14 по LXX) как указание на Церковь, полагая, что в соответствии с евр. текстом здесь идет речь о доме идола, в котором нельзя видеть дом Божий ( Theodoret. In Os. 4. 15; Hieron. In Os. 5. 8-9; Суг. Alex. In Os. 5. 8-9). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 6. 6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - обращены ко всем, находящимся как вне Церкви, так и внутри нее, призывая к покаянию и исправлению своей жизни ( Hieron. In Os. 6. 6-7). При этом пророчество Ос 5. 10: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» - интерпретируется блж. Иеронимом как предупреждение для «князей Церкви» «что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их» (ср.: Рим 11; 2 Кор 11. 29 - Hieron. In Os. 5. 10). Обращенные с упреком к Израилю слова: «Поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4) - для свт. Киприана Карфагенского свидетельствуют о том, что и в истории Церкви «иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию» ( Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Подобным образом и призыв: «Сейте себе в правду», сопровождаемый суровыми обличениями (Ос 10. 12-13), используется в древней Церкви для формулировки нравственно-религ. требований, предъявляемых для кандидатов в епископы (Const. Ap. II 3, 5). 4. Эсхатологические прообразы. По мнению прп. Ефрема Сирина, пророчество Ос 1. 11 о собрании вместе сыновей Израиля и Иуды в историческом контексте указывает на времена Зоровавеля и Неемии, но совершение исполнения этих слов следует видеть тогда, когда Господь освободит народ Свой «от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников» ( Ephraem Syr. In Os. 1. 11). Это предсказание рассматривается также как указание на день будущего пришествия Иисуса Христа, «в который Он сойдет с небес и воскресит всех мертвых» ( Суг. Alex. In Os. 1. 11). Подобным же образом и Юлиан Экламский считал, что буквальное истолкование этих слов применительно к к.-л. историческому событию выглядит преувеличением, поэтому относит его исполнение к последним временам ( Iulian.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

1848] адамиане, сампсеи, елкесаиты, феодотиане, мелхиседекиане, вардесаниане, ноэтиане, валесии, кафары и анавиты, ангелики, апостолики и апотактики, савеллиане, оригениане и бесстыдные, и другие оригениане, адмантиане, Павел Самосатский, манихеи, иеракиты, мелетиане, ариане и ареоманиты, андиане, фотиниане, маркеллиане, полуариане, духоборы, аериане, аэциане и аномеи, евномиане, евдоксиане, димиириты и аполлинаристы, антидико-марианиты, которые во имя самой Марии хлебцы делают, мессалиане, они же и евхиты. Все это [вышеперечисленное] до сих пор Епифаний изложил. После них были Евагрий и Дидим, по-оригеновски мудрствующие о [пред]существовании и восстановлении; Феодор Мопсуестийский, Диодор и Несторий, одним мудрованием о двух Сынах говорящие. С ними был согласен и Марий Перс и так называемое «Послание Ивы». После них Евтихий, мудрствующий о мечтании, кажимости и слиянии, которому последовали Диоскор, Гаиан, Тимофей Элур, Петр, измысливший [прибавку] «распятый» к Трисвятому, Петр Монг, Севир Акефал, Сотирих из Самарии Каппадокийской, Филоксен из Иераполя, Амфилохий Писидийский, Иаков Сирийский и Юлиан и всякий подобный им. Это я послал тебе, честный отче Евстафие, показывая, что каждая ересь, именуясь по имени некоторого человека, учит отступлению от Христа. Ведь они не выносят именоваться христианами, но — несторианами, севирианами, яковитами или каким-нибудь другим именем из вышеперечисленных. Но да протрезвимся наконец от бурного треволнения морского и от нечистых духов глубины ересей [и придем] к спокойной гавани Царства Небесного веяниями Святого Духа. Впрочем, возобновим речь там, где мы оставили ее, посему скажем, что нужны многий подвиг и труд, чтобы достичь Царства Небесного, ибо речь идет не о временном и преходящем дне, но ведь борьба — за вечную жизнь и за наследие    Царства. Потому что говорит и Даниил: Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

1Тим. 1:17 . Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Откр. 17:14 . Он есть Господь господствующих и Царь царей (срав. 1Тим. 6:15 ). Это действие Божие проповедуют и учители Церкви: Святой Григорий Богослов : “да не дивятся сему не постигающие недомыслимой глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается! Да не дивятся предоставляющие мироправление Художнику, который, конечно, премудрее нас, и творение свое ведет к чему и как Ему угодно, без всякого же сомнения к совершенству и уврачеванию, хотя врачуемые и огорчаются! По таким распоряжениям и он (Юлиан) не возбужден на зло (Божество, по естеству доброе, нимало невиновно во зле, и злые дела принадлежат произвольно избирающему злое), но не удержан в стремлении”. 1543 Святой Иоанн Златоуст : “Что всем управляет Промысл, это можно видеть из того, что бывает у нас. Ибо ничего не бывает без промышления, но и стада, и все прочее имеет нужду в управлении. А что и прежде все происходило не случайно, это показывает геенна, показал – и бывший при Ное потоп, огонь, потопление Египтян, события случившиеся в пустыне”.” 1544 Святой Кирилл Иерусалимский : “божественное Писание и учение истины признают единого Бога, который хотя над всем владычествует своим могуществом, но многое также терпит по своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонни­ками; но терпит их по своему незлобию. Владычествует и над отметающимися Его еретиками; но терпит их по великому своему снисхождению; владычествует и над диаволом, но и сего терпит; терпит не по слабости, так как бы побеждаем был от него... О всемудрое Божие провидение! Злую волю оно обращает в средство ко спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа оно обратило в средство собственного своего домо­строительства, и, попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого оно само хо­тело, равно и диаволу попустило вести брань против людей, дабы победившие удостоились венцев, и дабы, по одержании победы, сам он, так как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, так как победившие того, кто был некогда Архангелом”. 1545

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

29 Цари вавилонские, персидские, греческие, римские кесари, обоготворявшие свое царское, достоинство до принятия божеского почитания от своих подданных; владычества, принявшие в основу лживые принципы 1789 г., отвергающие владычество Божие в обществах человеческих, вот царства «мира сего», управляемые князем силы воздушной. 30 Семь глав – это с самых древних времен царственные предтечи антихриста; а десять рогов – современные антихристу властители, имеющие с ним одни замыслы против христианства. 31 Св. Церковь облечена в солнце заслуг Христовых, дающих ей победу над миром, плотью и дьяволом , эмблематически изображаемыми луной, двенадцать звезд – автокефальные церкви: российская, константинопольс­кая, антиохийская, александрийская, коптская, армянс­кая, грузинская, греческая, болгарская, сербская, иеру­салимская, румынская. Столько же церквей римско-като­лических, а именно: миланская, римская, галликанская, британская, ирландская, американская, испанская, португальская, чешская, венгерская, южно-германская. 32 Эмблема царства дракона: зверь багряный, преисполненный именами богохульными с семью головами и десятью рогами св. Иоанн объясняет в том смысле, что семь голов суть семь царей, из которых пять пали (Нимврод. Фараон, Навуходоносор, Антиох Епифан IV, Нерон) один есть (Домициан), а другой еще не пришел, и когда придет не долго ему быть(Юлиан Отступник). 33 Некоторые честолюбивые представители духовной власти на западе старались ради своих мнимых выгод, потрясать основы мирской власти. Отсюда начало всяких внутренних нестроений на западе, грозящих всеобщей анархией и небесными казнями; ибо этой рознью пользуются евреи и постепенно овладевают господствующим положением для разрушения Церкви, общественного строя и порядка. 34 Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить одну волю и отдать царство их зверю( Omkp. XVII, 15,16.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

4 Гяур — этим именем (от араб. kiafir — язычник ) турки презрительно звали всех немусульман. 5 « Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире » (1Ин.4:2,3). 6 —« Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести » (1Кор.10:13). — Ср .: 2Пет.2:9; Евр.12:4. 7 Священномученик Вавила Антиохийский (Βαβλας Αντιοχεας; 238–251) — еп. Антиохии (237–253), пострадавший во время гонений императора Деция. Епископа сопровождали его ученики — трое родных братьев: Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. За отказ поклониться идолам их повесили на дереве, подвергли пытке огнём и затем обезглавили. Вавилу погребли вместе с учениками, в гроб были положены его оковы. В 351 г. Констанций Галл построил в Дафне (предместье Антиохии) небольшой храм и перенёс в него мощи св. Вавилы и пострадавших с ним отроков. Это первый известный случай официального торжественного перенесения мощей. Память — 4 сентября по ст. ст. Сократ Схоластик в «Церковной истории» сообщает предание, что Юлиан Отступник открыл языческие храмы в Антиохии и, придя к оракулу дафнийского Аполлона, не смог получить ответа на свои вопросы, так как дух «страшился соседа, мученика Вавилы, тело которого лежало в недалёкой от того места гробнице». Мощи святого были перенесены из Дафны в другой город. 8 Пс.134:15–18; Прем.15:15; Иер.10:8; Откр.9:20. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/starec-efrem-filofejsk...

4 Посвятить себя монашеской жизни. 5 В разговоре философа Платона: Критон, p. 45. 6 Еврип — бурный пролив у о. Еввеи. 7 Философ Платон в сочинении «Апология Сократа». 8 В Синодальном переводе смысл другой: «не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия». 9 В Синодальном переводе: «скитальцем и изгнанником будешь на земле». 10 В синодальном переводе «путь» и «мысль» во множественном числе: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». 11 В синод. переводе: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1). 12 т. е. двух сыновей фивского царя Эдипа, которых действия драматически изображены в трагедиях Эсхила и Софокла. 13 Горго или Горгона — баснословное чудовище, представляемое греческими поэтами с головою, покрытою змеями вместо волос, и приводившее в окаменение всякого, кто видел ее. 14 Разумеется, вероятно, Иевосфей. См. 2 Цар. 4:7. 15 Тантала, упоминаемого в греческом баснословии. См. Одисс. XI, 582–592. 16 Философ Сократ, по сказанию историка Ксенофонта. См. Достопамятности Сократа, Кн. 1, гл. 3, отд. 9–13. 17 Это славянский перевод, в Синодальном это звучит так: «зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью». 18 Приводимые ниже места св. Писания, принадлежащие двум пророкам, св. Иоанн приводит под именем одного пророка Михея. 19 Так у Златоуста, в слав. тексте смысл другой: «не изыде живущая в Сеннааре, плачитеся дому (сущаго) близ нея», т. е. она не смогла выйти, а вы плачьте над домом близ нее. В Синодальном же переводе: «не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем». – и. Н. 20 Ересеначальники сект, известных под именами маркионитов, валентиниан и манихеев, во 2 и 3 веках по Р. Х. 21 Философ Платон в разговоре: Тимей, Отд. 29. 22 Аммиана Марцелл. Истор. Книг. XXIX. 23 Констанций Хлор, Константин, Констанций, Констант, Галл, Юлиан, Иовиан, Валентиниан и Валент (304–378 г. по Р. Х.). 24 Константин и Констанций. 25 Император Грациан. 26 Император Феодосий Великий. 27 Император Валент. 28 Епаминонд — фивский полководец; Сократ — философ; Аристид — афинский правитель; Диоген Синопский — философ–циник; Кратис Фивский — ученик Диогена. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

55 Таинство это называется «соборованием», ибо совершать его положено собору (семи) священников. 57 Слава Тебе, Христе Боже, – восклицаем ты при окончании Богослужения: «УПОВАНИЕ НАШЕ – слава Тебе». 59 Один русский проповедник (Филарет, митр. Московский) брал ещё пример из живой природы, указывая на гусениц, скрывающихся в коконе, как в могиле, но на время. «Умирает пресмыкающийся червь, – говорил он, – воскресает крылатая бабочка». 60 Этим указывается на удаление их от Бога и от того блаженства богообщения, которое ожидает верующих в райских обителях. 65 «Итак, если ты принесешь, говорит Господь в Нагорной проповеди, дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя: оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ). 67 Однако, и в настоящей земной жизни, когда человек очищает своё сердце от грязных мыслей, чувств и желаний, то он делается способным любить и доброе и истину. И наоборот: грязное сердце не ценит, и даже не может понять ничего хорошего и чистого. Не даром ветхозаветный мудрец сказал: «в злохудожну душу не войдет премудрость» ( Прем. 1, 4 ). 71 Те из неверов, которые ранее веровали в Бога, а потом изменили этой вере, называются «богоотступниками» (например Юлиан). 75 Очень часто люди говорят: «Господь», «Боже», – а о Боге в это время вовсе не думают. Крестятся, даже при этом кланяются (и то, и другое – явно небрежно, без всякого благоговения, без простого внимания); всё это – грех против 3-й заповеди. 76 Вспоминая это, ап. Павел писал: «люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6, 16–17 ). 77 В 1-й день недели собрались верующие, провожавшие ап. Павла для преломления хлеба, т. е. Литургии; в Апокалипсисе прямо упоминается день недельный, т. е. воскресный (1, 10). 79 Тем, кто по службе бывает занят во время богослужений в праздники, рекомендуется внутренняя молитва в эту пору во время занятий (хотя лучше им добиваться места, менее выгодного, но не столь мешающего им в исполнении их христианского долга).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

A богатство их, y других отнятое и всякими неправедными путями приобретенное? Оно часто еще при жизни их, как дым, исчезает, и если остается после них, то не на радость, а на погибель наследникам его. И сколько мы видим таких наследств! Едва успеют получить, как богатство расточается, или расхищается, и эти наследники неисчислимых сокровищ часто в нищете, одиночестве и безвестности оканчивают жизнь свою. Поистине над ними сбываются слова псалмопевца, который о таких людях говорит так: “ молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки… дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; … да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его ” (Пс. 108:7–16). Мы здесь не говорим о тех несчастных, всю жизнь свою посвящающих одному злу, живущих воровством, душегубством, о наших социалистах, о многих светских писателях, которые зло, неверие, несчастье разливают по всему свету своими пагубными сочинениями, — не говорим о содержателях душевредных, развращающих увеселительных заведений, — все они сами себе готовят погибель. Погибель — это естественный их удел. Одна только Божья благодать может извлечь их из этого состояния и спасти их, и то при условии покаяния с их стороны. Так злодеев сих предаст злой смерти . Хотим ли видеть из истории подтверждение сказанного? Арий, отвергающий Божество Иисуса Христа, распространитель этого пагубного учения, погиб ужасной смертью, утроба его расселась и внутренности вышли вон. Юлиан император греческий — богоотступник и насмешник над Христовой верой — погиб на войне, пронзенный стрелой, — в отчаянии он говорил: “Ты победил меня Галилеянин” (т. е. Иисус Христос). Ахаав царь израильский, погубивший Навуфея и неправедно воспользовавшийся его виноградником, погиб той же злой смертью, какой погубил он Навуфея.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

  И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми.   Хотя Петр немногое оставил ради Христа, но и это немногое называет «все». Видно, и немногое имеет узы пристрастия; а потому достоин ублажения и тот, кто оставляет немногое. Петр один спрашивал Христа, но Господь дает общий для всех ответ: всякий, кто оставит жену или мать. Говорит это не с тем, чтоб мы оставляли родителей беспомощными или разлучались с женами, но научает нас благоугождение Богу предпочитать всему плотскому. Поскольку от проповеди Евангелия имела возгореться брань между людьми, так что дети должны были отрекаться от отцов, то Господь и говорит: кто оставит ради Евангелия плотское родство и вообще все плотское, тот и в сем веке получит все это во сто крат более, и в будущем — жизнь вечную. Поэтому уже не получит ли и жен во сто раз больше? Да, — хотя проклятый Юлиан и глумился над этим. Ибо, скажи мне, какую пользу приносит жена в хозяйстве мужа? Вообще — она заботится о пище и одежде для своего мужа и в этом отношении вполне обеспечивает мужа. Посмотри же, как это было у апостолов. Сколько жен заботились о доставлении им одежды и пищи и служили им, так что сами они не имели попечения ни о чем, кроме слова и учения! Подобно тому, апостолы имели многих отцов и матерей, какими были для них все любившие их и сердечно заботившиеся о них. Петр оставил один дом свой, а впоследствии имел (как свои) все дома учеников своих. Он и ныне по всей земле имеет светлые домы — храмы во имя его. А еще важнее то, что святые наследовали все это в изгнании, то есть будучи гонимы за веру Христову, и в жестоких страданиях, но их страдания не были бесславием для них. Ибо они, казавшиеся в нынешнем веке последними, по причине претерпеваемых ими скорбей и гонений, — будут в будущем веке первыми за свое крепкое упование на Бога. Фарисеи, бывшие первыми, стали последними, а те, которые оставили все и последовали Христу, сделались первыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Астарте и прочим идолам. Мы понимаем, что также исчезнут, подобно рассвету, еретики и царь их, диавол или ересиарх, которых Бог любил во время детства их (когда они веровали, принадлежа к Церкви, и были младенцами и имели достоинство в имени Христовом) и вызвал их из скорби и мрака египетского. Вызвал же их чрез апостолов и учителей Церкви. Но, говорит, будучи вызваны Моими вождями, они удалились от лица их и стали кланяться Веелфегору, то есть служить своим порокам и похоти, а впоследствии начали приносить жертвы Ваалам и истуканам, измышленным ими. Ибо каждый из еретиков имеет своих богов, и всем тем подобиям, которые измышляются ими, они служат, как изваянным или вылитым истуканам. Вместо сказанного нами: из Египта Я вызвал сына Моего, LXX перевели: из Египта Я вызвал сыновей его, чего в еврейском нет, и ни для кого не может быть сомнения в том, что Матфей (гл. 2 ст. 15) привел свидетельство из этого места по подлинному еврейскому тексту. Поэтому пусть порицающие наш перевод укажут то Писание, из которого евангелист привел это свидетельство и изъяснил его в отношении к Господу Спасителю, когда Он возвратился из Египта в землю Израилеву; а так как они не могут указать, то пусть перестанут морщить чело, хмурить брови, водить носом, щелкать пальцами. На это место несправедливо нападает Юлиан Август в седьмой книге, изрыгнутой им против нас, то есть христиан, говоря, что евангелист Матфей то, что написано об Израиле, перенес на Христа, пользуясь простотою тех, которые уверовали из числа язычников. Ему мы коротко ответим: Матфей издал евангелие на еврейском языке, и его могли читать только те, которые были из евреев. Следовательно он сделал это не для того, чтобы морочить язычников. А если бы он хотел обморочить евреев, то оп был бы или скудоумным или несведущим: скудоумным, если он измыслил явную ложь, а несведущим, если он не знал, о чем здесь говорится. Что он не был скудоумным, это доказывает самая книга его, которая написана мудро и изложена стройно; несведущим же мы не можем назвать того, о котором, на основании других его свидетельств из Писаний, нам известно, что он знал закон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010