицу Единосущную и нераздельную; все веруют в Иисуса Христа, Сына Божьего, воплотившегося и вочеловечившегося; страдавшего, умершего и воскресшего нас ради и нашего ради спасения (наш православный Никейский символ веры !); все имеют, читают, чтут одну и ту же Библию, воспринимая ее как Священное Писание , т. е. как преподанное Богом откровение; все принимают «едино Крещение во оставление грехов», все ожидают второго пришествия Христова и веруют в будущую жизнь, когда будет «новое небо и новая земля» ( Откр. 21:1 ). Этот перечень общих почти для всех христиан вероучительных положений может быть при желании значительно расширен, и невольно вспоминаются слова святого апостола Павла: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Следует не упускать из виду факт, что подавляющее большинство христиан не принимает близко к сердцу (а многие даже не знают) детали догматического учения, свойственные их вероисповедному объединению, или иначе – их Церкви, и потому в большинстве не имеют оснований сколько-нибудь глубоко переживать особенности, характерные для других вероисповеданий, с представителями, учением и культом которых многим вообще никогда не приходится соприкасаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но этот союз с сирийским царем не принес иудеям ничего, кроме вреда. Завоевание египетских областей Антиох начал с самой же Палестины, как владения южного царя; взял много городов, подвластных Египту и среди них Иерусалим. Ему не могли противостоять «мышцы юга», – египетские полководцы с отборным войском. Именно Скопа, успевший было завоевать Келе-Сирию, потерпел в 198 г. сильное поражение при Понсале, около истоков Иордана, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха. Дан.11:17 . И воз­намерит­ся войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на по­гибель ее, но этот замысел не состо­ит­ся, и ему не будет по­льзы из того. Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя», Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь при содействии ее погубить малолетнего царя и захватить Египет. Но Птоломей и его вельможи, раскрыв замыслы Антиоха, были очень осторожны; при этом и Клеопатра явно склонялась на сторону мужа, а не отца. Благодаря всему этому, коварные замыслы Антиоха «не состоялись» и пользы ему не принесли никакой. Дан.11:18 . Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь пре­кратит нанесен­ный им по­зор и даже свой по­зор обратит на него. Дан.11:19 . Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнет­ся, падет и не станет его. Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т. д. Конец его победам был положен римским консулом Сципионом Назикой ( «некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир, он возвратился в свою землю и скоро погиб во время народного возмущения, открывшегося по поводу ограбления царем храма Зевса, или Бела в городе Элимаисе, к югу от Каспийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О ладане определенно говорится в Библии, в книге Исход; собственно, там содержится одни из первых в истории рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать: «34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, 35. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; 36. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. 37. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыня да будет оно у тебя для Господа. 38. Кто сделает себе подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» (Исх. Гл. 30). В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть «ладан» в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом – ладан. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов. Хотя многие люди думают, что это что-то одно. Настоящий ладан – это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии, в Восточной Африке и Индии. Латинское название его – Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно – тому, что называется ладаном. К остальным же видам и сортам ладана мы будем добавлять определение: «индийский», «иерусалимский», «росный», «африканский» и т.д. Но как выглядит сам ладан? Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розового, иногда встречается  с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый, но не сильный. В торговых законах 1200 г. до Р.Х. Рамсес III постановил, что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, но все остальные не имеют никакой ценности.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Обновление падшего человека, начатое в Крещении, окончательно и вполне совершится обновлением для вечной и блаженной жизни. Хотя грех , и по обновлении св. Духом ( 1Тим.3:5 ), возникает в крещенном во время земной его жизни, но возрожденный Крещением имеет уже благодатную силу побеждать и здесь на земле и совершенно победить грех в будущем веке. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, не грешит; но хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин.5:4,18 ). А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим.8:10–11 ). И так Крещение есть дверь спасения. Только страдания за Иисуса Христа, иногда не допускавшие Мучеников принять Крещение, заменяли оное, по учению Самого Господа, Который назвал чашу страданий Крещением ( Мк.10:38–39 ). Согласно с словами Господа, страдания за Него называются истинным Крещением в постановлениях Апостольских и в писаниях Отцов Церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова и других 265 . Будучи необходимо для спасения, Крещение издревле совершается, как над возрастными, так, и над младенцами. Пример вступления последних в Завете с Богом представляют младенцы Ветхозаветной Церкви, которые в восьмой день по рождении своем принимали обрезание, – знамение завета с Богом. Так младенцы вступают в Новый Завет , в котором Крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), и в который вступать внушает младенцам Сам Господь, сказавший: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ), внушают и св. Апостолы, призывая ко Крещению всех без изъятия ( Деян.2:38–39 ), и благовествуя о Крещении целых семейств ( Деян.16:15,33; 18:8 ; 1Кор.1:16 ) и целых селений ( Деян.8:14 ), где конечно были и младенцы. О крещении младенцев в древние времена Христианства свидетельствуют постановления Апостольские 266 , и многие писатели Церкви, как то: Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии, Ориген , Священномученик Киприан 267 , Отцы Карфагенского 4-го Собора, св. Амвросий Медиоланский 268 , Бл. Августин 269 и другие. Ориген пишет, что Крещение младенцев совершается для очищения греха прародительского, и по Апостольскому преданию 270 . Собор Африканский 4-й, в 254-м году держанный под председательством св. Киприана, постановил крестить младенцев без отлагательства на том основании, что дары св. Духа сообщаются крещаемым по вере, а не по дням и возрасту 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010